Форма «С») Р.Б. Кеттелла, 1970 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Форма «С») Р.Б. Кеттелла, 1970



Методика представляет собой вариант адаптированного личностного опросника Р.Б. Кеттелла, предназначен­ного для измерения 16 личностных факторов. Данная ме­тодика дает многогранную информацию об индивидуаль­ных особенностях личности. Черты личности, которые диагностируются с помощью данной методики, Р.Б. Кеттелл называл конституциональными факторами. Факторы обозначаются соответствующими латинскими буквами. Максимальные отклонения в личностных характеристи­ках определяются высокими или низкими оценками, по­лучаемыми по факторам. Низкие оценки соответствуют первой характеристике фактора, а высокие — второй.

Фактор А — «замкнутость—общительность».

Фактор В — «низкий интеллект—высокий интеллект».

Фактор С — «эмоциональная неустойчивость—эмоцио­нальная устойчивость».

Фактор Е — «подчиненность—доминантность».

Фактор F— «сдержанность—импульсивность».

Фактор G — «подверженность чувствам, желаниям— высокая нормативность поведения».

Фактор Н — «робость—смелость».

Фактор I — «жесткость—чувствительность».

Фактор L — «доверчивость—подозрительность».

Фактор М — «практичность—развитое воображение».

Фактор N — «прямолинейность—дипломатичность».

Фактор О — «уверенность в себе—тревожность».

Фактор Q1 — «консерватизм — радикализм».

Фактор Q2— «конформизм—нонконформизм».

Фактор Q3— «низкий самоконтроль—высокий само­контроль».

Фактор Q4 — «расслабленность—напряженность».

Фактор МD — «адекватность самооценки».

Чем выше оценка по второму фактору, тем в большей степени испытуемый завышает свои возможности и себя переоценивает.

Количественный и качественный анализ приведенных выше базисных факторов1 методики позволяет объединить их в три блока, первый из которых характеризует интеллек­туальные особенности личности. Это факторы: В, М, Q1. Второй блок характеризует эмоционально-волевые особен­ности личности. К нему относятся факторы: С, G, I, О, Q3, Q4. Третий блок раскрывает коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия. Это направ­ление оценивается факторами: А, Н, F, Е, Q2, N. L.

1 Содержание базисных факторов и их подробная интерпре­тация см. «Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации», 1992; «Альманах психологических тестов».

 

Тест М. Люшера

Цветовой тест М. Люшера (см. Лучшие психологические тесты, 1992; Собчик, 1990, 2001) предназначен для изуче­ния эмоциональных особенностей отношения человека к Значимым для него людям. Он определяет как сознатель­ный, так и частично неосознаваемый уровень этих отно­шений. Тест М. Люшера базируется на положении о том, «сто существенные характеристики невербальных компо­нентов отношения человека к значимым другим и к само­му себе отражаются на цветовых ассоциациях. В связи с этим цветовой выбор испытуемого позволяет выявить до­статочно глубокие и частично неосознаваемые характери­стики этих отношений, минуя при этом искажающие, за­щитные механизмы вербальной системы сознания.

В полном тесте Люшера имеется 7 наборов различных цветов, что в общей сложности составляет 73 цветных полоски 25-ти различных цветов. Для достижения быст­рых результатов может быть использован так называемый «Краткий» или «Быстрый» тест, состоящий из 4-х основных цветов (красного, синего, зеленого и желтого) и 4-х дополнительных (фиолетового, коричневого, серо­го и черного).

«Краткий тест» М. Люшера является вспомогательным орудием диагностики стресса и тревожности. Его приме­нение ограничивается в основном взрослыми. Для прове­дения исследования испытуемого знакомят с инструкци­ей. В начале перед ним на белом листе раскладывают в любом порядке восемь цветных карточек. Испытуемого просят выбрать из восьми карточек ту, цвет, которой больше все­го ему нравится. Карточка с выбранным цветом отклады­вается в сторону цветной стороной вниз. Затем процедура повторяется, а каждая следующая карточка кладется пра­вее предыдущей. Таким образом, испытуемый расклады­вает цветные карточки от наиболее приятной к наиболее неприятной. Предварительно все карточки нумеруются: синяя — 1, зеленая — 2, красная — 3, желтая — 4, фиоле­товая — 5, коричневая — 6, черная — 7, серая — 0. Цвето­вой выбор фиксируется в протоколе.

При оценке результатов тестирования большое значе­ние приобретают следующие параметры выбора. Если ос­новные цвета находятся в первой — пятой позициях, счи­тается, что основные потребности лиц, сделавших конк­ретный цветовой выбор, удовлетворяются. Если основные цвета оказываются на шестой, седьмой или восьмой пози­циях, то имеет место конфликт, провоцирующий тревож­ность или депрессию. Основные цвета в шестой — восьмой позициях рассматривают как отвергаемые, их подчеркива­ют и помечают буквой А.

Дополнительные цвета, занимающие первую, вторую или третью позиции, рассматриваются как компенсирую­щие. Их также помечают знаком «плюс» (+) и буквой С.

Интенсивность стресса определяется количеством вос­клицательных значков (!). Крайние позиции — первая и восьмая — рассматриваются как самые неблагоприятные. Они обозначаются тремя восклицательными знаками (!!!). Вторая и седьмая позиции характеризуют среднюю сте­пень интенсивности стресса. Они обозначаются двумя вос­клицательными знаками (!!). Третья и шестая позиции счи­таются наиболее слабыми, поэтому они обозначаются лишь одним значком (!). Восклицательные знаки ставятся над цветовым выбором.

!!!!!!         !!!!!!

С С С         А А А

+ +   +          _ _ _

6 0 7 5 2 1 4 3

Чем больше сумма значков, тем сильнее, интенсивнее стресс. Возможное максимальное количество восклицатель­ных знаков равно 12! Процедуру цветового выбора жела­тельно проводить дважды — в начале и в конце психодиаг­ностики. Второй выбор, как правило, характеризует ре­альный уровень тревожности. Он может оказаться ниже, чем первый. Таким образом, с помощью теста М. Люшера тревожность и стресс могут быть определены на самых ранних стадиях развития.

Методика РА RI (Е.С. Шефер и Р. К. Белл)

 

Методика РАR.1, в буквальном смысле означает «Исследовательский ин­струмент родительских позиций и отношений») предназ­начена для изучения наиболее общих принципов и моде­лей воспитания, используемых родителями, а также внут­рисемейных отношений (см.: Лучшие психологические тесты, 1992). Авторы методики американские психологи ЕС. Шефер и Р.К. Белл. За рубежом методика РАR1 широ­коиспользовалась в Польше, Словакии и Чехии. На на­шей популяции данная методика была адаптирована кан­дидатом психологических наук Т.В. Нещерет, а также кан­дидатом психологических наук Т.В. Архиреевой. Последняя дата методике новое название, более соответствующее ее английскому варианту, а именно: «Измерение родительс­ких установок и реакций».

Методика включает 115 утверждений, касающихся вос­питания детей и семейной жизни. Все утверждения соот­ветствующим образом ранжированы в 23 шкалы. Сужде­ния расположены в определенной последовательности. Отвечающий должен выразить к ним отношение в виде активного или частичного согласия или несогласия. Схема пересчета ответов в баллы содержится в «ключе» методики. Общая сумма баллов определяет выраженность признака. Максимальная выраженность признака — 20, минималь­ная — 5. К высоким оценкам относятся 17, 18, 19, 20; к низким — 5, 6, 7, 8. Методика позволяет оценить: 1) спе­цифику внутрисемейных отношений и особенности орга­низации семейной жизни и 2) специфику родительско-детских отношений. В связи с вышеизложенным в методи­ке выделяются следующие аспекты родительских позиций.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.242.165 (0.005 с.)