Тема 2.1. Педагогическая деятельность (10 ч). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2.1. Педагогическая деятельность (10 ч).



Тема 2.1. Педагогическая деятельность (10 ч).

 

План:

1. Образовательные технологии.

2. Формы, методы и средства обучения.

3. Анализ учебного занятия.

4. Методы профессионального и личностного развития.

 

Образовательные технологии.

В технических науках под технологией понимается способ реализации людьми конкретного сложного процесса путем разделения его на систему последовательных взаимосвязанных действий и операций, которые выполняются вполне однозначно и имеют целью достижение высокой эффективности.

Перенести буквально такой подход в образовательный процесс, разумеется, невозможно. Однако соблюдать общую организационную схему, включающую проектирование, реализацию, оценку, коррекцию и последующее воспроизводство образовательного процесса с учетом коррекции, — означает управлять его качеством. Схема справедлива для всех элементов образовательного процесса вплоть до конкретного занятия. Она же является основой и для будущей профессиональной деятельности студентов.

В.Н. Монахов утверждает, что образовательные технологии – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным созданием комфортных условий для учащихся и учителя.

ЮНЕСКО определяет образовательные технологии как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

Таким образом, технология подразумевает, помимо собственно методов обучения, еще организационные условия реализации образовательного процесса, где равно активными должны быть как преподаватели, так и обучающиеся.

Характерными особенностями современных педагогических технологий называют:

· проблематизацию содержания, побуждающую учеников к активной мыслительной деятельности в процессе овладения знаниями;

· коллективный и индивидуальный поиск решения поставленных задач, проблемных ситуаций; вовлечение учеников в познавательно-исследовательскую деятельность;

· использование развивающих возможностей различных методик;

· создание педагогических ситуаций общения на уроке, «полилога», позволяющего каждому учащемуся проявлять инициативу, самостоятельность;

· стимулирование и поощрение самообразования и саморазвития учащихся и создание обстановки для естественного самовыражения учащихся.

Таблица 1

Формы, методы  и средства обучения.

 

Формы обучения.

По количеству участников различают следующие формы обучения: групповое и индивидуальное (табл. 2)

Таблица 2

Отличительные особенности проведения групповых и индивидуальных форм обучения

 

Количество участников

Режим обучения

Место организации обучения

Внутри компании

Вне компании

Внутренний поставщик Внешний поставщик

Групповое обучение

С отрывом от работы Закрытые лекции, семинары,диспуты, тренинги, курсы. Корпоративные конференции. Моделирование. Закрытые лекции, семинары, диспуты, тренинги, курсы. Открытые семинары, курсы. Конференции.
Без отрыва от работы Техническая учеба. Проектные и проблемные группы, кружки качества, команды по совершенствованию бизнес-процессов. Курсы. Внедрение системы целевого и/или процессного управления.  

Индивидуальное обучение

С отрывом от работы Самообучение. Участие в обучении других сотрудников. Заочное обучение Образовательные программы. Стажировки.
Без отрыва от работы Ротация, замещение. «Обучение действием». Коучинг. Инструктаж. Стажировка. Наставничество. Дистанционное обучение. Работа с учебными материалами (книги, видео, мультимедиа). Самообучение Дистанционное обучение. Консультирова- ние. Образовательные программы. Бенчмаркинг.

Индивидуальное обучение требует больше средств, так что чаще практикуется групповая форма.

По месту проведения различают:

· внутреннее обучение;

· внешнее обучение.

Внутреннее обучение подразумевает прохождение образовательных программ, составленных самой организацией. Внешнее обучение проходит вне рабочей территории и составлено другими компаниями.

По эффективности внешнее обучение во множество раз превосходит внутреннее, потому что образовательные компании специализируются на обучении и внедряют новейшие техники в программу.

Руководители-заказчики обучения персонала оговаривают заранее цели и задачи. Образовательная компания подготавливает материал, исходя из целей заказчика, давая только необходимую информацию.

По времени формы обучения персонала бывают:

· краткосрочные;

· долгосрочные.

Краткосрочная форма подразумевает не полномасштабное обучение, а посещение 1-3 дневного курса лекций или вовсе посещение одного образовательного мероприятия, например, мастер-класса.

Долгосрочное обучение персонала включает в себя более длительный курс с углублением в тему.

По расстоянию проведения различают формы обучения персонала:

· дистанционные;

· традиционные.

 

Лекционная форма обучения

БД. Бадмаев описал следующие функции лекции:

1. Информационная

Лекция информирует о достижениях науки, раскрывает особенности каждой конкретной темы или знакомит с отдельной проблемой, решенной в науке или решаемой сейчас.

Лектор информирует своих слушателей не просто объективно и бесстрастно, не сухо и безучастно, как это делает любой неживой носитель информации, как, например, книга или компьютер, а эмоционально, заинтересованно, с чувством причастности к излагаемой теории. Поэтому научную информацию, сообщаемую в лекции, нельзя рассматривать как простое «доведение до сведения» аудитории каких-то данных. Лекция - это источник адаптированной к аудитории научной информации, преподносимой ученым, крайне заинтересованным в том, чтобы слушатели поняли и прочувствовали ее так же, как он сам, чтобы они убедились в истинности сказанного и пошли дальше в своей самостоятельной работе с литературой, углубляя и расширяя свое понимание услышанного в лекции.

2. Ориентирующая

Лекция ориентирует в научной литературе, но не только и не столько ссылкой на книги и на их авторов, а показом генезиса теорий, идей: когда и какими учеными они были разработаны и сформулированы, какими объективными жизненными потребностями они были обусловлены и, наконец, в каком литературном источнике об этом можно прочитать с целью более глубокого их усвоения. Разумеется, список рекомендуемой лектором литературы тоже относится к ориентирующей функции лектора.

3. Разъясняющая, объединяющая

Это, прежде всего, относится к основным научным понятиям, составляющим стержень преподаваемой темы, излагаемой теории или гипотезы. Разъясняя и объясняя сущность теории, необходимо добиваться адекватного понимания научного содержания понятий.

Согласно модели Дж. Брунера ключевыми для формирования понятий являются следующие шаги:

- название понятия;

- контрастные примеры, в которых данное понятие приложимо и неприложимо;

- признаки понятия, значимость признаков (разделение существенных и несущественных признаков);

- определение понятия, основное на существенных признаках.

Модель Р. Теннисона, О. Парка заключается в том, что при формировании понятия рассматривается его взаимосвязь с другими понятиями. Согласно данной модели выделяются следующие этапы формирования понятия:

- содержательный анализ системы понятий, установление места изучаемого понятия, набор примеров и контрпримеров;

- правильные и неправильные примеры понятий и соответствующие объяснения.

4. Убеждающая

Она осуществляется, прежде всего, через доказательность утверждений лектора. Чтобы убедить, надо доказать, что дело обстоит именно так и иначе быть не может потому-то и потому-то.

Как показывают исследования, доказательность стоит на первом месте среди всех других признаков хорошей лекции. А хорошие лекции, по мнению слушателей, - это те, которые интересны, поучительны, содержат много нового для понимания роли теории в практике. Для обеспечения убедительности лекции можно и нужно пользоваться фактами.

Убедительность лекции серьезно страдает от недостаточной четкости в формулировке мысли лектора, от небрежности в расстановке смысловых акцентов в изложении теоретических вопросов, особенно при попытке подать их в популярной форме.

5. Увлекающая или воодушевляющая функция

Лекция должна увлечь слушателей идеями, необходимо заинтересовать их ими настолько, чтобы воодушевить на серьезное и углубленное занятие данной деятельностью. Словом, речь идет о том, что лекция должна быть интересной и увлекательной. Это не значит, что она обязательно будет развлекательной, хотя не исключаются занимательность, юмор, шутка. Самое ценное, чем может увлечь и заинтересовать лекция, - это глубина мысли, раскрывающая сокровенные тайны научных идей, которые до сего времени были слушателям неизвестны, но, как выяснилось, они им очень нужны.

Чтобы быть интересной, лекция должна отвечать нескольким психологическим условиям.

Первое условие - осознание слушателями личностного смысла в приобретении знаний в данной области науки. Этот момент наступает тогда, когда возникает понимание полезности преподносимых лектором знаний лично для себя. Если нужно и полезно человеку, то уже интересно, ибо интерес - это определенное проявление потребности.

Второе психологическое условие возникновения интереса к лекции - осознание аудиторией новизны излагаемого материала, однако такой, которая сразу связывается в сознании слушателей с имеющимися знаниями, существенно их дополняя и проясняя.

Третье психологическое условие, вызывающее интерес к лекции - это побуждение и стимулирование работы мышления слушателей. Прежде чем узнать из уст лектора, «что и как», у них должен возникнуть вопрос, «почему и откуда». Поэтому лектор не сразу приступает к изложению учебного материала, а сначала задает вопрос, ставящий слушателей в положение мыслящего, ищущего, желающего найти в собственной голове ответ на него. Если ответ в его памяти отсутствует, то он мгновенно «включает» мышление, он настраивается на внимательное слушание лекции и с неподдельным интересом ждет ответа, чтобы или сравнить с ним свой вариант, или обогатиться новыми знаниями.

Приступая к изложению какой-нибудь новой проблемы, содержащей принципиальное положение, лучше начать именно с вопроса на размышление. Такие вопросы, конечно, лучше заранее предусмотреть, хотя не исключена и импровизация.

Таким образом, чтобы вызвать интерес к теме лекции, надо, во-первых, быть уверенным, что она полезна для слушателей.

Во-вторых, нужна такая новизна материала, которая способствовала бы более углубленному пониманию в общем и целом известных ранее явлений, фактов, теоретических положений. Абсолютная же новизна, вовсе не связанная со старыми знаниями, может «повиснуть в воздухе», не найдя опоры в памяти студентов, и потому-останется невоспринятой и непонятой.

В-третьих, интересна та информация в лекции, которая не просто сообщается для запоминания, а вызывает активное мышление, мобилизует творческий потенциал личности и тем самым доставляет моральное удовлетворение.

Таким образом, с лекции только начинается знакомство с научными идеями, а их настоящее усвоение еще впереди и может быть достигнуто только благодаря самостоятельной работе с научной литературой, работе на семинарских и практических занятиях.

Исходя из такого понимания роли и места лекции в учебном процессе, можно ответить на вопрос о содержании лекции: о чем в лекции нужно сказать обязательно, а о чем - нет.

Невозможно вложить в лекцию все и вся. Неопытный преподаватель стремится как можно больше вложить информации в одну лекцию. В итоге происходит ее перегрузка теоретическими и фактическими сведениями, лектор спешит и волнуется, прибегая почти к скороговорке и боясь не успеть изложить весь подготовленный материал. Все это сильно снижает эффективность лекции. Таким образом, стремление насытить лекцию наибольшим количеством научных положений, пусть даже очень нужных слушателю, дает отрицательный результат, а потому и нежелательно.

Из сказанного становится очевидной необходимость тщательного отбора того материала, который обязательно надо изложить в лекции, а всем остальным можно пренебречь, отсылая слушателей к работе с литературой или к практическим занятиям.

Основным принципом отбора материала для лекции является целеполагание, когда отбираемый материал отвечает поставленной преподавателем цели лекции и позволяет достичь ее, т.е. целесообразен.

Второй важный принцип отбора необходимого содержания для изложения в лекции - это учет уровня подготовки слушателей.

Третий принцип состоит в учете того, какой литературой будут пользоваться слушатели при самостоятельной работе. Нет нужды пересказывать содержание учебников, которые слушатели и сами могут прочитать. Для лекции необходимо отбирать малодоступный материал (лучше из первоисточников). А материал учебников может на лекции получить лишь краткое комментирование, чтобы студенты имели только теоретическое и экспериментальное обоснование лаконично сформулированных научных положений учебника или учебного пособия. Преподаватель, таким образом, распределяет материал между лекцией и самостоятельной работой слушателей, беря на долю лекции наиболее сложное и труднодоступное содержание.

Лекции различаются по своему построению, приемам изложения материала, характеру обобщений и выводов.

 

Структура лекции

1. Вступление: формулировка темы, сообщение плана.

2. Изложение нового материала.

3. Заключение: выводы, резюме, сообщение рекомендуемой литературы для самостоятельной работы.

Вступление призвано заинтересовать и настроить аудиторию на слушание лекции, поэтому надо начать с главной и ведущей мысли, которая затем займет центральное место. Вопросы плана совпадают с семинарскими или экзаменационными. От четкости плана, его ясной логики зависит во многом и качество читаемой лекции, и качество ее усвоения. Вопросы должны формулироваться кратко, в двух-трех словах.

Изложение - основная часть лекции, в которой реализуется вся тема. Она разбивается на главные логические узлы - крупные учебные вопросы. Вопросы должны совпадать с учебной программой. Отбирая материал для лекции, преподаватель должен соблюдать принцип экономного отбора. Не следует рассказывать в лекции все, что известно о каком-то явлении, событии, процессе. Следует дать слушателям лишь основы знаний, чтобы слушатели сами эту основу расширяли, дополняли собственным трудом, используя учебную и научную литературу.

Как правило, слушатели лучше усваивают те теоретические абстракции, которые имеют практическое применение, имеют выход на практику.

Цифры должны приводиться с большим ограничением. Они плохо воспринимаются аудиторией.

Лекция - устное произведение, а не чтение вслух текста.

Заключение имеет целью обобщить в кратких формулировках основные идеи лекции, логически завершая ее как целостное творение, а также направить дальнейшую самостоятельную работу слушателей, заложить базу для следующих занятий.

Итак, к основным требованиям к чтению лекции относятся:

• высокий научный уровень излагаемой информации, имеющей, как правило, мировоззренческое значение;

• глубина и научность содержания;

• большой объем четко и плотно систематизированной и методически переработанной современной научной информации;

• доказательность и аргументированность высказываемых суждений;

• достаточное количество приводимых убедительных фактов, примеров, текстов и документов;

• ясность изложения мыслей и активизация мышления слушателей, постановка вопросов для самостоятельной работы по обсуждаемым проблемам;

• эмоциональность изложения;

• четкая структура и логика раскрытия последовательно излагаемых вопросов;

• анализ различных точек зрения на решение поставленных проблем;

• методическая обработка - выведение главных мыслей и положений, формулировка выводов, повторение их в различных формулировках;

• изложение доступным и ясным языком, разъяснение вводимых терминов и названий; предоставление студентам возможности слушать, осмысливать и кратко записывать информацию;

• умение установить педагогический контакт с аудиторией;

• использование дидактических материалов и технических средств обучения;

• культура речи преподавателя, манера ведения лекции,

• применение основных материалов - текста, конспекта, блок-схем, чертежей, таблиц, графиков.

Перечисленные требования лежат в основе критериев оценки качества лекции.

Перенос знаний, полученных в ходе лекции, в рабочие условия зависит от того, насколько структурированным является обучение и насколько оно ориентировано на практику. Лекция не позволяет учитывать разный уровень знаний, профессионального опыта и способностей обучаемых, и темп предъявления материала определяется преподавателем для группы в целом.

Эффективность обучения при лекционной подаче материала определяется целым рядом факторов: личностными особенностями преподавателя, его эрудицией, умением вызвать интерес к изучаемой теме, способностью четко и ясно изложить материал и др. Большое значение имеет также обеспеченность обучающихся учебной литературой и методическими материалами (учебники, дополнительная литература, учебные пособия, методические пособия, раздаточные материалы и т.п.).

Плюсы лекционной подачи материала:

• Преподаватель полностью контролирует содержание и последовательность подачи материала. Хорошие возможности оперативно изменить последовательность, полноту раскрытия отдельных тем или отдельных вопросов и темп изложения материала в зависимости от реакции слушателей.

• Возможность охвата большой аудитории.

• Относительно низкие финансовые затраты на одного обучающегося (особенно при условии большого числа слушателей).

Ограничения лекций:

• Низкая активность слушателей, невозможность получения обратной связи снижают эффективность усвоения учебного материала.

• Невозможность учета различий в образовательном уровне и профессиональном опыте слушателей.

• Высокие требования к мастерству лектора. Далеко не каждый преподаватель способны добиться высокого уровня внимания и включенности слушателей на всем протяжении лекции.

• Проведение занятий жестко привязано к учебному расписанию. В случае отсутствия кого-то из учащихся на занятиях восстановить пропущенный материал в полном объеме им бывает трудно.

 

Семинарское занятие

Семинар обычно завершает лекционное предъявление некоторой логически завершенной порции материала. Цель семинара − проверить усвоение материала лекций и помочь слушателям лучше разобраться в содержании изучаемой темы. Главное в семинаре − диалог между обучающимися и преподавателем, который позволяет с разных сторон рассмотреть материал, соотнести его с опытом и знаниями, уже имеющимися у слушателей. Семинарские занятия позволяют контролировать степень понимания слушателями пройденного материала. С этой целью им задаются вопросы или даются практические задания по пройденному материалу. Семинар помогает обучающимся лучше понять непонятое на лекции или при чтении рекомендованной литературы. Семинары предполагают большую активность слушателей и двустороннюю коммуникацию во время семинарских занятий. Эффективность семинара зависит от умения преподавателя создать в ходе занятия такую обстановку, такой климат, который побуждает слушателей к активному участию в работе. Семинары позволяют преподавателю за счет двусторонней коммуникации в процессе занятий установить более прочные связи между материалом, который слушатели получили на лекции, и теми знаниями и опытом, которым они располагают на настоящий момент.

Семинары, в отличие от лекций, проводятся в относительно небольших группах (8-25 человек).

Цель семинара: формирование умений анализировать и критически оценивать различные источники знаний, развитие креативности и поисково-исследовательских способностей слушателей.

Для обсуждения на семинарах выносятся узловые или наиболее сложные, спорные темы курса, знание и усвоение которых влияет на общую и профессиональную подготовку слушателей, способствует развитию самостоятельного мышления. В современном вузе наиболее распространены следующие три типа семинарских занятий:

1) развернутая дискуссия по плану, заранее предложенному преподавателем;

2) дискуссия по предварительно названной проблеме, когда вопросы сформулированы совместно с преподавателем и студентами на самом занятии;

3) обсуждение и защита рефератов по теме занятия.

Семинар является гибкой формой организации обучения, характеризующейся активной познавательной позицией слушателей, интенсивностью их самостоятельной работы под руководством преподавателя. На продуктивность семинарского занятия определяющее влияние оказывает методика его проведения. Важно, чтобы преподаватель использовал разнообразные активные методы с учетом темы и цели занятия: дискуссию, обсуждение вполголоса, бригадный метод, «мозговую атаку», «аквариум», «лабиринт», сократовскую беседу и т.д.

Семинарским занятиям присущи следующие основные функции (задачи):

- углубление, конкретизация и систематизация знаний, полученных студентами на предыдущих этапах учебы;

- развитие умений и способностей самостоятельной учебно-познавательной и научно-исследовательской работы;

- формирование аналитического мышления, развитие рефлексии;

- привитие умений вести дискуссию, пропагандировать, отстаивать свою точку зрения, развитие устной речи;

- контроль за степенью и характером усвоения учебного материала.

Успеху занятия нередко содействует расположение слушателей в аудитории не в затылок друг другу, а по принципу «круглого стола» - «глаза в глаза». В этом случае легче организовать взаимодействие студентов друг с другом, коллективную работу, активный обмен мнениями.

Критерии эффективности семинарского занятия:

- степень активности студентов;

- уровень дискуссионности;

- глубина обсуждения темы;

- весомость коллективно сформированных выводов;

- удовлетворенность студентов и преподавателя проведенным

занятием.

Несколько методических советов начинающим преподавателям:

- определите тему семинарского занятия;

- выявите место занятия в учебном процессе: носит ли тема самостоятельный характер или соотносится с темой лекции;

- сформулируйте цель семинара;

- определите тип занятия и разработайте его план;

- отберите методы проведения семинара;

- подберите необходимую литературу;

- подготовьте самостоятельные задания слушателям;

- раздайте задания слушателям с учетом времени, необходимого на

их подготовку;

- подберите задачи, вопросы эвристического типа;

- решите, как расположить слушателей в аудитории, и определите свое место в ней.

 

Практическое занятие

Цель - углубление и закрепление знаний, формирование умений интеллектуально-познавательной, трудовой, профессиональной деятельности.

Критерии эффективности занятий:

- уровень самостоятельности и активности студентов;

- наличие органической связи практических занятий с теорией;

- степень отработки (сформированных) умений в соответствии с целью занятия;

- удовлетворенность слушателей и преподавателя состоявшимся занятием;

- степень реализации поставленных целей и задач.

Несколько методических советов начинающему преподавателю:

- уточнив тему практического занятия, определите его структуру, содержание, место проведения;

- отберите методы, которые будут положены в основу проведения занятия;

- определите необходимость оборудования и его виды;

- установите формы связи со студентами, формы контроля за их познавательной деятельностью;

- проанализируйте итоги занятия, выявите его продуктивность.

 

Тренинг

Под тренингами понимается такое обучение, в котором теоретические блоки материала минимизированы, и основное внимание уделяется практической отработке навыков и умений. В ходе проживания или моделирования специально заданных ситуаций обучающиеся получают возможность развить и закрепить необходимые навыки, освоить новые модели поведения, изменить отношение к собственному опыту и подходам, ранее применяемым в работе. В тренингах обычно широко используются разнообразные методы и техники активного обучения: деловые, ролевые и имитационные игры, разбор конкретных ситуаций и групповые дискуссии.

Можно выделить несколько видов тренинга и соответственно их ведущих:

Тренинг как дрессура. Формирование определенных моделей по­ведения, которые должны соответствовать стандарту и быть отработа­ны до автоматизма. Ведущий — «дрессировщик».

Тренинг как тренировка. Формирование и отработка умений и на­выков эффективного поведения. Ведущий — «тренер».

Тренинг как активное обучение. Участники группы либо овладе­вают знаниями в новой области, либо актуализируют и структурируют имеющиеся знания. Обучаемый, как правило, помещается в среду, близ­кую к естественным жизненным ситуациям. Ведущий — «консультант».

Тренинг для самораскрытия. Самостоятельный поиск участника­ми способов решения собственных профессиональных и личностных проблем. Ведущий — «фасилитатор».

Тренинги существенно отличаются друг от друга по таким парамет­рам, как цели, потребности участников, ответственность ведущего тре­нинг, а также возможные результаты.

Основной метод «дрессировщика» — поведенческий тренинг (на­пример, тренинг телефонных переговоров), когда он берет на себя от­ветственность за то, что происходит в группе. Основной акцент делает­ся на поощрении эффективных моделей поведения.

«Тренер», в отличие от «дрессировщика», для которого правилен только один тип поведения и который он благополучно закрепляет, более гибок и ориентируется на отработку разных навыков и умений. Главное, чтобы каждый участник в процессе тренинга нашел свой эф­фективный способ поведения в определенных ситуациях. Основные методы — дискуссии и когнитивно-поведенческий тренинг.

«Консультант» необходим, если надо, чтобы участники за короткое время овладели новыми видами деятельности или повысили свою ква­лификацию. В своих тренингах «консультант», как правило, использу­ет игровые методы, продумывает сценарий игры таким образом, что обучаемый видит воздействие, которое оказывают его решения на бу­дущие события.

«Фасилитатор» организует тренинг личностного роста, в процессе которого улучшается понимание участниками самих себя и других людей. «Фасилитатор» берет на себя ответственность в основном за создание для участников благоприятной атмосферы, в которой возможны личностные изменения.

Тренинг желательно начинать с трех важных процедур: знакомства, сбора ожиданий и формирования правил работы в группе. Даже если участники хорошо знакомы друг с другом, этап знакомства лучше не пропускать. Будучи вводной процедурой, оно позволяет участникам адаптироваться к ситуации обучения, друг к другу, к тренеру. Тренер во время знакомства может предварительно провести диагностику груп­пы. Несмотря на то, что перед началом тренинга оцениваются потреб­ности в обучении, вопрос об ожиданиях остается важным. В результате этой процедуры иногда возникают новые запросы, в этом случае у тре­нера появляется возможность скорректировать программу тренинга. Работа с ожиданиями — определяющий момент с точки зрения оценки эффективности обучения участников в конце тренинга. Одной из важ­ных психологических характеристик любой малой группы выступают групповые нормы. Групповые нормы — «это определенные правила, которые выработаны группой, приняты ею и которым должно подчи­няться поведение ее членов, чтобы их совместная деятельность была возможна». Также необходимо выработать групповые санкции, меры, к которым группа прибегает, чтобы вернуть человека к групповому по­ведению.

Очевидно, что многие цели занятия требуют использования различ­ных форм и методов обучения. Их разнообразие может существенно повысить профессионализм и уверенность тренера и усилить степень его влияния на участников. Форма обучения — это совокупность примеров и методов, используемых тренером в целях лучшего понимания и усвоения слушателями учебного материала. Основными методами обу­чения признаны «аквариум», дебаты и мозговой штурм.

Метод обучения — это способ воздействия на слушателей для дости­жения поставленных в каждом конкретном случае целей занятия. В своей работе бизнес-тренер чаще всего использует следующие методы и формы:

лекция — наиболее часто применяемый метод обучения, благо­даря которому тренер сообщает слушателям большое количе­ство информации за короткое время;

семинар — метод, который ориентирован на более активное вклю­чение слушателей в диалог с тренером и друг с другом. Может применяться для упорядочивания теоретического материала, об­мена информацией, выработки умений и контроля знаний;

разбор конкретной ситуации — это письменно представленное описание определенных условий из жизни организации, группы людей или отдельных индивидов, ориентирующее слушателей на формулирование проблемы и поиск вариантов ее решения;

игры — уникальный метод передачи социального опыта, как практического (по овладению средствами решения задач), так и этического, связанного с определенными правилами и норма­ми поведения в различных ситуациях. В ходе игры происходит ускоренное освоение предметной деятельности благодаря актив­ному включению слушателей в игровой процесс;

просмотр учебных кино- и видеофильмов с дальнейшим анали­зом, формулированием выводов и написанием рекомендаций;

психогимнастика — вспомогательные упражнения, способству­ющие формированию или восстановлению у человека бодрогои работоспособного состояния;

мастерская — работа с отдельными темами, в которых основ­ной акцент делается на практические аспекты;

психодиагностика — метод выявления и измерения индивиду­ально-психологических особенностей личности;

групповая дискуссия — способ организации совместной деятель­ности, цель которого заключается в интенсивном и продуктив­ном решении групповой задачи.

 

Обучение на рабочем месте.

Для многих организаций, относящихся к разным сферам деятельности (торговля, сфера обслуживания, производство и др.), обучение на рабочем месте является основной формой обучения новых работников. Этот метод используется для овладения необходимыми навыками и ознакомления новых работников с тем, как пользоваться имеющимся оборудованием и инструментами непосредственно в процессе выполнения профессиональной деятельности. Обучение на рабочем месте призвано не только передать работнику необходимые для работы знания, но и сформировать у него более точные представления о содержании его профессиональной роли, то есть о тех требованиях, которые организация предъявляет к его работе.

 

Наставничество

Обучение на рабочем месте часто осуществляется в форме наставничества, поэтому наставничество можно рассматривать как одну из разновидностей обучения на рабочем месте.

Наставник, имея собственное представление о том, что должен знать и уметь его подопечный к концу срока обучения, дает обучающимся задания, контролирует их работу и обеспечивает подкрепление и обратную связь, указывая на допущенные ошибки, просчеты, хваля за успехи. Наставничество – это, кроме всего прочего, процесс формирования желательных образцов поведения обучаемого, ознакомление его с установленными стандартами работы и требованиями организации. Наставник закрепляется за новым работником, как правило, на срок от несколько месяцев до одного года. Успех обучения по этому методу решающим образом зависит от опыта и квалификации наставника, его способности общаться, мотивировать, поддерживать своего подопечного, давать конструктивную обратную связь о результатах работы. Важно, чтобы наставник помог обучаемому более четко усвоить свои рабочие обязанности, а также донес до своих подопечных информацию об ожиданиях и рабочих стандартах, в соответствии с которыми будет оцениваться их работа. Хотя наставничество потенциально позволяет использовать все основные принципы эффективного обучения, однако часто оно не дает должной отдачи из-за плохой организации работы в этой сфере, а в некоторых организациях наставничество вообще пускается на самотек и слабо направляется и координируется со стороны руководства.

 

Советы для наставника:

1. Чаще находите повод для похвалы и реже критиковать. Если все-таки приходится критиковать, то критика должна быть конструктивной.

2. Повышайте у своих подопечных интерес к выполняемой работе, постарайтесь донести до них важность и ответственность их труда.

3. Инструктаж должен указывать не только на то, ЧТО следует исправить или сделать иначе, но и на то, КАК это должно быть сделано.

4. Ваша задача – донести до подопечного не только детали, тонкости выполнения работы и секреты профессионального мастерства, но и требования, которые предъявляются к его рабочему поведению.

5. Трудно ожидать реальные изменения в работе, если работнику не предоставить возможность самому попрактиковаться в осваиваемых им навыках, методах и подходах. Иногда стоит пойти на риск, но дать возможность подопечному самому выполнить важное задание от начала до конца.

6. Не следует слишком большие внимание уделять редко встречающимся, нетипичным ситуациям.

7. При каждом удобном случае концентрируйте внимание на поиске путей улучшения работы.

8. Не пытайтесь охватить сразу несколько разных навыков, или дать слишком большой объем информации, так как это усложнит восприятие новых знаний.

9. При оценке прогресса, достигнутого подопечным, подведите итоги и согласуйте порядок действий до следующего встречи.

10. Формируйте у подопечных настрой на высокую самоотдачу в работе.

 

Трудности, встречающиеся в работе системы наставничества

1. Наставничество требует дополнительных затрат времени и сил.Эффективность наставничества решающим образом зависит от способности организации создать надлежащие условия и сформировать высокий уровень заинтересованности в этой деятельности работников, выполняющих функции наставников. Наставники не должны считать, что эта работа выходит за пределы их обязанностей и относиться к своим подопечным как к обузе; однако трудно избежать такого отношения со стороны наставников, если в компании не создано условий для осуществления нормального учебного процесса, если работа наставников не получает должной поддержки и поощрения.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.27.232 (0.106 с.)