Землеустройство и организация производства в сельскохозяйственных предприятиях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Землеустройство и организация производства в сельскохозяйственных предприятиях



Все главные вопросы организации производства в сельскохозяйствен- ных предприятиях связаны с использованием земли. Земельные массивы в обо- значаемых границах отводятся внутрихозяйственным производственным под- разделениям; территориальные особенности землепользования и система рас- селения определяют организационно-производственную структуру предприя- тий.

Специализация, сочетание отраслей, тип кормопроизводства и содержа- ния скота, структура посевных площадей зависят от качества, местоположения и площадей земельных участков хозяйства; размещение севооборотов и полей, сенокосооборотных и пастбищных участков, кварталов и клеток многолетних насаждений влияет на организацию труда и его производительность и т.д.

Таким образом, эффективная система ведения хозяйства и организация производства сельскохозяйственного предприятия немыслимы без рациональ- ной организации его территории, то есть без землеустройства.

Рациональная организация территории должна лежать и в основе внед- рения прогрессивных систем земледелия. Они опираются на технологии возде- лывания сельскохозяйственных культур, ориентированные на агротехнические однородные рабочие участки, выделяемые в ходе землеустройства. Поэтому никакая система земледелия не будет эффективной и действенной, если она не учитывает качественных особенностей конкретных участков, организации тер- ритории и производства в хозяйстве.


Идеальным является вариант, когда проект внутрихозяйственного зем- леустройства разрабатывается одновременно с бизнес-планом (планом органи- зационно-хозяйственного устройства) сельскохозяйственного предприятия или лежит в его основе. Правильно составленный проект землеустройства, в подго- товке которого участвуют специалисты разного профиля (землеустроители, аг- рономы, экономисты, почвоведы и др.), включающий комплексные расчеты по агроэкономическому обоснованию, дает полную информацию об организации производства и территории хозяйства.

Землеустройство и религия

Люди древних цивилизаций придавали очень большое значение земле- устройству. Границы между участками строго охранялись законами и указами правителей. Межевые (пограничные) знаки были освящены религией. На них часто наносили тексты, славшие проклятия на головы нарушителей межевых знаков, например: «Cursed is he that removed his neighbors land-mark» [«Будь проклят тот, кто передвинет межевой знак (камень) соседа» - англ. См.: Тетерин Г. Н. История развития геодезии. - Новосибирск: СГГА, 1999.-С. 86].

Закладка межевых камней сопровождалась религиозными обрядами, жертвоприношениями. У римлян был бог границ Терминий. Ежегодно 13 фев- раля у пограничного камня отмечался день, посвященный этому богу.

Древние, наделявшие своих богов разными качествами и способностя- ми, включали в последние и землемерие. Так, египетский бог Тог именовался строителем храмов, каналов, указывающим границы полей, измерившим землю сию, владыкой начертания и т.д.

Упоминание о землемерии есть в Библии. Известно, что земледелие в древности было одним из главных источников средств к существованию и ос- новной сферой деятельности населения. Это занятие пользовалось всеобщим уважением, и его не чуждались даже люди богатые и знатные.

Моисей, который был обучен всей премудрости Египетской (Деян.: 7, 22), при занятии израильтянами земли Обетованной сделал земледелие одним из оснований закона Моисеева. Земля принадлежала Иегове. «Моя есть земля»,


- говорил сам Бог о себе (Лев.: 25, 23) и даровал землю своему народу. Он по- велел равномерно разделить ее по числу лиц мужского пола. Сообразно с этим при Иисусе Навине земля была разделена на участки и каждый «по особому размежеванию» получил известный участок (Нав.: 27, 5; Ам.: 7, 17 и др.).

В Библии также сказано: «Не нарушай межи ближнего твоего, которую положили предки в уделе твоем. Доставшемся тебе в земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе во владение (Вт.: 19, 14).

Относительно земли и межевания некоторые притчи Соломоновы гла- сят: «Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом; а кто идет по следам празднолюбия, тот скудоумен» (12, 11); «Много хлеба бывает и на ниве бедных, но некоторые гибнут от беспорядка» (13, 23); «Не передвигай межи давней и на поля сирот не заходи» (23, 10). Пророк Исайя сказал: «Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле» (Ис: 5, 8).

В Коране, - священной книге мусульман, также есть аяты (фразы или их фрагменты), которые предписывают уважительное отношение к земле и указы- вают на наличие определенных территорий и границ, в рамках которых живут народы.

Например, сура (глава) вторая, аят 269 (267) гласит: «О вы, которые уве- ровали! Расходуйте лучшее из того, что приобрели, и того, что извели Мы вам из земли. И не устремляйтесь к дурному из этого, чтобы расходовать...». В трех предыдущих аятах есть образные сравнения силы веры с садом на холме: «...его постиг ливень, и он принес свои плоды вдвойне. А если не постиг его ливень, то роса». И наоборот, кто верует «... подобен он скале, на которой земля: но по- стиг ее ливень и оставил голой» (Коран. Перевод и комментарии И. Ю. Крач- ковского. - М.: Наука, 1990.- С. 57-58). Очевидно, уже в эпоху Мухаммеда ара- бы имели представление об эрозии, о рациональном составе земельных угодий на склонах (не пашня, а сад) и необходимости целесообразного использования земель.


В Исламе очень рано появляются правовые термины «вакф» (вакуф) - имущество, переданное для нужд общины, государства или частного лица (в состав которого может входить и земля), и «аз-зар» - договор об аренде земли, а также другие, характеризующие земельные отношения. Например, в VIII-IX вв. вводятся понятия «дар ас-сульх» (или «дар аль-ахд») - земля (мирного) догово- ра, «харадж» - поземельная подать, взимавшаяся за использование земель в ви- де доли урожая или по твердой ставке натурой или деньгами и др. (Ислам. Краткий справочник. - М.: Наука, 1983. - С. 32-44,47-116).

В Коране словом «ризк» называются средства существования, которые Аллах дает человеку. С XVI в. в Османской империи этим словом называли участок земли, приносящий доход.

В древнееврейском обществе существовал принцип экономического равен- ства, то есть относительно равного распределения между членами общества мате- риальных благ. В качестве основного вида собственности и главного средства су- ществования людей выступила земля. Поэтому основным принципом Моисеева государства являлось равное право всех членов общества на землю.

Земля, представляющая собой главное богатство общества, должна была быть распределённой между членами древнееврейского общества так, чтобы она могла стать источником всеобщего благосостояния, а не отдельных приви- легированных персон и каст.

И равенство, и распределение земли не означало одинакового уровня благо- состояния в последующем. Одни землевладельцы в силу ряда причин могли пре- успевать и благосостояние их возрастало, другие, напротив, могли вести хозяй- ство столь непродуктивно, что оно приходило в упадок, а его собственники разо- рялись. Таков обычный процесс развития экономического неравенства.

В Торе предложены эффективные меры борьбы с этим распространенным в древности социальным злом. К их числу, в частности, относится система зна- менитых субботних и юбилейных годов (Спектор М.Д. земельные отношения и землеустройство. Казахский аграрный университет им. С. Сейфуллина. – Аста- на, 2005. – с. 70-71).

105


Тора определяла «субботний год», который есть не что иное, как требова- ние покоя для всего живого, в том числе и для земли: «Шесть лет засевай поле твое... и собирай произведения их, а в седьмой год да будет суббота покоя зем- ли, суббота Господня; поля твоего не засевай и виноградника твоего не обрезы- вай. Что само вырастет на жатве твоей, не сжинай, и гроздьев с необрезанных лоз твоих не снимай: да будет этот год покоя земли».

Юбилейный год выступал, по законам Торы о земле и собственности на нее, в качестве следующей градации в субботней системе: «Насчитай себе семь субботних лет, семь раз по семь лет, что было у тебя в семи субботних годах сорок девять лет. И освятите пятидесятый год. Пятидесятый год да будет у вас юбилей.» (Ваикра – Левит. Библейская книга, 25, 8-13). Сущность закона о

«юбилейном годе» состояла также в требовании возвращения к тому порядку вещей, задуманному

Творцом земли и человека, от которого последний по греховной своей природе отклонился. А поскольку этот порядок состоял, в том числе и в равно- мерном распределении земли между членами еврейского общества, то восста- новление его неизбежно должно было принять форму возвращения и земель- ных наделов тем, кто их потерял в неравной борьбе за существование в течение пятидесятилетнего периода. «В юбилейный год возвратитесь каждый в наслед- ственное владение свое» (Ваикра 25, 13).

Собственник - полноправный распорядитель своей земли лишь в пределах пятидесятилетнего периода. Он имеет право продать свой участок, но не далее как до юбилейного года, когда проданное должно бесплатно вернуться к преж- нему владельцу.

Таким образом, система «юбилейных» и «субботних» годов была направ- лена против чрезмерного богатства, с одной стороны, и крайней нишеты - с другой. Законы Торы о «юбилейном» и «субботнем» годах восстанавливали утраченное экономическое равенство.

Заметим, что буддизм, а также национальные религии Китая и Японии (даосизм, синтоизм, конфуцианство), представляя собой специфические типы


мировосприятия, по нашим данным, не придают особого значения отношению человека к устройству земли.

В христианских странах землеустройство по-прежнему считается очень важным делом, требующим от землеустроителя не только хороших профессио- нальных знаний, но и особой духовной подготовки и воспитания. Не случайно профессия землеустроителя часто является потомственной, а землемеры США и ряда других стран, принимая профессиональную присягу, клянутся Богом, обещая честно и добросовестно выполнять землеустроительные работы.

С 1766 г. землемеры России, а также понятые, участвующие в генераль- ном межевании, также принимали присягу, в которой клялись Всемогущим Бо- гом перед святым Его Евангелием и обещали поступать по чистой совести при составлении землеустроительных дел.

В Константиновском межевом институте (ныне Государственном уни- верситете по землеустройству) - центре подготовки межевых инженеров (зем- леустроителей) для всей России - в 1869 г. была введена в действие и освящена домовая православная церковь во имя святых равноапостольных Константина и матери его Елены. В настоящее время она восстановлена и действует в Госу- дарственном университете по землеустройству.

Контрольные вопросы и задания.

1. Регулирует ли землеустройство земельные отношения? 2. Как связано земле- устройство с регистрацией объектов недвижимого имущества, земельным кадаст- ром(кадастром недвижимости), мониторингом и оценкой земель? 3. Для чего нужны при землеустройстве геодезические, картографические и обследовательские работы? 4. Как используются в землеустройстве земельно-информационные системы? 5. Почему земле- устроительные мероприятия должны лежать в основе переселенческих, расселенческих и градостроительных действий? 6. Чем землеустройство отличается от мелиорации земель?

7. Почему организация территории определяет организацию производства сельскохозяй- ственных предприятий и должна увязываться с системами ведения хозяйства и системами земледелия? 8. Поясните, какое значение придавали землеустройству различные религии ми- ра.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.9.236 (0.014 с.)