Развитие экономической оценки износа основных средств на предприятиях и механизма их обновления 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие экономической оценки износа основных средств на предприятиях и механизма их обновления



 

Основные средства предприятий являются значимым ресурсом, характеризующим способность хозяйствующего субъекта не только производить продукцию или оказывать услуги определенного качества, но и занимать выгодную позицию в конкурентной среде экономической системы регионов и даже стран. Исследователи называют их наиболее капиталоемким ресурсом, от эффективности использования которого зависит создание прибыли.

М. Г. Данилина, В. А. Подсорин, Н. П. Терёшина [50], С. В. Рачек и М. С. Пономарева [39], Л. И. Чернышева, А. С. Колышев [51], Р. В. Шин и Т. Б. Ахметов  и др. авторы описывают различные подходы к осмыслению сущности основных средств (таблица 1.1).

 

Таблица 1.1 – Сущность категории «основные средства» в экономической теории

Автор Определение понятия «основные средства»
1 2
Гречко С.М. Это «внеоборотный актив, который предназначен для хозяйственной деятельности, то есть запланирован к использованию в хозяйственной деятельности» [Ступ., с. 104]
Ковалев Д. Это «материальные активы, которые предприятие генерирует, чтобы использовать их в процессе производства или поставки товаров, оказания услуг, сдачи в аренду другим лицам или для реализации административных и социально-культурных функций, ожидаемый срок службы которых превышает год» [Ступ., с. 104]
Немиш Ю.В. Это «стоимость ресурсов, удерживаемых организацией для использования в производственном процессе, поставки товаров и услуг, предоставляемых в аренду другим лицам или для выполнения социально-культурных функций, ожидаемый срок службы которых составляет не менее одного года или определяется пределами рабочего цикла более одного года, стоимость которых уменьшается в процессе использования» [Ступ., с. 104]

 

 

Продолжение таблицы 1.1

1 2
Подсорин В.А. Это «часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг, либо для управления организации в течение периода, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев. В составе основных средств учитываются находящиеся в собственности организации земельные участки, объекты природопользования (это денежная оценка основных фондов и материальных ценностей, имеющих длительный срок службы)» [Подс., с. 9]
Терешина Н.П., Левицкая Л.П., Шкурина Л.В.,     «Основные средства (здания, машины, оборудование, транспортные средства и др.), функционирующие и используемые в хозяйственной деятельности длительное время. Они изнашиваются постепенно, не меняя при этом, как правило, своей натурально-вещественной формы, что и позволяет предприятию включать их стоимость в себестоимость продукции, работ и услуг частями в течение срока полезного использования по установленным нормам» [Тер, с. 302].
Яловега Л.В. Это «сумма средств труда, которые функционируют в сфере материального производства в неизменном виде естественной формы в течение длительного времени и передают свою ценность вновь созданным изделиям частями по мере износа» [ Ял., с. 462 ]

 

Как видим из таблицы 1.1, основные средства включают в себя машины, оборудование и все то, что при необходимости не конвертируется немедленно в наличные деньги в первый год после приобретения. Кроме этого, основные средства (далее - ОС) используются субъектами, обладающими правами владения, пользования и распоряжения для реализации следующих целей:

- для обеспечения производства или поставки бизнес-товаров и услуг;

- для использования их в обычных организационных рабочих процессах;

- для сдачи в аренду или использования в целом в арендных отношениях с третьими лицами.

Наличие ОС позволяет расширять кредитные возможности собственника и обосновать перспективы инвестиций в производство.

Основные средства далеко не всегда «неподвижны», т. е. не перемещаются в пространстве и времени. Для транспортных структур и в сфере использования компьютерного оборудования как раз характерны перемещения. Это подтверждает наличие существенных различий в объемах основных средств, используемых в разных сферах экономической деятельности. Принимая за основу это утверждение, отметим, что информация В. А. Подсорина [36, с. 11] о том, что на железнодорожном транспорте активная часть ОС составляет около 30%, уточняется Н. П. Терешиной, Л. П. Левицкой и Л. В. Шкуриной. Исследователи указывают, что «элементы основных фондов в процессе производства выполняют разные функции и состоят из двух частей: активной, которая непосредственно принимает участие в производственном процессе, и пассивной, создающей условия для осуществления процесса производства» [ 50, с. 302]. Для последующего описания особенностей проблем износа (далее – ИОС) и амортизации основных средств (далее – АОС) на железнодорожном транспорте, сначала рассмотрим классификацию ОС в общей экономической теории. В современных источниках указывается на ряд видов ОС. Например, это компьютерное оборудование.

В современном мире решение любой задачи без использования компьютеров является невыполнимой задачей. Наличие качественной технической базы позволяет ускорять коммуникации, учет и анализ хода производственных процессов.

    Следующий вид ОС – машины и оборудование, использование и наличие которых отличаются в разных отраслях, облегчает технические операции и позволяет достичь операционной эффективности. Транспортные средства также являются обязательной составляющей ОС любого предприятия, так как их правильный подбор и своевременное техническое обслуживание также непосредственно сказываются на положительных экономических результатах. В крупных офисных структурах особое место в составе ОС занимают мебель и офисное оборудованием, без которых организация управления производственными процессами становится недостаточно эффективной. В таблице 1.2 представлена классификация основных средств, разработанная В. А. Подсориным [36, с. 10-11].

 

 

Таблица 1.2 – Классификация основных средств

Классификационный признак Основные средства
1 2
По виду экономической деятельности субъектов экономики ОС:  в промышленности: - в сельском хозяйстве; - на транспорте; - в строительстве.
В зависимости от статики и динамики использования ОС движимого и недвижимого имущества.
По роли в производственном процессе ОС производственные (активная и пассивная части) и непроизводственные.
По целям использования и составу ОС: - здания; - сооружения; - измерительные приборы и устройства; - вычислительная техника; - машины и оборудование; - транспортные средства; - производственный и хозяйственный инвентарь; - рабочий и продуктивный скот; - многолетние насаждения; - прочие основные средства.
В зависимости от физического состояния ОС: - новые; - в очень хорошем состоянии; - в хорошем состоянии; - в удовлетворительном состоянии; - пригодные к использованию; - в плохом состоянии.
В зависимости от перспектив воспроизводства ОС: - новый бизнес-процесс; - расширение; - модернизация; - реконструкция; - техническое перевооружение.
В зависимости от способа начисления амортизации ОС амортизируемые (линейным способом; способом суммы числа лет полезного использования; способом уменьшаемого остатка; пропорционально выполненному объему работ) и неамортизируемые.
В зависимости от правого основания использования ОС собственные, арендуемые, сданные в аренду.
В зависимости от процесса приобретения ОС, приобретенные новыми, подержанными, изготовленными собственными силами
В зависимости от интенсивности использования производственных ресурсов ОС интенсивные, экстенсивные, регрессивные.

 

Продолжение таблицы 1.2

1 2
По наличию гражданско-правовых ограничений применения ОС, не имеющие ограничений, имеющие ограничения, имеющие запрет.
По участию в создании дохода ОС доходные (высокодоходные, низкодоходные) и недоходные (нейтральные, убыточные).
По включению в налогооблагаемую базу для исчисления налога на имущество ОС облагаемые (имеющие/ не имеющие льготу) и необлагаемые  

 

В процессе эксплуатации ОС изнашиваются, технически устаревают. Анализируя это явление, экономисты используют понятие «износ» (рисунок 1.1).

 

  износа
Виды износа  

 


Физический износ Моральный износ
Утрата технических качеств и характеристик под действием времени и производственных процессов Стоимость объекта снижается в результате появления на рынке его усовершенствованных аналогов с более высокой производительностью и меньшей стоимостью.

Непродуктивный (когда объект изнашивается, находясь длительное время на консервации)  
Продуктивный (при котором потеря стоимости произошла в процессе эксплуатации)  
Продуктивный (при котором потеря стоимости произошла в процессе эксплуатации)
Непродуктивный (когда объект изнашивается, находясь длительное время на консервации)

 

 

.

 

 

Рисунок 1.1 - Виды износа [36, с.12]

 

ИОС – это потеря стоимости при эксплуатации или бездействии/консервации.

Исследованиями процессов физического и морального износа устанавливается продолжительность изнашивания определенного объекта ОС. Эти изыскания лежат в основе рассчитанных нормативных сроков службы имущества (далее - СПИ) [36].

Сущность износа среди экономистов является обсуждаемой и в некоторых случаях противоречиво раскрываемой темой. Так, Л. Д. Ревуцкий, анализирующий различные виды износа предприятия в целом (виды износа производственных, производительных и социальных возможностей предприятия как его производственного, производительного и социального потенциала; виды износа балансовой стоимости предприятия), отдельно останавливается на способе учета износа предприятия, названного им бухгалтерским. «Бухгалтерский (стоимостной) износ стоимости предприятия представляет собой расчетную сумму утраты части балансовой стоимости его производственных основных фондов и нематериальных активов на дату составления бухгалтерского баланса. Начисление бухгалтерского износа предприятия производится по установленным государством нормам амортизационных отчислений, которые изредка пересматриваются. Устанавливают ежегодное и накопленное к моменту разработки баланса значения стоимостного износа предприятия» [40].

Далее Л. Д. Ревуцкий приводит пять способов определения стоимостного износа предприятий как пять способов расчета размеров амортизационных отчислений):

- «линейный метод расчета;

- метод списания стоимости предприятия по сумме чисел лет срока его полезного использования;

- метод списания стоимости предприятия пропорционально объему выпускаемой продукции, выполняемых работ и/или оказываемых услуг;

- метод уменьшаемого остатка;

- метод ускоренной амортизации, рассчитанный на поощрение экономически и социально важных капитальных вложений в народное хозяйство страны» [40].

Как уже отмечалось ранее, для того, чтобы без ущерба для экономики предприятия заменить ОС, используется механизм перенесения стоимости выбывающих фондов на выпущенную продукцию. Так пополняется фонд, который называется амортизационным, средства которого впоследствии направляются на приобретение новых объектов ОС. Такое накопление средств называется амортизацией, благодаря которой осуществляется воспроизводство ОС. Сам фонд становится финансовым ресурсом для капитальных вложений.

В связи с такой взаимосвязью ИОС и АОС в утверждённых правительством РФ нормативах сроков службы имущества имеются указания и для амортизационных отчислений.

М. Г. Данилина, В. А. Подсорин, Н. П. Терёшина [50], С. В. Рачек и М. С. Пономарева [39], Л. И. Чернышева, А. С. Колышев [51], Р. В. Шин и Т. Б. Ахметов [52] обращают внимание на то, что все виды ОС подразделяются на 10 амортизационных групп. Основной критерий разделения на группы – срок службы объекта. Например, к первой группе отнесены ОС со сроком службы не более двух лет. Соответственно, к десятой группе отнесены ОС, имеющие срок службы более 30 лет. При налоговом учете в актуальных практиках амортизационная группа устанавливается по классификатору, а в бухгалтерском учете ориентиром является ожидаемый срок эксплуатации.

«Нормой амортизации называют процент износа основных средств, формула расчета которого представляет собой отношение единицы к числу месяцев эффективной эксплуатации объекта. Можно считать, что амортизация - это расходы, исчисленные в процентах от стоимости ОС, отнесенные на затраты производства и включенные в себестоимость продукта» [40].

 Особое место в экономической науке отводится различным видам стоимости ОС (рисунок 2) [36, с.12]. В разных случаях обращения к стоимости ОС используются разные виды из перечня, представленного на рисунке 1.2.

 

 

Виды стоимости ОС
Виды стоимости ОС


Первоначальная
Восстановительная
Остаточная
Учетная
Рыночная
Потребительная
Инвестиционная
Стоимость замещения
Залоговая
Страховая
Ликвидационная
Стоимость для целей налогообложения

Рисунок 1.2 – Виды стоимости ОС

 

Наиболее часто применяются три из них. Это:

- первоначальная стоимость, которая включает цену приобретенного объекта ОС с учётом доставки, наладки и ввода в действие. Название связано с тем, что по этой стоимости ОС принимаются на учет;

- восстановительная стоимость является стоимостью воспроизводства ОС в современных условиях, т.е. речь идет о стоимости аналогичных, но новых ОС, способных заменить существующие;

- остаточная стоимость определяется как разность между восстановительной или первоначальной стоимостью ОС и суммой начисленного на них амортизации.

В этом подходе наглядно показана разница в представлении сущности основных фондов и основных средств, которая достаточно часто мешает достоверной оценке износа и амортизации. То есть, основные фонды, как и ОС обозначают стоимостное выражение значимости реальных производственных активов в бухгалтерском учете и налогообложении. В то же время они используются в разных вариантах применения и формы. Если основные фонды в более широком масштабе представляют сумму материальных и нематериальных активов при экономическом анализе функционирования предприятия, то ОС являются термином бухгалтерской сферы и не отождествляется с нематериальными активами, к которым относятся издержки на разведку залежей полезных ископаемых, если такие работы необходимы, информационное обеспечение. научные технологии и их разработка, как и иные формы интеллектуальной собственности.

В перспективе методология анализа ОС будет изменена в соответствии с требованиями Минфина России. В конце 2020 г. были утверждены два новых стандарта для учета основных средств и капитальных вложений, которые в обязательном порядке должны использоваться в 2022 г., а в добровольном могут применяться с 2021 г.

Рассмотрим, чем отличаются положения этих стандартов от прежних норм.

Так, если раньше лимит стоимости ОС, определяемый организацией, определялся суммой в 40 тыс. руб., то в новых условиях базовой будет любая сумма, определенная с учётом существенности информации. Аналогично изменен порядок учета «малоценных» ОС: раньше они считались запасами, а в новых условиях будут   отнесены на расходы. Капвложения в арендованные объекты ОС ранее относились к составу ОС, а в новых условиях порядок не установлен. Есть предположение, что эта стоимость может быть отнесена на увеличение стоимости права пользования активом [26].

Первоначальная стоимость ОС ранее прямо не предусматривалась. Поэтому в экономических расчетах использовались бухгалтерские подходы по ПБУ 8/2010. В ближайшей перспективе учет первоначальной стоимости обязателен в рамках включения оценочного обязательства. В том случае, если имеет место длительная отсрочка/рассрочка платежей, первоначальная стоимость включала номинальную сумму обязательства. С 2022 г. обязательным становится включение дисконтированной суммы обязательства, а разница относится на процентные расходы [26].

Раньше при безвозмездном получении и неденежных расчетах оценка первоначальной стоимости ОС производилась по текущей рыночной стоимости. В перспективе будет использоваться понятие «справедливая стоимость». Это новшество станет инструментом не только бухгалтеров, но и экономистов, так как сущность справедливой стоимости и вводимого параллельно с ней понятия «чистая стоимость продажи» связана с применением в национальной практике международных категорий. Так, «справедливая стоимость – цена, которая была бы получена при продаже актива или уплачена при передаче обязательства в ходе обычной сделки на основном (или наиболее выгодном) рынке на дату оценки в текущих рыночных условиях (то есть цена выхода), независимо от того, является ли такая цена непосредственно наблюдаемой или рассчитывается с использованием другого метода оценки». Это отражено в стандарте финансовой отчетности (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости» (введен в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 28.12.2015 № 217н; с учетом поправок документов МСФО, введенных в действие на территории Российской Федерации приказами Минфина России от 27.06.2016 № 98н; от 11.07.2016 № 111н) [5].

Категория справедливой стоимости становится базовой при переоценке ОС в отличие от прошлого подхода, когда использовалась текущая (восстановительная) стоимость. Периодичность переоценки ОС остается регулярной, но устраняется требование о ее проведении не чаще раза в год.

Изменяется порядок отражения переоценки ОС. Если ранее использовался один способ, основанный на перерасчете первоначальной стоимости и накопленной амортизации, то на перспективу к этому способу (основному) прибавляется еще один способ, при котором «первоначальная стоимость уменьшается на накопленную амортизацию и затем пересчитывается до справедливой стоимости (допустимый способ)» [26].

В таблице 1.3 представим данные о новых подходах к определению суммы АОС [26].

 

Таблица 1.3 – Изменения с 2021 г. в определении суммы АОС

Позиция в порядке учета Действующий (старый вариант) Изменения с 2022 г.
1 2 3
Проверка элементов АОС Пересмотр срока полезного использования возможен только после модернизации (реконструкции и т.п.). Остальные элементы не меняются. Срок полезного использования, ликвидационная стоимость и способ начисления амортизации проверяются ежегодно и при наличии признаков изменения. При необходимости меняются.
Начисление амортизации по ОС некоммерческих организаций АОС не начисляется (только износ за балансом) Амортизация начисляется в общем порядке
Момент начала и окончания АОС С 1 числа месяца следующего за месяцем принятия к учёту (выбытия) С даты признания (выбытия) ОС; допустимо — с 1 числа месяца, следующего за месяцем принятия к учету (выбытия)
Способы начисления АОС - линейный; - уменьшаемого остатка; - по сумме чисел лет срока полезного использования; - пропорционально объему продукции (работ). - линейный; - уменьшаемого остатка; - пропорционально количеству продукции (объему работ). Способ по сумме чисел лет срока полезного использования исключён
Применение способа уменьшаемого остатка Формула начисления АОС определена ПБУ; организация выбирает лишь коэффициент. Организация самостоятельно определяет формулу начисления АОС
Порядок начисления АОС в течение года Ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы независимо от применяемого способа Подобное правило не установлено
База для начисления АОС Первоначальная (восстановительная) стоимость Ликвидационная стоимость
Случаи приостановления начисления АОС Консервация более 3 месяцев или восстановление более 12 месяцев Период, когда балансовая стоимость ОС равна или меньше ликвидационной

 

Еще одним значимым моментом в нововведениях является выделение особой группы ОС. Раньше доходными вложениями в материальные ценности считались ОС, предназначенные для сдачи в аренду. С 2022 г. инвестиционная недвижимость - это недвижимость, предназначенная для сдачи в аренду или получения дохода от прироста её стоимости. Сами ОС могут быть переклассифицированы из инвестиционной недвижимости в «неинвестиционную» и обратно. Раньше второй процесс не разрешался. Амортизационные начисления на эту форму ОС начислялись в общем порядке, а в перспективе по инвестиционной недвижимости, которая оценивается по переоцененной стоимости, амортизация начисляться не будет.

Проверка капвложений и ОС на обесценение ранее не проводилась, но на перспективу по МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов» проверки станут обязательными, как и ОС (кроме инвестиционной недвижимости, учитываемой по переоценённой стоимости).

Положительным моментом нововведений можно считать исключение разночтений между бухгалтерским и экономическим подходами к определению минимальной стоимости, по которой имущество признается ОС. Действовавшая ранее норма с суммой в 40 тыс. руб. находилась в противоречии с установками Налогового Кодекса РФ, в соответствии с которыми к ОС не относились объекты стоимостью до 100 тыс. руб. включительно. Сейчас предприятие может установить сумму в размере 100 тыс. руб. и даже более, если будет ориентироваться на так называемую существенную информацию.

Еще одним важным моментов становится то, что в стоимость будущего объекта ОС нужно будет включить предстоящие расходы на:

- демонтаж и утилизацию;

- восстановление окружающей среды;

- оплату отпусков работников, если они были привлечены к осуществлению капвложений;

- регистрацию недвижимости или транспортного средства, если такие расходы еще не осуществлены на момент его перевода в состав ОС.

«Оценочное обязательство, если срок его исполнения превышает 12 месяцев, включается в стоимость капвложений в дисконтированной величине (п. 20 ПБУ 8/2010). Обязательства по демонтажу, утилизации, восстановлению окружающей среды исполняют после того, как закончат использовать основное средство. Значит, они всегда будут дисконтированными, так как срок полезного использования ОС всегда больше 12 месяцев» [26].

Таким образом, понятия ОС и основные фонды применительно к деятельности конкретного предприятия практически идентичны в части использования в определении их сущности материализации капитальных вложений и при исключении издержек на разведку залежей полезных ископаемых, если такие работы необходимы, информационное обеспечение, научные технологии и их разработку, как и на иные формы интеллектуальной собственности. В то же время в формах бухгалтерского учета большинство этих эти позиций включается в общий кластер внеоборотных активов при выделении отдельной строкой ОС.

В Приложении А представлена структура основных фондов на конец 2019 г. по данным Росстата [46].

Проблемы ИОС как утраты ОС первоначальных свойств и АОС как процесса переноса стоимости этих средств на другие объекты экономического учета для дальнейшего их воспроизводства приобретают особую значимость.

Особо противоречиво в экономической теории рассматривается понятие «износ». В то же время достаточно четкие установки на работе с этим понятием даются в перспективных установках на изменение оценки и сущности ОС и амортизации, как механизма их восстановления в связи с введением новых федеральных стандартов бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения».

Контроль за сближением темпов амортизации и износа в идеальном варианте должен обеспечить их совпадение. Однако, как правило, в реальных практиках два важных процесса не совпадают ни по времени, ни по составляющим их суммам. В связи с этим можно считать оптимизацией поиск методов сближения соотношения физической стороны использования основных средств (ИОС) с экономическим аспектом их использования (АОС).

 

 

1.2 Проблемы износа и амортизации основных средств
на железнодорожном транспорте

 

 

Железнодорожный транспорт является крупнейшим поставщиком услуг, связанных с перевозками грузов, пассажиров, предоставлением необходимой инфраструктуры и обеспечивая ее надлежащего содержания для обеспечения безопасности потребителей и выполнения договорных обязательств в целом [17-ФЗ]. Полный перечень функциональных обязанностей и масштабов ответственности ОАО «РЖД» представлен в статьях 1 и 2 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10.01.2003 N 17-ФЗ (последняя редакция).

Миссия ОАО «РЖД» представлена на рисунке 1.3, составленном автором по материалам сайта этой структуры.

 

Миссия
Достижение конкурентоспособности на национальном и мировом рынках
Эффективное исполнение задач по перевозке   пассажиров и грузов
Оптимизация использования инфраструктуры для решения уставных задач
Миссия ОАО «РЖД»
Достижение конкурентоспособности на национальном и мировом рынках  
Эффективное исполнение задач по перевозке   пассажиров и грузов  
Оптимизация использования инфраструктуры для решения уставных задач  

 

 


Рисунок 1.3 – Миссия ОАО «РЖД»

 

Задачи ОАО «РЖД» по достижению плановых показателей развития на период до 2030 г. составлены по материалам сайта и представлены в таблице 1.4.

 

Таблица 1.4 – Целевые показатели перспектив развития ОАО «РЖД»

Показатель Пути достижения Результат к 2030 г.
Удержание места европейского лидера ЖД-перевозок - достижение высокого уровня доверия и лояльности клиентов, - расширение цепей поставок для национальных и зарубежных потребителей в евроазиатском потребительском сегменте, - формирование конкурентоспособной ценовой политики. Увеличение грузоперевозок на 500-800 млн. т., а пассажирооборота в 1,8 – 2,2 раза (пригородное сообщение) и в 1,3   1,7 раза (межрегиональное и дальнее сообщение).
Создание и реализация модернизационных проектов развития инфраструктуры - внедрение проектов скоростных и высокоскоростных перевозок, - вхождение в десятку лидеров мировых компаний по инфраструктурному строительству, обеспеченному долгосрочными заказами и высоким качеством реализации, снижение инфраструктурных издержек, - эффективное управление стоимостью жизненного цикла и надежностью ОС, - модернизаций действующих и строительство новых главных путей, - оптимизация эффективной синергии между подразделениями. Доведение роста скоростей перевозок до 20% (пассажиры) и совместное позиционирование с ведущими 10 мировыми и 5 национальными компаниями.
Развитие кадрового потенциала - привлечение и мотивация высококвалифицированных специалистов. Развитие системы достойного заработка и значимых социальных гарантий
Участие в охране окружающей среды - использование эффективных «зеленых технологий» Снижение нагрузки на окружающую среду в 2 раза

 

Основная задача, связанная с сохранением и приумножением достигнутых на текущий момент позиций, должна решаться на основе эффективных модернизационных процессов, касающихся информатизации, развития логистики, диверсификации продуктовой корзины (предоставление интеграции услуг в ракурсе «от двери к двери», дополняющих собственно бизнес-процесс по перевозкам) и др. мероприятий.

В таблице 1.4 обобщена информация об активах ОАО «РЖД» [29].

По данным таблицы 1.4 можно сделать вывод о том, что ОС в составе внеоборотных активов составляют 5 898 036 636 тыс. руб. Как видим из данных таблицы 5 и из представленной далее таблицы 6, баланс ОАО «РЖД» преимущественно неликвиден. В то же время динамика баланса по ликвидности может быть описана как стабильная.

Параллельно наглядно прослеживаются проблемы с обеспечением платежеспособности при общей финансовой устойчивости, если ее рассматривать в ракурсе собственного капитала. 2020 г. стал годом снижения оборачиваемости капитала и обязательств. В целом эффективность можно определить, как сниженную. Чистая прибыль в 2020 г. по сравнению с 2019 г. снизилась в 188,9 раза или на 48 %, прибыль до налогообложения снизилась почти на 95 %. Общая выручка уменьшилась на 2 %, а себестоимость возросла меньше, чем на 1 %.

Приведенные выше показатели достаточно четко характеризуют ситуацию, сложившуюся в транспортной отрасли. Так, К. А. Борзых, Ю. Ю. Пономарев указывают, что «одним из ключевых показателей деятельности транспортной системы служит грузоемкость – величина грузооборота, приходящаяся на единицу ВВП и показывающая «отягощенность» экономики работой транспорта. Меньшее значение грузоемкости говорит об относительно более эффективном использовании транспорта» [17, с. 255]. 

Анализ динамики и структуры показателей ОАО «РЖД» представлен во второй главе настоящей работы.

Параллельно наглядно прослеживаются проблемы с обеспечением платежеспособности при общей финансовой устойчивости, если ее рассматривать в ракурсе собственного капитала. 

2020 г. стал годом снижения оборачиваемости капитала и обязательств. В целом эффективность можно определить, как сниженную. Чистая прибыль в 2020 г. по сравнению с 2019 г. снизилась в 188,9 раза или на 48 %, прибыль до налогообложения снизилась почти на 95 %. Общая выручка уменьшилась на
2 %, а себестоимость возросла меньше, чем на 1 %. Приведенные выше показатели достаточно четко характеризуют ситуацию, сложившуюся в транспортной отрасли. 

Так, К. А. Борзых, Ю. Ю. Пономарев указывают, что «одним из ключевых показателей деятельности транспортной системы служит грузоемкость – величина грузооборота, приходящаяся на единицу ВВП и показывающая «отягощенность» экономики работой транспорта. Меньшее значение грузоемкости говорит об относительно более эффективном использовании транспорта» [17, с. 255]. Анализ динамики и структуры показателей ОАО «РЖД» представлен во второй главе настоящей работы.

В таблице 1.5 представлены общие результаты деятельности за 2018-2020 гг. ОАО «РЖД» [29].

 

Таблица 1.5 – Общие финансовые результаты деятельности ОАО «РЖД»

Показатели 2018 2019 2020
1 2 3 4
Выручка 1 798 396 526 1 848 122 501 1 813 074 312
Себестоимость (1 523 632 666) (1 542 194 683) (1 549 907 684)
Валовая прибыль (убыток) 274 763 860 305 927 818 263 166 628
Коммерческие расходы (77 117) (82 802) (108 268)
Управленческие расходы (133 887 302) (139 552 964) (145 738 101)
Прибыль (убыток) от продаж 140 799 441 166 292 052 117 320 259
Доходы от участия в других организациях 19 323 351 28 653 748 39 731 668
Проценты к получению 2 528 707 2 246 944 2 315 314
Проценты к уплате (55 887 458) (72 147 920) (77 626 827)
Прочие доходы 67 990 972 100 679 947 105 010 089
Прочие расходы (117 908 850) (127 480 065) (182 378 808)
Прибыль (убыток) до налогообложения 56 846 163 98 244 706 4 371 695
Текущий налог на прибыль (12 740 935) (44 743 610) (3 848 301)
в том числе постоянные налоговые обязательства (активы) (27 159 104) (0) (0)
Изменение отложенных налоговых обязательств (24 064 990) (0) (0)
Изменение отложенных налоговых активов 1 910 686 (0) (0)
Прочее (3 588 021) (44 317) (240 435)
Чистая прибыль (убыток) 18 362 903 53 456 779 282 959

 

Показатель грузоемкости в России намного превышает аналогичный показатель США, Китая, Германии, Канады, но постепенно снижается при росте грузооборота и грузоперевозок.

Железнодорожный транспорт наряду с трубопроводным по объемным показателям являются лидерами грузоперевозок. В то же время весь транспортный сектор страны характеризуется высоким показателем ИОС – 55 %. В рамках этого сектора железнодорожный транспорт отличается относительно низкими переменными издержками на 1 км пути (но высокими постоянными издержками) бизнес-процесса транспортировки [29, с. 271].

К. А. Борзых, Ю. Ю. Пономарев перечисляют основные рисковые элементы, характеризующие ограничивающее воздействие железнодорожной инфраструктуры на эффективной деятельности всей системы. Это:

- «большое количество структурных элементов с низкой пропускной способностью,

- большая протяженность путевого хозяйства, характеризующаяся нарушениями сроков ремонта,

-  отсутствие высокоскоростного железнодорожного сообщения,

- низкий уровень плотности железнодорожной сети в Сибири и на Дальнем Востоке, в целом по ОАО «РЖД» практически не меняющийся в последние 20 лет, отсутствие железнодорожной сети на Алтае, в Тыве, в Камчатском крае и Магаданской области, в Ненецком и Чукотском автономных округах» [17, с. 271]

На начала 2020 г. протяженность эксплуатируемых железных дорог со стороны ОАО «РЖД» и дочерних компаний составила «85,6 тыс. км, протяженность электрифицированных линий – 43,8 тыс. км.» [29, с. 272]. Но даже в таких условиях «компания обеспечивает 46 % грузооборота (с учетом трубопроводного транспорта) и 26,4 % пассажирооборота России», продолжает развивать инфраструктуру, введя в эксплуатацию только «в 2019 г. 422,7 км. железнодорожного пути, электрифицировав более 400 км. железнодорожных линий и станционных путей» [17, с. 272].

 По сравнению с 2013 г. к началу 2020 г. заметно сокращение числа грузовых вагонов с одновременным наращиванием локомотивов, пассажирских вагонов, электровагонов. «В настоящее время наблюдается рост производства в отрасли железнодорожного машиностроения для внутреннего потребления и объема закупок новых вагонов для увеличения загрузки заводов» [17, с. 272].

«ИОС на железнодорожном транспорте (далее – ЖТ) составляет 60 %. Уже в 2018 г. износ верхнего строения железнодорожных путей составлял 40–50 %, износ транспортных средств – 50–60 %, из них износ грузовых вагонов – 60 %, пассажирских – 50 %, электровозов – 40 %» [17, с. 273].

К. А. Борзых, Ю. Ю. Пономарев делают вывод о том, что с 2017 г., когда в секторе необщего пользования ЖТ «средний срок службы локомотивов составлял 33 г., а доля ИОС превышала 90 %, ситуация кардинальным образом не изменилась» [17, с. 273].

Для исправления сложившейся ситуации, как отмечалось ранее и представлено в таблице 4, в ОАО «РЖД» реализуется ряд проектов, среди которых особое место занимают направленные на стимулирование роста пассажироперевозок. За счет этого только на Московском ц



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.8.247 (0.004 с.)