Занятие № 2 «Книга рекордов». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие № 2 «Книга рекордов».



Сборник классных часов

(в помощь классному руководителю).

 

(Воспитательная система класса, материал курса «Возможности человека» используется для проведения классных часов в 9 – 11 классах)

 

Автор-составитель, Большаков Сергей Васильевич  – учитель биологии МОУ «СОШ №16» г. Северодвинска Архангельской области. 19 лет являлся классным руководителем. Категория – высшая, Почетный работник  общего образования Российской Федерации.  Победитель Приоритетного национального проекта «Образование» в 2007 г.

 

 Краткая аннотация Данный курс – возможность поделиться накопленным материалом, помочь начинающим классным руководителям в их нелегкой работе. Курс использовался с 1993 года при проведении классных часов. Конечно, данный курс не дает и не может дать ответы на все вопросы. В связи с этим я говорю себе: «Нельзя требовать от жизни абсолютного приближения к идеалу и цели. Жизнь намного сложнее, чем идеал или цель. Древние китайские мастера, если какая-нибудь ваза выходила особенно хорошей, нарочито неискусно охлаждали изделие, и глазурь покрывалась сеткой мелких морщин и трещин. Изделие теряло совершенство, и ему более не угрожала гибель от зависти богов».

 

 

 

Материалы из данного сборника награждены Дипломом Всероссийского конкурса авторских материалов «Организация воспитательной работы в школе», Москва, 2001 г.

Сборник был напечатан дважды.

В рамках областного семинара «Организация воспитательного процесса в образовательном учреждении», Северодвинск, 2003

В журнале «Классный руководитель», Москва, 2007.

Автор активно делится опытом работы с другими учителями.

Выступления Большакова С. В. по данной теме

1. Выступление на секции учителей биологии – классных руководителей по теме «Курс «Возможности человека»», 15.10.1997 г., (на уровне города Северодвинска).

2. Выступление перед учителями школы № 16 по теме «Курс «Возможности человека»», 5.11.1997 г.

3. Выступление на областной научно – практической конференции учителей «От развития личности учителя к развитию ученика», Архангельск, 17 – 19.12. 1997 г., (сертификат, статья).

4. Выступление перед заместителями директоров по воспитательной работе по теме «Курс «Возможности человека»», 8.02.1998 г. (на уровне города Северодвинска).

5. Выступление на областных курсах «Воспитание в современных условиях», Архангельск АОИППКРО, 17.11. 1998 г., (отмечено Благодарственным письмом в адрес школы № 16 и письмом в адрес учителя).

6. Выступление в школе «Ксения», Архангельск, 6.01. 1999 г.

7. Выступление по теме «Курс «Возможности человека»», на областных 4 Ломоносовских педагогических чтениях, АО ИППКРО, Архангельск, 24.03. 1999 г., (сертификат).

8. Выступление для слушателей областных курсов по теме «Система работы классного руководителя», Северодвинск, 16.03. 2000 г.

9. Выступление для слушателей областных курсов по теме «Курс «Возможности человека»» в школе № 16, 3.11. 2000 г.

10. Открытое занятие по курсу «Возможности человека» для учащихся интерната, ноябрь 2001 г.

11. Выступление по теме «Курс «Возможности человека»», перед слушателями городских курсов повышения квалификации (при Институте управления, права и повышения квалификации Поморского государственного университета им. Ломоносова), 6.04. 2002 г.

12. Выступление по теме «Курс «Возможности человека»», перед участниками научно – практической конференции «Развитие воспитания в системе образования Архангельской области», ГОУ «АО ИППК РО», Архангельск, 22 - 23.08. 2002 г.

13. Городской семинар для учителей естественных наук «Уроки педагогического мастерства» на базе школы № 16. Выступление «10 лет курсу «Возможности человека»», совместно с выпускниками 1998, 2001, 2003 г., 29. 01. 2003.  

14. Выступление перед преподавателями ПУ №1, 2007г.

 

Автор–составитель С.В. Большаков

Сборник классных часов

(в помощь классному руководителю)

 

 

Северодвинск

2001

Введение.

Для человека нет ничего более интересного в мире, чем люди.

     Вильгельм Гумбольдт

 

Классный руководитель неизбежно задает себе вопрос: «Как сделать свою работу интересной, полезной детям?». Практика показывает, что классные часы эффективны лишь тогда, когда они посвящаются не только подведению итогов успеваемости, но и обсуждению актуальных жизненных проблем. На таких классных часах обсуждение успеваемости не самоцель, а мостик к той или иной жизненной проблеме. С 1993 года я использую материал курса «Возможности человека» для проведения классных часов.

Характеристика курса «Возможности человека».

Как ни привлекательные естественные науки, важнейшею, коренною наукою остается и останется навсегда наука о человеке.

     Н.Г. Чернышевский

Традиционная схема развития человека включает три компонента. Первый из них - среда, второй - наследственность. Третий источник человеческого роста - сила саморазвития личности, самосозидательный труд. Естественное желание найти свое истинное призвание в жизни затрудняется нередко слабой осведомленностью юношей и девушек не только о будущей профессии, но и возможностях человека вообще и своих личных резервах в частности. Это сказывается на осуществлении стремлений и попыток улучшить свои личностные качества, развивать способности, воспитывать волю и характер. Многие учащиеся зачастую просто не знают, как работать над собой, как заниматься созиданием. Для полного развития своих творческих потенциальных возможностей человеку необходимо, по крайней мере, три условия:

1. Человек должен знать о неограниченных потенциальных возможностях личности.

2. Человек должен захотеть развивать эти возможности и способности.

3. Человек должен обладать волей, необходимой для претворения в жизнь своих планов. (Л. И. Рувинский, С. И. Хохлов «Как воспитать волю и характер» // Москва: «Просвещение», 1988)

Курс «Возможности человека» ориентирован на выполнение этих условий. Цель курса - развитие личности ребенка. Общая задача - оказать содействие человеку в определении и совершенствовании его отношения к самому себе, окружающим людям, миру, деятельности. Сложность постановки задач перед курсом, на мой взгляд, хорошо подмечена в высказывании: «Главная трудность жонглирования в том, что шар летит туда, куда его бросают». Поэтому, очень важно направление броска.

Частные задачи курса «Возможности человека»:

· Показать разнообразие способностей человека.

· Заинтересовать учеников изучением себя и своих способностей. Люди говорят: «Лучший на свете педагог - наш собственный интерес».

· Дать сведения по гигиене человека.

· Расширить представления учеников об окружающем мире.

· Улучшить взаимоотношения учащихся в классе.

· Воспитание потребности активно познавать мир.

· Формирование самооценки.

· Развитие коммуникативных и поведенческих навыков.

· На основании знаний о своих достоинствах и недостатках стараться улучшить успеваемость.

· Помочь в выборе будущей профессии.

Логика курса:

Изучать возможности человека вообще - изучать свои возможности - развивать способности и возможности - использование.

Курс состоит из десяти блоков:

1. «Узнай себя».

2. «О себе».

3. «Игра».

4. «Учеба».

5. «Контакт».

6. «Психика».

7. «Опасность №1»

8. «Здоровье».

9. «Пища».

10. «Жизнь».

Каждый блок - группа занятий, относительно обособленная от остальных групп. Неизменная часть курса состоит из названия блоков и частных задач для каждого блока. Изменяемая часть курса состоит из набора занятий. Она зависит от задач, которые ставит перед собой учитель, от степени подготовки и заинтересованности данной темой учителя и учеников, а также от возраста учащихся. В каждом блоке есть занятия разные по сложности восприятия. На практика можно подобрать тему занятия для данного класса, возраста, степени заинтересованности. В среднем звене должен быть расширен блок «Игра». В старших классах большой акцент делается на блоки: «О себе», «Контакт», «Жизнь». Занятия из блока «О себе» проводятся только по желанию ученика и при полном доверии ученика к учителю. По ходу изучения курса заполняется газета, в которую заносятся результаты занятий. Ученики ведут личные записи. Родители знакомятся с задачами и построением курса. Родители поддерживают идею проведения занятий по этому курсу, часто материал классных часов используется при проведении родительских собраний. Для индивидуальной работы с родителями (только в разрешения ученика) используется материал занятий: «Нарисуй свою жизнь», «Я - самый, самый…», «Своя характеристика».

При подготовке занятия огромную помощь в изготовлении наглядности могут оказать школьники. Это еще одно дело, объединяющее учителя и учеников.

Курс «Возможности человека» помогает в создании классного коллектива. Учитывается мнение школьников при выборе актива класса, улучшаются взаимоотношения учащихся между собой. Школьники становятся более активными, ответственно относятся к поручениям. Складывается по-настоящему уважительное отношение к учителям, работающим в классе.

Конечно, данная работа не дает и не может дать ответы на все вопросы. В связи с этим я говорю себе: «Лучше зажечь одну единственную свечу, чем проклинать темноту».

БЛОК «Узнай себя»

Пока человек существует, он будет себя открывать.

     Е.М. Богат

Занятие №1 «Введение».

Задача: Ознакомить учащихся с потенциальными возможностями человека.

Содержание: Лекция о потенциальных возможностях человека.

Литература:

· Рувинский Л.И., Хохлов С.И. Как воспитать волю и характер. - М., 1998.

 

                                                      Я знаю, как на мед садятся мухи,

                                                      Я знаю смерть, что рыщет, все губя.

                                                      Я знаю книги, истины и слухи,

Я знаю все, но только не себя.

     Ф. Вийон

За много веков до нашего времени мудрец сказал глубоко и просто: «Познай себя!». Но как подступиться к себе, как ухватить свое многоликое Я, с чего начать это начало?

 Изучению человека посвящен курс «Возможности человека». Человек сможет, если захочет.

1. Память человека способна вместить столько информации, сколько ее имеется в хранилищах самой крупной библиотеки.

2. Художник Н.Н. Ге, посмотрев один раз комнату в одном из Петербургских дворцов, точно воспроизвел ее на картине.

3. Композитор М.А. Балакирев точно воспроизвел мелодию П.И. Чайковского, услышанную два года назад.

4. Моцарт обладал феноменальной памятью. Отец взял маленького Моцарта в Ватикан, где исполнялось секретное духовное сочинение композитора Аллегри. Утром Моцарт сказал отцу: «Отец, этот подарок мы пошлем нашей Нинель. Она будет первым человеком после папы, имеющим ноты Аллегри».

5. А. Македонский знал в лицо каждого из 30 тысяч своих солдат.

6. Ученый А.Ф. Иоффе по памяти пользовался таблицей логарифмов.

7. Э Гаон помнил 2500 книг. Мог воспроизвести любой отрывок из книги.

8. Шерешевский не умел забывать, обладал образной памятью. Закрывал глаза и просто считывал информацию с имеющегося в его памяти образа. Цифры и буквы воспринимал образно, например: А - белое длинное, И - уходит вперед, Ю - острое, 1 - гордый, стройный человек, 2 - веселая женщина, 3 угрюмый человек, 6 - человек с распухшей ногой, 87 - полная женщина и человек с усами.

9. Лина По, потеряв зрение, на ощупь создала более 100 скульптур.

10. Генрих Шлиман за 6-8 недель мог освоить иностранный язык.

11. А. Алехин мог играть вслепую на 40 досках.

12. Венгерский шахматист Янош Флеш в 1960 году установил рекорд, играя по памяти на 52 досках. Потерял в весе 6 килограмм, игра продолжалась 13 часов, 31 партию выиграл, 18 - свел вничью, 3 - проиграл.

13. Текстильщики замечают до 100 оттенков черного цвета.

14. Ольга Ивановна Скороходова в детстве полностью потеряла зрение и слух. При помощи дактильного алфавита и рельефно-точечного шрифта было организовано обучение по всем предметам. Ольга Ивановна написала книгу «Как я воспринимаю окружающий мир».

Далеко не все известные люди смогли раскрыть свои способности в школе, и только благодаря упорному труду впоследствии смогли добиться успеха.

1. Шведского ученого-натуралиста Карла Линнея в школе считали тупицей. Карл в 20 лет закончил школу. Однако доктор Ротман заметил склонность Линнея к естественным наукам. Используя интерес Линнея к ботанике, доктор Ротман однажды принес ему книгу Плиния на латинском языке. Линнею пришлось выучить латинский.

2. Отец считал Чарльза Дарвина бездарным: «У тебя только и есть интерес, что к стрельбе, возне с собаками и ловле крыс. Ты будешь позором для себя и своей семьи». Фундаментальный труд «Происхождение видов…» принес Ч. Дарвину мировую славу.

3. Н.В. Гоголь писал посредственные сочинения.

4. Дядя Якоб успокаивал А. Эйнштейна: «Ничего, Альберт, не все становятся профессорами, и ты кем-нибудь станешь».

5. Демосфен страдал дефектом речи, имел слабый голос. Чтобы избавиться от картавости, он говорил, набрав в рот мелких камушков, часами декламировал стихи на берегу моря.

Говорят, что гений - 1% вдохновения и 99% потения. Выше перечисленные примеры доказывают нам, что это на самом деле так. Для полного развития своих способностей человек должен знать о неограниченных потенциальных возможностях, должен захотеть реализовать эти возможности, должен обладать стойким характером.

Занятие № 3 «Знакомство».

Задачи: Создать условия для ознакомления учащихся друг с другом. Установить контакты. Заинтересовать учащихся изучением себя и других.

Содержание: Заполнение газеты 1. Общий рост и вес класса. 2. Сколько мальчиков и девочек. 3. Цвет глаз. 4. Цвет волос. 5. Размер обуви. 6. группа крови. 7. Скорость чтения. 8. Сила правой руки (необходим динамометр). 9. У кого в семье живут животные, растения. 10. Клички животных. 11. Кто умеет складывать язык трубочкой и т.д.

Занятие № 5 «Темперамент».

Задача: Дать сведения о темпераменте человека.

Содержание: Сообщения учащихся о темпераментах человека. Определение своего темперамента. Заполнение газеты.

Литература:

· Жариков Е., Крушельницкий Е. Для тебя и о тебе. - М., 1991.

 

Характер - стержень личности, вырабатывается и изменяется в течение жизни человека. Характер во многом зависит от темперамента. Выделяют четыре вида темперамента.

Сангвиник - жизнерадостный человек, живой, подвижный, увлекающийся. Повышенный уровень притязаний, лидер, стремящийся к общению, неконфликтен, активен, решителен, богатство эмоций. Процессы активности и торможения уравновешены.

Холерик - человек, которого как бы разъедает, стимулирует желчь. Он энергичен, повышенно возбудим, страстен. Необуздан, плохо переключается, вспыльчив, работает по настроению, общение затруднено, не стремится к лидерству, не гнушается сарказма, усугубляет конфликты, но верный друг. Такой человек пусть лучше прокричится, если ему нужно.

Флегматик. Для него характерно: «Я никого не трогаю, не трогайте ради Бога меня». Человек хладнокровный, равнодушный, редко раздражающийся, настойчивый, с медленной восприимчивостью. Мало общителен, вялые жесты, движения, мимика. Хорош своей сдержанностью. Объективен в отношении других. Добросовестен. Нужна тихая, спокойная работа.

Меланхолик. Для него характерны: склонность к угнетенному настроению и мрачным мыслям, грусть, замедленность движений, затрудненность течения мысли. Слабый тип темперамента. Очень сложное общение; очень точно дает характеристику любому; плаксивен, капризен. Может учиться хорошо, если чувствует внимание, робок. Не умеет снимать конфликты и сам не конфликтует. Не понимает шуток.

У каждого типа темперамента есть свои яркие представители. Сангвиник - А.И, Герцен, холерик - Наполеон, флегматик - И.А. Крылов, Меланхолик - Н.В. Гоголь. Обычно у человека типы темперамента не проявляются в чистом виде, поэтому мы можем говорить о преобладании какого-либо типа темперамента. Для успешного восприятия материала характеристики темперамента выписывают на отдельных листах ватмана. Учащиеся определяют свой преобладающий тип темперамента. Полученные данные заносятся в газету.

Занятие № 6 «Полет на планету Зирда».

Задачи: Выявить лидера, его помощников. Выяснить дружеские связи, «отверженных», неформальных лидеров.

Содержание: Игровая анкета. Учитель читает текст, по ходу повествования ученики отвечают на вопросы анкеты. Результаты анкеты используются при выборе актива класса. Результаты заносятся в газету.

Оборудование: самодельные рисунки для каждого этапа путешествия.

Сейчас 2096 год. Звездолет «Альграб» находится на пути к планете Зирда. Недобрые величественные звезды в отражательных экранах совершают дикие скачки. До Земли 50 миллионов километров. На борту «Альграба» 10 Б класс в полном составе погружен в анабиоз (спят). Не спят двое - классный руководитель и его помощник.

ВОПРОС №1. Кто помощник классного руководителя?

Звездолет «Альграб» летит на каникулы к любимой учительнице, которая улетела на Родину, потому что школа № 16 летом не работает.

ВОПРОС №2. Написать фамилию любимой учительницы.

Странное тревожное ощущение пробежало по нервам классного руководителя. «Альграб» начал раскачиваться. В 2096 году вдруг отказал электронный мозг корабля. В рубке начал собираться 10 Б класс. Ученики и ученицы еще сонные ничего не могли понять. «Можно подвести итоги, - сказал классный руководитель, - мы вынуждены приземлиться на ближайшую планету, если нам позволят планетарные двигатели». «Ой!» - вдруг воскликнул он и сел в кресло.

«Радикулит скрутил его окончательно», - сказал кто-то из учеников. Пока корабль попадал на неизвестную планету, был выбран новый, достойный командир корабля.

ВОПРОС №3. Кто стал новым командиром корабля? Кому можно доверить жизнь людей?

В помощь новому командиру были выбраны три помощника.

ВОПРОС №4. Кто стал помощниками капитана?

Оглушительный вой сотряс корпус «Альграба». Посадка окончилась. Первоочередной задачей была разведка, на которую должны отправиться самые смелые.

ВОПРОС №5. Написать фамилии двух разведчиков.

 Результаты разведки были вполне утешительными. На планете можно было жить. В бездонную даль космоса был послан сигнал «SOS». Необходимо было строить жилье.

Вопрос № 6. С кем из друзей вы будете жить в космическом доме?

Спустя неделю прилетел директор и всех выручил.

Занятие № 9 «Кругозор».

Задачи: Предоставить возможность ученику оценить свой кругозор.

Содержание: Учащиеся письменно отвечают на вопросы. Результаты работы заносят в газету.

Вопросы:

1. Первый российский император.

2. Собственноручная надпись, сделанная знаменитостью на книге, фотографии, в альбоме коллекционера.

3. Причиняет гораздо больше горя, чем радости, хотя употребляют его ради радости.

4. Русский художник, иконописец, автор Троицы (10-20-е гг. 15 века).

5. Общественное книгохранилище.

6. Центральный храм Акрополя в Афинах (архитекторы Иктин и Калликрат 447-438 гг. до н.э.)

7. Звуковая эмблема государства. Во время исполнения все встают, мужчины обнажают головы, военные отдают честь.

8. Ничем не ограниченная власть, опирающаяся на силу господствующего класса.

9. Политический деятель, оратор, писатель Древнего Рима (106-43 гг. до н. э.) Ему принадлежит высказывание «Познай самого себя».

10. Объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания. Вещество, из которого состоят физические тела.

11. Своеобразное мнение, остроумное суждение, расходящееся с общепринятыми представление, противоречащее (иногда только внешне) здравому смыслу.

12. Искусство писать четким красивым почерком.

13. Бывают свои, чужие, библиотечные.

14. Знак любви. Марлен Дитрих советует: «не тратьте их понапрасну, но и не подсчитывайте».

15. Единственные люди, для которых мы никогда не станем взрослыми.

16. Огромный амфитеатр для гладиаторских боев, построенный в 75-82 гг. в Риме. В плане представляет эллипс, длинной 188 м, шириной 156 м, высотой 50 м.

17. Нужна каждому человеку. И даже не одна, а несколько: для волос, для зубов, для обуви, для одежды.

18. Полководец, которому народ присвоил почетное здание «Маршал Победы».

19. Величайший художник (1452 - 1519), автор портрета Моны Лизы Джоконды.

20. Небесное тело, вращающиеся вокруг Солнца и получающее от него свет и тепло.

21. Автоматическое устройство, действующее по заданной программе и обрабатывающее в кратчайшие сроки большие объемы информации.

22. Автор «Сказки о рыбаке и рыбке», создатель русского литературного языка.

23. Физик-теоретик, один из основателей современной физики. В 40-е годы выступил против применения ядерного оружия. Лауреат Нобелевской премии 1921г.

24. Совокупность движений человеческого общества в производственной, общественной и умственной деятельности.

25. Американский ученый (1894 - 1964), один из «отцов» кибернетики. Ему принадлежат слова: «Мозг писателю нужнее, чем компьютер».

26. Искусство объемного художественного изображения.

27. Развитие от низшего к высшему, от простого к сложному.

28. Автор строк: «тяжело в ученье, - легко в походе»; полководец.

29. Автор картины «Герника», в которой изображена апокалиптическая картина войны, смерти, разрушения; отклик мастера на события гражданской войны в его родной Испании.

30. Шутливое название врача по имени бога врачевания в древнеримской мифологии.

31. Форма общественного сознания, представляющая собой систему наиболее общих понятий о мире, месте человека в нем, теоретическая основа мировоззрения.

32. Процесс создания материальных блага, без которых невозможно само существование людей.  

33. Автор романа «Остров сокровищ».

34. Американский промышленник, один из основателей автомобильной промышленности США. Он говорил: «Я никогда не стою, если имею возможность сидеть и никогда не сижу, если имею возможность лежать».

35. Испанский живописец-сюрреалист, автор картины «Остатки автомобиля, дающие рождение слепой лошади, убивающей телефон».

36. Звездная система.

37. Житель древнегреческой колонии. Сибарис - бездельник, проводящий жизнь в роскоши и праздности.

38. Объединение людей, связанных совместной работой, общими целями и интересами.

Ответы: 1. Петр Первый. 2. Автограф. 3. Алкоголь. 4. Андрей Рублев. 5. Библиотека. 6. Парфенон. 7. Гимн. 8. Диктатура. 9. Марк Туллий Цицерон. 10. Материя. 11. Парадокс. 12. Каллиграфия. 13. Книги. 14. Поцелуй. 15. Родители. 16. Колизей.17. Щетка. 18. Георгий Константинович Жуков. 19. Леонардо да Винчи. 20 Планета. 21. Компьютер. 22. А.С. Пушкин 23. Альберт Эйнштейн. 24. Культура. 25. Норберт Винер. 26. Скульптура. 27. Эволюция. 28. Александр Васильевич Суворов. 29. Пабло Пикассо. 30. Эскулап. 31. Философия. 32. Производство. 33. Роберт Луис Стивенсон. 34. Генри Форд. 35. Сальвадор Дали. 36. Галактика. 37. Сибарит 38. Коллектив.


БЛОК «О СЕБЕ».

                                                                 Самим собою будь!

                                                                                         Бетховен.

Человеку необходимо иногда остановиться и подумать о себе. Работы из блока «О себе» выполняются по желанию учащихся, можно анонимно. Работы «Нарисуй свою жизнь», «Своя характеристика» вкладываются в папку ученика и вручаются на выпускном вечере. Результаты работы «Я самый, самый…» тоже используются на выпускном - вручаются самодельные медали «Самой доброй», «Самой веселой», «Самому лучшему помощнику классного руководителя» и т.д.

БЛОК «ИГРА».

                                                                                                                               Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет.

                                                                                                                                           А.С. Макаренко

 

Игровая деятельность ребенка есть «нулевой цикл» его будущей личности, путь к познанию ребенком мира и самого себя. В игре осуществляется переход от воспитания к самовоспитанию, к свободной, по внутреннему побуждению, работе над собой. Этот переход обеспечивается игровым интересом, «принципом удовольствия», на котором основаны игры детей. Требования к игре: исключить риск для здоровья (безопасность инвентаря), не унижать играющих.

Рекомендуемая литература: Шмаков С., Безбородова Н. От игры к самовоспитанию: Сборник игр-коррекций. - М.: Новая школа, 1995.

Занятие № 1 «Карты Проппа».

Задачи: развитие фантазии, процесса сочинительства. Развитие процесса общения. Установление человеческих связей через игру.

Содержание: Учащиеся играют в карты В.Я. Проппа - советского ученого-фольклориста. Сочиняют сказку о классе, школе… Каждый вытаскивает из колоды одну карту. Карты пронумерованы (1-20) и содержат ключевую фразу. Выступают согласно номера вытащенной карты.

1 карта - предписание или запрет, 2 - нарушение, 3 - вредительство или недостача, 4 - отъезд героя, 5 - задача, 6 - встреча с дарителем, 7 - волшебные дары, 8 - появление героя, 9 - сверхъестественные свойства противника (соперника), 10 - борьба, 11 - победа, 12 - возвращение, 13 - прибытие домой, 14 - ложный герой, 15 - трудные испытания, 16 - беда ликвидируется, 17 - узнавание героя, 18 - ложный герой изобличается, 19 - наказание противника, 20 - свадьба.

Занятие №2 «Оригами».

Задачи: Изготовление оригами в подарок.

Содержание: Учитель знакомит учащихся с искусством складывания бумаги. Изготовление простейшего подарка, украшение класса.

Литература:

· Оригами, М.: Владос, 1994.

Занятие №3. «Ролевые игры»

Задачи: Создание внутренних копилок интонаций, движений, жестов, взглядов, поз.

Содержание: Учащиеся играют в ролевые игры по В. Леви.

1. Одно и то же слово произнести: тихо, громко, растянуто, заикаясь, утвердительным тоном ответственного работника, удивленно, восторженно, задумчиво, вызывающе, скорбно, нежно, иронически, злобно, разочаровано, торжествующе.

2. Прочитайте любой текст («Однажды в студеную зимнюю пору…»): а) шепотом, б) с максимальной скоростью, в) очень громко, г) со скоростью улитки, д) как будто вы страшно замерзли, е) как будто у вас во рту горячая картошка, ж) как будто вас через 10 минут расстреляют, з) как будто его прочел марсианин, и) лошадь, только что научившаяся говорить, к) робот, л) пятилетняя девочка.

3. Посидите как сидят: председатель экзаменационной комиссии; пчела на цветке; кассир на своем рабочем месте; побитая собака; торжествующа собака; кот, имеющий намерение пойти погулять; невеста на свадьбе; наездница; Гамлет, принц датский, преступник на скамье подсудимых; космонавт в скафандре.

4. Походите как: младенец, который только что начал ходить; глубокий старик; лев; пьяный; артист балета; горилла; амеба; солдат прусской армии; Ромео в ожидании свидания.

5. Улыбнитесь как: леди Макбет; очень вежливый японец; собака своему хозяину; кот на солнышке; само солнышко; мать младенцу; младенец матери.

Занятие № 4 «Что читать?»

Задачи: Показать взаимосвязь чтения и умения правильно и понятно излагать свои мысли.

Содержание: Знакомство с книгой Д. Карнеги «Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично». Ответить на вопрос «Что читать?»

Литература:

· Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. - Минск: ООО СЛК, 1996.

 

«И у Вас и у меня имеется лишь четыре метода контактов с окружающим миром. О нас судят на основании того, что мы делаем, как выглядим, что говорим и как мы это говорим». Эта цитата заслуживает того, чтобы ее, как речь Линкольна, отлили в бронзе. Множество людей находят свой жизненный путь даже не делая попыток обогатить свой запас слов. Нормативный словарь английского зыка содержит 450 тысяч слов. Однако средний человек обходится примерно двумя тысячами слов. Не удивительно, что часто люди не могут доступно, ясно выразить свои мысли. Способность правильно выражать свои мысли жизненно необходима. Каким образом можно овладеть словами, чтобы употреблять их красиво и точно? Нужно читать. Даже великие ораторы обязаны чтению книг. Вот в чем секрет! Тот, кто обогащает, расширяет свой запас слов, должен постоянно обращаться к сокровищам литературы. Демосфен 8 раз переписал «Историю» Фукидида, чтобы овладеть величественной и впечатляющей фразеологией этого знаменитого историка. Толстой читал и перечитывал Евангелие до тех пор, пока не выучил большие отрывки наизусть. Линкольн писал: «Единственный путь к успеху состоит в том, чтобы доставать книги и тщательно читать и изучать их».

Какие книги? Когда сэра Генри Ирвинга попросили составить список из ста лучших книг, он ответил: «Прежде чем составить список из ста лучших книг, позвольте мне выучить две - Библию и Шекспира». Сэр Генри был прав. «Скажи мне, что ты читаешь, - заметил Гете, - и я скажу тебе, кто ты».

Еще один секрет, который научит вас правильно выражать свои мысли: читать словарь. Как сумел Марк Твен развить свои способности в употреблении слов? Везде, где бывал Марк Твен был его словарь. Марк Твен хотел сделаться повелителем слов. Линкольн любил сидеть в сумерках и читать словарь до тех пор, пока еще можно было что-то рассмотреть. Эти случаи не являются исключительными, каждый выдающийся писатель и оратор делают то же самое. Читайте со словарем, ищите незнакомые слова.

Подведем итог: 1. Читайте самое прекрасное. 2. Читайте со словарем, читайте сам словарь.

Занятие № 5 «Память».

Задачи: Показать значение памяти для современного человека.

Содержание: Значение памяти. Виды памяти. Законы запоминания.

Литература:

· Рувинский Л.И., Хохлов С.И., Как воспитать волю и характер. - М.: Просвещение, 1986.

· Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. - Минск: ООО СЛК, 1996.

 

Без памяти процесс общения невозможен. Память обеспечивает процесс единства личности. По мнению ученых, обычный человек использует не больше 10 % своей памяти. В зависимости от того, что запоминается человеком, можно выделить четыре вида памяти. Двигательная память лежит в основе обучения движениям, бытовым, спортивным и трудовым навыкам, письменной речи. У великих спортсменов великолепно развита двигательная память. Образная память помогает запомнить лица людей, картины природы, обстановку, запахи, звуки, музыку. Образная память хорошо развита у писателей, артистов, художников, музыкантов. Пример образной памяти: однажды во время опытов Шерешевскому предложили послушать тон 50 Гц с силой звука 10 дб. Он увидел коричневую полосу на темном фоне с красными языками; этот звук, по его словам, «имел» кисло-сладкий вкус. Эмоциональная память прочно сохраняет пережитые человеком чувства. О таком виде памяти К.С. Станиславский писал: «Раз вы способны бледнеть, краснеть при одном воспоминании о испытанном, раз вы боитесь думать о недавно пережитом несчастье, у вас есть память на чувствования, или эмоциональная память». Словесная память - запоминание, сохранение и воспроизведение прочитанных, услышанных, произнесенных слов.

Память может быть непроизвольной, когда запоминание идет без усилий, как бы само собой. Непроизвольно запоминается то, что произвело сильное впечатление, имеет важное значение. Память может быть и произвольной, когда человек ставит перед собой цель, принимает волевые усилия. Память бывает долговременная и кратковременная. Законов запоминания всего три: впечатление, повторение, ассоциация. Очень важно впечатление. Нужно получит глубокое, яркое впечатление о том, что вы хотите запомнить. Для этого необходимо: а) сосредоточиться; б) внимательно наблюдать (очень часто дефекты памяти - это плохое внимание); в) получить впечатление при помощи возможно большего количества органов чувств. Например: читать вслух чтобы восприятие было зрительным и слуховым; г) старайтесь получить зрительное впечатление, оно прочнее. Например: Марк Твен не мог запомнить последовательность своих выступлений до тех пор, пока не начал пользоваться рисунками.

Второй закон памяти - повторение. Тысячи студентов-мусульман знают наизусть книгу Коран. Эта книга такого же объема, как Новый Завет, и они достигают этого путем повторения. Запомнив что-либо, мы за первые восемь часов забываем столько же, сколько за следующий месяц. Не повторяйте текст снова и снова, пока он не закрепится. Прочитайте текст два раза, потом бросьте, позднее снова и снова возвращайтесь к нему. Повторение с интервалами позволит вам потратить наполовину меньше времени, чем при запоминании в один прием.

Третий закон памяти - ассоциация. Единственный способ запомнить какой-то факт - это ассоциировать его с другим фактом. Для этого обдумайте новый факт со всех точек зрения. «Почему так?», «Как получилось, что это так?», «Когда это бывает?», «Где это бывает?», «Кто сказал, что это так?». Чтобы запомнить фамилию незнакомого человека, задавайте ему вопросы. Попытайтесь связать его фамилию с его лицом, узнайте, чем он занимается. Чтобы запомнить даты, связывайте их со знаменитыми датами, которые вы знаете. Чтобы запомнить последовательность пунктов выступления расположите их так, чтобы одна тема логически вытекала из другой.

Занятие №7 «С чего начать?»

Задачи: Дать рекомендации по подготовке к экзаменам.

Содержание: 1. Определить цель. 2. Наметить сроки. 3. Составить план подготовки. 4. Придумать стимул. 5. Скажите себе «нет». 6. Учитесь выбирать главное. 7. Скажите себе «пора». 8. Начните с главного. 9. Берегите время. 10. Наметьте тех, к кому нужно и можно обратиться.

Литература:

· Жариков Е., Крушельницкий Е. Для тебя и о тебе. - М., 1991.

БЛОК «КОНТАКТ».

                                                                                                                                        Когда же человек покорит

                                                                             межчеловеческое пространство?

                                                                                         Станислав Ежи Лец.

Занятие №5 «Контакт».

Задачи: Показать многообразие контактов между людьми.

Содержание: «Наличные - не единственная связь человека с человеком». Учитель раскрывает содержание различных типов взаимоотношений между людьми.

Литература:

· Жариков Е., Крушельницкий Е. Для тебя и о тебе. - М., 1991.

БЛОК «ПСИХИКА».

Занятие №2 «Сила психики».

Задачи: Показать на примере силу и слабость психики человека.

Содержание: учитель рассказывает об упражнениях йогов по выработке «психологического тепла», о системе закаливания П.К. Иванова, приводит примеры, когда психика не подчиняется воле человека. Феномены психики. Дневник Левы Федотова, заглянувшего в будущее.

Литература:

· Горбовский Н.А. Пророки? Прозорливцы?//Знак вопроса. - 1990. - №1.

· Росциус Ю. Дневник пророка//Знак вопроса. - 1990. - №4.

 

                                                      Как бы человек ни пытался забыть о ней,

                                                      психическая энергия напомнит о себе. И

                                                      дело просвещения - научить человечество

                                                      обращаться с этим сокровищем.

                                                                                                     Н.К. Рерих



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.160.61 (0.132 с.)