Безопасность жизнедеятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Безопасность жизнедеятельности



4.1 Динамика затрат на обеспечение условий и охраны труда
в ОАО «РЖД»

 

Н. А. Самарская и С. М. Ильин аргументированно показывают, что железнодорожный транспорт, не смотря на высокую конкуренцию с воздушным и автомобильным транспортом, остается ведущим средством для наземного передвижения пассажиров. В то же время «интенсификация перевозочного процесса, повышение его эффективности, последовательная реализация программ научно-технического прогресса» должны идти «при безусловном обеспечении безопасности движения, безопасных и здоровых условий труда работников» [41, с. 1330].

Вызывает интерес и позиция Е.А. Сеславиной и Е.С. Евдокимовой, которые считают, что в условиях, когда разработана долгосрочная программа развития ОАО «РЖД» на период 2025-30 гг., направленная среди прочих мероприятий на повышение безопасности движения, должна опираться на риск-ориентированный подход и эффективное управление рисками.

В таблице 4.1 представлены основные направления реализации научного потенциала, имеющегося в отрасли.

 

Таблица 4.1 - Направления реализации научного потенциала в отрасли [24]

№№ п/п Приоритетные направления Концентрация научного потенциала,%
1 Технические средства нового поколения 33
2 Развитие телекоммуникаций и информатизации 21
3 Ресурсосберегающие технологии 17
4 Повышение безопасности движения 7
5 Усовершенствование технологии перевозочного процесса 6
6 Обеспечение повышенной эффективности финансово-экономической деятельности транспорта 4
7 Повышение доходов 3
8 Решение экологических проблем 2
9 Улучшение условий труда и безопасности 2
10 Прочие 5

В целом, как видим из таблицы 4.1, только прямые разработки по обеспечению безопасности перевозок, решению экологических проблем и улучшение условий труда занимают 11 % во всех инновационных разработках.

Направления повышения безопасности движения поездов представлены на рисунке 4.1.

«В 2019 г. количество событий, допущенных на инфраструктуре железнодорожного транспорта ОАО «РЖД», снизилось к уровню 2018 г. на 8 % (до 2 877 событий, против 3 120 в 2018 г.), в том числе по вине ОАО «РЖД» – на
12 % (до 1 191 события, против 1 348 годом ранее). Снизить аварийность удалось благодаря риск-ориентированному подходу к контрольным мероприятиям с учетом ранжирования участников транспортного рынка по группам эксплуатационного риска, а также благодаря реализации дорожной карты по обеспечению функциональной безопасности движения в ОАО» (11) [24].

Только в 2019 г. ОАО «РЖД» внедрило современные системы обеспечения безопасности:

- «в вагонном хозяйстве устанавливаются инновационные системы «Техновизор», осуществляющие комплекс измерений на ходу поезда;

- 13 станций железной дороги оборудованы инновационными автоматизированными системами коммерческого осмотра поездов и вагонов с лазерными сканерами, дающими сведения о профиле вагона/груза и выявляющими динамику нарушения габарита погрузки, подвижного состава, а также факты смещения груза;

- для минимизации рисков транспортных происшествий, связанных со столкновением железнодорожного подвижного состава с иными транспортными средствами на железнодорожных переездах, в 2019 г. начато проектирование 20 инновационных комплексов повышения безопасности движения на переезде» [24].

 

Направления / объекты внедрения мероприятий для повышения безопасности в ОАО «РЖД»
Направления / объекты внедрения мероприятий для повышения безопасности в ОАО «РЖД»  

 

 


Устройства безопасности
Средства диагностики подвижного состава, пути, контактной сети для ускорения выявления неисправностей
Системы предупреждения и корректировки ошибок работников
Тренажеры по профессиональному обучению и переподготовке
Психодиагностические комплексы для профессионального отбора работников, связанных с движением поездов
Развитие средств железнодорожной автоматики для обновления технически устаревших, отвечающих за безопасность движения
Создание высокоэффективных информационных систем и ресурсосберегающих технологий

Рисунок 4.1 - Направления/объекты внедрения мероприятий
для повышения безопасности движения поездов [31]

 

     На выполнение программы по повышению безопасности в 2019 г. было выделено 3,649 млрд. руб., а показатель безопасности составил 0,86.

 

Рисунок 4.2 - Количество нарушений безопасности на инфраструктуре
ОАО «РЖД» [24]

    По данным Министерства транспорта РФ «отмечена отрицательная динамика (к уровню 2019 г.) рисков возникновения транспортных происшествий и иных событий, связанных с:

- несоблюдением правил ремонта железнодорожного подвижного состава (рост +155 %),

- несоблюдением технологии производства маневровой работы (рост +10 %),

- изломами рельсов (рост +14750 %),

- несоблюдением технологии производства поездной работы (рост
+78 %),

- нарушениями правил содержания устройств СЦБ (рост +3958 %)» [24].

В то же время имелись улучшения «в текущем содержании пути, уменьшилось количество случаев изломов деталей тележек грузовых вагонов, количество нарушений правил размещения и крепления грузов. В целом количество транспортных происшествий за год составило - 23. Из них крушений - 20 (9 - на путях общего и 11 - необщего пользования), аварий - 3 (1 - на путях общего и 2  необщего пользования). Повреждено 223 единицы подвижного состава, из них 160 - не подлежат ремонту и дальнейшей эксплуатации, 63 единицы были/будут восставлены. Основными причинами является несоблюдении технологии производства маневровой работы на путях общего пользования, а на путях необщего пользования - несоблюдение правил текущего содержания верхнего строения пути» [24].

В Свердловской области и регионе по данным Уральского Управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – Госжелдорнадзор – Урал) в 2020 г. допущено 1 крушение (для сравнения – в 2019 г. было 5 транспортных происшествий, 3 крушения и 2 аварии). «Допущено 7 случаев сходов железнодорожного подвижного состава при поездной работе (6 случаев из-за некачественного ремонта подвижного состава и 1 случай по ст. Грязновская из-за нарушений «движенцев» ДС, ДНЦ, ДСП (рост случаев по сравнению с 2019 г. составил 17 %). Основными причинами были просчеты из-за не качественного ремонта железнодорожного подвижного состава в вагонных ремонтных депо или на вагоноремонтных предприятиях. Допущено 237 случаев сходов железнодорожного подвижного состава при маневровой работе (количество сходов при маневровой работе по сравнению с 2019 г. снизилось на 29 %)» [33]

Данные об экономическом ущербе остаются вне пределов поля зрения автора ВКР и оказываются в числе документов ДСП.

4.1.1 Нормативно-правовой регламент обеспечения охраны труда в ОАО «РЖД»

Нормативно-правовой регламент (далее – НПА) обеспечения охраны труда в ОАО «РЖД» очень широк. Укажем только некоторые актуальные документы, касающиеся в целом контроля за обеспечением в том числе и безопасности труда.

С 1 июля 2021 г. вступает в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». На основании этого НПА усилено внимание к мониторингу текущего состояния безопасности на предприятиях ЖД при сокращении количества проверок.

С 1 января 2021 г. вступили в силу Правила противопожарного режима в РФ, постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 № 1479. Эти Правила обновляют требования к пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.

Также с 1 января 2021 г. вступило в силу Положение о лицензировании отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 № 2417, которое устанавливает порядок лицензирования деятельности по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров, лицензировании деятельности по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов и лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.

Следует учесть, что по данным Росжелдорнадзора-Урал в 2020 г. было возбуждено производство по 624 делам об административных правонарушениях (из них 300 дел в отношении работников ОАО «РЖД»). Все они связан ы обеспечением безопасности и перевозок, и труда на предприятиях ОАО «РЖД».

К административной ответственности привлечено 536 лиц на общую сумму 1 751 800 руб. Основная статья, с которой связаны нарушения, - это ч.6 си.11.1 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) (рисунок 12).

Как видно из анализа правоприменительной практики Росжелдорнадзора-Урал, основной статьей по привлечению к административной ответственности за нарушения на железнодорожном транспорте является часть 6 статьи 11.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП), которая составляет практически 80% от всех статей КоАП РФ, по которым принимаются меры административного реагирования. Следует напомнить, что ст.11.1 КоАП описывает действия, угрожающие безопасности движения поездов. Все нарушения, отраженные в этой статье, касаются и обеспечения безопасности как работников ОАО «РЖД», так и пассажиров.

 

Рисунок 4.3 - Привлечение к административной ответственности за нарушения правил обеспечения безопасности работ в ОАО «РЖД» [33]

Перечислим некоторые НПА, имеющие непосредственное отношение к обеспечению условий охраны труда:

- Об обязательных требованиях в Российской Федерации: федер. зак. № 247-ФЗ от 31.07.2020 (последняя редакция),

- О специальной оценке условий труда: федер. закон № 426-ФЗ от 28.12.2013 (последняя редакция).,

- О порядке утверждения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий»; Р 2.2.2006-05 Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда: Постановление Правительства РФ № 787 от 31.10.2002 (ред. от 20.12.2003),

- Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению (Зарегистрировано в Минюсте России 21.03.2014 № 31689): Приказ Минтруда России № 33н от 24.01.2014 (ред. от 27.04.2020),

- Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" (Зарегистрировано в Минюсте России 21.10.2011 № 22111): Приказ Минздравсоцразвития России № 302н от 12.04.2011 (ред. от 18.05.2020),

- Об утверждении санитарных правил СП 2.1.3678–20 «Санитарно–эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг»: пост. Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 г. № 44 (SP2.1.3678–20_uslugi.pdf).

На изменения в САНПИНах на сегодняшний день будет обращено внимание далее.

В том числе и на изменение требований к обеспечению безопасности работников, занятых с использованием и обслуживанием информационно-вычислительной техники.

4.1.2 Влияние оптимизации процесса обеспечения условий охраны труда и техники безопасности на финансовую устойчивость ОАО «РЖД»

В отчётных материалах отраслевого профессионального союза отмечается, что «2021 г. начался в сложных экономических условиях. Во многих организациях снижены заказы на поставку продукции и услуг (например, к 2020 г. снижение составило: в АО «БЭТ» и АО «Вагонреммаш» – на 65 %, в АО «Ремпутьмаш» – до 35 %, в ВРК – до 15 %), значительно уменьшен план по ремонту пути (к 2020 г. – на 24 %, к 2019 г. – на 30 %). В то же время в ОАО «РЖД» планируются мероприятия по повышению производительности труда, в том числе за счет «оптимизации» персонала, с учетом отставания, допущенного в 2020 г.» [49, с.9]

По данным профессионального союза работников железнодорожного транспорта (далее – РОСПРОФЖЕЛ), «в 2020 г. с Объединением «Желдортранс» подписано «Соглашение по поддержке и сохранению персонала в организациях железнодорожного транспорта в условиях падения объемов перевозок и работы на фоне распространения коронавирусной инфекции» и с Союзом Строителей Железных Дорог подписаны «Совместные рекомендации по поддержке персонала в условиях падения объемов работы и меры защиты от заражения коронавирусной инфекцией в организациях транспортного строительства». Их реализация способствовала сохранению нормальной социальной обстановки в коллективах. Удалось избежать массовых сокращений персонала, обеспечить возможность дистанционной работы значительному количеству работников (более 120 тысяч) без снижения уровня оплаты труда. В большинстве организаций удалось сохранить гарантии и льготы, предусмотренные коллективными договорами, а железнодорожникам, транспортным строителям, работникам других организаций достойно выполнять свои функции, обеспечивая четкую бесперебойную работу транспорта» (49).

Оптимизационные процессы сказались на уровне заработка сотрудников ОАО «РЖД»: при ориентире - «достижение коэффициента соотношения уровня оплаты труда работников ОАО «РЖД» с общероссийским, равным 1,35, оказалось маловероятным в 2016 г. (коэффициент снизился до 1,27) и, особенно, в 2020 г. (коэффициент снизился до 1,2).

Внедрение новых технологий и современных средств безопасности сказалось на снижении производственного травматизма за период с 2016 г. по 2020 г. по ОАО «РЖД» на 47 %, количество смертельных случаев снизилось на 51 %.

«За последние три года обновлен на 35 % парк служебно-технических вагонов, ведутся работы по оборудованию внутренних помещений действующих вагонов, обустройству санитарных комнат зданий дежурных по переездам, дежурных по станции и других. Решены вопросы питания в «окна» при выполнении ремонтно-путевых работ более 4 часов, организации мест приема пищи, обеспечения палатками, столами, стульями, умывальниками. Утверждены нормативы ежегодной индексации стоимости питания в «окна» и на «снегоборьбе»» [49, с. 12].

65 % кабин парка локомотивов оборудованы кондиционерами, 33 % – биотуалетами. «Количество рабочих мест с вредными условиями труда снижено на 16,5 %, не осталось рабочих мест с наиболее вредными условиями труда в классах 3.3 и 3.4 (кроме 11-ти кочегаров паровозов)» [49, с. 13]. С 2021 г. у женщин появилось право работать машинистами и помощниками машиниста локомотива. В связи с этим проводится работа по созданию необходимых условий для работы в кабинах локомотивов, отдыха в домах отдыха локомотивных бригад, общежитиях центров подготовки.

    Количество транспортных происшествий в ОАО «РЖД» снижено более, чем в 2,5 раза.

Проанализируем систему управления охраной труда в ОАО «РЖД» и ее влияние на финансовые показатели.

Созданная в ОАО «РЖД» система управления охраной труда, внедрение новых элементов управления, реализация мероприятий по предупреждению случаев производственного травматизма позволяет ежегодно снижать уровень производственного травматизма в Компании по всем видам тяжести.

В 2018 г. ОАО «РЖД» присоединилось к международному информационному движению Vision Zero. Это качественно новый подход к организации всей системы управления охраной труда на предприятии. В его основе – ​осознанная деятельность всех участников производственного процесса, начиная от руководителя предприятия и заканчивая работниками, с целью предотвращения любых несчастных случаев на производстве.

Основополагающий документ, который определяет позицию Компании, цели и основные задачи деятельности в области обеспечения безопасности производственных процессов, – «Политика холдинга «РЖД» в области охраны труда и окружающей среды, промышленной и пожарной безопасности».

 В основу функционирования системы управления охраной труда заложен риск-ориентированный подход, предполагающий переход от компенсации потерь к их предупреждению – ​максимальному снижению частоты воздействия на сотрудников производственных рисков, вредных и опасных факторов.

Для развития системы управления охраной труда в ОАО «РЖД» на основе концепции Vision Zero разработана и утверждена Программа реализации концепции «Vision Zero» на период 2019-2021 годов. Цель Программы – ​формирование единого комплексного подхода в вопросах повышения социальной и экономической эффективности управления охраной труда, формирование корпоративной культуры охраны труда через достижение синергетического эффекта от внедрения новых инструментов управления в области охраны труда.

По итогам работы за 2019 г. уровень производственного травматизма по ОАО «РЖД» снизился по сравнению с уровнем 2018 г.:

- общий травматизм (количество травмированных всего) – ​на 10 % (со 168 человек в 2018 г. до 152 человек в 2019 г.);

- травматизм со смертельным исходом (количество погибших) – ​на 5 % (с 21 до 20 человек);

- тяжелый травматизм (количество травмированных с тяжелым исходом) – ​на 16 % (с 51 до 43 человек).

Коэффициенты частоты производственного травматизма снизились:

- общего (количество травмированных на 1 тыс. работающих) – ​на 9 % (с 0,234 до 0,214);

- с летальным исходом (количество погибших на 1 тыс. работающих) – ​на 3 % (с 0,029 до 0,028).

В ОАО «РЖД» завершено внедрение риск-ориентированного подхода.

 Расчет и оценка риска проводится на всех уровнях управления компании, по каждому филиалу с разбивкой по региональным дирекциям и структурным подразделениям по основным группам травмоопасных профессий.

В 2019 г. в структурных подразделениях филиалов производственного блока проведен расчет профессиональных рисков по основным группам травмоопасных профессий: выполнена интегральная оценка, определены предельно-допустимые показатели профессиональных рисков, сформированы реестры недопустимых и нежелательных рисков. По итогам оценки в структурных подразделениях на уровне регионов проведено ранжирование результатов и сформированы карты уровней рисков основных травмоопасных профессий.

Результаты расчетов профессиональных рисков в автоматизированной системе учитываются при принятии управленческих решений и формировании программы по улучшению условий и охраны труда в ОАО «РЖД». На основе расчетов и оценки профессиональных рисков разработаны мероприятия по ликвидации травмоопасных факторов, которые включены в действующую Перспективную комплексную программу по улучшению условий и охраны труда в ОАО «РЖД» на 2018–2020 гг.

В 2019 году проведена специальная оценка условий труда на 67,4 тыс. рабочих мест. Улучшены условия труда на 40,6 тыс. рабочих мест, на которых работают 187 тыс. работников.

Рассмотрим динамику затрат на производственную безопасность, результаты представим в таблице 4.2.

 

Таблица 4.2 – Динамика ключевых показателей производственной безопасности

Показатель 2015 2016 2017 2018 2019
Расходы на безопасность труда (мероприятия по улучшению условий и охраны труда), млн руб. 18 593,5 18 715,5 20 121,1 22 596,1 23 914,6
Коэффициент частоты производственного травматизма, число травмированных на тыс. работающих 0,29 0,30 0,25 0,23 0,21
Количество рабочих мест с вредными условиями труда, тыс. рабочих мест 105 95 88 84 81
Улучшены условия труда, тыс. рабочих мест 23 32 37 41 41

 

    Из таблицы 4.2 видно, что расходы на безопасность труда за анализируемые периоды постепенно увеличиваются. Так, в 2015 г. величина расходов на безопасность труда составляла 18 593,5 млн руб., то в 2019 году данная величина составила 23 914,6 млн руб.

    Анализируя показатели таблицы, можно сделать вывод, что расходы на безопасность обратно пропорциональны коэффициенту частоты производственного травматизма, количеству рабочих мест с вредными условиями труда, и прямо пропорциональны количеству рабочих мест с улучшенными условиями труда. Так, коэффициент частоты производственного травматизма в динамике снижается с 0,29 в 2015 г., до 0,21 в 2019 г., количество рабочих мест с вредными условиями труда также снижается со 105 тыс. в 2015 г. до 81 тыс. в 2019 г.

 Необходимо отметить, что динамика рабочих мест с улучшенными условиями труда положительная, так, в 2015 году количество таких мест составляло 23 тыс., а в 2019 году уже 41 тыс. рабочих мест. Данные показатели подтверждают наши выводы по таблице 4.2.

 

Рисунок 4.4 – Динамика расходов на безопасность труда

 

Необходимо отметить, что процесс оптимизации обеспечения условий охраны труда и техники безопасности существенно влияет на финансовую устойчивость. Данная оценка важна с точки зрения нескольких факторов. С одной стороны, мероприятия по охране труда требуют существенных и дополнительных затрат из различных источников финансирования (как собственных, так и заемных), что может повлиять на финансовую устойчивость предприятия. С другой стороны, данные мероприятия приводят с снижению простоев оборудования, снижению заболеваемости, что в конечном итоге приводит к увеличению прибыли. Улучшение показателей прибыли напрямую повлияет на финансовую устойчивость предприятия.

Эффект от запланированных мероприятий по охране труда и общая результативность их финансирования связаны с возможностью прогнозирования состояния безопасности на предприятии с точки зрения финансовой устойчивости.

Целесообразность разработки и внедрения мероприятий по охране труда обосновывают экономической эффективностью по следующим оценочным показателям: прирост производительности труда, снижение себестоимости продукции, условный годовой экономический эффект, прирост прибыли и рентабельности.

Оптимизация процесса обеспечения условий охраны труда и техники безопасности оказывает существенное влияние на финансовую устойчивость предприятия, так как позволяет поддерживать на рекомендуемом уровне непроизводительные потери рабочего времени, тем самым, обеспечивая хорошие показатели производительности труда, другие показатели экономической эффективности. Все это позволяет сохранять финансовую устойчивость предприятия на допустимом уровне.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.156.35 (0.051 с.)