Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Приемы развития творческой атмосферы во время учебы

Поиск

• Не спешите с оценкой ответов обучающихся как правильных или неправильных.

• Никогда не отвергайте неправильные ответы с ходу.

• Относитесь серьезно ко всем комментариям со стороны слушателей.

• Не критикуйте отдельных слушателей в ходе учебы, если это все же необходимо, то луче пусть это сделает группа, но по возможности обеспечьте конструктивность этой критики.

• Стимулируйте групповые дискуссии и обсуждения.

• Чаще бросайте вызов возможностям слушателей, предлагая им найти нестандартные решения хорошо известных проблем.

• Чаще давайте задания, требующие от слушателей проявления творчества и чувства юмора.

 

Суть интерактивных методов обучения состоит в том, что они ориентированы не только на широкое взаимодействие между педагогом и учащимися, но и на взаимодействие между самими учащимися. Рассмотрим некоторые из них.

 

«Лабиринт».

Сущность метода состоит в том, что обучающиеся, получая, решения задачу, проблему, конфликтную ситуацию, одновременно снабжаются рядом вариантов-предложений - верных и ошибочных - для решения. Идя различными путями-лабиринтами, они определяют один или несколько правильных способов решения задачи проблемы, конфликтной ситуации.

Его целесообразно применять в тех случаях, когда необходимо научить быстро и правильно ориентироваться в многовариантных ситуациях, или когда существует несколько способов решения задачи.

«Мозговая атака».

Метод сложный, относится к игровым методам. Дает положительный результат при обсуждении спорных вопросов, гипотез, проблемных или конфликтных ситуаций. Есть несколько вариантов осуществления этого метода.

Вариант 1.

Академическая группа подразделяется на две подгруппы - «генераторов идей» и «критиков идей», выделяется еще три человека - эксперты-аналитики. Метод реализуется в четыре этапа:

1) подготовительный - преподаватель проводит инструктаж о цели, содержании, характере, правилах участия в игре;

2) «генераторы идей» быстро и четко высказывают все предложения по решению названной проблемы, создают «банк идей»;

3) «критики идей» «атакуют»: отбирают наиболее ценные, прогрессивные идеи и предложения, анализируют, оценивают, критикуют их и включают в список актуальных предложений, обеспечивающих решение проблемы;

4) эксперты анализируют и оценивают деятельность обеих подгрупп, значимость выдвинутых идей.

Вариант 2.

Во время сеанса «мозговой атаки» происходит как бы цепная реакция идей, приводящая к интеллектуальному взрыву. Оптимальное число участников 5-12 человек.

Технология проведения «мозговой атаки».

1. Постановка проблемы (задачи) перед творческой группой, четко сформулировать:

• что в итоге необходимо получить или иметь;

• что мешает получению желаемого.

2. Этап молчаливого генерирования (10-15 мин.). Членам группы
предлагается письменно изложить возможные решения поставленной
задачи в полной тишине (обязательное условие). При генерировании
идей индивидуумы продуктивнее групп. При молчаливом генерировании внимание не отвлекается, а концентрируется, создается атмосфера поиска, при которой результаты лучше и разнообразнее. Участников стимулирует обстановка, когда все вокруг напряженно работают и их не торопят немедленно обсудить идею. Они свободны от нежелательного эффекта обычных контактов неформальных групп.

3. Этап неупорядоченного перечисления идей. Руководитель пред­лагает участникам по очереди назвать записанные ими решения про­блемы. Обсуждение ограничивается попыткой сжато изложить ответ для удобства его регистрации. Этот этап продолжается до тех пор, пока не будут записаны все идеи решения проблемы.

4. Этап уяснения идей. На этом этапе происходит быстрое рассмот­рение зарегистрированного перечня идей.

5. Этап голосования и ранжирования. Всем участникам раздаются карточки, число которых зависит от числа идей, полученных на третьем этапе. Когда участники проранжируют предложенные идеи, указав это в карточках, руководитель объявляет перерыв. Во время перерыва он и его помощники делают подсчеты.

Инструктаж участников при ранжировании. Из восьми карт выбе­рите карту, содержащую самую важную идею, напишите цифру 8 в пра­вом нижнем углу карточки, обведите цифру кружком, а карточку отло­жите. Из оставшихся семи карт выберите карту, содержащую наименее важную идею, напишите цифру 1 в правом нижнем углу карточки, обве­дите цифру кружком, а карточку отложите. Из оставшихся шести карт выберите самый важный пункт, запишите цифру 7 в правом нижнем углу, обведите цифру кружком, а карточку отложите. Действуйте подоб­ным образом до тех пор, пока не будут отложены все карточки.

Требования к проведению «мозговой атаки».

1.Участники сидят за общим столом лицом друг к другу.

2.На третьем этапе запрещаются споры, критика и какие-либо оценки того, что говорится.

3.Время выступления каждого участника — 1-2 мин.

4.Высказываются любые идеи, вплоть до утопических, бредовых.

5.Количество идей важнее их качества.

6.На 4 этапе каждая идея обсуждается, критикуется и оценивается по следу­ющим критериям:

- соответствие предпосылкам и начальным требованиям;

- возможность реализации или отсутствие таковой;

- реализуется сразу или требуется время;

- требует ее реализация лишних затрат или нет;

- применима ли в другой сфере деятельности.

7. Критические замечания излагаются сжато, лаконично (идеи, об­суждение которых требует много времени, лучше повторно рассмотреть позже).

8. Выступать можно несколько раз, однако высказывания должны быть непродолжительными.

9. Продолжительность первого рассмотрения — 20 мин.

 

Обязанности руководителя — координатора «мозговой атаки».

1. Знакомит членов группы с правилами работы и поведения в группе.

2.Ставит проблему и предлагает высказывать любые решения без
предварительного обдумывания.

3.Организует запись всех высказываемых предложений (как можно
точнее).

4.Следит за регламентом и соблюдением периодов работы.

5.Помогает высказаться всем желающим, поощряет стеснительных
или неспециалистов, особенно если творческая активность снижается.

6.Набирает спектр версий для решения проблемы и лишь потом
останавливается на лучшей из них.

7.Стимулирует вопросы типа: «Есть ли связь между идеями»?

8.Представляет участникам полный список идей, составленный на
этапе их высказывания.

9.Пытается систематизировать идеи по каким-либо признакам.

10.Подводит итоги обсуждения, информирует о проблемах, остав­шихся открытыми.

11.Не перебивает участников, не комментирует их высказывания,
какими бы оригинальными они ни были.

 «Аквариум».

Данный метод похож на метод «мозговой атаки», применяется с аналогичной целью - развитие творческого мышления, умений вести познавательный или профессиональный поиск решений сложных проблем, аналитических способностей.

Академическая группа делится на две подгруппы. Одна из них располагается в центре аудитории (по кругу) - в «аквариуме». Другая подгруппа рассаживается вокруг «аквариума» и внимательно наблюдает за ходом дискуссии, которую ведут по определенной проблеме сидящие в центре, причем каждый следит за 1-2 конкретными слушателями, ведущими дискуссию.

По истечении отведенного преподавателем времени начинается анализ хода дискуссии и степени разрешения проблемы. Отмечается активность участников, характер и актуальность высказанных идей. Если сидящие в «аквариуме» не сумели всесторонне обсудить проблему, возможна общая дискуссия. Затем эксперты-аналитики комментируют, действия и мысли-идеи обеих подгрупп, высказывают свое мнение об эффективности дискуссии.

Дидактические методы «мозговая атака» и «аквариум» представляют собой разновидность дискуссии, но по более сложной проблеме и в более сложной игровой форме.

 

Групповое обсуждение.

Групповые обсуждения позволяют максимально полно использовать опыт слушателей, способствуя лучшему усвоению ими изучаемого материала. Это обусловлено тем, что здесь не преподаватель рассказывает слушателям о том, как должно быть, что является правильным, а сами слушатели вырабатывают доказательства, обоснования принципов и подходов, по схеме, предложенной преподавателем. Например, слушателям дается описание конфликтной ситуации при взаимодействии руководителя подчиненного и группе предлагается найти ошибки, допущенные руководителем, либо указать качества, отличающие успешного руководителя, либо важнейшие рычаги воздействия на подчиненных, имеющиеся у руководителя, и т.п. На обсуждение вопросов, предложенных для обсуждения, преподаватель выделяет определенное время (обычно от 5 до 20 минут), в течение которого группа должна подготовить развернутый ответ. Чтобы стимулировать групповую работу преподаватель может задавать определенные рамки (например, указать не менее 10 ошибок), вводить правила группового обсуждения (например, высказываться всем без исключения по очереди), предлагать определенный алгоритм выработки общего мнения (примеру, сначала каждый индивидуальноготовит в письменном виде свой вариант решения поставленной проблемы, а затем эти решения обсуждаются в группе и вырабатывается общее решение). Можно назначить лидера, который возьмет на себя руководство ходом группового обсуждения и представления выработанных предложений. Однако если этого не делать, то это вовсе не значит, что обсуждение будет идти неуправляемо. Опыт показывает, что в группе, почти всегда находится человек, готовый взять на себя ответственность за результаты группового обсуждения. В том случае, если в группе оказывается два или несколько лидеров, они начинают осуществлять руководство ходом дискуссии за счет некоторого разделения обязанностей (либо по очереди выступают в роли лидера, либо один руководит обсуждением, а другой докладывает результаты).

Если в группе несколько лидеров, то борьба за лидерство или личные качества отдельных слушателей (стремление победить любой ценой, неспособность принять чужие мнения, оценки и др.) могут спровоцировать конфликт между ними. В таких случаях необходимо вмешательство преподавателя, так как конфликтные отношения в группе резко снижают эффективность групповой работы. Иногда здесь полезным оказывается назначение лидеров обсуждения по очереди. Преподаватель может использовать принцип очередности, когда при обсуждения разных вопросов роль лидера, в задачи которого входит руководство процессом обсуждения, отслеживание установленных правил ведения обсуждения (высказываться по очереди, не перебивать и т.п.) и представление решений или предложений, выработанных группой, будут исполнять разные люди. Чтобы обсуждение было успешным, участники должны придерживаться определенных правил. Эти правила обычно устанавливаются преподавателем.

 

Правила проведения групповой дискуссии

• Прежде чем начинать обсуждение, четко сформулируйте проблему, предмет обсуждения. Добейтесь общего понимания обсуждаемой проблемы.

• Говорите по очереди. Необходимо исключить перебивания. Если кто-то начал говорить, то все остальные должны молчать.

• Внимательно слушайте, старайтесь понять суть мнения или предложения говорящего. Когда человек молчит, это не обязательно означает, что он внимательно слушает. Он может просто ожидать своей очереди высказаться. Показатель внимательного слушания – способность своими словами пересказать мнение, позицию говорящего.

• Исключите оценочные суждения, особенно негативной направленности, задевающей самоуважение говорящего ("Плохо", "Нелепо", "Глупо", "Неграмотно" и т.п.).

Не переходите на личности. Критиковать или обсуждать можно только предложения, а ни в коем случае не личностные особенности говорящего ("Ты что, совсем глухой?").

• Критика должна быть конструктивной. Не говорите: "Это не пойдет", а "Ты неправильно понял задачу", работайте на дополнение. Внимание следует концентрировать не на ошибках, промахах, а на том, как сделать лучше, как улучшить предложение, найти в нем рациональное зерно, которое можно развить, улучшить или дополнить.

• Подведите итог обсужденияи убедитесь, что результаты дискуссии достаточно точно отражают мнения всех членов группы.

Правила проведения групповых обсуждений недостаточно просто зачитать, записать на доске, плакате или раздать слушателям в виде раздаточных материалов. Необходимо четко разъяснить, что означает каждое требование и что должен делать каждый участник, чтобы соблюдать его. Преподаватель должен внимательно следить за работой в группах, и в тех случаях, когда он будет замечать какие-то нарушения установленных правил или отклонения от нормального хода обсуждения, указывать слушателям на это и помогать им наладить эффективную групповую работу. Среди тем для группового обсуждения предпочтение следует отдавать таким, которые, с одной стороны, тесно связаны с изучаемым материалом, а с другой, - позволяют слушателям максимально использовать свой личный опыт. Групповые обсуждения особенно эффективны для изучения и проработки сложного материала и формирования нужных установок. Данный метод обеспечивает хорошие возможности для обратной связи, подкрепления, практики, мотивации и переноса.

 

Деловые игры

Деловые игры – это такая форма обучения, когда отработка учебной тематики происходит на основе ситуаций и материала, моделирующих те или иные аспекты профессиональной деятельности слушателей. Деловая игра предполагает наличие определенного сценария, правил работы и вводной информации, определяющей ход, содержание игры.

Проведение игры проходит три этапа: подготовка, непосредственное проведение и разбор хода игры и подведение итогов.

Подготовка к проведению деловой игры

Задачи, решаемые преподавателем, меняются на различных этапах игры. В период подготовки деловой игры его основные функции – введение слушателей в игру, а отдельных слушателей – в роль, которую им предстоит сыграть. Главная задача преподавателя на этом этапе игры – создание такой атмосферы, в которой слушатели захотят действовать инициативно и творчески. Принципы распределения ролей среди слушателей или принятия решения вопроса о вхождения в ту или иную команду могут быть различными. Один из них – по желанию участников. Если желающих исполнять ту или иную роль не находится, распределить роли и разбить слушателей на команды может преподаватель (тренер). При проведении игры команды могут работать в параллельном режиме или по очереди, можно назначить основную команду и команду-дублер, которая будет вступать в игру при определенных обстоятельствах (задаваемых преподавателем/тренером или возникающих в ходе игры). Преподаватель (тренер, организатор игры) заранее готовит исходные данные и раздаточные материалы.

Проведение деловой игры

В ходе самой игры основными функциями преподавателя являются: наблюдение за ходом игры, поддержание творческой, соревновательной обстановки и обеспечение высокой включенности слушателей в работу. Включенность и мотивация участников деловой игры может быть повышена за счет того, что сценарий многих игр предполагает соревнование, конкуренцию между несколькими командами.

Разбор хода деловой игры и подведение итогов

Этот этап игры очень важен. Разбор игры – это общая оценка проведенной работы, и оценка действий команды или отдельных участников игры. Времени на анализ игры должно быть выделено столько, чтобы все желающие имели возможность выступить с оценкой собственного вклада, высказать суждения, мнения о действиях своей команды, других команд, дать предложения о возможных изменениях, которые могли бы позитивно сказаться на конечных результатах.

В обсуждении результатов игры должны принимать участие по возможности все слушатели. Преподаватель должен отслеживать, чтобы обсуждение велось в доброжелательном и конструктивном стиле, следует избегать общих оценок ("нормально", "плохо" и т.п.), неконкретности ("Они плохо старались", "Надо было бы получше работать") и излишней критичности. Разбор игры лучше начинать с ее оценки со стороны участников и завершать анализом, комментариями и подведением итогов со стороны преподавателя. При подведении итогов важно выяснить, что приобрели слушатели в результате деловой игры, какие выводы для себя они сделали. Особенно интересен и содержателен разбор игры, когда при ее проведении используется видеозапись. Современные деловые игры могут проводиться с использованием интерактивных возможностей современной компьютерной техники, дающих возможность мгновенно получать и анализировать информацию, а также оценивать последствия принятых решений. Игра может строиться на основе моделирования работы конкретной организации или ограничиваться рамками одного или двух направлений деятельности компании, например, финансами или маркетингом. В настоящее время разработано достаточно много компьютерных деловых игр, которые позволяют осваивать навыки управления производством, проведения рекламные компаний и заключения сделок. Деловые игры являются уникальным методом обучения тому, как работать с информацией, как принимать решения и проектировать практическую реализацию этих решений.

 

Поведенческое моделирование

Поведенческое моделирование − это относительно новый метод обучения навыкам межличностного общения и изменения установок. Преимущественно этот метод используется в рамках тренингов, предполагающих более широкое использование методов активного обучения, к которым относится и данный метод. Он учит конкретным навыкам и установкам, связанным с выполнением профессиональной деятельности, через следующие шаги:

- предъявление "поведенческой модели" (примера для подражания) профессионального поведения, которое предлагается освоить;

- практика обучающихся, когда им в учебных или рабочих ситуациях предлагается максимально точно воспроизвести предложенную "поведенческую модель";

- обеспечение обратной связи и подкрепления, свидетельствующего о степени успешности овладения соответствующими моделями поведения.

Типичным примером поведенческого моделирования является ситуация, когда опытный продавец или страховой агент показывает новичку образец того, как следует работать с клиентом. После этого новичкам дается возможность самостоятельно воспроизвести предложенную модель поведения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.59.89 (0.011 с.)