Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Улус Нижне-Кахинский Кахинского булукаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Родословная: Хоогой, Хулши, Ергоон, Елой, Залбаг, Габхай, Биртагар, Турлак, его дети ‑ Алдар (шаман) и Адууши, сын его Андрей, сыновья Андрея ‑ Антон и Олоособ, Антон (шаман), его дети ‑ Мирон и Тоня, ее сын Вячеслав. Дети Олоособа: Роза и Таахаан. Сын шамана Алдара ‑ Табинай (шаман), сын его Тангаасхан. Записано со слов шамана Антона Адушеева из улуса Нижняя Каха 29 июня 1947 года.
* * *
Родословная: Обогон, Хоогой, Ониhон, Билдан, Буурал, Онгорхой, Тахаанай, Тархай, его дети ‑ Аяанай, Шаргал, Шархай, Маришка и Бубай. Хогоев род относится к племени булагат. Он населяет бывшую Молькинскую волость Балаганского уезда. Хогоев род считается аборигеном данной местности. Родственными им являются роды онгоев и онхотоев. Онхотоев род населяет Улейский булук Боханского аймака Иркутской области. Записано со слов 67-летнего Аяна Таханоева, неграмотного, 19 января 1936 года. Хогоев род в долине реки Куды Родословная: Обогон, Хоогой, Ильгээн, Байдай, Бороонхи, __бэй, Павел. Хогой прежде жил за Байкалом. Там стали его притеснять монголы, тогда он переехал в долину реки Куды (Худайн гол). Дорогой он потерял одного сына. Была ночь, было темно. Он прекратил поиски и поехал дальше. Мальчик заблудился и пристал к рогатому скоту Аатовского улуса. Он со скотом пришел в улус. Аатовские буряты пожалели сироту и приютили. Живя там, он работал и пас скот. Когда вырос, то его женили на одной девушке. Жил он в долине реки Куды, недалеко от улуса Аата, потом переехал на реку Мурин. В 1941 году хогоевцев там было около 50 дворов, 259 душ. Административно они подчинялись Абаганатской инородной управе. Род как административную единицу они не составляли и подчинялись старосте абаганатского рода. Записано со слов 50-летнего Павла Обонова из улуса Алужанский 9 января 1947 года.
· * *
Оногон (Буласа), Шатуул, Ангааш, Шатууд, Тоhото, Гульжаахай, Гэруул, Бадаа, Монхо, Хомжо, hахидхай, Бардаахан, Балхай, Петр, Надя (44 года). Тугалак, Сагаан, Абагай (Абаганат), Буубэй, Монголдой, Бахай, Баазай, Боршо, Холхо, Башиидай, Отор, Илья, Василий, Борхоон, Дабаа. Дурлай, Бахар, Баха, Хонхолой, Михаил, hаабал, Буузай, Бороон. Из поколения Оногона произошел улус Буласа. Шатууд получил в 1766 году кортик. Тоhото Гульжахай была замужем за бурятом Заяхаем из алагуева рода. Он имел 1000 голов скота. Она сама нашла себе жениха, никто не хотел ехать со свадьбой провожать ее. Она спела так: Ардайн Ардайн хээртэн На ардайское поле Аршам саhан оробо, Глубокий снег выпал, Амитан зоноор яахамниб, Зачем мне люди (провожатые) ‑ Заяахайтан мордуужамби. С Заяханом поеду. Хуурэйн, хуурэйн хээртэн На хурейнское поле Хуржэг саhан оробо, Толстый снег выпал, Хуун зоноор яахамниб, Зачем мне провожатые ‑ Хубуун Заяахайтаяа мордуужам. Со своим Заяханом уеду. После этого все родственники поехали с нею к жениху. Записано со слов 72-летнего Бальхая Бардаханова абаганатского рода из улуса Алужанский бывшей Кудинской степной думы 7 января 1940 года.
* * * Хонхолой и Михаил уехали в Забайкалье, живут около села Хонхолой Бичурского аймака БМАССР. Записано со слов 75-летнего Дабагшана Дабаева абаганатского рода, ИЗ улуса Алужан 8 января 1940 года.
Хогоев род
Родословная: Обогон, Хоогой, Хорхоон, Хултубай, Хордоон,. Мух--шэ, Араhалан; hээтээн, Забаан, Хосоок,. Хорёон, Хондороон. Записано со слов X. Хосокова хогоева рода из улуса Шанатский Осинского аймака 10 июня 1947 года.
Хогоев род Родословная: Обогон, Хорхоон, Хултубай, Хордоон, Мух--шэ, Арhалан, Алхан, Мирхансха, Илаатак, Лухаа, Феня. Записано со слов Ярбушхи Алтаева из улуса Шанатский Осинского аймака 19 июня 1947 года.
Хогоев род Родословная: Обогон, Хорхоон, Хултуубай, Хордоон, Мух--шэ, Арhалан, hэтэн, Забаан, Эмэгээн, Хара-хубуун, Хаптаанай, Ира. Записано со слов Хара-хубуна Забанова из улуса Шабартуйский Осинского аймака 12 июня 1947 года.
Хогоев род, улус Хоготский бывшей Молькинской инородной управы
Родословная: Обогон, Хоогой, Мамы, Убэh--н (Таабай), Манжиги, hартан, Булуу, Бэлээшхи, Гэргэн, Гэргээс, Биляанха, Ефрем, его дети ‑ Полина и Лука. Записано со слов 43-летнего Ефрема Биляновича Гергесова в 1930 году.
Хогоев род Балаганского района
На Мольку пришли братья Шандуй и Мамы, поселились в местности Алтани хэр, в долине Осы, а оттуда переехали в Халюута, или Тоболхон. Там было соленое озеро. Русские хотели добывать из него соль. Буряты боялись русских и решили как-нибудь испортить озеро. С этой целью они бросили туда мертвую собаку. С тех пор соль исчезла. Записано со слов Михаила Шулунова хогоевского рода в городе Улан-Удэ 12 августа 1955 года.
Онгоев род, Верхняя Каха и Улан-Нур
Онгой (жена ‑ Муудай, шаманка), hарги, Сагаан, hоршхон, Хонхо, Тэрамхэ, Билдагар, Бороонхо, Дуурэн, Мархай, Махуут, Николай, Иннокентий, Маруся, Доржо, Валерий (8 лет). Онгоев род Кахи сначала жил в Обусе, а потом переехал в Каху. Мать Онгоя звали Муудай. Она была из Барги. Хогоев род, улус Каха Хогой, Елой, Залбаг, Габхай, Биртагар, Турлак, Адуша, Андрей, Антон (шаман), Тоня, Вячеслав (6 лет). Записано со слов 60-летнего Лособа Адушеева 29 июня 1947 года.
ЭРХИДЕЕВСКИЙ РОД Шаманский род галбантан
В улусе Баруни-айл I ирхидеева рода был шаманский род галбантан. Сын Галбана ‑ Унагай был женат на девушке Дулан, происходящей из харанутского рода. Этот род имел шаманский утха от своего тэнгэрина Хара балай тэнгэри, относящегося к восточным злым иковарным тэнгэринам. Дулан девушкой была непосвященной шаманкой, по выходе замуж она получила через положенные обряды свои девять посвящений. Шаманка Дулан, по рассказам стариков, имела все регалии шаманского достоинства, как-то: майхабши, морин сорьби, хэсэ, тойбор и оргой. Она умерла в глубокой старости, была похоронена на самой высокой сопке долины реки Осы‑Забын Ундэр. Во время столыпинского землеустройства на сопке Забын Ундэр была поставлена вышка с флагом, оттуда проведены параллели и обозначены окружающие высокие пункты и от них начаты земельные операции. От шаманки Дулан пошел шаманский род улуса Баруни-айл. Унагай и его жена Дулаан (последняя шаманка), сын Тэжигэй (шаман), сын Тэжигэя ‑ Суусли (шаман), сын его ‑ Убай (шаман), сын Убая ‑ Таара (шаман), сын Таара‑ Дабжаан (шаман), сын его Аадаг (шаман). Аадаг умер в 1901 году, похоронен с соблюдением всех чиноположении шаманских похорон за счет общества на горе Мадагани Ундэр. Матаганский улус устраивал предкам шаманской фамилии общественный тайлган, называемый «цэрэгэйн тайлган»‑ «тайл-ган столбам шаманским». В каждом улусе имеются столбы (цэ-рэги), поставленные на месте остановки шаманского похоронного кортежа. Для каждого шамана ставились три столба: один ‑ в честь самого шамана, другой ‑ для хранения жертвы и приношений верующих, третий ‑ для привязи коня самого умершего шамана, а также проезжающих духов. На том месте, где устраивался цэрэгэйн тайлган, были поставлены столбы всем шаманам рода талбан. Тайлган устраивался в честь восточных злых духов, от которых происходила бабушка эрхидеева рода ‑ Дулан. В жертву приносили пороза, а не лошадь, как на обыкновенных тайлганах. Кололи пороза по бурятскому обычаю, свежевали так же, как и жертвенных животных, то есть снимали шкуру, разрезали по суставам, не юмая костей, кровь не проливали на землю, ее собирали в посудчну и варили, начинив ее кишки. Мясо сразу же съедали. Причем мясо не давали женщинам и детям, считая их нечистыми. Женщины и дети лакомились и кушали молочные продукты и располагались отдельно от мужчин. Вечером молодежь устраивала пляски и танцы, подростки ‑ игры, старики и пожилые люди пили молочную водку, затем уезжали домой и там продолжали свое пиршество. Шаманка Дулан называется бабушкой I эрхидеева рода ‑ Ирхидэйн тодэй или просто Дулан тодэй. Ей приносят в жертву овцу и молочную водку при болезнях женщин и девушек. Записано со слов Хушхи Хумжэнова I эрхидеевского рода из улуса Баруни-айл Осинского аймака Иркутской области в 1947 году
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 782; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.81.172 (0.009 с.) |