Плеиенные союзы Усуней и Канглы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Плеиенные союзы Усуней и Канглы.



Государственное устройство усуней. В конце первого тысячелетия до нашей эры на территории Жетысу, Тянь-Шаня и Тарбага-тая складывается государство, известное из китайских источников, как "Страна Усунь". Усуни обитали первоначально в районе реки Данхэ, но в III в. до н.э. под натиском племен юэчжи вынуждены были откочевать в Монголию, а после ряда поражений, нанесенных им хуннами, в Семиречье и Джунгарию. Здесь усуни, признав зависимость от хуннов, основали в 177 г. до н.э. собственное государство, объединившее потомков сакских племен Семиречья, Восточного Казахстана и Джунгарии. Уже в середине II в. до н.э. усуни фактически отделились от империи Хунну и начали сближаться с Китаем. В 53 г. до н.э. Усунь распалась на две части. Во главе государства стоял правитель, носивший титул куньбек - "великий правитель", передававший престол по наследству. С 53 г. до н.э., когда государство разделилось, появились независимые друг от друга великий куньбек и малый куньбек. Кроме верховного правителя существовали еще восемь категорий чиновников. Помощник правителя носил титул дуглу и был фактически главой исполнительной власти. Ниже находились два великих полководца и три правителя уделов, именовавшиеся князьями. Помощники военачальников носили титул дарту. Кроме того, были чиновники, ведавшие делами ставки куньбека, сбором налогов, исполнением законов и т.п. Политическая история усуней. С начала образования усуньское государство находилось в зависимости от хунну, но сумело быстро освободиться и стать одним из сильнейших государств региона. Китайцы, ища союзников в борьбе с хунну, обращаются к усуням и выдают за усуньского куньбека свою царевну. Хунну, обеспокоенные этим, начинают в 80-м г. до н.э. набеги на восточные границы государства, но после длительной борьбы терпят поражение от объединенных сил усуней и Китая. После этого связи Жетысу с Поднебесной Империей еще более упрочились. Китайские эмиссары стали открыто вмешиваться во внутренние дела Усуньского государства, что привело к усилению в стране прохуннской партии. В 60 г. до н.э. к власти пришел Найби, не пользующийся популярностью в народе и опирающийся на китайские гарнизоны. Против него было поднято восстание, возглавленное представителем царского рода Ожетом. Найби был убит, но пятнадцатитысячная армия китайцев заставила Ожета пойти на компромисс. В 53 г. до н.э. Усуньское государство было разделено на две части. 40 тыс. семейств и титул Малого куньбека получил Ожег, 60 тыс. семейств и титул Великого кунька получил Ян-гуйби, ставленник Китая. Ставка великого куньбека находилась на берегах Иссык-Куля, малого - в северной части страны, в Жетысу. Дальнейшая история усуней полна междоусобных войн Великих и Малых куньбеков, причем первые опирались в этой борьбе на Китай, вторые - на кангаров и хунну. Однако после распада империи Хунну отношения северных усуней с ней испортились. В 49 году до н.э. Ожег потерпел поражение в нескольких пограничных сражениях. В 44 г. хунну напали на южных усуней и разграбили столицу - город Чигу. Эти события привели к сближению усуней с Китаем, в союзе с которым в 36 г. до н.э. был совершен поход против северных хунну. В 30-х годах отношения между великим и малым куньбеками вновь обострились. После смерти Ожета трон занял его сын Жини, однако, великий куньбек Силыби (33-36 гг. до н.э.) изгнал его и посадил на его место своего ставленника. Силыбию удалось восстановить единство усуньского государства, но в 17 г. до н.э. брат малого куньбека Уйжинжан начал войну с ним. Силыби был убит, попытки вооруженного вмешательства китайцев не имели успеха. В 12 г. до н.э. Уйжинжан был убит, его младший брат с 80 тысячами усуней ушел к кангарам и начал войну против обоих куньбеков. Оба владения практически потеряли самостоятельность и управлялись фактически китайским наместником. Во II в. н.э. усуньские владения окончательно обособились от Китая. В начале IV в. Жетысу попадает под власть сяньби, монголоязычного народа. С конца IV в. н.э. до середины VI в. н.э. гегемония в степях переходит к жужаням, центр империи которых был в Монголии. Постоянные набеги жужаней заставили усуньские племена переселиться из равнинной части Жетысу, на Тянь-Шань. В 425 г. усуни направили в Китай посольство, а в 436 г. принимают ответное посольство империи Вэй. После этого усуни ежегодно отправляли в Китай послов с дарами. В начале V в. имя усуней окончательно сходит со страниц исторических хроник. Остается добавить, что этноним "усунь" сохранился и по сей день. Один из родов Старшего жуза казахов называется "уйсун". Хозяйство усуней Древние усуни Жетысу разводили различные виды животных. Источники отмечают, что у них было развито коневодство. Богатые усуни имели до 5 тыс. голов лошадей. Наряду со скотоводством развивалось земледелие. Растительная пища входила в постоянный рацион питания усуней. Они использовали как богарные, так и орошаемые поля. Огородно-бахчевые культуры выращивали на небольших участках площадью до 150 кв.м. снабженных оросительными системами. Земледелие и оседлость древних усуней зафиксированы в письменных источниках. Так, китайский историк Банк Гу сообщает, "что придворная дама Фынь, приставленная к китайской принцессе, выданной замуж заусуньского правителя, раздала подарки усуньским оседлым владетелям", жившим в самой столице Чигу и ее окрестностях. Другой источник XIX в. Хэ Цю-Тао, ссылаясь на древние источники, пишет, что, хотя древние усуни и не "устраивают полей",но "сеют деревья".Таким образом, археологический материал и письменные источники свидетельствуют о том, что оседлость и земледелие развивались у древних усуней еще в первых веках до н.э и более широко в III-V вв. н.э. Однако в усуньской экономике все же доминирующую роль играло скотоводство. К. Акишев утверждает, что у древних усуней на всех этапах развития хозяйство было скотоводческо-земледельческим. Социальный строй усуней. В усуньском обществе существовали имущественное и социальное расслоение, частная собственность на скот. Каждая семья отмечала свои стада отличительным знаком-тамгой. Существование частного землевладения находит подтверждение в письменных источниках. О социальном неравенстве в усуньском обществе говорят и археологические источники. Многочисленные курганы усуньского времени на территории Жетысу по богатству захоронения неодинаковы. Среди них встречаются большие земляные курганы диаметром 50-80 метров и небольшие курганы-насыпи.

 

Образование государства кангаров. На запад от усуней, в долинах Таласа. Сырдарьи и Центральном Казахстане обитали многочисленные племена кангаров. Китайцы называли эти земли "страной Кангюй". Данный этноним известен с очень давних времен. Так, в священной книге зороастризма "Авесте" есть упоминания о расположении в степях Казахстана крепости Кангха, враждебной древним иранцам. Индийцы также говорят о народе "канка", живущих к северу от арийцев вместе с саками и тохарами. Это говорит о том, что этноним "кангар" существовал уже в VI в.до н.э. Государство кангаров возникло в III в. до н.э. в среднем течении Сырдарьи, в районе Кангхи. Во главе этого государства стоял род Усын, происходящий из восточно-сакского народа юэчжей. Источники очень скупо освещают историю кангаров, однако по косвенным данным ими управлял царь, носивший титул "би" и "ябгуд". Кроме того, в государственный аппарат входили "заместитель" царя и три советника. Кангарам подчинялись пять владений, во главе которых стояли поставленные царем наместники. Столица государства- город Битянь - находился в среднем течении Сырдарьи. В первые века нашей эры кангары подчинили себе аланские племена северозападного Приаралья. В Средней Азии кангарскому правителю подчинялись пять "малых- владений" - Сусе, Фуму, Юени, Ги, Юетянь. Подвергаясь давлению усуней, кангары в конце I в. до н.э. заключают союз с хунну. Северные хунну во главе с сенгиром Чжи-Чжи перешли к кангарам, сам шаньюй женился на дочери правителя. Получив сильного союзника, кангары начали войну с усунями, но хунну не захотели переселяться на земли побежденных усуней и подчиняться законам кангаров. Это послужило причиной разрыва союза и изгнания Чжи-чжи, который основал город на Таласе, позже разгромленный китайцами. Кангары придерживались антикитайской политики. Так, они помогали княжеству Давань в Ферганской долине и Малым гуньмо усуней в их войнах с Китаем. Все ученые помещают кангаров в среднее течение Сырдарьи и Западном Семиречье. Эта локализация стала основой весьма распространенной в исторической литературе гипотезы о совпадении основной территории кангарских племен с земледельческими районами между Таласом и низовьями Шу на востоке. Ташкентским оазисом на юге, низовьями Сырдарьи на севере. Археологические наблюдения последних лет еще более укрепили эту точку зрения. Однако письменные источники значительно расширяют территорию обитания кангаров. "Владения Динлин находятся севернее Кангюй", отмечают китайские хроники. Известно, что динлины обитали в Южной Сибири. Тогда кочевья кангаров должны располагаться южнее, точнее, юго-западнее - в степях Центрального и Восточного Казахстана. Об этом же говорит и знаток китайской историографии Иакинф Бичурин: "Владение Кангюй занимало степи от Сырдарьи к северу, на которых ныне кочуют Большая и Средняя Казачья Орды". Кажущееся противоречие письменных источников с археологическими легко разрешимо, если предположить, что в долине Сырдарьи находились зимние кочевья кангаров со стационарными жилищами, пашнями, укрепленными городищами, а на севере, в степях Центрального Казахстана-летние. Все это свидетельствует о том, что основным занятием кангаров было полукочевое скотоводство. Китайцы определенно называют Кангюй "кочевым владением". Р долине Сырдарьи кангары занимались богарно лиманным земледелием, выращивали зерновые, огородно-бахчевые культуры, разводили овец, верблюдов, лошадей, оседлые кангары - коз, коров. Относительно этнической принадлежности кангаров существуют две точки зрения. Часть исследователей считают их ирано-язычными, другие относят их к тюркоязычным этносам.

8 .Тюркский каганат(Восточный и Западный).

Образование тюркского каганата. После падения могущества усуней Жетысу превратился в постоянную арену войн. Поя-, вившиеся здесь в V в. отряды жужаней вынудили усуней перенести свои кочевья из степной части на Тянь-Шань. На освободившихся землях пытались обосноваться остатки юечжи, но после войн с жужанями в 418-419 гг. они были вынуждены уйти в Среднюю Азию, где столкнулись с персами и эфталитами. Верховья рек Шу и Талас были захвачены кангарами, которые остановили движение жужаней на запад.Жетысу и Восточный Казахстан были окраинами государства жужаней, поэтому им уделялось мало внимания, однако именно здесь, на Алтае, начинает формироваться сила, способная противостоять жужаням. Многочисленные племена народа теле, расселявшегося в северо-восточном Жетысу, долине Ертиса и Джунгарии, восстали против жужаней и в 482 г. создали собственное государство. Оно просуществовало недолго, и в 516 г. теле вновь попали в зависимость от жужаней. Одно из алтайских племен Ашина поставляло для жужанской империи железо. Этому племени суждено было сыграть особую роль в истории Евразии. Именно подданные ашина стали впоследствии называться тюрками. Само слово "тюрок" значит крепкий, сильный. Согласно А.Кононову, первоначально это был политический термин, означавший членов семьи степной аристократии, составлявшей господствующий род племен Ашина, и лишь затем стал названием всех племен, подчиненных тюркскому кагану.В 545 г. телесские племена вновь восстали против жужаней и во главе нового государства встал правитель тюрков - ашина Бу-мын. В 551 г. он заключил союз с Китаем и, разгромив жужаней, принял титул Иль хан. После смерти Бумына в 552 г. на престол вступил его сын Кара-Иссык хан, который нанес полное поражение жужаням. После победы хан погибает при загадочных обстоятельствах, и государство возглавляет его брат Мугань хан. В 553 г. жужани были вновь разбиты, и тюрки стали хозяевами всей степи к востоку от Алтая. В следующем году начался поход тюрков на запад, возглавленный младшим братом Бумына Истеми каганом. Усуни, ослабленные набегами жужаней, не оказали сопротивления, и уже в 555 г. войска Истеми достигли Аральского моря и предместьев Ташкента. Однако племена уар и хионитов, живших к северу от Арала, оказали яростное сопротивление и были покорены только к 558 г. Тюрки вышли к реке Едиль, но не стали ее переходить. Так, за короткий срок была создана огромная кочевая империя, охватывающая территорию от Едиля до Хинганских гор. Расцвет империи тюрков. Во главе новой державы стоял каган, вторым лицом был его родственник, носящий титул "ябгу". К числу высших сановников относились также шады, эльтеберы и тутуки. Родственники кагана носили титул "тегин". Высших чиновников тюрки называли также "тархан", а низших, делившихся на 24 класса, - "буюрук".Наследование шло по удельно-лестничной системе, по которой наследовал не сын отцу, а младший брат старшему и старший племянник младшему дяде. В ожидании престола шады получали в управление уделы.В 568 г. тюркская держава делилась на четыре удела, а в 576 г. - уже на восемь. Ставка самого кагана находилась на Алтае. В социальном плане тюрки делились на три слоя - беки, карабудун - основная масса и таты-рабы из военнопленных. Подчиненные тюркам телесские племена назывались огузами.Только появившись. Тюркский каганат сразу стал в один ряд с мировыми империями того времени. В 60-х годах VI в. тюрки вмешались в борьбу между китайскими государствами Бэи-Ци и Бэи-Чжоу и заставили обоих платить дань. Каган Тобо хан говорил: "Только бы на юге два мальчика (Чжоу и Ци) были покорны нам, тогда не нужно бояться бедности. В Средней Азии в войне с эфтали-тами в 560 г. тюрки захватили Ташкент и долину Зарафшана. В 565 г. в битве у Несефа тюрки во главе с Истеми каганом одержали победу, и Согд был присоединен к каганату. В 570-576 гг. тюрки завоевали Северный Кавказ, в 576 г. - Боспор. В итоге этих завоеваний каганат стал контролировать все важные участки Великого Шелкового пути, что обеспечивало тюркской знати огромные прибыли от караванной торговли. Однако могущество тюркской державы вскоре пошатнулось вследствие междоусобиц.
Распад тюркского каганата. В 581 г. в Китае произошел переворот, и Чжоуская династия сменилась династией Суй. Новый правитель порвал все отношения с тюрками и запретил вывозить шёлк в степь, что сразу подорвало могущество тюркской знати, богатевшей за счет пошлин с караванной торговли на Шелковом пути. Это совпало со смертью Тобо хана и последовавшими за этим династическими распрями между родственниками кагана. После продолжительных разногласий старшим ханом был признан сын Кара-Иссыка - Шету, принявший титул Ышбара хана. Вторым ханом стал сын Истеми Кара Чурин-Тюрк, сын Мугань-хана Торемен получил титул Або хан (старейший) и удел на северных окраинах государства. Суйская дипломатия сразу почувствовала разлад в среде тюрков и всяческими методами стала сеять раздор между ханами. Это ей удалось, и в 584 г. обманутый китайцами Ышбара напал на ставку Або хана, обвинив его в измене. Або хан бежал к Кара-Чурину и совместными силами они начали войну со старшим ханом. После ряда боев Або хану пришлось отступить к Бухаре, но Ышбара хан погибает в 587 г., и власть переходит к его брату Чуло хану. Все тюркские князья принесли присягу новому кагану, и Або хан остался в изоляции. В том же году он был разгромлен недалеко от Бухары, однако единство сохранялось недолго. Уже в 558 г. вражда между Кара Чурином, - ханом западных земель, и старшим ханом возобновилась. Кара Чурин стремился к независимости, и война продолжалась до 593 г. В итоге каганом стал сын Ышбара хана Юн Йоллыг, а фактическим правителем -Кара Чурин. Однако пропасть между западными и восточными тюрками была столь велика, что во время войны с Китаем, начавшейся в 598 г., восточные тюрки во главе с Жангаром поддержали Суйскую Империю. Кара Чурин был убит, но Тюркский каганат так и не объединился. В 604 г. ханом Западного каганата стал малолетний Таман - правнук Кара Чурина, а Восточного - Жангар. Единый Тюркский каганат перестал существовать.

Западно-Тюркский каганат. В Западно-Тюркском каганате собственно тюрки составляли меньшинство населения и силу правители черпали у степных племен Семиречья, т.е. потомков усуней. Из них сложилось два племенных союза: дулу - в Жетысу и Джун-гарии и оншадпыт - на Тянь-Шане. Каждый из этих союзов объединял по пять племен, вследствие чего весь народ получил название "народа десяти стрел". Противоречия между мировыми державами из-за гегемонии на Шелковом пути привели к образованию в 20-х годов V в. двух коалиций, с одной стороны - Западно-Тюркский каганат, Китай и Византия, с другой - Восточно-Тюркский каганат, Иран и Аварский каганат. Война, разыгравшаяся между этими коалициями, продолжалась с переменным успехом и не принесла ни одной из сторон победы. Недовольные нескончаемой войной, требовавшей огромного напряжения сил и больших человеческих жертв, племена дулу в 630 г. восстали против своего кагана и убили его. Новым правителем был провозглашен Сибир хан. Дальнейшая история каганата была полна войн между дулу и оншадпытами за власть в стране. Пользуясь этим, от западных тюрок отделились болгары и приуральские угры. В 635 г. племенные союзы добились самоуправления и границей между ними стала р. Шу. Уступки сепаратистским тенденциям не могли укрепить государство, и тюрки продолжали терять свои владения. После подчинения Восточного каганата Китаю имперские войска подошли вплотную к границам Жетысу. Война 640-648 гг. закончилась поражением тюрок, после чего от каганата отделились и казары. Последний западно-тюркский каган Ышбара хан пытался сохранить единство и независимость страны, но китайская агрессия продолжалась, распри между тюркскими племенами еще более ожесточились. В итоге оншадпыты и дулу в 656 г. признали власть Китая, Ышбара хан, преданный своим подданными, отступил за реку Или. Владетель Ташкента выдал его китайцам, и тюркский каган умер в 659 г. в плену. Земли Западно-Тюркского каганата были поделены на два губернаторства, которые в свою очередь делились на округа и уезды. Однако тюркские племена Жетысу не смирились с китайским владычеством.

9.Раннефеодальные гос-ые образования на тер-ии Каз-на.

Образование каганата Туркешей. Западные тюрки тяжело переживали свое подчинение Китаю, который требовал участия своих новых подданных во всех завоевательных походах. Кроме того, невыносимым оказался и налоговый гнет. В среде тюрок была сильна идея независимости и воспоминания о былом могуществе каганата. В 679 г. одновременно вспыхнули два восстания - в Монголии и Жетысу. Но если первое привело к восстановлению Восточно-Тюркского каганата, то второе было жестоко подавлено. Кровопролитная война между восточными тюрками и китайцами отвлекла силы последних, и в 699 г. Западно-Тюркское государство было восстановлено, однако во главе его встало не племя ашина, атюркеши, поэтому каганат стал именоваться Туркешским. Туркеши входили в племенной союз дулу и в свою очередь делились на кара- и сары-туркешей. Их вождь Ушлик сверг китайского губернатора и направил в Китай посольство с требованием признать его каганом. Восточные тюрки также вынуждены были признать существование нового государства. В начале VII в. каган Ушлик переносит свою ставку в г. Суяб и делит всю территорию каганата на 20 областей "тутук". В каждой области насчитывалось до 7 тыс. хозяйств. Большая ставка кагана находилась в Суябе, а малая - в г. Кунгуте долины реки Или. Походы арабов и распад государства Туркешей. В 705г. вплотную к южным границам туркешей подошли арабские войска, воевавшие с согдийскими государствами. Ушлик заключает союз с Китаем и Согдом и дважды разбивает арабов под Пайкендом и Бухарой. Только разногласия между туркешами и согдийцами позволили арабам отступить и избежать полного разгрома. Сын Ушлика Согэкаган изгнал арабов из Средней Азии и стал фактически гегемоном в этом регионе. Однако успех этот был не долог. В 708 г. в Туркешском каганате началась междоусобная война между каганом и его вассалом Кули-Чури. Кроме того, родной брат Согэ, Чжен перешел на сторону Восточно-Тюркского кагана и обратился к нему за помощью в борьбе за престол. Восточно-тюркские войска выступили в поход и в 710 году на реке Болочу туркешское войско было разбито. Согэ начал собирать новые войска, но вновь потерпел поражение и попал в плен, а каганат практически развалился. Поражение туркешей позволило арабам возобновить наступление на Среднюю Азию и в 711 г. взять Самарканд. В 713 г. арабы захватили Ходжент, Фергану и попытались завладеть Ташкентом, а в 715 г. проникнуть в Восточный Туркестан. Однако арабская экспансия вновь была остановлена туркешами, которые в том же 715г. очистили от захватчиков Фергану, а уже в 717 г. талантливый каган Сулук сумел восстановить прежнюю мощь каганата.Арабы пытались добиться союза с туркешами путем пропаганды ислама, однако эти попытки не имели успеха, и Сулук остался союзником согдийцев. В 724 г. туркеши поддержали восстание в Согде и начали вести там партизанскую войну против арабов. Однако в 737 г. мир с Китаем был нарушен, и Сулуку пришлось вести войну на два фронта. Кроме того, вспыхнула вражда между кара- и сары-туркешами. В 738 г. вождь сары-туркешей Бага-Тархан убил Сулука и пытался захватить власть. Под его знаменем собрались правители Ферганы и Ташкента, кроме того, поддержку обещали и китайцы. В битве на р. Шу кара-туркеши были разбиты, а столица каганата, город Талас, разрушен. В 740 г. был убит и Бага-Тархан, а главой кара-туркешей стал КутлугБильге. Пользуясь усобицами туркешей, арабам удалось завершить завоевание Согда, подавить сопротивление Самарканда, Ташкента и Отрара и к 738 г. установить твердую границу с туркешами. Возобновили наступление и китайцы, которые в 748 г. разрушили г. Суяб. Две армии, арабская и китайская, встретились в 751 г. у р. Талас. Ожесточенная битва продолжалась пять дней и закончилась победой арабов. Китайцы были изгнаны из Жетысу, но и арабы были вынуждены отступить из-за постоянных восстаний в покоренном Согде.В 756 г. война между кара- и сары-туркешами возобновилась и окончательно обескровила каганат. В 759 г. власть в Жетысу перешла к другому тюркскому племени - карлыкам.

 

 

Карлыки: Карлыкскии каганат. Карлыки, расселявшиеся на склонах Алтая, входили в состав Западного Каганата и имели правителя с титулом ельтебер. С ослаблением власти кагана карлыки все более стремились к самостоятельности, периодически поднимая восстания и переходя в подданство восточных каганов. После падения Западно-Тюркского каганата карлыки попадают под влияние Китая, их вожди принимают китайские титулы, но относительная самостоятельность сохраняется. С начала VIII в. начинается постепенное переселение карлыков на территорию Жетысу. Именно вмешательство карлыкских отрядов позволило арабам победить в Таласской битве в 751 г. После ряда побед над туркешами и восточными тюрками карлыкский правитель - джабгу был признан "царем Алтая". В 758 г. карлыки начали наступление в Жетысу против туркешей. Через семь лет, овладев Суябом, перенесли сюда свою столицу. Туркеши частью подчинились, частью откочевали на восток. Карлыкские отряды быстро достигли западных отрогов Тянь-Шаня, очистили от арабов Фергану и среднее течение Сырдарьи. Однако череда побед, обусловленных слабостью противника, сменилась вскоре тяжелыми поражениями. В 791 г. уйгуры разгромили карлыков и тибетцев у Беш-балыка, а в следующем году карлыки были разбиты арабами в Фергане. В 798 г. уйгурам покорились западные карлыки, а в 812 г. джабгу потерпел полное поражение, и войска уйгур дошли до Ферганы, захватив огромное количество скота и людей. Арабы воспользовались ситуацией и заставили бежать джабгу на Ертис. Карлыки были вынуждены подчиниться уйгурам.Только после поражения Уйгурии в 840 г. карлыкам удалось освободиться. Правитель Испиджаба джабгу Билые-Кюль Кадыр хан принял новый титул каган и объявил о независимости карлыков. Укрепление карлыков обеспокоило утвердившуюся в Средней Азии династию Саманидов, правитель Самарканда в 840 г. объявил "священную войну" против тюрков, овладел Испиджабом, который стал центром распространения ислама в Южном Казахстане. В карлыкскую конфедерацию входили различные кочевые тюркские племена: тухси, чигили, азкиши, халаджи, чаруки, аргу, барсханы. Кроме того, в их составе были часть уйгуров, согдийцев, огузских темен, оставшихся в Жетысу после переселения основной их массы в бассейн среднего и нижнего течения Сырдарьи. Часть тюркских племен по мере продвижения на юг и запад стала переходить к оседлому земледелию, среди них стал распространяться ислам. Основная часть карлыков приняла ислам в 960 г. История Карлыкского каганата оказалась недолгой. В 940 г. столица государства Баласагун была захвачена тюрками Восточного Туркестана - чигилями и ягма и Карлыкский каганат перестал существовать. В Жетысу власть переходит к новой династии - Караханидам, которые на долгое время смогли объединить карлыкские и туркешские племена Жетысу и долины Сырдарьи.

Кимакский каганат. На политической арене в казахской степи в IX веке появилось государство кипчаков, объединившее многочисленные племена от Алтая до Сырдарьи. Политическое ядро этого государства, племя имак, в середине VII века заняло территорию Восточного Казахстана. После падения Западно-Тюркского каганата в 656 г. имаки получили некоторую независимость. В начале VIII в. имаки подчиняются туркешам, но уже к середине этого столетия освобождаются от их власти. Более того, местные ертисские племена подчиняются имакам и создают с ними конфедерацию, получившую в восточных источниках название кимак ("еки-имак" - "два племени имаков").

Находясь между карлуками и тюргешами, кимаки не только сумели сохранить независимость, но и распространили свое влияние на многочисленные кангарские роды, кочевавшие в Центральном Казахстане и объединенные в VIII в. группой сиров-кыпчаков, бежавших с Алтая после разгрома уйгурами Второго Тюркского каганата. После распада уйгурского каганата в 840 г. часть входивших в него племен присоединяется к кимакскому союзу. Создается мощное государство во главе с правителем, носившем титул "байгу" (искаженное "ябгу"), а в начале Х в. принявшим титул "хакан". В конце IX в. в состав кимакского государства входило семь племенных групп: ишк, ланиказ, аджлад, эймур, баяндур, татар, кыпчак. К середине Х в. территория Кимакского каганата делится на четыре основные области:

1. Йагсун-Йасу - охватывает междуречье Есиля и Ертиса, Бара-бинскую степь к западу от Оби. Здесь, на Ертисе, располагались столицы - старая и новая.

2. Кыркырхан - занимает территорию Восточного и Центрального Казахстана от Ертиса до Балхаша и Алаколя, включая Каркара-линские, Чингизтауские и Тарбагатайские горы.

3. Андар аз-хифчак - область "внутренних кыпчаков" - располагалась в Центральном Казахстане, включая окрестности Улутау-ских гор, бассейны рек Нуры, Сары Су, Каракенгира, на юге - по низовьям Шу и Таласа.

4. "Внешние кыпчаки" занимали предгорья Южного Урала и торгайские степи и пользовались значительной автономией.

В кимакском обществе все более возрастала роль военных. Правителями уделов (их в стране было 12) были военные вожди. Зарождение удельно-племенной системы говорит об элементах административного деления в кимакском союзе. Арабский историк Ал-Идриси в своей книге называет 16 городов кимаков, 12 из которых находились в бассейне реки Ертис. В государстве существовала система налоговых сборов. Многие кочевники из-за своей бедности вынуждены были переходить к оседлости и заниматься ремеслом, рыболовством, земледелием. Их называли ятуками-жатак.

Источники полны сведений о взаимоотношениях кимакских правителей с соседними племенами. Военная экспансия кимаков на юге и севере Х в. сменилась мирным общением с соседями.

Кимакская держава была могущественным государством. Однако уже в IX-X вв. стали появляться признаки ее упадка. Правители уделов, владевшие огромными территориями и имевшие на своей службе наемные войска или отряды степняков, стремились к самостоятельности, что вело к ослаблению центральной власти, распаду государства. К концу Х в. Кимакский каганат перестал существовать, власть на его территории перешла кыпчакскому объединению.

Огузское государство. В XI-X вв. в бассейне среднего и нижнего течения Сырдарьи и примыкающих к ней степях Западного Казахстана сложилось политическое объединение огузов.

Этимология названия "огуз" неясна и она не раз дискутировалась в отечественной и зарубежной историко-филологической литературе. Термин, вероятно, означал "племена", "объединение племен", но затем мог превратиться в этническое имя с собирательным значением. Археологические и письменные источники говорят, что они на эту территорию пришли из Жетысу. Исходным ареалом расселения огузов были юго-восточные области Средней Азии, а начало становления ранне огузской группировки связано с Западным Жетысу. Кочевавшие по Сырдарье племена кангаров были вынуждены частью войти в состав огузов, частью откочевать на запад - в Северное Причерноморье. Формирование огузской этнической общности было сложным и длительным процессом. В состав огузов вошли как древний этнический компонент долины Сырдарьи, так и кочевые и полукочевые племена Жетысу. Они делились на ряд племен со множеством родовых подразделений.

Махмуд Кашгари утверждает, что огузы первоначально состояли из 24 племен. Более поздние авторы, в частности Марвази, говорят лишь о 12 племенах. Расхождение источников, вероятно, можно объяснить делением огузов на две экзогамные фратрии, бузуков и учуков, входящих соответственно в правое и левое крыло их войска. Огузское государство разделялось на уруки и аймаки. Термином "урук" обозначались родовые подразделения. Роды и племена, объединенные в состав более крупных племенных союзов, назывались "иль" (страна).

До прихода огузов на Сырдарью столицей их была старая Гузия в Жетысу. В Х в. столицей огузского государства стал Янгикент, или так называемая Новая Гузия. Янгикент находится на старой караванной дороге, на стыке кочевого мира с оседло-земледельческой культурой. Огузская держава была неоднородной в этническом отношении. В городах и сельских поселениях жило тюркское и ираноязычное население.

Государство огузов не было монолитным. Главой государства был верховный правитель, носивший титул "джабгу". Правители имели соправителей и советников. Наследники правителя назывались "иналами", для воспитания которых в детстве назначались специальные опекуны - "атабеки". Жены правителей носили титул "хатун" и играли значительную роль в придворной жизни. Важное место также занимали военачальники. Главнокомандующий войсками - "сюбаши" опирался на военный совет и активно вмешивался в политические события. Правители выбирались на основе свода неписанных правил, обычного права - "торе", из наиболее могущественных родов. Власть верховного правителя ограничивалась советом крупной военно-племенной аристократии. В конце Х в. сложился аппарат управления и система регулярных сборов налогов.
Политическая история огузов. Огузы играли важную роль в политической жизни Евразии. В 965 г. между ними и киевским князем Святославом был заключен военный союз против казар. Результатом совместных военных действий явился разгром Казарс-кого каганата и крупное поражение Булгарии.

В XI в. началось продвижение огузов в Иран и Переднюю Азию. Это движение было возглавлено правителями племени канык Тог-рул беком и Чагры беком, внуками Сельджука, по имени которого племена, участвовавшие в движении, назывались сельджуками. В 1025 г. часть сельджуков поселилась в современной Туркмении у г. Неса. В 1034-1035 гг. к ним присоединились подданные Тогрул бека. В 1038-1040 гг. сельджуки выступили против Газневидов и захватили Нишапур. Впоследствии они смогли создать огромное государство, в состав которого входила Малая Азия, Иран, часть Закавказья и Средней Азии. В период правления Али хана участились народные восстания против жестокой эксплуатации. Недовольство народа было использовано сельджукскими вождями, которые хотели захватить власть в стране. Преемник Али хана Шахмелик укрепил свою власть, подавив народное восстание и в 1041 г. захватил Хорезм. Однако спустя два года, Шахмелик попал в руки сельджуков и был казнен. Это был последний правитель огузов.

В середине XI в. в силу внутренних и внешних противоречий огузское государство пало, а его население вошло в состав кыпчак-ской державы. Значительная часть огузов ушла в пределы Восточной Европы и Малой Азии, другая часть перешла под власть караха-нидов и сельджукских правителей Хорасана. Остатки разбитых кып-чаками огузов в дальнейшем растворились среди тюркоязычных племен Дешт-и-Кыпчака.

В физическом типе огузов преобладал монголоидный расовый облик. Огузские племена, как один из компонентов, участвовали в формировании многих современных тюркских народов.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 468; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.57.9 (0.101 с.)