А. Установление контакта, восприятие и понимание эмоционального состояния 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

А. Установление контакта, восприятие и понимание эмоционального состояния



Психогимнастические упражнения, вошедшие в эту часть, позволяют членам группы тренинга осознать раз­нообразные, вербальные и невербальные средства уста­новления контакта, апробировать их в безопасных усло­виях, проверить свои возможности установления контакта в различных ситуациях, понять, что при установлении контакта не существует универсальных средств и правил, а прежде всего необходимо ориентироваться на челове­ка, с которым взаимодействуешь, на состояние, в кото­ром он находится.

УПРАЖНЕНИЕ 39

Все участники располагаются большим полукругом.

 «Пусть каждый из нас по очереди выйдет в центр и попытается любыми доступными ему средст­вами, но только не вербальными, установить контакт с каждым участником занятия».

После того как все выполнят это задание, тре­нер предлагает участникам обсудить их впечатле­ния, возникшие в процессе выполнения упражне­ния. При подведении итогов тренер акцентирует внимание на тех средствах установления контак­та, которые перечисляют участники, а также на тех признаках, которые свидетельствуют о том, что контакт установлен.

УПРАЖНЕНИЕ 40

Участники становятся в круг (для проведения уп­ражнения необходимо четное число участников).

«На счет „раз" каждый из нас должен, оставаясь на своем месте и молча (эти два условия бу­дем соблюдать на протяжении всего упражнения), найти себе пару. Нас четное количество, поэто­му каждый найдет себе напарника. Когда я скажу „два", вы вместе начнете одинаковое движение. Потом я снова скажу „раз", и вы должны найти себе новую пару, а на счет „два" начать делать одинаковое движение с новым партнером».

Обычно мы даем возможность участникам груп­пы выполнить это задание 3 раза, после чего присту­паем к обсуждению, в ходе которого имеет смысл обсудить два вопроса: «Как создавалась пара*» и «Как происходил выбор одинакового движения?». Ответы на первый вопрос дают возможность выявить основ­ные невербальные признаки, свидетельствующие о начале контакта: направленность и фиксированность взгляда, разворот корпуса тела, приветливое выра­жение лица, улыбка, легкое движение вперед, навст­речу партнеру и т. п. Кроме того, в процессе обсуж­дения опыта, полученного участниками группы в ходе выполнения упражнения, часто заходит разговор о проявлении инициативы в контакте и при выборе об­щего движения. В том случае, если это соответствует содержанию тренинга (например в тренинге ведения деловых переговоров), следует подробнее обсудить эту проблему. При этом могут быть выявлены такие варианты взаимодействия:

* один из участников пары проявляет инициати­ву, тем самым подавляя инициативу другого;

* один из партнеров проявляет инициативу с пол­ного согласия другого;

* в процессе взаимодействия происходит посто­янная передача инициативы от одного участни­ка пары к другому и наоборот;

* взаимодействие протекает как сотрудничество, когда партнеры в любой момент полностью по­нимают друг друга.

 

 

УПРАЖНЕНИЕ 41

Участники садятся по кругу.

«Пусть кто-то из нас первым скажет своему соседу слева о его состоянии. Например, „Мне кажется, что ты сейчас спокоен и заинтересован происходя­щим" или „Мне кажется, что ты утомлен" и т. д. Тот, кому это сказали, в свою очередь, скажет нам всем о своем состоянии в данный момент. Затем он выскажет свое предположение о состоянии соседа слева, и тот уточнит свое состояние и т. д.»

После того как круг замкнется, тренер может задать группе общий вопрос: «Каким образом вы определили состояние своего соседа?» или более конкретный: «На какие признаки вы ориентиро­вались, определяя состояние своего соседа?».

 

УПРАЖНЕНИЕ42

Все участники садятся по кругу.

«Мы можем продолжать работать над проблемой установления контакта и сейчас выполним такое упражнение. Пусть кто-нибудь (кто именно, мы решим позже) выйдет из комнаты. Когда он вер­нется, ему надо будет определить, кто из участ­ников готов вступить с ним в контакт. При этом мы все будем пользоваться только невербальными средствами. Сделать вывод о наличии желания установления контакта или о его отсутствии надо после того, как вы посмотрите на человека».

Тренер спрашивает группу о том, кто хотел бы начать работу, или предлагает это сделать конкретному участнику. Вызвавшийся (или выбранный) выходит из комнаты, а группа в его отсутствие оп­ределяет участника, которому надо будет вступить в контакт. Остальные должны демонстрировать нежелание, отсутствие готовности это сделать. За­тем приглашается ожидающий за дверью участник и он, последовательно подходя к каждому, опреде­ляет готовность участников вступить в контакт.

Упражнение включает еще два последовательных шага, организация которых аналогична приведенно­му выше, только во втором случае в контакт готовы вступить трое участников, в третьем — каждый сам решает, будет он вступать в контакт или нет.

При обсуждении результатов упражнения об­ращается внимание на признаки, которые были определяющими при установлении готовности к вступлению в контакт. Предметом обсуждения могут стать сложности, связанные с однозначно­стью предъявления своего желания (или его отсут­ствием) вступить в контакт. Часто появляются идеи о необходимости дополнительной тренировки в интересах приобретения однозначности своих про­явлений подобного рода, просьбы повторить, про­длить или модифицировать это упражнение. Ха­рактерно, что группа, как правило, воспринимает эти идеи очень заинтересованно и эмоционально.

УПРАЖНЕНИЕ 43

Группа садится по кругу.

 «Для выполнения этого упражнения мы создадим пары. (Тренер может предложить группе объеди­ниться в пары по желанию или же сам составит пары. Если в группе нечетное количество участни­ков, тренер может сам принять участие в упражнении.) Пусть каждая пара займет удобное для нее место так, чтобы никому при этом не мешать. Вам дается 6 минут для беседы (тренер может предложить для обсуждения связанные с контекс­том группы или нейтральные темы). По моему указанию в ходе беседы мы будем менять положе­ние, не прекращая разговора. Сейчас давайте повер­немся друг к другу спиной и начнем беседу».

Участники 1,5 минуты беседуют, сидя спиной друг к другу, по 1,5 минуты — один сидя, другой стоя и наоборот (лицом друг к другу), 1,5 мину­ты — сидя лицом друг к другу.

При обсуждении упражнения тренер может задать вопросы о том, в каком положении ведение беседы было наиболее трудным, сложным, а в ка­ком наиболее комфортным. Участники достаточно аргументировано проговаривают идеи о наиболь­шей комфортности равных положений (например оба сидят). Это позволяет высказать мысль о важ­ности для эффективного установления контакта ра­венства позиций участников, отсутствия между ними барьеров, о нахождении глаз на одном уровне.

УПРАЖНЕНИЕ 44

Все участники садятся по кругу. Тренер раздает чистые листы бумаги.

«Разделите, пожалуйста, лист бумаги на четы­ре равные части. Сейчас мы немного порисуем. В первом квадрате нарисуйте начало вашей беседы с начальником, во второмс подчиненным, 6 третьемс равным по социальной или профес­сиональной роли, в четвертомначало беседы в идеальных (оптимальных), с вашей точки зре­ния, условиях. Рисуйте так, как умеете, главное то, что вы нарисуете, а не качество рисунка».

После того как участники нарисуют свои кар­тинки, тренер просит передать их по кругу для того, чтобы все смогли ознакомиться с рисунками. Ког­да все рисунки возвратятся к «авторам», тренер предлагает поделиться своими впечатлениями, ко­торые появились у участников. Обсуждение позво­ляет выделить содержательные идеи, относящиеся к сложившимся стереотипам и установкам о нача­ле беседы в различных ролевых позициях, а также к тому, что в этом случае способствует, а что пре­пятствует установлению контакта. Это упражнение дает обширный материал в группах руководителей различного ранга и требует от тренера четкого и динамичного ведения обсуждения.

УПРАЖНЕНИЕ 45

Участники группы сидят по кругу.

 «Довольно часто мы сталкиваемся в жизни с ситуациями, в которых нам необходимо побудить другого человека что-то сделать. Наши попытки окажутся более результативными, если мы учтем личностные особенности человека, к кото­рому обращаемся, а также его настроение, со­стояние в момент разговора. Будем опираться на эти идеи в ходе своей дальнейшей работы. Вспом­ните, пожалуйста, ситуацию, в которой вы хо­тели побудить другого человека на какие-то дей­ствия, например, вы обращаетесь к коллеге с просьбой прочитать вместо вас лекцию или к приятелю с предложением сопровождать вас в магазин за покупками и т. д.»

Тренер дает какое-то время для выполнения задания и, убедившись, что каждому удалось вспомнить ситуацию, продолжает инструкцию: «Мысленно поставьте на место человека, к кото­рому вы обращаетесь, всех членов нашей группы по очереди и подумайте, как бы вы обратились к каждому, как бы повели разговор, учитывая его личностные особенности? Можете записывать воз­никающие варианты. На эту работу у вас будет примерно пятнадцать минуть.

После того, как все будут готовы, тренер пред­лагает участникам разбиться на группы по 4—5 человек в каждой и дает такое задание: «Сейчас мы будем работать в малых группах. Каждый, крат­ко охарактеризовав свою ситуацию, обратится по очереди к остальным членам своей подгруппы, представляя их на месте своего собеседника. Они же реагируют от лица этого собеседника. Каждый разговор длится 1—2 минуты. В конце разговора те, к кому обращались, высказывают свои впечат­ления, говорят, что побуждало их идти навстречу просьбе, а что снижало это желание».

После завершения работы в малых группах следует продолжить обсуждение «в кругу». В ходе этого обсуждения можно составить перечень того, что способствует достижению успеха в ситуации побуждения другого человека к поступку.

Обычно участники группы называют следую­щие моменты:

* удалось понять интересы собеседника и учесть

их в ходе разговора;

* был установлен хороший эмоциональный контакт;

 * помогает уверенность в себе, которая, в част­ности, проявляется в тональности разговора;

 * открытость;

 * четкое изложение причин побуждения.

Данное упражнение особенно эффективно в контексте тренинга ведения деловых переговоров.

УПРАЖНЕНИЕ 46

Участники садятся по кругу.

«Сейчас я раздам некоторым из вас карточки, на которых обозначены те или иные эмоциональные состояния. Те, кто получит карточки, прочита­ют, что на них написано, но так, чтобы надпись не видели другие члены группы, и затем по очереди изобразят это состояние. Мы будем смотреть и постараемся понять, какое состояние изображено».

  В ходе упражнения тренер дает возможность участникам высказать свои мнения относительно изображенного состояния, затем называет его. В ходе обсуждения нередко высказываются идеи о том, какие состояния распознаются с трудом, что может способствовать их пониманию. Каждый раз после того, как состояние вызвано (например ра­дость), можно спросить прежде всего у тех, кто дал правильный ответ, потом и у остальных участ­ников группы, на какие признаки они ориентиро­вались, определяя состояние. Такое обсуждение дает возможность сформировать «банк» тех не­вербальных проявлений, на которые можно ори­ентироваться, определяя состояние человека.

Кроме того, данное упражнение позволяет развивать выразительность поведения у тех уча­стников, которым тренер предлагает изобразить то или иное состояние.

УПРАЖНЕНИЕ 47

Для проведения упражнения необходимо нечет­ное количество участников. Предварительно все рассчитываются на «первый», «второй». Все вто­рые номера сидят на стульях, первые стоят за спин­ками их стульев, оставшийся без пары участник группы стоит за спинкой свободного стула (допу­стим, его зовут Андрей).

«Задача Андрея пригласить кого-нибудь из сидя­щих на свой стул. При этом он может пользовать­ся только невербальными средствами, говорить ничего не надо. Все те, кто сидят на стульях, очень хотят попасть на свободный стул. Задача тех, кто стоит за спинками стульевудержать своих „подопечных". Сделать это можно, успев положить руку на плечо того человека, который сидит на вашем стуле, в тот момент, когда вы заметили его намерение пересесть. Постоянно держать руку над плечом вашего „подопечного" не стоит».

Через некоторое время тренер предлагает уча­стникам поменяться: те, кто сидели, встают и на­оборот. При этом одному из тех, кто стоял, при­дется встать за свободный стул.

С одной стороны, упражнение позволяет уча­стникам группы подвигаться, снижает напряжен­ность, усталость. Оно проходит весело, улучшает настроение. В то же время это упражнение тесно связано с содержанием работы по теме «Установ­ление контакта». Для актуализации опыта по этой проблеме можно обратиться к группе с вопроса­ми: «Каким образом вы действовали, когда при­глашали кого-то на ваш стул?», «Как вы понима­ли, что вас пригласили занять свободный стул?».

УПРАЖНЕНИЕ 48

Группа садится в круг. Каждому участнику пред­лагается выбрать себе пару, ориентируясь при этом на то, чтобы избранник был наименее знакомым ему человеком.

«Пусть каждая пара займет удобное место так, чтобы не мешать никому. Встаньте друг против друга (лицом друг к другу). Договоритесь, кто будет начинать задание, а кто продолжит. Итак, сейчас тот, кто начинает, будет делать различ­ные движения руками, головой, глазами, всем те­лом. Второму участнику необходимо с максималь­ной точностью повторять все движения партне­ра. Через некоторое время по моему сигналу парт­неры поменяются ролями».

Упражнение дает возможность участникам груп­пы лучше почувствовать друг друга, приобрести навыки моторной рефлексии и антиципации, вы­явить ряд идей, необходимых, в частности, для осо­знания условий, улучшающих установление контак­та, инициативы и путей преодоления барьеров, воз­никающих в ходе диадного взаимодействия.

Участники получают возможность поставить себя на место другого человека. В ходе обсужде­ния нередко возникает идея о том, что в опреде­ленный момент характер следующего движения партнера становится понятным еще до того, как партнер начнет его выполнение.

Инструкция:

УПРАЖНЕНИЕ 49

Участники группы делятся на две подгруппы.

«Каждой подгруппе дается 7 минут на подготов­ку, во время которой она должна будет выбрать какое-либо чувство или эмоцию (эмоциональное состояние) и продумать, как его можно изобра­зить. Это может быть или скульптурное изоб­ражение, или невербальное действие. В изображе­нии должны принимать участие все члены под­группы. В то время как первая подгруппа показы­вает то, что она подготовила, вторая подгруп­па отгадывает, какое чувство или эмоция изоб­ражены. Затем подгруппы меняются местами».

Подгруппы готовятся в разных помещениях. После того как подготовка закончена, тренер пред­лагает одной из подгрупп изобразить то чувство или состояние, которое они выбрали, не называя его. Другая подгруппа смотрит. Потом ей дается одна минута на обсуждение и кто-то один выска­зывает мнение группы. После этого тренер обра­щается к подгруппе, которая демонстрировала чувство или состояние с тем, чтобы они сказали, какое чувство или состояние они хотели изобра­зить. Затем подгруппы меняются ролями.

Начиная обсуждение результатов выполнения этого упражнения, тренер ориентируется на то, допущены ли были участниками подгрупп ошибки и каков их характер.

Как правило, ошибки, допускаемые в этом упраж­нении, связаны со следующими обстоятельствами:

 * участники не поняли изображение, которое

предлагалось другой подгруппой;

* участники не нашли точного слова для обозна­чения изображенного чувства или состояния;

* участникам не удалось передать в своем изоб­ражении содержание эмоции или чувства.

 Если допущена ошибка, то в ходе обсуждения можно поговорить о том, с чем она связана. Час­то причиной ошибок бывает несогласованность в работе подгруппы, неумение выслушать и услы­шать всех.

Если же подгруппы правильно идентифициру­ют предложенные им изображения эмоциональ­ных состояний или чувств, то тренер может за­дать группе вопрос: «По каким признакам вы оп­ределили состояние или чувство?». Ответ на этот

вопрос позволяет выявить (перечислить) те кон­кретные проявления невербального поведения че­ловека, которые являются сигнально значимыми для понимания состояния других людей.

УПРАЖНЕНИЕ 50

Упражнение выполняется в группах по 3 или 4 человека.

 «Представьте себе, что вы решили принять участие в конкурсе на должность персонал-менедже­ра в крупной фирме. Отбор проводится в несколь­ко этапов, на каждый ил которых вместе собира­ются разные люди. Сейчас в каждой группе кто-то один (я позже скажу, кто именно) попробует установить контакт с каждым из остальных участников вашей малой группы. При этом тот, кто устанавливает контакт, заинтересован в получении информации относительно процедуры отбора, а те, к кому он обращается, занимают примерно такую позицию: ситуация отбора для вас очень важна, и вы хотите успешно ее прой­ти, поэтому у вас есть серьезные причины, по которым вы не хотите отвлекаться от ваших размышлений по поводу предстоящего собеседо­вания и даете это понять тому, кто к вам обра­щается. В то же время, пожалуйста, помните о том, что если поведение того человека, который к вам обратится, вызовет у вас желание всту­пить с ним в разговор, вы можете сделать это».

Тренер называет имена тех, кто в каждой из групп должен на первом этапе работы сделать попытку установить контакт. Через 3—4 минуты тренер останавливает разыгрывание ситуации и предлагает, оставаясь в малых группах, кратко обсудить полученный результат. После этого тре­нер меняет состав групп и называет имена тех, кто на втором этапе должен будет начать разго­вор. Таким образом, если работа проходит в трой­ках, то в тренинговой группе из двенадцати чело­век потребуется три этапа для того, чтобы каж­дый побывал в активной позиции.

Завершается работа обсуждением в круге, в ходе которого целесообразно обратить внимание на те вербальные и невербальные аспекты поведения, которые способствуют установлению контакта.

Упражнение дает возможность каждому участ­нику апробировать и потренировать различные спо­собы установления контакта, это позволяет закре­пить полученные навыки и создает благоприятные условия для их переноса в реальную деятельность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.55.198 (0.03 с.)