Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Форма «С») Р.Б. Кеттелла, 1970
Методика представляет собой вариант адаптированного личностного опросника Р.Б. Кеттелла, предназначенного для измерения 16 личностных факторов. Данная методика дает многогранную информацию об индивидуальных особенностях личности. Черты личности, которые диагностируются с помощью данной методики, Р.Б. Кеттелл называл конституциональными факторами. Факторы обозначаются соответствующими латинскими буквами. Максимальные отклонения в личностных характеристиках определяются высокими или низкими оценками, получаемыми по факторам. Низкие оценки соответствуют первой характеристике фактора, а высокие — второй. Фактор А — «замкнутость—общительность». Фактор В — «низкий интеллект—высокий интеллект». Фактор С — «эмоциональная неустойчивость—эмоциональная устойчивость». Фактор Е — «подчиненность—доминантность». Фактор F— «сдержанность—импульсивность». Фактор G — «подверженность чувствам, желаниям— высокая нормативность поведения». Фактор Н — «робость—смелость». Фактор I — «жесткость—чувствительность». Фактор L — «доверчивость—подозрительность». Фактор М — «практичность—развитое воображение». Фактор N — «прямолинейность—дипломатичность». Фактор О — «уверенность в себе—тревожность». Фактор Q1 — «консерватизм — радикализм». Фактор Q2— «конформизм—нонконформизм». Фактор Q3— «низкий самоконтроль—высокий самоконтроль». Фактор Q4 — «расслабленность—напряженность». Фактор МD — «адекватность самооценки». Чем выше оценка по второму фактору, тем в большей степени испытуемый завышает свои возможности и себя переоценивает. Количественный и качественный анализ приведенных выше базисных факторов1 методики позволяет объединить их в три блока, первый из которых характеризует интеллектуальные особенности личности. Это факторы: В, М, Q1. Второй блок характеризует эмоционально-волевые особенности личности. К нему относятся факторы: С, G, I, О, Q3, Q4. Третий блок раскрывает коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия. Это направление оценивается факторами: А, Н, F, Е, Q2, N. L. 1 Содержание базисных факторов и их подробная интерпретация см. «Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации», 1992; «Альманах психологических тестов».
Тест М. Люшера Цветовой тест М. Люшера (см. Лучшие психологические тесты, 1992; Собчик, 1990, 2001) предназначен для изучения эмоциональных особенностей отношения человека к Значимым для него людям. Он определяет как сознательный, так и частично неосознаваемый уровень этих отношений. Тест М. Люшера базируется на положении о том, «сто существенные характеристики невербальных компонентов отношения человека к значимым другим и к самому себе отражаются на цветовых ассоциациях. В связи с этим цветовой выбор испытуемого позволяет выявить достаточно глубокие и частично неосознаваемые характеристики этих отношений, минуя при этом искажающие, защитные механизмы вербальной системы сознания. В полном тесте Люшера имеется 7 наборов различных цветов, что в общей сложности составляет 73 цветных полоски 25-ти различных цветов. Для достижения быстрых результатов может быть использован так называемый «Краткий» или «Быстрый» тест, состоящий из 4-х основных цветов (красного, синего, зеленого и желтого) и 4-х дополнительных (фиолетового, коричневого, серого и черного). «Краткий тест» М. Люшера является вспомогательным орудием диагностики стресса и тревожности. Его применение ограничивается в основном взрослыми. Для проведения исследования испытуемого знакомят с инструкцией. В начале перед ним на белом листе раскладывают в любом порядке восемь цветных карточек. Испытуемого просят выбрать из восьми карточек ту, цвет, которой больше всего ему нравится. Карточка с выбранным цветом откладывается в сторону цветной стороной вниз. Затем процедура повторяется, а каждая следующая карточка кладется правее предыдущей. Таким образом, испытуемый раскладывает цветные карточки от наиболее приятной к наиболее неприятной. Предварительно все карточки нумеруются: синяя — 1, зеленая — 2, красная — 3, желтая — 4, фиолетовая — 5, коричневая — 6, черная — 7, серая — 0. Цветовой выбор фиксируется в протоколе. При оценке результатов тестирования большое значение приобретают следующие параметры выбора. Если основные цвета находятся в первой — пятой позициях, считается, что основные потребности лиц, сделавших конкретный цветовой выбор, удовлетворяются. Если основные цвета оказываются на шестой, седьмой или восьмой позициях, то имеет место конфликт, провоцирующий тревожность или депрессию. Основные цвета в шестой — восьмой позициях рассматривают как отвергаемые, их подчеркивают и помечают буквой А.
Дополнительные цвета, занимающие первую, вторую или третью позиции, рассматриваются как компенсирующие. Их также помечают знаком «плюс» (+) и буквой С. Интенсивность стресса определяется количеством восклицательных значков (!). Крайние позиции — первая и восьмая — рассматриваются как самые неблагоприятные. Они обозначаются тремя восклицательными знаками (!!!). Вторая и седьмая позиции характеризуют среднюю степень интенсивности стресса. Они обозначаются двумя восклицательными знаками (!!). Третья и шестая позиции считаются наиболее слабыми, поэтому они обозначаются лишь одним значком (!). Восклицательные знаки ставятся над цветовым выбором. !!!!!! !!!!!! С С С А А А + + + _ _ _ 6 0 7 5 2 1 4 3 Чем больше сумма значков, тем сильнее, интенсивнее стресс. Возможное максимальное количество восклицательных знаков равно 12! Процедуру цветового выбора желательно проводить дважды — в начале и в конце психодиагностики. Второй выбор, как правило, характеризует реальный уровень тревожности. Он может оказаться ниже, чем первый. Таким образом, с помощью теста М. Люшера тревожность и стресс могут быть определены на самых ранних стадиях развития. Методика РА RI (Е.С. Шефер и Р. К. Белл)
Методика РАR.1, в буквальном смысле означает «Исследовательский инструмент родительских позиций и отношений») предназначена для изучения наиболее общих принципов и моделей воспитания, используемых родителями, а также внутрисемейных отношений (см.: Лучшие психологические тесты, 1992). Авторы методики американские психологи ЕС. Шефер и Р.К. Белл. За рубежом методика РАR1 широкоиспользовалась в Польше, Словакии и Чехии. На нашей популяции данная методика была адаптирована кандидатом психологических наук Т.В. Нещерет, а также кандидатом психологических наук Т.В. Архиреевой. Последняя дата методике новое название, более соответствующее ее английскому варианту, а именно: «Измерение родительских установок и реакций». Методика включает 115 утверждений, касающихся воспитания детей и семейной жизни. Все утверждения соответствующим образом ранжированы в 23 шкалы. Суждения расположены в определенной последовательности. Отвечающий должен выразить к ним отношение в виде активного или частичного согласия или несогласия. Схема пересчета ответов в баллы содержится в «ключе» методики. Общая сумма баллов определяет выраженность признака. Максимальная выраженность признака — 20, минимальная — 5. К высоким оценкам относятся 17, 18, 19, 20; к низким — 5, 6, 7, 8. Методика позволяет оценить: 1) специфику внутрисемейных отношений и особенности организации семейной жизни и 2) специфику родительско-детских отношений. В связи с вышеизложенным в методике выделяются следующие аспекты родительских позиций.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.242.165 (0.005 с.) |