Общественно-политическое и экономическое положение Казахстана в 1946-1965 г. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общественно-политическое и экономическое положение Казахстана в 1946-1965 г.



Возвращение к мирной жизни требовало перестройки всей экономики, настроенной на производство в основном военной продукции, на мирный лад. Кроме того, в годы войны произошла некоторая либерализация местных рынков, повысилась доходность сельского хозяйства, был ослаблен идеологический диктат марксизма в пользу национализма и патриотизма. Однако власти после победы над Германией вернулись к довоенным формам экономики и политической жизни.
Общественно-политическая ситуация. Победа Советского Союза в войне привела к росту в его элите державных, имперских настроений. Стала настойчиво подчеркиваться основная роль русского народа в победе, стала пересматриваться его роль в истории других народов, в т.ч. и казахов, как народа-просветителя и покровителя. В связи с этим появился тезис о "буржуазном национализме" среди национальной интеллигенции.
Объектом жесточайшей критики со стороны властей стала "История Казахстана", изданная в 1943 г. Началось навязывание идеологических стандартов, подавление национального самосознания, господство шовинизма и даже национал-фашизма в культуре и науке. В общественное сознание внедрялась концепция об особой мессианской роли России в истории нерусских народов, о благотворном характере российского колониализма, история казахов отрывалась от истории других тюркских и мусульманских народов и искусственно привязывалась к истории России.
Национально-освободительное движение стало трактоваться как реакционное, часть освободительных восстаний казахов в ущерб истине стали объявляться классовыми, антифеодальными. Те представители национальной интеллигенции, которые не хотели смириться с новыми идеологическими установками, жестоко за это поплатились. В конце 40-х-начале 50-х гг. были репрессированы историки Е. Бекмаханов, подверглись преследованиям М. Ауэзов, К. Сатпаев, Е. Исмаилов, X. Жумалиев, А. Жубанов и многие другие. В 1951г. критике из центра подвергся национальный эпос, в том числе такие сокровищницы народной культуры, как "Кыбыланды", "Ер Сайын", "Шара батыр", "Ер Едiге" и др. объявленные феодальными, воспевающими ханов и "эксплуататоров". Только смерть Сталина в 1953 г. остановила новую волну репрессий.
Экономика Казахстана. В послевоенный период экономика Казахстана испытывала большие трудности. Крупной проблемой стало обеспечение промышленных предприятий рабочей силой после возвращения эвакуированного населения в западные регионы СССР. Заметно выросла текучесть кадров, снизилась трудовая дисциплина, резко упала производительность труда. В 1946 г. наблюдался даже некоторый спад производства, что вынудило власти вернуться к командно-административным методам управления экономикой, что дало свои результаты, в основном в промышленности. В 1946 г. был пущен в действие Усть-Каменогорский свинцово-цинковый комбинат, завершилось строительство угольного разреза в Экибастузе, вводились новые мощности на Актюбинском и Балхашском комбинатах, начали добычу нефти новые промыслы. Развивалась транспортная сеть, в 1950 г. завершилось строительство железной дороги Моинты - Чу. Весной 1949 г. начала действовать автоматическая телефонная станция в Алма-Аты, были телефонизированы все районные центры..Положение в сельском хозяйстве было более тяжелым, чем в промышленности. Казахстан в порядке оказания помощи республикам, пострадавшим от оккупации, отправил безвозмездно 17,5 тыс. голов крупного рогатого скота, 22 тыс. лошадей, 350 тыс. овец, по льготным ценам было продано около 500 тыс. голов скота. В то же время на селе проводились меры по ужесточению колхозного режима. В 1946-49 гг. у крестьян были отобраны и отнесены к колхозным земли, присвоенные колхозниками во время ослабления государственного контроля за селом. В 1948 г. у колхозников был отобран личный скот. Объем обязательных поставок ежегодно возрастал, закупочные цены же оставались ниже уровня 1940 г., что покрывало только 15% себестоимости произведенного зерна. Денежная реформа 1947 г., носившая конфискационный характер, ударила прежде всего по сельскому населению. Денежная масса сократилась на треть, но система обмена денег разорила крестьян и крупных вкладчиков сберкасс. Хотя в 1947 г. карточная система была отменена, в стране надвигался новый голод.
В 1950 г. была предпринята новая сельскохозяйственная реформа, заключавшаяся в укрупнении колхозов. Это привело к исчезновению ряда населенных пунктов, уменьшению личных наделов крестьян, урезанию натуроплаты и не привело к радикальному улучшению положения в сельском хозяйстве. Так, в итоге аграрной политики властей в СССР в конце 40-х-начале 50-х гг. вновь начинаются продовольственные затруднения. Тяжелой была социальная обстановка. Уровень заработной платы рабочих и служащих вырос в 1950 г. по сравнению с 1940 годам в 1,5 раза, в то же время розничные цены выросли в 3 раза, что привело к снижению покупательской способности. В сентябре 1952 г. первым секретарем ЦК Компартии Казахстана был избран Ж. Шаяхметов. По новому пятилетнему плану намечалось дальнейшее наращивание темпов промышленного строительства в республике, общий объем капиталовложений был определен в 28,5 млрд. рублей. Однако дальнейшие события привели к значительным изменениям в жизни всей страны.

Десталинизация. В марте 1953 г. умер И. Сталин, безраздельно правивший страной с конца 20-х годов. Его место заняла группа приближенных диктатора, начавших борьбу за власть - Маленков, Молотов, Берия и Хрущев. Уже в конце марта новое руководство предпринимает меры по либерализации системы. Была объявлена амнистия для всех заключенных, чей срок не превышал пяти лет, несовершеннолетних и осужденных за экономические, административные и военные правонарушения. Через несколько дней было принято постановление о нарушении законности органами госбезопасности в ходе следствия по крупным политическим делам конца 40-х-начала 50-х г. В июле 1953 г. был арестован главный организатор репрессий ЗО-х-50-х г. - Л. Берия. ГУЛаг был передан из ведения МВД министерству юстиции, политическая полиция стала самостоятельной организацией - Комитетом госбезопасности (КГБ). В 1955 г. была объявлена амнистия осужденным за "пособничество фашистам" во время второй мировой войны, сняты с учета и освобождены из-под административного надзора спецпереселенцы. В то же время ограничения по свободе передвижения сохранялись, политические обвинения с немцев и крымских татар не были сняты, большая часть политзаключенных была амнистирована только лишь после 1956 г., после знаменитого доклада Н. Хрущева на XX съезде КПСС, где впервые было заявлено о существовании культа личности Сталина и массовых репрессиях. Однако либерализация политической системы была лишь частичной. Все неудачи проведения социально-экономической политики и преступления системы были объявлены следствием извращения ленинских принципов, что снимало ответственность с партии и руководства страны в целом. Несмотря на отказ от репрессивных методов, административно-командный принцип управления сохранился и продолжал развиваться. Республики, в т.ч. Казахстан, продолжали оставаться под непосредственным контролем Москвы, которая назначала и смещала руководителей республики по своему усмотрению. Так, в феврале 1954 г.на VII създе Компартии Казахстана, по решению Кремля, Ж. Шаяхметов был заменен П. Пономаренко. Тогда же секретарем ЦК КП Казахстана стал Л. Брежнев, возглавивший республику в 1955-1956 гг.

1957-58 гг. стали пиком процесса десталинизации. В феврале 1957 г. были реабилитированы чеченцы, ингуши, балкарцы, карачаевцы и калмыки, им было разрешено вернуться на родину. Началась реабилитация жертв политических репрессий, однако она была выборочной и не была завершена. В 1958 г. был принят новый Уголовный кодекс, отменявший понятие "враг народа", было запрещено прибегать к угрозам и насилию во время следствия, узаконена презумпция невиновности.

Возвращение к тоталитарной модели. В 1957 г. Н. Хрущевым был выдвинут лозунг "Догнать и перегнать Америку!", нацеленный на быстрый рост производства сельскохозяйственной продукции. Однако преобладание внеэкономических, административных методов управления экономикой привело к серьезному экономическому и социальному кризису в конце 50-х-начале 60-х годов. Ряд непродуманных реформ в области управления экономикой привел к новому нарастанию продовольственных проблем и взрыву недовольства населения.

В августе 1959 г. социально-экономический кризис привел к массовым беспорядкам в Темиртау - одном из быстро растущих индустриальных центров Казахстана. Строящийся в городе металлургический комбинат был объявлен ударной комсомольской стройкой, где работало более 200 тыс. человек. Бытовая неустроенность, недостаточное обеспечение продовольствием и питьевой водой и откровенные злоупотребления администрации привели к стихийным выступлениям рабочих, перешедшим в трехдневные волнения, подавленные лишь с помощью войск, многие активные участники темиртауских событий были осуждены.
Несмотря на тяжелую социальную и экономическую обстановку, в 1959 г. был принят семилетний план, по которому Советский Союз должен был выйти на первое место в мире по объему производства к 1965 г. Объявлялось, что строительство социализма в стране завершено и долгожданный коммунизм наступит в начале 80-х гг. Крутой поворот претерпела и национальная политика. В целях создания новой общности - "советского народа" началось поощрение властями процесса русификации, сопровождавшегося закрытием национальных школ, сокращением сфер применения национальных языков и шовинистической пропагандой. Была выдвинута задача слияния всех этносов СССР и ликвидации национальных республик к началу 80-х гг. Без учета интересов республик стали меняться их границы. Так, в 1962 г. Узбекистану были переданы три хлопкосеющих района Южного Казахстана.

В 1961 г. руководителем Казахстана стал Д. Кунаев, работавший до этого Председателем Совета Министров республики и бессменно руководивший Казахстаном четверть века. В 1962 г. Хрущев предложил партийную реформу, изменявшую структуру партии и делящую ее на две организации - промышленную и сельскохозяйственную. Роль партии сводилась только к управлению экономикой, что вызвало недовольство верхушки партии и региональных функционеров. В обстановке секретности был подготовлен государственный переворот и в 1964 г. Н. Хрущев был отстранен от власти. Первым секратарем ЦК стал Л. Брежнев, а главой правительства - А. Косыгин.

"Период развитого социализма". Приход к власти Брежнева вызвал отход от политики десталинизации и проведению консервативной политики и идеологической нетерпимости. Постепенно исчезают упоминания о культе личности, XX съезде и докладе Н. Хрущева, был свернут процесс реабилитации жертв репрессий, а сами преступления сталинизма объявлены просто перегибами и временным отходом от ленинских принципов. Политический консерватизм выразился в стабильности кадров, увеличении бюрократического аппарата, отказе от радикальных реформ и как итог - стагнации или застое всей советской политической системы. Эти особенности политической системы были закреп пены в новой Конституции СССР, принятой в 1977 г. и констатировавшей построение в стране "развитого социализма". На основе общесоюзной Конституции в 1978 г. была принята Конституция КазССР. В новом Основном законе провозглашался суверенитет Казахстана,, основные права и свободы личности, право свободного выхода республики из Союза, право самостоятельной внешнеполитической деятельности. Несмотря на это, Конституция не предусматривала механизмов реализации всех провозглашенных принципов и осталась лишь декларацией, оторванной от реальной политической системы.

// Сельское хозяйство Казахстана

Продовольственные затруднения конца 40-х-начала 50-х г. привели к поискам властями путей выхода из кризиса. Началось повышение закупочных цен на продукцию колхозов, уменьшение обязательных поставок, списаны долги колхозов, находившихся на грани разорения. Однако без коренной ломки всей экономической системы поднять сельское хозяйство было невозможно. Поэтому увеличение объема продукции было решено достигнуть путем механического расширения посевных площадей.

Развитие сельского хозяйства в б0-е-80-е годы. Начало 50-х годов завершило процесс отчуждения производителей от земли и средств производства. В 1961-65 гг. в Казахстане было проведено преобразование 1 022 колхозов в 619 совхозов. Если колхоз был формально кооперативом с коллективной собственностью, то совхоз - государственное предприятие, т.е. без каких-либо компенсаций кооперативная собственность была превращена в государственную. Тяжелые социально-экономические условия на селе привели к увеличению в 60-х годах миграции сельского населения в города. Даже перевод ряда хозяйств в 1967 г. на хозяйственный расчет не привел к коренному перелому. Усиление текучести привело к регулярному использованию в сельском хозяйстве труда армии и горожан, а также приглашением рабочей силы из других республик. Так, во время уборочных работ в 1968 г. в Казахстан было направлено 16 тыс. комбайнеров и несколько тысяч военнослужащих. Традиционным стало применение труда учащихся и студентов (т.н. сельхозработы).

Начало 70-х гг. ознаменовалось попытками интенсифицировать сельское хозяйство на основе комплексной механизации, химизации и мелиорации земель. Планировалось перевести животноводство на промышленную основу. В 1977 г. началась поддержка частного сектора в сельском хозяйстве, были сняты ограничения на поголовье домашнего скота, увеличена площадь приусадебного участка. В начале 80-х годов продолжающаяся стагнация в сельском хозяйстве заставила власти пойти на еще более радикальные реформы. Были образованы агропромышленные комплексы с включением сельскохозяйственных, научно-исследовательских и промышленных предприятий, введен бригадный подряд, однако эти меры не дали желаемого результата. Те тенденции, которые были заложены в сельском хозяйстве еше в 50-е годы продолжали нарастать. Валовый сбор зерна и поголовье скота росли медленно, остро чувствовался недостаток рабочей силы, с конца 70-х годов вновь остро встала проблема обеспечения населения мясными и молочными продуктами. Ежегодно СССР вынужден был закупать за границей около 40 млн. тонн зерна.

Развитие промышленности

Более интенсивно, чем сельское хозяйство, развивалась промышленность Казахстана, однако вследствие ряда непродуманных реформ и самой организации производства весь потенциал республики не был реализован.

Реформа 1957 г. Отказ от системы принудительного труда, отмена суровых рабочих законов привели к неспособности командно-административной системы обеспечить быстрый промышленный рост. Руководство страны решило провести реформы управления экономикой. В 1957 г. были упразднены отраслевые министерства, а предприятия переданы в ведение Советов народного хозяйства административных экономических районов (совнархозов). В Казахстане был образован Республиканский совнархоз и 8 региональных Советов. Вместо расширения хозяйственной самостоятельности предприятий был выбран путь децентрализации управления экономикой. В результате несколько улучшилось положение небольших и средних предприятий, упростилось руководство производством, однако в то же время осложнилось проведение единой технической политики, упали качественные показатели. Реформы потерпели крах и после 1964 г. были свернуты. Территориальный принцип управления экономикой вновь был заменен отраслевым.В 50-е гг. в Казахстане было начато строительство ряда крупных промышленных предприятий, в том числе Карагандинского металлургического и Соколовско-Сарбайского горно-обогатительного комбинатов. Всего в 50-е гг. вступило в строй почти 700 новых предприятий, в том числе такие крупные как Усть-Каменогорский свинцово-цинковый комбинат, ряд гидроэлектростанций на Иртыше, бурно развивалась сеть железных дорог, составившая к 1960 г. 11,47 тыс. км. В 1958 г. была создана Казахская железная дорога, объединившая магистрали, проходящие по территории республики.В начале 60-х годов встал вопрос о техническом перевооружении предприятий и внедрению новых технологий, электрификации производства, механизации и автоматизации производства. Это привело к некоторому росту производительности труда, росту наукоемких производств. Реформа 1965 г. Явная несостоятельность реформ Хрущева привела к новым изменениям в организации управления экономикой. В 1965 г. вновь были образованы отраслевые министерства и ведомства. Вместе с этим хозяйства получили некоторую самостоятельность. Был введен хозяйственный расчет (хозрасчет), предусматривающий стимулирование труда. Для этого на предприятиях вводились новые показатели - стоимость реализованной продукции, общий фонд заработной платы, организовывались фонды стимулирования, премирование за перевыполнение плановых показателей. В Казахстане 1966 г. на хозрасчет было переведено 11 крупных предприятий. К концу 1967 г. в республике на новых принципах хозяйствования работало уже 193 предприятия. К 1970г. уже более 80% всех промышленных предприятий были переведены на хозрасчет. Значительно выросла рентабельность и производительность труда, быстрыми темпами развивалась легкая промышленность, транспорт, энергетика, новые отрасли - химическая промышленность и машиностроение. В начале 70-х годов возникла объединенная Северо-Казахстанская энергосистема, пущено в действие 48 новых предприятий пищевой промышленности.Однако с начала 70-х годов реформы стали сворачиваться. Власти начали возвращаться к консервативным моделям хозяйствования. Основные усилия стали направлятся на развитие оборонной, тяжелой промышленности, энергетики. За счет увеличения продажи сырья за рубеж началась широкомасштабная закупка иностранного оборудования. Так, с 1972 по 1976 год импорт оборудования вырос в 4 раза. Одновременно начался процесс централизации управления экономикой, стандартизации и усиления контроля за огромным количеством нормативов и правил. На каждый продукт появились две цены - оптовая и нормативная, что привело к перерасчету всех внутригосударственных расчетов, длившихся весь 1982 г. В итоге начали набирать темпы инфляционные процесы.Еще одной причиной нарастания кризисных явлений стало демографическое положение в СССР. С 1975 г. в целом по стране началось уменьшение доли трудоспособного населения, что не позволяло наращивать промышленное производство за счет массового привлечения новой рабочей силы.Казахстан так и остался пре-имушественно сырьевой базой, в республике хозяйничали ведом-. ства и министерства, до 60% необходимых товаров завозились из-за пределов республики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 494; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.41.106 (0.015 с.)