Особенности процесса познания в аналитике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности процесса познания в аналитике



 

Дорогой читатель! Вот теперь мы подошли к самому главному – фундаментальным вопросам основания науки. Далее кратко мы изложим некоторые сущностные вещи, которые при внимательном (и желательно неоднократном чтении) вы тоже поймёте и возьмете на вооружение. Сначала главные идеи будут изложены просто, как говорил наш бывший преподаватель полковник Емельяновский в Голицынском погранучилище, – на «языке родных осин», а затем повторены на более глубоком теоретическом уровне.

Некоторые известные философы, например директор Института философии РАН А.А. Гусейнов, в своё время утверждали тезис о плюралистичности философии. Дословно это звучит так: «Дело в том, что не существует некоей единой объективной философии, в отличие, скажем, от таких наук, как физика, химия, математика… Нет вообще философии, а есть философия Канта, Гегеля, Платона, Маркса и т. д.»[164].

Здесь возникает очень важная проблема: как оценить субъективные философские мнения разных людей. Являются ли они истинными или нет?

Субъект – объектные отношения показывают только то, что одно изучает другое. Когда человек изучает мир, он выступает в таком случае в роли субъекта, а мир является объектом. Для каждого объективно всё то, что существует помимо него, и что подлежит познанию. Формы объектов разнообразны – природа, общество, сам человек, жизнь, идеи. У всех людей существуют идеи и для другого человека они объективны. Человек их воспринимает и пытается уразуметь. При этом он может и ошибаться. Мои мысли так же являются объектом познания для других. И самым сложным является такой случай, когда совершается процесс самопознания, когда сам человек пытается понять свои идеи и их основания[165]. В таком случае, как говорят философы, имеет место рефлексия, т. е. осмысление собственных мыслей, идей и их обоснованность.

Скажем, вы умножаете числа, а потом подвергаете сомнению результат и находите свою ошибку, исправляете и т. п. Процесс это идет непросто и противоречиво.

В связи с этим объективны все мысли о философии, которые были, есть и будут у людей. И их изучают посредством истории философии. Теперь сравним философию с математикой. Математика – общепризнанная наука, результат усилий тысяч признанных и неизвестных специалистов. Они высказывали не только истинные, но и ошибочные мнения. И в целом они разработали интеллектуальную технологию по обработке мыслей таким образом, что она стала практичной, доступной всем людям со здравым рассудком. В результате возникает понятие объективности иного плана. В таком случае объективным называем не то, что существуют математические идеи, а то, что они одинаковы, общеприняты и, главное, эвристичны, прагматичны, полезным, плодотворны, продуктивны и т. п. Без них общество жить не может сегодня. Выделим из этих признаков только общепринятость, т. е. не все, но многие понимают одинаково. Именно такие идеи являются наукой. Они существуют во всех науках. Имеются ли они у философов? Да! Но этого ни видят большинство философов потому, что им не до этого. Для того, чтобы уяснить эти идеи основоположников философии, надо читать очень много и размышлять еще больше. Для этого нужно быть философом – стремиться к истине и пользоваться максимальными возможностями для изучения мнений других.

Многие десятилетия философию разрабатывают как канон, органон и прочие средства теоретизации науки. Принято считать, что философия – это ряд общепринятых идей и, значит, она объективна в этом плане. Но это ещё не значит, что она истинна (хотя многие утверждают, что она истинна). По аналогии – миллионы религиозных людей одинаково воспринимают идею господствующего духа. И эта идея объективна, но мистична, иррациональна, не истинна. А поэтому и возникли многочисленные религиозные конфессии. Поэтому не является достаточным критерием общепринятость идеи. Главным является – её истинность, что проявляется в её прагматичности, полезности.

Полезна ли идея философии как канона теоретизации всех наук?

Да, конечно!

Попробуйте сделать это самостоятельно. Лучше всего открыть для себя мир идей философии Евклида. Я открыл его для себя с помощью работ И. Канта. Начните и вы её уразумевать с помощью интернета. Наберите в поисковой системе эти слова, и вы получите громадный материал. С его помощью можно узнать, что это важнейшая проблема науки в течение 8 веков. На эту тему высказано много идей, пишут работы и сейчас. И её тайна в том, что геометрия Евклида стала важнейшим научным основанием только потому, что она разработана на основе определенной философии. Тем самым геометрия Евклида доказывает объективную истинность философии вообще.

Возникает вопрос – почему же философия не стала такой же доступной народу, как математика? И содержательнее всего эта проблема изложена в философском проекте И. Канта, оставшегося неизвестным профессиональным философам.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.230 (0.005 с.)