Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятийный аппарат аналитики

Поиск

 

Рассматривая теоретические аспекты, необходимо сказать о понятийном аппарате аналитики. Понятийный аппарат аналитики представлен в «Аналитическом словаре», над созданием которого трудился авторский коллектив, в который входил и я. В нём приведено толкование наиболее важных для сферы Аналитики терминов. Появление в 2015 году этого словаря стало фактором консолидации и профессионализации аналитической практики, способствовало закладыванию долгосрочных и неслучайных оснований для профессионального и интеллектуального взаимодействия аналитиков из разных структур и сфер. Цели, задачи, технологии и даже методы аналитической работы могут меняться со временем, но важно принципиальное понимание места Аналитики в многопозиционной интеллектуальной кооперации.

Разработка методологии и технологии аналитической работы без актуализированной и зафиксированной словарной аналитической парадигмы сохраняла бы неопределённость по содержанию во многих вопросах, в том числе и о том, что такое аналитика. Определение базовых понятий, пусть даже в первой итерации, которая впоследствии может уточняться, уже стало шагом на пути к преодолению концептуального, смыслового и технологического разночтения. Прежде всего, это касается расширения тезауруса для решения теоретических и прикладных аналитических исследований.

Понятие – гносеологический термин, обозначающий форму мышления, в которой отражается сущность объекта, репрезентирующую идеальный объект.

Работа с категориальным аппаратом Аналитики позволяет добиться выработки эффективных управленческих решений на всех уровнях управления страной, что невозможно без наличия общего для всех управленцев понимания сущности и механизма Аналитики.

Основными понятиями, имеющими принципиальное значение для аналитической работы, помимо определения самой аналитики, по моему мнению, являются:

• информация,

• системный анализ,

• методологический инструментарий,

• аналитические технологии,

• моделирование,

• прогнозирование,

• сценарий,

• управленческие решения и лицо, принимающее решения (ЛПР).

 

Определения этих понятий уже давались мною в предыдущих публикациях, имеет смысл напомнить содержание только ключевого для аналитики понятия информации.

Информация  1) снятая неопределенность, связанная со случайными процессами, а так же с превращением возможности в действительность; 2) свойство объекта уменьшать неопределенность процесса изменения его состояния во времени; 3) степень модификации структуры входными данными; 4) сведения о лицах, предметах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления, используемые в целях получения знаний, принятия решений; 5) степень изменения знания об объекте.

На уровне обыденного сознания большинство людей представляет информацию как сообщения, сведения, имеющие определенное содержание. Толковые словари особо выделяли понимание информации как данных, новостей, сведений и знаний, полученных путем исследования и наблюдения, а так же как фактов, приготовленных для сообщения.

В прагматических и «общефилософских» концепциях информации неизбежно присутствует нечеткость, обусловленная характером субъективных «человеческих» контекстов и специфической ролью философских категорий в осмыслении опыта.

В последние годы в литературе аналитического характера встречается термин «аналитическое портретирование». Дадим ему определение.

Аналитическое портретирование  процедура мысленного и вербального первичного эмпирического описания типов состояния и особенностей объекта исследования для адекватной его рефлексии в рамках установки на преодоление случайности содержания описания.

Как показывает практика, многие недостатки в управленческой деятельности как раз связаны с недоразвитостью теоретического мышления, низкой методологической культурой лиц, занимающих руководящие должности. Формирование системы знаний и методологической культуры необходимо как им, так и тем, кто профессионально занимается аналитикой.

Самое важное в методологии – это мыслетехнологии и другие инструменты мыслительной работы аналитика. Эта часть методологии как бы «скрыта» в голове исследователя. Фактически это те подходы, принципы, методики, категории, которые усвоил, реально знает и применяет аналитик. В совокупности они составляют мыслетехнологии  [212] как работающее живое знание.

Говоря более подробно о мыслетехнологиях, следует вспомнить, что их истоки восходят к временам Канта. Именно Кант сделал важнейший шаг к пониманию зависимости познания не только от его объекта, но и от наличных мыслительных форм. Отсюда, в частности, вытекало, что познание не может толковаться как простое отражение действительности без учета конструктивной работы самого мышления, созидающего формы познавательного процесса. Этот тезис и сейчас составляет основу любой серьезной методологии научного познания. Развивая идеи Канта, последующая немецкая классическая философия в лице Фихте, Шеллинга и Гегеля попыталась в развернутом виде выразить новые принципы познания – диалектический способ мышления. Зарождавшаяся новая методология научного мышления все более ориентировалась на поиски внутренних «механизмов» жизни и развития сложных объектов действительности[213].

По сути, мыслетехнология является технологией сознательной и управляемой рефлексии объективной реальности и состоит в последовательных «сеансах рефлексии», что является залогом постоянного развития психики человека вообще и разума в частности.

Всех людей с точки зрения здравого размышления можно разделить на следующие категории:

люди, не способные к стихийной рефлексии и тем более не способные к управляемой рефлексии (неразумные люди);

люди, способные к стихийной рефлексии, но не способные к управляемой рефлексии (недоразумные люди);

люди, способные к управляемой рефлексии (разумные люди);

 

В последней категории людей можно выделить мыслетехнологов – мастеров управляемой рефлексии. Причем они должны не просто быть хорошими логиками, но и обладать большой креативностью для работы на междисциплинарном поле. Эталоны «правильных рассуждений» известны со времен Аристотеля и именуются силлогизмами. Простейший известен с тех же времен «(1) Все люди смертны (2) Кай человек (3) Кай смертен». На этом в свое время выросла формальная логика.

 

Интеллектуальные карты

 

Удобным аналитическим инструментом для структурирования информационного поля путем визуализации мышления и создания графических образов смысла текста являются интеллектуальные карты. Методика разработана известным писателем, лектором и консультантом по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Тони Бьюзеном[214]. Интеллект-карты называют так же диаграмма связей, карта мыслей   (англ. Mind map [215]) или ассоциативная карта  . Суть методики состоит в изображении процесса общего системного мышления с помощью схем.

Диаграмма связей реализуется в виде древовидной схемы, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи. В основе этой техники лежит принцип «радиантного мышления», относящийся к ассоциативным мыслительным процессам, отправной точкой или точкой приложения которых является центральный объект (радиант – точка небесной сферы, из которой как бы исходят видимые пути тел с одинаково направленными скоростями, например, метеоров одного потока). Это показывает бесконечное разнообразие возможных ассоциаций и, следовательно, неисчерпаемость возможностей мозга. Подобный способ записи позволяет диаграмме связей неограниченно расти и дополняться. Диаграммы связей используются для создания, визуализации, структуризации и классификации идей, а так же как средство для обучения, организации, решения задач, принятия решений, при написании статей. В интернете приводится огромное количество образцов интеллект-карт и описаний методик их составления. На рис. 27–29 приведены некоторые образцы интеллект-карт.

 

Рис. 27. Подготовка статьи

 

В обычном состоянии наш мозг может удерживать около семи порций информации, прежде чем внимание начнёт рассеиваться. Для создания интеллект-карт необходимо три базовых умения. Во-первых, это выделение главного в тексте – идей, смысловых единиц, ключевых понятий, во-вторых, определение сущностных связей (ветвей на проблемном дереве), в-третьих, создание простых рисунков. В этих трёх пунктах как раз и заключается умение обучаемого обрабатывать информацию.

Существуют различные разновидности карт.

При определении главных ветвей и ключевых слов формируется способность структурировать и компоновать знания, а создание простых рисунков – это и есть визуализация. При составлении интеллект-карт используются все кортикальные способности головного мозга (то есть у левополушарных людей развивается правое «творческое» полушарие, увеличивается способность целостного восприятия, человек становится интеллектуально более активным и восприимчивым к новой информации, а так же более уверенным в себе. Его мышление приобретает признаки гибкости.

 

Рис. 28. Преимущества интеллект-карт

 

Самый распространенный формат – дерево – представляет собой рисунок, где центральное звено – задача, а расходящиеся в разные стороны ветки – возможные решения. Ветки могут, в свою очередь, детализироваться на несколько ответвлений. К примеру, при написании статьи можно смело использовать «дерево».

Второй вариант рисунка – цепочка с последовательностью действий. Как правило, левая точка описывает настоящее положение вещей, крайняя правая – желаемый будущий исход. Основная часть листа представляет собой цепочку последовательных шагов, соединяющих эти две точки. Такой рисунок хорошо подходит для описания пути к цели, мечте.

При «технарском» складе ума, когда человеку часто приходится использовать чертежи, схемы и прочее, можно разнообразить свои рисунки интеллект-картами третьего типа, техническими блок-схемами, нарисованными цветными карандашами или фломастерами. Такие эскизы часто украшают значками-символами, разветвляют на условия, оформляют ромбиками, прямоугольниками и прочими технарскими атрибутами. С помощью этой карты можно решить логическую задачку, головоломку, или найти выход из противоречивой ситуации.

Есть еще множество разновидностей карт, о которых говорится в книге Т. Бьюзена «Супермышление». Для творческих натур пособие станет хорошим другом. Ну а для начинающих достаточно применять описанные форматы, чтобы заметить изменения в жизни и работе.

Концепция интеллект-карт основана на особенностях восприятия информации человеческим мозгом. Всё дело в том, что нашему мозгу тяжеловато воспринимать линейную символьную информацию в виде текстов, списков и таблиц – то есть именно так, как принято представлять информацию в нашем мире. Намного естественнее и проще сознанию переваривать информацию, которая:

основана на ассоциациях;

задействует иерархическое мышление;

визуализирована, дополнена цветом и рисунками, которые вызывают дополнительные ассоциации.

 

Согласно этим принципам строятся интеллект-карты. Вокруг основной задачи (объекта, идеи) располагаются связанные с ней элементы, логически сгруппированные. В результате получается «дерево-звезда». Начинать построение карты предлагается с «хаоса идей», который создаётся путём мозгового штурма. Со временем, обдумывая какой-то проект, вы уже в голове начинаете выстраивать структуру карты и прикидывать элементы. Главное – создавая черновик, не бояться, что придуманная структура окажется недостаточно логичной. После создания карты нужно работать с ней, периодически уточнять ключевые понятия, помня правила построения соритов и кладограмм, правильная структура получится естественным образом.

Для построения интеллект-карт можно использовать программу FreeMind – это не что иное, как способ автоматизировать рисование карт вручную. В неё можно встроить и более сложные функции вроде синхронизации с Outlook в MindManager, но базовыми всегда останутся инструменты для рисования и добавления элементов. Интерфейс FreeMind’а незамысловат и вполне интуитивно понятен. Через несколько дней активного использования в нём начинаешь легко ориентироваться. Ниже приводятся интеллект-карта, которая показывают, в каких областях их можно применить. Вот лишь несколько направлений (рис. 29).

 

Рис. 29. Области применения интеллект-карт

 

Области применения Интеллект-карт могут быть самыми различными. Например:

 

 

В завершение несколько соображений и рекомендаций. Как и в любом важном вопросе, мнения о пользе и вреде интеллект-карт различаются, имеются как их сторонники, так и критики. В Белоруссии есть журнал об интеллектуальных картах. Признаю их полезность как предшественника системного анализа и методики структурно-логического моделирования, но эта польза зависит от собственных усилий аналитиков по их разработке и применению. Лучше всего применять их для следующих случаев.

1. Интеллект-карты – это фактически копилка идей. Если у вас возникла оригинальная идея, не стоит надеяться исключительно на свою память. Лучше при первой же возможности занести её в интеллект-карту именно на правах идеи. Если кто-то из коллег высказывает мнение о необходимости или способах решения какой-либо задачи, это нужно добавить в карту. То, что не внесено в карту, почти гарантированно забывается. И задачи, попавшие в mindmap, намного сложнее игнорировать и задвигать в долгий ящик. Таким образом актуализируются нужные для дела идеи.

2. Интеллект-карты – отличное начало вашего дня. Многим людям обычно довольно сложно включаться в ритм рабочего дня, требуется время, чтобы психологически войти в рабочий настрой. Потратить это время с толком как раз помогает базовая интеллект-карта. Открыть, спланировать задачи для решения на день, выделить наиболее приоритетные, добавить новые, в том числе записать идеи, возникшие в нерабочее время – получается самобытная рабочая карта действий.

3. Интеллект-карты хороши для очень масштабных проектов, к которым непонятно, с какой стороны подступиться. Например, вам нужно организовать мероприятие или открыть новое направление разработки, но пока весь проект представляется вам в виде Великой и Ужасной Идеи. Смело разбивайте её на элементы, фиксируйте в интеллект-карте. Например, в случае с мероприятием в интеллект-карте потребуется расписать докладчиков, целевую аудиторию, темы, возможные места проведения и т. п. Фронт работ конкретизируется, и вам будет намного проще перейти к реализации.

4. Интеллект-карты спасут в случаях, когда задач слишком много или наоборот, когда все задачи внезапно оказались решены (и такое бывает). Преимущества относятся ко всё тем же возможностям перспективного планирования, расстановки приоритетов и видения единой картины происходящих событий («проблемного поля»).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.248.150 (0.009 с.)