Психогимнастические упражнения, формирующие обратную личностную связь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психогимнастические упражнения, формирующие обратную личностную связь



Участники тренинговых групп постоянно ощущают об­ратную связь, однако в тренинге, направленном на развитие умений, навыков, формирование установок эффективного общения в содержании обратной связи преобладает инфор­мация об особенностях поведения в тех или иных конкрет­ных ситуациях. Наряду с этим в ходе занятия можно со­здать условия для возникновения обратной связи более целостного характера, особенно в тех случаях, когда это соот­ветствует потребностям участников тренинга. Кроме того, позитивная обратная связь является хорошим средством стабилизации и даже повышения самооценки участников заня­тий, актуализации их личностных ресурсов, а также созда­ния позитивного эмоционального фона в группе.

Некоторые из приведенных ниже упражнений специ­ально предназначены для проведения в конце работы тренинговой группы, однако многие из них могут с успехом применяться уже на второй и в последующие дни занятий.

УПРАЖНЕНИЕ 66

Все участники садятся по кругу.

«Наша работа подходит к концу. Мы расстаем­ся. Однако перед тем как разъехаться, соберем чемодан. Мы работали вместе, поэтому и соби­рать чемодан для каждого будем вместе. Содер­жимое чемодана будет особым. Так как мы зани­мались проблемой общения, туда мы „положим" то, что каждому из нас помогает в общении, и то, что мешает. Чемодан мы будем собирать в отсутствие человека, а когда мы закончим, то мы пригласим его и вручим чемодан. Он должен его взять и унести с собой, не задавая вопросов.

Собирая чемодан, мы будем придерживаться некоторых правил:

1. В чемодан надо положить одинаковое коли­чество помогающих и мешающих качеств.

2. Каждое качество будет укладываться в чемодан только с согласия всей группы. Если кто-нибудь из нас, хотя бы один, не согласен, то груп­па может попытаться его убедить в правильнос­ти своего решения, а если это не удастся сде­лать, качество в чемодан не кладется.

3. Положить в чемодан можно только те каче­ства, которые проявились в ходе работы группы.

4. Положить в чемодан можно только те ка­чества, которые поддаются коррекции.

5. Руководить сбором чемодана будет каждый из нас по очереди. Допустим, ты, Михаил, начнешь, и дальше продолжит Люба и так далее. Просьба не забывать те правила, о которых мы говорили».

Тренер может предложить использовать для временного ориентира опыт обсуждения участни­ка, которому первому собирают чемодан. Переходить к обсуждению качеств следует только тогда, когда руководитель сбора чемодана выслушает предложения. Во время сбора чемодана тренер сидит за кругом.

Для того чтобы сделать эту процедуру более доброжелательной, не вызывающей обиды участ­ников, не следует разрешать вручать собранный чемодан в виде записи.

При планировании работы группы тренер дол­жен учесть, что на сбор чемодана в таком вариан­те уходит много времени: в среднем по 20 минут на каждого участника группы.

Модификация 1

Группа садится по кругу.

«Мы завершаем нашу работу. У каждого из нас есть возможность обратиться к двум участни­кам группы и попросить их назвать одно качест­во, которое помогает вам в общении, и одно, ко­торое мешает. Участники, к которым обраща­ются с вопросом, какое-то время думают, а за­тем по очереди высказывают свое мнение».

Тренер может участвовать в упражнении, но помнить при этом, что члены группы могут пого­ворить с ним и по завершении работы.

Модификация 2

Группа садится по кругу.

«Мы завершаем нашу работу. Сейчас каждый из вас по очереди будет ставить перед собой этот стул (тренер ставит стул в центр круга). Все участники группы в том порядке, в котором вам будет удобно, будут подходить к вам, садиться на стул и называть одно качество, которое, на их взгляд, помогает вам в общении, и одно, ко­торое мешает. При этом надо помнить, что на­зывать следует те качества, которые проявились в ходе работы группы и поддаются коррекции. После того как все выскажут свое мнение, следу­ющий участник берет стул и ставит напротив себя. Упражнение повторяется и т. д.».

УПРАЖНЕНИЕ 67

Все участники садятся по кругу.

 «Давайте начнем сегодняшний день с того, что обратим внимание друг на друга, подумаем друг о друге и сделаем это так: закроем глаза (тренер делает паузу, ждет, пока все участники группы закроют глаза) и мысленно пройдем по кругу, ос­тановимся перед каждым участником группы и подумаем над тем, какие у этого человека есть сильные стороны, достоинства».

Тренер тоже участвует в упражнении, это, в частности, позволяет ему рассчитать время, кото­рое нужно для того, чтобы все успели выполнить задание и мысленно подойти к каждому.

«Откроем глаза. Теперь пусть один из вас бросит мяч тому участнику группы, которого он выберет, и скажет, каким безусловным достоин­ством или сильной стороной обладает этот че­ловек. Тот, кому бросили мяч, передаст его сле­дующему и скажет о его сильной стороне или бе­зусловном достоинстве и т. д. до тех пор, пока мяч не побывает у каждого. Каждый должен уз­нать о своих сильных сторонах».

После того как круг замкнулся, тренер может предложить взять мяч тому участнику группы, кто хотел бы обратиться к кому-то, но не смог этого сделать, так как к этому человеку обратились рань­ше, чем мяч оказался у него. Таких желающих может оказаться несколько.

В ходе обсуждения можно спросить: «Как вы себя теперь (сейчас) чувствуете?» — и зафиксировать по­являющиеся, как правило, в ходе выполнения этого упражнения позитивные чувства и эмоции.

Следует, однако, учесть, что в ответ на этот вопрос кто-то из участников группы может ска­зать о трудностях, напряжении, которые возник­ли в тот момент, когда он говорил другому о его достоинствах или когда обращались к нему. Та­кой ответ побуждает перейти к более глубокому, содержательному обсуждению. Его (если это со­ответствует тематике тренинга, например, пред­стоит работа по теме: «Одобрение, положитель­ная обратная связь») можно вызвать специально, задав вопрос: «Что вы чувствовали, когда обра­щались к другому и когда обращались к вам?».

Модификация

Участники сидят по кругу.

«Начнем сегодняшний день с того, что, бросая по очереди друг другу этот мяч, будем говорить о безусловных достоинствах, сильных сторонах того, кому бросаем мяч. Будем внимательны, чтобы мяч побывал у каждого».

Это упражнение — как в его первоначальном варианте, так и модифицированное, — может про­водиться не только в начале дня, но и в другое время, так как кроме создания положительного эмоционального настроя, усиления чувства груп­пы, оно позволяет каждому участнику группы по­лучить личностную обратную связь.

УПРАЖНЕНИЕ68

Упражнение проводится в конце дня, когда все участники высказали свои впечатления от работы. Группа сидит по кругу.

«Посмотрите, пожалуйста, и запомните ваших соседей справа и слева. Сейчас мы встанем и, преж­де чем уйти из этой комнаты домой, скажем сво­им соседям справа и слева, каждому в отдельно­сти, что вам нравится в их поведении».

УПРАЖНЕНИЕ69

Участники садятся по кругу.

«Вспомните, пожалуйста, тот момент, когда вы впервые увидели своего соседа слева, вспомните первое впечатление, которое у вас возникло в момент первого контакта. После того как все мы будем готовы слушать друг друга, мы по оче­реди выскажем эти наши первые впечатления».

 

 

УПРАЖНЕНИЕ70

Участники садятся по кругу.

«Давайте скажем друг другу комплименты. Сде­лаем это так. Тот, кто захочет начать, возь­мет этот мяч, бросит его тому участнику, кого он выберет, и скажет этому человеку компли­мент. Тот, кому предназначен мяч, бросит его следующему и произнесет сбой комплимент и т. д. до тех пор, пока мяч не побывает у каждого».

Тренер очень внимательно следит за тем, что­бы мяч попал к каждому участнику группы.

Данное упражнение позволяет решить несколь­ко содержательных задач. К ним, в частности, относятся возможности установления межличност­ной обратной связи в более определенной персо­нифицированной форме. И, что особенно важно, эта обратная связь носит позитивный, поддержи­вающий характер. Так как подобные упражнения, как правило, проводятся на завершающей стадии работы группы (3—4-й день), то вызываемые ими позитивные эффекты способствуют переносу ре­зультатов тренинга в повседневную жизнь и дея­тельность его участников, «мониторингу прогрес­са». В то же время в ходе работы группы нередко возникают идеи, отражающие сложности установ­ления позитивной обратной связи, формулирова­ния своих впечатлений, суждений, относящихся к проявлениям конкретных участников. Эти слож­ности иногда объясняются действием ряда стерео­типов. Например, высказывание позитивных впе­чатлений со стороны руководителя может выгля­деть как проявление слабости, может прозвучать мысль о том, что комплименты говорят льстивые, манипулирующие другими люди и т. д. Поэтому выполнение упражнения в различных модифика­циях дает материал для обсуждения группой этих проблем, а также позволяет участникам «потре­нироваться» в установлении позитивной обратной связи, в нахождении адекватных формулировок для своих впечатлений.

Модификация 1

Участники стоят по кругу.

«Давайте возьмемся за руки. Посмотрим друг на друга. Постараемся получше почувствовать друг друга. Сейчас кто-нибудь из нас войдет в круг и пойдет вдоль него по часовой стрелке, останав­ливаясь около каждого участника, который в этот момент скажет ему комплимент. После того как первый участник пройдет четверых из нас, второй начинает движение вслед за ним и т. д. по очереди».

Модификация 2

Все становятся в круг.

«Сергей (тренер обращается к одному из участ­ников), выйди, пожалуйста, в центр круга, посмо­три на нас и скажи одному из участников группы какой-нибудь комплимент. Если человек, кому пред­назначается комплимент, принимает его, то он сам выходит в круг, а ты становишься на его ме­сто. Вышедший в центр в свою очередь выбирает одного из нас и говорит ему комплимент и т. д.».

Модификация 3

Все становятся в круг.

«Давайте посмотрим друг на друга. Вспомним каж­дого из нас, наши действия, проявления в ходе ра­боты (тренер дает участникам возможность по­думать в течение 2—3 минут). А сейчас все мы по очереди будем выходить в центр круга и после­довательно говорить участникам комплименты».

Модификация 4

 

Все становятся по кругу.

«Давайте подумаем о Володе. Вспомним его дей­ствия, проявления, то, как он говорит, смот­рит, улыбается. А теперь мы все по очереди сде­лаем Володе комплимент».

УПРАЖНЕНИЕ 71

Участники становятся по кругу.

«Одно время во всем мире было очень популярно движение хиппи. Хиппи имели разнообразные тра­диции, привычки, обычаи, отличающие их от дру­гих людей. Одной из таких традиций было делать какие-нибудь надписи на своей одежде, часто отра­жающие жизненную позицию, девиз ее обладателя.

Сейчас мы будем бросать этот мяч друг дру­гу со словами: «Если бы ты был хиппи, то на твоей футболке было бы написано...», прогова­ривая текст, который, с вашей точки зрения, мог бы быть написан на футболке человека, ко­торому вы бросаете мяч.

Тот, кому брошен мяч, должен сказать, согла­сен ли надеть футболку с такой надписью или нет.

Будем внимательно следить за тем, у кого уже побывал мяч, а у кого нет. Надо, чтобы каждый из нас получил футболку с какой-то надписью».

Это упражнение лучше проводить, когда чле­ны группы уже узнали друг друга, например, на третий день работы тренинговой группы.

УПРАЖНЕНИЕ 72

Упражнение выполняется в группах по 4 человека.

 «Сейчас каждый из участников группы будет говорить, обращаясь по очереди к остальным чле­нам „четверки": „Мне кажется, что ты счита­ешь (думаешь), что я в общении..." и далее, продолжая эту фразу, скажет о том, какие качества или особенности поведения видит в нем именно этот человек. Например, Андрей скажет, обраща­ясь к Свете: „Мне кажется, что ты, Света, счи­таешь, что в общении я доброжелателен, порой нетерпелив, быстро реагирую, но не всегда точен в своих реакциях". Потом Андрей обратится, например, к Тане и скажет, что, с его точки зре­ния, о нем как о партнере по общению думает Таня и т. д. Те, к кому он будет обращаться, должны будут сказать, с чем из сказанного они согласны, а с чем нет, но при этом не надо говорить, что вы еще думаете об особенностях этого человека в общении. Только выразить согласие или несогла­сие с тем, что было сказано».

Для упражнения характерен большой объем личностной обратной связи, что дает участникам возможность уточнить представления о себе и других людях, потренироваться в установлении обратной связи.

УПРАЖНЕНИЕ 73

Все участники группы садятся по кругу.

«Представьте себе, что вы все известные худож­ники, и именно поэтому вас пригласили принять участие в весьма престижной выставке, которая очень скоро открывается в нашем городе. Вас попросили представить на выставку ваш авто­портрет. К сожалению, готового автопортрета у вас нет, но вы не хотите отказываться от участия в выставке и садитесь за работу. Сей­час я раздам вам „холсты" (тренер держит в ру­ках листы плотной белой бумаги), и каждый бу­дет располагать некоторым временем для того, чтобы написать свой автопортрет. Вы можете сами решить, какое художественное направление вы будете представлять: абстракционизм, им­прессионизм, символизм, реализм и т. д. Помни­те, что творчествопроцесс очень интимный, поэтому пишите автопортреты самостоятель­но, не советуясь с другими и не интересуясь тем, что изображено на полотнах ваших товарищей. Вы можете сесть там, где вам удобно. И еще один важный моментне надо подписывать ав­топортрет, ставить на полотне какие-либо зна­ки, делать пометки».

По мере готовности тренер собирает автопорт­реты, причем старается запомнить (или записывает), в какой последовательности они к нему попадают. Когда работа закончена, все снова садятся по кругу.

«Теперь давайте перевоплотимся и представим себе, что мы все известные искусствоведы, кото­рых пригласили быть экспертами на этой выстав­ке. И вот, когда до открытия выставки осталось совсем немного времени, привезли последнюю пар­тию картин и среди них оказалось неподписанное полотно. Этоавтопортрет. Работа очень хо­рошая и было бы обидно, если бы она осталась не представленной на выставке. Но вы высококвали­фицированный специалист и можете определить автора по манере письма. Я раздам каждому из вас автопортреты, и вы должны будете надписать тот автопортрет, который вам достанется. Просьба сделать это самостоятельно, не советуясь с дру­гими „искусствоведами". Я постараюсь, раздавая автопортреты, сделать так, чтобы к вам не попа­ла ваша работа, но если это все-таки произойдет, скажите мне, и я поменяю работу».

После того как все работы подписаны, все са­дятся в более тесный круг, и каждый по очереди кладет в центр тот автопортрет, который он под­писывал, и поясняет, почему он поставил именно эту подпись. Тренер обращается ко всем с прось­бой не говорить, прав «искусствовед» или нет. Автор картины тоже никак не проявляется. Все только слушают, не высказывая своих интерпре­таций, и могут лишь задавать «искусствоведу» уточняющие вопросы.

После того как все работы представлены, тре­нер берет автопортреты, по очереди кладет их в центр круга и спрашивает: «Чей это автопортрет?».

Упражнение вызывает большую заинтересован­ность участников. Каждый пытается определить автора автопортрета, который вручен ему, а так­же авторов остальных работ.

Иногда в группе появляются несколько авто­портретов одного автора. Это, как и другие ошиб­ки, может быть связано с тенденцией к установ­лению портретного сходства, которую не может преодолеть участник, и с трудностями в рефлек­сии психологических причин того, почему именно так написан автопортрет. Все это может стать предметом обсуждения в группе.

 

 

С. И. Макшанов Я. Ю. Хрящева Е. В. Сидоренко

КАТАЛОГ

Часть II

ТРЕНИНГ СЕНСИТИВНОСТИ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.042 с.)