Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Улус Гуртуйский II холтубаева рода↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Дочь Тугалака‑Тойбхон родила от одного забайкальского бурята сына. Потом бросила его среди цветов, взобралась на гору Удагтай, вымылась в живой воде (Мунхэйн хара уhан), испортила ее и ушла в Забайкалье. Ручеек с живой водой высох. Она со своим возлюбленным перебралась куда-то на юг и там стала ткать шелк. Сына Тойбхон подобрали и назвали Обогоном (Ургын узууpahaa олдоhон Обогон ‑ «найденный у подножия цветка Обогон»). Сыновья Обогона ‑ Хоогой, Онхотой и Онгой. У Хоогоя было пятеро сыновей: Борой, Тэбшэхэн, Обоошо, Хорхоон и Хунши. Хоогой потерял своего сына Бороя в Кудинской долине, когда поехал с сыновьями устраивать тайлган хозяину гор Ухэр Манхай и Удэгэ Бэлеэн. Кудинские буряты напали на него, отняли жертвенное мясо. Бороя подобрали чужие люди, воспитали и женили. Он поселился по реке Мурину. От его потомков образовался улус Боройский. От Тэбшэхэна произошли улусы Матаганский, Бильчирский и Гуртуйский, от Обоши ‑ Баруни-айлский и Гэмэловский, от Хорхона ‑ Шанайский и Шабартуйский. Часть потомков Тэбшэхэна, Обоши и Хорхона живет в Верхне-Наймагутском улусе. Потомки Хунши живут в Кахе и образуют улусы Молта, Сункуев, Xaha узур, Куликовский. У Холтубая было четверо сыновей: Тээрмэ, Хунсай, Хужа и Хорон. Потомки Тэрмэ живут в Гуртуйском, Шабартинском, Бильчирском, а также в Нижне-Наймагутском улусах. Потомки Хунсая живут в улусах Верхне-Наймагутский, Бильчирский и Нижне-Наймагутский. Потомки Хужи живут в улусах Бильчирский, Шабартинскни и Гуртуйский. Потомки Хорона живут в улусах Шанайский и Нижне-Кахинский (два двора). На то место, где стоит теперь улус Шанаевский, пришел сын Хорона ‑ Мухэши с сородичами из устья долины Кахи. Причиной перекочевки было то, что жители Осииской слободы часто воровали у них скот и имущество, даже убивали, поэтому они вынуждены были откочевать на то место, где они живут теперь. Улус Шанайский II холтубаева рода Родословная: Хоогой, Хорхоон, Холтубай, Хоолшо, Хордоон, Мух--шхэ.его сыновья ‑ Мухэреен и Ярбаг, сын Мухэр--на ‑-АрЬалан (Арсалан), hэтуу, hэтэн, Забаан, Хосоок (Кусок), Хонзоон, Хондрон. На месте теперешнего улуса Шанайский поселился Мухэшхэ Хордонов. От него теперь идет 11-е поколение. Записано со слов 50-летнего слепого сказителя Хондрона Хосокова II холтубаева рода из улуса Шанайский 19 июня 1947 года. ОНХОТОЕВСКИЙ РОД Онхотоевский род Улейская инородная управа состояла из трех родов: I онхотоев и II онхотоев роды и булутский род. Люди онхотоева рода входили в племя булагат. Сначала онхотоевцы жили в долине реки Куды совместно со своими соплеменниками, принимали участие в племенных жертвоприношениях на горах Ухэр Манхай к Удэгэ Бэлеэн, расположенных на противоположных берегах реки Куды (Худа). Живя на этом местг, потомки Булагата размножились, негде уже было пасти скот и лошадей. Они решили разъехаться. В долинах рек Осы и Иды никто не жил. Онхотой был сыном Обогона. У него было два брата, звали их Онгоем и Хогоем. Из долины реки Куды они переехали в долину речки Кахи. Место было богато травой и лесом. Люди охотились на зверей, пасли свой скот и лошадей. Здесь им было привольно. На месте, где теперь стоит село Оса, иркутский Вознесенский монастырь основал себе слободу: распахал землю, построил мельницу и завел скот. Онхотой как раз жил в устье речки Кахи. Братья его жили немного выше по пади. Как крайний населенный пункт, улус Он-хотоя постоянно терпел обиды и притеснения от жителей слободы. Жаловаться было некому, да и к тому же буряты не знали русского языка, поэтому Онхотой решил уехать подальше от слободы монастыря. Он собрал свой несложный пастушеский скарб и переехал в долину Улея, впадающего в реку Осу. Зимой люди жили в пади, которая была защищена от ветра небольшими го рами, а летом они спускались в долину реки Осы, где расположена широкая степь ‑ Алтани хээр. Вскоре за онхотоевцами последовали хогоевцы. После отъезда онхотоевцев их улус оказался крайним, нападения и бесчинства жителей монастырской слободы посыпались на них. И они тоже укочевали, поселились в долине реки Ангары, ниже города Балаганска. С 1887 года хогоевцы вошли во вновь созданную Молькннскую инородную управу. На прежнем месте, то есть на речке Кахе, остались одни онгоевцы. Когда же слободчане стали нападать и на них, то часть онгоевцев укочевала к речке Унге, на левый берег реки Ангары. Там жили буряты родов олзоевско-го, кульметского и муруевского. Они не разрешили онгоевцам. поселиться по речке Унге, попросили занять незаселенные места, главным образом лесистые пади и горки. По этому поводу сложилась поговорка: «Онгойбэй уЬата жалгабэй»‑ «Нет ключа без Онгоя». Часть онгоевцев поселилась в пади Кутанка (Хутаанха). Люди онхотоева рода входили административно в Ндиискую степную думу и управлялись своим родовым старостой. При разделе думы в 1887 году они, с особого разрешения генерал-губернатора графа Игнатьева, образовали самостоятельную инородную управу во главе с головой, которым был избран бурят булут-ского рода Ишигыл Шалтыков. Хогоевцы вошли в Молькинскую инородную управу совместно с родами I и II сараевскими, 1 и III ноетскими. Головой они выбрали бурята Степана Гыленова. А онгоевцы вошли в состав Унгинской инородной управы совместно с родами I и II олзоевскими, I и II кульметскими, икинат-'ским (шалотский), шарайтским, боролзоевским, муруевским ч хангиновским. Головой Унгинской инородной управы был избран Л. Егоров. Буряты родов онгоева, хогоева и онхотоева на своих племенных тайлганах до сего времени в призываниях упоминают, как все роды племени булагат, горы Ухэр Манхай и Удэгэ Бэлеэн. Урагшаа hapahan Смотрящая на юг Ухэр Манхай Ухэр Манхай, Хойшоо xapahaн Смотрящая на север Удэгэ Бэлеэн. Удэгэ Бэлеэн. Буумал ехэ бурхан, Бумал ‑ великий бурхан, hуумал ехэ хатан, hумал ‑ великая богиня, Тайн б aйhaн тайлгамнай, Справляемый тайлган, Тайжа байпан мургэлмнай. Совершаемое молебствие. Сээг! Сээг! Живя на новом месте, все роды ездили на свою родину устраивать свой племенной тайлган. Один раз туда поехал со своими сыновьями Хогой и стал устраивать тайлган. На тайлган пришли люди из ближних улусов. Хогой, поставив в ряд своих сыновей, красиво и внятно призывал своих предков и совершал обряд хурылган, прося их дать ему счастье и богатство. Красноречие Хогоя удивило присутствующих, и они, сказав: «Он отнимет у нас благословение предков», напали на Хогоя, отняли жертвенное мясо и молочную водку, все съели и выпили, потом побили самого Хогоя и увели с собой его старшего сына. После этого случал никто не ездил к горе Ухэр Манхай. Хогоевцы стали устраивать племенное жертвоприношение у себя на новом месте. Для этого представители каждого рода приехали на место устройства тайл-гана и увезли по одному камню из племенного жертвенника, которые послужили основой жертвенников на новых местах. Хогой побоялся поехать за сыном. Его сын батрачил там у людей. Когда он подрос, то женился на местной девушке. Потомки его и сейчас живут там. Они образовали Боройский улус на реке Мурине и вошли во II ашаабагатский род, административно подчиненный Абаганатской инородной управе. В долине реки Улея живут буряты булутского рода. Основная масса этого рода проживает в долине реки Унги, в улусах Тай-шинский, Нукутский и в других. Люди булутского рода не входят в племена булагат, эхирит, хонгодор и хори. По одному преданию, Булут родился у девушки и поэтому не знал своего отца. По другому преданию, Булут пришел из Джунгарии во время разгрома ее полчищами маньчжуров. На родине он был зайса-ном небольшого рода. Записано со слов Василия Миронова булутского рода и Егора Хохолова хогоевского рода в 1912 году.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 643; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.254.25 (0.007 с.) |