В. Прием и передача информации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В. Прием и передача информации



Психогимнастические упражнения, включенные в эту часть, позволяют выявить группу факторов, влияющих на успешность приема и передачи информации, обнаружить наиболее типичные ошибки, допускаемые при решении этих задач, потренироваться в их решении.

При проведении упражнений этого вида вводится ряд ориентировочных основ: подготовка сообщений, передача информации, прием и структурирование сообщений.

УПРАЖНЕНИЕ 51

Все участники становятся по кругу.

 «На счет „раз" каждый из участников начнет делать какое-либо движение. При этом все оста­ются на своих местах. Желательно выбирать такие движения, которые может делать каждый участник. На счет „два" надо прекратить делать то движение, которое вы делали на счет „раз", и начать выполнять то движение, которое на счет „раз" делал ваш сосед слева. Если все будут вни­мательны, то движение каждого, пройдя по кру­гу, вернется к своему „автору"».

Упражнение выполняется до тех пор, пока дви­жение каждого участника не вернется к нему. Нередко уже при первых переходах движений кто-то из участников ошибается. В этом случае тренер побуждает группу к поиску момента искажения движения, после чего упражнение начинается сна­чала. По окончании упражнения, когда движение каждого завершит полный круг, тренер спрашива­ет участников о том, к кому вернулось его движе­ние, есть ли изменения в его характере. Обсужде­ние направляется на осознание причин искажений передаваемых движений и того, что могли бы пред­принять участники, чтобы этого не происходило. Это упражнение желательно проводить в начале работы по осознанию участниками группы факто­ров, позволяющих без искажений принимать и передавать информацию в процессе сообщения.

УПРАЖНЕНИЕ 52

Все участники садятся по кругу. Видеотехника под­готовлена к съемке.

«Мы уже убедились, насколько важно быть точ­ными и внимательными при приеме и передаче ин­формации. (Это упражнение может выполняться после появления в группе идей, относящихся к про­цессам приема и передачи информации в ходе об­щения, а также после упражнения 45.) Сейчас (тренер называет имена 5-ти или 6-ти человек, которых он заранее избрал для участия в упраж­нении) примут участие в упражнении. Ваша зада­ча будет заключаться в приеме и передаче сообще­ний. Пусть Андрей (тренер называет одного из участников упражнения) останется здесь, а все остальные подождут какое-то время за дверью».

Тренер зачитывает Андрею текст, предваритель­но еще раз напомнив ему о том, что он должен будет передать его следующему участнику. С этого момен­та ведется видеозапись работы (возможно использо­вание только магнитофонной записи без видеоряда). Тренер последовательно приглашает участников, ожидающих за дверью, каждый из которых выслу­шивает сообщение предыдущего и затем пересказы­вает его следующему участнику. Последнему участ­нику, получившему сообщение, тренер задает вопрос: «Олег, ты только что получил сообщение. Скажи, пожалуйста, что ты будешь делать после того, как получил информацию?». Когда участник ответит на этот вопрос, видеосъемка прекращается.

Вариант текста: «Иван Петрович уехал в 11 часов, не дождавшись вас, очень огорчился, что не смог с вами переговорить лично, и попросил пере­дать вам, что, если он не вернется к обеду, а это будет зависеть от того, сколько времени он пробу­дет на совещании в министерстве, то совещание в 15.30 надо проводить без него. Кстати, на совеща­нии будет обсуждаться вопрос о поставке новых компьютеров, которые ничем не хуже импортных. И еще, на совещании надо не забыть объявить, что все начальники отделов должны пройти обследо­вание у психологов, которые будут работать в 20-й комнате с 10 часов утра ежедневно до 2 октября».

Обсуждение упражнения проводится с исполь­зованием видеозаписи. Перед просмотром уточня­ется, что при приеме информации происходит структурирование содержания, которое предполагает последовательное выделение всех прозвучавших идей (участники выполняют эту работу, опираясь на текст, использовавшийся в упражнении), а за­тем их ранжирование по степени важности. В част­ности, безусловно важной является информация, которая требует от получателя каких-то срочных практических действий. Однако очень часто мы проводим ранжирование идей до того, как выдели­ли все полученные, что приводит к субъективным преобразованиям информации и ошибкам. Иллюст­рируя эти положения материалом упражнения, тренер выделяет три типа ошибок, характерных для передачи сообщений: а) утрата, б) искажение, в) дополнение. Затем участники смотрят видеозапись, выделяя допущенные ошибки. Этап просмотра мо­жет быть очень дробным, если ошибок много.

Упражнение дает большой поучительный ма­териал, ошибки легко дифференцируются участ­никами и вызывают оживленные комментарии. Динамичность упражнения, его отчетливые «про­зрачные» результаты обладают большим мотиви­рующим эффектом, увеличивают включение уча­стников в групповой процесс.

УПРАЖНЕНИЕ 53

Все участники садятся по кругу.

«Пусть каждый из вас по очереди сделает подарок своему соседу слева (по часовой стрелке). Подарок надо сделать („вручить") молча (невербально), но так, чтобы ваш сосед понял, что вы ему дарите. Тот, кто получает подарок, должен постараться понять, что ему дарят. Пока все не получат по­дарки, говорить ничего не надо. Все делаем молча».

Когда все получат подарки (круг замкнется), тренер обращается к тому участнику группы, кото­рый получил подарок последним, и спрашивает его о том, какой подарок он получил. После того как тот ответит, тренер обращается к участнику, кото­рый вручал подарок, и спрашивает о том, какой по­дарок он сделал. Если в ответах есть расхождения, нужно выяснить, с чем конкретно связано непони­мание. Если участник группы не может сказать, что ему подарили, можно спросить об этом у группы. Полученный материал позволяет обсудить идеи, относящиеся к закономерностям подготовки передачи и приема информации в процессе общения.

При обсуждении упражнения участники мо­гут формулировать условия, которые облегчают понимание в процессе общения. Чаще всего к этим условиям относят выделение существенного, од­нозначно понимаемого признака «подарка», ис­пользование адекватных средств невербального изображения существенного признака, концент­рацию внимания на партнере.

Кроме результатов, работающих на содержа­тельный план, улучшается настроение участников.

УПРАЖНЕНИЕ54

Участники садятся по кругу.

«Давайте представим, что мы решили все вмес­те отправиться в поход. Вот здесь (тренер по­казывает на середину круга) лежит рюкзак, ко­торый нам нужно собрать для похода. Каждый по очереди положит в него что-то нужное. Сде­лать это надо без слов, невербально. Все мы долж­ны внимательно следить за тем, что кладет 6 рюкзак каждый из нас, и не повторяться».

После того как каждый из участников «поло­жил» что-то в рюкзак, тренер обращается к груп­пе с вопросом: «Что положил в наш рюкзак...?», называя имя того или иного члена группы.

Результаты, которые могут быть получены при проведении этого упражнения, аналогичны содер­жательным эффектам, описанным в предыдущем упражнении.

УПРАЖНЕНИЕ55

Группа встает по кругу. Тренер выходит из круга и участия в упражнении не принимает.

 «Мысленно выберите себе пару и решите, как вы предложите партнеру провести завтрашний день. Информацию о ваших предложениях надо передавать только невербальными средствами. Предла­гать варианты проведения завтрашнего дня нач­нете все одновременно по моему сигналу».

При обсуждении упражнения тренер обраща­ет внимание на правильность понимания партне­рами друг друга, а также на то, что помогало и что мешало достижению этого понимания. Обыч­но возникающие идеи группируются вокруг необ­ходимости сосредоточиться на партнере и нахож­дения адекватных средств, обеспечивающих одно­значное толкование невербальных посланий, сле­довательно, их понимание. Также нередко в груп­пе возникает потребность в дополнительной под­тверждающей информации или ее повторении. Полученный в результате выполнения упражне­ния материал дает возможность постановки про­блемы закономерностей передачи и приема инфор­мации. Тренер запоминает проявившиеся эффек­ты и может использовать их при иллюстрирова­нии ориентировочных основ, относящихся к при­ему и передаче информации в процессе общения.

УПРАЖНЕНИЕ 56

Участники садятся по кругу.

«У меня в руках несколько карточек. На них написа­ны названия различных предметов, состояний, поня­тий. Например, лампа, сон, свет, веселье и т. д. Я приколю карточку на спину одному из вас, допустим, Виктору, но сделаю это так, чтобы он не видел, что на ней написано. Затем Виктор будет подходить к разным участникам группы (по своему выбору), и те, к кому он подошел, невербально будут показывать ему, что написано у него на карточке. Задача Викто­рапонять, что написано на карточке».

В ходе упражнения тренер побуждает участников к его продолжению до того момента, пока участник точно не установит, что же написано на карточке, по­сле чего карточку получает следующий участник.

Упражнение позволяет всем участникам груп­пы проиграть обе роли и потренироваться в поис­ке средств передачи информации, в рефлексии причин невербальных интерпретаций, точности их нахождения и т. д.

УПРАЖНЕНИЕ 57

Все участники становятся по кругу (спиной в круг).

 «Пусть кто-нибудь из вас задумает любой предмет, который мы будем невербально передавать по кругу. Предмет должен быть таким, который в реальности можно передавать друг другу».

Тренер ждет, пока возникнет идея предмета, просит участника, задумавшего предмет, не назы­вать его вслух и дает ему время подготовиться к передаче (1—2 минуты).

«Итак, сейчас Игорь передаст свой предмет соседу слева. При этом он, а затем и все мы бу­дем пользоваться только невербальными средст­вами, а тот, кому предмет передается, должен понять, какой предмет он получил. Получивший предмет, в свою очередь, передает его своему со­седу слева и т. д. Таким образом, предмет будет двигаться по внешнему кругу против часовой стрелки и в итоге должен вернуться к Игорю, если бее будут внимательны и не допустят ка­ких-либо преобразований предмета. К этому мо­менту все участники будут стоять лицом в круг, так как каждый, передав предмет, может повер­нуться лицом в круг. Давайте начнем».

После того как предмет возвратится к отпра­вителю, тренер, двигаясь от последнего, но теперь уже по часовой стрелке (в обратном направлении), спрашивает всех по очереди, что каждый получал, а что передавал.

Для усложнения упражнения и повышения активности, а также для того, чтобы получить больше материала для обсуждения, можно пред­ложить одновременно начать передачу своих пред­метов трем участникам группы, стоящим пример­но на равном расстоянии друг от друга в разных местах круга.

При обсуждении внимание участников может быть обращено на те моменты, которые способст­вуют или препятствуют взаимопониманию. Речь, в частности, может пойти о том, что в общении каж­дый из участников несет ответственность за ре­зультат. Тот, кто передает информацию, должен постараться сделать это четко, ясно, понятно для другого, т. е. передающий информацию затрачи­вает определенные усилия для обдумывания того, как используемые им жесты, движения могут быть восприняты, поняты, интерпретированы тем чело­веком, которому они предназначены. С другой стороны, получающий информацию должен прежде всего подумать над тем, какой смысл мог вложить в тот или иной жест его партнер и не спешить с интерпретацией.

УПРАЖНЕНИЕ 58

Группа делится пополам (если в группе нечетное число участников, тренер тоже принимает учас­тие в упражнении), образуя две шеренги, все са­дятся лицом друг к другу так, чтобы напротив каждого кто-то сидел.

 «Представьте себе, что все мы едем 6 автобусах: одна подгруппа едет в одном автобусе, а втораяв другом. Автобусы остановились ря­дом в транспортном заторе. Вы сидите у окна и видите, что в другом автобусе прямо напротив вас и тоже у окна сидит ваш знакомый. Это боль­шая удача, потому что вам надо срочно передать ему важную информацию, и вы, воспользовавшись ситуацией, делаете это. Но сделать это вы мо­жете только молча, без слов, невербально. Вре­мени у вас немного. Тот, кому передают инфор­мацию, должен постараться понять, что ему сообщает его знакомый».

Этот фрагмент упражнения можно модифици­ровать следующим образом. Тренер заранее мо­жет подготовить для каждого участника текст сообщения, которое надо передать. Это дает воз­можность учесть особенности и успешность в тре­нинге каждого участника.

На первом этапе упражнения тренер предла­гает одной шеренге выступать в роли передаю­щих информацию, а второй — принимающих со­общение. Следует дать возможность участникам подготовиться к выполнению упражнения. Ког­да все готовы, тренер предлагает кому-либо из первой шеренги начать передавать информацию, а всех остальных просит внимательно смотреть. После того как информация передана, тот уча­стник группы, кому она была предназначена, го­ворит, что он понял. Другие участники в это время могут высказывать свои версии вербали­зации данного текста. Это активизирует работу и позволяет приобрести более обширный мате­риал для обсуждения, снижает напряженность. После этого передававший информацию, гово­рит, правильно ли его поняли, и при необходи­мости вносит коррективы.

УПРАЖНЕНИЕ 59

Участники объединяются в пары.

 «Сейчас каждый из вас по очереди расскажет своему партнеру какую-нибудь историю. Лучше если это будет история с законченным сюжетом, рас­крывающая различные чувства, переживания ее участников, психологические проблемы, коллизии, т. е. не следует ограничиваться простым пове­ствованием: я встал, умылся, позавтракал, одел­ся, вышел из дома, подождал автобус и т. д. Но это должна быть такая история, которую вы могли бы рассказать всем нам. У каждого из на­парников будет по 3 минуты, чтобы рассказать сбою историю. Я буду следить за временем и ска­жу вам, когда оно закончится для первого рас­сказчика, а когда —• для второго».

Участники группы рассказывают друг другу свои истории.

«Теперь в каждой из пар один из партнеров переходит по кругу (по часовой стрелке) в дру­гую пару. В новых парах вы рассказываете друг другу те истории, которые услышали от своих партнеров в предыдущих парах».

После того как истории рассказаны, все воз­вращаются в круг, и тренер предлагает каждому рассказать ту историю, которую он услышал во второй раз. После каждого рассказа тренер обра­щается к тому, от кого рассказчик услышал эту историю, и к тому, кто рассказал ее первоначаль­но, т. е. к автору истории с вопросами: «Что ока­залось упущенным из того, что вы рассказали? Что искажено?», «Может быть появилось что-то но­вое, то, о чем вы не говорили?».

С. Умение слушать

Психогимнастические упражнения, включенные в эту часть тренинга, позволяют участникам осознать, что в их поведении помогает партнеру открыто и детально говорить о своих проблемах и состоянии, что может ухудшать его состояние, побуждать к скрытности и даже прекращению беседы. Полученный в результате проведения упражнений материал способствует тренировке навыков и умений слу­шать, демонстрирует их эффективность.

Предлагаемые упражнения предполагают использова­ние следующих приемов:

* Безмолвное слушание — выжидающая, наклоненная к собеседнику поза, поддерживающее выражение лица, ки­вание головой в знак готовности слушать дальше.

* Уточнение — обращение с просьбой к собеседнику дополнить, разъяснить что-то из того, что он говорил, для того, чтобы более точно понять его (например, женщина говорит психологу: «В последнее время мой сын ужасно себя ведет>>. Следует уточнение: «Поясните, пожалуйста, как вы понимаете слова „ужасно себя ведет"»).

* Пересказ — изложение своими словами того, что ска­зал собеседник, в начале беседы более полно, далее — вы­деляя и сохраняя то, что показалось слушающему главным.

* Дальнейшее развитие мыслей собеседника — прого-варивание подтекста высказывания собеседника.

УПРАЖНЕНИЕ 60

Участники группы сидят по кругу.

«Сейчас мы совершим небольшую прогулку по бере­гу моря. Сядьте, пожалуйста, поудобнее и медлен­но закройте глаза. Обратите внимание на ваше ды­хание, ощутите его: воздух проходит через нос, горло, попадает в грудъ, наполняет ваши легкие, ощутите, как с каждым вдохом в ваше тело попа­дает энергия и с каждым выдохом уходят ненуж­ные заботы, переживания, напряжение... Обрати­те внимание на ваше тело, почувствуйте егоот ступней ног до макушки головы. Вы сидите на сту­ле (в кресле), слышите какие-то звуки, ощущаете дуновение ветерка на вашем лице. Может быть, вам захочется изменить позу, сделайте это. А теперь представьте, что вы оказались у моря. Вы медленно идете по берегу. Осмотритесь вниматель­но вокруг, какие вас окружают цвета, звуки, запа­хи... Посмотрите на небо, на море. Обратите внима­ние на ваше состояние: какие эмоции, чувства у вас возникают, как они изменяются во время прогулки. Вы никуда не спешите и можете спокойно идти даль­ше. Возможно, вы захотите зайти в воду и иску­паться или посидеть на берегу. Сделайте это...

* Для проведения этого упражнения необходимо, чтобы участники групп располагали содержательной информацией, которой они могут поделиться друг с другом. Здесь мы предлагаем один из возможных путей реализации этой задачи.

А теперь настала пора вернуться в эту ком­нату, в наш круг. Сделайте это в удобном для вас темпе: можете сразу открыть глаза или по­сидеть еще с закрытыми.

Сейчас мы поделимся друг с другом своими впе­чатлениями. Для этого создадим группы по 4 че­ловека. Постарайтесь, чтобы в одной группе с вами оказались в основном те, с кем бы еще не работали в малой группе».

После того как группы сформировались, тре­нер продолжает инструкцию: «Сейчас каждый по очереди расскажет о своих впечатлениях, о тех образах, переживаниях, состояниях, которые у него возникали во время нашей „прогулки", а осталь­ные будут внимательно слушать рассказчика, не задавая вопросов, не комментируя и не интерпре­тируя услышанное. Постарайтесь уловить те моменты, когда вы перестаете слушать. На каж­дый рассказ потратьте примерно 34 минуты».

После завершения работы в группах тренер предлагает вернуться в круг и поделиться впечат­лениями на этот раз о работе в малых группах. В частности, можно задать вопрос: «В какие момен­ты вы переставали слушать?». Отвечая на него, уча­стники группы обычно говорят следующее: «От­влекся на свои мысли, когда стал сравнивать то, что рассказывает другой, со своим опытом», «В какой-то момент возникла ассоциация, и я стала думать об этом», «У меня возникло несогласие с тем, что я услышала, и в этот момент я отвлеклась», «В какой-то момент я стала думать о том, что буду говорить сама и перестала слушать» и т. д.

Подводя итог обсуждению, тренер имеет воз­можность еще раз обратить внимание участников на то, как важно уметь слушать другого человека.

УПРАЖНЕНИЕ 61

Участники садятся по кругу.

«Я буду зачитывать вам разные высказывания, вы же должны будете написать ответные, используя сначала уточнение, потом пересказ, а потомдальнейшее развитие мыслей собеседника».

Характер зачитываемых группе высказываний может меняться в зависимости от ее состава. Например: «Вчера наш заведующий опять сделал мне замечание в присутствии моих сотрудников. Как будто я первый год работаю, и мне надо объяс­нять, как распределять обязанности в отделе. На­доело мне все это, давно пора покончить с этой нервотрепкой».

Каждое высказывание можно прочитать три раза: первый раз с тем, чтобы участники написали ответ с использованием уточнения, второй раз — используя пересказ, и в третий раз — дальнейшее развитие мыслей собеседника.

После того как все написали ответы, тренер просит каждого или некоторых участников груп­пы зачитать. При необходимости (если ответы не соответствуют предложенным для тренировки при­емам) тренер вносит коррективы сам или привле­кает группу.

Данное упражнение позволяет его участникам осознать суть предложенных им приемов актив­ного слушания, потренироваться в их использова­нии, что является первоначальным шагом на пути формирования умения слушать другого человека.

УПРАЖНЕНИЕ 62

Упражнение проводится в малых группах — «тройках».

«Во время выполнения упражнения два человека беседуют, третий выступает в роли „контроле­ра". Будут проведены три беседы: каждый пого­ворит с каждым и каждый по очереди выступит в роли контролера. Один разговор рассчитан ми­нут на 810. Я буду следить за временем и ска­жу вам, когда надо поменяться ролями. Беседуя в паре, соблюдайте следующее правило: прежде чем высказать свое мнение по обсуждаемому вопросу, надо повторить то, что сказал собеседник. По­вторение может начинаться словами: „Ты дума­ешь...", „Ты говоришь...". Контролер следит за соблюдением этого правила и имеет право вме­шаться в разговор, когда беседующие забывают его выполнять».

Тема для беседы предлагается тренером и за­висит от состава группы. Например, в группе руко­водителей можно предложить такую тему: «Выбрать три наиболее важные качества, которыми должен обладать руководитель для успешной работы».

После завершения упражнения целесообразно об­судить в группе такой вопрос: «Как влияло на беседу повторение слов собеседника?». Как правило, в про­цессе обсуждения высказываются такие идеи: * это позволяло проверить, правильно ли я по­нял собеседника;

* давало возможность не отклоняться от темы обсуждения, держаться в «русле» обсуждения, говорить об одном и том же;

* в процессе повторения происходило осмысле­ние слов собеседника; * давало возможность лучше запомнить то, что

сказал собеседник;

* улучшало эмоциональный контакт (приятно убе­диться, что тебя услышали, поняли); * слушая свои слова в изложении другого, начинаешь лучше понимать себя, замечать новые ас­пекты обсуждаемой проблемы и т. д.

УПРАЖНЕНИЕ 63

 Участники группы объединяются в пары.

 «Сейчас каждый из партнеров по очереди будет рассказывать о какой-то своей проблеме. Задача друго­гопонять суть проблемы, разобраться в ней, ис­пользуя при этом только определенные приемы об­щения: безмолвное слушание, уточнение, пересказ, дальнейшее развитие мыслей собеседника».

Упражнение рассчитано в среднем на 30 ми­нут. Для усиления объективации поведения и, вслед­ствие этого, возрастания тренировочного эффекта, можно дать слушающему участнику карточки, на которых написаны названия перечисленных в ин­струкции приемов. Каждый раз, прежде чем всту­пить в беседу, он должен выбрать и показать сво­ему собеседнику карточку с названием приема, который он собирается использовать.

Упражнение можно проводить в «тройках». В этом случае двое беседуют так, как это описано выше, а третий выступает в роли «контролера», его задача — после высказывания первого участ­ника пары (т. е. того, кто рассказывает о своей проблеме) показать второму участнику карточку с названием того приема, который он должен использовать, отвечая собеседнику.

В ходе обсуждения можно обратиться к груп­пе с такими вопросами: «Какие впечатления возникли у вас в ходе беседы?», «Какие приемы вы использовали чаще, какие реже?», «Использова­ние каких приемов вызывало у вас затруднение?», «Что давало использование приемов?»

Таким образом, данное упражнение позволя­ет участникам занятий осознать и проанализиро­вать то, как им удается слушать других людей, какого рода ошибки они при этом допускают и почему. Это упражнение, кроме того, позволяет тренировать умение слушать.

УПРАЖНЕНИЕ 64

Упражнение проводится в парах.

 «Сейчас каждый из вас получит карточку (тренер раздает карточки с текстом). Обратите внимание: на каждой карточке текст разделен на три части: первая часть посвящена общему описанию ситуации, и она зачитывается до на­чала разговора. Здесь подчеркнута роль, которую будет играть участникобладатель карточки. Вторая часть текста содержит то, что вы бу­дете открыто говорить своему собеседнику, а в третьей части текста изложена истинная при­чина поведения участника в ситуации, которую он не готов сразу открыто высказать. Задача вто­рого участника, принимающего на себя другую роль, указанную в карточке, — понять истин­ную позицию собеседника. При этом он должен использовать уточнение, пересказ, дальнейшее развитие мыслей собеседника, сообщение о своем состоянии и состоянии собеседника. Еще раз об­ращаю ваше внимание на задачу: вам не нужно решать проблему собеседника, необходимо толь­ко понять, в чем дело.

В ходе работы вы проведете два разговора: сначала один из участников пары будет разби­раться в проблеме другого, потом — наоборот».

В процессе выполнения упражнения тренер может подходить по очереди к каждой из пар, при необходимости вносить коррективы в дейст­вия того, кто, используя перечисленные приемы, должен понять собеседника.

После завершения упражнения можно пред­ложить его участникам обменяться соображения­ми по поводу использования в беседе приемов ак­тивного слушания.

Примеры карточек:

Сын (дочь) уговаривает мать (отца) поехать в санаторий. Мать (отед) живет вместе с семьей сына (дочери).

Мать (отец) отказывается, говоря, что семье сына (дочери) будет сложно самой справиться с хозяйством, с детьми.

На самом деле у нее (него) появился новый знакомый (знакомая), с которым (ой) она (он) не хотел(а) бы сейчас расставаться.

Сотрудник приходит к начальнику отдела и говорит, что хочет уволиться.

Говорит, что нашел работу ближе к дому и сможет больше времени уделять воспитанию детей.

На самом деле считает, что его работа не оценивается по заслугам, обижен на начальника и решил уволиться именно поэтому.

УПРАЖНЕНИЕ 65

Участники сидят по кругу.

 «Сейчас мы будем выполнять упражнение, в ходе которого нам понадобятся правила хорошего слу­шания. Запишите их, пожалуйста (можно раздать участникам группы карточки с напечатанными правилами)».

Правила хорошего слушания:

1. Полностью сконцентрируй свое внимание на собеседнике. Обращай внимание не только на сло­ва, но и на позу, мимику, жестикуляцию.

2. Проверяй, правильно ли ты понял слова со­беседника.

3. Не давай советов.

4. Не давай оценок.

«Упражнение мы будем выполнять в парах. Выберите себе в пару того из членов нашей груп­пы, кого вы пока узнали меньше других, но хоте­ли бы узнать поближе».

Тренер ждет, пока все участники сядут парами.

«Распределите между собой роли: один из вас будет „говорящим", а другой„слушающим".

Задание будет состоять из нескольких шагов (этапов). Каждый шаг (этап) рассчитан на оп­ределенное время, но вам не надо следить за бре­менем. Я каждый раз буду говорить, что надо делать и когда надо завершить выполнение зада­ния. Сначала правилами хорошего слушания ру­ководствуется „слушающий". „Говорящий" мо­жет пока отложить их в сторону.

Итак, „говорящий" в течение 5 минут рас­сказывает „слушающему" о своих трудностях, проблемах в общении. Особое внимание при этом он обращает на те свои качества, которые по­рождают эти трудности. „Слушающий" соблю­дает правила хорошего слушания и тем самым помогает „говорящему" рассказывать о себе». Через 5 минут тренер останавливает беседу. «Сейчас у „говорящего" будет 1 минута, в течение которой ему надо будет сказать „слу­шающему", что в поведении последнего помогало ему открыто высказываться, рассказывать о себе, а что затрудняло этот рассказ. Отнеситесь, пожалуйста, к этому заданию очень серьезно, потому что именно от вас ваш собеседник мо­жет узнать, что в его поведении побуждает дру­гих людей высказываться открыто, говорить о себе, а что затрудняет такой рассказ, а знать это каждому очень важно».

После того как 1 минута прошла, тренер дает следующее задание:

«Теперь „говорящий" в течение пяти минут будет рассказывать „слушающему" о своих силь­ных сторонах в общении, о том, что ему помога­ет устанавливать контакты, строить взаимо­отношения с людьми. „Слушающий", не забывая соблюдать правила хорошего слушания, должен учесть всю ту информацию, которую он получил от „говорящего" в течение предыдущей минуты». Через 5 минут тренер останавливает беседу и предлагает перейти к следующему шагу.

«„Слушающий" за пять минут должен повто­рить „говорящему", что он понял из двух его рас­сказов о себе, т. е. о трудностях и проблемах в общении и его сильных сторонах в общении. На протяжении этих 5 минут „говорящий" все вре­мя молчит и только движением головы показыва­ет, согласен он или нет с тем, что говорит „слушающий". Если он делает отрицательное движе­ние головой в знак того, что его неправильно по­няли, то „слушающий" должен поправляться до тех пор, пока не получит подтверждения правиль­ности своих слов. После того как „слушающий" скажет все, что он запомнил из двух рассказов „говорящего", последний может сказать, что было пропущено или искажено».

Во второй части упражнения участники пары меняются ролями: тот, кто был «слушающим», становится «говорящим» и наоборот. Все четыре шага упражнения повторяются, при этом тренер каждый раз сам дает задание на следующий шаг.

В ходе обсуждения упражнения можно задать группе такие вопросы: «Как вам удавалось выпол­нять предложенные правила, какие правила было легче выполнять, какие сложнее?», «О чем вам было легче говорить — о своих трудностях и про­блемах в общении или о сильных сторонах?», «Ка­кое впечатление произвела на вас та часть упраж­нения, когда вы были „говорящим", какое влияние на вас оказывали различные действия „слушающе­го", как они вами воспринимались?» и т, д.

Данное упражнение в зависимости от того, как будет организовано его обсуждение, может дать очень разноплановые результаты. Наиболее про­стой путь — рефлексия процесса слушания, в ре­зультате чего формируется умение слушать дру­гого, осознаются такие барьеры слушания, как оценивание, желание дать совет, рассказать что-то из своего опыта и т. д. Более сложный путь — анализ возникающих в ходе работы чувств, в частности таких, которые сопровождали рассказ о трудностях и проблемах в общении и рассказ о сильных сторонах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.114.142 (0.062 с.)