По охране труда для водителя трамвая 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По охране труда для водителя трамвая



ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1.К работе водителем трамвая (далее водитель) допускаются лица не моложе 20 лет, прошедшие:

- предварительный, при поступлении на работу, медицинский осмотр и признанные годными по состоянию здоровья;

- обучение в специальном учебном заведении;

- проверку знаний правил работы в электроустановках и имеющие допуск к самостоятельной работе в электроустановках напряжением до 1000В (Ш группа по электробезопасности, удостоверение установленного образца);

- вводный инструктаж по охране труда;

- первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте;

- стажировку в течение 2-14 смен;

- проверку знаний требований охраны труда.

Допуск к самостоятельной работе оформляется приказом по ОСП.

Повторный инструктаж по охране труда водители проходят не реже одного раза в три месяца.

1.2.Водитель обязан проходить периодические медицинские осмотры в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

1.3.Водитель обязан проходить ежегодное обучение по охране труда по утвержденной программе обучения безопасным методам и приемам труда, проверку знаний требований охраны труда, Правил технической эксплуатации трамвая, Правил техники безопасности на городском электротранспорте, Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, Правил дорожного движения, Должностной инструкции, Инструкции по производству маневровых работ на территории парка, Инструкции по сцепке и буксировке трамвайных вагонов, Межотраслевой инструкции по оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве, Правил противопожарного режима в Российской Федерации, настоящей инструкции.

1.4.С водителем проводится внеплановый инструктаж по охране труда на рабочем месте:

- при изменении требований охраны труда;

- при внесении изменений или дополнений в инструкцию по охране труда;

- при несоблюдении водителем требований охраны труда, что могло привести или привело к несчастному случаю или другой чрезвычайной ситуации;

- по требованию представителей органов государственного надзора и контроля;


- после перерыва в работе более 30 календарных дней;

- при вводе в эксплуатацию новых типов подвижного состава и оборудования.

1.5.Водитель обязан соблюдать трудовую дисциплину, правила внутреннего трудового распорядка, установленные режимы труда и отдыха, требования настоящей инструкции.

1.6.На территории предприятия или в ином месте работы водителю запрещается:

1.6.1 Употреблять спиртные напитки, принимать наркотические или иные токсические вещества;

1.6.2 Находиться в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

1.6.3. Курить и пользоваться открытым огнем на рабочем месте (курить разрешается только в специально отведенных и оборудованных для этих целей местах).

1.7.Водитель обязан иметь и выполнять работу в соответствующих средствах индивидуальной защиты:

- хлопчатобумажные рукавицы или перчатки с полимерным покрытием (срок носки 2 месяца);

- перчатки диэлектрические – дежурные;

- галоши диэлектрические – дежурные;

- жилет сигнальный (срок носки 12 месяцев).

Запрещается использовать СИЗ не по назначению.

1.7.1.При переводе стрелок вручную (вагон должен быть в поле зрения водителя) или при выполнении других работ, связанных с выходом на проезжую часть дороги, водитель обязан надеть сигнальный жилет, хлопчатобумажные рукавицы.

1.7.2.Во избежание поражения электрическим током при обслуживании действующих электроустановок водитель обязан пользоваться диэлектрическими перчатками.

1.7.3.Диэлектрические перчатки должны храниться отдельно от инструмента.

1.7.4.При получении в инструментальной кладовой закрепленных за вагоном инструментов и документов, а также перед каждым применением водитель обязан проверить наличие диэлектрических перчаток, произвести их осмотр на отсутствие внешних повреждений, проколов путем скручивания их в сторону пальцев, срок их применения. Пользоваться неисправными средствами защиты, или средствами защиты, срок годности которых истек, запрещается. При работе в диэлектрических перчатках их края надеваются поверх рукавов верхней одежды.

1.8.Опасные и вредные производственные факторы:

-движущийся транспорт;

- повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;

- повышенный уровень шума на рабочем месте;

- повышенный уровень локальной и общей вибрации;

- возможность поражения электрическим током;

- световая среда;

- сенсорные нагрузки;

- монотонность нагрузок;

- режим работы.


1.9.Водитель обязан знать приемы и уметь оказывать пострадавшему при несчастном случае первую помощь.

1.10.Водитель обязан:

- немедленно известить старшего диспетчера диспетчерского отдела Службы движения, непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни или здоровью людей, о каждом несчастном случае на производстве, об ухудшении состояния своего здоровья (проявление признаков острого заболевания, отравления, а также профессионального заболевания), дорожно-транспортном происшествии и технических неисправностях подвижного состава;

- поддерживать порядок в салоне и в кабине водителя;

- соблюдать правила личной гигиены: мыть руки с мылом перед приемом пищи, пищу принимать в установленных для этого местах (конечная станция, столовая парка и т.п.).

1.11.Водитель должен вести себя корректно и не допускать противоправных действий по отношению к пассажирам и другим работникам парка.

1.12.Лица, нарушающие требования настоящей Инструкции, привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством.

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1.Водитель обязан:

- прибыть на работу в форменной одежде и удобной обуви. Обувь должна быть закрытой на устойчивым каблуке высотой не более 4 см. Запрещается работать в легкой обуви - в тапочках, босоножках и т.д.;

- пройти предрейсовый медицинский осмотр;

- предъявить диспетчеру: путевой лист с личной подписью о готовности к работе и отметкой о прохождении предрейсового медицинского осмотра, водительское удостоверение, книжку водителя, удостоверение на право работы в электроустановках до 1000В. После получения у диспетчера допуска к работе, разрешения от мастера (штамп и подпись в книге трамвая), приступить к приемке вагона (поезда).

2.2.Приемку и подготовку трамвайного вагона (поезда) к работе в парке и при смене на линии водитель должен производить согласно Должностной инструкции водителя трамвая, Правилам технической эксплуатации трамвая с соблюдением требований охраны труда.

2.2.1.Водитель должен произвести осмотр и опробование механизмов вагона (поезда), убедиться в готовности к работе, а также при отсутствии неисправностей вагона, в наличии сигнального жилета, пригодных к применению диэлектрических перчаток, хлопчатобумажных рукавиц, огнетушителей, противооткатных упоров, сцепных приборов, знака аварийной остановки, аптечки первой помощи.

2.2.2.При нахождении на территории депо и приемке вагона водитель должен соблюдать требования охраны труда, следить за движением проходящих вблизи трамвайных вагонов (поездов) и техники.

2.2.3.Перед постановкой токоприемника на контактный провод и выездом со смотровой канавы, водитель должен убедиться:

- в отсутствии запрещающих плакатов на подвижном составе;

- в том, что кожухи (ограждения) электрооборудования вагона находятся в закрытом состоянии;


- в том, что высоковольтные цепи отключены;

- в отсутствии посторонних предметов на рельсах и вблизи них;

- в отсутствии людей на крыше вагона, в салоне, под вагоном и перед ним.

При наличии на вагонах запрещающих плакатов (даже при отсутствии рабочих) или рабочих, производящих работу, водителю запрещается начинать приемку поезда. В этом случае водитель должен обратиться к мастеру.

2.2.4.Перед началом движения трамвайного вагона (поезда) на территории парка или в депо водитель обязан:

- убедиться в отсутствии запрещающих плакатов на подвижном составе;

- убедиться, что кожухи (ограждения) электрооборудования находятся в «закрытом состоянии»;

- убедиться в отсутствии ремонтных рабочих (в поезде, в смотровой канаве, на крыше вагона);

- убедиться в отсутствии на рельсах или на близком от них расстоянии предметов, мешающих движению поезда;

- проверить, закрыты ли откидные борта;

- при наличии блокировки контактного провода в депо, убедиться в наличии разрешающего сигнала;

- окриком: «Осторожно, поезд №..…, трогается с пути №..…», предупредить об отправлении поезда, подать 3 предупредительных звонка, дважды включить на маневровую позицию, с интервалом между рывками не менее 2-х секунд, сразу же выключая контроллер;

- закрыть двери и, обеспечивая безопасность движения, выехать с территории депо или места стоянки трамвая (при движении поезда должна быть открыта первая дверь первого вагона);

- соблюдать скорость движения поезда по путям депо и территории парка не более 5 км/час;

- при подъезде к воротам депо и проезде их подавать сигналы звонком.

2.3.При работе на торцевых частях вагона (протирка лобового стекла, регулировка зеркала бокового вида или стеклоочистителя) необходимо пользоваться подставками. Разрешается производить указанные работы без подставки при наличии специальных ручек на торцевой части вагона.

Запрещается производить:

2.3.1. Работы на торцевых частях вагона, стоящего на смотровой канаве, без перекрытия канавы надежным переходным мостиком;

2.3.2. Протирку разбитых или лопнувших стекол. Разбитое стекло следует удалять в рукавицах, при этом необходимо вынуть сначала верхнюю часть стекла, затем нижнюю.

2.4.При подметании подножек вагона необходимо соблюдать осторожность, чтобы мусор не попал на находящихся вблизи вагона людей.

2.5.При открывании или закрывании окон в салоне вагона запрещается упираться в край стекла ладонью или кистью руки.

2.6.При необходимости замены экипировки поезда, переносить и устанавливать стеклянные и металлические вывески призводить только в рукавицах.

2.7.Запрещается на кожухи шкафов, электрических печей, автоматических выключателей, щитков класть металлические и прочие предметы.

2.8.При приемке и работе на трамвайном поезде, оборудованном межвагонным высоковольтным кабелем, водитель должен помнить, что с любого поднятого пантографа высокое напряжение подается на весь поезд, поэтому все работы


на любом из вагонов, связанные с осмотром или устранением неисправностей электрооборудования, должны производиться при оттянутых токоприемниках и выключенных автоматических выключателях на всех агонах.

2.9.Запрещается подниматься на крышу вагона и устранять там какие-либо неисправности.

2.10.При обнаружении неисправностей, с которыми запрещается эксплуатация трамвайного вагона (поезда) на линии (п. 3.3.2 ПТЭ, 2001г.), водитель обязан сообщить об этом ответственному по выпуску и сделать запись в книге трамвая.

2.11.Для обеспечения безопасности при нахождении на территории парка водитель должен знать и соблюдать общие правила безопасности.

2.12.При нахождении на территории парка запрещается:

- стоять или проходить в проеме ворот, когда в нем стоит или движется вагон;

- стоять или проходить между вагоном и опорой или иным сооружением на междупутье во время движения или перед началом движения;

- входить или выходить из вагона на ходу или находиться на подножке во время движения;

- находиться на крыше вагона, прыгать с крыши одного вагона на крышу другого;

- прыгать через смотровую канаву или переходить по случайно положенным доскам, прыгать в смотровую канаву;

- спускаться в смотровую канаву, находиться в ней или выходить из нее во время движения по ней вагона (поезда), ходить по краю смотровой канавы во избежание падения;

- зажигать огонь и курить в непредназначенных для курения местах, подходить с открытым огнем к таре из-под горюче-смазочных материалов;

- включать станки, механизмы, агрегаты, находящиеся в депо, работать на них.

2.13.Необходимо ходить по территории парка и депо только по пешеходным проходам, согласно установленным знакам и разметке.

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

Водитель обязан выполнять только ту работу, которая поручена руководителем, входит в круг его профессиональных обязанностей, с безопасными методами проведения которой он ознакомлен.

3.1.При работе на линии и во всех ситуациях, угрожающих безопасности пассажиров, пешеходов, трамваю или лично водителю, необходимо выполнять требования своей должностной инструкции, относящиеся к безопасности движения, требованиям охраны труда, правилам работы на линии.

3.2.Сообщать о дорожно-транспортных происшествиях и аварийных ситуациях старшему диспетчеру диспетчерского отдела Службы движения.

3.3.Вести трамвай со скоростью, не превышающей установленных Правилами технической эксплуатации трамвая и Правилами дорожного движения

ограничений, с учетом состояния пути, дорожного покрытия, особенностей контактной сети, атмосферных условий, интенсивности движения транспорта, выбирая, применительно к указанным обстоятельствам, такую дистанцию, чтобы избежать столкновения с находящимся впереди подвижным составом.

Запрещается:

3.3.1.следовать за впереди идущим поездом на расстоянии менее 60 метров при скорости движения до 20 км/час и менее 120 метров при скорости


движения более 20 км/час, на спусках дистанция выбирается в зависимости от скорости и дорожных условий, но не менее 120 метров;

3.3.2.приближаться к впереди стоящему поезду на расстояние менее 15 метров на прямом участке и менее 60 метров - на спусках.

3.3.3.проезжать трамвайные пути, покрытые мокрым снегом или водой, со скоростью движения более 5 км/час. При уровне воды свыше 50 мм протяженностью более 5м движение запрещено.

3.4. В густом тумане, в метель, при плохой видимости в темное время суток, водитель обязан:

- выбирать оптимальный режим движения, обеспечивающий безопасность движения и сохранность подвижного состава;

- включить все наружные и габаритные огни, все освещение салона, противотуманные фары (при наличии) и задний противотуманный фонарь (если предусмотрено конструкцией) и все группы освещения поезда;

- при видимости менее 30м двигаться со скоростью не более 5 км/час.

3.5. Водитель обязан, остановить трамвай немедленно в следующих случаях:

- при наличии препятствия движению;

- при внезапном стуке, толчке, тревожных криках людей;

- при признаках возгорания, задымлении вагона;

- при опасности наезда на пешехода или столкновения;

- при неясном сигнале светофора;

- перед неправильно переведенной стрелкой или неплотно прилегающим пером стрелки;

- при сходе вагона с рельсов, обрыве контактной сети;

- при нахождении на трамвайных путях ремонтных рабочих.

3.6.Если водителю необходимо оставить поезд даже на короткий срок, он обязан:

- затормозить его ручным тормозом;

- отключить автоматические выключатели АВ-1 и АВ-2, цепи управления; - поставить рукоятку контроллера в положение «0» и взять ее с собой, если это предусмотрено конструкцией вагона;

- надеть сигнальный жилет;

- закрыть кабину;

- повернуться лицом в сторону движения, сойти на землю в момент, когда нет угрозы от движущихся транспортных средств;

- спускаться по ступенькам, соблюдая осторожность и держась за поручни;

- обходить стоящий вагон только спереди.

Водителю запрещается оставлять поезд на подъемах и спусках.

3.7.При вынужденной длительной остановке поезда (неисправности, ремонте, сцепке) водитель должен включить аварийную сигнализацию, выставить знак аварийной остановки, при остановке на уклоне - установить противооткатные упоры.

3.8.При переводе стрелки вручную водитель должен пользоваться специальным ломиком, который вставляется на всю глубину пера.

Работу следует производить в хлопчатобумажных рукавицах и сигнальном жилете, соблюдая особую осторожность в случае, если стрелка покрыта льдом или водой.

3.9.При обрыве контактного провода, оградить место обрыва подручными средствами и не допускать посторонних лиц на поврежденный участок.


О повреждениях сообщить старшему диспетчеру диспетчерского отдела Службы движения.

3.10.Если токоприемник зацепился за провода или спецчасти контактной сети, то, во избежание обрыва проводов, до прибытия бригады скорой технической помощи принимать какие-либо меры по его высвобождению запрещается.

3.11.При проезде поврежденного участка контактной сети с опусканием токоприемника, запрещается наматывать веревку на кисть руки. На втором вагоне поезда токоприемник должен быть опущен, поставлен на предохранительный крюк и закреплен веревкой. Работу производить в хлопчатобумажных рукавицах. При движении в режиме автономного хода токоприемник должен быть опущен, установлен на крюк и закреплен веревкой.

3.12.При остановке поезда на обесточенном участке контактной сети необходимо на вагоне отключить высоковольтное оборудование, опустить токоприемник и вывести сцепленный поезд из-под обесточенного участка контактной сети буксировкой путем движения назад, не дожидаясь прибытия аварийной скорой технической помощи, для чего водитель буксируемого вагона привлекает для обеспечения безопасности движения необходимое количество водителей, остановившихся в ожидании окончания задержки.

При наличии второго пульта управления на буксируемом вагоне, движение сцепленных трамваев производится с данного пульта.

При наличии второго токоприемника на вагоне - использовать его, при опущенном и закрепленном первом токоприемнике.

Запрещается выводить трамвай из-под обесточенного участка:

- толканием бампер в бампер;

- с привлечением посторонних лиц;

- с использованием посторонних предметов.

3.13.При смене предохранителей в низковольтном щитке или устранении неисправностей аппаратов низковольтных цепей необходимо надеть диэлектрические перчатки, оттянуть токоприемник, поставить его на предохранительный крюк, отключить аккумуляторную батарею и мотор-генератор (ТЗУ, БПН).

3.14.Работа по замене предохранителей в высоковольтном шкафу должна производиться в диэлектрических перчатках, при опущенном и поставленном на крюк токоприемнике и выключенных автоматах АВ-1 и АВ-2.

3.15.На поездах, оборудованных межвагонным высоковольтным кабелем, при смене предохранителей на втором вагоне необходимо убедиться, что токоприемник первого вагона опущен и поставлен на предохранительный крюк, электрические цепи отключены.

3.16.Поднимать токоприемник и включать электрические цепи после смены предохранителей или ремонта разрешается, предварительно закрыв крышки шкафа или щитка.

3.17.Водителю запрещается:

3.17.1.приступать к работе, если не обеспечены безопасные условия труда;

3.17.2.выполнять какие–либо работы, не предусмотренные Должностной инструкцией;

3.17.3.выезжать на неисправном или недоукомплектованном вагоне;

3.17.4.начинать движение с открытыми дверьми вагона и кабины водителя, высовываться из окна;


3.17.5.снимать, открывать ограждения (кожухи) электроаппаратов, работать без ограждений;

3.17.6.включать неогражденные или имеющие неисправные, незакрепленные ограждения электроотопительные устройства салона и кабины;

3.17.7.производить включение, отключение межвагонного кабеля на поезде из двух вагонов, а также замену высоковольтных предохранителей без диэлектрических перчаток, при незакрепленном в оттянутом положении токоприемнике.

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1.При возникновении ситуаций, которые могут привести к авариям и несчастным случаям, водитель должен немедленно поставить в известность старшего диспетчера диспетчерского отдела Службы движения.

4.2.В аварийных ситуациях, когда водитель вынужден произвести высадку пассажиров вне зоны обязательной остановки, он должен принять меры к обеспечению безопасности выхода пассажиров, предупредив их о соблюдении осторожности при выходе.

4.3.Передвижение трамвайных вагонов, не имеющих собственного хода, с неисправностями тормозной системы или другими неисправностями, не обеспечивающими безопасность движения, должно производиться буксировкой исправным вагоном или средствами скорой технической помощи. При сцепке и буксировке водитель должен выполнять требования Инструкции по сцепке и буксировке трамвайных вагонов. Водителю разрешается производить сцепку на линии только аварийными сцепными приборами на прямом участке пути. На кривых или уклонах сцепка производится по прибытию аварийной бригады. Буксировка неисправного поезда должна производиться в сопровождении машины скорой технической помощи.

Скорость движения при буксировке:

- если неисправный вагон (поезд) находится впереди (толканием) - не более 10 км/час;

- если неисправный вагон (поезд) находится сзади - не более 15 км/час;

- при проезде посадочной зоны, прекрестков и пешеходных переходов, кривых участков пути, спецчастей, и крестовин – не более 5км в час.

4.4.При возникновении возгорания в вагоне водитель должен:

- остановить поезд;

- открыть двери для высадки пассажиров;

- отключить все высоковольтные и низковольтные электрические цепи;

- опустить токоприемники на всех вагонах поезда, поставить их на предохранительный крюк и закрепить веревкой;

- при необходимости вызвать пожарную команду через старшего диспетчера диспетчерского отдела Службы движения;

- отключить аккумуляторные батареи (ВНЦ) на всех вагонах;

- приступить к тушению пожара.

4.5.При неисправности контактной сети водитель обязан остановить поезд за 30 метров до неисправного участка, оценить характер повреждения. При обрыве контактного провода - оградить место падения провода, до прибытия бригады скорой технической помощи, не допускать в опасную зону

на расстоянии менее 5 метров посторонних лиц, предупреждать водителей проходящего транспорта об опасности.


4.6.При обнаружении утечки тока на корпусе вагона водитель обязан:

- остановить поезд, отключить высоковольтное и низковольтное оборудование;

- уточнить у пассажиров, где и при каких обстоятельствах «бьет током»;

- высадить пассажиров при соблюдении безопасности движения;

- подготовить вагон (поезд) к буксировке, произвести сцепку с исправным вагоном (поездом) и в сопровождении бригады скорой технической помощи (Инструкция по сцепке и буксировке трамвайных вагонов), следовать до ближайшей конечной станции или трамвайного парка, предварительно сообщив о случившемся старшему диспетчеру диспетчерского отдела Службы движения, линейному работнику.

4.7.Если во время работы произошел несчастный случай, водитель обязан немедленно оказать пострадавшему первую помощь, доложить о случившемся старшему диспетчеру диспетчерского отдела Службы движения (при необходимости вызвать через старшего диспетчера диспетчерского отдела Службы движения скорую помощь), администрации парка. Сохранять, по возможности, обстановку, при которой произошел несчастный случай (если это не сопряжено с опасностью для здоровья людей или длительной задержкой движения), до прибытия должностных лиц, проводящих расследование, записать данные свидетелей, при возможности, провести фотофиксацию.

4.8.Последовательность оказания первой помощи:

- устранить воздействие на организм факторов, угрожающих здоровью и жизни пострадавшего (освободить от действия электрического тока, погасить горящую одежду и т.д.), оценить состояние пострадавшего;

- определить характер и тяжесть травмы, представляющую наибольшую угрозу для жизни пострадавшего и последовательность действий по его спасению;

- выполнить мероприятия по спасению пострадавшего в порядке срочности (провести искусственное дыхание, наружный массаж сердца,

остановить кровотечение, зафиксировать место перелома, наложить повязку и т.п.);

- поддерживать жизненные основные функции пострадавшего до прибытия скорой медицинской помощи.

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1.Привести в порядок кабину водителя. При смене на конечной станции или на линии передать вагон (поезд) водителю второй смены, руководствуясь требованиями Должностной инструкции водителя трамвая.

5.2.На последней, обязательной остановке перед въездом на территорию парка, высадить пассажиров, убедиться, что в салоне нет людей и посторонних предметов, закрыть двери и окна.

5.3.Следить внимательно при въезде в депо за положением и маневрирующими поездами, секционные изоляторы проходить в режиме выбега.

5.4.Предъявить вагон приемщику подвижного состава, при постановке на отстой выключить автоматические выключатели и высоковольтные и низковольтные электрические цепи, затормозить вагон (поезд) ручным тормозом, выпустить воздух из магистрали через концевой кран, опустить токоприемники и поставить их на предохранительные крюки.


 

 

5.5.Сдать приборы управления, средства индивидуальной защиты, съемный экипировочный инвентарь.

5.6.Пройти послерейсовый медицинский осмотр, сдать путевой лист диспетчеру парка.

При необходимости, оформить заявку в книге трамвая на техническую неисправность.

 

 

Инструкцию разработал:

Начальник ОСП «Служба движения» И.А. Поняева

 

 

Согласовано

Начальник отдела охраны труда

СПб ГУП «ГОРЭЛЕКТРОТРАНС» Н.А. Разоренова


  Приложение №2
  к Должностной инструкции водителя трамвая Санкт-Петербурга
     
   
   
   

ИНСТРУКЦИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 587; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.70.131 (0.09 с.)