Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Руководство по чтению санскрита

Поиск

 

 

Для передачи текста сутр, а также санскритских стихов Шри Кришнамачарьи, в книге использована система транслитерации санскрита буквами кириллицы с диакритическими знаками.

 

Такие гласные, как а, и, у, о и согласные к, г, т, д, н, п, б, ч, м, р, в, Ш, с сходны с аналогичными русскими (однако после согласной в произно­сится как английское iv).

 

Е (э) произносится как в слове это; а, п, у вдвое длиннее соответству­ющих кратких гласных. Дифтонги аи, ау звучат как в словах май и аудитория.

 

Слогообразующие р, л можно произносить как ри и ли.

 

Дж произносится слитно, как в слове Джим. Джн по звучанию при­ближается к гь. Церебральные т, тх, д, дх, н отличаются от зубных тем, что кончик языка завернут назад и нижней стороной прикасается к переднему нёбу (на слух m, d воспринимаются как английские альвеольные t, d).

Особенность придыхательных кх, гх, чх, джх, дх, вх, тх, дх, пх, бх в том, что основной взрывной элемент сопровождается слабым звуком типа аглийского h. Носовое н звучит как в слове Конго, мягкое н — как в слове коал.

 

Неносовые сонанты и, ш напоминают русские и и мягкое ш (иена, общ­ность). Хих (висарга) соответствуют звонкому и глухому английским h, а л — английскому l; м — носовой призвук после гласной, как во француз­ском bоп.

САМАДХИПАДА

 

«Сутры» Патанджали подразделяются на четыре главы. Первая называется «Самадхипада» (глава о самадхи). В этой главе дается определение йоги, приводятся ее характеристики и разбираются проблемы, с которыми приходится сталкиваться на пути к состоянию йоги, а также методы решения этих проблем. Каждая сутра представлена сначала шрифтом деванагари, затем идет транслитерация санскритского текста, перевод (курсивом) и комментарий.

 

1.1

атха–йоганушасанам

 

В первой сутре, в соответствии с устной традицией, объявляется тема. В контексте древней санскритской литературы первое слово («атха») имеет дополнительный оттенок молитвы о счастливом начале и об успешном завершении предстоящей работы.

 

Здесь начинается авторитетное наставление по йоге. Патанджали указывает, что, хотя предмет данной работы имеет древнее происхож­дение и не является его собственным творением, он глубоко изучил этот предмет под руководством своего учителя и уже достаточно компетентен, чтобы поделиться сво­им пониманием с учениками. Его стиль рассчитан на то, чтобы они, в свою очередь, тоже могли напрямую передать знание своим ученикам с помощью традиционных устных методов.

 

1.2

йогаш читта-вртти-ниродхах

 

Что такое йога? Это слово имеет много интерпретаций и скрытых смыслов. Па­танджали дает определение, отражающее его собственное понимание данного слова.

 

Йога — это способность направлять ум целиком и полностью на один объект и придерживаться этого направления, ни на что не отвлекаясь.

 

Объект может быть конкретным — либо внешним по отношению к нам, либо являющимся частью нас самих. Объектом также может быть сфера интереса, идея или что-либо, находящееся за пределами эмпирического уровня, например Бог.

 

1.3

тада драштух сварупе вастханам

 

Тогда есть возможность полного и правильного понимания объекта.

 

В состоянии йоги различные предубеждения и плоды нашего воображения, которые могут мешать пониманию или искажать его, контролируются, уменьшаются или унич­тожаются. Преодолеваются склонность закрываться от непосредственного понимания и неспособность понимать.

 

1.4

вртти-сарупйам итаратра

Когда ум не находится в состоянии, называемом «йога»,

 

Способность понимать объект замещается представлением ума об этом объекте или полным непониманием.

 

Беспокойный ум редко может придерживаться одного направления. Если даже у него это получается, понимание объекта все равно будет ошибочным.

 

1.5

врттайах панчатаййах клиштаклиштах

 

Что такое ум? Патанджали определяет ум через виды умственной деятельности. Это единственный способ, позволяющий понять ум.

 

Существует пять видов деятельности ума. Каждый из них может приносить пользу, и каждый из них может быть источником проблем.

 

Невозможно сразу определить, принесет ли тот или иной вид умственной деятель­ности пользу или станет источником проблем. Результаты проявляются только со временем.

 

1.6

 

прамана-випарйайа-викалпа-нидра-смртайах

Вот эти пять видов деятельности: понимание, неправильное понимание, воображение, глубокий сон и память.

 

Каждый вид ментальной деятельности имеет свои характеристики. Хотя они не все­гда видны на поверхности, каждую из них можно распознать. Они воздействуют на наше поведение и на наши взгляды; это то, что формирует личность.

 

1.7

пратйакшануманагамах праманани

Каждому виду умственной деятельности дается определение.

 

Понимание основано на прямом наблюдении объекта, логических выводах и ссылках на надежные авторитетные источники.

 

Ум может регистрировать объект посредством органов чувств. Когда доступная ин­формация не полна или недостаточна для того, чтобы обрести понимание на основе эмпирического опыта, можно достичь более полного понимания объекта с помощью других средств, таких, как память и логика. Когда прямое понимание невозможно, допустимо опосредованное понимание, основанное на информации, полученной из на­дежных авторитетных источников, которыми могут быть письменный текст или человек, которому вы доверяете. Таким образом мы обретаем знание о местах, людях или идеях, находящихся вне сферы нашего непосредственного опыта. Понимание в состоянии «йога» отличается от понимания в обычном состоянии. Оно ближе к истин­ной природе объекта.

 

1.8

випарйайо митхйа-джнанам атад-рупа-пратиштхам

 

Неправильное понимание — это такое понимание, которое принимается за правильное до тех пор, пока более благоприятные условия не позволят раскрыть истинную природу объекта.

 

Этот вид умственной деятельности считается наиболее распространенным. Он мо­жет возникать в результате неправильного наблюдения или неправильной интерпретации увиденного. Причина кроется в нашей неспособности проникнуть вглубь того, что мы видим. Часто это является результатом прошлого опыта и воспитания. Ошибка может быть найдена позже или не найдена никогда. Цель занятий йогой — научиться распознавать и контролировать источники неправильного понимания (см. вторую главу «Сутр»).

 

1.9

шабда -джнананупатп васту-шунйо викалпах

 

Воображение — это понимание объекта на основе одних только слов и фраз, при отсутствии самого объекта.

 

Это происходит, когда нет возможности непосредственного восприятия. Воображе­ние ведет к пониманию, опираясь на значение, подтекст или скрытый смысл описания объекта. Этому может дополнительно помочь поэтическое или ораторское использование слов. Такой вид понимания может также основываться на других источниках: на снах, ощущениях и эмоциях. В данную разновидность ментальной деятельности час­то вносит вклад хранящийся в памяти прошлый опыт.

 

1.10

абхава-пратйайаламбана тамоврттир нидра

 

Глубокий сон — это состояние, в котором ум объят тяжестью, и нет ничего, кроме глубокого сна.

 

Сон — обычная, регулярная деятельность ума, для которой есть свое время. Но тяжесть может также возникать от скуки или истощения — они тоже приводят ко сну. Сон — нормальное состояние для всех живых существ.

 

1.11

апубхута -вишайасампрамошах смртих

Память — это сохранение в уме сознательного опыта.

 

Всякий сознательный опыт оставляет после себя впечатления, которые сохраняются в памяти личности. О воспоминаниях нельзя сказать, являются ли они истинными, лож­ными, неполными или воображаемыми.

 

Все эти функции ума вместе взятые и каждая из них в отдельности являются доказательством существования ума. Они настолько взаимосвязаны и сложны, что любая из них (кроме разве что сна) может рассматриваться скорее как матрица или род деятельности, чем как отдельный объект с ограниченным набором индивидуаль­ных характеристик. Любая из них может, в зависимости от времени и обстоятельств, приносить пользу или вред. Они могут давать немедленные прямые результаты или проявляться опосредованно, в виде будущих последствий.

 

1.12

абхйаса -вайрагййбхйам тан –ниродхах

Как мы приходим в состояние «йога»? Что мы должны делать и чего не должны?

 

Ум может достичь йоги с помощью практики и отрешенности.

 

1.13

татра стхитау йатно бхйасах

 

Каковы основные черты практики и отрешенности? Хотя здесь не описаны конкрет­ные техники, в двух последующих сутрах определяются их качества.

 

Основа практики — правильные усилия, необходимые для движения к состоянию «йога», для его достижения и сохранения (см. 1.2).

 

Выбранные техники следует правильно изучить и выполнять под руководством ком­петентного учителя, понимающего индивидуальные особенности ученика и знающего о его социальном окружении. Следует подобрать и выполнять практику, которая под­ходит данному конкретному ученику, иначе шансы достичь успеха невелики.

 

1.14

са ту дпргха-кала-наирантарйа-саткарадарасевито дрдха –бхумих

 

Успех достигается только в результате не прерывающейся в течение долгого времени практики, осуществляемой с позитивным настроем и рвением.

Мы всегда склонны начинать практику энергично, с энтузиазмом и желанием немед­ленно получить результат. Но постоянное давление повседневной жизни и огромное сопротивление ума подталкивают нас к тому, чтобы уступить человеческим слабос­тям. Это понятно; такие тенденции свойственны всем нам. Данная сутра подчеркивает необходимость подходить к практике серьезно, с позитивным настроем и самодисцип­линой, с долгосрочной ориентацией на будущий успех.

 

1.15

дрштанушравика -вишайа -витршнасйа

ваши-кара-самджна ваирйгйам

 

По мере развития нашей практики в правильном направлении мы обнаруживаем, что наша способность поддерживать самодисциплину и не обращать внимания на посто­ронние влияния возрастает. В итоге, можно достичь состояния отрешенности:

 

На высшем уровне нет никаких влечений — ни к объектам чувств, ни к необычному опыту.

 

Практика дает нам определенные преимущества: физическую силу и ловкость, обостренное внимание и чувствительность. У нас может возникнуть искушение ис­пользовать свои новые способности, чтобы доказать, что мы достигли более высокого уровня. Но это побочные эффекты и соблазны, и если мы будем придавать им слиш­ком большое значение, мы рискуем потерять из виду путь йоги.

 

1.16

 

тат парам пуруша -кхйатер гуна –ваитршшам

 

Далее,

 

Когда индивидуум достигает полного понимания своей истинной природы, его больше не тревожат никакие отвлекающие воздействия, ни внешние, ни внутренние.

 

Отрешенность развивается с пониманием самого себя. Неизбежное желание от­влечься нельзя просто подавить, потому что, пока оно есть, оно будет всплывать снова и снова.

 

1.17

витарка -вичаранандасмита -рупанугамат сампраджштах

 

Затем постепенно приходит полное понимание объекта. Сначала оно появляется на довольно поверхностном уровне. Со временем понимание углубляется. И в конце концов оно становится полным. Достижение такой глубины понимания приносит ощущение чистой радости. В это время индивидуум настолько сливается с объектом, что не замечает ничего вокруг.

 

Такой уровень понимания природы объекта возможен только в состоянии йоги. Часто мы способны понять внешние и наиболее очевидные элементы. Но понимание непол­но, если мы не достигли уровня глубочайшего и безошибочного восприятия.

 

1.18

вирама -пратйайабхйаса -пурвах. самскара -шешо нйах.

Когда ум поднимается до состояния йоги и пребывает в нем,

 

Обычное беспокойство ума отсутствует.

Но воспоминания прошлого сохраняются.

 

В этом состоянии восприятие происходит мгновенно, а не постепенно. Воспоми­нания остаются для того, чтобы помогать нам жить в обычном мире, но они не отвлекают нас.

 

1.19

бхава -пратйайо видеха -пракрти –лайанам

 

Поскольку вместе с нами в этом мире живут миллионы других существ, конечно же

 

Есть те, кто рождается в состоянии йоги. Им не нужно упражняться или вырабатывать самодисциплину.

 

Но таких людей очень мало, их невозможно копировать и не следует им подражать.

Некоторые из них могут поддаться мирскому влиянию и потерять свои выдающиеся качества.

 

1.20

шраддхавпрйа -смрти -самадхи -праджнй-пурвака итарешам

Но как быть с остальными людьми? Действительно ли существует шанс достичь состояния йоги?

 

Устремленность сохраняется за счет веры, которая дает достаточно энергии, чтобы добиться успеха, несмотря ни на что. Достижение цели йогидело времени.

Целью является способность направлять ум на объект, ни на что не отвлекаясь, что со временем приводит к ясному и правильному пониманию этого объекта.

 

Вера — это непоколебимая уверенность в том, что мы можем добраться до цели. Мы не должны самодовольно успокаиваться в случае успеха или отчаиваться в случае неудачи. Следует упорно и настойчиво трудиться, несмотря на все отвлекающие фак­торы, независимо от того, кажутся ли они хорошими или плохими.

 

1.21

тпвра -самвеганам асаннах

 

Чем сильнее вера и чем больше прилагается усилий, тем ближе цель.

 

1.22

мрду-мадхйадхиматратват тапго пи вишешах

Имеем ли мы все одинаковые шансы достичь цели?

 

Неоспоримый факт, что глубина веры различается у разных людей, а также у одного и того же человека в разное время. Эти различия отражаются на результатах.

 

Эти различия — неотъемлемая часть человеческого существования. Они являются порождением культурной среды и способностей индивидуума.

 

1.23

 

пшвара -пранидханад ей

 

Патанджали признает, что наши попытки достичь состояния йоги наталкиваются на многочисленные препятствия разной величины. Но для тех, кто имеет врожденную веру в Бога или способен развивать ее годами,

 

Регулярное вознесение молитв Богу с чувством подчинения его силе гарантирует достижение состояния йоги.

 

В следующей сутре Патанджали дает свое определение Бога.

 

1.24

клеша -карма -випакашаир апарамрштах пуруша-вишеша пшварах

Бог — это Высшее Существо, чьи действия никогда не бывают основаны на неправильном понимании.

 

1.25

татра ниратишайам сарва-джна-бпджам

В чем уникальность Бога?

 

Он знает все, что познаваемо. Его знания находятся за пределами всех человеческих представлений.

 

1.26

 

са эша пурвешам апи гурух каленанаваччхедат

 

Связан ли Бог, о котором говорит Патанджали, временем или для него времени не существует?

 

Бог вечен. Онвысший учитель. Он учитель всех учителей прошлого, настоящего и будущего.

 

1.27

тасйа вачаках пранавах

Как мы должны обращаться к Богу?

 

Таким способом, который лучше всего соответствует качествам Бога.

 

Разные культуры и религии используют для описания Бога и его качеств разные слова. Самое главное — обращаться к Богу с величайшим уважением и без каких бы то ни было внутренних противоречий. В этом большую помощь может оказать учитель.

 

1-28

тадж-джапас тад-артха-бхаванам

 

Что нас связывает с Богом?

 

Чтобы быть связанным с Богом, необходимо регулярно обращаться к нему соответствующим образом и размышлять над его качествами.

 

Патанджали говорит, что необходимо постоянно размышлять над качествами Бога. Этому может помочь повторение имен Бога, а также молитва и созерцание. Но меха­ническое повторение имен и молитв бесполезно; и то, и другое должно сопровождаться сознательным рассмотрением и размышлением в духе глубокого почтения.

 

1.29

татах пратйак-четанадхигамо пйантарайабхаваш ча

Тем, кто верит в Бога, такие размышления обязательно принесут пользу.

 

В свое время индивидуум познает свою истинную природу. Ему больше не будут мешать препятствия, которые могут возникать на пути к состоянию йоги.

 

1.30

 

.

 

вйадхи -стйана -самшайа -прамадаласйавирати -бхранти -даршаналабдха -бхумикатванава –стхитатвани

читта-викшепас те нтарайах

Что это за препятствия?

 

На пути к чистоте ума есть девять видов препятствий: болезнь, апатия, сомнения, невнимательность, усталость, невоздержанность, иллюзии относительно.истинного состояния своего ума, нехватка упорства и регресс. Они являются препятствиями, потому что нарушают равновесие ума и заставляют егб отвлекаться.

 

Чем мы уязвимее для этих факторов, тем труднее нам достичь состояния йоги.

 

1-31

духкха -даурманасйангам -эджайатва -шваса -прашваса

викшепа -сахабхувах

Можем ли мы обнаружить действие или зарождение этих препятствий?

 

Все эти препятствия вызывают один (или несколько) из следующих симптомов: внутренний дискомфорт, негативизм, неспособность чувствовать себя свободно в разных позах, трудности с контролем дыхания.

Любой из этих симптомов может иметь дальнейшие последствия. В следующих восьми сутрах дается ряд рекомендаций по контролю над перечисленными препятствиями и их симптомами. Эти рекомендации полезны как тем, кто глубоко верит в Бога, так и неверующим.

 

1.32

тат -пратишедхартхам эка -таттвабхйасах

Если человек в состоянии выбрать подходящие методы успокоения ума и практиковать их, несмотря на любые провокации, препятствия не могут зародиться.

 

1.33

 

маитрп -каруна-мудитопекшанам сукха -духкха -пунйапунйа -

вишайанам. бхаванаташ читта-прасаданам

В повседневной жизни нам встречаются люди, которые более счастливы, чем мы, и люди, которые менее счастливы. Есть люди, которые делают хорошие дела, и есть люди, которые создают проблемы. Каким бы ни было наше обычное отношение к этим людям и их поступкам, если мы можем радоваться за тех, кто счастливее нас, и сострадать несчастным, быть веселыми с теми, кто делает добрые дела, и не выходить из себя из-за чужих ошибок, наш ум будет совершенно спокоен.

 

1.34

праччхардана-видхаранабхйам ва пранасйа

Когда мы обнаруживаем препятствие или его симптом,

 

Нам может помочь выполнение дыхательных упражнений с удлиненным выдохом.

Однако необходимо, чтобы вас правильно научили этим техникам и контролировали их выполнение.

 

1.35

вишайаватп ва праврттир утпанна манасах стхити-нибандхинп

Роль таких чувств, как зрение или слух, в обеспечении ума информацией может иметь далеко идущие последствия. Чувства — это врата восприятия, и мы часто становимся их рабами. Но разве мы не можем посмотреть, что в нас еще сильнее, чем чувства? Разве мы не можем сделать их более острыми и подчинить себе?

 

Путем регулярного исследования роли органов чувств мы

можем уменьшить ментальные искажения.

 

1.36

вишока ей джйотишматп

Одна из величайших загадок жизни — сама жизнь.

 

Задаваясь вопросом о том, что такое жизнь и что позволяет нам жить, мы можем найти возможность успокоить ум.

 

Рассмотрение чего-то более великого, чем мы сами, помогает нам увидеть себя в ис­тинном свете.

 

1.37

вита -рога -вишайам ва читтам

 

Когда мы сталкиваемся с трудностями, нам может оказать большую помощь совет человека, который уже справился с похожими проблемами.

 

Такой совет можно получить непосредственно от живого человека, а можно найти посредством изучения жизни кого-то ныне живущего или уже умершего.

 

1.38

свапна-иидра-джнаналамбанам ва

 

Если мы считаем, что много знаем, то можем возгордиться. А это способно вывести

нас из равновесия. На самом же деле даже самые обычные повседневные происшествия

не всегда понятны нам до конца.

 

С некоторыми из наших проблем можно разобраться путем исследования сновидений и сна и того опыта, который получен в этих состояниях или с ними связан.

 

Как освежает хороший ночной сон! И какую тревогу может вызвать дурное сновидение!

 

1-39

йатхабхимата -дхйанад ей

 

Любое интересное исследование может успокоить ум. Иногда самый простой объект исследования, например первый крик младенца, помога­ет успокоению ума. Иногда помогают сложные исследования, например рассмотрение Какой-нибудь математической гипотезы. Но эти исследования не должны заменять собой главную цель. Этой целью остается постепенное изменение состояния ума от рассеянности к сосредоточенности.

 

1.40

параману -парома -махаттванто сйа вашп-карах

 

К чему приводит достижение состояния йоги?

 

Когда человек достигает этого состояния, ничто не остается за пределами его понимания. Ум способен отслеживать и понимать простое и сложное, бесконечно большое и бесконечно малое, постижимое и непостижимое.

 

Реальный процесс этого понимания объясняется ниже.

 

1.41

кшина-врттер абхиджатасйева манер грахптр-грахана-

грпхйешу тат-стха-тад-анджаната самапаттих

Когда ум свободен от рассеянности, все ментальные способности могут участвовать в исследовании объекта. Если человек остается в этом состоянии определенное время, он постепенно полностью погружается в объект. После этого ум, подобно совершенному алмазу, отражает только черты объекта и ничего больше.

 

Вначале в процесс постижения объекта вовлекаются все способности ума, кроме сна. Но со временем остаются задействованными только те из них, которые необходимы для правильного, безупречного понимания.

 

1.42

татра шабдартха-джнавикалпаих самкпрна

савитарка самапаттих

Однако это состояние не возникает внезапно. Все происходит постепенно. Вначале, из-за прошлого опыта и наличных идей, наше представление об объекте искажено. На наше восприятие влияет все, что мы слышали, читали или чувствовали. Некоторые из этих влияний необоснованны. Другие излишни.

 

1.43

смрти -паришуддхау сва -рупа -шунйевартха -матра -нирбхаса

нирвитарка

 

Когда поддерживается концентрация ума на объекте, старые идеи и воспоминания постепенно исчезают. Ум становится кристально чистым и сливается с объектом. В этот момент нет чувства «я». Это чистое восприятие.

 

1.44

этайаива савичара нирвичара ча сукшма-вишайа вйакхйата

Здесь нет никаких ограничений.

 

Этот процесс может иметь место в связи с любым типом объектов, на любом уровне восприятияповерхностном и общем или глубоком и подробном.

 

1.45

 

сукшма -вишайатвам чалинга –парпавасанам

Выбор объектов не ограничен, за исключением того, что ум не может постичь сам источник понимания, находящийся внутри нас.

 

1.46

та эва сабпджах самадхих

Может ли ум попасть в состояние йоги без объекта?

 

Все эти процессы управления умом требуют наличия объекта исследования.

 

Они также требуют подготовки, постепенности продвижения и неугасающего инте­реса. Если нет интереса, ум будет отвлекаться. Без подготовки не будет фундамента. А если продвижение не будет постепенным, это может вызвать сопротивление чело­веческого организма.

 

1-47

нирвичара -ваишарадйе Ьхйатма –прасадах

 

Какие последствия влечет за собой приобретение этой способности сосредоточивать ум?

 

Тогда человек получает истинное знание о себе самом.

 

Когда наш опыт начинает обогащаться правильным пониманием объекта, мы начинаем понимать само свое существование.

 

1.48

ртам-бхара татра праджна

 

После этого все, что он видит, и все, чем он делится с другими, безошибочно.

 

1.49

шрутанумана-праджнабхйам анйа-вишайа вишешартхатват

 

Его знание больше не основывается на воспоминаниях или предположениях. Это знание спонтанное, прямое и выходит за рамки обычного знания — как по уровню, так и по интенсивности.

 

В этих обстоятельствах ум просто отражает объект изучения, как чистое и безупречное зеркало.

 

1.50

 

тадж-джах самскаро нйа-самстра-пратибандхп

 

По мере того как это новое качество ума постепенно усиливается, оно начинает вытеснять другие ментальные тенденции, основанные на неправильном понимании.

 

1.51

тасйапи ниродхе сарва-ниродхан нирбпджах. Самадхих

В конце концов

 

Ум достигает состояния, когда в нем не содержится никаких впечатлений. Он открыт, чист и прозрачен.

К такому пониманию не надо специально стремиться. Оно неизбежно приходит само, и ничто не может этому помешать. Это высшее состояние йоги, которое не­возможно описать словами. Только те, кто его достиг, могут понять его природу.

 

 

САДХАНАПАДА

 

 

Вторая глава называется «Садханапада». Она посвящена качествам, которые необхо­димы, чтобы эффективно и последовательно перевести ум из рассеянного состояния в сконцентрированное. Также рассматривается, почему эти качества столь важны и к чему приводит их взращивание.

 

2.1

тапах -свадхпайешвара -пранидханани крипа –йогах

 

Практика йоги призвана уменьшить физические и ментальные загрязнения. Она должна развить нашу способность к самоанализу и помочь понять, что в конечном итоге мы не являемся хозяевами того, что делаем.

 

Если занятия йогой не помогают нам устранить симптомы и причины физических и психических проблем, то они не смогут привести нас к открытию нашего внутрен­него бытия и не приведут к пониманию сущности и качества действий. Ценность таких занятий весьма сомнительна. Чем больше мы очищаем себя с помощью йоги, тем лучше понимаем, что необходимо систематически пересматривать все наши по­ступки и что мы не должны воспринимать плоды наших действий как нечто само собой разумеющееся.

 

2.2

 

самадхи-бхаванартхах клеша-тану-каранартхаш ча

 

Тогда такие практики обязательно устранят препятствия, мешающие ясному восприятию.

 

От природы мы все обладаем способностью к ясному восприятию. Но нам все время что-то мешает. Что это такое?

 

2.3

авидйасмита-рага-двешабхинивешак клешах

 

Препятствиями являются заблуждение, смешение ценностей, чрезмерные привязанности, неоправданная неприязнь и страх.

 

2.4

авидйа кшетрам уттарешам прасупта-тану-виччхиинодаранам

Следующая сутра объясняет взаимосвязь между вышеназванными препятствиями:

 

Заблуждение является источником всех остальных затруднений. Они не обязательно появляются одновременно, и их влияние бывает разным. Иногда они смутны и едва различимы. В другое время они становятся явными и оказывают сильное воздействие.

Только когда такие проблемы полностью проявляются, их сущность становится видна людям, хотя как раз тот человек, который находится под влиянием этих проблем, может их не замечать.

 

2.5

анитйашучи -духкханатмасу нитйа -шучи -сукхатма -кхйатир авидйа

 

Следующие сутры рассказывают о пяти вышеперечисленных препятствиях:

 

Заблуждение приводит к ошибкам в понимании характера, происхождения и сущности воспринимаемых объектов.

То, что в какой-то момент может казаться очень полезным, позже оборачивается не­приятностями. То, чего мы добиваемся, потому что считаем источником удовольствия, может, наоборот, стать источником страдания. Пирит можно спутать с золотом. Вещи, которые подвержены изменениям (например, красота молодости), могут казаться веч­ными. Знание, которое представляется наиважнейшим, может со временем оказаться бесполезным.

 

2.6

дрг-даршана -шактйор экатматевасмита

 

Заблуждение возникает, когда мы считаем ментальную деятельность источником восприятия.

 

Состояние ума и его деятельность подвержены переменам. Они принимают разные формы под влиянием таких факторов, как настроение, привычки и окружение. Тем не менее, нам почему-то часто кажется, что ум является постоянным и неизменным источником восприятия (см. 2.20).

 

2.7

сукханушайп рагах

 

Чрезмерная привязанность основана на допущении, что она способствует вечному счастью.

 

Когда мы с помощью определенного объекта удовлетворяем свое желание, это дает момент счастья. В результате такого опыта обладание объектами начинает казаться нам очень важным, крайне необходимым. Мы стремимся заполучить их любой ценой. В результате человек может в будущем стать несчастным и потерять что-то жизненно необходимое.

 

2.8

духкханушайп двешах

 

Неоправданная неприязнь обычно является результатом болезненного прошлого опыта, связанного с определенными объектами или ситуациями.

 

Эти антипатии сохраняются даже после того, как обстоятельства, вызвавшие нега­тивный опыт, изменились или устранились.

 

2.9

сва-раса-вахп видушо пи самарудхо бхинивешах

 

Страх — это врожденное чувство тревоги за будущее. Оно присуще как невеждам, так и мудрецам.

 

Этот синдром может иметь разумное обоснование в прошлом опыте. Но он может быть и совершенно иррациональным. Он не исчезает, даже если мы знаем, что смерть все равно неизбежна. Вероятно, это самое сложное препятствие на нашем пути.

 

2.10

 

те пратипрасава -хейах сукшмах

 

После того как Патанджали описал препятствия, мешающие чистому восприятию, он объясняет, какую позицию следует занимать тому, кто стремится их устранить.

 

Когда кажется, что препятствий нет, важно сохранять бдительность.

Не следует путать временное состояние ясности с постоянным. Допущение, что с настоящего момента наступает полная свобода, чревато опасностью. В этот момент нужно быть даже бдительнее, чем обычно. Падение из состояния ясности в смятение гораздо болезненнее, чем просто отсутствие ясного понимания.

 

2.11

дхйана-хейас тад-врттайах

Если обнаруживаются симптомы повторного появления препятствий, немедленно

 

Переходите к созерцанию, чтобы уменьшить их воздействие и не позволить им одержать победу.

 

Допускаются любые методы, помогающие нам освободиться от последствий этих пре­пятствий. Это может быть молитва, беседа с учителем или переключение внимания. Патанджали предложил ряд методов в первой главе (1.23, 1.30-39), далее их спи­сок будет расширен.

 

2.12

клеша-мулах кармашайо дрштадршта-джанма-веданпйах

Почему этим препятствиям уделяется так много внимания?

 

Эти препятствия влияют на наши действия и их последствия. Во время совершения действия последствия могут быть видны



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 333; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.96.163 (0.017 с.)