Виды хозяйственной деятельности и социальная дифференциация на тер-рии Каз-на. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды хозяйственной деятельности и социальная дифференциация на тер-рии Каз-на.



На рубеже 1ой-2ой чет. II тыслетя донэ в евраз степях была изобр бронза. Археолог памятники племен Каз эпохи бронзы относятся к андро ку/ре. Анд/цы в подав-ем больш-ве вели оседлый образ жизни. Их поселки расп-сь по бере­гам рек с шир-ми пойменными лугами. Анд-цы зан-сь ск-вом и зем-ем с преобладанием пастушеского ск-ва. Признаком Анд-ой культуры яв своеобразный погребальный обряд с труположением на боку в скорченном состоянии в "ящиках" из кам-ых плит. След-им приз-ком Анд-ой кул-ры было изгот-е посуды руч-й лепки, была плоскодонной со слож-м геом-им орнам-ом, наносившимся гребенчатым или гладким штам­пом. Анд-ую куль-у отличали специфической формы ме­тал-е украшения. Это серьги из золотого листа, свернутые в полтора оборота, украшения головного убора и одежды в виде "очковидных" и "лапча­тых" подвесок, браслеты со спирально закрученными концами.

В Ц Каз обнаружено свыше 30 поселений и более 150 могильников андр-й кул-ры. Нуринский, Атасуский,Бегазы-дандыбаевский-по находкам у аула Дандыбай близ Караганды и в урочище Бегазы в СевПрибалхашье. Андроновцы жили в оседлых поселениях по берегам рек; поселки были окружены глубоким рвом и валом с частоколом. Преобл-м видом занятий Анд-цев было ско-во, а основ­ной пищей-молочные продукты. Главным достоянием их были табуны коней. Но прилегающие к поселению пастбища постепенно истощались, и андроновцы каждые 20-25 лет переселялись на но­вые земли.

Племена бронзового века обр-ли исходный культурный пласт, на ос­нове которого происходило форм-ние кул-ры ранних кочевников. Ос­новным занятием людей были пастушеское ско-во и мотыжное земл-е. В ско-е постепенно изменялся состав стада, увеличивалась доля жив-ых, приспособленных к коч-му образу, таких как лошади, овцы, верблюды. Культура андр-в становится культурой коневодов. Появились и вой­лочные кибитки, приспа-ые для кочевья, устано-е на четырех­колесных телегах. В кон II-нач I тыслет донэ климат менялся в сторону потепления и сухости. Большинство населения переходит к кочевому сков-у.Важную роль в жизни племен того времени играла метал-я. Сырьем для изгот-я ору труда и оружия была бронза - сплав меди и олова, иногда сурьмы, мышьяка, свинца. Она отличалась твер-ю, низ-й темп-й плав-я, крас-ым золот-м цветом. В эпоху бронзы разви-сь ремесла, ткачество, изгот-сь керами­ческая посуда ручной лепкой, ленточной техникой, формовалась на болван­ках; посуда лощилась, орнаментировалась, обжигалась. Изгот-сь ору­жие: стрелы с брон-ми наконечниками в форме листа, наконечники ко­пий, топоры, бронзовые кинжалы. Произошли заметные изм-я в организации общес-ой жизни. Материнский род сменился отцовским. Первобытнообщинные отнош-я постеп-но разлагались, усиливалась имущественная дифференциация. Андроновцы покл-сь небу, солнцу, священному огню, верили в заг­робную жизнь; у них существовал культ предков, появился обычай поминок, ритуал жертвоприношения; глав-м жертвенным животным яв-ся конь. Возник обычай запрета - "табу". Были достаточно развиты рели-ые предс-ния.

Формирование скотоводства как основной формы производства на тер-рии Каз-на.

В I тыс. донэ. древним нас-м Каз-на начи-ся освоение железа. На смену родовой общине приходят племена, кот-е в эпоху железа объединяются в союзы племен, во главе которых стоят вожди. Так возникают могущественные союзы. В руках отдельных семей сосредоточивается боль-ое стадо скота, и их владельцы вынуждены постоянно менять места выпасов. По­степенно осваиваются не только долины рек, но также зона сте­пей и полупустынь, высокогорья Тянь-Шаня и других горных массивов. Таким обр-м осуществляется переход к кочевому спо­собу ведения ско-го хозяйства. Древ-е люди изобрета­ют удила, дальнобойный лук, стрелу с трехгранными наконечни­ками. Конь становится не только важнейшим средством передви­жения на дальние расстояния при кочевке, но и необходимым атрибутом военных действий. Под постоянное жилье приспосаб­ливается юрта - легкая и удобная для перевозок.

Формы скотоводства зависели от места расселения племени. Различают кочевое, полукочевое и оседлое ско-вод-кое хо­зяйство. В Зап-м и части Це-го Каз-на основ­ным было кочевое ско-во, для которого были характерны длительные перекочевки с летних пастбищ на зимние. В Вос­-м Каз-не, Семиречье, части За-го и Це-го Каз-а было распространено полукоч-е ско-во. Оно предусматривает наличие постоянных зимних и летних стоянок, на которых скотоводы проводили лето и зиму. На юге нынеш­него Каз-а, по берегам рек Сырдарья, Арысь, Келес, получило распространение оседлое ско-во, которое пред­полагало оседлость части населения, занимавшегося земл-ем, в то время как другая откочевывала со скотом на летние и зимние пастбища, расположенные, как правило, неподалеку. Уже с древнейших времен население на нынешней тер Каз занималось ско-м как основной формой деятельности. Но также можно говорить о наличии земледелия и ремесел.

Политическая история саков

Саки были 1ми кочевниками Великой степи, ставшими широко извес-ми древнему миру и сыгр-ми роль, которую трудно переоценить.Эпоха саков показ-ет, что Великая степь-степная часть Ц-ой Азии-представляла собой самост-ный очаг цивилизации между Дунаем и Китаем. Эта цив-ция Великой степи синтезировала в себе особенности различных вариантов возникновения цив-й. С одной стороны, она появилась подобно тому, как возникли речные очаги цив-и в долинах Нила, Тигра и Евфрата, Инда, Хуанхэ, т. е. в регионе, где протекают великие реки Центральной Азии-Амударья, Сырдарья и реки Семиречья. С другой-этот очаг цив-ии расположен на стыке Европы и Азии, также, как воз­никли перекресточные очаги цив-ции на континентальных перекрестках-в Греции, Малой Азии, Восточном Средиземноморье,Сев-й Месопота­мии. Этот очаг цив-ции с момента возникновения отличался этнокуль­турной подвижностью своих элементов, но вместе с тем и устойчивостью изначальной цивилизационной константы, ее способностью к адаптации с другими элементами."Обитая за северными пределами Китая,-писал о хунну в своих "Исто­рических записках" Сыма Цянь,-переходят со своим скотом с одних паст­бищ на др. Из домашнего скота более содержат лошадей, крупный и мелкий рогатый скот, частью разводят верблюдов, ослов, лошаков и лошадей лучших пород. Перекочевывают с места на место, смотря по приволью в траве и воде.

Эпоха разложения первобытно-родовых отношений периодом военной демократии и дает общественного устройства сакского времени: группа малых родственных семей (патронимия) - кочевая община - племя -союз племен. Низовая ячейка патронимия образуется в результате разрас­тания и естественного дробления большой патриархально-родовой семьи. Патрон - собственное имя главы семьи. Пастбищно-кочевая община формировалась из совокупно­сти патронимии. Но в ее основе не кровнородственный, а терри­ториально-производственный интерес. Племя - важнейшая ступень общественного устройства, ибо ей присущи такие этнические и политические черты, как собст­венная территория, имя, свойственный лишь этому племени диалект, религиозные представления, культовые обряды. Уже есть племенной совет, верховный вождь, военачальник. А это уже организация власти и управления, в которую облекался во­енно-демократический строй. Племенные союзы (союз племен) - это новый, высший тип социальной общности людей. Так, большинство племен на тер­ритории Казахстана в эпоху появления железа входило в савро-матскую конфедерацию (союз, объединение) племен.Племенные союзы середины I тысячелетия до н.э. представ­ляли собой начальную стадию зарождения государственности. Сакское время -это время высшего развития военной демократии как типа общественного устройства, основные черты которого сложились еще в эпоху бронзы. Происходит формирование государства. В 7-4 в.дон.э. сакские племена объединяются в племенные союзы: •Во главе племенного союза - царь. Царя избирают военным советом вождей племен. Власть царя: а)распределял между племенами пастбища и другие земельные угодья для перекочевки;б)устанавливал порядок использования этих земель;в)следил, чтобы не было вооруженных столкновений между племенами и родами;г) руководил объединенными войсками во время военных походов.•Государственные дела обсуждались на народном собрании.•Племенами управляли - военные вожди. Вождь избирался всеми членами племени. Полномочия племенного вождя:а)управлял своим племенем; б) заботился об обеспечении его вооружением и продовольствием;в) от имени племени вел переговоры о войне или перемирии.• Сакское общество было равноправным, мужчины и женщины обладали равными правами. Известны в истории имена сакских цариц - Томирис и Зарины.• В сакском обществе выделялись три группы населения со своими традиционными цветами:1.Воины - красный; Из сословия воинов происходили цари и вожди.2.Жрецы-белый; 3.Общинники (пастухи и земледельцы)-желтый и синий.• Существовало рабство, которое носило патриархальный характер. Источником рабства были - пленники. В основном пленников-рабов использовали в домашнем хозяйстве.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 350; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.139.50 (0.005 с.)