Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Алагуевский род (Еравнинский аймак)

Поиск

 

 

Тугалак

Алагуй Сагаанаг Мэхэшэ Хэрээ Хундээ

Одой

Бушхай Гэльдээ Бушнай

_____________________________________________________

Хулэрээ Ирбак Хонхор

Хулхан Шаралдай

Жоолобо

Зайгари

hамган

Наху

Нагаадай Эмэгэн

________________________________________________

Орбоодой Этигэл Эмэ

Анисим

Соня (3 года)

 

Алагуев род прежде входил в Капсальскую инородную управу, потом отделился в 1899 году и образовал самостоятель­ный алагуевский род с непосредственным подчинением Иркут­скому уезду (крестьянскому начальнику I уч. Иркутского уез­да, село Оек). Алагуев род входит в племя'булагат Разбросан он повсюду: несколько дворов проживает в Кударе Мухор-Шибири.

Записано со слов 58-летнего Орбодоя Нагаслаева из колхоза «Красная победа» Еравнинского аймака в 1938 году. Нагаслаев переселился в 1927 году с прочими родовичами в Еравну и вошел в колхоз «Красная победа».

 

Подрод одоев

Старшего сына Алагуя звали Одоем. Он был женат на эвенкийской девушке по имени Тологдой. Она была дочерью тунгуса Эльбэри. Последний был большим черным шаманом. Род Одоя принял шаманский корень (утха) и образовал ша­манский род в улусе Туранги. Одой имел два сына: Борноя и Халзамая. Они были шаманами. Борной имел одного сына ‑ Хубита. Он был шаманом. Халзамай имел сына Алабши. Он тоже был шаманом. Алабша имел сына Алсага. Он тоже был шаманом. Алсаг имел сына Малгатая. Он тоже был шаманом. Малгатай имел сына Малаана. Он не был посвященным ша­маном, но совершал по требованию верующих небольшие тре­бы.

Мать Одоя звали Айлшхан. Она была большой черной шаманкой. Жену Одоя звали Тогдой. Она тоже была большой черной шаманкой. Они обе когда-то были в большом почете у бурят алагуева рода. Им устраивали тайлган летом в летни­ках, кровавые жертвоприношения.

Одоев род: Алагуй, Одой, Халзамай, Алабша, Алсаг, Мал­гатай, Малаан.

Записано со слов 55-летнего Орбодоя Нагаслаева из колхоза «Красная победа» Погромнинского сомона Еравнинского аймака Бурятской АССР а 1937 году.

 

 

ГОТОЛЬСКИЙ РОД

Готол Алагуев

Готол был внебрачным сыном Алагуя от Амархан, проис ходившей нз абазаева рода, жившего тогда на реке Лене (Зу-лэхэ). Она была умна, расторопна и работяща. Готол был ограничен, неповоротлив, слабосилен; одежда на нем висела, как на чучеле. Живот у него был, как копна (бухал гузээн). Народ часто смеялся над ним и говорил: «Стельный Готол, яловая Голон» (так звали его жену).

Один раз булагатские роды устроили зэгзтэ аба, Готол участвовал в качестве загонщика. В свободное время охотники подтрунивали над Готолом. Шел дождь. Унты Готола промок­ли и сползли с ног. Он отставал от прочих загонщиков и натя­гивал свои унты. После этого один из загонщиков, чтобы по­смеяться над Готолом, закричал: «Река, река! Снимайте унты!» Незадачливый Готол не понял шутку, снял свои унты и привя­зал к торокам. Облавщики составили поговорки: «У Готола ун­ты велики» (Годоhо ехэтэ Готол), «Не увидев брода, Готол снял свои унты» (Горхо хараабэй аад, Готол годоhоо тайлаа).

 

Эти поговорки до сего времени бытуют в соседних родах и улусax, буряты которых часто подтрунивают над готольцами и приводят случай с предком их ‑ Готолом. На этой почве на пирушках и празднествах часто происходят перебранки, а иног­да и потасовки.

Живя по реке Кудё и ее притокам, потомки Тугалака раз­множились. Из-за развития скотоводства не стало хватать пастбищ, на этой почве стали возникать недоразумения, кото­рые иногда кончались дракой. Чтобы найти хорошее пастбище для своего скота, потомки Тугалака стали расходиться по раз­ным местам. Сначала расселялись по реке Куде и ее притокам, но скоро и там стало тесно. Тогда они стали перебираться в более отдаленные места. Хогоев род поселился в устье речки Кахи (Xahaa), енгутский род ‑ по реке Осе, около горы Хатуу уула, Онгой ‑ в устье речки Осы (Oho узуур), ноетский род ‑ по Ане.

Нерасторопный и незадачливый Готол все время жил на:пепелшце отца своего Алагуя. Жена посылала его несколько раз осмотреть привольные места для поселения. Готол ездил «нигде не находил хорошего места. Жена ругала его, но де­лать было нечего, и они оставались на старом месте.

Один раз пришли цэгэнуты и ограбили Готола, угнали весь скот, оставив только одну телку. Тут жена его взяла ру­ководство на себя и решила переехать на другое место, но куда переехать, не знала. Она слышала от людей, что в доли­не реки Иды никто не живет и что места там хорошие. Они погрузили свои пожитки на телку и пошли на реку Иду. Доли­на реки Иды тогда представляла сплошное болото и топь, кругом росла береза. Они прибыли в устье речки Тарсы и по­селились там.

Весной, и осенью все разбредшиеся люди родов племени булагат съезжались к горам Ухэр Манхай и Удэгэ Бэлеэн и устраивали по обычаю дедов и отцов кровавое жертвоприно­шение своим предкам. Это жертвоприношение называлось тоонто тайха - «приносить жертву на месте хранения материн­ского последа своих предков». На другой день тайлгана все гуляли и ходили по юртам, где совершали обряд сасали бариху, то есть приносили индивидуально своим предкам жертво­приношение. Гуляли несколько дней, а потом разъезжались л о домам. Готол тоже ездил туда и принимал участие в со­вершении обряда.

Готол имел трех сыновей: Тудэ, Тургэна, Тутхэна и дочь Голохан. Сыновья охотились на зверей, а дочь оставалась дома и управляла хозяйством отца.

Один раз сыновья Готола ушли охотиться на речку Уду (Удэ), правый приток реки Ангары, ниже Балаганска. В это время с Лены пришел Тогто мэргэн, забрал имущество Гото­ла, угнал скот и полонил его дочь Голохан.

Когда сыновья вернулись домой, то не застали никого до­ма, имущество было забрано, скот угнан, сестра увезена. Они, по расспросам, дошли до стойбища Тогто мэргэна, нашли свой скот, имущество и сестру. Тогто мэргэна не было дома. Сы­новья Готола взяли все свое имущество, скот, сестру и верну­лись домой. Сестра их Голохан была беременна от Тогто мэр­гэна. Она дома родила двух близнецов, которых назвали Ара-гасаном и Абаши (Ашаанда ерэhэн Аргасан, абаашалганда ерэhэн Абаша).

Старший сын Готола Тудэ имел трех сыновей: Муумая, Таара и Согола. Потомки их образовали I готольский род бывшей Боханской инородной управы, в состав которого вхо­дили улусы: Корминский, Хапсагайский, Хандагайский, Гре-чохонский, Дубунский, Кутульский и Бугутуйский.

Средний сын Готола Тургэн имел двух сыновей: Сорона и Хэлтэбши. Сороон имел трех сыновей: Ботмо, Хаби и Мура, а Хэлтэбши имел двух сыновей: Монхоя и Моло. От потомков их образовались II и IV готольские роды.

Младший сын Готола имел одного сына Таху, который имел пять сыновей: Ярбая, Бужидая, Хэрэ, Борши и Базая. От потом­ков их произошел III готольский род, состоящий из улусов Загликского, Хэрэтинского, Шунтинского, Хондолойского, Агшаргантинского, Харатиргэнского, Нижне-Хохорского, Верхне-Хохорского, Ижелхинского, Гергеновского и Хушунского, заимок Алса, Шунистуй, Байса, Айн, Булак, Усата Заглик и Хурай Заглик поселка Хогото-Тарасинского.

Часть бурят обрусела и образовала особую деревню Надеждинскую, которая до 1897 года административно под­чинялась I готольскому родовому управлению Боханской ино­родной управы, а потом по настоянию викария Иркутской епар­хии, епископа Агафангела, была переведена в Идинскую во­лость бывшего Балаганского уезда Иркутской губернии.

Записано со слов 47-летнего Буденхена Прокопьева III готольского рода из улуса Загликскнй бывшей Боханской инородной управы Иркутской губер­нии в 1917 году.

 

Происхождение Готола

Готол был шестым сыном Тугалака Булаган-Хараева, который со своим отцом и братьями жил на реке Куде, притоеке реки Ангары. Он был ограниченным, слабосильным имел большой живот (бухал гузээн Готол). На охоте Готол был всегда в числе загонщиков - с подростками, которые смеялись над ним и проделывали всякие проказы.

Когда он гнал зверей из лесу, то у него сползали с ног унты, он сходил с лошади и надевал их. Готол был тих и нера­сторопен, всегда мешкал и отставал от своих товарищей. Под­ростки торопили его, кричали на него и жаловались старшему (газаршею). На все назидания товарищей и старшего он от­вечал угрюмым молчанием.

Товарищи-подростки пугали его медведем, которого он страшно боялся, поворачивал коня и пускался вскачь. За ним гнались и возвращали на место. А в это время звери проскаль­зывали мимо и уходили от охотников. За это на него наклады­вали взыскания: оставляли после охоты без пайка, но ничего не действовало на него. Он на всю жизнь остался трусливым и боялся одного слова «медведь». Один раз на охоте на него выбежал большой гуран. Готол, недолго думая, приняв козла за медведя, ускакал на своем коне без оглядки. За это его прозвали Гураном. Эта кличка осталась за потомками Готола.

Готол имел трех сыновей: Тудэ, Тургэна, Тутхэна и дочь Голохан. Дочь его была красавицей. Многие приезжали к ней и сватались, но она не выходила ни за кого. К ней приехал свататься с Лены Тогто мэргэн. Она не дала согласия быть его женой. Тогда Тогто мэргэн силой увез ее.

Братьев не было дома. Они поехали в местность Бордео на зэгэтэ аба, созванную племенем булагат. Когда братья верну­лись домой, то не застали своей любимой сестры. Они собра­лись и поехали по следам их. Приехали на реку Лену, в цэ-гэнутский род. Тогто мэргэна не было дома, он поехал воевать с тунгусами, которые крали его скот. Братья взяли свою сест­ру и имущество Тогто мэргэна и вернулись домой. Голохан бы­ла беременна от Тогто мэргэна. Она родила двух сыновей-близнецов. Старшего назвали Аргасаном, второго ‑ Абаши (ашаанда ерэсэн Аргасан, абаашалганда ерэсэн Абаша).

От старшего сына Готола произошел I готольский род, от среднего сына произошли буряты II готольского рода (бывшей Боханской инородной управы), от третьего сына произошел III готольский род (бывшей Боханской инородной управы Иркутской губернии). От сыновей Голохан ‑ Аргасана и Аба­ши ‑ произошли Боханский и Верхне-Буретьский улусы быв­шей Боханской инородной управы.

Записано со слов 45-летнего Ильи Хонгодорова II готольского рода из улуса Верхне-Буретьский бывшей Боханской инородной управы в мае 1920 года.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 742; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.200.102 (0.006 с.)