Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Работа с детьми, переживающими горе
Использование экспрессивных искусств в работе с детьми – широкая и увлекательная тема, заслуживающая отдельной книги. Тем временем одна из наших выпускниц участвует в создании тренинговой программы, о которой обязательно стоит упомянуть. Анни Блэк и Пенни Симпсон Адамс решили применять экспрессивные искусства для оказания поддержки детям, переживающим горе. Они разрабатывают программу под названием Hospice Expressive Arts Loss Support – HEALS. (Это исцеляющая программа по оказанию в хосписах поддержки людям, переживающим утрату, средствами экспрессивных искусств.) После того как они представили свою идею нескольким директорам школ, школьным консультантам и учителям в своем районе, стало очевидно, что педагогам и психологам неловко обсуждать тему смерти с учениками, переживающими горе. Поэтому они были рады узнать, как использовать экспрессивные искусства и ритуал, чтобы наметить пути для исцеления, и проявить заботу в ситуации общения в группе. Школьные консультанты воспользовались тренингом еще и как возможностью поделиться собственными утратами и тем самым испытали на себе целительную силу экспрессивных искусств. В пилотном проекте участвовало сорок детей; в школах они посещали группы поддержки в течение восьми недель (в каждой группе было по восемь человек).
К проекту HEALS также обратились за содействием школы в четырех разных кризисных ситуациях, связанных с внезапными смертями: во время танцев в школе скончался подросток с врожденным пороком сердца; был случайно задавлен машиной своего отца трехлетний ребенок, посещавший детский сад; девочка-подросток совершила самоубийство, узнав, что у нее снова обнаружен рак; был убит всеми любимый учитель музыки, преподававший в четырех школах. В каждой из ситуаций мы отправлялись в школы с кризисными протоколами по случаю смерти, плюшевыми медвежатами и арт-материалами. Опыт, полученный в каждом из случаев, стал нашим учителем и частью нашего непрекращающегося тренинга. Тренинговая программа HEALS, возникшая на основе этого пилотного проекта, основана на опыте, экспериентальна и концептуальна. В экспериентальной части используются направленное воображение, движение, звук, визуальное искусство и письмо. В дополнение к терапевтическому процессу участников знакомят с признаками и стадиями переживания горя детьми, им даются также представления о ритуалах погребения и поминовения. Философским основанием всей этой работы служит человекоцентрированный подход к эмпатическому слушанию[58].
Возможно, существуют и другие подобные опытные программы для детей, потерявших важного для них члена семьи. Этот проект вызвал у меня интерес и, хотя он находится на начальном этапе развития, заслуживает внимания в связи с тем, что в нем в человекоцентрированной атмосфере экспрессивные искусства применяются как средство самопонимания и исцеления.
Работа с пожилыми людьми
Использование процесса творческой связи с физически здоровыми людьми старшего возраста немногим отличается от работы с любыми другими группами населения. Разработка художественных процессов, помогающих людям быть более экспрессивными, требует учета потребностей и личностных особенностей представителей каждой группы. Люди пожилого возраста обычно оказываются особенно самокритичными в отношении своих творческих способностей, поскольку прожили очень долго вместе со своим внутренним критиком или судьей. Фасилитаторам необходимо подчеркивать, что важен сам процесс, а не конечный результат. Тем не менее многие пожилые люди настаивают на привычном и хотят в итоге получить красивый результат. В таком случае перед фасилитатором встает сложная задача – придумать такие задания, результаты выполнения которых приносили бы удовлетворение, а сами задания склоняли бы к самовыражению. Одна из таких возможностей состоит в том, чтобы создать любимый персонаж, воспользовавшись маской, шляпой или шалью. Выясните, кто является любимым персонажем клиента – человеком, которым он, возможно, хотел бы стать, если бы у него была такая возможность. Начните с простых масок (можно использовать для этого недорогие наборы масок для Хеллоуина) и предложите украсить их разнообразными материалами (перьями, атласом, бисером и другими). Или принесите для декорирования старые шляпы и шали. Предложите создать определенные образы (королеву, дьявола) или эмоции (умиротворенности или страха). Побудите клиентов к тому, чтобы они расширяли свое самовыражение с помощью простых движений, которые они могут выполнять сидя или стоя.
Часто пожилые люди ранимы и предпочитают предаваться воспоминаниям о прошлом, а не вглядываться в будущее. Многие с радостью погружаются в задания, которые обращены к этому желанию собрать весь жизненный опыт. Используя направленное воображение, вы можете помочь им вспомнить счастливые моменты или годы их жизни, а затем предложить способы выражения их чувств с помощью рассказа («Однажды…»), коллажа, лепки, рисунка или письма. Результаты их работы станут символами, с помощью которых каждый из них сможет поделиться историей своей жизни с другими. Моя коллега Мариа Гонзалес-Блю провела много месяцев, работая по несколько часов в неделю с группой пожилых людей с особыми потребностями в санатории для послебольничного долечивания. Из-за ограниченности в движениях, невозможности говорить или того, что они могли помешать другим, эти пациенты не посещали совместные занятия. Спросив себя: «Чего хотят эти люди? В чем они нуждаются?», Мария поняла, что им нужен очень медленный темп, а также кто-то рядом, кто бы выслушивал их и побуждал выражать себя. Как говорит она сама, «я научилась замедляться таким образом, что совершенно ничего не ждала от них, а просто была рядом. Я исходила не из стремления помочь, а из сердца, предлагая свои методы в качестве средств, позволяющих им понять, что кто-то о них заботится». Опробуя разные задания и материалы, Мария обнаружила, что люди реагировали главным образом на предметы, которые задействовали их органы чувств. Поняв это, она включила в занятия предметы разного цвета и текстуры: цветы, лоскуты шелка и атласа, куклы. Ее клиенты с удовольствием откликнулись, когда она попросила их помочь ей с рисованием. По мере включения людей в процесс возникали элементы художественной экспрессии. Терпение, простые ожидания, понимание индивидуальных потребностей, предложения, идущие от сердца, – все это помогало создать приятную и умиротворяющую атмосферу. Похоже, это отвечало потребностям этих пожилых людей.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.177.14 (0.006 с.) |