Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тайлган На месте хранения материнского последа

Поиск

 

Буряты племени булагат ежегодно два раза устраивали кровавые жертвоприношения на месте племенного Таатерин-ского последа, на горах Ухэр Манхай и Удэгэ Бэлеэн, в долине реки Куды. В одном году была засуха в долине реки Куды и" эпидемия, пало много скота и лошадей, умерло много людей.. А между тем в тех местах, куда переселились выходцы из Ку-динской долины, буряты родов Готола, Шаралдая, Хогоя, Он-гоя, Онхотоя, Ноёта, не было ни засухи, ни мора среди людей. Это услыхали кудинцы и объяснили по-своему: выходцы уеха­ли от нас и живут счастливо и богато; на жертвоприношениях старики их красноречивые призывают своих предков лучше наших стариков, поэтому они переманили наше счастье, надо их гнать со своей земли, чтобы они больше сюда не ездили и не приносили жертвы.

Когда же на другой год, в урочное время, приехали пере­селенцы, кудинцы собрались все, напали на приезжих, отняли у них баранов, предназначенных для жертвоприношения, вод­ку вылили, а самих избили, приговаривая: «Не ездите больше к нам, не переманивайте наше счастье от предков. Если при­едете еще, то вас всех перебьем».

Поднялась страшная суматоха, одни побросали детей, дру­гие оставили лошадей и побежали. Хогой потерял своего сына Бороя. Его подобрали сыновья Ашаабагата, воспитали, жени­ли и поселили на реке Мурине. С тех пор переселенцы не ста­ли ездить, на место своего материнского последа и стали устраивать тайлганы на своем месте. Это событие произошло в поколение внуков Готола. Чтобы приносить жертву, надо-было устроить где-то жертвенник (ширэ). Старшие внуки Го­тола ‑ Мумай и Сойрон ‑ ночью поехали на горы Ухэр Манхай и Удэгэ Бэлеэн, взяли священный камень (танха шулуун) из жертвенника своих предков, совершили жертвоприношение молочной водкой, взятой из дома, потом во весь дух помча­лись домой. Приехали, изложили его на горе против своего стойбища, потом устроили жертвенник по образцу жертвен­ника на горах Ухэр Манхай и Удэгэ Бэлеэн. С тех пор стали устраивать тайлган на своем месте, на горе, Хушун, против Загликского улуса.

Другие роды, поселившиеся в долине рек Осы, Обусы и Улея, тоже привезли камни со старого жертвенника своих предков и тоже стали устраивать тайлган у себя.

В поколение праправнуков Готола единый готольскнй род разделился на три рода, которые назывались I, II и III готольскими, тогда и тайлганы стали устраивать отдельно по родам: I готолов род стал устраивать на горе Кутул; II готолов род ‑ у себя, в долине реки Тарсы; III готолов род рас­селился по улусам, родовой тайлган у них распался из-за даль­ности расстояния.

Потомки Тудэ вырыли священный камень из жертвенника родового и увезли к себе, зарыли на горе Кутул, под своим жертвенником.

Прочие роды не знали о проделках потомков своего старшего брата, обнаружили это только тогда, когда перестраивали свой жертвенник перед революцией. Священный камень до се­го времени хранится на горе Кутул как дорогая реликвия да­леких предков.

Все роды, которые вышли из Куды, до сего времени призы­вают свои божества по старому местоприбыванию. Хотя они давно живут в других местах, никогда не видели гор Ухэр Манхай и Удэгэ Бэлеэн, несмотря на это, все призывают:

С--к, С--к, С--к.

Готол баабаймнай тоонто

Урагшаа харасан

Ухэр Манхай хада,

Хойшоо харасан

Удэгэ Бэлеэн,.

Бухэ ехэ нуур,

Булэг ехэ ушевсэн.

Тайн байсан тапгамнай,

Тахижа байсан мургэлиай.

Аласаймнай олон болгохын тул--,

Ананахаймнай унэр болгохын тул--..

 

Место.материнского последа Готола –

отца нашего,

Выступающая вперед

сопкой Гора Ухэр Манхай,

Выпятившаяся назад вершиной

Гора Удэгэ Бэлеэн,

Большое озеро Бухэ,

Разросшийся в стороны тальник,

Увеличьте наш скот,

Размножьте наше потомство...

 

Записано со слов 60-летнего Алексея Вартанова III готольского рода из улуса Хохорск бывшего Боханского хошуна Ангарского аймака Иркутской губернии в 1929 году.

 

Готолов род

 

Происхождение самого Готола еще не выяснено; одни го­ворят, что он был старшим сыном Алагуя Тугалакова, другие говорят, что он был сыном Тугалака, третьи говорят, что он был сыном Сагана Тугалакова, но несомненно то, что он про­исходил из племени булагат. По призыванию ехэ тайлгана, Го­тол с сыновьями жил в местности Ухэр Манхай и Удэгэ Бэлеэн, на реке Куде, приносил жертву совместно с другими булагат-скими родами хозяину названных гор Кудинской долины. Сы­новья Готола, когда поселились в долине реки Иды, стали устраивать свой тайлган на старом месте, то есть у гор Ухэр Манхай и Удэгэ Бэлеэн, но местные кудинские буряты родов бозоева, буинова и бубаева стали их прогонять, как и прочих отъехавших родов хогоева, онгоева и онхоева, чтобы они, уст­раивая тайлганы здесь, не переманили божества к себе. Тогда сыновья Готола приехали ночью и украли священный камень.из жертвенника гор Ухэр Манхай и Удэгэ Бэлеэн, увезли до­мой и зарыли под своим новым жертвенником на горе в улусе Загликском, III готолова рода. А потом, в 1860-х годах, в связи с переходом на оседлость, летние перекочевки были нарушены и готольские три рода ‑ I, II и III ‑ вынуждены были разде­лить летники и разбить их по своим родам и улусам. I готолов род стал устраивать ехэ тайлган у себя, на горе около-'улуса Шаралтинского. II готолов род перенес свои летники в Тарсу и стал устраивать ехэ тайлган на своей родовой территории, а III готолов род, как многочисленный и растянувшийся на 16‑20 верст по долине реки Иды, вынужден был создавать летники по своим улусам, а тайлганы устраивать каждым улусом са­мостоятельно. Тогда представители I готолова рода украли священный камень, увезли к себе и зарыли на горе Кутуле в землю и над ним воздвигнули новый жертвенник ехэ тайлгана. С тех пор ехэ тайлган они стали устраивать на горе Кутульской, недалеко от улусов Хандагайского и Хапсагаевского.

Этот факт явно говорит о том, что готолов род принадле­жит к племени булагат и имеет с ним одно происхождение. Готол имел три сына и одну дочь. Сыновей звали Тудэ, Тургэн и Тутхэн, дочь звали Голохан. Она была красавицей. Сохра­нилась поговорка: «Готоли сайхан Голохан».

От трех сыновей Готола произошли готоловы роды, живу­щие в долинах рек Иды и Осы. В Алари есть Готолов улус, также Урда Хулэруйский улус, известный среди бурят под названием Тулэйн Готол. Он находится около села Бейтонов-ского, недалеко от тракта на Черемхово. Часть готоловых ро­дов проживает в Забайкалье под названием бумал готол. Происхождение слова буумал непонятно, но, по-видимому, это прозвище готолов Забайкалья связано с переселением их ич Прибайкалья в Забайкалье. Слово буумал исчезло из обыден­ной речи современных бурят, но сохранилось в шаманских при­зываниях. Так, например, в призываниях хоринских двух заянов поется:

 

Хори дээрээ байхадаа, Когда жили в Хори,

Хорин хоёр гуулэлэйбди, Назывались двумя

хоринскими,

Хойто буумалда буухадаа Когда на север

спустились,

Боройн хоёр гуулэлэйбди... Назывались двумя

боройскими...

По приезде в Забайкалье это прозвище пристало к буря­там готолова рода, поэтому называются они бумал-готольским родом.

От старшего сына Тудэ произошел I готолов род, который состоит из улусов: Шаралта, Хандагай, Хапсагай, Кутул, Кор­ма, Гречохон, Бугата и ясачного села Надеждинского.

Тудэ имел трех сыновей: Согола, Тара и Мумая. Тар имел трех сыновей: Хартая, Батлая и Хаби. Сына Хартая звали Са-хян, сына его ‑ Шальма. У Шальма были сыновья Маншхан, Буха, Хахархай. Сыновей последнего звали Александр и Маслянка. От Тудэ идет сейчас десятое поколение.

Сына Согола звали Бульжухай, сына его ‑ Булсаг, сына последнего ‑ Хабай Улзыев. Булсагаев был тайшей Идинской степной конторы после разделения Верхоленскрй степной кон­торы на мелкие конторы в 1740-х годах. Хабай тайша имел 6 сыновей: Убэ, Булата, Халба, Бахана, Ажи, Баная. Из них после своего отца был тайшей Убэй Хабаев, после него тайшей был сын его Елой, после Елоя был тайшей сын Булата Хабаева Мадай Булатов. Сын последнего Данила был родовым ста­ростой I готолова рода, а сын его Петр Данилович Мадаев ‑ заместителем и управляющим Идинской степной думы. Прочие потомки Хабая были заседателями степной думы и родовыми старостами. Их род назывался «ноен утхатай», потому их вы­бирали на разные должности.

Родословная: Готол, Тудэ, Соогол, Бульжуухай, Улзээ, Хабай, Баахан, Алексан, Малаасгай (Василий), сыновья пос­леднего‑ Михаил (учитель), Абрам (милиционер), Трофим (учитель), Федор (летчик-инженер). Дочь Маласгая вышла замуж в Укыр.

Готол, Тудэ, Муумай, Андар, Шулуун, брат последнего Бартасот ‑ Протас Чечерич, главный тайша идинских бурят был дворянином, имел именные указы от Екатерины II. Протас Чечерич имел двух сыновей ‑ Шулуна и Шаргу. Они были сосланы тайшей И. И. Пирожковым в Якутск якобы за агита­цию против существующего порядка в Российской империи и там умерли. Сын Шулуна Бахрушка имел сына Григория, у которого были сыновья Балхан и Мондогой. У сына Балхана ‑ Марка‑был сын Сократ, сыновья Сократа ‑ Петр, Семен, Ким и Ильтон.

Улус Шаралта: Готол, Тудэ, Соогол, Мордой, Молон, Сампиир, Барга, Балта, сыновья Балты ‑ Убони и Андри, сыновья Убони ‑ Иннокентий и Киприян, дочь ‑ Екатерина. У Инно кентия ‑ сын Василий и дочь Елена. Дети Елены: Валя, Ким, Боря и Маня.

Улус Хандагайский: Готол, Тудэ, Таар, Бамбар, Баалан, Баахан, Баяр, Баян, Баярта, Халмаат, Маташка и Адольф.

Готол пришел из долины Куды. Там он жил со своими со­родичами по реке Куде в местности Ухэр Манхай и Удэгэ Бэлеэн. Оттуда они из-за недостатка пастбищ разъехались кто куда. Готол прибыл сюда через Иркутск. Там он жил не­далеко от Иркутска, в устье Куды, а потом перебрался сюда.

Записано со слов Халмата Баяртуева I готольского рода из улуса Ханда­гайский бывшей Боханской инородной управы в августе 1917 года.

 

Готолов род

Готол был сыном Сагана Тугалакова. Сыновья Сагана жи­ли по реке Куде, у гор Ухэр Манхай и Удэгэ Бэлеэн. Саганов род был многочислен. Он имел семь сыновей. Когда сыновья выросли, то встал вопрос о переселении в другие места из-за пастбищ.

Готол со своими тремя сыновьями и дочерью переселился в Долину реки Иды, где никого не было. Он поселился в устье Тарасы, где теперь Усть-Тарасинский переселенческий участок.

Готол умер сравнительно молодым. После его смерти оста­лись три сына: Тудэ, Тургэн и Тутхэн и дочь ‑ красавица Голохан.

Один раз сыновья Готола пошли на охоту и пробыли там долго. В отсутствии их приехали сэгэнуты, забрали имущество, полонили сестру Голохан и уехали к себе, за реку Лену.

Когда сыновья Готола вернулись, то никого не застали. Они пустились в погоню. Расспрашивая, они доехали до реки Лены. Переправились через реку и попали в кочевья сэгэну-тов. Здесь они нашли свою сестру Голохан. Мужчин не было дома: все они были в походе.

Сыновья Готола захватили имущество сэгэнутов, взяли свою сестру и вернулись домой. Сестра их Голохан была бе­ременна. Она родила двух близнецов. Сыновей ее назвали Аргасан и Абаша (Ашаанда ерэhэн Аргасан Абаша хоёр).

Как рожденные от девушки, Аргасан и Абаши были для сыновей Готола чужеродцами (хари). Их поселили на окраи­не, чтобы они защищали готольцев от русского населения сел Бурети и Каменки, расположившихся по реке Ангаре. Аргахан и его потомки жили сначала в долине Бурети, где теперь Бу-ретьский улус, а потом, когда Халбай сделался тайшей, пере­селились в долину реки Иды, где они живут сейчас (улус Бо-хан).

Готол имел трех сыновей: 1) Тудэ, 2) Тутхэн и 3) Тургэн. От Тудэ произошел I готольский род: улусы Шаралта, Ханда-гай. Хапсагай, Корма, Бугутуй, Гречохон, Кутул и Дубун.

От Тутхэна произошел II готольский род: улусы Верхняя Тараса, Средняя Тараса и Нижняя Тараса. Готолы образовали улусы Верхняя Буреть, Орлок, Тулэйн Готол и Готол Аларский, перекочевав туда, боясь Амагзая, уроженца улуса Сред­няя Тараса, приблизительно в 1700-х годах.

От Тургэна произошел III готольский род: улусы Ижелха, Верхний и Нижний Хохорский, Харатиргэн, Агшарганта, Хон-долой, Большая Шунта, Хэрэтэн, Бохан, Заглик и летники.

Тудэ имел трех сыновей: Согола, Тара и Мумая. Тургэн имел двух сыновей: Хэлтэбшэ и Сойрона. У Тутхэна был один сын ‑ Таху.

Таху имел пять сыновей: 1) Боршо, 2) hapxи, 3) Ярбай, 4) hадай и 5) hамнай.

Они жили все на Усть-Тарасе, занимались охотой на зве­рей. Зверей тогда было очень много; все горы, долы, бугорки были покрыты лесами, в них кишели звери.

Один раз разнесся слух, что на реке Лене (Зулхэ) появи­лись какие-то неизвестные бородатые люди, которые одеты в доспехи, имеют оружие огненное и несут бурятам порабощение и неволю. Слух этот был смутным, неопределенным: правда ли это или неправда, никто хорошо не знал.

В бассейне реки Лены жили роды племени эхирит, которые имели большие родственные связи с родами племени булагат. Эти два племени враждовали с сэгэнутами и икинатцами, ко­торые, будучи многочисленными и сильными, постоянно напа­дали на эхиритов и булагатов. Сэгэнуты редко попадали в бассейн реки Ангары, особенно на притоки ее Иду и Осу, где преимущественно жили булагатские роды.

В одно прекрасное время к булагатам прибыл специальный гонец от эхиритов и сообщил, что по реке пришли бородатые и неизвестные люди, что они вооружены неведомым бурятам и тунгусам вооружением: раздается сначала оглушительный звук, и воины бурят умирают на большом расстоянии от стре­ляющего. Слух этот всполошил булагатов. Они собрали боль­шое собрание (суглаан) и на нем решили помочь своим кров­ным родственникам эхиритам.

Старшины бросили клич. Собрали всех, кто мог носить ору­жие. Все они вооружились, кто чем мог и поехали на помощь эхиритам.

Бурятские ополченцы были сосредоточены на реке Лене, у устья Куленги, левого, притока реки Лены.

Русские казаки поднялись вверх на лодках, дошли до Усть-Кута. Здесь произошло сражение. Буряты вынуждены были отступить.

Буряты потеряли в этом бою своих вождей: Хашхи, Бошхи и Сусай мэргэнов. В этом бою погибли два сына Таху, сам он был ранен и чуть не попал в плен. Были убиты hадай и hам­най‑ лучшие стрелки.

Потомки hадая и hамная живут до сего времени в улусе Заглике, их очень мало. Размножились особенно потомки Яр-бая. Он имел семь сыновей.

Записано со слов Татьяны Матвеевны Халтахаровой в городе Улан-Удэ в мае 1936 года.

 

Готолов род

 

Готол был сыном Хэтэбши Алагуева. Алагуй был старшим сыном Тугалака. Последний со своими семью сыновьями жил в местности, которая называлась Бухэ нуга, будуун Уш--hэн ‑ «луг с крепкой травой, с толстым тальником» (на р. Куде).

Тогда буряты два раза в год устраивали облавную охоту. Весной устраивали для того, чтобы отогнать волков, а осенью‑ Для ловли зверей, которых запасали на зиму.

Перед облавной охотой устраивалась стрельба и борьба. Местом сбора западных бурят были степи выше Усть-Орды, Нарены на Ангаре и Тани Зурехэн (Манзурка) в верховьях реки Лены. Стрельба являлась проверкой силы и-ловкости,-сно­ровки и меткости молодежи. Они стреляли из луков метров за сто и больше. Это приблизительно около 70‑80 саженей. Луч­шим стрелкам старшины присуждали звание мэргэнов. Отли­чившихся по третьему разу, по обычаю, поднимали на войлоках, носили вокруг таборов, сочиняли о них песни и пели, восхва­ляли (сула), из них же выбирали руководителей облавной охоты.

Бега служили для проверки лошадей, стрельба ‑ готовно­сти молодежи отразить нападение врагов. Хорошая езда, бег и выносливость лошадей всячески поощрялись. Победителей в скачках и бегах ‑ лучших беговых и рысистых лошадей ‑• награждали, восхваляли.

Борьба являлась тоже проверкой силы, ловкости, сообра­зительности молодых людей, так как бурятская национальная борьба основана на силе, ловкости и сообразительности. При­емы ее основаны на умении борца ежесекундно предугадывать маневры противника, на готовности давать отпор и применять новые приемы, сообразуясь с состоянием противника. Победи­телю в борьбе, облавных охотах присуждали звание силачей (бухэ). Им пели хвалебные песни, говорили благопожелания (уреер), песенники составляли песни, легенды, предания и улигеры,

В облавных охотах принимали участие и девушки. Они на­равне с молодыми людьми принимали участие в стрельбе.

Готол часто участвовал в облавных охотах. Он был непо­воротлив, слабосилен, стрелял плохо, обычно ездил загон­щиком. Он был тщедушен, одежда на нем висела, как на чу­челе. Народ часто смеялся над ним, но он не обращал внима­ния. Один раз облавщики заметили, что у Готола один унт упал с ноги. Готол кое-как надел его, поехал дальше. Облав­щики закричали: «Река! Река!» Готол не знал, что над ним подшутили, снял унты и поехал. Никакой реки не было. Облавщики это сделали, чтобы посмеяться над Готолом. По этому поводу созданы поговорки: «Готол с большими унтами», «Не видя речки, Готол снимает унты». Эти поговорки до сего времени употребляются местным населением.

Живя в местности Бухэ нуга, будун ушэhэн, потомки Тугалака размножились, вели скотоводческую жизнь, им стало тес­но из-за недостатка пастбищ. На этой почве возникала враж­да, кончавшаяся драками родов между собой. И вот на одном своем племенном суглане булагаты решили разъехаться по разным местам. Сыновья Хэтэбши и Мандатая переселились на речку Бугульдейку. Сыновья Енгута уехали в долину Осы. Шаралдай уехал на реку Ангару, а некоторые буряты ‑ за Ангару. Готол тоже решил уехать. Он облюбовал себе долину реки Иды и поселился в пади Тарасы, в четырех километрах ниже Бохана.

Готол имел трех сыновей: 1) Тудэ, 2) Тургэна, 3) Тутхэна, одну дочь ‑ Голохан. От Тудэ произошел готольский род улусы Корма, Хабсагай, Хандагатай, Маралта, Бугатуй, Гречохон и Кутул). Часть их обрусела. Обруселые буряты высе­лись и образовали небольшой выселок Надеждинский (Доодо хуни харимууд).

Потомки Тургэна поселились в долине реки Тарасы и об­разовали II готольский род, куда входили улусы: 1) Верхне-Харасинский, 2) Средне-Тарасинский, 3) Нижне-Тарасинский (монхольский), 4) Нижне-Буретьский. Часть жителей Нижне-Тарасинского улуса, боясь Амагзая, переселилась семь-восемь поколений тому назад в долину реки Осы и образовала IV готольский род, состоящий из улусов: Верхне-Орлокского, Нижне-Орлокского и Бужидаевского, которые входили в со­став Бильчирской инородной управы. Часть их переехала на реку Ангару, поселилась там и образовала улусы: 1) Верх­ний Кулуруй (Тулен Готол) и Готол Аларский. Последние два улуса в 1896 году перешли в состав Аларской степной думы.

Потомки Тутхэна образовали III готольский род. В состав его входили улусы: 1) Заглик, 2) Хэрэтин, 3) Шунта, 4) Хондолой, 5) Агшарганта, 6) Хара-Тиргэн, 7) Нижне-Хохорский, 8) Верхне-Хохорский, 9) Ижелхинский, 10) Хушунский, 11) Хогото-Тарасинский поселок, а также заимки: 1) Алса, 2) Шунгутуй, 3) Байса, 4) Айн, 5) Мудай, 6) Булык, 7) Заг­лик, 8) Нижняя Алса.

Улусы же Боханский и Верхне-Буретьский не входят в го­тольский род. Они пришельцы.

Готольские роды до 1857 года составляли один готольский род. Им управлял родовой староста (дарга) с двумя помощ­никами. Готольское родовое управление находилось в улусе Бохане. А потом готольский род разделился на три рода. Каж­дый род был самостоятельным и непосредственно подчинялся Идинской степной думе, находившейся в улусе Кутульском. Когда отделились готольские роды, то каждый род имел осо­бого родового старосту и двух помощников, каждый род само­стоятельно входил административно в степную думу.

Первоначально тайшами были Бортасовы из Корминского улуса, Хабаевы из Гречохонского улуса. Бортасовы первона­чально жили бедно. Один из них Мумаев был прорубщиком в городе Иркутске. Малан Сосой был главным шуленгой Идинской степной конторы. Его сын Гузнэй мэргэн убил во время зэгэтэ аба огненно-черную лисицу. Малан Сосой хотел поднести ее царю через губернатора, но так как он не знал ни одного русского слова, то попросил прорубщика быть перевод­чиком. Мумаев согласился. Когда они были на приеме у гене-рал-губернатора, через которого Малан Сосой хотел поднести лисицу царю, Мумаев сказал, что лисицу убил он. Генерал-губернатор преподнес лисицу царю от имени Мумаева. Через полгода пришло распоряжение на имя Мумаева, чтобы он был главным тайшей идинских бурят. Мумаев крестился в Иркут­ске и получил имя Протас Чечерич. Он получил дворянство и чин обер-офицера.

После него тайшами были Хабаевы: Олозой, Елой, Алексей, Мадай и другие. Хабаевых сменил Халбой Бахеев, по креще­нию Иннокентий Пирожков. За лихоимство он был убит не­довольными в 1850 году. Тайшей был избран Мантак Амагаев. Степную думу перевели в Бильчир. Здание под думу выстрои­ли богачи Ашахан Алитуев, Буртон Амагаев, Хабак Халматов. В 1857 г. Мантак Амагаев умер. Главным тайшей был выбран сын тайши Иннокентия Амагаева, Илья. Он был тайшей до 1872 года. В этом году его сменил сын М. Амагаева, Иннокен­тий Амагаев (Имхэшка). Он был тайшей семь месяцев. Илья Пирожков добился его удаления, в 1873 году он был смещен. Илья Пирожков в 1874 году был избран тайшей. Он служил тайшей до 1884 года, когда по проискам И. Амагаева он был смещен. Его сменил Иннокентий Трусков (Изыхэй). Он был управляющим до 1887 года. В этом году, в июле, граф Игнать­ев, генерал-губернатор Восточной Сибири, упразднил Идинскую степную думу и разделил ее на следующие инородные управы: 1) Боханскую, 2)Бильчирскую, 3) Укырскую, 4) Молькинскую и 5) Улейскую. Впоследствии Бильчирская инородная управа разделилась на две управы: Бильчирскую и Кахинскую.

В Боханской инородной управе первым головой был изб­ран С. А. Пирожков, в Бильчирской ‑ Е. А. Данчиков, в Укыр-ской ‑ В. Павлов, Улейской ‑ Э. Шалтыков, в Молькин-ской ‑ Гиленов.

Записано со слов П. Балдаева в 1916 году.

 

Тудэ Готолов

Тудэ был старшим сыном Готола Алагуева. Он имел трех сыновей: Мумая, Тара и Согола. Мумай имел тоже трех сы­новей: Хутармана, Хутэя и Хурэна. От потомков Хутармана образовался Гречохонский улус (Гури уш--hэн) от потомков Хутэя ‑ часть Бугутуйского улуса I готолова рода, потомки Хурэна уехали, боясь Амагзая, в Забайкалье и живут вместе с потомками Егодора и Есхи в Иволге. Тар имел восьмерых сыновей, имена их: Манхир, Баатай, Огдоон, Хартай, Билаан, Шэрбэг, Батаан и Ушаан. Потомки их живут частично в Кор-минском улусе, частично ‑ в Бугутуйском улусе I готолова рода. Потомки Батая живут в Бугутуйском и в Хандагайском улусах, а частично ‑ на левой стороне реки Ангары, в улусе Кулурийском (Тулэйн Готол). Потомки Огдона живут частич­но в Шаралтуевском улусе (Хойто Шаралта), частично ‑ в Хапсагайском улусе I готолова рода. Потомки Хартая живут частично в Корминском улусе, частично ‑ в Бугутуйском. По­томки Билана живут в Корминском и Кутульском улусах I готолова рода. Потомки Ушана живут в Шаралтуевском и в Хандагаевском улусах I готолова рода.

Согол имел одного сына ‑ Бульжухая. Потомки его живут в Корминском улусе.

 

Записано со слов 67-летнего Малзы Бальбурова I готольского рода на улуса Хандагайский Боханского аймака Иркутской области в 1935 году.

 

Тургэн Готолов

Тургэн был вторым сыном Готола Алагуева. Он поселился в долине реки Тарасы, в местности Аландар. Долина Тарасы была богата травой, зверем и рыбой. Летом вся долина по­крывалась многочисленными цветами, среди которых преобла­дали желтые. Это хорошо отразилось в песнопениях тарсин-ских черных шаманов.

Алхан ябажа хатарма Шагая, пустится в пляс

Алтан шара Тарсамнай, Золотая, желтая Тараса наша,

Мультин ябажа хатарама Ползая, пустится в пляс

Мунгэн шара Тарсамнай... Серебряная желтая Тараса

наша...

Тургэн имел двух сыновей, звали их Сойрон и Хэлтэбши. Сойрон имел трех сыновей: старшего звали Батмо, среднего ‑ Хаби, младшего ‑ Мура. Хэлтэбши имел двух сыновей. Их звали Монхой и Моло. От потомков Батмо образовался Верх-не-Тарасинский улус, от потомков Хаби и Муры ‑ Средне-Та-расинский улус II готолова рода бывшей Боханской инородной управы. От потомков сына Хэлтэбши, Монхоя ‑ Нижне-Тара-синский улус II готолова рода, а от потомков Моло ‑ Орлок-ский улус IV готолова рода бывшей Бильчирской инородной управы.

Старший сын Сойрона Тургэнова, Батмо, имел трех сыно­вей: Ярбахая, Убгэна и Утэлхэя.

Средний сын Сойрона, Хаби, имел трех сыновей: Бани, Бишнихан изы и Мандахи.

Младший сын Сойрона имел семерых сыновей: Амагзая, Еодора, Еобху, Ергона, Елдора, Хоригора и Хортмо.

Сын Хэлтэбши Тургэнова, Монхой, имел трех сыновей. Их звали: Барбагай, Бардам и Барбадай. Моло имел трех сы­новей. Их имена: Хадан, Абан и Амхай.

Записано со слов 69-летнего Тосона Петухова из улуса Средне-Тарасин-ский II готольского рода ныне Боханского аймака Иркутской области в 1935 году.

 

Тутхэн Готолов

Тутхэн был третьим сыном Готола Алагуева. Как младший сын, он остался на пепелище своего отца ‑ Готола. Другие братья его разъехались: Тудэ уехал вниз и занял устье Барадты, второй брат ‑ Тургэн ‑ занял устье Аландара.

Тутхэн имел одного сына, звали его Таху. Он имел пятерых сыновей, имена их: Ярбай, Бужидай, Хэрэй, Борши и Базай.

Ярбай имел семерых сыновей. Имена их по порядку: Тураг, hобондой, Бургай, Дархи (hoxop), Буурал, hархи, hадай.

Бужидай имел девять сыновей. Имена их по порядку.: Башhай, Бааhан, Башли, Баршуу, Барлак, Барай, Бубаа, Барха-ни... Он ездил и искал хорошее место, где можно разместиться его девяти сыновьям с девятью большими стадами и девятью табунами лошадей. Изъездил Забайкалье и нигде не кашел подходящего места. Вернулся оттуда и дорогой потерял своих восьмерых сыновей и восемь табунов лошадей. С одним сыном и одним табуном он поселился на том месте, где сейчас нахо­дится улус Хандагаевский I готолова рода. Он здесь жил не­долго. Боясь Амагзая Мураева, он уехал вместе с сыном Моло в долину реки Осы, они вместе создали IV готольский род, входивший в бывшую Бильчирскую инородную управу.

Потомки Хэрэя образовали Хэрэтинский улус III готолова рода. Их мало, всего 13 дворов. Вместе с ними проживают люди шести родов (яЬан). Местные буряты говорят, что в Хэрэтинском улусе проживают буряты семи родов (Хэрэтээни долоон хари).

Потомки Борши живут в Хара-Тиргенском улусе III гото­лова рода.

Базай жил в местности Базайн хэр, между улусами Хо-хорским, Хара-Тиргенским, за рекой Идой. Сейчас там их нет. Потомки Базая все вымерли. В 1887 году умер последний представитель этого рода ‑ Иванка Архинчеев. Оставшийся один на своем месте Мисхэ Батаров перекочевал в Хохорский улус, то есть в улус своего племянника, так как Ярбай и Ба­зай были братьями родными.

образовал улус, называемый Онтохи урак, или Ижелхинским. Онтохи был сыном Ьагна. У Онтохи было два сына ‑ Ухан и Дабагаан, которые в улусе образовали два урака.

Ярбай имел семерых сыновей: Турага, hободоя, Баргая, Дархи (hoxop), Бурала, hархи и hадая.

Потомки Турака живут частично в Хэрэтинском улусе, час­тично в Хондолоевском улусе III готолова рода. Потомки Бургая живут.в Хара-Тиргенском улусе. Он имел четырех сы­новей, имена их: Бархиг, Бальхай, Азарга и приемный сын (дахажи ерэhэн Дахаан ‑ «прибывший следом Дахан»).

hoxop (Дархи) имел восьмерых сыновей, имена их: Хай-. дар, Буйдан, Борх--, Буухяа, Алексей, Дандагай, Дарби и Дахатай. Алексей остался без потомства, Хайдар и Дарби образовали Верхне-Хохорский улус, прочие пять братьев об­разовали Нижне-Хохорский улус.

Бурал имел трех сыновей, имена их: Башха, Боток и Болдой. Потомки Башхи образовали улус Гергеновский (Гергентэ урак). Потомки Ботока образовали Хушунский улус III готолова рода.

Потомки hархи живут в Загликском улусе. Они образовали hархи урак в том же улусе.

Потомки hадая живут в Загликском улусе, где образовали hадай урак. Они частично живут и в Хэрэтинском улусе и то­же образуют hадай урак.

Потомки Борши частично живут тоже в Загликском улусе и называются по имени своего предка Манжи ‑ Манжи урак.

Записано со слов 46-летней Татьяны Матвеевны Халтагаровой из города Улан-Удэ в 1936 году.

 

Хохор и его потомки

 

Хохор Дархи был сыном Ярбая. Женат он был на девушке Бэлэн. Она была из улуса Халюта I бараева рода. Брак Хохо-ра с Бэлэн был счастливым. Они имели восемь сыновей и две дочери.

Сначала Хохор жил со своими братьями и отцом у устья Тарасы, где теперь улус Заглик и переселенческий участок Усть-Тараса. Хохор был человеком дальновидным и смыш­леным. Учитывая нужды своих многочисленных сыновей, он избрал местом поселения то место, где ныне расположен Хо­хорский улус. До революции Хохорский улус был большим и многочисленным улусом в Западной Бурятии. Число дворов к 1917 году доходило до 225, население‑ 1200 душ обоего пола; мягкой пашни к 1917 году было вымерено 7884 казенных деся­тины, лошадей было 1000 голов, коров ‑ 4500 голов, овец ‑ 8000 голов.

Место было болотистое и топкое. Хохор выбрал место под усадьбу горку в пади Байса. Гора Булдрун тогда была покры­та лесом. Когда туда переселился Хохор, ежегодно горел лес. который доходил до самого двора его. От пала сгорала дотла Усадьба Хохора. Жена Бэлэн уговаривала его перенести усадь­бу на другое место, но Хохор не слушался совета жены и все говорил, что здесь место хорошее, что наши потомки будут благодарить нас за выбор места для поселения.

Сыновья, Хохора размножились. Каждый из них имел по несколько сыновей. hайдар имел пятерых сыновей: Бугайхана, Малахая, Аадага, Саландая, Тубя. Буйдан имел двух сыно­вей ‑ Даба и Тэгшэ. У Борхёо было пять сыновей: Бушхан, Баанай, Осой, Хаахай и Хамтай. Бухяа имел трех сыновей: Дандагара, Дадуу и Дараhаана. Алексей был бездетным. Дандагай имел двух сыновей: Даряана и Дагара. Дарби имел одного сына и две дочери ‑ от первой жены, а от второй же­ны ‑ сыновей: Хабтари, Антона, Улахана и три дочери. У Дахатая было три сына: Дархан, Дарба и Далбай.

Хохорский улус по числу сыновей Хохора разделялся на восемь эсэгэ: 1) hайдартан, 2) Буйдантан (буруу занта буй-дантан ‑ «буйдановцы с плохим нравом»), 3) Борхоотон (Борхоотон бурууие ухэхэдэн гульдадаг юм ‑ «Когда пропа­дает бурун, то собираются борхоевцы»), 4) Буухяатан, 5) Дандагайтан, 6) Дарбитан и 7) Дахатайтан (hайдарураг, Буйда-нураг, Борхооураг, Буухяаураг, Дандагайураг, Дарбиураг, Да-хатайураг).

Из них образовались в 1888 году два улуса ‑ Нижний и Верхний ‑ по случаю выдвижения двух кандидатов на долж­ность улусного старшины. От одной группы был выдвинут Никола Бараников, а от другой ‑ Бура Ажеев. В 1890 году от Хохорского улуса были выдвинуты два кандидата на сов­мещение должности выборного Боханской инородной упра­вы ‑ Николай Бадашкеев и Терентий Бараников. Вражда еще усилилась. Хохорск разбился на два враждующих лагеря. При этом пять сыновей Хохора образовали Нижний Хохорский улус, а два сына ‑ hайдар и Дарби ‑ Верхний Хохорский улус.

Записано со слов Алексея Вартанова готольского рода из улуса Хохор­ский бывшего Боханского инородческого ведомства Балаганского уезда Ир-хутской губернии в мае 1916 года.

 

Амагзай Мураев

 

Амагзай был старшим сыном, Муры Сойронова. Он вла­дел огромной физической силой, был саженного роста, сла­вился как замечательный охотник. По преданию, Амагзай имел настоящий бухарский тугой лук (бухайр шара номо). Стоя на южной стороне реки Иды, он попадал своей стрелой в зверей, скитающихся по северной стороне реки.

Охотясь за дорогой пушниной, Амагзай уходил далеко и пропадал по целым месяцам, он доходил даже до Саянов. С такой охоты он возвращался с богатой добычей, ездил на ба­зары и выменивал свою добычу на дорогие шелка и чесунчу. Один раз он ездил даже в Китай, привез оттуда дорогие по­дарки матери и отцу.

Амагзай был молод и силен. Он дружил только с одним человеком, с таким же молодым и сильным, как он. Это был сын Мандахаева, Манюр. Они вместе уходили в тайгу и воз­вращались всегда с богатой добычей. Друг его сильно заболел. Родители его обратились к большой черной шаманке из сайгутского рода. Звали ее Шарнайхан. Шарнайхан приехала в Средне-Тарасинский улус, держала себя важно и надменно, никого близко к себе не подпускала. Народу собралось много, всем хотелось попросить ее поворожить и узнать свою судьбу. Приходя ворожить, народ приносил последнюю ценность из дома. Шаманка сидела важно, и надменно, ворожила, пред­сказывала будущее и брала щедрые приношения людей.

Амагзай не отходил от постели своего единственного друга и слушал все слова шаманки, которые пришедшие принимали с большим благоговением, как откровение, и с большим покло­ном. Родителям его друга она предсказала, что душа их сына находится в темнице Эрлэн хана и что можно освободить ее оттуда только большими жертвами. Испуганные родители дру­га Амагзая согласились на все жертвы, лишь бы сын остался жив.

Шаманка совершала жертвоприношения в течение восьми суток, принесла в жертву 49 голов скота, но больному стало еще хуже. Она осмотрела больного и сказала, что еще нужно принести черного барана и черного козла помощнику Эрлэн хана и что тогда больной выздоровеет. Когда она совершила на девятый день жертвоприношение помощнику Эрлэн хана, Эрью хара ноену, то стала камлать от всей души, проя­вила все свое красноречие и мастерство. Когда она пришла в экстаз, то подошла к Амагзаю и указала, что он является при­чиной болезни Манюра, что в Амагзая вселился злой дух. Чтобы спасти больного от смерти, Амагзая надо принести в жертву Эрлэн хану и его помощнику.

Амагзай посмотрел на своего больного друга: он уже ле­жал мертвым. Он вскочил на ноги, подбежал к шаманке, взял ее на руки и опустил головой вниз в булур. Она задохнулась. Народ в страхе разбежался, и никто не хотел хоронить умер­шего. Амагзай с горя пьянствовал три дня подряд. Друг его лежал дома, и никто к нему не подходил, кроме отца и мате­ри. Амагзай пригнал всех одноулусников и велел похоронить умершего.

После похорон своего единственного друга Амагзай стал нелюдим, все уединялся, рассуждал с самим собой, шаманов и шаманок называл обманщиками и тунеядцами. Люди стали бояться его, говорили, что в Амагзая действительно вселился злой дух, что шаманка была права и что он съел своего друга.

Амагзай ходил по юртам, требовал себе водку и пил. Когда он был пьян, то был страшен. Он бил того, кто попадался ему на глаза. Садился на своего коня, брал бухарский свой лук и стрелы, стрелял в кого попало. Люди в страхе разбегались кто куда.

Моло уехал в долину реки Осы, поселился там и образо­вал IV готольский род, состоявший из улусов Урда Моло и Хойто Моло (передний и задний Молоевские улусы). Потомки сродного брата Амагзая,‑Бани Забиева, уехали за Ангару и образовали Яматский улус в долине реки Алари. Потомки Едора и Еобохи уехали туда же, образовали Халабстинский улус в Алари. Потомки Ергона, Елдора и Хоригора уехали в Забайкалье, поселились на речке Иволге, в улусах Средне-Иволгинский, Гильбиринский, Алданский, Жаргалантуйский, Загастайский, Сутойский и ясачной деревне Дмитриевской; на реке Селенге ‑ в улусах Ацайский, Енхорский, Шанайский, Наринский и в селении Ново-Покровском.

Записано со слов Сергея Иннокентьевича Архипова II Готольского рода из улуса Нижне-Тарасинский Боханского аймака Иркутской области в 1929 году.

 

Скала Амагзая

 

Потомки Моло живут в долине реки Осы. Они уехали туда, боясь Амагзая, сына Сойрона. Он был одержим припадками. В припадке он убивал людей, уходил в лес и жил там. Проезжающим не давал проходу. По донесению бурят, из Иркутска прибыл отряд, который уговорил молодую жену Ба-зая Тахуева, бывшую любовницу Амагзая, позвать его в гости и напоить крепкой водкой. Она, боясь начальника отряда, вы­нуждена была выдать своего лихого любовника. Она позвала его и напоила водкой. В это время подошел отряд и хотел взять его. Амагзай встал и выстрелил из лука. Начальник от­ряда застрелил его из ружья. Похоронен он на южной горе улуса Харатиргэн. В долине реки Иды есть скала, на которой Амагзай скрывался. Она возвышается над рекой Идой.

Моло со своими сыновьями уехал в долину реки Осы. Там они образовали самостоятельный Орлокский улус, который был многочисле<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 890; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.63.131 (0.016 с.)