Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Направления психологической диагностики семьи ребенка с отклонениями в развитии
Основные направления психологической диагностики семей данной категории включают: — всестороннее психологическое изучение ребенка с отклонениями в развитии; — психологическое изучение родителей (лиц их заменяющих) и членов семьи ребенка с отклонениями в развитии; — психологическое изучение социального окружения семьи ребенка с отклонениями в развитии и факторов, влияющих на его социальную адаптацию. Осуществление концептуального подхода к психологическому изучению семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, позволяет: — разрабатывать программы комплексной и всесторонней помощи семьям детей с отклонениями в развитии с учетом специфики каждого конкретного случая; — обеспечить максимально возможную адаптацию ребенка, а затем и молодого человека с психофизическими недостатками в социальной среде; — снизить «фрустрационную» нагрузку у членов семьи и повысить ее реабилитационные возможности. Контрольные вопросы и задания 1. Что понимается под концепцией психологического изучения семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии? 2. Почему необходимо проводить психологическую диагностику семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии? 3. Назовите этапы социализации, которые проходит ребенок с отклонениями в развитии. 4. Определите цели и задачи психологической диагностики семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. 5. Перечислите принципы и направления психологической диагностики семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. 6. Раскройте содержание каждого из принципов психологической диагностики семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. Приведите примеры из собственной практики. Литература, рекомендуемая при изучении Главы 1 Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. М., 1995. .Алешина Ю.Е. Семейное и индивидуальное консультирование. М., 194. Багдасарьян И.С. Межличностные отношения в семье, имеющей умственно отсталого ребенка. Автореф. дис.... канд. психол. наук. Н. Новгород, 2000. Белополъская Н.Л. Некоторые вопросы психолого-педагогического консультирования семей, имеющих детей с отклонениями в интеллектуальном развитии //Дефектология. 1984. № 6.
Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Авт. калл.: Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др. М., 2002. Вишневский В.А. О динамике психогенных депрессивных расстройств, вызванных рождением в семье больного ребенка // Журн. невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 1984. Т. 84. Вып. 4. Мазурова Н.В. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности глухого школьника: Автореф. дис.... канд. психол. наук. М., 1997. Майрамян Р.Ф. Особенности постреактивных психогенных развитии у матерей умственно отсталых детей // Проблемы бреда, пограничные состояния и вопросы организации психиатрической помощи / Под. ред. В.М. Банщикова. М., 1975. Мишина Г.А. Формы организации коррекционно-педагогической работы специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с нарушениями психофизического развития // Дефектология. 2001. № 1. Многоосевая классификация психических и поведенческих расстройств в детском и подростковом возрасте. Классификация психических и поведенческих расстройств у детей и подростков в соответствии с МКБ-10. М.; СПб., 2003. Семаго ММ. Консультирование семей, имеющих детей с аномалиями развития // Психотерапия в дефектологии / Под ред. Н.П. Вайзмана. М 1992. Семья в психологической консультации / Под ред. А.А. Бодалева, ВВ. Сталина. М., 1989. Скворцов И.А., Осипенко Т.Н.. Дедов Н.П. и др. Психологические особенности родителей при неврологической инвалидности ребенка // Исцеление. Вып. 2. М.. 1995. Спиваковская А. С. Обоснование психологической коррекции неадекватных родительских позиций // Семья и формирование личности / Под ред. А.А. Бодалева. М., 1981. Строгова Н.А. К вопросу о гуманизации педагогической деятельности олигофренопедагога//Дефектология. 1999. № 1. Ткачева В.В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии //Дефектология. 1998. № 4. Ткачева В.В. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии //Дефектология. 1999. № 3. Ткачева В.В. Психолого-педагогическая диагностика семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии // Психологопедагогическая диагностика / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. М., 2003.
Ткачева В. В. К вопросу о концепции психологического изучения семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2004. № 1.
Глава 2. Нарушения взаимоотношений в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии В семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, в силу различных причин формируются неадекват ные межличностные отношения. К факторам, влияющим на развитие неконструктивных моделей родительско-детских взаимоотношений и типов воспитания детей с отклонениями в развитии, мы относим следующие: - характер и степень выраженности нарушений у ребенка, их необратимость, длительность и внешние проявления психофизической недостаточности (например, при умственной отсталости, детском церебральном параличе, раннем детском аутизме и др.); — личностные особенности родителей или лиц их замещающих (тенденции к развитию аномалий характера), которые обостряются в травмирующей психику ситуации; - специфический характер влияния личностных установок на процесс воспитания и ценностные ориентации родителей (или лиц, их замещающих), их зависимость от национально-этнических традиций, социально-культурного уровня и образованности родителей как воспитателей; — социальную среду и условия, которые способствуют или препятствуют реализации родителями своих воспитательных задач (например: социально-экономические катаклизмы, имеющие место на современном этапе развития российского общества). Рассмотрим перечисленные выше причины нарушения внутрисемейных и родительско-детских отношений подробнее.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.14.63 (0.006 с.) |