Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Применение для избавления от зависимости

Поиск

 

При рассмотрении как способов предотвращения зависимости, так и способов восстановления страдающего от нее человека нам необходимо найти причины того, почему люди прибегают к препаратам или формам поведения, изменяющим их сознание. Здесь мы можем лишь прикоснуться к этой огромной теме, но стремление зависимого к «высокому» или измененному состоянию сознания непосредственно связано с использованием экспрессивных искусств, выполняющих ту же самую функцию.

Моя гипотеза состоит в том, что современная культура высоких технологий и промышленная цивилизация отдалили нас от врожденной креативности, из-за чего мы утратили ощущение личного удовлетворения от жизни. Творение – это глубочайшее событие. Этот процесс предполагает такое состояние концентрации, в котором все остальное меркнет. Мы можем называть это измененным состоянием сознания или крайне энергичным и целенаправленным поведением. Как бы мы ни назвали это состояние, оно воодушевляет и вливает в нас новые силы.

Без возможности творить мы утрачиваем вкус и аромат жизни, ее изюминку. Наше общество не позволяет свободно выражать себя, что характерно для детских лет, поэтому мы становимся заблокированными и фрустрированными. И тогда мы начинаем искать способы, позволяющие испытать стимуляцию и возбуждение. Наркотики – один путь к такому измененному состоянию, разновидности компульсивного поведения – другой.

В статье «Зависимости и сознание» Пэт Пэррин и Уим Коулман задаются вопросом: так ли отличается дилемма, перед которой стоит зависимый человек, от духовных поисков каждого из нас? Многие ли способны сказать, что не являются зависимыми в той или иной мере? Они постулируют, что множество индивидов, в конце концов ставших зависимыми, начинали с поисков чего-то стоящего.

 

Многие специалисты в сфере душевного здоровья пришли к консенсусу в том, что зависимость не всегда начинается с потворства своим желаниям в поиске наслаждения, минуя чувство ответственности. Напротив, зависимость может быть неудачной попыткой достичь разумных целей[54].

 

В этой же статье профессор Эндрю Уэйл, исследующий зависимости в Аризонском университете, отмечает:

 

Согласно социальной модели, вопрос зависимости – это вопрос воли, а люди обладают слабой волей. Общество верит в слабость.

Мы же, напротив, должны подчеркнуть, что зависимый – это тот, кто появляется принципиально в итоге. Все зависимые стремятся обрести целостность. …Исследовательские подходы, которые не признают этого желания, обречены на неудачу так же, как и подходы к лечению, которые не обучают альтернативным способам удовлетворения этой потребности[55].

 

Экспрессивные искусства, очевидно, следует рассматривать как такого рода альтернативу. Злоупотребление теми или иными веществами или саморазрушительное поведение зачастую начинаются с того, что человек ищет способ быть в контакте со своей креативностью. Он начинает что-то изображать или употреблять наркотики в качестве стимула, а потом «подсаживается» на некий процесс или вещество. Большинство из нас знакомы с теми, кто стал зависимым от алкоголя или других наркотиков после того, как на собственном опыте испытал, как данное вещество помогает освободить себя в творческих поисках. Мы можем знать писателя, выпивающего бокал вина, чтобы его слова текли свободно, или музыканта, нюхающего кокаин, чтобы усовершенствовать свою игру на ударных инструментах, или служащего корпорации, употребляющего наркотики, чтобы как-то скрасить свой рабочий день и сделать свои мысли более творческими. Проходят годы, и наркотик становится хозяином человека. Его разум затуманен и притуплен. Человек сбивается с пути самовыражения на путь саморазрушения.

Если говорить о предупреждении зависимости, то вовлечение в процесс творческой связи может быть одним из способов стать более спонтанным и раскрепощенным. Игра на барабанах, танец, рисование, ведение дневника, медитация, импровизация и пение становятся транспортными средствами, доставляющими зависимого к креативности. Мне представляется крайне необходимым предлагать людям – особенно молодежи – как можно больше способов и возможностей для конструктивного применения их творческой энергии. В настоящее время мы настолько заблокировали свою спонтанную творческую экспрессию, что общество стало функционировать подобно скороварке, которая вот-вот взорвется. Если бы мы сумели придать особое значение творческому самовыражению и интегрировать его в семейную и школьную жизнь, то наша молодежь перестала бы так тянуться к наркотикам и обрела бы свое возбуждение, свой максимум переживаний в экспрессивном танце, трансовом танце, лепке, рисовании и письме в атмосфере безопасности и отсутствия оценок.

Помимо предотвращения зависимости экспрессивные искусства могут также быть важным подспорьем в реабилитации после нее. Первый шаг лечения – лишение зависимого человека наркотика либо по его добровольному решению, либо с помощью определенных методов воздействия. Второй шаг состоит в том, чтобы помочь зависимому контролировать свое поведение. Необходимый третий шаг – предложить человеку средства, с помощью которых он представит и ощутит свое потенциальное я, свой дух.

Для иллюстрации третьего шага позвольте мне описать однодневный воркшоп для пятидесяти участников – все они восстанавливались после зависимости в лечебном центре Сьерра Таксон. В этот день персонал центра принимал участие в обучающей программе, поэтому все пациенты с девяти утра до пяти вечера вместе со мной работали в формате творческой связи. Для начала я установила важное исходное правило: «Каждый из вас должен оставаться в этой большой комнате, но, если не хотите, участвовать необязательно». Я также объяснила основные принципы работы с экспрессивными искусствами, подчеркнув, что любое чувство, будь то стыд, гнев, любовь или одиночество, может быть переведено в искусство. Говоря, что эта работа предназначена для того, чтобы помочь им открыть их чувства, я подчеркнула, что важен процесс, а не результат.

Большинство пациентов центра приняли участие в воркшопе. В их числе были рабочие, священники, представители бизнеса, домохозяйки, врачи и люди, выпавшие из общества. Пассивными участниками стали несколько человек, проходивших процедуры детоксикации в ходе первой недели пребывания в центре.

Вместе мы провели насыщенный день, погрузившись в процесс творческой связи, концентрируясь на внутреннем путешествии каждого из них. Закрыв глаза и проделав несколько движений, чтобы выразить себя (упражнение «Это я»), участники создавали рисунки, скульптуры и коллажи, чтобы продолжить исследование себя на более глубоком уровне. Одни в ходе работы начинали плакать, другие что-то напевали или шептали себе под нос. Несколько человек были встревожены и взбудоражены. Я предложила им включить эту тревожность в свой творческий процесс. После работы с визуальными искусствами последовало свободное письмо.

Затем я пригласила всех поделиться своими личными открытиями в парах, а после мы рассматривали то, что создал каждый участник. Я попросила их поделиться тем, что они узнали о себе, со всей группой. На протяжении этого часа обратной связи несколько человек сказали, что благодарны за возможность увидеть, кем они могут стать после того, как избавятся от наркотической зависимости. Чувствуя, что находятся на пути к воздержанию, они, впрочем, нуждались в возможности ощутить себя людьми, преодолевшими свою зависимость. Один из участников признался: «Это дает мне надежду. Я смотрел на все, что делал, и боролся вслепую, но сегодня у меня появился шанс обрести видение». Другой сказал, что процесс творческой связи вернул ему контакт с его духовностью, с тем, чего ему давно не хватало. В течение дня многие люди испытали глубокие эмоциональные состояния и теперь чувствовали освобождение.

Руководство программы предоставило мне эту работу в качестве эксперимента. И мне, и участникам воркшопа стало ясно, что компонент человекоцентрированных экспрессивных искусств выходит за рамки лечебного плана восстановительных программ в стационаре. Если послушать участников подобных мероприятий, мы узнаем, что отказ от приема наркотиков представляет собой лишь начало реабилитации. Развитие новой идентичности и восстановление креативности – тоже необходимые шаги в направлении стабильного движения к полному потенциалу. Дорогу ко всему этому могут проложить экспрессивные искусства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.223.30 (0.011 с.)