Мирские и надмирские функции медитации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мирские и надмирские функции медитации



Многие, включая буддистов, возможно, и не осознают того, что медитация является самой важной практикой в буддизме, поскольку составляет само существо обретения нирваны. Современный наставник Тхеравады преподобный Шри Дхаммананда описывает то положительное, что несет с собой медитация:

Непосредственной задачей медитации является обучение сознания и действенного, продуктивного использования его в нашей повседневной жизни. Конечная цель медитации — поиски освобождения от колеса сансары — круговорота жизни и смерти.

Красоту и точность этих слов мы оценим глубже, когда поймем, что они указывают нам путь обретения высочайшей цели как в мирском, так и надмирском планах. В нашей мирской повседневной жизни обученное (натренированное) сознание окажется более продуктивным по сравнению с необученным, к примеру, для художника при создании шедевра, для ученого при проведении исследования, которое может переломить ход событий в науке, либо для философа при постижении им некой великой истины. Даже обычным людям обученное сознание позволяет достичь более высоких результатов при выполнении любых мирских задач.

В буддизме, как и в других религиозных или духовных дисциплинах, адепт стремится преодолеть мирское, чтобы достичь надмирского. И обученное сознание не только имеет преимущество, но зачастую является основой в достижении надмирских целей. На самых первых уровнях иногда адепту удается без обучения сознания испытать надмирское, скажем, глубокое переживание своей близости с природой или присутствие Бога. Но для достижения более высоких уровней надмирского необходимо обученное сознание.

Следует отметить различие между обучением сознания и простым информированием мозга. Действительно, можно сказать, что вся современная, особенно западная, система воспитания сосредоточена главным образом на большом объеме знания, а не на развитии самого сознания! Обычно современные воспитатели руководствуются правилом: для укрепления своего тела занимайтесь физическими упражнениями; для укрепления вашего ума делайте умственные упражнения. Обычно западные физические упражнения включают бег, растяжку и подъем тяжестей, а умственные упражнения включают изучение таких дисциплин, как логика, математика и право. С точки зрения шаолиньской традиции, как и многих других восточных традиций [воспитания], такая практика не что иное, как попытка поставить телегу впереди лошади. Способность бегать, растягиваться и поднимать тяжести является следствием физической силы, а не причиной; равным образом обученное сознание (натренированный ум) позволяет человеку успешно овладевать такими дисциплинами, как логика, математика и право, но не наоборот.

Полезно также понять, что человек, разбирающийся в мирских или даже надмирских проблемах, не обязательно обладает сознанием, обученным надмирскому развитию [заключенных в нем потенций]. Следующая притча, популярная и в христианстве, и в исламе, послужит здесь хорошим примером.

Некий священник, или имам, приплыл на затерянный в океане остров и после долгих месяцев своей горячей проповеди обратил его жителей в собственную веру. После этого он отплыл на родину. Когда решил бросить прощальный взгляд на оставшийся вдали остров, то, к своему удивлению, заметил три огонька, двигающихся по воде к его лодке. Когда огоньки приблизились, он разглядел своих трех наиболее преданных новообращенных. Оказывается, они шли к нему по морю.

Приблизившись к лодке, они сказали: "Ваше святейшество, мы забыли, как говорить нам после вознесения молитв Господу: амен или аминь. Пожалуйста, наставь нас в этом, чтобы по возвращении мы смогли верно возносить наши молитвы". Тронутый до слез их преданностью, его святейшество сказал: "Друзья, не важно, произносите вы “амен” или “аминь”, главное — продолжайте молиться, как и прежде, ибо вы обрели духовный уровень гораздо больший, чем у меня".

Как же нам следует упражняться в своем духовном развитии? Посредством созерцания (медитации). Медитация — это обучение сознания достижению более высоких состояний реальности, когда медитатор начинает постигать, что он нечто большее, чем собственно физическое "я". Само обучение не обязательно происходит в позе лотоса, хотя многие духовные дисциплины, такие, как буддизм, даосизм и йога, советуют именно ее для [обретения] высочайших достижений [сознания]. В обучении сознания следует отметить две принципиально важные стороны: сосредоточение сознания и возможность его расширения. В дзэн-буддизме, как и в других духовных дисциплинах, обучение сознания посредством медитации (созерцания) используется для достижения надмирских целей, но многие прибегают к медитации для решения более насущных, мирских задач.

НЕУМЕНИЕ ПОСТИЧЬ НАДМИРСКОЕ

Неумение различать надмирскую и мирскую функции медитации привело ко многим недоразумениям среди ученых и философов. Удивляет, к примеру, заявление А. В. Гримстоуна, редактора зарекомендовавшей себя с лучшей стороны книги Кацуки Сэкиды "Занятия дзэн: методы и философия".

Цель занятий дзэн существенно не отличается от того, что некоторые западные авторы определили как верно выбранный объект нравственных усилий.

Если бы это походило на истину, то людям, включая государей и наследных принцев, не нужно было бы отрекаться от своей мирской жизни, чтобы практиковать дзэн. (Действительно, своей властью государь способствовал бы взращиванию и распространению нравственных ценностей, которые не выходят за рамки мирского.) Удивительно, как Гримстоун может верить тому, что "занятия дзэн позволяют нам прожить нашу жизнь как можно лучше" и ничего больше, тогда как многие места самой книги Кацуки Сэкиды указывают на то, что цели занятий дзэн лежат вне обычной жизни и мирской морали:

Успокоением деятельности нашего сознания достигается то состояние, где отпадают [как ненужные] временные, пространственные и причинные [ориентиры], составляющие скрепы [омраченного] сознания.

Такое состояние одновременного всматривания в свою собственную природу и природу вселенскую достигается только в том случае, когда сознание лишено своего привычного способа мышления.

Так как Гримстоун знаком с этими утверждениями автора, наставника дзэн, он, вероятно, просто не понимает, что состояние, "где отпадают [как ненужные] временные, пространственные и причинные [ориентиры], составляющие скрепы [омраченного сознания]" и "когда сознание лишено своего привычного способа мышления", относится к надмирскому измерению, совершенно отличному от нашего повседневного бренного мира. Но что такое "надмирское"? Оно относится к конечной реальности, которая, естественно, находится вне мирского, повседневного, феноменального мира, воспринимаемого обыденным сознанием. Это то, что выдающийся парапсихолог Лоуренс Ле Шань именует "ясновидящей реальностью", совершенно отличной от нашей повседневной чувственной реальности. В первой, согласно общей теории относительности Эйнштейна и единой теории поля,

...вся вселенная проявляется как одно элементарное поле, где каждая звезда, каждый атом, каждая блуждающая комета, и медленно вращающаяся галактика, и движущийся электрон предстают в виде ряби или выпуклости на поверхности пространственно-временного единства (континуума).

Сам же Лоуренс Ле Шань говорит:

Человек не может длительное время жить в состоянии полного осознания своей погруженности в ясновидящую реальность. Он не выдержит биологически длительное пребывание в подобном состоянии. Жить же, однако, сознательно в состоянии неведения относительного существования самой этой реальности, значит, умалять человеку самого себя, обкрадывать собственный потенциал.

Лоуренс Ле Шань полагает, что человек не способен долго прожить в ясновидящей реальности из-за отсутствия в ней различия между отдельными существами и отсутствия пространства и времени. Возможно, если бы Ле Шань знал, что в учении дзэн то, что он называет ясновидящей реальностью, является конечной реальностью, постижение которой и составляет высшую цель подвижников дзэн и многих других духовных учителей, то он ощутил бы себя способным и выжить биологически в мирском измерении, и реализовать весь свой потенциал в надмирском измерении.

Томио Хираи, который 20 лет изучал научные основы медитации дзэн и пришел к выводу, что "дзэн служит богатым источником средств, помогающим сбросить с себя оковы тяжелых социальных условий настоящего времени как для мирянина, так и для священника", говорит удивительные вещи:

Я не думаю, что только медитация дзэн способна привести в состояние просветленности. Не связанное никакой религиозной верой или догматом, само просветление, если удается его достигнуть, становится всеобщим...

Просветление — сугубо личное дело и может проявляться у людей по-разному. Состояние, которое пережил Генри Дэвид Торо после двухлетнего затворничества у Уолденского озера, может быть названо просветлением, как и восприятие реальности со стороны хиппи. Профессор Коудзи Сато описал экстатическое (исступленное) состояние, испытываемое людьми, принимающими алкалоидное соединение ЛСД-25, идентичное просветлению дзэн. Если подобное верно, то формула "Жизнь хиппи + ЛСД-25" равнозначна прорыву к конечной цели дзэн.

Совершенно ясно, что доктор Томио Хираи не только не понимает задачу медитации дзэн и смысл просветления дзэн, но он и не знаком с основами учения дзэн-буддизма. Каждый, включая и доктора Томио Хираи, имеет право на собственное мнение, но было бы неверным утверждение о том, что все дзэнские монахи, настаивавшие на достижении ими [состояния] просветленности, заблуждались. Прежде всего дзэн-буддизм в своем учении опирается на практику, а не на [теоретическое] изыскание. Поэтому если бы доктор Томио Хираи поинтересовался у наставника дзэн, знает ли он формулу волн собственного мозга (что может явиться предметом изыскания доктора), то обычным ответом, могущим помочь доктору достичь пробуждения, были бы примерно следующие слова: "Пойдите и вымойте свое лицо!"

Возможно, что знание формулы мозговых волн или результаты любого изыскания могут быть полезны при решении мирских задач, но подобное знание не только необязательно, но и разрушительно для медитационной практики дзэн, ибо оно привязывает сознание или мозг к феноменальному миру, который тот стремится преодолеть. Любопытно отметить, что, когда многие ученые, как и обычные люди, рассматривают наш феноменальный мир как объективно реальный, а адептов дзэн и других духовных подвижников как жертв [собственного] обмана, на самом деле все обстоит совершенно иначе. Последние открытия в физике, психологии, иных науках подтверждают, что наш феноменальный мир и есть обман, порождение нашего сознания, обусловленное рядом обстоятельств. Медитация же дает в руки адептам дзэн и иным духовным подвижникам важнейшее средство, позволяющее освободиться от подобного обмана и познать конечную космическую реальность.

Безответственно и ошибочно заявление доктора Томио Хираи о том, что эгоизм и алчность непреодолимы; ведь первоочередной задачей учения дзэн и всех других буддийских школ является как раз преодоление эгоизма и алчности, поскольку они мешают подвижнику обрести космическую реальность. "Просветление" и есть то слово, которое описывает это космическое обретение, оно всеобще, ибо в отличие от феноменального мира, являющегося в разных обличиях разным живым существам в соответствии с их отличающимися условиями существования, конечная реальность преодолевает различение познающего и познаваемого и является в одном и том же обличий для всех просветленных существ. Доктору Томио Хираи, очевидно, не удалось отличить надмирское от мирского.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.66.206 (0.009 с.)