Рисковые элементы процесса использования основных средств в СВДИ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рисковые элементы процесса использования основных средств в СВДИ



 

Модернизация основных средств в сфере железнодорожного транспорта играет исключительную роль в создании условий для перехода на инновационный путь развития и устойчивого роста национальной экономики в целом. От состояния и качества основных средств зависят не только перспективы дальнейшего социально-экономического развития, но также возможности государства эффективно выполнять такие важнейшие функции, как защита национального суверенитета и безопасности страны, обеспечение потребности граждан в перевозках, создание условий для выравнивания социально-экономического развития регионов.

Кроме того, процессы глобализации, изменения традиционных мировых хозяйственных связей ставят перед Россией задачу рационального использования потенциала своего уникального экономико-географического положения. Эффективная реализация транзитного потенциала страны позволит не только получить экономический эффект от участия в международных перевозках, но и создаст новые инструменты влияния России на мировые экономические процессы (формирование новых зон экономического притяжения, установление долгосрочных экономических связей).

Основные средства являются неотъемлемым компонентом производственного процесса. Их использование в процессе производственной деятельности связано с различными рисками, то есть с вероятностью наступления событий, имеющих нежелательный или даже негативный характер. Это прежде всего связано с тем что основные средств являются частью производственного потенциала любого хозяйственного субъекта и в полной мере влияют на его ход.

Во второй главе ВКР мы исследовали финансовое состояние предприятия, динамику и структуру его ОС. Выявлены положительные и отрицательные стороны деятельности предприятия.

Перейдем к описанию рисковых элементов процесса использования основных средств, потенциально связанных с деятельностью СВДИ, и влияющих на состояние и использование основных средств.

Во-первых, это экономические факторы, связанные с отраслевой принадлежностью хозяйствующего субъекта сферы железнодорожного транспорта. Основной деятельностью Свердловской дирекции инфраструктуры является предоставление в пользование железнодорожной инфраструктуры общего пользования; мониторинг и диагностика технического состояния ее объектов; текущее содержание объектов инфраструктуры; и другие виды деятельности.

 Следовательно, к отраслевым факторам, способным отрицательно повлиять на деятельность СВДИ, относятся снижение уровня потребности населения и предприятий в железнодорожных перевозках и ухудшение положения в железнодорожной и машиностроительной отраслях.

Дальнейшее развитие ситуации в железнодорожной отрасли РФ будет зависеть не только от тенденций в конкурентных отраслях международной промышленности, но и от общих темпов развития экономики страны.

Основным фактором риска, оказывающим значительное влияние на результаты деятельности предприятия, являются цена комплектующих изделий и уровень потребления в целом. Кроме того, для минимизации отрицательных факторов, связанных с новой ценовой конъюнктурой, а также изменением курса рубля по отношению к основным мировым валютам, активно реализуется программа импортозамещения, направленная на поиск и внедрение отечественных аналогов комплектующих и компонентов, необходимых для осуществления основной деятельности.

Так, в системе экономических факторов основным направлением в создании и производстве комплектующих изделий нового тягового подвижного состава является разработка программ полного импортозамещения технологически сложных, наукоемких комплектующих импортного производства. Задачи железнодорожного транспорта в данном направлении сформулированы в соответствующем документе – программе импортозамещения закупаемой для нужд железнодорожных компаний продукции, утвержденной еще 30 марта 2015 г.

В рамках подготовки программы сформированы перечни наиболее приоритетной импортосодержащей продукции. По предварительным оценкам, при реализации программы суммарное снижение закупок импортной продукции по отношению к 2021 году на уровне не менее 6,2 млрд руб., или 5,4% от общего объема закупок материально-технических ресурсов, оборудования, транспортных средств и подвижного состава за период 2018-2020 годов.

В целях обеспечения снижения уровня импортозависимости предусматривается, что договоры на поставку сложных технических систем будут регламентировать минимальное значение уровня локализации изделий или максимальный уровень содержания импортных комплектующих. Кроме того, вопрос целесообразности локализации напрямую связан с оценкой экономической эффективности планируемых мероприятий по освоению производства продукции. В свою очередь, экономический эффект от освоения производства зависит объем потребления. В этой связи локализация производства, например, современной элементной базы для электронных комплектующих, может быть целесообразна при условии консолидации потребностей в данной продукции всех отраслей отечественной промышленности. Иными словами, объемы закупок железнодорожного транспорта электронных комплектующих явно недостаточны для реализации широкомасштабной программы локализации их производства.

Во-вторых, это региональные факторы.

СВДИ действует на территории Свердловской области, которая является одним из наиболее развитых промышленных регионов страны, является основным поставщиком налогов в федеральный бюджет.

Данные риски, связанные с географическим местоположением, связанные с опасностью стихийных бедствий(наводнение, цунами и др), прекращение транспортного сообщения по каким-либо причинам, оцениваются как минимальные.

В-третьих, это политические и социальные факторы.

Предприятие не может в полной мере влиять на данные факторы, а сами факторы не могут в значительной мере повлиять на предприятие железнодорожной сферы. СВДИ обладает достаточной степенью стабильности, и данные факторы значительного влияния не оказывают.

В-четвертых, это финансовые факторы.

В 2020-2021 гг. экономика РФ продемонстрировала ряд негативных тенденций, вызванных объективными факторами. Снижается объем ВВП, увеличивается инфляция. После многолетнего снижения ключевой ставки, в марте 2021 г. Центральный Банк повысил ключевую ставку до уровня 4,5 %. С точки зрения традиционных экономических учений, это является негативным фактором, так как затрудняется доступ предприятий к долгосрочным и краткосрочным кредитам.

Подводя итоги, можно сказать, что хозяйствующим субъектам сферы железнодорожного транспорта сегодня нужно, с одной стороны, поддерживать на определенном уровне объем и качество перевозок, а с другой – обеспечить достаточный для будущего спроса прирост.

 

 

3.2 Экономический эффект мероприятий по оптимизации
использования основных средств в СВДИ

 

По результатам проведенного анализа выявлены недостатки в финансовых ресурсах для воспроизводства основных фондов.

Для реализации цели ВКР разработаны следующие мероприятия:

- расчет доли пассивной части основных фондов;

- разработка метода амортизационных отчислений;

- расчет экономической эффективности мероприятий совершенствования системы амортизации

Важным фактором ускорения технического прогресса является обновление парка машин, механизмов, оборудования. Однако, технический прогресс уменьшает целесообразный срок службы основных фондов, так как постоянно создаются новые, более совершенные машины и механизмы, которые постепенно вытесняют старые, находящиеся в эксплуатации. Чем выше темпы научно-технического прогресса, тем быстрее оборачиваемость фондов. В свою очередь, высокие темпы оборачиваемости фондов сокращают эксплуатационный период находящейся в производстве техники и длительность ее действия. Дальнейшая эксплуатация устаревшей техники становится убыточной.

Технический прогресс оказывает влияние на моральный износ техники. Экономическая сущность морального износа в результате конструктивных особенностей заключается в том, что с развитием техники новые машины того же назначения обладают повышенной потребительной стоимостью, то есть более высокими технико-эксплуатационными характеристиками. Стоимость новой техники, как более высокопроизводительной, при производстве требующей более высокой квалификации труда, новых материалов - выше действующей их стоимости.

Стоимость основных фондов в процессе производственной деятельности организации постепенно переносится на единицу производимой продукции или услуги, происходит уменьшение стоимости основных фондов соответственно износу. При оценке износа основных фондов учитывается не только физический износ, но и их моральное устаревание. В результате, стоимость основных фондов приобретает двоякое значение: одна ее часть продолжает существовать в потребленной форме основных фондов, а другая – обращается как часть стоимости создаваемой продукции или услуги, превращаясь, по мере реализации товара, из товарной формы в денежную.

Технический прогресс создает новые возможности для увеличения объема производства за счет амортизационного фонда, поскольку та же денежная сумма воплощается в более совершенные средства производства. На предприятиях существует два источника средств для обновления основных фондов. Первый источник – это финансовые ресурсы предприятия; второй источник – это кредитование и лизинг, т.е. заемные средства.

Основным источником должен быть первый источник - финансовые ресурсы предприятия, составляющими которых являются: собственная прибыль и амортизационный фонд. Данных источников в практической деятельности предприятий недостаточно.

Привлечение собственной прибыли для инвестирования основных фондов на транспорте, особенно пассажирском, практически невозможно, поскольку по своей природе пассажирские перевозки являются плановоубыточными, а во-вторых, в структуре тарифа на сегодняшний день инвестиционная составляющая не заложена. Следовательно, большинству предприятий не хватает собственных ресурсов для обновления основных фондов. Амортизационный фонд в настоящее время не может служить источником финансовых ресурсов. Отсюда очевидна необходимость обоснованно определять размер амортизационных средств, предназначенных для простого воспроизводства.

Оптимизация процесса воспроизводства основных фондов и обеспеченность финансовыми ресурсами, планируемых темпов замены физически и морально устаревших основных фондов во многом зависит от уровня применяемых норм амортизации. Для обеспечения стабильности работы организации износ ее основных фондов в стоимостном выражении, включаемый в расходы на производство и реализацию продукции или услуг, должен компенсироваться частью выручки от реализации. Таким образом, можно считать, что эффективность всего механизма накопления средств для замены изношенных основных фондов в определенной мере связана с подходами к ценообразованию организации: в виде амортизационных отчислений обеспечивается формирование финансовых ресурсов для последующего полного восстановления основных фондов.

Однако в современных условиях этого не происходит. Целью данного параграфа стало определение экономически обоснованной доли амортизационных отчислений в структуре себестоимости при формировании тарифа.

Реализуя свою основную функцию, амортизация занимает малый удельный вес в себестоимости продукции и поэтому не является действенным стимулирующим фактором. В настоящее время назрела необходимость уточнения норм амортизации с более полным учетом влияния на технику физического и морального износа. Это позволит использовать амортизацию в качестве экономического рычага, обеспечивающего полное возмещение стоимости основных фондов, и глубже анализировать финансово- хозяйственную деятельность предприятий. Постоянное техническое обновление фондов предполагает накопление необходимых для этого средств на основе научно обоснованных норм амортизационных отчислений. Эти нормы должны рассчитываться исходя из объективной оценки средств труда и экономически выгодных сроков длительности действия техники.

Первая оценка должна характеризовать бухгалтерскую амортизацию, которая отражает фактические затраты формирования амортизационного фонда предприятия в порядке, принятом в ПБУ и обязательном для применения методик расчета амортизационных отчислений.

Вторая оценка – это регулируемая ст. 259 НК РФ налоговая амортизация, которая применяется в целях формирования и определения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль предприятия.

И третья оценка – экономическая амортизация которая, как экономический рычаг формирования цены продукта, должна определяться по установленным нормативам, но с учетом цены техники на момент формирования цены товара или услуги.

В виду того, что научно-технический прогресс непрерывен и постоянен, год от года разрабатываются и изготавливаются новые средства производства: станки, машины, оборудования. Следовательно, в цену обновленного оборудования закладываются более высокие, в сравнении с предшественниками, затраты на материалы, труд работников, рекламу и др.

Таким образом, цена основного форда, актуального на дату приобретения, заметно выше цены списанного средства производства. Следовательно, для нормального и своевременного воспроизводства основных фондов при формировании норматива затрат на амортизацию, с целью стабилизации составляющих тарифа, предлагается принимать базу для перечисления нормы амортизации как стоимость основных фондов по прайс-листам заводов- изготовителей. Примером является изменение в стоимости основных средств, приобретенных три года назад: цена Для того, чтобы рассчитать сумму накопленной амортизации за весь период, начальная стоимость основных фондов корректируется по годам, с учетом коэффициента инфляции (К инф).

Коэффициент инфляции предоставляется органами государственной статистики, в текущем году составляет 0,40. Расчет накопленной амортизации за период использования основного средства с учетом инфляции представлен в таблице 3.5 Для формирования норматива затрат на амортизацию по формуле (1) с целью стабилизации составляющих тарифа, в исследовании предлагается принимать базу для перечисления нормы амортизации как стоимость основных фондов по прайс- листам заводов- изготовителей.

Данную норму корректировать долей пассивной части основных фондов.

 

                          Нам нов = Нам баз ∙ Кинфл,                                  (3.1)

 

где Нам баз – нормы амортизации, руб.;

Нам нов – нормы амортизации оборудования, руб.;

Кинф – коэффициент инфляции.

Таким образом, предлагаемая система формирования норматива элемента амортизации позволит более объективно подойти к формированию инвестиций и снижению трудоемкости расчетов по формированию суммы амортизационных отчислений на единицу продукции. Также предложенная система амортизации позволит наладить полноценное воспроизводство основных средств, сократить количество морально и физически устаревших объектов основных средств.

Рассмотрим, как повлияли принятые мероприятия на показатели фондоотдачи и рентабельности основных фондов.

Расчет произведем в таблице 3.1. Ниже покажем соответствующие расчеты.

 

Таблица 3.1 – Показатели фондоотдачи после внедрения мероприятий
                          по повышению эффективности использования основных
                         фондов

Наименование показателей

Годы

отклонение

2021

Прогноз

Фондоотдача, руб./ руб.

0,281

0,30

0,019

Фондоотдача активной части, руб./руб.

0,85

0,91

0,06

Коэффициент эффективности использования основных средств (рентабельность)

0,013

0,037

0,024

Коэффициент эффективности использования активной части основных средств

0,040

0,114

0,074

 

Расчет:

фондоотдача:

фондоотдача активной части:

1) Рентабельность основных средств:

2)  Рентабельность основных средств активной части:

При внедрении мероприятий по улучшению использования основных фондов получен рост прибыли или экономическую эффективность в размере 1410,2 тыс. руб., тем самым увеличив фондоотдачу и рентабельность основных фондов.

Таким образом, расчеты показали, что эффективность использования основных средств повысилась, то есть прибыль, приходящаяся на каждый рубль стоимости основных средств увеличилась на 0,019 рубля, что говорит о том, что цель работы достигнута, задачи выполнены.

Вывод по третьей главе

В третьей главе учтено, что основные средства являются неотъемлемым компонентом производственного процесса. Их использование в процессе производственной деятельности связано с различными рисками, то есть с вероятностью наступления событий, имеющих нежелательный или даже негативный характер. Это прежде всего связано с тем что основные средств являются частью производственного потенциала любого хозяйственного субъекта и в полной мере влияют на его ход.

По результатам проведенного анализа выявлены недостатки в финансовых ресурсах для воспроизводства основных фондов.

Для реализации цели выпускной квалификационной работы разработаны следующие мероприятия:

- расчет доли пассивной части основных фондов;

- разработка метода амортизационных отчислений;

- расчет экономической эффективности мероприятий совершенствования системы амортизации

В настоящее время назрела необходимость уточнения норм амортизации с более полным учетом влияния на технику физического и морального износа. Это позволит использовать амортизацию в качестве экономического рычага, обеспечивающего полное возмещение стоимости основных фондов, и глубже анализировать финансово- хозяйственную деятельность предприятий. Постоянное техническое обновление фондов предполагает накопление необходимых для этого средств на основе научно обоснованных норм амортизационных отчислений. Эти нормы должны рассчитываться исходя из объективной оценки средств труда и экономически выгодных сроков длительности действия техники.

Предлагаемая система формирования норматива элемента амортизации позволит более объективно подойти к формированию инвестиций и снижению трудоемкости расчетов по формированию суммы амортизационных отчислений на единицу продукции. Также предложенная система амортизации позволит наладить полноценное воспроизводство основных средств, сократить количество морально и физически устаревших объектов основных средств.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.88.249 (0.065 с.)