Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Бушменские языки: кунг, ауни, хадза и др
(Кой1) — условное название автохтонных не-банту языков юга Африки и двух изолированных языков Танзании (сандаве и хадза). Наиболее характерной их чертой является использование щёлкающих согласных (кликсов) в качестве полноценных фонем, что не встречается более нигде в мире, кроме нескольких соседних языков банту, кушитского языка дахало и исчезнувшего ритуального австралийского языка дамин. Многие койсанские языки в настоящее время находятся под угрозой исчезновения, и немало уже вымерло. Общее число говорящих — около 370 тыс. человек. Область их распространения концентрируется вокруг пустыни Калахари. Довольно долго койсанские языки, в соответствии с народами, говорящими на них, делились на бушменские и готтентотские. Резкой разницы в образе жизни этих народов, подкрепляемой некоторыми типологическими характеристиками (наличие именной категории рода у готтентотов), было достаточно, чтобы не замечать между этими языками ничего общего. Более того, готтентотские языки пытались объединить с другими «гендерными» языками Африки (в рамках хамитской гипотезы). Сам термин «койсан» (нама khoi «человек» и san «бушмен») был предложен в 1928 году этнографом Л. Шульце для обозначения общего физическо-расового типа этих народов. Лишь в 1963 году Гринберг связал с этим термином предложенную им ранее макросемью (которую он сам сначала называл «Click languages» («Щёлкающие языки»)). В качестве обоснования этой гипотезы Гринберг указал на некоторые типологические сходства этих языках и их лексические параллели, а главное — на наличие в этих языках щёлкающих согласных (кликов). Ученые подтвердили древнюю изоляцию народов койсан от остального человечества и обнаружили среди них группы, живущие порознь в течение 30 тысяч лет. Результаты исследований опубликованы в двух работах, вышедших в журналах «Science» и «Nature Communications». Свою макросемью Гринберг разделил на языки хадза, сандаве и южно-африканско-койсанские языки (ЮАК), а последние — на северную, южную и центральные ветви. Доказательство родства ЮАК с двумя изолятами выглядит сейчас весьма проблематичным; родство языков внутри каждой из трёх ветвей (за исключением изолята квади) ни у кого не вызывает сомнений. Самым актуальным за последние полвека оставался вопрос, родственны ли между собой эти три ветви.
В исследовании Г. С. Старостина, в котором, во-первых, подтверждается родство внутри трёх классических ветвей (с включением языка чъоан в северно-койсанские языки); во-вторых, постулируется и обосновывается родство северно- и южнокойсанских языков (семья жу-къви); в-третьих, обосновывается возможность родства языков жу-къви и центрально-койсанских, более отдалённого, чем, скажем, для языков индоевропейской семьи, но всё же достижимого (койсанская макросемья). Правда, не все специалисты по койсанским языкам принимают эту реконструкцию. В монографии 2013 года, несмотря на всё, Г. С. Старостин пришёл к выводу, что, по лексикостатистическим данным (анализ 50-словного списка базовой лексики), с достоверностью можно говорить лишь о родстве в рамках отдельных групп койсанских языков: группы жу-ǂхоан; южнокойсанской группы; группы кхой-квади (то есть центральнокойсанских языков с добавлением языка квади); языки хадза и сандаве классифицируются отдельно. Схождения же между этими группами незначительны (не превышают 10-12 % 50-словного списка) и указывают на отсутствие сколько-нибудь близкого родства и необходимость дальнейших исследований для демонстрации дальнего родства. Ныне известные койсанские языки делятся на 3 семьи (две из которых возможно объединяются в одну) и 3 изолированных языка. Для удобства после названий языков приведены их английские соответствия. Центральнокойсанская семья (кхой) o ветвь кхойкхой (готтентотская) — народы нама, хайлъом и дамара § язык нама (Nama, Khoekhoegowab) — самый крупный койсанский язык: 234 тыс. чел. в Намибии и ЮАР § капский кхойкхой (Cape Khoekhoe) — почти вымерший язык юго-запада ЮАР, сохранились два наречия — къхири (гриква) и къора, менее 100 чел. o ветвь чу-кхве (калахарская, центрально-бушменская; Tshu-Khwe) — Ботсвана, Намибия (45 тыс.): северо-восток пустыни Калахари § группа кхое (11 тыс.) · язык кхое (Kxoe) (7 тыс.) · язык лъани-буга (||Ani-Buga) (4 тыс.) § группа наро-лъгана (14 тыс.) · язык наро (Naro) · язык лъгана-цъгви (||Gana-|Gui) (4,5 тыс.) § восточнокхойская группа (15,35 тыс.) · язык шуа (Shua) (6 тыс.)
· язык чва (Tshwa) (9,3 тыс.) Надсемья жу-къви (периферийно-бушменская (49-54 тыс.)) (JU-!WI); единство этой семьи не является общепризнанным; включает 2 семьи: Севернокойсанская семья (жу-чъоанская) o ветвь жу (къхунг; Ju) — на юго-востоке Анголы, севере Намибии и западе Ботсваны (45 тыс.) § язык северный къхунг (!’o-!xung) (12,5 тыс.) § язык центральный къхунг (C.!Xung) (6,9 тыс.) § язык юго-восточный къхунг (ju|’hoan) (25-30 тыс.) — в том числе наречия жуцъоан и лъхаулъе § язык кунг-экока (Ekoka!Kung, Western ǃXuun) — в Намибии и Анголе § язык малиго (Maligo) (2.2 тыс.) § язык къхунг дюны Мангетти (Mangetti Dune!Xung) (500) — в населённых пунктах дюны Мангетти и Омтаку (Намибия) § васекела-бушменский язык (секеле;!’O-!Khung) (61,3 тыс.) — запад полосы Каприви § язык чъкхао-лъае (чъкхаулъэйн; ǂKx’ao-ǁ'ae, ǂKxʼauǁʼein) (7 тыс.) — в Ботсване и Намибии § (†) старохайлъомский язык (Old Hai||om) — язык группы хайлъом, ныне говорящих на особом наречии языка нама § (†) овамбо-бушменский язык (кеди-чвагга; Kedi-Chwagga) — перешли на яз. овамбо (банту) o моногруппа чъоан (ǂHoã) — на юге центральной Ботсваны (200 чел.), иногда считается изолятом Южнокойсанская семья (таа-къви, туу) o ветвь та (Taa,!Xóõ) — на востоке Намибии и западе Ботсваны (4,2 тыс.) § язык западный къхонг § язык восточный къхонг o группа къви (!Kwi) — ЮАР, Намибия § язык нцъу (N|u) — единственный живой язык этой группы (ок. 8 чел. говорящих); вкл. чъхомани (ǂKhomani) и лън-къе (||Ng-!ke) § язык цъауни-хатия (†; |’Auni-Xatia) § язык чъункве (†; ǂUnkwe) § язык лъхау (†; ||Kxau) § язык цъхам (†; |Xam) § язык лъулъе (†; ||Ku||e) § язык сероа (†; Seroa) § язык къган-къне (†;!Gã!ne) § язык лъхегви (†; ||Xegwi) Изоляты o Язык квади — вымерший (в XX веке) изолят юго-запада Анголы, o язык сандаве — изолированный язык Танзании (40 тыс чел.), o язык хадза — изолированный язык Танзании (800 чел.). Последние два языка распространены далеко на северо-востоке в Танзании, и с койсанскими языками их сближают лишь потому, что в них есть кликсы и они не входят ни в какую другую известную семью.
Общее число говорящих: 370 тыс
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.31.73 (0.008 с.) |