Улус Нижне-Наймагутский эрхидеева рода 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Улус Нижне-Наймагутский эрхидеева рода



Буха ноен, Булгат, Булган хара, Тугалак, его дочь Толехон, ее сын Обогон, Хоогой, Тэбшэхэн, Ирхидей, Ойдной, Орсо Ошхи, Дунхэн, Ялтуу, Гулаашхи, Бадан, его дети ‑ Хасхай, Хатин и Хазагар, сын Хазагара ‑ Василий, сын Василия ‑ Бальжа.

Дунхэн, Амагай, Мантак, Имхээшхэ, его дети‑Илья, Миха­ил, Николай, Митрофан, Иван, Матвей и Александр.

Мантак и Имхэшхэ служили тайшами Идинской степной ду­мы. Мантак‑с 1850 года по 1857 год, Имхэшхэ‑с 1875 года по 1876 год. Нижне-Наймагутский улус находится здесь издавна. Из него выделились улусы Матаган, Батаевский, Протасовский, Баруниайл и прочие.

Записано со слов Василия Хазагарова II эрхидеева рода из улуса Ниж­не-Наймагутский Осинского аймака Иркутской области 25 июня 1947 года.

Улус Матаганский I эрхидеева рода

Обогон, сыновья его ‑ Хоогой, Онхотой, Онгой.

Хоогой, Обоошо, Улдээ, Ирхидей (Уряандай), hагнай, Этигэл, сыновья его ‑ Иван, Баатай и Бальмай, Хазагар, сыновья Хазагара ‑ Абагай (шаман), Хонтхооб, Алдар, Сайхар, Зоймок и дочь Табхай.

Зоймок, сыновья его Золто и Золхой, сыновья Золхоя ‑ Зодой и Василий, сын Зодоя Павел.

Сайхар, его сын Шаранхай (шаман), сыновья его‑Гавриил и Шаранги. Сыновья Гавриила ‑ Иван, Сергей, Илья и Терентий. Шаранги, его сын Алексей.

Алдар, сын его Мээрэн, сыновья ‑ Александр и Осип, сын Осипа ‑ Сергей и дочь София.

Хонтхооб ‑ Шагдуй, Шарай, сыновья его ‑ Шараап и Шан­тан, сын Шараапа ‑ Шада, сын Шантана ‑ Григорий.

Абагай (шаман), его дочери ‑ Ногоон, Молhоон и Хуурхак. Нэгоон ‑ моя бабушка по отцу.

Записано со слов 72-летнего Якши Ялбаева I эрхидеевского рода из улуса Матаган Осинского аймака 23 февраля 1936 года.

Улус Батаевский

Обогон, Хоогой, Обоошо, Улдээ, Ирхидэй, Баалай, Баатай, Найрхан, Даахи, сыновья его – hалбай, Сергей и Дамба. hалбай бездетный. Сергей, его дети ‑ сын Семен и дочь Таньюр. Они были «зээ» Бажигая Зутанова. Таньюр ‑ мать моей жены ‑ Степаниды.

Дети Семена: сын Терентий (пал в бою смертью храбрых), дочь Аграфена. У Аграфены ‑ дочь Моня.

Дамба, его дети: Даншаа, Алексей, Иринсей и Андрей, дочери Шатаба и... Первые три брата бездетные. У Андрея ‑ сын Иван, дочери Елена и Дарья. Елена ‑ вторая жена моего тестя, Егора Бажигеева. У Ивана ‑ сын Афоня.

Улус Протасовский

Бартасоб, hалабай, сыновья его ‑ Хундаан, Антон, Филипп, Гээбээн и Илья.

Антон, сыновья его ‑ Петруха и Кузьма и две дочери (одна в Укыре замужем, другая ‑ в Заглике). У Петрухи ‑ сын Гри­горий.

Филипп, его сыновья ‑ Агап, Родион и Александр и дочери Орина и Ульяна (обе замужем в Хохорске).

Гээбээн, его сын Василий и две дочери (Анна замужем в Хо­хорске, вторая ‑ в Орлоке).

Записано со слов 69-легнего Семена Сергеева Дахина из улуса Батаеdский 15 июня 1916 года.

Улус Матаганский I эрхидеева рода

Родословная: Обогон, Хоогой, Обошо, Улдээ, Ирхидэй, Гал бан, Унагай (жена его ‑ Тулгаан Теедэй, шаманка), Тэжэгээ, Суусали, Убай, Таар, Иван, Николай, Генга (13 лет).

Ирхидей входил в племя булагат. Он является давнишним заселыциком местности. Ирхидеев род многочислен. Потомки Ихидея живут в долине рек Осы и Обусы, в улусах: Матаган, Бартасов, Халхайта, дубун, Паружский, Шибирский, Олусский.

Записано со слов 69-летнего Евгения Шарапова из улуса Барунайлский 12 февраля 1936 года.

Эрхидеев род, Батаевский улус

Родословная: Обогон, Хоогой, Обошо, Улдээ, Ирхэдэй, Баатай, Найрхэн, Даахи, Дамба, Ондрёо, Иван, Афоня.

Записано со слов Евграфа и Ивана Петровых из улуса Халхайтадубунский Осинского аймака Иркутской области в феврале 1932 года.

Эрхидеев род, улус Нижне-Наймагутский

Родословная: Буха ноен, Булаган хара, Булагат, Тугалак {тульби талаhаа олдоhон), Толёхан (дочь), Обогон (Ургы узууpahaa олдоhон), Онхотой, Баарай, Ирхидэй, Ойдной, Орсо, Ошхи, Дунхэн, Ялтуу, Булашха, Хазагар, Василий, Бальжа.

Хогой жил сначала в долине реки Куды. Оттуда он переехал на берег Ангары, ниже Иркутска. Потом переехал в долину реки Иды. Здесь жил Готол. Они стали враждовать. На Хогоя напали сэгэнуты (зуун гари сэгэнут). Он испугался и уехал в долину реки Осы, поселился вустье реки Кахи, а затем переехал на то место, где теперь находится Нижне-Наймагутский улус.

Хогой, Онхотой и Онгой ездили в Куду, на место своего мате­ринского последа ‑ Бухэ нуга. На них напали кудинские буряты. Перепуганный Хогой оставил там своего сына. Для совершения особого обряда приведения в чувство (хурилга) он сохранил две­надцатиперстную кишку жертвенного животного. Дорогой бра­тья поделили далангу.

Записано со слов 60-летнего Хазагара Балданова из улуса Нижне-Найма­гутский Бильчирского булука Осинского аймака Иркутской области 17 июня 1947 года.

Эрхидеев род, Нижне-Наймагутский улус

Родословная: Булаган хара, Тугалак, Толехон (дочь), Абаган (Обогон), Хогой, Тэбшэхэн, Ирхидэй, Ашхи (Ошхи), Дэлэгэн, Энхээ, Уягнай, Ниасай, Ирэнсэй, Иринэй, Кирилл, Кеша.

Записано со слов 63-летнего Иринса Ивановича Никорова из улуса Нижнe-Наймагутский Осинского аймака Иркутской области в 1935 году.

ХОЛТУБАЕВСКИЙ РОД

Холтубаев род

Буряты холтубаева рода относятся к племени булагат. Родо­начальник рода ‑ Холтубай был сыном Эрхидэя. Эрхидэй с сы­новьями жил сначала в долине реки Куды, около гор Ухэр Манхай и Удэгэ Бэлеэн. Люди размножились и решили расселиться по разным местам. Буряты родов готол и шаралдай поселились в долине реки Иды: Шаралдай занял верховье, а Готол ‑ низо­вье. Эрхидэй с сыновьями поселился на устье речки Кахи в до­лине реки Осы. Место было богато травой. Река Оса была почти запружена рыбой. Лес находился недалеко.

Место, где поселились буряты, занял Вознесенский монастырь под заимку. Туда приехали монахи, завели скот, распахали паш­ни. В скором времени туда наехало много разного сброда, ко торый работал на заимке в качестве батраков. Они стали грабить и обижать бурят. Буряты боялись этих воров и грабителей. Это место стало запретным (хорюур). Поэтому оно стало называться Хорюурта или Хоригто. Заимка монастыря была ликвидирована, на этом месте остались жить русские люди, которые образовали село Осу, или по-бурятски Хоригто.

От грабежа и обид онгоев и хогоев роды частично откочевали, поселились в необжитом месте, ниже Балаганского острога, и об­разовали улусы Мслькинского инородческого ведомства. Часть онгоева рода переехала реку Ангару и поселилась в долине peки Унги, часть же ‑ осталась в долине Осы и образовала улусы Онгой I и Онгой II. Онхотой занял долину речки Улей, образовал улусы Ехэ Ялга, Таряата, Заимхын айл, Булага айл, Тагай, Хонсойтон, Бульжухай, Улеэзур. Они создали в Улейской инородной: управе два рода: I онхотоев и II онхотоев. Потомки Онгоя обра­зовали I, II, III и IV онгоевы роды, вошедшие в Бильчирскую ино­родную управу. Потомки Хогоя тоже образовали два рода: 1 хо­гоев (кахинский) род, который входил в Кахинскую инородную управу и II хогоев род, входивший в Молькинскую инородную управу. Потомки же Холтубая создали улусы Гуртуй, Дахан (Красноярский), Шабарта, Бильчир, Шана и образовали два ро­да: I холтубаев и II холтубаев, которые входили в Бильчирскую инородную управу, часть же бурят холтубаева рода переселилась в Нельхай и образовала III холтубаев род, входивший в Нель-хайскую инородную управу. Некоторая часть их перешла в доли­ну реки Алари и жила в улусе Хига (Большая Аларь). В 1897 го­ду буряты III холтубаева рода были переведены из Идинской степной думы в Аларскую. Буряты улуса Хига пытались остать­ся в ведении Удинской степной думы, но тайша Аларской степ­ной думы не согласился.

Танха бухэ

Танха бухэ происходил из холтубаева рода, жил в Шанатском улусе бывшей Бильчирской инородной управы. Он славился как: борец и стрелок. У него был конь, звал он его Карий ‑ Хара Залмай. Конь хорошо бегал, всегда выходил победителем в конских состязаниях.

Танха бухэ много раз участвовал в зэгэтэ аба и всегда побеж­дал в состязаниях. На облаве, созванной в местности Бодрёо, на реке Зиме, он получил звание «бухэ»; на зэгэтэ аба, созванном в. местности Абалак, у устья реки Уды, он получил звание «мэргэн».

У него была невеста, прекрасная Анна, дочь Ошхия из эрхи-деева рода. Она была первой красавицей во всей долине реки Осы. К ней приезжали молодые люди и сватали ее, но она отка­зывала им. Анна любила своего жениха Танха бухэ.

Бурят Хохорского улуса готолова рода Адак Хайдаров вы­сватал за своего сына Абая дочь Забия Ханданова, живущего в одном улусе с красавицей Анной. Со свадебным поездом дочерк Забия – hайхан поехала Анна со своим женихом Танхы бухэ.


Жених hайхан ‑ Абай Адаков был богат. На свадьбу наеха­ло с обеих сторон много гостей. На свадебном пиру водка лилась, а мясо горкой ставилось (архин урдажа байба, мяханиин обоотой байба).

Во время свадебного пира были устроены состязания борцов и скачки. Танха бухэ боролся с борцом Хохорского улуса готолова рода Бодоем Бушухаевым. Танха бухэ вышел победителем. Были устроены конские скачки. Победителем вышел карий Залмай ‑ конь Танхы. Анна составила хвалебную песню про своего жениха и спела ее.

Урилдааншье болно даа, ' Проводятся ли бега ‑

Танхай Загалмай гарана ла, Загалмай ‑ конь Танхы

побеждает,

Барилдааншье болно даа, Проводится ли борьба ‑

Танха бухэ хаяна ла. Силач Танха побеждает.

Хатаралдааншье болно даа Бегут ли рысаки ‑

Хара Загалмай гарана ла, Черный Загалмай побеждает,

Харбалдааншье болно даа, Проводится ли стрельба ‑

Харин Танха хаяна ла. Чужак Танха побеждает.

Такая хвалебная песня о Танхе бухэ не понравилась сородичам жениха hайхан, она ущемляла родовое чувство хохорвцев.

В юрте было темно, а чтобы светом огня привести в смущение красавицу Анну, они поломали старое берестяное лукошко и бросили его в костер юрты. Береста загорелась, и яркий огонь осветил юрту. Но красавица Анна, дочь Ошхия, не пришла в смущение. Она еще спела так:

Уйпан гал дурэжи Береста разгорелась ‑

Олон зони толтообо, - Осветила множество

народа,

Уеын Танха барилдажи Танха боролся ‑

Эдэйн бухые хаяба. Поборол борца из долины

Иды

Тумжи уйhан дурэжи Кора березы

(заготовленной для

выкурки дегтя
Турын зони толтообо, разгорелась ‑

Тоомтой Анна дуулжи Осветила свадебный народ,

Тубиин зони аууюлаба. Выдержанная Анна спела ‑

Развеселила весь народ.

Записано со слов Петра Семеновича Балдаева готоловского рода из улу­са Хохорск Иркутской области в 1919 году.

Бихэ мэргэн

(холтубаева рода)

Бихэ мэргэн жил в Ичотуевском улусе холтубаева рода быв­шей Молтинской инородной управы. Он владел огромной физи­ческой силой: мог поднимать пятигодовалого пороза и нести его на плече. Никакая возовая веревка из сыромятной кожи (аргамжа) не могла выдержать его силы. Он прославился на зэгэтэ аба, созванном в местности Бодрёо, и получил звание «бухэ». На этой облаве он поборол борца буинова рода Гагая.

На зэгэтэ аба, созванном недалеко от тепершнего Усть-Ор­дынского села, он отличился в стрельбе и за это был возведен в звание стрелка ‑ «мэргэн».

Предание говорит, что Бихэ мэргэн ставил нож на расстояние 100 саженей и стрелял в него из лука. Стрела его попадала в воткнутый нож, раскалывалась пополам и отлетала прочь. Еще ассказывают, что он у летящей ласточки отстреливал конец крыла.

Записано со слов Дмитрия Ажеева из улуса Бильчир в 1935 году.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 783; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.210.107.64 (0.156 с.)