Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политическая история и система управления государства уйсуней.

Поиск

Государство древних усуней представляет огромный инте­рес в том плане, что казахстанский ученый К. А. Акишев считает что первым (возможно, одним из первых) государственным об­разованием в древнем Казахстане и Киргизии, а китайский исследователь Сагын Сунгатай поддерживает мнение ученых-историков о том, что среди древнеказахстанских улусов особую историко-культурную и политическую роль в сложении госу­дарственности на территории Казахстана сыграл улус древних усуней (У-Сунь). Территория Усунь - долина Или в Восточном Туркестане и Семиречье. Это жизненно важная артерия древней Евразии, особый узловой регион на протяжении Великого Шелкового пути. Природные условия региона благоприятны и для ското­водства, и для земледелия. Поэтому быстро развивалась эконо­мика Усунь, крепла его государственная мощь. Столицей Усунь был город Чи-Гу-Чын. Хотя археологами локализация его еще не подтверждена, но, по сведениям китайских письменных ис­точников, он будто бы находился в Прииссыккулье и являлся крупным политическим и торговым центром. Политическая история -Уйсуны вели упорные войны с канглами и гуннами за пастбища, торговые пути;-Имели широкие дипломатические и родственные связи с Китаем. В источниках сообщается о наличии в усуньском обществе мастной собственности на пастбища и скот. Крупные богачи имели до 4 - 5 тыс. лошадей (а они были мерилом богатства) и на них ставились родоплеменные тамги. Интересно, что некото­рые сведения говорят о наличии у усуньских правителей сде­ланных из золота и серебра печатей, являвшихся показателем власти данного лица. Это вполне согласуется с археологически­ми фактами о нахождении в усуньских погребениях Семиречья глиняных печатей. Они, видимо, имелись и у рядовых лиц. На­до полагать, что в улусе Усунь существовала довольно сложная система общественных отношений. Т радиции системы управления, законодательства и особен­но концепции государственности такой классический образец кочевнического государства Евразии, как Тюркский каганат унаследовал именно от древнего улуса Усунь и сохранил вплоть до Казахского ханства.

Политическая история государства кангюев. Формы и особенности хозяйства.

В результате так называемого Великого переселения народов на политической карте Евразии, и в частности Казахстана, стали проис­ходить изменения. Из-за перемещения племен и народов с востока на запад на юге Казахстана во II в. до н.э. появилось государство канлы. К итайские источники называли его "Кангюй". Как пишет китай­ский летописец Сыма Цянь (145—86 гг. до н.э.): "Канлы расположены на северо-западе Ферганы (Даван), на расстоянии приблизительно 2 тыс. ли (1 ли — 500 м). Кочевое государство, его уклад жизни очень похожи на Больших юэчжи. Войска составляют 90 тыс. человек. Яньсай находится в 2 тыс. ли к северо-западу. Кочевой образ жизни, их быт и обычаи сходны с таковыми кангюев. Войска составляют 100 тыс. человек. Они располагаются у берегов Великого озера. У канлы есть пять младших князей".

Таким образом, опираясь на вышеуказанные сведения, можно утверждать, что территория государства кангюев располагалась понижнему течению Сырдарьи, а государства янъсай - между Араль­ским и Каспийским морями. Хотя это государство по своей мощности уступало юэчжи и гуннам, но от него находились в зависимости племена янъсай (союз сармато-аланских племен), населявших нижнее течение Волги. В китайских летописях указывается на зависимость янъсай от канлы. Впоследствии государство яньсай было переименовано в Аланию. В китайской "Истории северных царств" ("Бэйшу") отмечено, что "Они (т.е. кангюи) постоянно кочуют с одного места на другое. На одном месте подолгу не задерживаются. Их царя зовут Ун, они выходцы из юэчжи. После сокрушительного поражения от гуннов переселились за Памир. Затем образовали свое государство". Расцвет государства кангюев приходится на I в. до н.э. Кангюям удалось отстоять свою независимость, и они отказались от отправки своих людей в качестве заложников в Китай. Позже кангюйский правитель поддержал северогуннского правителя Чжи-Чжи, выдал за него свою дочь, выделил земли на востоке своих владений. Однако Чжи-Чжи не смог одержать решительной победы над усунями, которых поддерживали китайцы. Положение усугублялось демон­стративным нежеланием Чжи-Чжи следовать кангюйским обычаям. В 42 г. до н.э. объединенные силы гуннов и кангюев разгромили столицу усуней г. Чигу. Затем последовали походы на Фергану.

Усиление Чжи-Чжи и его враждебная политика в отношении Китая серьезно обеспокоили китайского императора. Поэтому нейтрализация Чжи-Чжи, который мешал установлению китайского господства на западных территориях, стала для него первоочередной задачей. 40 тыс. объединенных войск Китая и усуни выступили в поход против Чжи-Чжи. Часть войск взяла направление в Фергану через Южный Памир. Оставшаяся часть направилась с севера через земли усуней к границе канлы близ Иссык-Куля.

В 36 г. до н.э. битва между Чжи-Чжи и китайскими войсками у крепости Талас длилась два дня. ЛЧасть гуннов, переместив­шись на запад, обосновалась в долине реки Талас и образовала союз с Парфией. Чтобы помочь гуннам, они отправили отряд римских военно­пленных. Канлы, со своей стороны, пытались восстать против захватниче­ской политики Китая. Эта попытка помощи гуннам и защиты своей земли закончилась неудачно. Государство канлы существовало до III в. н. э. Распаду государства канлы способствовали экономические причины. Связь между южными оседлыми и северными кочевыми, полукочевыми районами была налажена плохо, что мешало образо­ванию единого государства.

Х озяйство. популяция занималось скотоводством и поливным земледелием. В хозяйстве преобладали коневодство, также разводили скотин, верблюдов, яков. Земледельцы занимались выращиванием злаковых культур. Земля обрабатывалась каменными и металлическими кетменями (мотыгами). Использовались также орудия труда, изготовленные из кости. Собранный сбор хранили в вырытых в земле и обожженных огнем овинах, а также в глиняных горшках. Строили множество водохранилищ и прудов. Огромную роль игралась охота. Охотились на косуль, архаров, сайгаков, водоплавающую птицу - уток и гусей. Было развито рыболовство. Определенную роль в хозяйстве имело собирательство плодов дикорастущих яблонь, груш, урюка, боярышника, фисташек, заготавливали горный лук и чеснок. Развито было и ремесло. Обитатели умели плавить железо, изготавливали из него орудие и орудия труда. Из глины делали разнообразную посуду методами круглой лепки и на гончарном круге. Кангюи употребляли в хозяйстве горшки, кружки, сковородки, водоносные кувшины, хумы - бочкообразные сосуды из необожженной глины для хранения зерна. Ремесленники обменивали свою продукцию на продукты животноводства и зерно. Это способствовало развитию наружной торговли и связей с соседними племенами. В государстве встречались китайские монеты и зеркала, коралловые бусы из Индии, резные камешки из Ирана. Наряду с обменной торговлей пускались в обращение и средства.

Образование кочевой империи гуннов. Общественный строй. Система военной организации.

Согласно данным китайских источников, начало истории гуннов как отдельного этноса начинается уже ко второй половине 2 тысячелетия до н. э. Археологи же к данному периоду относят две синхронные культуры - андроновскую на западе и глазковскую на востоке.
Андроновцы были оседлыми земледельцами и скотоводами. Около 1200 г. в Хакасско - Минусинской котловине андроновцев вытесняет новая карасукская культура, пришедшая с севера Китая. Вместе с этим проходит ассимиляция местного европеоидного населения пришлым монголоидным элементом. Возникает новая археологическая культура - тагарская и первое государственное образование - Дин-лин Го. По мнению Гумилева, именно это слияние приводит к созданию полноценного этноса гуннов на южной границе Дин-лин Го. " Первое вторжение гуннов в Китай датируется 822 г. до н.э. в «Книге Песен». Затем наблюдается период преобладания другого кочевого этноса - жунов. Их борьба с Китаем порой в китайских источниках отождествляется с гуннами, и походы гуннов пишутся походами жунов.
В результате пятивековой борьбы с Китаем жуны были расколоты на западных и восточных. Восточные растворились в новом кочевом союзе дун-ху. Западные же были разбиты местными народами.
В то время, когда китайцы и жуны уничтожали друг друга, в степях Центральной Монголии и южного Забайкалья складывается новая культура. Это была «культура плиточных гробниц» ~ ранний этап самобытной гуннской культуры, отразившей начало нового этногенеза гуннов. Невмешательство других народов позволил этой бронзовой культуре перерасти в железную, уже, собственно, гуннскую культуру с заметным имущественным расслоением, на что недвусмысленно указывает наличие на данный период «царских курганов».
Итак, победа над жунами принесла китайским княжествам больше вреда, чем пользы, так как дала возможность развития гуннам:
Уже к 307 году северные княжества были вынуждены строить пограничную полосу для защиты от гуннов. В III веке до н.э. набеги усиливаются. Сыма Цянь указывает, что полководец княжества Чжао отражает постоянные набеги гуннов. Это удавалось ему ценой разграбления своих земель - его воины ждали в крепостях, когда гунны насытятся, а потом атаковали нагруженные добычей войска.
У гуннов в то время еще не было определенной стратегии боевых действий. В основном набеги представляли собой молниеносные атаки маленьких отрядов. Эти отряды рыскали по пограничным районам, но встречали отпор со стороны крепостей. Гунны были вынуждены увеличить размеры своих войск, что в свою очередь уменьшило их мобильность. Китайцы воспользовались этим. И с помощью огромной армии, в основе которой были лучники, смогли окружить и разгромить войско гуннов. Это поражение на некоторое время лишило гуннов их гегемонии в степи и передало ее союзу дунху.
В это время в Китае происходит эпохальное событие - Китай объединяет династия Цинь. Создавший эту империю Цинь Ши-хуанди после проведения необходимых реформ начинает активную внешнюю политику. Он отправляет на север против гуннов свое войско. Оно оттеснило гуннов в пустынные земли, и шанъюй Тумань был вынужден отдать местному племени юэчжи своего старшего сына Модэ. На этот шаг он пошел еще и потому, что хотел отдать престол любимому младшему сыну. После этого Тумань, мобилизовав все кочевья, нападает на юэчжи, надеясь, что те убьют Модэ. Но Модэ удается сбежать, убив стражу и захватив коня. Отец, восхищенный удалью своего сына, отдает ему в управление один тумен т.е. 10000 семей. Модэ начинает немедленное обучение своих воинов. Подготовив надлежащим образом свое войско, он совершает государственный переворот и в 209 году до н.э. объявляет себя шанъюем. Он проводит важнейшие реформы своего государства. Великие реформы Модэ превращают патриархальное племя в военную державу Хунну и определяют ее будущее. Что же представляло собой гуннское государство после этих реформ?
Население делилось на тумены - десятки тысяч семей. Каждый гунн был военнообязанным. Начальниками туменов становились принцы крови и родовые старейшины, что разделило власть между шанъюем и знатью, ограничив произвол и тех и других.
Рядовой гунн, родившись воином, должен был быть только им и никем иным. Военная добыча становилась его неотъемлемой собственностью.
Основным оружием гуннского всадника был лук. Такой воин не мог выдержать рукопашной схватки с пехотинцем или с тяжеловооруженным всадником, но превосходил их в мобильности. Поэтому тактика гуннов состояла в изматывании противника. Издалека засыпая его свистящими стрелами (нововведение Модэ), они не подпускали его к себе на близкое расстояние. Потому война была сравнительна безопасна и приносила гуннам немалый доход. Военная добыча гуннского воина не облагалась никаким налогом, доходы шанъюя и вельмож заключались в основном в поступлении дани с соседних племен. Также источником дохода был Китай: он не платил дани в открытую, но постоянно посылал богатые подарки. Такова была основа державы Хунну во 2- 1 веках до н.э.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.66.104 (0.008 с.)