Положения граждан, имеющих на руках паспорта образца 1974года. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Положения граждан, имеющих на руках паспорта образца 1974года.



Многие православные верующие, отказавшиеся от использования паспорта гражданина РБ, продолжают жить с паспортом гражданина СССР.

В результате чего им незаконно отказывают: в поступлении на работу; в назначении пенсии по возрасту или ее выплате; в медицинской помощи; в предоставлении льгот, выплате денежных субсидий, детских пособий; выплате пособия на погребение; в совершении нотариальных действий с имуществом.

Эти действия ведомств являются способами принуждения к получению паспорта гражданина РБ.

К сожалению восстановления своих нарушенных прав не удается достигнуть гражданам через суды 1-ой (городские и районные суды), 2-ой (областные суды) и 3-ей (Верховный суд РБ) инстанций.

Вместе с тем, позиция Конституционного Суда РБ по данным вопросам иная и не все должностные лица органов милиции на местах и в центре, управлений и отделов по труду, занятости и социальной защиты городов, районов и областей, предприятий и учреждений, судьи и прокуроры и другие лица знают об их содержании.

РАЗЪЯСНЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РБ от 26 июня 2001 года

«Идентификационный номер в паспорте гражданина».

В связи с многочисленными письмами граждан по вопросу наличия номера идентификации в паспорте гражданина Республики Беларусь, а также другими смежными вопросами Конституционный Суд в решении от 26 июня 2001 года, направленном в Совет Министров Республики Беларусь и Министерство внутренних дел Республики Беларусь, обратил внимание на то, что введение новых технологий компьютерного учета граждан должно происходить в обстановке большей гласности.

Вопрос: Правомерно ли наличие идентификационного номера в паспорте гражданина Республики Беларусь?

Накопление информации о личности в электронных базах данных, которыми располагают налоговые органы, Фонд социальной защиты населения и некоторые другие государственные органы, направлено на их более эффективную работу и не должно сопровождаться вторжением в частную жизнь граждан.

Конституционный Суд предложил выработать дополнительные меры, направленные на совершенствование действующего законодательства в области компьютерного учета населения на основе идентификационных номеров, определив в этих целях на уровне закона механизмы обеспечения конституционных гарантий от незаконного вмешательства в личную жизнь, незаконного сбора и хранения информации о гражданине и пользования этой информацией.

Судом предложен ряд других мер, направленных на разрешение возникших вопросов. Ввиду актуальности проблемы паспортизации граждан, которые отказываются от получения новых паспортов, в том числе и по религиозным мотивам, предложено найти иные решения в направлении, когда права граждан не противопоставлялись бы интересам государства, а обеспечивались надлежащим образом.

Предложения Конституционного Суда предполагают внесение соответствующих изменений и дополнений в нормативные правовые акты, регулирующие указанные правоотношения, после чего обретут обязательную силу. Осуществление указанных вопросов находится в ведении органов исполнительной власти.

Решением Конституционного Суда РБ от 15 апреля 2004 года, №П-98/2004, в связи с обращением Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, касающееся проблемы наличия в паспорте гражданина Республики Беларусь номера идентификации, на основе анализа Конституции, положений нормативных правовых актов, касающихся поставленных вопросов, позиции Православной церкви, компетентных государственных органов, установлено следующее.

Международный стандарт для машиносчитываемых паспортов наряду с другими обязательными реквизитами предусматривает наличие личного номера... Это требование было закреплено в Положении о паспорте гражданина Республики Беларусь, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 июля 1993 года № 463. В пункте 6 указанного Положения было предусмотрено, что в паспорт гражданина Республики Беларусь должен вноситься и номер идентификации.

В приложениях 4 и 6 к Инструкции, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 1 февраля 1995 года № 13, определены механизм генерации идентификатора и правила формирования машиносчитываемых строк.

Как установлено, проблема наличия в паспорте гражданина Республики Беларусь личного номера приобрела остроту на территории Беларуси после начала подготовительных работ по частичной реализации с 1 января 2001 года Закона от 6 января 1999 года «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования», проводимых Фондом социальной защиты населения на территории г.Гомеля (Центральный район), г. Жлобина и Жлобинского района. В целях создания этой системы в качестве индивидуального социального номера был взят личный номер гражданина, содержащийся в паспорте нового образца, что потребовало активизации процесса паспортизации в указанных районах. Это, в свою очередь, вызвало ответную реакцию отдельных православных верующих, суть которой изложена в их обращениях в Конституционный Суд и другие государственные органы.

Данная проблема в определенной степени была снята с принятием Советом Министров Республики Беларусь постановления от 26 февраля 2001 года № 267 «О внесении дополнения в Правила индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе государственного социального страхования», которым пункт 14 указанных Правил был дополнен нормой следующего содержания: «В случае отсутствия в паспорте личного номера гражданина или письменного отказа гражданина от использования его личного номера для целей персонифицированного учета в системе государственного социального страхования страховой номер присваивается Фондом социальной защиты населения».

Внеся данное уточнение, Правительство посчитало возможным обходиться без использования личного номера гражданина в такой достаточно важной сфере, как система государственного социального страхования. Конституционный Суд также отмечает, что этот номер не оказался востребованным и в системе государственного учета налогоплательщиков. Таким образом, будучи задуманным в качестве универсального номера для различных систем персонифицированного учета, указанный номер на практике таковым не стал, хотя практически все государственные органы (Министерство юстиции, Министерство внутренних дел, Комитет государственной безопасности, Государственный комитет по делам религий и национальностей, Государственный налоговый комитет, Фонд социальной защиты населения, Прокуратура Республики Беларусь и др.), которые по запросам Конституционного Суда высказали свою позицию по рассматриваемой проблеме, считают нецелесообразным исключать из паспорта гражданина Республики Беларусь личный (идентификационный) номер гражданина, приводя при этом свои аргументы…

На основании изложенного Конституционный Суд посчитал необходимым обратить внимание на следующие обстоятельства.

Многочисленные жалобы граждан по поводу существующего порядка присвоения им идентификационных номеров и имеющие в связи с этим место отказы отдельных граждан от получения новых паспортов свидетельствуют об общественной значимости проблемы и необходимости принятия ряда мер, направленных на ее разрешение…

Введение государством новых технологий компьютерного учета своих граждан должно происходить в обстановке большей гласности, чем это имело место в нашей республике…

В условиях глобализации общественных процессов возрастающий во всем мире всеобщий контроль над личной и общественной жизнью человека может привести к нарушению его конституционных прав, прежде всего права на защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь, в том числе от посягательства на честь и достоинство, прямого либо косвенного ущемления внешних проявлений духовной свободы личности, оказания давления на религиозный и мировоззренческий выбор личности…

В связи с этим Конституционный Суд предложил выработать дополнительные меры, направленные на совершенствование действующего законодательства в области компьютерного учета населения на основе идентификационных номеров, определение в этих целях на уровне закона механизмов обеспечения конституционных гарантий от незаконного вмешательства в личную жизнь, незаконного сбора и хранения информации о гражданине и пользования этой информацией. Необходимы безотлагательное изучение и анализ вопросов социальных последствий любых нововведений в области указанного компьютерного учета (с учетом зарубежной практики), целенаправленная и последовательно проводимая работа по разъяснению гражданам целей и задач, которые ставит перед собой государство в этой сфере, в том числе определение возможности выдачи паспортов без личных (идентификационных) номеров…

по мнению Конституционного Суда, актуальной остается проблема паспортизации тех граждан, которые отказываются от получения новых паспортов. Для избежания конфликта, в основе которого лежат религиозные убеждения верующих, можно было бы рассмотреть вопрос о выдаче таким гражданам паспортов без указания в них личного номера, либо найти иные решения в направлении, когда бы права граждан не противопоставлялись интересам государства, а обеспечивались надлежащим образом.

Принято на заседании Конституционного Суда Республики Беларусь 15 апреля 2004 года.

Председатель Г.А.Василевич

© Конституционный Суд Республики Беларусь. Источник: http://ncpi.gov.by/constsud/

Решением Конституционного Суда РБ от 6 декабря 2005 года № П-165/2005«Об электронной идентификации граждан» в связи с обращением группы православных христиан по вопросам, касающимся электронной идентификации граждан, создания и объединения электронных баз личных данных, планируемой выдачи новых удостоверений личности, содержащих электронную информацию и биометрические данные отмечено следующее…

Конституционный Суд уже рассматривал проблему личного номера в паспорте в своих решениях от 26 июня 2001 года «Об идентификационном номере в паспорте гражданина Республики Беларусь» (письмо от 28 июня 2001 года № 05-04/837 Премьер-министру Республики Беларусь) и от 15 апреля 2004 года «Об обращении Митрополита Минского и Слуцкого Патриаршего Экзарха всея Беларуси» (письмо от 17 апреля 2004 года № 05-10/36-206 в Министерство внутренних дел Республики Беларусь).

В решении от 15 апреля 2004 года Конституционный Суд отмечал, в частности, актуальность проблемы паспортизации граждан, отказывающихся от получения новых паспортов. Для избежания конфликта, в основе которого лежат религиозные убеждения верующих, по мнению Суда, следовало бы найти такое решение вопроса, когда права граждан не противопоставлялись бы интересам государства, а обеспечивались надлежащим образом…

Конституционный Суд полагает, что при принятии органами государственной власти соответствующих решений по обозначенной проблеме нельзя не обратить внимания, в том числе на позицию Православной Церкви, обнародованную на официальном сайте Московского патриархата, направленную как на поиск возможных путей и способов разрешения, имеющих место конфликтных ситуаций с участием отдельных верующих, отказывающихся от получения паспорта нового образца по причине наличия в нем личного (идентификационного) номера гражданина, так и на предостережение о возможных последствиях для общества в связи с введением электронных систем идентификации и учета граждан.

Кроме того, Конституционный Суд обращает внимание на следующие обстоятельства.

В послании Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Президенту Российской Федерации В.В.Путину отмечается: «Учитывая опасения многих верующих граждан, Собор призывает государственную власть принять во внимание их озабоченность при разработке новых образцов основного документа гражданина России, который, как мы считаем, не должен содержать отметки о личном коде, а также каких-либо данных, неизвестных или непонятных владельцу документа. Необходимо приложить все усилия, чтобы развитие законодательства и административной практики в сфере идентификации граждан не ущемляло их вероисповедной и мировоззренческой свободы» (Журнал Московской Патриархии. 2004г. № 10).

В обращении Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2005 года к органам власти стран Содружества Независимых Государств и Балтии акцент сделан на то, что нет ничего греховного и в использовании для учета граждан, для обеспечения безопасности человека и общества последних технических достижений, в том числе электронных средств, лишь развивающих уже привычные методы. Так, описания и изображения человеческого лица и тела использовались в целях безопасности еще в древние века. Совершенствование способов их записи не несет в себе ничего принципиально нового.

Как считает Синод, наряду с техническими преимуществами создание и объединение массивов личной информации, а также развитие электронных средств опознания личности таит в себе немало опасностей. Возрастает зависимость человека от неизбежных технических сбоев, ошибок, халатности персонала или вмешательства злоумышленников. Не исключена возможность централизованного сбора сведений о частной жизни граждан и об их убеждениях. Это создает угрозу правам и свободе личности, делает возможным тотальный контроль за жизнью человека, в том числе за его мировоззрением. Такое развитие событий усиливает опасность предвзятого отношения к человеку на основании его религиозных, политических или иных взглядов. Синодом, в частности, отмечается опасность сбора и хранения данных о частной жизни людей, особенно об их религиозном и политическом выборе, здоровье, круге общения, путешествиях и т.п. Позиция Синода заключается в том, что вряд ли оправданно дистанционное опознание человека безего ведома, особенно в местах, где он не должен представляться. Средства опознания человека не должны вредить его здоровью, унижать его честь и достоинство, в системах учета нельзя присваивать человеку некий номер, который будет использоваться вместо имени. По мнению Синода, главное не допустить, чтобы люди, по многим причинам отказывающиеся от участия в новой идентификационной системе, были отнесены на обочину жизни, существенно поражены в правах, подвергнуты дискриминации при приеме на работу, распределении социальной помощи и т.д. Для таких граждан должна быть предусмотрена альтернатива, позволяющая полноценно жить в обществе, не препятствующая осуществлению их прав и свобод, пользованию законными льготами независимо от тех или иных форм идентификации личности.

Конституционный Суд полагает, что вышеизложенная позиция заслуживает внимания, и может быть учтена при подготовке проекта Закона «О регистре населения» Республики Беларусь, иных актов, направленных на правовое регулирование создания электронных систем идентификации и учета, защиты персональной информации в целях максимального обеспечения конституционных прав и свобод граждан, совершенствование механизма их гарантий, а также при принятии решений по вопросам, требующим безотлагательного реагирования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 345; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.70.131 (0.012 с.)