Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Алагуевский род (Еравнинский аймак)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Тугалак Алагуй Сагаанаг Мэхэшэ Хэрээ Хундээ Одой Бушхай Гэльдээ Бушнай _____________________________________________________ Хулэрээ Ирбак Хонхор Хулхан Шаралдай Жоолобо Зайгари hамган Наху Нагаадай Эмэгэн ________________________________________________ Орбоодой Этигэл Эмэ Анисим Соня (3 года)
Алагуев род прежде входил в Капсальскую инородную управу, потом отделился в 1899 году и образовал самостоятельный алагуевский род с непосредственным подчинением Иркутскому уезду (крестьянскому начальнику I уч. Иркутского уезда, село Оек). Алагуев род входит в племя'булагат Разбросан он повсюду: несколько дворов проживает в Кударе Мухор-Шибири. Записано со слов 58-летнего Орбодоя Нагаслаева из колхоза «Красная победа» Еравнинского аймака в 1938 году. Нагаслаев переселился в 1927 году с прочими родовичами в Еравну и вошел в колхоз «Красная победа».
Подрод одоев Старшего сына Алагуя звали Одоем. Он был женат на эвенкийской девушке по имени Тологдой. Она была дочерью тунгуса Эльбэри. Последний был большим черным шаманом. Род Одоя принял шаманский корень (утха) и образовал шаманский род в улусе Туранги. Одой имел два сына: Борноя и Халзамая. Они были шаманами. Борной имел одного сына ‑ Хубита. Он был шаманом. Халзамай имел сына Алабши. Он тоже был шаманом. Алабша имел сына Алсага. Он тоже был шаманом. Алсаг имел сына Малгатая. Он тоже был шаманом. Малгатай имел сына Малаана. Он не был посвященным шаманом, но совершал по требованию верующих небольшие требы. Мать Одоя звали Айлшхан. Она была большой черной шаманкой. Жену Одоя звали Тогдой. Она тоже была большой черной шаманкой. Они обе когда-то были в большом почете у бурят алагуева рода. Им устраивали тайлган летом в летниках, кровавые жертвоприношения. Одоев род: Алагуй, Одой, Халзамай, Алабша, Алсаг, Малгатай, Малаан. Записано со слов 55-летнего Орбодоя Нагаслаева из колхоза «Красная победа» Погромнинского сомона Еравнинского аймака Бурятской АССР а 1937 году.
ГОТОЛЬСКИЙ РОД Готол Алагуев Готол был внебрачным сыном Алагуя от Амархан, проис ходившей нз абазаева рода, жившего тогда на реке Лене (Зу-лэхэ). Она была умна, расторопна и работяща. Готол был ограничен, неповоротлив, слабосилен; одежда на нем висела, как на чучеле. Живот у него был, как копна (бухал гузээн). Народ часто смеялся над ним и говорил: «Стельный Готол, яловая Голон» (так звали его жену). Один раз булагатские роды устроили зэгзтэ аба, Готол участвовал в качестве загонщика. В свободное время охотники подтрунивали над Готолом. Шел дождь. Унты Готола промокли и сползли с ног. Он отставал от прочих загонщиков и натягивал свои унты. После этого один из загонщиков, чтобы посмеяться над Готолом, закричал: «Река, река! Снимайте унты!» Незадачливый Готол не понял шутку, снял свои унты и привязал к торокам. Облавщики составили поговорки: «У Готола унты велики» (Годоhо ехэтэ Готол), «Не увидев брода, Готол снял свои унты» (Горхо хараабэй аад, Готол годоhоо тайлаа).
Эти поговорки до сего времени бытуют в соседних родах и улусax, буряты которых часто подтрунивают над готольцами и приводят случай с предком их ‑ Готолом. На этой почве на пирушках и празднествах часто происходят перебранки, а иногда и потасовки. Живя по реке Кудё и ее притокам, потомки Тугалака размножились. Из-за развития скотоводства не стало хватать пастбищ, на этой почве стали возникать недоразумения, которые иногда кончались дракой. Чтобы найти хорошее пастбище для своего скота, потомки Тугалака стали расходиться по разным местам. Сначала расселялись по реке Куде и ее притокам, но скоро и там стало тесно. Тогда они стали перебираться в более отдаленные места. Хогоев род поселился в устье речки Кахи (Xahaa), енгутский род ‑ по реке Осе, около горы Хатуу уула, Онгой ‑ в устье речки Осы (Oho узуур), ноетский род ‑ по Ане. Нерасторопный и незадачливый Готол все время жил на:пепелшце отца своего Алагуя. Жена посылала его несколько раз осмотреть привольные места для поселения. Готол ездил «нигде не находил хорошего места. Жена ругала его, но делать было нечего, и они оставались на старом месте. Один раз пришли цэгэнуты и ограбили Готола, угнали весь скот, оставив только одну телку. Тут жена его взяла руководство на себя и решила переехать на другое место, но куда переехать, не знала. Она слышала от людей, что в долине реки Иды никто не живет и что места там хорошие. Они погрузили свои пожитки на телку и пошли на реку Иду. Долина реки Иды тогда представляла сплошное болото и топь, кругом росла береза. Они прибыли в устье речки Тарсы и поселились там. Весной, и осенью все разбредшиеся люди родов племени булагат съезжались к горам Ухэр Манхай и Удэгэ Бэлеэн и устраивали по обычаю дедов и отцов кровавое жертвоприношение своим предкам. Это жертвоприношение называлось тоонто тайха - «приносить жертву на месте хранения материнского последа своих предков». На другой день тайлгана все гуляли и ходили по юртам, где совершали обряд сасали бариху, то есть приносили индивидуально своим предкам жертвоприношение. Гуляли несколько дней, а потом разъезжались л о домам. Готол тоже ездил туда и принимал участие в совершении обряда. Готол имел трех сыновей: Тудэ, Тургэна, Тутхэна и дочь Голохан. Сыновья охотились на зверей, а дочь оставалась дома и управляла хозяйством отца. Один раз сыновья Готола ушли охотиться на речку Уду (Удэ), правый приток реки Ангары, ниже Балаганска. В это время с Лены пришел Тогто мэргэн, забрал имущество Готола, угнал скот и полонил его дочь Голохан. Когда сыновья вернулись домой, то не застали никого дома, имущество было забрано, скот угнан, сестра увезена. Они, по расспросам, дошли до стойбища Тогто мэргэна, нашли свой скот, имущество и сестру. Тогто мэргэна не было дома. Сыновья Готола взяли все свое имущество, скот, сестру и вернулись домой. Сестра их Голохан была беременна от Тогто мэргэна. Она дома родила двух близнецов, которых назвали Ара-гасаном и Абаши (Ашаанда ерэhэн Аргасан, абаашалганда ерэhэн Абаша). Старший сын Готола Тудэ имел трех сыновей: Муумая, Таара и Согола. Потомки их образовали I готольский род бывшей Боханской инородной управы, в состав которого входили улусы: Корминский, Хапсагайский, Хандагайский, Гре-чохонский, Дубунский, Кутульский и Бугутуйский. Средний сын Готола Тургэн имел двух сыновей: Сорона и Хэлтэбши. Сороон имел трех сыновей: Ботмо, Хаби и Мура, а Хэлтэбши имел двух сыновей: Монхоя и Моло. От потомков их образовались II и IV готольские роды. Младший сын Готола имел одного сына Таху, который имел пять сыновей: Ярбая, Бужидая, Хэрэ, Борши и Базая. От потомков их произошел III готольский род, состоящий из улусов Загликского, Хэрэтинского, Шунтинского, Хондолойского, Агшаргантинского, Харатиргэнского, Нижне-Хохорского, Верхне-Хохорского, Ижелхинского, Гергеновского и Хушунского, заимок Алса, Шунистуй, Байса, Айн, Булак, Усата Заглик и Хурай Заглик поселка Хогото-Тарасинского. Часть бурят обрусела и образовала особую деревню Надеждинскую, которая до 1897 года административно подчинялась I готольскому родовому управлению Боханской инородной управы, а потом по настоянию викария Иркутской епархии, епископа Агафангела, была переведена в Идинскую волость бывшего Балаганского уезда Иркутской губернии. Записано со слов 47-летнего Буденхена Прокопьева III готольского рода из улуса Загликскнй бывшей Боханской инородной управы Иркутской губернии в 1917 году.
Происхождение Готола Готол был шестым сыном Тугалака Булаган-Хараева, который со своим отцом и братьями жил на реке Куде, притоеке реки Ангары. Он был ограниченным, слабосильным имел большой живот (бухал гузээн Готол). На охоте Готол был всегда в числе загонщиков - с подростками, которые смеялись над ним и проделывали всякие проказы. Когда он гнал зверей из лесу, то у него сползали с ног унты, он сходил с лошади и надевал их. Готол был тих и нерасторопен, всегда мешкал и отставал от своих товарищей. Подростки торопили его, кричали на него и жаловались старшему (газаршею). На все назидания товарищей и старшего он отвечал угрюмым молчанием. Товарищи-подростки пугали его медведем, которого он страшно боялся, поворачивал коня и пускался вскачь. За ним гнались и возвращали на место. А в это время звери проскальзывали мимо и уходили от охотников. За это на него накладывали взыскания: оставляли после охоты без пайка, но ничего не действовало на него. Он на всю жизнь остался трусливым и боялся одного слова «медведь». Один раз на охоте на него выбежал большой гуран. Готол, недолго думая, приняв козла за медведя, ускакал на своем коне без оглядки. За это его прозвали Гураном. Эта кличка осталась за потомками Готола. Готол имел трех сыновей: Тудэ, Тургэна, Тутхэна и дочь Голохан. Дочь его была красавицей. Многие приезжали к ней и сватались, но она не выходила ни за кого. К ней приехал свататься с Лены Тогто мэргэн. Она не дала согласия быть его женой. Тогда Тогто мэргэн силой увез ее. Братьев не было дома. Они поехали в местность Бордео на зэгэтэ аба, созванную племенем булагат. Когда братья вернулись домой, то не застали своей любимой сестры. Они собрались и поехали по следам их. Приехали на реку Лену, в цэ-гэнутский род. Тогто мэргэна не было дома, он поехал воевать с тунгусами, которые крали его скот. Братья взяли свою сестру и имущество Тогто мэргэна и вернулись домой. Голохан была беременна от Тогто мэргэна. Она родила двух сыновей-близнецов. Старшего назвали Аргасаном, второго ‑ Абаши (ашаанда ерэсэн Аргасан, абаашалганда ерэсэн Абаша). От старшего сына Готола произошел I готольский род, от среднего сына произошли буряты II готольского рода (бывшей Боханской инородной управы), от третьего сына произошел III готольский род (бывшей Боханской инородной управы Иркутской губернии). От сыновей Голохан ‑ Аргасана и Абаши ‑ произошли Боханский и Верхне-Буретьский улусы бывшей Боханской инородной управы. Записано со слов 45-летнего Ильи Хонгодорова II готольского рода из улуса Верхне-Буретьский бывшей Боханской инородной управы в мае 1920 года.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 742; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.200.102 (0.006 с.) |