Психогимнастические упражнения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психогимнастические упражнения



ПСИХОГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОЗДАНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ (ЭТАП ЗНАКОМСТВА)

В этом разделе представлены некоторые варианты зна­комства участников группы тренинга креативности. Их спе­цифика связана с особенностями программы, для реализа­ции которой необходимо с самых первых шагов создавать в группе креативную среду — среду, побуждающую к прояв­лениям творческого мышления и поведения.

Знакомство осуществляется после вступительного сло­ва ведущего, в котором он говорит о целях тренинга, крат­ко раскрывает основные понятия, используемые в ходе занятий, обсуждает с участниками принципы и режим рабо­ты тренинговой группы.

УПРАЖНЕНИЕ 1

Участники группы сидят по кругу.

«Начнем нашу работу со знакомства: каждый по очереди будет называть свое имя и три присущие ему качества, начинающиеся на ту же букву, что и его имя».

Такое представление требует от участников изо­бретательности, гибкости мышления, предлагая не­сколько необычный подход для рассмотрения сво­их качеств, особенностей личности. Действие, к которому побуждает участников группы задание, согласуется с характеристиками креативной среды.

Задание требует значительных усилий для его неформального выполнения, так как соблазн на­звать первые пришедшие в голову качества на нужную букву иногда оказывается сильнее готовно­сти к поиску более точных, соответствующих соб­ственным представлениям о себе характеристик.

В некоторых случаях называются достаточно противоречивые характеристики: например, ста­бильный, собранный, суетливый. В этом случае тренер может обратиться к назвавшему эти каче­ства с просьбой пояснить, чем вызвано перечисле­ние таких, на первый взгляд противоречивых ка­честв. Возможно обращение с этим же вопросом к группе.

Бывает так, что кто-то из участников называ­ет одноплановые качества: например, доброжела­тельный, добрый, дружелюбный. Тренер может спросить этого члена группы, что помешало ему назвать более разнообразные характеристики.

В двух названных, а также других случаях (на­пример, кто-то вообще затрудняется назвать три качества), участники группы могут обратить внима­ние на те сложности, с которыми они столкнулись при выполнении задания, и эти эффекты могут быть использованы в дальнейшей работе с группой.

УПРАЖНЕНИЕ 2

Участники группы сидят по кругу.

«Давайте познакомимся и сделаем это так: каж­дый по очереди, по кругу, по часовой стрелке, бу­дет называть свое имя, а также одно из своих ре­альных хобби, увлечений, и одно желаемое хобби, то, которое Вы хотели бы иметь, но пока это по той или иной причине не осуществилось. Тот, кто будет представляться вторым, прежде чем расска­зать о себе, повторит то, что скажет первый, а начиная с третьего, все будет повторять то, что расскажут о себе два предыдущих человека. Итак, имя, хобби реальное и хобби желаемое...».

Тренер выдерживает паузу две-три минуты, давая возможность всем подумать; если кто-то выражает желание начать, тренер обращается к группе с вопросом: «Нужно еще кому-нибудь вре­мя, чтобы подумать?», и только, убедившись, что все готовы, предлагает желающему начать.

В результате такого знакомства происходит ощутимое изменение в эмоциональном состоянии группы: каждый предстает перед всеми в новом качестве: группа узнает, что кто-то купается в проруби зимой, а кто-то разводит цветы. Среди нереа­лизованных пока увлечений часто встречаются очень неожиданные, нестандартные, что соответствует со­держанию тренинга креативности, создает соответ­ствующую целям тренинга атмосферу.

Достаточно часто после завершения знаком­ства кто-то из участников группы говорит: «Ка­кие мы разные!», и эта идея многообразия, необ­ходимости видеть каждое явление, событие, каж­дого человека с разных сторон «красной нитью» проходит через весь тренинг.

Можно усложнить этот вариант знакомства. Для этого, после того как все участники предста­вятся, расскажут о своих реальных и желаемых увлечениях, тренер продолжает инструкцию: «Сей­час у нас будет пять минут для того, чтобы, учи­тывая то, что мы сейчас узнали друг о друге, на­писать рассказ о нас, о нашей группе. Постарай­тесь при этом упомянуть в рассказе, включить в описываемые в нем события каждого. Жанр мо­жете выбрать любой».

После того как все завершат работу, тренер пред­лагает каждому прочитать свой рассказ, сообщив при этом, что их содержание обсуждаться не будет Тренер тоже принимает участие в этой работе.

УПРАЖНЕНИЕ 3

Участники группы сидят по кругу.

«Сейчас мы будем, знакомиться и сделаем это так. Каждый по очереди назовет три слова, каким-то образом связанные с его именем. При этом само имя называть не надо. Все мы, после того как \ прозвучат три слова, дающие информацию об имени того, кто их назвал, постараемся понять, как зовут этого человека и скажем его имя».

Это задание существенно повышает активность участников, степень их включенности в работу. I Кроме того, упражнение дает материал для обсуждения многих феноменов, относящихся к содержанию тренинга: ассоциативного мышления, I барьеров проявления креативности (в частности, I стереотипности мышления), влияния маловероятных факторов на взаимодействие людей и т. д. I Выполнение задания оказывает мотивирующее влияние на участников, так как само собой происходит сравнение вариантов представления в созна­нии каждого участника, опирающееся на субъек­тивные критерии стандартности — нестандартно­сти, адекватности — неадекватности.

УПРАЖНЕНИЕ 4

Участники группы сидят по кругу.

«Математики склонны все, что происходит в мире, все явления и даже предметы описывать с помощью формул. Я предлагаю на время нашего знакомства перевоплотиться в математиков и, называя свое имя, сказать формулу, которая, с Вашей точки зрения, достаточно точно описывает Вашу личность».

Это задание может вызвать значительные затруд­нения у некоторых участников, порой возникает недоумение, появляются вопросы, просьбы привес­ти пример. Тренер в этих случаях ведет себя так, чтобы сохранилась неструктурированность, неопре­деленность ситуации. Не стоит приводить примеры, можно сказать, что язык математических описаний очень богат, кроме того, у каждого есть возмож­ность создать собственный раздел математики.

УПРАЖНЕНИЕ 5

Участники группы сидят по кругу.

«Сейчас мы познакомимся и сделаем это так: вспомните, пожалуйста, человека, с которым Вы лично знакомы сейчас или были знакомы раньше и который на сегодняшний день служит для Вас образцом человека творческого, неординарного, нестандартного. Когда всем удастся вспомнить такого человека, каждый по очереди назовет свое имя и скажет, какие качества, особенности по­ведения Вашего знакомого дают Вам основания считать его креативным, творческим».

Такое знакомство дает возможность сразу войти в проблематику тренинга креативности и порожда­ет значительное количество идей, относящихся к базовым ориентировочным основам. Кроме того, оно создает позитивный настрой в группе, ведь участ­никам приятно сообщить о своем опыте отноше­ний с неординарными личностями, которые отныне в сознании группы будут связаны с их именами.

После того как все участники завершат свои рассказы, тренер может подвести итог, перечислив все особенности, характеристики, свойства, которые были названы и могут рассматриваться как проявления творческости, креативности.

УПРАЖНЕНИЕ 6

Участники группы сидят по кругу. «Сейчас мы познакомимся. Для начала у нас будет некоторое время, в течение которого надо будет вспомнить какой-нибудь жизненный эпизод, случай или ситуацию, в которой Вы вели себя нестандарт­но, необычно, творчески. Когда все будут готовы, кто-то первый начнет, назовет свое имя и расска­жет этот случай или жизненную ситуацию. Затем  то же самое сделает каждый из нас».

Этот вариант представления дает возможность участникам познакомиться, сделать шаг на пути осознания своего опыта, сосредоточиться на проблематике, соответствующей содержанию тренинга креативности. Кроме того, в ходе такого зна­комства в группе за короткое время появляется обширная, эмоционально окрашенная, разнообразная информация. Применяемая нами методика измере­ния информационной насыщенности среды тренинга в условных единицах новой информации показывает, что в ходе этого упражнения каждый участник группы общей численностью 15 человек может получить до 400 условных единиц, что в 200 раз по­вышает фоновый дневной показатель (под условной единицей новой информации мы понимаем факт или событие, которые до настоящего времени не были известны человеку, а также неизвестное ему ранее отношение к знакомому факту, необычная интерпретация, угол зрения, рассмотрения). Этот эффект значительно усиливает мотивацию на участие в тренинге, так как воспринимается как сигнал «здесь происходит много нового, интересного».

УПРАЖНЕНИЕ 7

Этот, а также следующий вариант знакомства луч­ше использовать после того, как участники группы представились и немного рассказали о себе: напри­мер, где они работают, какова сфера их интересов.

Участники группы сидят по кругу.

«Продолжим наше знакомство. Представьте себе, что сложилась такая ситуация, что вам необхо­димо перевоплотиться в какой-то объект мате­риального мира, животное или растение. Поду­майте и скажите, какой объект, какое животное и какое растение Вы бы выбрали».

Данный вариант представления активизирует один из механизмов творческого процесса, при ко­тором происходит неоднократная проработка про­блемы логическими средствами (левополушарные процессы) и ее перевод в образную форму, ассоци­ирование появляющихся идей с содержанием опы­та (правополушарные механизмы). Участники групп придерживаются различных стратегий при выпол­нении этого задания. Эти стратегии не анализиру­ются на данном этапе работы, вместе с тем веду­щий фиксирует их проявления. Впоследствии по­лученный опыт применяется для иллюстрации дан­ных об этапах и механизмах творческого процесса.

Наиболее распространены две стратегии. В первом случае перевоплощение происходит как бы само собой и тогда участник стремится сразу про­говорить возникшие образы, или еще какое-то время обдумывает, уточняет их. В другом случае участник выделяет несколько своих характерис­тик и подбирает символизирующие их объект ма­териального мира, животное и растение.

УПРАЖНЕНИЕ 8

Участники группы сидят по кругу.

«По-видимому, каждый из нас в тот или иной момент своей жизни идентифицировал себя с кем-то из литературных героев, исторических лич­ностей, известных людей, представлял себя на их месте, мысленно пытался пожить жизнью этого человека, посмотреть на мир его глазами, пережить его чувства. Вспомните об этом...

А теперь продолжим знакомство и будем еще раз называть свое имя и говорить о тех людях, героях, персонажах, с которыми мы себя так или иначе идентифицировали >.

Этот вариант знакомства оказывает позитивное влияние на групповую атмосферу: повышается уро­вень доверия, участники многое узнают друг о друге.

Для некоторых людей это задание может оказаться сложным в силу личного характера сооб­щаемой информации. Тренер принимает в нем участие и стремится к тому, чтобы его представление прозвучало одним из первых. При этом он не торопит участников и не комментирует то, что говорят о себе члены группы. После того как все выскажутся, тренер может предложить участникам задать вопросы друг другу, если в этом есть необходимость.

УПРАЖНЕНИЕ 9

Участники группы сидят по кругу. Тренер стоит в центре круга.

«Сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство. Сделаем это так: стоящий в цент­ре круга (для начала им буду я) предлагает поме­няться местами (пересесть) всем тем, кто об­ладает каким-то умением. Это умение он назы­вает. Например, я скажу: „Пересядьте все те, кто умеет водить машину", и все те, кто умеет водить машину, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, по­старается в момент пересаживания занять одно из освободившихся мест, а тот, кто останется в центре круга без места, продолжит работу. Используем эту ситуацию для того, чтобы по­больше узнать друг о друге. Кроме того, надо быть очень внимательным и постараться запомнить, кто пересаживался, когда называлось то или иное умение. Это нам понадобится немного позже».

В ходе упражнения тренер побуждает участ­ников называть разнообразные умения, отмечая особенно оригинальные и интересные.

После того как названо примерно 8—12 умений, тренер останавливает упражнение и продол­жает инструкцию: «Сейчас у нас будет пять минут, в течение которых каждый напишет рассказ о нашей группе, используя ту информацию, которую вы сейчас узнали о каждом из нас».

Через пять минут тренер предлагает каждому прочитать получившийся у него рассказ. При этом тренер проявляет активность и при каждой под­ходящей ситуации дает участникам группы пози­тивную обратную связь.

В ходе выполнения упражнения происходит су­щественное изменение групповой атмосферы, по­является эмоциональная свобода, снижается на­пряженность, столь характерная для начала рабо­ты группы. Участники открываются порой с нео­жиданных, новых сторон. В опыте нашей работы неоднократно встречались случаи, когда рассказ о группе был написан в стихах, в виде репортажа, притчи, сказки и т. д.

УПРАЖНЕНИЕ 10

Участники группы сидят по кругу.

«Давайте познакомимся и сделаем это так: каж­дый будет называть свое имя и те свои качест­ва, особенности поведения, вообще все, что в нем есть такого, что побуждает других людей к твор­честву, созданию нового, к нестандартному, креативному поведению. У нас будет время для того, чтобы подумать, и когда все будут готовы, мы начнем знакомство».

Этот вариант знакомства побуждает участни­ков говорить о себе, что способствует сближению членов группы, создает более доверительную ат­мосферу. Кроме того, появляется много идей, ко­торые в дальнейшем могут быть полезны при об­суждении характеристик креативной среды.

Участники групп тренинга креативности обыч­но говорят о том, что других людей побуждает к творчеству, такие их особенности: любовь, интерес к людям; безоценочность; отсутствие давления; эн­тузиазм, проявляемый в ситуациях создания чего-то нового; готовность учиться у других и т. п.

УПРАЖНЕНИЕ 11

Участники группы сидят по кругу.

«Сейчас мы познакомимся и сделаем это несколько необычным способом. Вспомните, кем вы можете работать, кроме вашей теперешней профессии, и, называя свое имя, перечислите несколько вари­антов этих возможных профессиональных ролей. При этом будьте внимательны, постарайтесь запомнить, что говорят остальные участники группы. Это нам скоро пригодится».

После того как каждый представится, тренер предлагает всем взять по листу бумаги и написать небольшой рассказ о группе, в котором в качестве героев выступают ее участники в названных ими профессиональных ролях. Тренер также сообща­ет, что рассказ может быть написан в любом жа­нре, главное, чтобы в действие были вовлечены по возможности все участники группы.

После завершения работы над рассказами, каж­дый зачитывает то, что он(а) написал(а).

В ходе обсуждения проделанной работы обыч­но возникает важная для тренинга креативности идея, что для создания чего-то нового необходимо доста­точное количество информации, материала, для по­лучения которого надо быть внимательным, наблю­дательным, восприимчивым и заинтересованным.

 

г. психогимнастические упражнения,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.125 (0.024 с.)