Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Населенные пункты готолова рода Иркутской, губернииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
I готолов род: улусы Шаралта, Хандагай, Хапсагай, Гречохон, Корма, Бугутуй, Дубун, Кутул и село Надеждино. II готолов род: улусы Верхняя Тараса, Средняя Тараса, Нижняя Тараса, Верхняя Буреть, Нижняя Буреть и Хогото-Тарасинский поселок при паровом мукомольном заведении дворянина Пирожкова. III готолов род: улусы Хушун, Гергеновский, Ижелхинский, Верхне-Хохорский, Нижне-Хохорский, Хара-Тиргэн, Хондолой Агшарганата, Шунта, Хэрэтин, Бохан, Заглик, заимки: Булак, Муудай, Анн, Байса, Шунэстуй и Алса. IV готолов род: улусы Большой Орлок и Малый Орлок. Готолов род в Алари: улусы Халабта, Ямата и Тулэй.
Манжиев род
Манжиев род соседи называют Манжа ураг, то есть людьми, связанными родством по материнской линии. Видимо, поводом к такому названию служило то, что их было мало, по численности своей они не сумели образовать отдельную административную единицу ‑ род (холбоон). Буряты Манжа ураг живут в Загликском улусе готолова рода, ныне Боханского аймака Иркутской области. У них всего девять дворов. Пришли они на реку Иду с реки Оки (Аха). С тех пор сменилось восемь поколений. Они среди бурят готолова рода считаются пришлыми, устраивали жертвоприношение своим предкам отдельно от прочих бурят. Старики их при жертвоприношении своим предкам призывали так: Алтай дайдасаан Арюулан ерэлэйбди, Хухээ дайдасаан Хунуулэн ерэлэйбди. Туруун суусан дайдамнай Тургэн урасхалтай Аха, Хожом суусан дайдамнай Ургэн ехэ Эдэ...
Освятив себя, Мы ушли из Алтая, Обкурив себя, Ушли мы с Хухэя. Ранее освоенное место Это река Ока, Позднее занятое место Это широкая Ида...
Буряты Манжа ураг Загликского улуса считают себя выходцами с реки Оки, тамошних бурят они называют родственниками. В начале XIX века они ездили к родственникам на реку Оку, также оттуда приезжали буряты в Загликский улус. Они гостили друг у друга. Записано со слов 52-летнего Леонтия Манталаева из улуса Заглик Боханского аймака Иркутской области в 1936 году.
Бажидаев род (II готольский род) В долине реки Осы живут буряты бажидаевского рода. Их немного ‑ дворов приблизительно около 40. Они живут по соседству с улусом Дахан и Орлок. Предание говорит, что Ба-жидай был богат, имел девять сыновей и девять табунов лошадей. Ища место для поселения и размещения своих сыновей, Бажидай разъезжал по Забайкалью и Прибайкалью. Когда так разъезжал и высматривал места, то не мог найти удобного места, чтобы можно было жить без стеснения скоту и табунам. По бурятскому обычаю, нельзя было так разъезжать и плохо отзываться о пройденных местах. Каждое место, по понятию бурят, имеет особого покровителя, которого надо уважать, а не говорить о нем надменные слова. А Бажидай, как человек богатый и имеющий многочисленное потомство, был надменен и отзывался о местах отрицательно: то не было вблизи ключика для водопоя, то не было дров поблизости, то горы крутые, то степь бедна травой. За это, говорит предание, местные божества покарали его. Он на каждом своем поселении терял одного сына и табун. Наконец он вернулся из Забайкалья, поселился рядом с шошолокским родом на правом берегу Ангары, где теперь находится Иркутск. Тут шаманы камлали и не давали ему покоя. Чтобы шаманы не навлекли на него и его род гнева божеств, Бажидай уехал и поселился в долине реки Куды, где теперь стоит село Урик. Живущие кругом кудинские буряты стали воровать его скот, колоть и есть. Бажидай уехал и поселился в долине реки Уляхи, где расположен знаменитый Александровский централ. Не доезжая теперешней Александровки, на подъеме крутой горы пал его серый жеребец, на котором он ездил сам. Эта гора до сего времени по-бурятски называется Боро азаргайн дабаан ‑ «Подъем серого жеребца». Недалеко жили тунгусы, они стали нападать на Бажидая. Здесь он потерял одного сына, и один табун был угнан тунгусами. Бажидай уехал и поселился в долине реки Иды, где теперь расположен улус Хандагай. Табуны его паслись в низовье реки Иды и доходили иногда до Ангары. Русские, живущие в Верхнем Остроге (Каменке), стали угонять скот и табуны. Тогда Бажидай уехал в долину реки Осы и поселился по соседству с бурятами, со своими сородичами ‑ потомками Моло, укочевавшими от разбоя Амагзая из долины реки Иды. Ко времени приезда в долину реки Осы у него остался один сын и один табун лошадей. Сыновей Бажидая звали: Бажнай, Башли, Бааhан, Баатар, Бубаа, Бааргай, Барлак, Баршуу, Баанай. Первые восемь сыновей умерли бездетными. Теперешний Бажидаевский улус произошел от Бархана. Одни люди считают его сыном Бааная, младшего сына Бажидая, другие считают его сыном Бажидая, родившемся после его смерти. Сами бажидаевцы считают себя потомками Бархана, младшего сына Бажидая. Бажидаев улус входил административно в IV готолов род и подчинялся Бильчирской инородной управе, а до этого входил в I готолов род. Бажидай, по словам одних, был сыном Тудэя Готолова, другие считают его внуком Тудэя, рожденным его незамужней дочерью Тзлухэн (Тудэйн hайхан Тэлуухэн). Бажидаев род малочислен: в 1947 году дворов было всего 39, наличных душ ‑ 207. Родословная: Готол, Тудэ, Бажидай, Баархан, Пантай, Це-рен, Сэмээхэй, Нохришха, Юунхээ, Шуушхэ, Буйрхан, hалтаан, hамагар, сыновья hамагара ‑ Ээли и Халтаан (Петр Егоров). Записано со слов 75-летнего Халтана Юнхеева (Петра Егорова) IV го-тольского рода из улуса Бажидай Осинского аймака Иркутской области 25-июня 1947 года.
Родословная Бажидаевского рода
Готол, Тудэ, Сооран, Бахидай, Бархан, Танграй, Хутар, Шоодор, Балдуунак, Пеэтшэн, hэлтуу, Шура, сыновья Шуры ‑ Володя и Алексей. Записано со слов 70-летнего hэлту Позтнинова из улуса Бажидай IV готольского рода 26 июня 1947 года.
Бужидаев род бывшей Бильчирской инородной управы (Балаганского уезда, улус Бажидай)
Было десять братьев^ Бужидай, Бубаа, Бааргай, Барлак, Баршуу, Бархан, Баатар, Бааhан, Башли и Башнай. Бархан, Пантай, Цэрэн, Сэмээхэн, Нохойшха, Юунхээ, Шуушхэ, Буйр-хан, hалтаан, hаамагар, Ээли (13 лет). Бужидай имел девять сыновей и 9 табунов. Он искал место, где бы поселиться, чтобы не было стеснения. Он жил под Иркутском, в долинах реки Ушаковки и Уляхи, в Хандагае (долина реки Иды), в Нельхае, в долине реки Осы. Восемь сыновей его умерли, восемь табунов были задавлены волками. Записано со слов 75-летнего Халтана Юyхеева 25 июня 1947 года.
Готолов род, улус Орлок: Готол, Тургэн, Сойрон, Моло, Гухан, Амхай, Буйдар, Нахи, Бугайхан, Энхээ, К--бгэр, Бал-дай, Балдагшан, его сыновья ‑ Петя (11 лет) и Володя (7 лет). Моло пришел из Тарасы, боясь буйства и разбоя Амагзая. В пади Орлок никто не жил. Больше жить было негде. Моло поселился там и затем счастливо жил. Записано со слов 85-летнего Балдакшина Балдаева из улуса Орлок й 1936 году.
Бужидаев род, улус Бужидай
Родословная: Тугалак, Алагуй, Готол, Тудэ, Соорон, Бужидай, Бархан, Тангри, Хутар, Моодор, Балдунак, hеэгшэн, hэлтуу, Шура, Алексей (9 лет). Записано со слов 70-летнего Хеэгшинова из улуса Бужидай 20 июня 1947 года.
ШАРАЛДАЕВСКИЙ РОД Шаралдаевский род входит в племя булагат. Первоначальна Шаралдай жил совместно с другими сыновьями Сагана в Долине реки Куды. По соседству с ним жили буряты бубаева, бурлаева, бозоева и других родов. Согласно преданию, они жили около горы Ухэр Манхай и Удэгэ Бэлеэн. Земли было привольно, скот размножился, зверей и дичи в лесах и тайге было много. Те. которые не ленились и не болели, жили хорошо, всегда у них были хлеб и мясо. Размножились они, женщины рожали детей. Одним словом, жили счастливо и в достатке. По соседству, на другой стороне, жили сэгэнуты. Они были люди воинственные и храбрые, к тому же многочисленные и богатые. У них было всего вдоволь: скота было много, леса давали хорошую пушнину. Многочисленность, богатство и сила позволяли им нападать па своих соседей, обирать, грабить и убивать их, чтобы захватить их имущество. Один раз они напали на шаралда-ев род. Так как сэгэнуты были многочисленны и сильны, то ша-ралдаевский род не смог оказать сопротивления. Шаралдаевцы разбежались кто куда: одни уехали за Ангару, другие‑в Тун-ку, третьи ‑ в Забайкалье. В Забайкалье они мытарствовали по тер'ритории теперешней Мухор-Шибири. Они жили одно время на месте теперешнего села Шаралдай. Отсюда они уехали давным-давно, но название это осталось. По соседству жили хоринцы и селенгинцы, они часто нападали на них, грабили, угоняли скот, даже убивали людей. Терпя такие нападки со стороны соседей, шаралдаевцы решили переехать на свои обжитые места. Они пришли на Байкал, обогнули его по западному берегу и вышли к реке Иркуту. Здесь провели некоторое время, потом переехали в степь Тайтурки. Здесь дали возможность отдохнуть скоту и табунам лошадей, уставшим от долгого пути. Когда все отдохнули, то они двинулись дальше. Ангару они прошла выше села блонок и оттуда направились на реку Куду. На их пепелищах жил другой род, который встретил шарал-даевцев враждебно и готов был вступить в борьбу из-за земель. Шаралдаевцы не решились спорить с ним и переехали от них на нижнее течение Куды. Оттуда их прогнали их же родовичи ‑ буинов род. Тогда шаралдаевцы повернули обратно, спустились но долине речки Балей и дошли до Ангары. Прожив некоторое время на реке Ангаре, они решили перебраться на реку Иду. Когда они дошли до теперешнего улуса Заглик, там жили готольцы. Готольцы встретили их враждебно и решили выкурить их со своих мест. Они ночью подобрали одну мертвую русскую женщину и подбросили ее к своим табунам и стадам, которые на ночь были пригнаны к жилым строениям во избежание кражи. Наутро готольцы обвинили шаралдаевцев в убийстве русской женщины и потребовали откупа. Шаралдаевцы, как народ прямой и неискушенный в таких грязных делах, откупились скотом и табунами. Они отдали готольцам табуны и скот, сами направились вверх по реке Иде. Они искали места привольные, не обжитые никем (суур мангиhан, сомсогой haраана). Старший сын Шаралдая ‑ Бажи поселился в устье пади Алса (ныне Ново-Воскресенский участок), младший – Баламжи ‑ на месте, где теперь стоит село Тальяны. Шаралдаевцы говорят, что их место рождения и хранения материнского последа ‑ устье Алсы и Харагуна (Шаралдай хунэй тоонто). Отсюда они расселились по верхнему течению реки Иды и обжили не занятые до них места. Первый тайлган шаралдаевцы устроили на горе Харанги. Принесли в жертву быка откормленного. От этого быка и получило это место свое название «Ухэр». До революции этот тайлган являлся самым большим тайлганом (ехэ тайлга). Сюда съезжался весь нижний шаралдай (доода шаралдай), то есть улусы Укыр, Хадайл, Хоргелок, Хадартуй, Шарауhан, Хуhан-нуга и Хэлтэгэй. Записано со слов 80-летнего Архинчи Асалханова из улуса Дундайлский Шаралдаевского булука Боханского аймака Иркутской области 29 ноября 1943 года.
Убай мэргэн
(б а т о р ш а р а л д а е в а рода).
Убай мэргэи происходил из улуса Дунда айл II шаралдаева рода, ныне Боханского аймака Иркутской области. Он был силен, меток в стрельбе, статен, высок и красив. На зэгэтэ аба, созванном в местности Нарин, недалеко от теперешнего города Черемхово, он победил Шеэтэй мэргэна. За это ему было присвоено звание силача ‑ бухэ. После этого случая слава о нем распространилась повсюду по Западной Бурятии. Один раз был созван зэгэтэ аба в долине реки Уды. правого притока реки Ангары, в местности Абалак. Когда прибыли все на место, то, по обычаю, каждый род должен был выставить стрелка. Выставленный стрелок должен во всеуслышание сказать, по какому месту он будет стрелять зверя. После охоты назначенные сборщики добычи определяли по ране, кому принадлежит данный зверь. Убай мэргэн сказал, что он умеет стрелять зверя в правую почку. Облавщики разошлись по лесу, стрелки заняли свои места, а загонщики уехали с газаршинами вглубь. Там они были расставлены газаршинами на расстояние человеческого голоса. Охотники занимали площадь не менее 20‑25 квадратных верст. Охота была удачна для Убая: то и дело на него наскакивали звери, и он без промаха поражал их. Кончилась охота, все облавщики вернулись в свои родовые табора. Вестовые при зажженных факелах зазывали охотников в свои табора, так как они возвращались ночью. Сборщики добычи поразились тому, что вся добыча была ранена в почки и потому принадлежала Убаю, мелочь же принадлежала другим стрелкам. Начальник облавы и его помощники распределяли добычу, и вся она досталась шаралдаеву роду. За это Убая возвели в звание «мэргэна». Его посадили на войлок, подняли на войлоке, по древнему обычаю, носили вокруг табора, пели ему хвалебные песни (магтаал), говорили приветствия. После ужина молодежь собиралась вокруг облавного огнища (туудэбшиин гал), устраивала игры и пляски. Нередко на плясках пелись песни-состязания (мунгалгайн дуун) и песни-загадки (таабариин дуун). Парни и девушки разбивались на два лагеря, или род выступал против рода, и состязались. Например, одна сторона про муруевских парней и девушек пела: Мухар гура алаhамнай Думали, убили гурана ‑ Модошороhон зубалага ла, Оказался одеревеневшей падалью, Мурын хубууд гэhэмнай Думали, парни муруевские Зугаабэй зубалгад ла. Оказались тушами без песен. Баргар хандагай алаhамнай Убили огромного лося Барабэй зубалга ла, Оказался большой падалью, Баарайн басагад гэhэмнай Думали девушки бараевские ‑ Башарбэй зубалгад ла. Оказались тушами.
Парни и девушки муруева рода отвечали противной стороне так:
Мухар гура алаhамнай Что убили гурана, Манда хоол болоно ло,. Нашей пищей стало; Мурын хубуу-басагад гэhэнтнай Что сказали девушки муруевские‑ Энэ абайн сулэдэ лэ. Этого пира слава. Хээри унэгэ алаhамнай В поле убитая лиса hээлэйн заха болоно ло, Стала воротом шубы; hэдэгэйн хубуу-басагад гэhэнтнай Что сказали парни и девушки Энэ нааданай сулэдэ лэ. хэдэгейские ‑ Этого веселья слава. Убай мэргэн полюбил одну девушку из хогоева рода. Ее звали Бужахан. Она ответила ему взаимностью. Влюбленная парочка дни и ночи проводила вместе. Бужахан была отличным стрелком. На счастье ее, на тодоболе, то есть в ряду стрелков, место ее было всегда около Убай м’ргэна. Они решили связать свои судьбы на всю жизнь. Среди стрелков был один молодой человек, который был влюблен в Бужахан. Она не любила его, но, несмотря на это, оя ухаживал за ней. Он оказывал ей всякие услуги, желая тем самым привлечь внимание девушки. Она была непреклонна Молодой человек узнал, что Бужахан оказывает внимание Убан мэргэну, заслуженному герою дня. Тогда он впал в хандру, не ел и не пил. В конце облавы Убай мэргэн взял свою любимую девушку и уехал домой. Влюбленный парень поднял тревогу, уговорил своих сородичей послать погоню и вернуть девушку. Сородичи должны были поддержать предложение влюбленного молодого человека, так как у бурят запрещалось увозить девушку с зэгэтэ аба. Убай мэргэн со своей Бужахан скакал во весь дух своих лошадей. Они знали, что погоня будет за ними, что хогоев род, подстрекаемый влюбленным молодым человеком, пошлет за ними лучших стрелков своих. Хогоевцы обнаружили пропажу Бужахан и, зная, с кем она, уехала, решили жестоко наказать виновника и вернуть девушку обратно. В самое короткое время они снарядили десять человек самых лучших стрелков и послали их в погоню. Беглецы уже достигли хребта, разделяющего водоразделы рек Иды и Осы, поднялись на хребет и тут увидели погоню. Впереди всех ехал влюбленный в Бужахан молодой человек. Убай мэргэн решил испугать погоню. С этой целью он взял свою боевую стрелу (ангир шара hомо) и выстрелил в лиственницу, стоявшую у самой дороги. Стрела вонзилась в лиственницу до середины. Погоня подъехала и увидала стрелу. Один из погонщиков, некто Шабай мэргэн, решил сравниться силой с Убай мэргэном. Он вытащил свою боевую стрелу и выстрелил в лиственницу. Стрела его вонзилась в нее только до свистульки (бухюу). Другие стрелки не стали даже и пробовать. Они поняли значение стрелы Убай мэргэна и объяснили так: если, за мной поедете, то вас постигнет такая же участь, как и лиственницу. Хогоевцы остановились на дороге и решили дело кончить миром. Они приехали в улус Дунда айл, сложили свое оружие на дворе Убай мэргэна и в юрту вошли без юружия. Убай мэргэн со своей женой Бужахан приняли гостей по бурятскому обычаю: посадили их в юрте на почетное место (баруун таладаа), закололи барана, нагнали арза и хорзо, то есть водку двойной и тройной выгонки, созвали всю родню и задали пир. Когда гости изрядно выпили и покушали, то старший из них - Шабай мэргэн ‑ завел разговор о калыме, (барилга-абалга), назначил за невесту очень большой калым, говоря, что Бужахан была в роде самой лучшей и красивой девушкой. Жених не стал возражать, отдал весь свой скот, лошадей. Шабай мэргэн на этом не остановился: стал требовать оружие жениха ‑ лук с налучником и стрелы с колчаном. Убай мэргэн отдал им все. Хогоевцы уехали очень довольными. Туже лука, чем у Убай мэргэна, не было ни у кого. Оружие отдавать чужим у бурят считается большим преступлением. Вооружение связано, по понятиям бурят, с пулдэ человека, то есть с его жизненной силой. Поэтому девушка, выходя замуж, берет на свадьбу, свой лук с налучником, колчан со стрелами. Стрелы символизируют души будущего потомства невесты. Первым вопросом сородичей жгяиха к турушинам, то есть передовым людям свадебного поезда, был таков: «Что вы привезли с собой?»‑ «Колчан, полный стрел; меру, полную душ, принесли» (Хэhэнэгээр дуурэн hомо, хэбээр дуурэн hулдэ асараабди!),‑ отвечают передовые свадебного поезда. Родственники Убай мэргэна возражали против отдачи оружия хогоевцам, но он не послушался их. С тех пор, говорится в предании, шаралдаев род не выдвинул ни одного хорошего борца и меткого стрелка, род пошел вниз. Записано со слов 72-летнего Архиyчея Асалханова шаралдаевского рода из улуса Дундайл Боханского аймака Иркутской области в 1935 году.
I и II шаралдаевы роды
Шаралдаев род относится к племени булагат. Шаралдай был сыном Батлая Ботоева. Сына Шаралдая звали Хабанши. У него было два сына: Баламжа и Бахи. Потомки Баламжи образовали I шаралдаев род‑улусы Хилтэгэй Маньковск, Ха-дартуй, Хальский, Шарагун, Укыр, Хоргилок, Хадальский и заимки Тума, Хадартуй, Шилэм, Хахартуй, Бураевскую. От Бажи произошел II шаралдаев род ‑ улусы Нашата, Хонзой, Тодобол, Дундайский, Кяхта, Халунский, выселки Харагунский и Елаевский. На месте нынешнего улуса Хонзойский первым поселился сын Бахи ‑ Хонзо. Улус по его имени назван Хонзойским. От Хонзоя теперь идет девятое поколение. Хонзой был небольшим, там было всего около 40 дворов. Улус славился издавна своими шаманами. Существует поговорка: «Двадцать шаманов Хонзы» (Хонзойн хорин б--). Так как Хонзой. был самым отдаленным улусом, то считался отсталым. Школа там была открыта в 1905 году, учительницей была Елисеева Маланья Григорьевна. Дети Нашатинского улуса посещали хонзойскую школу. Около Хоньоя есть озеро, называющееся Хонзойским. Оно глубокое: в некоторых местах достигает 10 саженей. Так говорили топографы Иркутской землеустроительной партии. Улус Нашатинский находился по реке Иде выше Хонзойского улуса на одну версту. Вследствие землеустройства все земли Нашаты отошли под переселенческие участки, жители его переселились кто куда, а после революции разъехались по городам. Многие живут в Улан-Удэ, Иркутске и Бодайбо, на приисках. В Машатинском улусе тоже было много шаманов. Существует поговорка: «Восемь шаманов Нашаты» (Нашатын найман б--). Записано со слов 75-летнего Баймы Сухаева, неграмотного, из улуca Хонзойский Дундайского булука Боханского аймака Иркутской области 8 сентября 1935 года. Байма Сухаев ‑ знаток шаманства и бурятской старины.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1011; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.121.24 (0.015 с.) |