Улус Гуртуйский II холтубаева рода 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Улус Гуртуйский II холтубаева рода



Дочь Тугалака‑Тойбхон родила от одного забайкальского бурята сына. Потом бросила его среди цветов, взобралась на го­ру Удагтай, вымылась в живой воде (Мунхэйн хара уhан), ис­портила ее и ушла в Забайкалье. Ручеек с живой водой высох. Она со своим возлюбленным перебралась куда-то на юг и там стала ткать шелк.

Сына Тойбхон подобрали и назвали Обогоном (Ургын узууpahaa олдоhон Обогон ‑ «найденный у подножия цветка Обогон»).

Сыновья Обогона ‑ Хоогой, Онхотой и Онгой.

У Хоогоя было пятеро сыновей: Борой, Тэбшэхэн, Обоошо, Хорхоон и Хунши.

Хоогой потерял своего сына Бороя в Кудинской долине, когда поехал с сыновьями устраивать тайлган хозяину гор Ухэр Манхай и Удэгэ Бэлеэн. Кудинские буряты напали на него, отняли жертвенное мясо. Бороя подобрали чужие люди, воспитали и женили. Он поселился по реке Мурину. От его потомков образовал­ся улус Боройский.

От Тэбшэхэна произошли улусы Матаганский, Бильчирский и Гуртуйский, от Обоши ‑ Баруни-айлский и Гэмэловский, от Хорхона ‑ Шанайский и Шабартуйский. Часть потомков Тэбшэ­хэна, Обоши и Хорхона живет в Верхне-Наймагутском улусе.

Потомки Хунши живут в Кахе и образуют улусы Молта, Сункуев, Xaha узур, Куликовский.

У Холтубая было четверо сыновей: Тээрмэ, Хунсай, Хужа и Хорон.

Потомки Тэрмэ живут в Гуртуйском, Шабартинском, Бильчирском, а также в Нижне-Наймагутском улусах.

Потомки Хунсая живут в улусах Верхне-Наймагутский, Биль­чирский и Нижне-Наймагутский.

Потомки Хужи живут в улусах Бильчирский, Шабартинскни и Гуртуйский.

Потомки Хорона живут в улусах Шанайский и Нижне-Кахинский (два двора).


На то место, где стоит теперь улус Шанаевский, пришел сын Хорона ‑ Мухэши с сородичами из устья долины Кахи. Причи­ной перекочевки было то, что жители Осииской слободы часто воровали у них скот и имущество, даже убивали, поэтому они вынуждены были откочевать на то место, где они живут теперь.

Улус Шанайский II холтубаева рода

Родословная: Хоогой, Хорхоон, Холтубай, Хоолшо, Хордоон, Мух--шхэ.его сыновья ‑ Мухэреен и Ярбаг, сын Мухэр--на ‑-АрЬалан (Арсалан), hэтуу, hэтэн, Забаан, Хосоок (Кусок), Хонзоон, Хондрон.

На месте теперешнего улуса Шанайский поселился Мухэшхэ Хордонов. От него теперь идет 11-е поколение.

Записано со слов 50-летнего слепого сказителя Хондрона Хосокова II холтубаева рода из улуса Шанайский 19 июня 1947 года.

ОНХОТОЕВСКИЙ РОД

Онхотоевский род

Улейская инородная управа состояла из трех родов: I онхотоев и II онхотоев роды и булутский род. Люди онхотоева рода входили в племя булагат. Сначала онхотоевцы жили в долине реки Куды совместно со своими соплеменниками, принимали участие в племенных жертвоприношениях на горах Ухэр Манхай к Удэгэ Бэлеэн, расположенных на противоположных берегах ре­ки Куды (Худа). Живя на этом местг, потомки Булагата размно­жились, негде уже было пасти скот и лошадей. Они решили разъ­ехаться. В долинах рек Осы и Иды никто не жил.

Онхотой был сыном Обогона. У него было два брата, звали их Онгоем и Хогоем. Из долины реки Куды они переехали в до­лину речки Кахи. Место было богато травой и лесом. Люди охо­тились на зверей, пасли свой скот и лошадей. Здесь им было при­вольно.

На месте, где теперь стоит село Оса, иркутский Вознесенский монастырь основал себе слободу: распахал землю, построил мельницу и завел скот.

Онхотой как раз жил в устье речки Кахи. Братья его жили немного выше по пади. Как крайний населенный пункт, улус Он-хотоя постоянно терпел обиды и притеснения от жителей слобо­ды. Жаловаться было некому, да и к тому же буряты не знали русского языка, поэтому Онхотой решил уехать подальше от сло­боды монастыря. Он собрал свой несложный пастушеский скарб и переехал в долину Улея, впадающего в реку Осу. Зимой люди жили в пади, которая была защищена от ветра небольшими го рами, а летом они спускались в долину реки Осы, где располо­жена широкая степь ‑ Алтани хээр.

Вскоре за онхотоевцами последовали хогоевцы. После отъез­да онхотоевцев их улус оказался крайним, нападения и бесчин­ства жителей монастырской слободы посыпались на них. И они тоже укочевали, поселились в долине реки Ангары, ниже города Балаганска. С 1887 года хогоевцы вошли во вновь созданную Молькннскую инородную управу. На прежнем месте, то есть на речке Кахе, остались одни онгоевцы. Когда же слободчане ста­ли нападать и на них, то часть онгоевцев укочевала к речке Унге, на левый берег реки Ангары. Там жили буряты родов олзоевско-го, кульметского и муруевского. Они не разрешили онгоевцам. поселиться по речке Унге, попросили занять незаселенные места, главным образом лесистые пади и горки. По этому поводу сло­жилась поговорка: «Онгойбэй уЬата жалгабэй»‑ «Нет ключа без Онгоя». Часть онгоевцев поселилась в пади Кутанка (Хутаанха).

Люди онхотоева рода входили административно в Ндиискую степную думу и управлялись своим родовым старостой. При раз­деле думы в 1887 году они, с особого разрешения генерал-губер­натора графа Игнатьева, образовали самостоятельную инород­ную управу во главе с головой, которым был избран бурят булут-ского рода Ишигыл Шалтыков. Хогоевцы вошли в Молькинскую инородную управу совместно с родами I и II сараевскими, 1 и III ноетскими. Головой они выбрали бурята Степана Гыленова. А онгоевцы вошли в состав Унгинской инородной управы сов­местно с родами I и II олзоевскими, I и II кульметскими, икинат-'ским (шалотский), шарайтским, боролзоевским, муруевским ч хангиновским. Головой Унгинской инородной управы был избран Л. Егоров.

Буряты родов онгоева, хогоева и онхотоева на своих племен­ных тайлганах до сего времени в призываниях упоминают, как все роды племени булагат, горы Ухэр Манхай и Удэгэ Бэлеэн.

Урагшаа hapahan Смотрящая на юг

Ухэр Манхай Ухэр Манхай,

Хойшоо xapahaн Смотрящая на север

Удэгэ Бэлеэн. Удэгэ Бэлеэн.

Буумал ехэ бурхан, Бумал ‑ великий бурхан,

hуумал ехэ хатан, hумал ‑ великая богиня,

Тайн б aйhaн тайлгамнай, Справляемый тайлган,

Тайжа байпан мургэлмнай. Совершаемое

молебствие.

Сээг! Сээг!

Живя на новом месте, все роды ездили на свою родину устраи­вать свой племенной тайлган. Один раз туда поехал со своими сыновьями Хогой и стал устраивать тайлган. На тайлган при­шли люди из ближних улусов. Хогой, поставив в ряд своих сыно­вей, красиво и внятно призывал своих предков и совершал обряд хурылган, прося их дать ему счастье и богатство. Красноречие Хогоя удивило присутствующих, и они, сказав: «Он отнимет у нас благословение предков», напали на Хогоя, отняли жертвенное мясо и молочную водку, все съели и выпили, потом побили само­го Хогоя и увели с собой его старшего сына. После этого случал никто не ездил к горе Ухэр Манхай. Хогоевцы стали устраивать племенное жертвоприношение у себя на новом месте. Для этого представители каждого рода приехали на место устройства тайл-гана и увезли по одному камню из племенного жертвенника, ко­торые послужили основой жертвенников на новых местах.

Хогой побоялся поехать за сыном. Его сын батрачил там у людей. Когда он подрос, то женился на местной девушке. Потом­ки его и сейчас живут там. Они образовали Боройский улус на реке Мурине и вошли во II ашаабагатский род, административно подчиненный Абаганатской инородной управе.

В долине реки Улея живут буряты булутского рода. Основная масса этого рода проживает в долине реки Унги, в улусах Тай-шинский, Нукутский и в других. Люди булутского рода не вхо­дят в племена булагат, эхирит, хонгодор и хори. По одному преданию, Булут родился у девушки и поэтому не знал своего от­ца. По другому преданию, Булут пришел из Джунгарии во время разгрома ее полчищами маньчжуров. На родине он был зайса-ном небольшого рода.

Записано со слов Василия Миронова булутского рода и Егора Хохолова хогоевского рода в 1912 году.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 572; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.26.20 (0.01 с.)