Особенности консультирования матерей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности консультирования матерей



 

Главное отличие материнской позиции от отцовской «проявляется в том, что дефект ребенка воспринимается подавляющим большинством матерей как данность, с которой нужно научиться жить. Мать принимает проблему ребенка качественно иначе, чем его отец. Активный или пассивный протест матери всегда связан с самим дефектом.   Мать направляет свои усилия против принятия де­фекта, но ОНА НЕ МОЖЕТ НЕ ПРИНЯТЬ СВОЕГО РЕ­БЕНКА. В этом проявляется основное свойство материнс­ких) инстинкта — сохранить зародившуюся жизнь, а затем постоянно оберегать, защищать и растить свое дитя, ка­ким бы оно ни было.

В связи с этим, тактика психолога в работе с матерями появляется в:

— снятии напряженности в контактах с ребенком и социумом,

— обсуждении проблем конкретной семьи как проблем, существующих у многих подобных семей, а также и в семьях, растящих здоровых детей.

В процессе ведения консультирования с больным ребенком и его матерью психолог ставит перед собой следу­ющие задачи:

— формирование продуктивных форм взаимоотноше­ний с ребенком, в семье и в социуме;

— коррекцию позиции матери, исключающей наличие проблем у ее ребенка («Мой ребенок такой как все, у него нет проблем. Вот подрастет и все само собой пройдет»);

— коррекцию позиции матери, направленной на гипер­болизацию проблем ребенка, бесперспективность его развития («Из него никогда ничего не получится!»);

— коррекцию позиции матери, ожидающей чуда, ко­торое внезапно сделало бы ребенка совершенно здо­ровым.

Коррекция межличностных (родитель-ребенок и ребенок-родитель) и внутрисемейных (мать ребенка-отец ребенка) отношений

Коррекция взаимоотношений в диаде родитель—ребе­нок, ребенок—взрослый может строиться только на вос­питании родителями в ребенке чувства любви и привязан­ности к дому, близким, родителям, на формировании адек­ватных поведенческих форм общения и навыков самообслуживания. Психолог раскрывает родителю секреты приемов и способов воспитания ребенка с отклонениями в развитии. Он формирует у родителя установку на созда­ние адекватных, взаимно-теплых отношений с ребенком.

Нарушение супружеских взаимоотношений корригиру­ется психологом постепенно, по мере выявления каждым из супругов особенностей своей позиции в семье. Роль кор-рекционной среды для родителей могут играть групповые занятия, в процессе которых их ценностные ориентации подвергаются позитивным изменениям.

Консультирование не всегда может завершиться разре­шением всех проблем семьи, воспитывающей больного ре­бенка. Подчас эти проблемы лишь определяются в процессе консультирования, а их разрешение требует длительного вре­мени и совместных усилий консультируемых и психолога. Для оказания максимально возможной помощи семье целесооб­разно рекомендовать родителям посещение специальных пси-хокоррекционных занятий (индивидуальных с ребенком и родителями, а также групповых только для родителей). Занятия такого рода позволяют вскрыть глубинные личностные противоречия в семье и изменить отношение каждого из ее членов к субъективно не разрешаемому конфликту.

Схема психологического изучения семьи

 

Схема психологического изучения семьи имеет три раз­дела. Раздел I включает общие сведения о семье. Раздел II позволяет изучить психологические особенности ребенка и детско-родительских отношений.

Раздел III направлен на определение психологического типа родителей и избранной ими модели воспитания в семье.

Раздел I. Сведения о семье

 

Источником сведений о семье и положении в ней ре­бенка служат

— документация о ребенке (результаты клинических и психолого-педагогических исследований, характери­стики из образовательных учреждений);

— беседа с родителями и с ребенком, а также непос­редственное наблюдение в процессе консультирова­ния. Психологу также помогает анализ рабочих тет­радей, творческих и контрольных работ ребенка.

1. Состав семьи (полная, неполная, родители в разво­де, указать ФИО)

ребенок с отклонениями в развитии.

отец  (Н, А)1             мать            (Н, А)

бабушка (Н, А)              бабушка (Н, А)

дедушка (Н, А)              дедушка (Н, А)

брат  (Н, А) сестра (Н, А)

2. Материальное благосостояние семьи

Указать:

2.1. Проживает ли в коммунальной, отдельной одно-, двух-, трехкомнатной квартире, отдельном доме/особня­ке с/без прародителями (если да, то — чьи бабушка и дедушка проживают с семьей ребенка, имеющего откло­нения в развитии);

 

Н — норма, А — аномалия. Технологии психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии

 

2.2. Работающих членов семьи отец

мать

другие члены семьи

2.3. Оформлена ли инвалидность на ребенка, какие из льгот заявлены, пользуется или нет ребенок этими льго­тами (машина, путевки, талоны на такси и др.), получает ли пенсионное пособие;

2.4. Кто является опекуном ребенка, подростка-инвалида мать

отец

родственник (указать ФИО, профессию, место работы и др.)

чужое лицо (указать ФИО, профессию, место работы и др.)

2.5. Средний достаток семьи (выше или ниже прожи­точного минимума в расчете на 1 человека);

2.6. Имеются ли в семье транспортные средства у мужа                             у жены

2.7. Есть ли в семье другие инвалиды

3. Социально-культурный уровень членов семьи

3.1. Образование (указать профиль полученного образо­вания — гуманитарное, педагогическое, дефектологичес­кое, техническое, название образовательного учреждения)

  отец мать
высшее    
среднее специальное    
среднее    

3.2. Кем работает (указать должность)

отец мять
   

 

3.3. Каких религиозно-философских воззрений придерживается

  отец мать
православие    
католицизм    
мусульманство    
иудейство    
атеистических    

3.4. Культурные интересы и предпочтения

отец                                            мать

4. Особенности общения (по наблюдению)

4.1. Во время консультации

поведение отец мать
корректное    
некорректное(в чем проявляется)    
скрытен    
тревожен    
держит дистанцию    
склонен к конфликтам    
стремится к контакту    
другое    

 

4.2. Отношения в семье с точки зрения каждого из ро­дителей



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.40.207 (0.01 с.)