По охране труда для водителя трамвая 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По охране труда для водителя трамвая



 

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. К работе водителем трамвая (далее водитель) допускаются лица не моложе 20 лет, прошедшие:

- предварительный, при поступлении на работу, меди­цинский осмотр и признанные годными по состоянию здоровья;

- обучение в специальном учебном заведении;

- проверку знаний и имеющие допуск к самостоятельной работе в электроустановках напряжением до 1000В (Ш группа по электробезопасности, удостоверение установленного образца)

- вводный инструктаж требований охраны труда;

- первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте;

- стажировку.

Повторный инструктаж по охране труда водители проходят не реже одного раза в три месяца.

1.2. Водитель обязан проходить периодические медицинские осмотры в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

1.3. Водитель обязан проходить ежегодное обучение по охране труда по утвержденной программе обучения безопасным методам и приемам труда, проверку знаний требований охраны труда, Правил технической эксплуатации трамвая, Правил техники безопасности на городском электротранспорте, Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей и Межотраслевых правил по охране труда (Правил безопасности) при эксплуатации электроустановок, Правил дорожного движения, Должностной инструкции, Инструкции по производству маневровых работ на территории парка, Инструкции по сцепке и буксировке трамвайных вагонов, Межотраслевой инструкции по оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве, настоящей инструкции.

1.4. С водителем проводится внеплановый инструктаж по охране труда на рабочем месте:

- при изменении требований охраны труда;

- при внесении изменений или дополнений в инструкцию по охране труда;

- при несоблюдении водителем требований охраны труда, что могло привести или привело к несчастному случаю или другой чрезвычайной ситуации;

- по требованию представителей органов государственного надзора и контроля;

- после перерыва в работе более 30 календарных дней;

- при вводе в эксплуатацию новой техники и оборудования.

1.5. Водитель обязан соблюдать трудовую дисциплину, правила внутреннего трудового распорядка, установленные режимы труда и отдыха, требования настоящей инструкции.

1.6. На территории предприятия или в ином месте работы запрещается употреблять спиртные напитки, принимать наркотические или иные токсические вещества.

1.7. На территории предприятия или в ином месте работы запрещается находиться в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

1.8. Водителю запрещается курить и пользоваться открытым огнем на рабочем месте (курить разрешается только в специально отведенных и оборудованных для этих целей местах).

1.9. Водитель обязан иметь и выполнять работу в соответствующих средствах индивидуальной защиты:

- хлопчатобумажные рукавицы - срок носки 2 месяца;

- перчатки диэлектрические – дежурные;

- галоши резиновые диэлектрические – дежурные;

- жилет сигнальный - срок носки 12 месяцев.

 

1.9.1.При переводе стрелок вручную (вагон должен быть в поле зрения водителя) или при выполнении других работ, связанных с выходом на проезжую часть дороги, водитель обязан надеть сигнальный жилет.

1.9.2. Во избежание поражения электрическим током при обслуживании действующих электроустановок водитель обязан пользоваться диэлектрическими перчатками.

1.9.3. Диэлектрические перчатки должны храниться отдельно от инструмента.

1.9.4. При получении приборов управления водитель обязан проверить: наличие диэлектрических перчаток, произвести их осмотр на отсутствие внешних повреждений, проколов путем скручивания их в сторону пальцев, срок их применения. Пользоваться неисправными средствами защиты, или средствами защиты, срок годности которых истек, запрещается. При работе в диэлектрических перчатках их края надеваются поверх рукавов верхней одежды.

1.10.Опасные и вредные производственные факторы:

- движущийся транспорт;

- повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;

- повышенный уровень шума на рабочем месте;

- повышенный уровень вибрации;

- повышенное значение напряженности переменного электрического поля;

- повышенный уровень статического электричества и электромагнитных излучений;

- возможность поражения электрическим током;

- недостаточная освещенность рабочей зоны;

- нервно-психические перегрузки;

- интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки;

- монотонность нагрузок;

- режим работы.

1.11. Водитель обязан уметь оказывать пострадавшему при несчастном случае первую помощь.

1.12. Водитель обязан:

- немедленно известить диспетчера, непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни или здоровью людей, о каждом несчастном случае на производстве, об ухудшении состояния своего здоровья (проявление признаков острого заболевания, отравления, а также профессионального заболевания), дорожно-транспортном происшествии и технических неисправностях подвижного состава;

- поддерживать порядок в салоне и в кабине водителя;

- соблюдать правила личной гигиены: мыть руки с мылом перед приемом пищи, пищу принимать в установленных для этого местах (конечная станция, столовая парка и т.п.).

1.13. Лица, нарушающие требования настоящей Инструкции, привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством.

 

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Водитель обязан:

- прибыть на работу в форменной одежде и удобной обуви.

- пройти предрейсовый медицинский осмотр.

- предъявить диспетчеру: путевой лист (наряд на работу водителя) с личной подписью о готовности к работе и отметкой о прохождении предрейсового медицинского осмотра, водительское удостоверение, книжку водителя, удостоверение на право работы в электроустановках до 1000В. После получения у диспетчера допуска к работе, разрешения от мастера (штамп и подпись в книге поезда), приступить к приемке вагона (поезда).

2.2. Приемку и подготовку трамвайного вагона (поезда) к работе в парке и при смене на линии водитель должен производить согласно Должностной инструкции водителя трамвая и Правилам технической эксплуатации трамвая.

2.2.1. Водитель должен произвести осмотр и опробование механизмов вагона (поезда), убедиться в готовности к работе, а также в отсутствии неисправностей вагона, в наличии сигнального жилета, пригодных к применению диэлектрических перчаток, хлопчатобумажных рукавиц, огнетушителей, противооткатных упоров, сцепных приборов, знака аварийной остановки, аптечки первой помощи.

2.2.2. При нахождении на территории депо и приемке вагона водитель должен проявлять осторожность, следить за движением проходящих вблизи трамвайных поездов и техники.

2.2.3. Перед постановкой токоприемника на контактный провод и выездом со смотровой канавы, водитель должен убедиться:

- в отсутствии запрещающих плакатов на подвижном составе;

- в том, что кожухи (ограждения) электрооборудования вагона находятся в закрытом состоянии;

- в том, что высоковольтные цепи отключены;

- в отсутствии посторонних предметов на рельсах и вблизи них;

- в отсутствии людей на крыше, в салоне, под вагоном и перед ним.

При наличии на вагонах запрещающих плакатов (даже при отсутствии рабочих) или рабочих, производящих работу, водителю запрещается начинать приемку поезда. В этом случае водитель должен обратиться к мастеру.

2.2.4. Перед началом движения трамвайного вагона (поезда) по территории парка или в депо водитель обязан:

- убедиться в отсутствии ремонтных рабочих в салоне, в смотровой канаве, на крыше вагона (поезда);

- в отсутствии на рельсах или на близком от них расстоянии предметов, мешающих движению;

- проверить, закрыты ли люки в салоне и откидные борта вагона;

- при наличии блокировки контактного провода в депо – выезд производить только по разрешающему сигналу (красному);

- закрыть двери, поднять токоприемник, громко сделать следующее объявление: «Вагон № ___ трогается со смотровой канавы № ___», подать 3 предупредительных звонка;

- начать движение с 1-ой ходовой позиции, «тронуть» трамвай (дать два толчка), после чего отключить контроллер, движение продолжить при отсутствии помех и тревожных криков;

- производить движение по территории депо со скоростью 5 км/час, в негабаритных местах, проемах ворот - 3 км/час;

- убедиться перед выездом из депо, что ворота полностью открыты, зафиксированы в открытом состоянии, людей на пути нет, выезд производить на маневровой позиции;

- при подъезде к воротам депо и проезде их подавать сигналы звонком.

2.3. При работе на торцевых частях вагона (протирка лобового стекла, регулировка зеркала бокового вида или стеклоочистителя) необходимо пользоваться подставками. Разрешается производить указанные работы без подставки при наличии специальных ручек на торцевой части вагона.

Запрещается производить работы на торцевых частях вагона, стоящего на смотровой канаве, без перекрытия канавы надежным переходным мостиком.

2.3.1. Запрещается производить протирку разбитых или лопнувших стекол. Разбитое стекло следует удалять в рукавицах, при этом необходимо вынуть сначала верхнюю часть стекла, затем нижнюю.

2.4. При подметании подножек вагона необходимо соблюдать осторожность, чтобы мусор не попал на находящихся вблизи вагона людей.

2.5. При открывании или закрывании окон в салоне вагона запрещается упираться о край стекла ладонью или кистью руки.

2.6. При необходимости замены экипировки поезда переносить и устанавливать стеклянные и металлические вывески только в рукавицах.

2.7. Запрещается на кожухи шкафов, автоматических выключателей, щитков класть металлические и прочие предметы.

2.8. При приемке и работе на трамвайном поезде, оборудованном межвагонным высоковольтным кабелем, водитель должен помнить, что с любого поднятого пантографа высокое напряжение подаётся на весь поезд, потому все работы на любом из вагонов, связанные с осмотром или устранением неисправностей электрооборудования, должны производиться при оттянутых токоприемниках и выключенных автоматических выключателях на всех вагонах.

2.9. ЗАПРЕЩАЕТСЯ ПОДНИМАТЬСЯ НА КРЫШУ ВАГОНА И УСТРАНЯТЬ ТАМ КАКИЕ-ЛИБО НЕИСПРАВНОСТИ.

2.10. При обнаружении неисправностей, с которыми запрещается эксплуатация трамвайного вагона (поезда) на линии (ПТЭ п. 3.3.2, 2001г.), водитель обязан сообщить об этом ответственному по выпуску и сделать записать в книге поезда.

2.11. Для обеспечения безопасности при нахождении на территории парка водитель должен знать и соблюдать общие правила безопасности.

2.12. При нахождении на территории парка запрещается:

- стоять или проходить в проеме ворот, когда в нем стоит или движется вагон;

- стоять или проходить между вагоном и опорой или иным сооружением на междупутье во время движения или перед началом движения;

- входить или выходить из вагона на ходу или находиться на подножке во время движения;

- находиться на крыше вагона, прыгать с крыши одного вагона на крышу другого;

- прыгать через смотровую канаву или переходить по случайно положенным доскам, прыгать в смотровую канаву;

- спускаться в смотровую канаву, находиться в ней или выходить из неё во время движения по ней вагона (поезда), ходить по краю смотровой канавы во избежание падения;

- зажигать огонь и курить вне предназначенных для курения местах, подходить с открытым огнем к таре из-под горюче-смазочных материалов;

- включать станки, механизмы, агрегаты, находящиеся в депо, и работать на них.

2.13. Необходимо ходить по территории парка и депо только по пешеходным проходам, согласно установленным знакам и разметке.

 

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. При работе на линии и во всех ситуациях, угрожающих безопасности пассажиров, пешеходов, трамваю или лично водителю, необходимо выполнять требования своей должностной инструкции, относящиеся к безопасности движения, требованиям охраны труда, правилам работы на линии.

3.2. Сообщать о дорожно-транспортных происшествиях и аварийных ситуациях Старшему диспетчеру диспетчерского отдела Службы движения.

3.3. Вести трамвай со скоростью, не превышающей установленных Правилами технической эксплуатации трамвая и Правилами дорожного движения ограничений, с учетом состояния пути, дорожного покрытия, особенностей контактной сети, атмосферных условий, интенсивности движения транспорта, выбирая, применительно к указанным обстоятельствам, такую дистанцию, чтобы избежать столкновения с находящимся впереди подвижным составом.

Запрещается:

3.3.1. следовать за впереди идущим поездом на расстоянии менее 60 метров при скорости движения до 20 км/час и менее 120 метров при скорости движения более 20 км/час, на спусках дистанция выбирается в зависимости от скорости и дорожных условий, но не менее 120 метров;

3.3.2. приближаться к впереди стоящему поезду на расстояние менее 15 метров на прямом участке и менее 60 метров - на спусках.

3.3.3. проезжать трамвайные пути, покрытые мокрым снегом или водой, со скоростью движения более 5 км/час. При уровне воды свыше 50 мм протяжением более 5м. движение запрещено.

3.4. В густом тумане, в метель, при плохой видимости в темное время суток, водитель обязан:

- включить фары, габаритные огни и все группы освещения поезда;

- при видимости менее 30 метров двигаться со скоростью не более 5 км/час.

3.5. Водитель обязан, остановить трамвай немедленно в следующих случаях:

- при наличии препятствия движению;

- при внезапном стуке, толчке, тревожных криках людей;

- при признаках возгорания, задымлении вагона;

- при опасности наезда на пешехода или столкновения;

- при неясном сигнале светофора;

- перед неправильно переведенной стрелкой или неплотно прилегающим пером стрелки;

- при сходе вагона с рельсов, обрыве контактной сети;

- при нахождении на трамвайных путях монтеров пути.

3.6. Если водителю необходимо оставить поезд даже на короткий срок, он обязан:

- затормозить его ручным тормозом;

- отключить автоматические выключатели АВ-1 и АВ-2, цепи управления;

- поставить рукоятку контроллера в положение «0» и взять ее с собой, если предусмотрено конструкцией;

- закрыть кабину;

- надеть сигнальный жилет;

Повернуться лицом в сторону движения, сойти на землю в момент, когда нет угрозы от движущихся транспортных средств. Спускаться по ступенькам, соблюдая осторожность и держась за поручни. Обходить стоящий вагон только спереди.

Водителю запрещается оставлять поезд на подъемах и спусках.

3.7. При вынужденной длительной остановке поезда (неисправности, ремонте, сцепке) водитель должен выставить знак аварийной остановки, при остановке на уклоне - установить противооткатные упоры.

3.8. При переводе стрелки вручную водитель должен пользоваться специальным ломиком, который вставляется на всю глубину пера. Работу производить в хлопчатобумажных рукавицах и сигнальном жилете, соблюдая осторожность в случае, если стрелка покрыта льдом или водой.

3.9. При обрыве контактного провода оградить место обрыва и не допускать посторонних лиц на поврежденный участок. О повреждениях сообщить Старшему диспетчеру диспетчерского отдела Службы движения.

3.10. Если токоприемник зацепился за провода или спец.части контактной сети, то, во избежание обрыва проводов, до прибытия бригады скорой технической помощи принимать какие-либо меры по его высвобождению запрещается.

3.11. При проезде повреждённого участка контактной сети с опусканием токоприемника, запрещается наматывать веревку на кисть руки. На втором вагоне поезда токоприемник должен быть опущен и поставлен на предохранительный крюк. Работу производить в хлопчатобумажных рукавицах.

3.12. При смене предохранителей в низковольтном щитке или устранении неисправностей аппаратов низковольтных цепей необходимо надеть диэлектрические перчатки, оттянуть токоприемник, поставить его на предохранительный крюк, отключить аккумуляторную батарею и мотор-генератор (ТЗУ, БПН).

3.13. Работа по замене предохранителей в высоковольтном шкафу должна производиться в диэлектрических перчатках, при опущенном и поставленном на крюк токоприемнике и выключенных автоматах АВ-1 и АВ-2.

3.14. На поездах, оборудованных межвагонным высоковольтным кабелем, при смене предохранителей на втором вагоне необходимо убедиться, что токоприемник первого вагона опущен и поставлен на предохранительный крюк, электрические цепи отключены.

3.15. Поднимать токоприемник и включать электрические цепи после смены предохранителей или ремонта разрешается, предварительно закрыв крышки шкафа или щитка.

3.16. Водителю запрещается:

3.16.1 приступать к работе, если не обеспечены безопасные условия труда;

3.16.2 выполнять какие–либо работы, не предусмотренные Должностной инструкцией;

3.16.3 выезжать на неисправном или недоукомплектованном вагоне;

3.16.4 начинать движение с открытыми дверьми, высовываться из окна;

3.16.5 снимать, открывать ограждения (кожухи) электроаппаратов, работать без ограждений;

3.16.6 включать не огражденные или имеющие неисправные, незакрепленные ограждения электроотопительные устройства салона и кабины;

3.16.7 производить включение, отключение межвагонного кабеля на двухвагонном поезде, а также замену высоковольтных предохранителей без диэлектрических перчаток, при незакрепленном в оттянутом положении токоприемнике.

3.17. При работе на парном поезде с одним кондуктором водитель обязан:

3.17.1. быть внимательным и обеспечивать безопасность кондуктора при выходе его из вагона и переходе в другой вагон;

3.17.2. при выходе из вагона кондуктор должен подать по звонковой сигнализации три коротких звонка (стоп), при входе в вагон — один длинный звонок (движение вперед) или, по возможности, лично оповестить водителя о переходе из вагона в вагон;

3.17.3. убедиться в зеркало бокового вида, что переход кондуктора из вагона в вагон завершен;

3.17.4. объявить по трансляции: "Двери закрываются", закрыть двери поезда и, убедившись в полной безопасности, начать движение;

3.17.5. периодически объявлять по трансляции для пассажиров о том, что поезд обслуживается одним кондуктором.

 

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. При возникновении ситуаций, которые могут привести к авариям и несчастным случаям, водитель должен немедленно поставить в известность старшего диспетчера диспетчерского отдела Службы движения.

4.2. В аварийных ситуациях, когда водитель вынужден произвести высадку пассажиров вне зоны обязательной остановки, он должен приять меры к обеспечению безопасности выхода пассажиров, предупредив их о соблюдении осторожности при выходе.

4.3. Передвижение трамвайных вагонов, не имеющих собственного хода, с неисправностями тормозной системы или другими неисправностями, не обеспечивающими безопасность движения, должно производиться буксировкой исправным вагоном или средствами скорой технической помощи. При сцепке и буксировке водитель должен выполнять требования Инструкции по сцепке и буксировке трамвайных вагонов. Водителю разрешается производить сцепку на линии только аварийными сцепными приборами на прямом участке пути. На кривых или уклонах сцепка производится после прибытия аварийной бригады или линейного работника, обученного правилам сцепки и буксировки. Буксировка неисправного поезда должна производиться в сопровождении машины скорой технической помощи, со скоростью движения не более 15 км/час.

4.4. При возникновении возгорания в вагоне водитель должен:

- остановить поезд;

- открыть двери для высадки пассажиров;

- опустить токоприемники на всех вагонах поезда и поставить их на предохранительный крюк, при невозможности опустить токоприемник из кабины водителя, опустить его, пользуясь второй наружной веревкой;

- отключить аккумуляторные батареи (ВНЦ) на всех вагонах;

- приступить к тушению пожара;

- при необходимости вызвать пожарную команду через Старшего диспетчера диспетчерского отдела Службы движения.

4.5. При неисправности контактной сети водитель обязан остановить поезд за 30 метров до неисправного участка, оценить характер повреждения. При обрыве контактного провода - оградить место падения провода и, до прибытия бригады скорой технической помощи, не допускать в опасную зону на расстоянии менее 5 метров посторонних лиц, предупреждать водителей проходящего транспорта об опасности.

4.6. При обнаружении утечки тока на корпусе вагона водитель обязан:

- остановить поезд, отключить высоковольтное и низковольтное оборудование;

- уточнить у пассажиров, где и при каких обстоятельствах «бьет током»;

- высадить пассажиров при соблюдении безопасности движения;

- подготовить вагон (поезд) к буксировке, произвести сцепку с исправным вагоном (поездом) и в сопровождении бригады скорой технической помощи (Инструкция по сцепке и буксировке трамвайных вагонов), следовать до ближайшей конечной станции или трамвайного парка, предварительно сообщив о случившемся Старшему диспетчеру диспетчерского отдела Службы движения, линейному работнику.

4.7. Если во время работы произошел несчастный случай, водитель обязан немедленно оказать пострадавшему первую помощь, вызвать скорую помощь или принять меры по доставке пострадавшего в лечебное учреждение, доложить о случившемся Старшему диспетчеру диспетчерского отдела Службы движения, администрации парка. Сохранять, по возможности, обстановку, при которой произошел несчастный случай (если это не сопряжено с опасностью для здоровья людей или длительной задержкой движения), до прибытия должностных лиц, проводящих расследование.

4.8. Последовательность оказания первой помощи:

- устранить воздействие на организм факторов, угрожающих здоровью и жизни пострадавшего (освободить от действия электрического тока, погасить горящую одежду и т.д.), оценить состояние пострадавшего;

- определить характер и тяжесть травмы, представляющую наибольшую угрозу для жизни пострадавшего и последовательность действий по его спасению;

- выполнить необходимые мероприятия по спасению пострадавшего в порядке срочности (провести искусственное дыхание, наружный массаж сердца, остановить кровотечение, зафиксировать место перелома, наложить повязку и т.п.);

- поддерживать жизненные основные функции пострадавшего до прибытия скорой медицинской помощи.

 

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. Привести в порядок кабину водителя. При смене на конечной станции или на линии передать вагон (поезд) водителю второй смены, руководствуясь требованиями Должностной инструкцией водителя трамвая.

5.2. На последней, обязательной остановке перед въездом на территорию парка, высадить пассажиров, убедиться, что в салоне нет людей и посторонних предметов, закрыть двери и окна.

5.3. Следить внимательно при въезде в депо за положением и маневрирующими поездами, секционные изоляторы проходить в режиме выбега.

5.4. Предъявить вагон приемщику подвижного состава, выключить автоматические выключатели и высоковольтные и низковольтные электрические цепи, затормозить вагон (поезд) ручным тормозом, выпустить воздух из магистрали через концевой кран, опустить токоприемники и поставить их на предохранительные крюки.

5.5. Сдать приборы управления, средства индивидуальной защиты, съемный экипировочный инвентарь.

5.6. Пройти послерейсовый медицинский осмотр, сдать путевой лист диспетчеру парка.

При необходимости, оформить заявку в книге поезда на техническую неисправность.

Инструкцию разработал:

Начальник Службы подвижного состава

СПб ГУП «ГОРЭЛЕКТРОТРАНС» А.А. Сорокин

СОГЛАСОВАНО

Начальник отдела охраны труда



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1976; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.147.53 (0.074 с.)