Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тайлган На месте хранения материнского последаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Буряты племени булагат ежегодно два раза устраивали кровавые жертвоприношения на месте племенного Таатерин-ского последа, на горах Ухэр Манхай и Удэгэ Бэлеэн, в долине реки Куды. В одном году была засуха в долине реки Куды и" эпидемия, пало много скота и лошадей, умерло много людей.. А между тем в тех местах, куда переселились выходцы из Ку-динской долины, буряты родов Готола, Шаралдая, Хогоя, Он-гоя, Онхотоя, Ноёта, не было ни засухи, ни мора среди людей. Это услыхали кудинцы и объяснили по-своему: выходцы уехали от нас и живут счастливо и богато; на жертвоприношениях старики их красноречивые призывают своих предков лучше наших стариков, поэтому они переманили наше счастье, надо их гнать со своей земли, чтобы они больше сюда не ездили и не приносили жертвы. Когда же на другой год, в урочное время, приехали переселенцы, кудинцы собрались все, напали на приезжих, отняли у них баранов, предназначенных для жертвоприношения, водку вылили, а самих избили, приговаривая: «Не ездите больше к нам, не переманивайте наше счастье от предков. Если приедете еще, то вас всех перебьем». Поднялась страшная суматоха, одни побросали детей, другие оставили лошадей и побежали. Хогой потерял своего сына Бороя. Его подобрали сыновья Ашаабагата, воспитали, женили и поселили на реке Мурине. С тех пор переселенцы не стали ездить, на место своего материнского последа и стали устраивать тайлганы на своем месте. Это событие произошло в поколение внуков Готола. Чтобы приносить жертву, надо-было устроить где-то жертвенник (ширэ). Старшие внуки Готола ‑ Мумай и Сойрон ‑ ночью поехали на горы Ухэр Манхай и Удэгэ Бэлеэн, взяли священный камень (танха шулуун) из жертвенника своих предков, совершили жертвоприношение молочной водкой, взятой из дома, потом во весь дух помчались домой. Приехали, изложили его на горе против своего стойбища, потом устроили жертвенник по образцу жертвенника на горах Ухэр Манхай и Удэгэ Бэлеэн. С тех пор стали устраивать тайлган на своем месте, на горе, Хушун, против Загликского улуса. Другие роды, поселившиеся в долине рек Осы, Обусы и Улея, тоже привезли камни со старого жертвенника своих предков и тоже стали устраивать тайлган у себя. В поколение праправнуков Готола единый готольскнй род разделился на три рода, которые назывались I, II и III готольскими, тогда и тайлганы стали устраивать отдельно по родам: I готолов род стал устраивать на горе Кутул; II готолов род ‑ у себя, в долине реки Тарсы; III готолов род расселился по улусам, родовой тайлган у них распался из-за дальности расстояния. Потомки Тудэ вырыли священный камень из жертвенника родового и увезли к себе, зарыли на горе Кутул, под своим жертвенником. Прочие роды не знали о проделках потомков своего старшего брата, обнаружили это только тогда, когда перестраивали свой жертвенник перед революцией. Священный камень до сего времени хранится на горе Кутул как дорогая реликвия далеких предков. Все роды, которые вышли из Куды, до сего времени призывают свои божества по старому местоприбыванию. Хотя они давно живут в других местах, никогда не видели гор Ухэр Манхай и Удэгэ Бэлеэн, несмотря на это, все призывают: С--к, С--к, С--к. Готол баабаймнай тоонто Урагшаа харасан Ухэр Манхай хада, Хойшоо харасан Удэгэ Бэлеэн,. Бухэ ехэ нуур, Булэг ехэ ушевсэн. Тайн байсан тапгамнай, Тахижа байсан мургэлиай. Аласаймнай олон болгохын тул--, Ананахаймнай унэр болгохын тул--..
Место.материнского последа Готола – отца нашего, Выступающая вперед сопкой Гора Ухэр Манхай, Выпятившаяся назад вершиной Гора Удэгэ Бэлеэн, Большое озеро Бухэ, Разросшийся в стороны тальник, Увеличьте наш скот, Размножьте наше потомство...
Записано со слов 60-летнего Алексея Вартанова III готольского рода из улуса Хохорск бывшего Боханского хошуна Ангарского аймака Иркутской губернии в 1929 году.
Готолов род
Происхождение самого Готола еще не выяснено; одни говорят, что он был старшим сыном Алагуя Тугалакова, другие говорят, что он был сыном Тугалака, третьи говорят, что он был сыном Сагана Тугалакова, но несомненно то, что он происходил из племени булагат. По призыванию ехэ тайлгана, Готол с сыновьями жил в местности Ухэр Манхай и Удэгэ Бэлеэн, на реке Куде, приносил жертву совместно с другими булагат-скими родами хозяину названных гор Кудинской долины. Сыновья Готола, когда поселились в долине реки Иды, стали устраивать свой тайлган на старом месте, то есть у гор Ухэр Манхай и Удэгэ Бэлеэн, но местные кудинские буряты родов бозоева, буинова и бубаева стали их прогонять, как и прочих отъехавших родов хогоева, онгоева и онхоева, чтобы они, устраивая тайлганы здесь, не переманили божества к себе. Тогда сыновья Готола приехали ночью и украли священный камень.из жертвенника гор Ухэр Манхай и Удэгэ Бэлеэн, увезли домой и зарыли под своим новым жертвенником на горе в улусе Загликском, III готолова рода. А потом, в 1860-х годах, в связи с переходом на оседлость, летние перекочевки были нарушены и готольские три рода ‑ I, II и III ‑ вынуждены были разделить летники и разбить их по своим родам и улусам. I готолов род стал устраивать ехэ тайлган у себя, на горе около-'улуса Шаралтинского. II готолов род перенес свои летники в Тарсу и стал устраивать ехэ тайлган на своей родовой территории, а III готолов род, как многочисленный и растянувшийся на 16‑20 верст по долине реки Иды, вынужден был создавать летники по своим улусам, а тайлганы устраивать каждым улусом самостоятельно. Тогда представители I готолова рода украли священный камень, увезли к себе и зарыли на горе Кутуле в землю и над ним воздвигнули новый жертвенник ехэ тайлгана. С тех пор ехэ тайлган они стали устраивать на горе Кутульской, недалеко от улусов Хандагайского и Хапсагаевского. Этот факт явно говорит о том, что готолов род принадлежит к племени булагат и имеет с ним одно происхождение. Готол имел три сына и одну дочь. Сыновей звали Тудэ, Тургэн и Тутхэн, дочь звали Голохан. Она была красавицей. Сохранилась поговорка: «Готоли сайхан Голохан». От трех сыновей Готола произошли готоловы роды, живущие в долинах рек Иды и Осы. В Алари есть Готолов улус, также Урда Хулэруйский улус, известный среди бурят под названием Тулэйн Готол. Он находится около села Бейтонов-ского, недалеко от тракта на Черемхово. Часть готоловых родов проживает в Забайкалье под названием бумал готол. Происхождение слова буумал непонятно, но, по-видимому, это прозвище готолов Забайкалья связано с переселением их ич Прибайкалья в Забайкалье. Слово буумал исчезло из обыденной речи современных бурят, но сохранилось в шаманских призываниях. Так, например, в призываниях хоринских двух заянов поется:
Хори дээрээ байхадаа, Когда жили в Хори, Хорин хоёр гуулэлэйбди, Назывались двумя хоринскими, Хойто буумалда буухадаа Когда на север спустились, Боройн хоёр гуулэлэйбди... Назывались двумя боройскими... По приезде в Забайкалье это прозвище пристало к бурятам готолова рода, поэтому называются они бумал-готольским родом. От старшего сына Тудэ произошел I готолов род, который состоит из улусов: Шаралта, Хандагай, Хапсагай, Кутул, Корма, Гречохон, Бугата и ясачного села Надеждинского. Тудэ имел трех сыновей: Согола, Тара и Мумая. Тар имел трех сыновей: Хартая, Батлая и Хаби. Сына Хартая звали Са-хян, сына его ‑ Шальма. У Шальма были сыновья Маншхан, Буха, Хахархай. Сыновей последнего звали Александр и Маслянка. От Тудэ идет сейчас десятое поколение. Сына Согола звали Бульжухай, сына его ‑ Булсаг, сына последнего ‑ Хабай Улзыев. Булсагаев был тайшей Идинской степной конторы после разделения Верхоленскрй степной конторы на мелкие конторы в 1740-х годах. Хабай тайша имел 6 сыновей: Убэ, Булата, Халба, Бахана, Ажи, Баная. Из них после своего отца был тайшей Убэй Хабаев, после него тайшей был сын его Елой, после Елоя был тайшей сын Булата Хабаева Мадай Булатов. Сын последнего Данила был родовым старостой I готолова рода, а сын его Петр Данилович Мадаев ‑ заместителем и управляющим Идинской степной думы. Прочие потомки Хабая были заседателями степной думы и родовыми старостами. Их род назывался «ноен утхатай», потому их выбирали на разные должности. Родословная: Готол, Тудэ, Соогол, Бульжуухай, Улзээ, Хабай, Баахан, Алексан, Малаасгай (Василий), сыновья последнего‑ Михаил (учитель), Абрам (милиционер), Трофим (учитель), Федор (летчик-инженер). Дочь Маласгая вышла замуж в Укыр. Готол, Тудэ, Муумай, Андар, Шулуун, брат последнего Бартасот ‑ Протас Чечерич, главный тайша идинских бурят был дворянином, имел именные указы от Екатерины II. Протас Чечерич имел двух сыновей ‑ Шулуна и Шаргу. Они были сосланы тайшей И. И. Пирожковым в Якутск якобы за агитацию против существующего порядка в Российской империи и там умерли. Сын Шулуна Бахрушка имел сына Григория, у которого были сыновья Балхан и Мондогой. У сына Балхана ‑ Марка‑был сын Сократ, сыновья Сократа ‑ Петр, Семен, Ким и Ильтон. Улус Шаралта: Готол, Тудэ, Соогол, Мордой, Молон, Сампиир, Барга, Балта, сыновья Балты ‑ Убони и Андри, сыновья Убони ‑ Иннокентий и Киприян, дочь ‑ Екатерина. У Инно кентия ‑ сын Василий и дочь Елена. Дети Елены: Валя, Ким, Боря и Маня. Улус Хандагайский: Готол, Тудэ, Таар, Бамбар, Баалан, Баахан, Баяр, Баян, Баярта, Халмаат, Маташка и Адольф. Готол пришел из долины Куды. Там он жил со своими сородичами по реке Куде в местности Ухэр Манхай и Удэгэ Бэлеэн. Оттуда они из-за недостатка пастбищ разъехались кто куда. Готол прибыл сюда через Иркутск. Там он жил недалеко от Иркутска, в устье Куды, а потом перебрался сюда. Записано со слов Халмата Баяртуева I готольского рода из улуса Хандагайский бывшей Боханской инородной управы в августе 1917 года.
Готолов род Готол был сыном Сагана Тугалакова. Сыновья Сагана жили по реке Куде, у гор Ухэр Манхай и Удэгэ Бэлеэн. Саганов род был многочислен. Он имел семь сыновей. Когда сыновья выросли, то встал вопрос о переселении в другие места из-за пастбищ. Готол со своими тремя сыновьями и дочерью переселился в Долину реки Иды, где никого не было. Он поселился в устье Тарасы, где теперь Усть-Тарасинский переселенческий участок. Готол умер сравнительно молодым. После его смерти остались три сына: Тудэ, Тургэн и Тутхэн и дочь ‑ красавица Голохан. Один раз сыновья Готола пошли на охоту и пробыли там долго. В отсутствии их приехали сэгэнуты, забрали имущество, полонили сестру Голохан и уехали к себе, за реку Лену. Когда сыновья Готола вернулись, то никого не застали. Они пустились в погоню. Расспрашивая, они доехали до реки Лены. Переправились через реку и попали в кочевья сэгэну-тов. Здесь они нашли свою сестру Голохан. Мужчин не было дома: все они были в походе. Сыновья Готола захватили имущество сэгэнутов, взяли свою сестру и вернулись домой. Сестра их Голохан была беременна. Она родила двух близнецов. Сыновей ее назвали Аргасан и Абаша (Ашаанда ерэhэн Аргасан Абаша хоёр). Как рожденные от девушки, Аргасан и Абаши были для сыновей Готола чужеродцами (хари). Их поселили на окраине, чтобы они защищали готольцев от русского населения сел Бурети и Каменки, расположившихся по реке Ангаре. Аргахан и его потомки жили сначала в долине Бурети, где теперь Бу-ретьский улус, а потом, когда Халбай сделался тайшей, переселились в долину реки Иды, где они живут сейчас (улус Бо-хан). Готол имел трех сыновей: 1) Тудэ, 2) Тутхэн и 3) Тургэн. От Тудэ произошел I готольский род: улусы Шаралта, Ханда-гай. Хапсагай, Корма, Бугутуй, Гречохон, Кутул и Дубун. От Тутхэна произошел II готольский род: улусы Верхняя Тараса, Средняя Тараса и Нижняя Тараса. Готолы образовали улусы Верхняя Буреть, Орлок, Тулэйн Готол и Готол Аларский, перекочевав туда, боясь Амагзая, уроженца улуса Средняя Тараса, приблизительно в 1700-х годах. От Тургэна произошел III готольский род: улусы Ижелха, Верхний и Нижний Хохорский, Харатиргэн, Агшарганта, Хон-долой, Большая Шунта, Хэрэтэн, Бохан, Заглик и летники. Тудэ имел трех сыновей: Согола, Тара и Мумая. Тургэн имел двух сыновей: Хэлтэбшэ и Сойрона. У Тутхэна был один сын ‑ Таху. Таху имел пять сыновей: 1) Боршо, 2) hapxи, 3) Ярбай, 4) hадай и 5) hамнай. Они жили все на Усть-Тарасе, занимались охотой на зверей. Зверей тогда было очень много; все горы, долы, бугорки были покрыты лесами, в них кишели звери. Один раз разнесся слух, что на реке Лене (Зулхэ) появились какие-то неизвестные бородатые люди, которые одеты в доспехи, имеют оружие огненное и несут бурятам порабощение и неволю. Слух этот был смутным, неопределенным: правда ли это или неправда, никто хорошо не знал. В бассейне реки Лены жили роды племени эхирит, которые имели большие родственные связи с родами племени булагат. Эти два племени враждовали с сэгэнутами и икинатцами, которые, будучи многочисленными и сильными, постоянно нападали на эхиритов и булагатов. Сэгэнуты редко попадали в бассейн реки Ангары, особенно на притоки ее Иду и Осу, где преимущественно жили булагатские роды. В одно прекрасное время к булагатам прибыл специальный гонец от эхиритов и сообщил, что по реке пришли бородатые и неизвестные люди, что они вооружены неведомым бурятам и тунгусам вооружением: раздается сначала оглушительный звук, и воины бурят умирают на большом расстоянии от стреляющего. Слух этот всполошил булагатов. Они собрали большое собрание (суглаан) и на нем решили помочь своим кровным родственникам эхиритам. Старшины бросили клич. Собрали всех, кто мог носить оружие. Все они вооружились, кто чем мог и поехали на помощь эхиритам. Бурятские ополченцы были сосредоточены на реке Лене, у устья Куленги, левого, притока реки Лены. Русские казаки поднялись вверх на лодках, дошли до Усть-Кута. Здесь произошло сражение. Буряты вынуждены были отступить. Буряты потеряли в этом бою своих вождей: Хашхи, Бошхи и Сусай мэргэнов. В этом бою погибли два сына Таху, сам он был ранен и чуть не попал в плен. Были убиты hадай и hамнай‑ лучшие стрелки. Потомки hадая и hамная живут до сего времени в улусе Заглике, их очень мало. Размножились особенно потомки Яр-бая. Он имел семь сыновей. Записано со слов Татьяны Матвеевны Халтахаровой в городе Улан-Удэ в мае 1936 года.
Готолов род
Готол был сыном Хэтэбши Алагуева. Алагуй был старшим сыном Тугалака. Последний со своими семью сыновьями жил в местности, которая называлась Бухэ нуга, будуун Уш--hэн ‑ «луг с крепкой травой, с толстым тальником» (на р. Куде). Тогда буряты два раза в год устраивали облавную охоту. Весной устраивали для того, чтобы отогнать волков, а осенью‑ Для ловли зверей, которых запасали на зиму. Перед облавной охотой устраивалась стрельба и борьба. Местом сбора западных бурят были степи выше Усть-Орды, Нарены на Ангаре и Тани Зурехэн (Манзурка) в верховьях реки Лены. Стрельба являлась проверкой силы и-ловкости,-сноровки и меткости молодежи. Они стреляли из луков метров за сто и больше. Это приблизительно около 70‑80 саженей. Лучшим стрелкам старшины присуждали звание мэргэнов. Отличившихся по третьему разу, по обычаю, поднимали на войлоках, носили вокруг таборов, сочиняли о них песни и пели, восхваляли (сула), из них же выбирали руководителей облавной охоты. Бега служили для проверки лошадей, стрельба ‑ готовности молодежи отразить нападение врагов. Хорошая езда, бег и выносливость лошадей всячески поощрялись. Победителей в скачках и бегах ‑ лучших беговых и рысистых лошадей ‑• награждали, восхваляли. Борьба являлась тоже проверкой силы, ловкости, сообразительности молодых людей, так как бурятская национальная борьба основана на силе, ловкости и сообразительности. Приемы ее основаны на умении борца ежесекундно предугадывать маневры противника, на готовности давать отпор и применять новые приемы, сообразуясь с состоянием противника. Победителю в борьбе, облавных охотах присуждали звание силачей (бухэ). Им пели хвалебные песни, говорили благопожелания (уреер), песенники составляли песни, легенды, предания и улигеры, В облавных охотах принимали участие и девушки. Они наравне с молодыми людьми принимали участие в стрельбе. Готол часто участвовал в облавных охотах. Он был неповоротлив, слабосилен, стрелял плохо, обычно ездил загонщиком. Он был тщедушен, одежда на нем висела, как на чучеле. Народ часто смеялся над ним, но он не обращал внимания. Один раз облавщики заметили, что у Готола один унт упал с ноги. Готол кое-как надел его, поехал дальше. Облавщики закричали: «Река! Река!» Готол не знал, что над ним подшутили, снял унты и поехал. Никакой реки не было. Облавщики это сделали, чтобы посмеяться над Готолом. По этому поводу созданы поговорки: «Готол с большими унтами», «Не видя речки, Готол снимает унты». Эти поговорки до сего времени употребляются местным населением. Живя в местности Бухэ нуга, будун ушэhэн, потомки Тугалака размножились, вели скотоводческую жизнь, им стало тесно из-за недостатка пастбищ. На этой почве возникала вражда, кончавшаяся драками родов между собой. И вот на одном своем племенном суглане булагаты решили разъехаться по разным местам. Сыновья Хэтэбши и Мандатая переселились на речку Бугульдейку. Сыновья Енгута уехали в долину Осы. Шаралдай уехал на реку Ангару, а некоторые буряты ‑ за Ангару. Готол тоже решил уехать. Он облюбовал себе долину реки Иды и поселился в пади Тарасы, в четырех километрах ниже Бохана. Готол имел трех сыновей: 1) Тудэ, 2) Тургэна, 3) Тутхэна, одну дочь ‑ Голохан. От Тудэ произошел готольский род улусы Корма, Хабсагай, Хандагатай, Маралта, Бугатуй, Гречохон и Кутул). Часть их обрусела. Обруселые буряты выселись и образовали небольшой выселок Надеждинский (Доодо хуни харимууд). Потомки Тургэна поселились в долине реки Тарасы и образовали II готольский род, куда входили улусы: 1) Верхне-Харасинский, 2) Средне-Тарасинский, 3) Нижне-Тарасинский (монхольский), 4) Нижне-Буретьский. Часть жителей Нижне-Тарасинского улуса, боясь Амагзая, переселилась семь-восемь поколений тому назад в долину реки Осы и образовала IV готольский род, состоящий из улусов: Верхне-Орлокского, Нижне-Орлокского и Бужидаевского, которые входили в состав Бильчирской инородной управы. Часть их переехала на реку Ангару, поселилась там и образовала улусы: 1) Верхний Кулуруй (Тулен Готол) и Готол Аларский. Последние два улуса в 1896 году перешли в состав Аларской степной думы. Потомки Тутхэна образовали III готольский род. В состав его входили улусы: 1) Заглик, 2) Хэрэтин, 3) Шунта, 4) Хондолой, 5) Агшарганта, 6) Хара-Тиргэн, 7) Нижне-Хохорский, 8) Верхне-Хохорский, 9) Ижелхинский, 10) Хушунский, 11) Хогото-Тарасинский поселок, а также заимки: 1) Алса, 2) Шунгутуй, 3) Байса, 4) Айн, 5) Мудай, 6) Булык, 7) Заглик, 8) Нижняя Алса. Улусы же Боханский и Верхне-Буретьский не входят в готольский род. Они пришельцы. Готольские роды до 1857 года составляли один готольский род. Им управлял родовой староста (дарга) с двумя помощниками. Готольское родовое управление находилось в улусе Бохане. А потом готольский род разделился на три рода. Каждый род был самостоятельным и непосредственно подчинялся Идинской степной думе, находившейся в улусе Кутульском. Когда отделились готольские роды, то каждый род имел особого родового старосту и двух помощников, каждый род самостоятельно входил административно в степную думу. Первоначально тайшами были Бортасовы из Корминского улуса, Хабаевы из Гречохонского улуса. Бортасовы первоначально жили бедно. Один из них Мумаев был прорубщиком в городе Иркутске. Малан Сосой был главным шуленгой Идинской степной конторы. Его сын Гузнэй мэргэн убил во время зэгэтэ аба огненно-черную лисицу. Малан Сосой хотел поднести ее царю через губернатора, но так как он не знал ни одного русского слова, то попросил прорубщика быть переводчиком. Мумаев согласился. Когда они были на приеме у гене-рал-губернатора, через которого Малан Сосой хотел поднести лисицу царю, Мумаев сказал, что лисицу убил он. Генерал-губернатор преподнес лисицу царю от имени Мумаева. Через полгода пришло распоряжение на имя Мумаева, чтобы он был главным тайшей идинских бурят. Мумаев крестился в Иркутске и получил имя Протас Чечерич. Он получил дворянство и чин обер-офицера. После него тайшами были Хабаевы: Олозой, Елой, Алексей, Мадай и другие. Хабаевых сменил Халбой Бахеев, по крещению Иннокентий Пирожков. За лихоимство он был убит недовольными в 1850 году. Тайшей был избран Мантак Амагаев. Степную думу перевели в Бильчир. Здание под думу выстроили богачи Ашахан Алитуев, Буртон Амагаев, Хабак Халматов. В 1857 г. Мантак Амагаев умер. Главным тайшей был выбран сын тайши Иннокентия Амагаева, Илья. Он был тайшей до 1872 года. В этом году его сменил сын М. Амагаева, Иннокентий Амагаев (Имхэшка). Он был тайшей семь месяцев. Илья Пирожков добился его удаления, в 1873 году он был смещен. Илья Пирожков в 1874 году был избран тайшей. Он служил тайшей до 1884 года, когда по проискам И. Амагаева он был смещен. Его сменил Иннокентий Трусков (Изыхэй). Он был управляющим до 1887 года. В этом году, в июле, граф Игнатьев, генерал-губернатор Восточной Сибири, упразднил Идинскую степную думу и разделил ее на следующие инородные управы: 1) Боханскую, 2)Бильчирскую, 3) Укырскую, 4) Молькинскую и 5) Улейскую. Впоследствии Бильчирская инородная управа разделилась на две управы: Бильчирскую и Кахинскую. В Боханской инородной управе первым головой был избран С. А. Пирожков, в Бильчирской ‑ Е. А. Данчиков, в Укыр-ской ‑ В. Павлов, Улейской ‑ Э. Шалтыков, в Молькин-ской ‑ Гиленов. Записано со слов П. Балдаева в 1916 году.
Тудэ Готолов Тудэ был старшим сыном Готола Алагуева. Он имел трех сыновей: Мумая, Тара и Согола. Мумай имел тоже трех сыновей: Хутармана, Хутэя и Хурэна. От потомков Хутармана образовался Гречохонский улус (Гури уш--hэн) от потомков Хутэя ‑ часть Бугутуйского улуса I готолова рода, потомки Хурэна уехали, боясь Амагзая, в Забайкалье и живут вместе с потомками Егодора и Есхи в Иволге. Тар имел восьмерых сыновей, имена их: Манхир, Баатай, Огдоон, Хартай, Билаан, Шэрбэг, Батаан и Ушаан. Потомки их живут частично в Кор-минском улусе, частично ‑ в Бугутуйском улусе I готолова рода. Потомки Батая живут в Бугутуйском и в Хандагайском улусах, а частично ‑ на левой стороне реки Ангары, в улусе Кулурийском (Тулэйн Готол). Потомки Огдона живут частично в Шаралтуевском улусе (Хойто Шаралта), частично ‑ в Хапсагайском улусе I готолова рода. Потомки Хартая живут частично в Корминском улусе, частично ‑ в Бугутуйском. Потомки Билана живут в Корминском и Кутульском улусах I готолова рода. Потомки Ушана живут в Шаралтуевском и в Хандагаевском улусах I готолова рода. Согол имел одного сына ‑ Бульжухая. Потомки его живут в Корминском улусе.
Записано со слов 67-летнего Малзы Бальбурова I готольского рода на улуса Хандагайский Боханского аймака Иркутской области в 1935 году.
Тургэн Готолов Тургэн был вторым сыном Готола Алагуева. Он поселился в долине реки Тарасы, в местности Аландар. Долина Тарасы была богата травой, зверем и рыбой. Летом вся долина покрывалась многочисленными цветами, среди которых преобладали желтые. Это хорошо отразилось в песнопениях тарсин-ских черных шаманов. Алхан ябажа хатарма Шагая, пустится в пляс Алтан шара Тарсамнай, Золотая, желтая Тараса наша, Мультин ябажа хатарама Ползая, пустится в пляс Мунгэн шара Тарсамнай... Серебряная желтая Тараса наша... Тургэн имел двух сыновей, звали их Сойрон и Хэлтэбши. Сойрон имел трех сыновей: старшего звали Батмо, среднего ‑ Хаби, младшего ‑ Мура. Хэлтэбши имел двух сыновей. Их звали Монхой и Моло. От потомков Батмо образовался Верх-не-Тарасинский улус, от потомков Хаби и Муры ‑ Средне-Та-расинский улус II готолова рода бывшей Боханской инородной управы. От потомков сына Хэлтэбши, Монхоя ‑ Нижне-Тара-синский улус II готолова рода, а от потомков Моло ‑ Орлок-ский улус IV готолова рода бывшей Бильчирской инородной управы. Старший сын Сойрона Тургэнова, Батмо, имел трех сыновей: Ярбахая, Убгэна и Утэлхэя. Средний сын Сойрона, Хаби, имел трех сыновей: Бани, Бишнихан изы и Мандахи. Младший сын Сойрона имел семерых сыновей: Амагзая, Еодора, Еобху, Ергона, Елдора, Хоригора и Хортмо. Сын Хэлтэбши Тургэнова, Монхой, имел трех сыновей. Их звали: Барбагай, Бардам и Барбадай. Моло имел трех сыновей. Их имена: Хадан, Абан и Амхай. Записано со слов 69-летнего Тосона Петухова из улуса Средне-Тарасин-ский II готольского рода ныне Боханского аймака Иркутской области в 1935 году.
Тутхэн Готолов Тутхэн был третьим сыном Готола Алагуева. Как младший сын, он остался на пепелище своего отца ‑ Готола. Другие братья его разъехались: Тудэ уехал вниз и занял устье Барадты, второй брат ‑ Тургэн ‑ занял устье Аландара. Тутхэн имел одного сына, звали его Таху. Он имел пятерых сыновей, имена их: Ярбай, Бужидай, Хэрэй, Борши и Базай. Ярбай имел семерых сыновей. Имена их по порядку: Тураг, hобондой, Бургай, Дархи (hoxop), Буурал, hархи, hадай. Бужидай имел девять сыновей. Имена их по порядку.: Башhай, Бааhан, Башли, Баршуу, Барлак, Барай, Бубаа, Барха-ни... Он ездил и искал хорошее место, где можно разместиться его девяти сыновьям с девятью большими стадами и девятью табунами лошадей. Изъездил Забайкалье и нигде не кашел подходящего места. Вернулся оттуда и дорогой потерял своих восьмерых сыновей и восемь табунов лошадей. С одним сыном и одним табуном он поселился на том месте, где сейчас находится улус Хандагаевский I готолова рода. Он здесь жил недолго. Боясь Амагзая Мураева, он уехал вместе с сыном Моло в долину реки Осы, они вместе создали IV готольский род, входивший в бывшую Бильчирскую инородную управу. Потомки Хэрэя образовали Хэрэтинский улус III готолова рода. Их мало, всего 13 дворов. Вместе с ними проживают люди шести родов (яЬан). Местные буряты говорят, что в Хэрэтинском улусе проживают буряты семи родов (Хэрэтээни долоон хари). Потомки Борши живут в Хара-Тиргенском улусе III готолова рода. Базай жил в местности Базайн хэр, между улусами Хо-хорским, Хара-Тиргенским, за рекой Идой. Сейчас там их нет. Потомки Базая все вымерли. В 1887 году умер последний представитель этого рода ‑ Иванка Архинчеев. Оставшийся один на своем месте Мисхэ Батаров перекочевал в Хохорский улус, то есть в улус своего племянника, так как Ярбай и Базай были братьями родными. образовал улус, называемый Онтохи урак, или Ижелхинским. Онтохи был сыном Ьагна. У Онтохи было два сына ‑ Ухан и Дабагаан, которые в улусе образовали два урака. Ярбай имел семерых сыновей: Турага, hободоя, Баргая, Дархи (hoxop), Бурала, hархи и hадая. Потомки Турака живут частично в Хэрэтинском улусе, частично в Хондолоевском улусе III готолова рода. Потомки Бургая живут.в Хара-Тиргенском улусе. Он имел четырех сыновей, имена их: Бархиг, Бальхай, Азарга и приемный сын (дахажи ерэhэн Дахаан ‑ «прибывший следом Дахан»). hoxop (Дархи) имел восьмерых сыновей, имена их: Хай-. дар, Буйдан, Борх--, Буухяа, Алексей, Дандагай, Дарби и Дахатай. Алексей остался без потомства, Хайдар и Дарби образовали Верхне-Хохорский улус, прочие пять братьев образовали Нижне-Хохорский улус. Бурал имел трех сыновей, имена их: Башха, Боток и Болдой. Потомки Башхи образовали улус Гергеновский (Гергентэ урак). Потомки Ботока образовали Хушунский улус III готолова рода. Потомки hархи живут в Загликском улусе. Они образовали hархи урак в том же улусе. Потомки hадая живут в Загликском улусе, где образовали hадай урак. Они частично живут и в Хэрэтинском улусе и тоже образуют hадай урак. Потомки Борши частично живут тоже в Загликском улусе и называются по имени своего предка Манжи ‑ Манжи урак. Записано со слов 46-летней Татьяны Матвеевны Халтагаровой из города Улан-Удэ в 1936 году.
Хохор и его потомки
Хохор Дархи был сыном Ярбая. Женат он был на девушке Бэлэн. Она была из улуса Халюта I бараева рода. Брак Хохо-ра с Бэлэн был счастливым. Они имели восемь сыновей и две дочери. Сначала Хохор жил со своими братьями и отцом у устья Тарасы, где теперь улус Заглик и переселенческий участок Усть-Тараса. Хохор был человеком дальновидным и смышленым. Учитывая нужды своих многочисленных сыновей, он избрал местом поселения то место, где ныне расположен Хохорский улус. До революции Хохорский улус был большим и многочисленным улусом в Западной Бурятии. Число дворов к 1917 году доходило до 225, население‑ 1200 душ обоего пола; мягкой пашни к 1917 году было вымерено 7884 казенных десятины, лошадей было 1000 голов, коров ‑ 4500 голов, овец ‑ 8000 голов. Место было болотистое и топкое. Хохор выбрал место под усадьбу горку в пади Байса. Гора Булдрун тогда была покрыта лесом. Когда туда переселился Хохор, ежегодно горел лес. который доходил до самого двора его. От пала сгорала дотла Усадьба Хохора. Жена Бэлэн уговаривала его перенести усадьбу на другое место, но Хохор не слушался совета жены и все говорил, что здесь место хорошее, что наши потомки будут благодарить нас за выбор места для поселения. Сыновья, Хохора размножились. Каждый из них имел по несколько сыновей. hайдар имел пятерых сыновей: Бугайхана, Малахая, Аадага, Саландая, Тубя. Буйдан имел двух сыновей ‑ Даба и Тэгшэ. У Борхёо было пять сыновей: Бушхан, Баанай, Осой, Хаахай и Хамтай. Бухяа имел трех сыновей: Дандагара, Дадуу и Дараhаана. Алексей был бездетным. Дандагай имел двух сыновей: Даряана и Дагара. Дарби имел одного сына и две дочери ‑ от первой жены, а от второй жены ‑ сыновей: Хабтари, Антона, Улахана и три дочери. У Дахатая было три сына: Дархан, Дарба и Далбай. Хохорский улус по числу сыновей Хохора разделялся на восемь эсэгэ: 1) hайдартан, 2) Буйдантан (буруу занта буй-дантан ‑ «буйдановцы с плохим нравом»), 3) Борхоотон (Борхоотон бурууие ухэхэдэн гульдадаг юм ‑ «Когда пропадает бурун, то собираются борхоевцы»), 4) Буухяатан, 5) Дандагайтан, 6) Дарбитан и 7) Дахатайтан (hайдарураг, Буйда-нураг, Борхооураг, Буухяаураг, Дандагайураг, Дарбиураг, Да-хатайураг). Из них образовались в 1888 году два улуса ‑ Нижний и Верхний ‑ по случаю выдвижения двух кандидатов на должность улусного старшины. От одной группы был выдвинут Никола Бараников, а от другой ‑ Бура Ажеев. В 1890 году от Хохорского улуса были выдвинуты два кандидата на совмещение должности выборного Боханской инородной управы ‑ Николай Бадашкеев и Терентий Бараников. Вражда еще усилилась. Хохорск разбился на два враждующих лагеря. При этом пять сыновей Хохора образовали Нижний Хохорский улус, а два сына ‑ hайдар и Дарби ‑ Верхний Хохорский улус. Записано со слов Алексея Вартанова готольского рода из улуса Хохорский бывшего Боханского инородческого ведомства Балаганского уезда Ир-хутской губернии в мае 1916 года.
Амагзай Мураев
Амагзай был старшим сыном, Муры Сойронова. Он владел огромной физической силой, был саженного роста, славился как замечательный охотник. По преданию, Амагзай имел настоящий бухарский тугой лук (бухайр шара номо). Стоя на южной стороне реки Иды, он попадал своей стрелой в зверей, скитающихся по северной стороне реки. Охотясь за дорогой пушниной, Амагзай уходил далеко и пропадал по целым месяцам, он доходил даже до Саянов. С такой охоты он возвращался с богатой добычей, ездил на базары и выменивал свою добычу на дорогие шелка и чесунчу. Один раз он ездил даже в Китай, привез оттуда дорогие подарки матери и отцу. Амагзай был молод и силен. Он дружил только с одним человеком, с таким же молодым и сильным, как он. Это был сын Мандахаева, Манюр. Они вместе уходили в тайгу и возвращались всегда с богатой добычей. Друг его сильно заболел. Родители его обратились к большой черной шаманке из сайгутского рода. Звали ее Шарнайхан. Шарнайхан приехала в Средне-Тарасинский улус, держала себя важно и надменно, никого близко к себе не подпускала. Народу собралось много, всем хотелось попросить ее поворожить и узнать свою судьбу. Приходя ворожить, народ приносил последнюю ценность из дома. Шаманка сидела важно, и надменно, ворожила, предсказывала будущее и брала щедрые приношения людей. Амагзай не отходил от постели своего единственного друга и слушал все слова шаманки, которые пришедшие принимали с большим благоговением, как откровение, и с большим поклоном. Родителям его друга она предсказала, что душа их сына находится в темнице Эрлэн хана и что можно освободить ее оттуда только большими жертвами. Испуганные родители друга Амагзая согласились на все жертвы, лишь бы сын остался жив. Шаманка совершала жертвоприношения в течение восьми суток, принесла в жертву 49 голов скота, но больному стало еще хуже. Она осмотрела больного и сказала, что еще нужно принести черного барана и черного козла помощнику Эрлэн хана и что тогда больной выздоровеет. Когда она совершила на девятый день жертвоприношение помощнику Эрлэн хана, Эрью хара ноену, то стала камлать от всей души, проявила все свое красноречие и мастерство. Когда она пришла в экстаз, то подошла к Амагзаю и указала, что он является причиной болезни Манюра, что в Амагзая вселился злой дух. Чтобы спасти больного от смерти, Амагзая надо принести в жертву Эрлэн хану и его помощнику. Амагзай посмотрел на своего больного друга: он уже лежал мертвым. Он вскочил на ноги, подбежал к шаманке, взял ее на руки и опустил головой вниз в булур. Она задохнулась. Народ в страхе разбежался, и никто не хотел хоронить умершего. Амагзай с горя пьянствовал три дня подряд. Друг его лежал дома, и никто к нему не подходил, кроме отца и матери. Амагзай пригнал всех одноулусников и велел похоронить умершего. После похорон своего единственного друга Амагзай стал нелюдим, все уединялся, рассуждал с самим собой, шаманов и шаманок называл обманщиками и тунеядцами. Люди стали бояться его, говорили, что в Амагзая действительно вселился злой дух, что шаманка была права и что он съел своего друга. Амагзай ходил по юртам, требовал себе водку и пил. Когда он был пьян, то был страшен. Он бил того, кто попадался ему на глаза. Садился на своего коня, брал бухарский свой лук и стрелы, стрелял в кого попало. Люди в страхе разбегались кто куда. Моло уехал в долину реки Осы, поселился там и образовал IV готольский род, состоявший из улусов Урда Моло и Хойто Моло (передний и задний Молоевские улусы). Потомки сродного брата Амагзая,‑Бани Забиева, уехали за Ангару и образовали Яматский улус в долине реки Алари. Потомки Едора и Еобохи уехали туда же, образовали Халабстинский улус в Алари. Потомки Ергона, Елдора и Хоригора уехали в Забайкалье, поселились на речке Иволге, в улусах Средне-Иволгинский, Гильбиринский, Алданский, Жаргалантуйский, Загастайский, Сутойский и ясачной деревне Дмитриевской; на реке Селенге ‑ в улусах Ацайский, Енхорский, Шанайский, Наринский и в селении Ново-Покровском. Записано со слов Сергея Иннокентьевича Архипова II Готольского рода из улуса Нижне-Тарасинский Боханского аймака Иркутской области в 1929 году.
Скала Амагзая
Потомки Моло живут в долине реки Осы. Они уехали туда, боясь Амагзая, сына Сойрона. Он был одержим припадками. В припадке он убивал людей, уходил в лес и жил там. Проезжающим не давал проходу. По донесению бурят, из Иркутска прибыл отряд, который уговорил молодую жену Ба-зая Тахуева, бывшую любовницу Амагзая, позвать его в гости и напоить крепкой водкой. Она, боясь начальника отряда, вынуждена была выдать своего лихого любовника. Она позвала его и напоила водкой. В это время подошел отряд и хотел взять его. Амагзай встал и выстрелил из лука. Начальник отряда застрелил его из ружья. Похоронен он на южной горе улуса Харатиргэн. В долине реки Иды есть скала, на которой Амагзай скрывался. Она возвышается над рекой Идой. Моло со своими сыновьями уехал в долину реки Осы. Там они образовали самостоятельный Орлокский улус, который был многочисле<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 890; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.63.131 (0.016 с.) |