Улус Дундайлский II шаралдаева рода 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Улус Дундайлский II шаралдаева рода



 

Хабанша, сын Шаралдая, жил в улусе Укырском, а потом переехал на то место, где теперь находится русское село Тальяны. На этом месте стали селиться русские. Сыновья Бажи пере­ехали на то место, где теперь расположен улус Кяхта. А от­туда сыновья Бажи расселились кто куда. Бохрен и Бохоен по­селились там, где находится улус Хонзой, а Шубухан посе­лился там, где теперь улус Дундай. Улус Дундай был большим и богатым. Население жило хорошо, бедняков и батраков поч­ти не было. Земли, покосы и пастбища были исключительными. Недорода здесь никогда не знали, так как все пашни были чер­ноземные л суглинистые. Дворов в Дундае было около 110, душ обоего пола ‑ 670. В 1895 году было открыто 2-е Укырское ино­родческое училище. Училище имело собственное благоустроен­ное здание. Население хорошо относилось к школе. Население жило зажиточно, но детей не обучало в средних школах.

Родословная улуса Дундайл: Батлай ‑ Шаралдай, Ботой, Бажи, Шубуухан, Босогой, его сыновья ‑ Хулагар, Бэртээ, Ха-даан, сыновья Хулагара ‑ Шоно, Урбагай, Шобхоо, Асалхан, Архинша и дочь Шатак, сын ее Валя.

Записано со слов 72-летнего Архинчи Асалханова из улуса Дундайл Ша­ралдаева булука Боханского аймака Иркутской области 9 сентября 1935 года.

 

Улус Тодобол II шаралдаева рода

 

Улус Тодобол относится к шаралдаеву роду. Он произо­шел от сына Бажи Шатхана. Он поселился сначала совмест-. но со своими братьями в Кяхте, а потом облюбовал себе хоро­шев местечко под горой священной ‑ Тодобол.

Шатхан имел двух сыновей: Эдеэра и Бубэя. Они образо­вали два эсэгэ (ураг) Тобольского улуса ‑ Буубэй ураг и Эдеэр ураг.

Родословная: Шатхан Буубэй, Бушхай, Билтаг, Сергей, де­ти Сергея ‑ Пинтуус, Шулуун, Михаил и Миша. Шатхан, Эдеэр, Амаржаан (шаман), Бидарайн, Ангай, Илья, Иннокентий, Раевка, дочь Поля.

Потомки Эдеэра не размножались, все имели по одному сыну, а чтобы увеличить свое потомство,- Илья Ангаев выделил своего сына Иннокентия с его матерью, а сам женился на од­ной красавице-девушке из Нашатинского улуса. Она родила ему пять сыновей и трех дочерей. Теперь Эдеэр ураг увеличил­ся п почти не уступает по числу душ урагу Бубэя.

Записано со слов 69-летнего Шулуна Сергеева II шаралдаевского рода из улуса Тодобол Иркутской области 30 июля 1937 года.

 

Улус Харагунский II шаралдаева рода

 

Улус Харагунский произошел от сына Бажи, Баинги. Он имел трех сыновей: Ману, Маншута, Зугахана. От них образо­вался Харагунский улус. Этот улус был богат. Жители его были трудолюбивы: ежегодно распахивали новые пашни, выруба­ли вековые лиственницы, расчищали тайгу, драли залог. Пашни, расположенные в тайге, давали хороший урожай ежегодно, недорода не было. Население быстро росло, настроили хорошие дома и амбары, скотные дворы глухие. Некто Елай имел восьмерых сыновей. Семеро братьев переселились и образовали, Елаевский выселок, в шутку названный Елаевым городом. Действительно, он походил на город. Дома в нем расположены по обеим сторонам улицы, число дворов к 1920 году было около 25. Дома были все хорошие, в четыре или пять окон на улицу, крытые тесом и высмоленные. Около них ‑ двухэтажные амба­ры, глухой крытый двор. Все новое и приятное на вид говорило что население трудится много и получает от природы за труд должное.

Родословная: Бажи, Нистагар, его сыновья ‑ Маншууд. Маалуу и Зугаахан. Сын Маншууда ‑ Энхэ Боохол, Махаалха; Нягал, Яртаабха и Шагтабай. Сын Яртаабхи ‑ Няалдай, Иг-лашка, Степан, Алеха, Алексей и дочь Нюра.

Записано со слов 56-летнего Тапхы Тархаевича Няголова II шаралдаевского рода из улуса Харагунский (ураг Маншууд) Боханского аймаки Ир­кутской области 27 августа 1936 года.

 

 

Улус Харагунский Улус Маануу II шаралдаева рода

 

Маануу имел шестерых сыновей: Бубтуусэя, Бажигу, Бажи, Хааная, hандагара и Зугаахана. Хаанай имел четверых сыно­вей ‑ Модтоона, Олзоя, Дуурэна, Зутана и дочь Унхэбэй. Дуурэн имел пятерых сыновей: Алтая Ангаатху, Алсая, Баахана и Адуухая. У Алсая было пятеро сыновей: Алсаан Баая, Баахан, Байма и Пахля. Баахан имел трех дочерей: Иржену, Лепку и Полю. У Адуухая было два сына ‑ Архинша и Айков. Ангаатха имел двух сыновей ‑ Ангаахая и Александра и дочь Шагай, Алтай имел одного сына Николая. Баая Алсаев имел трех сыно­вей: Еремея, Шантана и Василия. У Еремея одна дочь Дуня. Шантан умер молодым, неженатым.

 

 

Зугаахан ураг Харагунского улуса

 

Зугаахан имел пятерых сыновей: Баашаана, Бартаана, Баа-ная, Баанхи и Багая. Бартаан имел сына Паахуу. У Паахуу бы­ло пятеро дочерей: Мэхээтэ, Шаруу, Шагай, Шаргал и Шатуурай.

Записано со слов Осипа Омолгонова и Ангахая Дуринова II шаралдаев-ского рода из улуса Харагунский Боханского аймака Иркутской области 29 июля 1936 года.

 

I шаралдаев род

 

Первый шаралдаев род произошел от старшего сына Хабанши Шаралдаева ‑ Баламжи. У Баламжи был сын Бабгар, ко­торый имел пятерых сыновей: Антона, Яхуна, Хороохана, Хуригана, Баанхи. От потомков Антона произошли Хадартуйский и Хоргилокский улусы, Яхуна ‑ Хадайский улус, Хороохана ‑ Маньковский улус, Хуригана ‑ Хэлтэгэйский улус, Баанхи ‑ Халский и Шарагунский улусы, Бабгара ‑ Укырский улус. От Бабгара до настоящего времени идет одиннадцатое поколение.

Шаралдай в одно время жил в Забайкалье, в пределах ны­нешней Мухор-Шибири, на том месте, где образовалось после его выезда русское село Шаралдаевское. Небольшая часть шаралдаевского рода проживает совместно с харанутским родом по Иволге и Селенге.

Записано со слов 66-летнего Одора Андреева I шаралдаевского рода, не­грамотного, из улуса Маньковский Боханского аймака Иркутской области 3 марта 1936 года.

 

· * *

 

Среди шаралдаева рода проживают выходцы из племени эхирит. В шаралдаев род пришел некто Бэгэн Хамаев, который происходил из рода хамнагадаева. Это было приблизительно в начале XVIII века. Сейчас идет седьмое-восьмое поколение.

Потомки Бэгэна Хамаева имели шаманское происхождение (б-- утха). Из их среды вышли многие большие шаманы: на­пример, шаманы Мохосхан, сын его Майор, Пихун, его сын Ин­нокентий, сын Иннокентия ‑ Михаил, сын Алгана‑Прокопий. Мать шамана Пихуна Аланова Могсохон была из Кудинской долины, из харанутского рода, который славился своим шаман­ским утха ‑ «Ардайн ахануут». Шаман Пихун Аланов имел утха от ардайских аханутов и считался хорошим, знающим ша­маном. Жена Алана ‑ Могсохон была шаманкой и до сего вре­мени известна под именем Могсохон т--дэй.

Записано со слов 67-летнего Одора Андреева I шаралдаевского рода из улуса Маньковский в Улан-Удэ 3 мая 1937 года.

 

 

Хонзойский улус II шаралдаевского рода Боханского аймака

Родословная: Хонхо, Батуун Тубэ, Муухай, hанзэ, Готол-хан, Павел, Шахан, Абрам, Петр, Михаил.

Записано со слов 67-летнего Абрама Павлова в городе Улан-Удэ 20 но­ября 1966 года.

 

 

БУБАЕВСКИЙ РОД

Бубаев род (на реке Куде)

Бубай Саганов был внуком Тугалака. Жил он по реке Куде, около горы Ухэр Манхай и Удэгэ Бэлеэн. Сын Бубая ‑ Дархи поселился на озере Хулэн, оттуда переселился в долину Корсука. От Дархи произошли улусы Тэншут, Тотхон Сагановский, Корсук, Ишин.

Улус Олойский произошел от потомков Тоглогора, брата Бубая. По другому преданию, Тоглогор был сыном Баглая. Тоглогор был убит во время рыбной ловли сыновьями Аша-абагата. Они же убили и Осогора. Бубаевцы хотели отомстить им, но так как виновники переселились на другие земли и жи­ли далеко, то не стали трогать потомков других братьев Аша-абагата.

Сын Тоглогора ‑ Муу эмэ и сын Осогора воспитывались своими матерями: Олой, женой Тоглогора, и Отонхой, женой Осогора, под руководством своих дядей, которые, по обычаю бурят, опекали вдов и жили на правах мужей (hуулдаха). Но так как у них не было отцов с малолетства, то народ называл их по имени матерей: «Олойн хубуун» и «Отонхойн хубуун», поэтому за улусами их потомков сохранились названия Олоев и Отонхоев. Родовое же название осталось то же ‑ бубаев род.

Записано со слов 62-летнего Оншата Магзаева из улуса Олой Олоевско-го булука Эхирит-булагатского аймака Иркутской области 26 декабря 1937 года.

 

Загаша бухэ (батор бубаева рода)

 

Загаша бухэ жил в долине реки Куды и происходил из бу­баева рода. Он владел огромной, лошадиной силой, был метким стрелком из лука. В то же самое время в ичотуевском роде IV холтубаева рода бывшей Молькинской инородной управы чшл силач и стрелок Бихэй мэргэн. Прежде борцы и стрелки, наслушавшись друг о друге различных рассказов, разыскивали друг друга и состязались в борьбе и стрельбе.

Бихэй мэргэн слышал много рассказов о Загаши бухэ. Он считал себя непобедимым. Вокруг него не было человека, кото­рый бы мог состязаться с ним. Он захотел состязаться с За­гаша бухэ и поехал искать его.

Расспрашивая, Бихэй мэргэн доехал до Олоевского улуса, где гостил Загаша бухэ. Подъехав к юрте, он попросил мальчика вызвать Загаши бухэ. Мальчик вызвал. Бихэй спросил его: «Вы будете Загаши бухэ?»

Загаши был пьян. Он взял одной рукой сырое березовое де­рево, заготовленное для выделки оси к телеге, поднял и показал им по направлению дома.

Бихэй мэргзн, догадавшись, что перед ним стоит сам Загаши бухэ, испугался, не стал предлагать состязаться с ним и пое­хал опозоренный домой.

Дорогой он, по обычаю бурят, заехал к своему родственнику в шаралдаев род, который знал о его поездке в Куду для со­стязания с Загаши бухэ. Родственник спросил Бихэй мэргэна о результатах состязания. «Загаши бухэ не было дома. Он уе­хал в гости к родне ‑ к ольхонским бурятам», ‑ соврал Бихэй мэргэн.

Уезжая домой, Бихэй мэргэн, чтобы не было сомнения у родственника, сказал: «Если встретишься с Загаши бухэ, чо направь его ко мне домой, в Осу. Я хочу побороться с ним». Потом Бихэй уехал домой.

Через некоторое время Загаши бухэ был в шаралдаевом ро­де и заехал к своему знакомому буряту, к тому родственнику Бихэй мэргэна, который просил его направить Загаши бухэ к нему состязаться. Знакомые разговорились. Родственник Бихэй мэргэна, вспомнил просьбу и передал ее Загаши бухэ.

Загаши бухэ с удовольствием поехал к Бихэй мэргэну. Пос­ледний принял его как дорогого далекого гостя: заколол бара­на, приготовил арзу и стал хорошо угощать.

Друзья гуляли целую неделю, по бурятскому обычаю побы­вали во всех юртах улуса (тагшаар хэмнэжи ууба, таршагаар хэмнэжи зугаалаба). Они решили состязаться в борьбе в мест­ности Табаг боро узуур. Бихэй мэргэн известил об этом своего друга ‑ борца Шобола, живущего в Онхотоевском роде, в пади Улей.

В назначенный день три силача направились в Табаг боро узуур. Бихэй и Загаша стали бороться, а Шобол сидел в каче­стве судьи. Долго боролись они. Ломали друг друга в замках своих, тянули за шеи, пыхтели, уставали, отдыхали и опять бо­ролись. Загаша бухэ был сильнее Бихэй мэргэна. Он стал в конце концов одолевать Бихэй мэргэна. Загаша скручивал своего противника, как ременную веревку (аргамжа бутэ эбхэ-бэ, hyp бутэ hунааба). Тогда Шобол сделал петлю из верев­ки и бросил ее под ноги Загаши бухэ. Последний, наступая на Бихэй мэргэна, попал ногой в петлю. Тогда Шобол потянул веревку, и оба они свалили Загаши бухэ на землю, стали бить, сняли с него шубку и отпустили.

Загаши бухэ сказал: «Я думал, что вы искали меня, зави­дуя моей славе и силе. Оказывается, вы искали меня, позарив­шись на мою плохонькую шубку (hайн нэрэдэмни обтоо гэhэмни, hариhан дэгэлдэмни обтоhон байбат)». Бихэй мэргэн вер­нул ему шубку, и Загаша уехал домой.

После этого случая Бихэй мэргэн поехал к эхиритам со сва­дебным поездом (турэ). Там он боролся с двумя быстрыми братьями Шаргая (Шаргайн хоер шуумар) ‑ Шада и Бида. Бихэй мэргэн своим приемом «алгабша бариху» победил их обоих.

Шада и Бида Шагаевы пригласили Бихэй мэргэна домой к себе в гости. Он принял с удовольствием приглашение и по­ехал. Мать братьев была большой черной шаманкой. Сыновья по приезде домой попросили мать все приготовить к пиру к ут­ру, а сами с гостем легли спать, так как были пьяны. Мать-шаманка не спала всю ночь, готовила водку‑арза и хорзо, варила и стряпала разные кушанья.

Бихэй мэргэн встал утром, посмотрел на Шаду и Биду: они спали крепким сном. Мать пробовала разбудить их, но не смогла. Тогда Бихэй мэргэн вышел во двор, оседлал коня и поехал домой.

Мать-шаманка, увидев, что Бихэй мэргэн уехал домой, взя­ла палку и стала бить их. Когда же сыновья встали, то она стала укорять их за неуважение к гостю. Тогда сыновья взяли молочную водку и стали совершать возлияние своим пред­кам (утхадаа дууhаагаа). Потом они превратились в лебедей и полетели. На хребте между Осой и Кудой (hуhан дабаан) они догнали его и хотели съесть (эдихэ). Бихэй мэргэн, тоже имев­ший шаманский корень (утха от хозяина острова Ольхон Шу-буун ноён), превратился в орла и хотел съесть лебедей, то есть братьев Шаду и Биду.

Ничего не сделав Бихэй мэргэну, братья вернулись обратно домой и сказали матери-шаманке: «У Бихэй мэргэна есть утха от хозяина острова Ольхон Шубуун ноена. Наш утха от Хоредой бабая не может осилить его!»

Бихэй мэргэн жил очень долго. Когда он стал слишком стар и в тягость своим потомкам, тогда он созвал родственни­ков и устроил большой пир (найр). Было заколото много жи­вотных, заготовлено много тарасуну, арзы и хорзо. На пиру, по обычаю, внуки и правнуки кормили его салом (длинным ломтем), которое старик должен был проглотить. Он подавил­ся и умер. Родственники увезли его труп в лес и сожгли (нуу-лэ дээрэн арюулаа).

Записано со слов 69-летнего Василия Ивановича Шилухэева хурдутского рода из улуса Хурдутский Осинского аймака Иркутской области в 1936 году.

 

Олоевский (бубаев) род (на реке Куде)

 

Тоглогор был сыном Батлая. Его убили сыновья Ашаабагата: Алсубха и Арзутха. Потом, боясь мести, они убежали: Алсубха ‑ в Забайкалье, где он поселился в Убэр Худари, неда­леко от нынешнего города Кяхты, а Арзутха переселился в Ара-Ашаабагата, к речке Зиме. Потомки Арзутхи живут в улусах Бодрёо, Хара Шуги, Хашалак, Хайрак и Усть-Хайдак. После смерти Тоглогора сыновей его воспитывала мать их ‑ Олой, женщина умная и красивая. Многие ее сватали, но ока решила. не выходить замуж, так и осталась вдовой. Старшего сына Тоглогора звали My Эмэ (худая баба). От Олой, или ее мужа, сейчас идет 12-е поколение.

Родословная: Батлай, Тоглогор, Муу Эмэ, Хэнхэр, Загаши, Бадаахан, Хадаан, Сужа, Баанай, Мугда, Магза, Оншоот, Лева и Мадагай.

Записано со слов 62-летнего Оншота Магзаева из улуса Олой Олоевско-го булука Эхирит-Булагатского аймака Иркутской области 27 августа 1937 года.

 

Тоглогоров (бубаев) род, улус Олоевский

На теперешнем месте Олоевского улуса никого не было. My Эмэ прежде жил в местности Куяа, у гор Ухэр Манхай и Удэгэ Бэлеэн. Народу стало там много, пастбищ не хватало. Тогда с общего согласия потомки сыновей Тугалака решили рассе-t литься по разным местам. My Эмэ облюбовал себе берег озера Хулэн и поселился там. Теперь идет 13-е поколение от My Эмэ.

Записано со слов Андриана Хангаева из улуса Олой Эхирит-Булагатско­го аймака Иркутской области 4 июня 1937 года.

 

 

ХОГОЕВСКИЙ РОД

Обогон

Обогон родился от дочери Тоглока (Тугалака). Родители, узнав о положении дочери, стали допытываться, от кого она за­беременела. Дочь ответила: «Я пасла овец в степи. Там росла красивая травка с чудесными лепестками. Я была голодна и съела ее. С тех пор я забеременела».

Дочь Тоглока родила сына, назвали мальчика Обогоном (Ургын узуураа олдоhон Обогон ‑ «У цветов найденный Обо­гон»). Он был женат на девушке баргутке. Она родила ему трех сыновей: Хогоя, Онгоя и Онхотоя. Жили они в долине реки Куды (Худайн гол) и приносили жертву хозяевам гор Ухэр Манхай и Удэгэ Бэлеэн.

В долине Куды стало тесно, люди стали разъезжаться по разным местам. Обогон уехал с семьей и поселился в долине реки Осы, в местности Алтани хээр. Место было хорошее, паст­бище было богатое, в лесах зверей было много.

Вскоре умер отец, и Хогой стал управлять хозяйством. Братья зажили хорошо: скота у них было много, они ловили много зверей. Когда братья подросли, то Хогой женил их на хороших девушках. Потом он принес березку с тремя разными ветвями и велел ломать ее. Первым ломал Онгой, у него отломилась од­на ветка, вторым ломал Онхотой, у него тоже отломилась одна ветка. У Хогоя остался ствол с одной веткой. Он сказал: «На­шим предкам угодно, чтобы я остался на этом месте».

Онгой переехал и поселился в устье реки Осы, а оттуда часть его потомков переселилась в Унгинскую долину.

Хогой переселился со своими потомками в устье реки Кахи (Xahaa). Скоро иркутский Вознесенский монастырь организо­вал слободу, на месте теперешнего села Осы. В слободе посе­лили разный сброд ‑ воров и любителей легкой наживы (гу­лящие и охочие люди), которые стали грабить и насиловать беззащитных бурят. Хогоевцы были выведены из терпения гра­бежами и насилиями этих людей. Они убили несколько чело­век. Смотритель монастыря пожаловался игумену, тот послал отчаянных головорезов, чтобы отомстили хогоевцам за убийство охочих и гулящих людей монастыря. Убийцы были вынуждены переселиться в отдаленное от кочевий место. И они перекочева­ли в Мольку и поселились на том месте, где теперь стоит улус Халюта. А оттуда хогоевцы расселились кто куда.

Записано со слов Ефрема Биляновича Гергесова из улуса Хоготский бывшей Молькинской инородной управы Балаганского уезда Иркутской гу­бернии в 1912 году.

 

Обогон

 

Тоглок имел семерых сыновей и одну дочь Долойхан. Она пасла девять красных телят своего отца. Однажды пасла она своих телят в степи. Была весна. Она увидела на нерастаявшем бугре снега (хонгорок) цветок подснежника (ургуй), взяла его и съела. Она сделалась беременной от этого и родила сына. Отец и братья стали допрашивать ее, от кого она забеременела. Она сказала, что в степи съела подснежник и с тех пор почув­ствовала себя тяжелой.

Братья раскопали то место, где рос подснежник. Там они нашли кость человека. Увидев кость человека, родители и братья Долойхан сказали, что суженый человек (хубита хуу-ниин) умер, превратился в подснежник, поэтому она забереме­нела.

Записано со слов Антона Адушеева, шамана, из Кахинского булука Бо-ханского аймака Иркутской области в июне 1947 года.

 

Хогой

 

Хогой был сыном Обогона. У Обогона не было отца. Родился он от девушки, дочери Тоглока. У Хогоя были братья Онгой и Онхотой. Хогой был старшим. Отец их умер тогда, когда они были малы. Онгой и Онхотой воспитывались старшим братом, и потому они слушались его, как родного отца.

Перед разделом с братьями Хогой принес березку с тремя развилинами, позвал братьев и предложил взяться каждому за развилину. Развилины Онгоя и Онхотоя отломились, а развили­на со стволом осталась Хогою.

Жили они в долине реки Осы, в устье реки Кахи. Вокруг никого не было. Хогой остался на месте, Онгой уехал в устье реки Осы, затем часть онгоевцев переправилась через Ангару и поселилась в долине Унги. Онхотой занял долину реки Улея. Хогой поселился в устье реки Кахи, впадающей в Осу. Потомки его потом расселились по Куде и Мольке.

Записано со слов Михаила Шулунова в Улан-Удэ 12 августа 1955 года.

 

Обогон

Обогон рожден был незамужней девушкой. Она увлеклась одним воином, который прибыл из Монголии с отрядом. Родите­ли, узнав про беременность своей дочери, стали допытываться, от кого она забеременела. Она не выдала своего возлюбленного.

Один раз, когда она пасла овец своих родителей, наступило Бремя родов. Она родила мальчика, завернула его в свое летнее кожаное пальто (терлик) и оставила в степи среди благоухаю­щих трав, а сама ушла к своему возлюбленному в Монголию. Там она разыскала своего возлюбленного, они поженились и стали жить хорошо. Муж ее служил в войсках Энхэ Амаглан хана, она стала искусной ткачихой шелка.

Буряты говорят, что она ткет шелк и страшно скучает и пла­чет о своей родине. Если буряты увидят белые пятна на шелке, то говорят, что они появились от слез девушки, скучающей о родине.

Мальчика нашли и воспитали, дали ему имя Обогон (Ургын узуурhаа олдоhон Обогон). Он вырос и стал хорошим охотни­ком, добывал много дичи и кормил свою семью.

Предки Обогона жили по реке Куде, в местности Бухэ нуга и будутэ уш--hэн у гор Ухэр Манхай и Удэгэ Бэлеэн.

Бухэ нуга ‑ красивая долина реки Куды, Будуун уш—hэн ‑ толстые большие ивняки, растущие по берегам реки Куды, Удэ­гэ Бэлеэн ‑ небольшая гора, Ухэр Манхай ‑ тоже небольшая скалистая горка.

Хогой жил со своими сородичами по реке Куде, а потом переехал из долины реки Куды в устье речки Кахи (Xahaa), то есть на то место, где сейчас расположено русское село Лузгиново. В устье речки Кахи жили буряты хогоева рода. На месте теперешнего села Осы находилась слобода иркутского Вознесенского монастыря. В слободе жили всякие воры и разбойни­ки. Они грабили и убивали бурят. Тогда сын Хордона ‑ Мухэшэ взял и переселился на теперешнее место и образовал улусы Шилха и Шабарта. Братья Мухэшэ поселились в устье реки Кахи, а потом русские вытеснили их из долины реки Осы и об­разовали села Лузгино, Сергеево, Янгуты и Ключи. Буряты же частично переселились в долину реки Кахи и образовали улусы Усть-Каха (Xahaa узуур), Сункуевский, Мольтинский, частично переселились в Мольку и там образовали несколько улусов, частично перекочевали на северный берег Байкала и образовали улусы Харасата и Долон Мухта. Абирал поселил­ся в Кударе и зажил хорошо: ловил рыбу в Байкале и Селенге и охотился на зверей. Ловить рыбу и охотиться он научился еще мальчиком, живя на старой родине. У него было два сына, звали их Бальжа и Бараан.

Записано со слов Николая Уладаева 27 февраля 1945 года.

 

Борой

 

Обогон со своими сыновьями жил в местности Бухэ нуга, булаг уш--hэн, около улуса Борой. Он часто устраивал тайлган своему покровителю Заян саган тэнгэри. На месте теперешнего улуса Булусы Хогой потерял своего родного сына Бороя. Он был сильно пьян, не мог его найти. Так и уехал домой один. На дру­гой день Борой сидел на месте тайлгана и играл камнями, при­носил кобылки в жертву Заян саган тэнгэри. Его подобрал некто Агжан. Он усыновил Бороя, вырастил, женил и поселил его у ре­ки Мурина. Хогой так и не приехал за сыном. От потомков Бороя образовался улус Борой, который проживает с прочими бурята­ми по реке Мурину. К бороевцам местные буряты относятся пре­зрительно и говорят: «Пришедший в долину Куды, ушедший из долины Осы»‑ Худайн голи оруули, Оhойн голи зайбури. Потом­ков Бороя теперь больше 50 дворов, живут они в улусах Базай, Хандат, Алужин.

Записано со слов 47-летнего Алексея Нюгаева IV ашаабагатского рода из улуса Боройский Эхирит-Булагатского аймака Иркутской области 25 мая 1937 года

 

ХОГОЕВ РОД

 

Буряты хогоева рода живут в своей массе в долине реки Ка­хи, притоку реки Осы, с правой стороны, и в Мольке, в долине реки Ангары, ниже города Балаганска, на правом берегу. Когда-то они жили в долине реки Анги. Хогой и его братья Онхотой и Онгой прежде жили на реке Куде (Будуун уш--пэн. Бухэ нуга), а потом они разбрелись по разным местам. Один сын Хогоя жи­вет в Боройском улусе абаганатского рода. Другой сын Хогоя ‑ Ургэдэй из долины Унги переселился в долину реки Лены, в Балтайский улус. Про него говорят, что он, живя в долине реки Унги, испугался дальности дров и жирного мяса (Унгын тулээн уридэмни хурэбэ, уухэтэй мяханиин зурхэндэм хурэбэ), пере­ехал на реку Лену и поселился в Балтае среди чужеродцев‑никылеевцев.

Записано со слов Ильи Халтанова хогоевского рода из улуса Собачкина в 1947 году.

 

О хогоевом роде

(эрхидеев, холтубаев и бараев роды племени булагат)

По словам Хазагара Баданова, Хогой Обогонов жил в долине реки Куды. Там население увеличилось, а потому решено было разъехаться. Хогой жил сначала на берегу реки Ангары, ниже Иркутска, в местности, где теперь село Суховское (Суухайн Таляан). Там жилось ему плохо: нападали соседние буряты ‑шошолокцы. Пользуясь тем, что хогоевцы не имели шаманского про­исхождения, они отбирали у них скот и имущество. Хогоевцы переехали оттуда в долину реки Иды. Здесь жили готольцы, то­же пришедшие из бассейна Куды Они стали нападать на хогоевцев, угонять их скот и табуны. Один раз на хогоевцев напали цэгэнуты, пришедшие с Лены. Хогоевцы испугались многочислен­ных и сильных цэгэнутов, переехали в долину реки Осы, посели­лись в устье речки Кахи. Здесь на них стали нападать русские, жившие в Осинской монастырской слободе. Тогда они переехали в устье Обусы и поселились там.

Хогой, Онхотой и Онгой ездили на место нахождения своего материнского последа в долину реки Куды, расположенную меж­ду горами Ухэр Манхай и Удэгэ Бэлеэн, которая еще называется Бухэ ехэ нуга, будуун ехэ уш--hэн, и устраивали там большой тайлган своим предкам ‑ Буха ноен бабаю и Будан хатан ибии. На них стали нападать местные кудинские буряты, боясь того, что приезжие сородичи отнимут их счастье, даруемое им предка­ми. Один раз напали кудинцы на хогоевцев, отняли у них жерт­венное мясо (даланга), священное для бурят шаманистов, и из­били их, приговаривая: «Не ездите сюда больше, не заманивайте наше счастье». Хогой с трудом отбился от них и уехал. В эту су­матоху он потерял младшего сына Бороя. Кудинцы его подобра­ли, усыновили, вырастили, потом женили и отвели ему место для жилья в долине реки Мурина. От потомков Бороя образовался Боройский улус, который из-за своей малочисленности входил в ашаабагатский род и подчинялся Абаганатской инородной управе бывшего Иркутского уезда Иркутской губернии. Еще раньше входил в ведомство Кудинской степной думы.

Записано со слов шамана Антона Адушеева из улуса Нижняя Каха 29 июня 1947 года.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1038; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.154.103 (0.062 с.)