I. Психогимнастические упражнения I направленные на развитие наблюдательской сенситивности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. Психогимнастические упражнения I направленные на развитие наблюдательской сенситивности



Психогимнастические упражнения, включенные в этот раздел, развивают возможности улавливать и запоминать широкий спектр сигналов, которые поступают от других людей, что позволяет получать целостный и в то же время детализированный образ человека и группы. Отсутствие или ограничение таких возможностей не позволяет человеку увидеть существенное в других людях, в ситуации обще­ния, нередко проявляющееся через частности, фрагменты, мимолетные фразы и экспрессии. Для специалистов, рабо­тающих с людьми (собственно, им и предназначен тренинг сенситивности), особенно важно умение межличностного наблюдения, спецификой которого является способность отделить «сенсорно воспринимаемое» от «чувственно пе­реживаемого», того, что ты видишь и слышишь, от того, что ты думаешь и чувствуешь по поводу данного человека. В основу тренинга наблюдательности, следовательно, долж­ны быть положены два принципа: 1) развитие сенсорно-перцептивных систем; 2) развитие способности отделять наблюдаемое от переживаемого в момент наблюдения.

Упражнения этого раздела позволяют тренировать на­блюдательскую сенситивность по отношению к вербальным, невербальным и проксемическим (пространственно-времен­ным) проявлениям человека и группы в актуальной ситуа­ции общения. Серия упражнений направлена на развитие того или иного сенсорного канала: зрения, слуха, тактиль­ной чувствительности и т. д.

Для тренировки наблюдательности по отношению к не­вербальным аспектам общения используются задания, вы­полнение которых требует фиксирования особенностей внешнего облика, мимики, жестикуляции, поз, вегетатив­ных изменений, микроэкспрессии глаз (зрачка), паралинг-вистических компонентов звучащей речи и т. д.

Упражнения, направленные на фиксацию вербальных ас­пектов поведения другого, включают задания, связанные с запоминанием содержания, его изменения, установлением «авторства» мысли, идеи, своеобразия композиции выска­зываний и аргументации.

Для развития чувствительности к пространственно-вре­менным характеристикам взаимодействия людей предлага­ются задания, требующие фиксации дистанции взаимодей­ствия, пространственного расположения, перемещений, ритма движений.

Психогимнастические упражнения, формирующие и раз­вивающие наблюдательскую сенситивность, могут прово­диться на фоне ознакомления участников с различными теоретическими представлениями, классификациями, фак­тами и концепциями, связанными с проблемой, что способ­ствует развитию теоретической сенситивности.

УПРАЖНЕНИЕ 1

Участники группы садятся по кругу, тренер стоит в центре круга.

«Сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство. Сделаем это так: стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменять­ся местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-либо общим признаком. Например, я скажу: „Пересядьте все те, у кого есть дочери",и все, у кого есть дочери, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, по­старается успеть занять место, а тот, кто ос­танется в центре круга без места, продолжит игру. Кроме того, каждый, кто оказывается в центре круга, прежде чем назвать признак, будет выби­рать одного из нас наблюдателем, называя его имя (так, сейчас наблюдателем будет Дима). Когда все поменяются местами, именно Дима перечислит нам тех, у кого есть дочери. Все остальные будут внимательно слушать и помогать наблю­дателю, если у него возникнут затруднения».

Когда упражнение завершится, тренер может попросить нескольких участников перечислить тех, у кого есть сестры, кто знает французский, кто умеет водить автомобиль и пр.

УПРАЖНЕНИЕ 2

Упражнение выполняется в парах.

  «Это упражнение включает в себя несколько зада­ний. Каждое из них рассчитано на определенное вре­мя. Я буду говорить вам, что надо делать, буду сле­дить за временем и сообщать, когда оно закончится.

Задание 1. В течение 5 минут молча смотрим друг на друга.

Задание 2. Повернитесь спиной друг к другу. Возьмите тетради и ручки. Я буду задавать во­просы, относящиеся к внешности вашего парт­нера, на которые надо дать письменные ответы. Какого цвета глаза у вашего партнера? Есть ли у него на лице родинки? Если есть, то вспомните, где они находятся. Какого цвета у него брови? Есть ли у него на лице ямочки? А теперь повер­нитесь лицом друг к другу и проверьте правильность ваших ответов.

Задание 3. Сейчас сменим пары, один из парт­неров переходит в пару, сидящую слева от него. В течение минуты молча смотрите друг на друга.

Задание 4. Повернитесь спиной друг к другу. Возьмите ручки и тетради. Я буду задавать во­просы, касающиеся вашего партнера, на которые надо будет дать письменные ответы. Какого цве­та обувь на вашем партнере? Есть ли у него на руках (шее, одежде) какие-либо украшения? На какой руке у него часы? Какой формы пуговицы на его одежде? Повернитесь лицом друг к другу и проверьте правильность ваших ответов.

Задание 5. Один из партнеров переходит в пару, сидящую слева от него. Сосредоточьтесь друг на друге. Решите, кто из вас будет первым выпол­нять задание. Сейчас тот, кто начинает выполнять задание, сообщает своему коллеге все, что он узнал о нем в ходе выполнения предыдущего упраж­нения. Не торопитесь, постарайтесь ничего не упу­стить. Рассказ надо построить так: если вы уве­рены, что ваш партнер оставался на месте, когда пересаживались те, у кого есть дочери, то бы гово­рите ему: „у тебя нет дочери, ты любишь класси­ческую музыку, знаешь французский и т. д.". Вто­рой партнер слушает, после чего корректирует ваш рассказ о себе. Затем поменяйтесь ролями».

УПРАЖНЕНИЕ 3

Все участники садятся по кругу. Тренер выходит из круга и дает инструкцию к упражнению, стоя за кругом.

«У вас есть полторы минуты, в ходе которых надо внимательно посмотреть друг на друга». (За временем следит тренер.) Через полторы минуты тренер просит всех повернуться на стульях спиной в круг, подходит к одному из участников группы и говорит, обращаясь к нему, например: «Владимир, я иду по кругу (тренер идет вправо или влево) и прохожу одного, второго, третьего, останавлива­юсь около четвертого человека. Кто это?». Вла­димир отвечает (если ответ неправильный, надо ему об этом сказать и дать возможность ответить еще и еще раз, пока не будет получен правильный от­вет). После этого тренер предлагает Владимиру ответить на ряд вопросов, относящихся к внешне­му облику названного участника группы. Напри­мер: «Есть ли у Димы галстук?», «Что у него в руках? Какого цвета у него рубашка?» и т. д.

Далее тренер дает аналогичное задание еще 4—5 участникам. В заключение упражнения тре­нер просит всех повернуться лицом в круг и еще раз посмотреть друг на друга.

УПРАЖНЕНИЕ 4

Упражнение проводится в начале дня, все участ­ники сидят по кругу.

«Сейчас мы будем здороваться друг с другом. При этом постарайтесь максимально сосредоточить­ся и увидеть как можно больше в каждом из нас и никого не пропустить. Давайте встанем».

Тренер принимает участие в упражнении. Ког­да все участники группы поздороваются, он пред­лагает сесть по кругу.

«Пожалуйста, сохраните свои впечатления об увиденном. Это понадобится для ответа на вопрос: „Что нового вы увидели в облике, настроении, от­ношениях кого-либо из нас?". Тот, у кого уже есть ответ в отношении любого из нас, может сейчас начать говорить. Продолжит тот, о ком говорили. Перед тем как продолжить, очередной участник может внести коррективы (высказать впечатление, чувство) в услышанное им о себе».

При проведении упражнения у участников может возникнуть желание дополнить высказы­вания. Ведущий дает возможность сделать это.

Упражнение хорошо мотивирует группу на дальнейшую работу, способствует ее сплочению, улучшает групповую атмосферу.

УПРАЖНЕНИЕ 5

Упражнение проводится в начале дня. Участники группы сидят по кругу.

«Внимательно посмотрите друг на друга. Поста­райтесь увидеть каждого, обратив внимание на то, как выглядит сегодня этот человек, в каком он состоянии, как он себя проявляет. Для этого у нас будет три минуты».

Через три минуты тренер продолжает инст­рукцию: «А сейчас мы будем бросать друг другу мяч, сообщая при этом человеку, которому он адресован, что нового по сравнению со вчераш­ним днем вы в нем увидели. Будьте внимательны и постарайтесь никого не пропустить".

Упражнение проводится в начале дня или после перерыва в работе.

«Сейчас мы встанем и будем подходить друг к дру­гу в любом порядке. Надо подойти к каждому, ни­кого не пропустить. Подойдя к другому участнику группы, постарайтесь заметить, что нового по­явилось в его облике, состоянии, поведении по срав­нению со вчерашним днем (временем до перерыва) и скажите ему о том, что вы увидели. При этом в вашем сообщении не должно быть интерпретаций. Например, можно сказать: „Ты выглядишь утом-ленным", но не стоит говорить: „Ты выглядишь утомленным, наверное, ты не выспался". Не огра­ничивайте себя какой-то одной областью измене­ний, попытайтесь найти их в походке, одежде, действиях, выражении лица, глаз и т. д.».

В ходе обсуждения участникам можно задать вопрос: «Насколько то, что вы услышали о себе, соответствует вашим собственным впечатлениям, переживаниям, реальности?».

УПРАЖНЕНИЕ 6

Все участники сидят по кругу (упражнение прово­дится в конце первого дня работы).

«Сейчас мы по очереди будем бросать друг другу мяч, называя при этом имя человека, которому он адресован, и фразу, которую он произносил здесь, в нашем кругу. Получивший мяч бросает его следующему участнику, называя его имя и фразу. Будем внимательны и постараемся, что­бы мяч побывал у всех».

В ходе упражнения у некоторых участников могут возникнуть затруднения, связанные с тем, что они не могут вспомнить фразу. В этом случае тренер не торопит участника, давая ему возмож­ность вспомнить фразу, или рекомендует ему бро­сить мяч тому, чью фразу он может назвать.

УПРАЖНЕНИЕ 7

Участники группы сидят по кругу.

«Нам нужен один доброволец, который хотел бы про­верить свою психологическую наблюдательность».

Тренер ждет до тех пор, пока желающий не появится. Допустим, добровольцем оказался уча­стник по имени Андрей. «Андрей, подожди, по­жалуйста, одну минуту за дверью». После того как Андрей покидает комнату, все остальные уча­стники группы располагаются по комнате, остава­ясь сидеть на стульях или стоять по одному и па­рами. Тренер приглашает ожидающего за дверью.

«Андрей, у тебя есть одна минута для того, чтобы постараться запомнить расположение всех, кто находится в этой комнате... Теперь тебе придется еще раз выйти за дверь».

Тренер быстро меняет некоторых (примерно половину) членов группы местами, приглашает Андрея и предлагает вернуть всех на свои места.

Упражнение целесообразно повторить, чтобы три-четыре участника могли проверить свою наблю­дательность. Вариант: можно каждый раз просить быть наблюдателем двух человек одновременно.

После окончания работы тренер обращается с вопросами прежде всего к тем, кто побывал в роли наблюдателя: «Какие у вас были трудности?», «Как вы решали поставленную перед вами задачу?».

Это упражнение можно использовать в соче­тании с упражнением 30 из первой части нашего каталога.

УПРАЖНЕНИЕ 8

Группа делится пополам (если в группе нечетное чис­ло членов, тренер тоже принимает участие в упраж­нении) и садится в два ряда лицом друг к другу.

«Посмотрите на своих соседей справа и слева и постарайтесь запомнить свое место. То положе­ние, которое мы сейчас занимаем, обозначим ци­фрой „один". Сейчас я скажу „два" и каждый дол­жен поменять свое место. „Два". Постарайтесь снова запомнить своих соседей. То же самое бу­дем делать на счет „три" и „четыре". „Три". (После 1015-секундной паузы). „Четыре".

А теперь я назову любую цифру и каждый раз после этого надо будет воспроизвести положение, которое вы занимали соответственно этой цифре».

УПРАЖНЕНИЕ 9

Группа сидит по кругу. Для проведения упражне­ния необходимы карточки, на которых написаны имена участников группы.

«Сейчас я дам каждому карточку, на которой на­писано имя одного из участников группы. (Тренер раздает карточки.) Посмотрите на свои карточки так, чтобы никто не видел, чье имя на ней написа­но. Далее вам надо будет сделать следующее: на счет „раз" (считать буду я) вы начинаете неза­метно наблюдать за человеком, чье имя написано на вашей карточке; при этом, не переставая вести наблюдение, каждый время от времени, но не оченьчасто, делает два каких-нибудь выбранных заранее движения: например, качает головой, закрывает глаза, потирает руки и т. п. Когда я скажу „два", а это произойдет через три минуты, вам надо быть готовыми к ответу на два вопроса: „Кто наблю­дал за вами?", „Какие два движения делал человек, за которым вы наблюдали?"».

Через три минуты тренер обращается к одно­му из участников группы с вопросами, которые были сформулированы в инструкции. Сначала он спрашивает: «Кто наблюдал за тобой?» и если ответ правильный, то следует второй вопрос — уже к наблюдателю, который должен ответить, какие движения выполнял его подопечный.

УПРАЖНЕНИЕ 10

Все участники садятся по кругу. «Сейчас один из нас (немного позже мы решим, кто) какое-то время побудет за дверью. Мы тем време­нем разделимся на две подгруппы по избранному нами признаку, который должен визуально фиксироваться и однозначно делить группу на две части. Две обра­зовавшиеся подгруппы садятся в разных местах так, чтобы они были отделены пространственно. Вер­нувшийся участник должен определить, по какому признаку группа разделилась на части».

УПРАЖНЕНИЕ 11

Участники группы сидят по кругу. «Давайте проверим, насколько у каждого из вас развито чувство времени. Закройте, пожалуйста, глаза и постарайтесь после моей команды „нача­ли" уловить тот момент, когда пройдет мину­та. При этом не надо считать про себя. Как только, с вашей точки зрения, минута пройдет, поднимите руку и откройте глаза. При этом про­должайте сидеть молча до тех пор, пока все не откроют глаза. Итак, начали».

В ходе упражнения тренер фиксирует тех уча­стников, которые:

 * поднимают руку раньше того момента, когда

минута истечет;

 * своевременно поднимают руку;

 * поднимают руку позже.

После завершения упражнения тренер сооб­щает участникам результаты своих наблюдений и предлагает обменяться впечатлениями. Как пра­вило, часть людей говорят о сложности для них такого задания, для других оказывается неожи­данной допущенная ошибка. Участники могут вы­сказывать идеи относительно того, что наруше­ния адекватности восприятия длительности собы­тия приводят к искажению актуальной ситуации, порой ухудшают условия, в которых протекает общение, повышают напряжение.

Если участники группы высказывают желание повторить упражнение, тренер идет им навстречу или предлагает потренироваться самим.

УПРАЖНЕНИЕ 12

Для проведения упражнения необходима магнито­фонная запись звуков наборного диска телефона или два (три) телефонных аппарата. Участники группы сидят по кругу. Каждому из них дается лист бумаги, на котором подготовлена таблица на 30 (50) граф. «Возьмите ручки и бумагу. Сейчас вы послушае­те запись 30-ти (50-ти) вариантов звучания те­лефонного диска во время набора номера. Вам не­обходимо определить номер, звучание набора ко­торого вы услышите. После набора каждого но­мера будет пауза, во время которой вы успеете записать свой вариант. После каждых 10-ти но­меров вы получите возможность проверить, на­сколько точны ваши результаты».

Упражнение дает возможность потренировать­ся в получении образов на основе восприятия ин­формации, эффективность звуковой интерпретации которой определяется субъективным чувством вре­мени. В ходе обсуждения возникают идеи относи­тельно того, какие номера удавалось зафиксиро­вать с минимальными сложностями, о важности адекватного восприятия длительности события.

УПРАЖНЕНИЕ 13

Участники группы стоят по кругу.

«Сейчас мы все закроем глаза (выполнять упраж­нение удобнее, если есть повязки — шарфы, плат­ки, которыми можно завязать глаза) и будем передвигатъся по комнате, стараясь никого не за­деть. Делать мы это будем примерно три мину­ты. Я скажу, когда они закончатся».

Это упражнение стоит выполнять в комнате, где участники могут и с закрытыми глазами чув­ствовать себя безопасно. Для повышения чувства безопасности у членов группы и контроля за дей­ствиями участников тренер может не принимать участия в упражнении.

Когда участники группы, завершив упражнение, займут свои места, можно задать им такие вопро­сы: «Как вы чувствовали себя во время передвиже­ний по комнате?», «Каковы ваши впечатления?».

УПРАЖНЕНИЕ 14

Участники группы сидят по кругу. «Сейчас я скажу „раз", и мы все закроем глаза, а на счет „два" встанем и, не открывая глаз, поменяемся местами. Каждый должен найти себе новое место, при этом нельзя садиться на стулья, которые нахо­дятся сейчас слева и справа от вас. Во время выпол­нения задания я буду следить за безопасностью ва­ших перемещений. Итак, „раз" (пауза), „два"».

Если не всем удалось самостоятельно найти новое место, тренер может предложить сделать еще одну попытку.

Упражнение требует от участников ориента­ции на тактильные и звуковые сигналы. Кроме развития взаимодействия сенсорных каналов, оно дает хороший групповой эффект, способствует сплочению группы и увеличению доверительности групповой атмосферы.

Участники группы сидят по кругу. «Сейчас каждый найдет себе партнера, из тех, кто сидит напротив. Сделайте это и убедитесь, что пара найдена». (Если в группе нечетное ко­личество участников, тренер также включается в выполнение упражнения.) Теперь я прошу всех закрыть глаза. Когда я скажу „начали", все мы встанем и, не открывая глаз, поменяемся местами со своими партнерами. Итак, мы начали».

После того как все заняли места, можно за­дать вопрос: «Все ли оказались там, куда вы пла­нировали прийти?».

Участники сидят по кругу.

«В течение тридцати секунд посмотрите вни­мательно друг на друга, постарайтесь запомнить, кто где сидит (для усложнения упражнения мож­но ограничиться просьбой посмотреть вниматель­но друг на друга). Теперь закройте глаза. Сейчас некоторым из вас я предложу поменяться места­ми. Сделать это надо будет, не открывая глаз. Открыть их можно только после того, как вы окажетесь на новом месте.

Итак, Таня и Света, поменяйтесь местами».

Тренер называет каждый раз по два человека до тех пор, пока все члены группы не примут уча­стие в упражнении.

Участники сидят по кругу.

«На счет „раз" каждый, сидя на своем месте и молча, выбирает себе пару. На счет „два" мы все закрываем глаза, встаем и находим свою пару. От­крыть глаза можно только после моей команды»,

Тренер следит за ходом упражнения и дает команду открыть глаза только после того, как все пары объединились.

УПРАЖНЕНИЕ 15

Участники группы сидят по кругу.

«Пожалуйста, закройте глаза. Сосредоточьтесь на том, что вы сейчас слышите, „обратитесь в слух". Постарайтесь услышать и запомнить как можно больше звуков».

Через одну-две минуты тренер просит всех открыть глаза и перечислить все, что удалось услышать, указав, если это возможно, источник звука. Организовать обсуждение можно так: каждый по очереди называет один звук, кото­рый он слышал, не повторяя то, что было назва­но до него.

При обсуждении обнаруживается, что неко­торым участникам группы удается услышать зву­ки, которых не услышали, или, что гораздо веро­ятнее, не зафиксировали остальные (например, дыхание соседа).

УПРАЖНЕНИЕ 16

Участники группы сидят по кругу.

  «Займите удобную позу. Закройте глаза. Сейчас я буду называть те или иные звуки, постарайтесь представить их себе как можно более явственно. Одновременно осознавайте, какие чувства, состо­яния они у вас вызывают. Начнем: резко тормо­зит машина. Звук оркестра, настраивающего ин­струменты перед началом концерта. Шум морских волн, набегающих на берег. Упала и разбилась чаш­ка. Орудийные залпы во время праздничного салю­та и т. д.». После обозначения каждого звука тре­нер делает паузу (примерно 7—10 секунд).

В ходе обсуждения можно задать такие вопро­сы: «Какие звуки было представить легче, какие — сложнее?» «Какие чувства у вас возникали?»

УПРАЖНЕНИЕ 17

Все участники группы сидят по кругу.

«Закройте, пожалуйста, глаза и сосредоточьтесь на своих ощущениях. Постарайтесь зафиксировать все, что вы ощущаете сейчас, в данный момент. Для этого у нас есть пять минут». Через пять минут тренер продолжает инструкцию. «Откройте глаза. Пусть кто-нибудь из вас расскажет о своих ощущениях. Все мы будем внимательно слушать. Постарайтесь передать свои ощущения как можно подробнее. Следующие участники, сообщая о своих ощущениях, не должны повторять то, о чем было уже рассказано. Например, если предыдущий ска­жет о том, что он слышал звук катера, который прошел по каналу, то об этом говорить не надо». Упражнение позволяет расширить представле­ния о сенсорно воспринимаемых сигналах, потренироваться в их различении и описании.

УПРАЖНЕНИЕ 18

Участники группы разбиваются на пары и садятся напротив друг друга.

«Каждый из участников пары по очереди говорит одну фразу, начинающуюся со слов „Я вижу...", содержание которой касается внешнего облика партнера. Таня (тренер обращается к участнице группы), давай мы с тобой покажем, как это нуж­но делать».

Тренер и участница группы садятся друг про­тив друга.

Тренер: «Я вижу, что твои руки лежат на коленях».

Таня: «Я вижу, что ты посмотрела вправо».

Тренер: «Я вижу, что ты наклонила голову» и т. д.

«Во время выполнения упражнения воздержи­ваться от использования оценочных понятий».

Это упражнение позволяет осознать различие между тем, что «я вижу», и тем, что «представ­ляю, интерпретирую», «мне кажется».

УПРАЖНЕНИЕ 19

Упражнение проводится в парах.

«Это упражнение состоит из двух этапов: на первом этапе один из участников пары будет на­блюдателем, а другой будет испытывать различ­ные переживания. На втором этапе надо будет поменяться ролями и повторить все задания.

Задание 1. Сейчас тот из вас, кто будет испы­тывать переживания, выберет, ничего не говоря вслух, три различных переживания из вашей жизни, которые были для вас достаточно интенсивными. Они не должны быть похожими друг на друга. Про­нумеруйте эти переживания - один, два, три.

Теперь возьмите вашего партнера за руки и скажите: „один". Затем отвлекитесь от окружа­ющей обстановки, углубитесь в себя, перенеситесь в то время и то место, где вы испытали выбран­ное переживание и переживите его снова, но вслух ничего при этом не говорите. Пусть пройдет 12 минуты. Затем скажите „два" и включитесь во второе переживание. Затем„три".

При этом заметьте: если, закрыв глаза, вы как бы со стороны видите ситуацию, в которой испы­тали выбранное переживание, и представляете себя в этой ситуации, то „войдите" внутрь образа. Ког­да вы окажетесь „внутри" и переживете те состо­яния, чувства, которые возникали у вас там и тог­да, сожмите руку наблюдателя, чтобы дать ему понять, что именно в этот момент у вас возниклопереживание. Наблюдатель просто следит за все­ми теми изменениями, которые происходят с пер­вым участником пары: цвет кожи, дыхание, поза, тонус мышц, размер зрачка и т. д.»

Примерно через шесть минут тренер продол­жает инструкцию.

Задание 2. «Теперь тот, кто испытывает переживания, делает то же самое, что и раньше: называет номер и „включается" в соответству­ющее переживание. Наблюдатель же не только смотрит, но и описывает изменения, происходя­щие с партнером. Например, „уголки Вашего рта приподнимаются, кожа бледнеет, левая щека на­пряжена больше, чем правая, дыхание учащает­ся" и т. д. Надо следить за тем, чтобы это опи­сание не включало интерпретаций, суждений, например, „вы выглядите счастливым" или „сей­час вы обеспокоены".

На выполнение этого задания дается около десяти минут.

Задание 3. «Первый участник пары, снова ис­пытывает переживания, но не называет их номе­ра. Он может начать с любого. Наблюдатель смо­трит, ничего не говоря до тех пор, пока первый участник не закончит переживать. Тогда наблю­датель должен сказать, какое из трех пережива­ний имело место. Далее работа продолжается: испытывающий переживания перебирает их в раз­личном порядке до тех пор, пока наблюдатель не научится верно их идентифицировать. Если на­блюдатель не справляется с задачей, не надо ему ничего говорить, а продолжайте работу».

Задание 4. (Это задание по сути своей не от­носится к упражнениям на развитие наблюдатель­ской сенситивности. Оно направлено на совершен­ствование способности понимания состояний дру­гого.) Первый участник пары испытывает по оче­реди каждое из трех переживаний, а наблюдатель старается понять содержание этого пережива­ния настолько близко, насколько это возможно: это понимание может включать как описание состояния, так и ситуации, в которой оно мог­ло возникнуть. Первый участник сообщает, на­сколько описание соответствует действитель­ности. После завершения упражнения можно про­вести обсуждение возникших впечатлений. Участники могут поделиться трудностями, с которыми они столкнулись, перечислить те признаки, реак­ции, которые позволяли «опознавать» пережива­ние. Обычно в результате проведения этого уп­ражнения люди начинают больше замечать в об­лике другого, фиксировать такие изменения, на которые раньше не обращали внимания. Кроме того, это упражнение позволяет осознать разли­чие между тем, что «я вижу» и моими интерпре­тациями, и тренироваться в описании другого, не прибегая к оценочным понятиям.

УПРАЖНЕНИЕ 20

Участники делятся на группы по 4—5 человек и становятся полукругом так, чтобы у каждой было достаточно пространства для работы. Перед каж­дым полукругом ставится стул.

«Сейчас все по очереди побывают в роли „слуша­ющих". „Слушающий" должен будет постарать­ся услышать и понять все, что будет происхо­дить за его спиной, в то время как он сам будет сидеть на стуле перед своей подгруппой. Каждому „слушающему" дается три минуты. Остальные в это время будут совершать различные действия и по окончании их задавать „слушающему" вопросы о характере действия, о том, кто его исполнял и пр. Например, после приседаний следует вопрос: „Что мы делаем?", после манипуляций с листком бумаги„Что это было?", после тихого (шепо­том) разговора двух участников группы„Кто это был?" и т. д. Если слушающий ошибается, его надо поправить, рассказав ему, что было на самом деле. Все понятно? Давайте начнем».

В ходе обсуждения участникам могут быть заданы вопросы о действиях, которые они произ­водили за спиной «слушающего», о характере ошибок, о том, что понималось сразу же и о воз­никших трудностях.

УПРАЖНЕНИЕ 21

Участники группы сидят по кругу.

Один из нас, кто именно, мы решим позже, вый­дет из комнаты. После этого мы выберем какое-нибудь известное всем стихотворение и распределим между собой слова его первых двух строчек. Например: „Наша Таня горько плачет; уронила в речку мячик". Слова будем распределять по одно­му, по часовой стрелке, начав с любого из нас. Если на всех слов не хватит, мы начнем сначала. После этого вышедший вернется и по моему сигналу (например, я скажу „раз-два-три") мы все одновременно скажем каждый свое слово. Вернув­шийся в комнату должен понять, какую строчку мы цитировали».

Если отгадывающему строки участнику не уда­ется сделать это с первого раза, тренер предлага­ет всем повторить их слова еще раз и снова дает команду.

УПРАЖНЕНИЕ 22

Это упражнение проводится в первый либо во вто­рой день работы. Участники распределяются на 2 или 3 малые группы, каждая из которых распола­гается так, чтобы не мешать остальным.

«Сейчас один из участников подгруппы встанет спиной к остальным, которые по очереди (в лю­бом порядке) будут задавать ему любые вопро­сы. Отвечающий перед каждым ответом должен будет называть имя того, кто задал вопрос. Если он назовет имя правильно, то ему задается сле­дующий вопрос. В случае ошибки группа говорит об этом отвечающему и затем продолжает за­давать вопросы. Каждый сможет задать один вопрос.

После того как все вопросы будут заданы, следующий участник становится отвечающим, и так до тех пор, пока все не побывают в этой роли. Порядок установите сами».

Несмотря на кажущуюся простоту задания, оно требует значительных усилий по правильно­му восприятию партнеров. Нередко допускаются ошибки.

При обсуждении высказываются идеи о том, что еще недостаточно хорошо удалось узнать друг друга, непривычно слушать голос, не видя перед собой человека.

Упражнение способствует развитию взаимодей­ствия сенсорных каналов и побуждает участников к большей включенности в групповой процесс.

УПРАЖНЕНИЕ 23

Упражнение проводится на третий-четвертый день работы, когда участники уже достаточно хорошо узнали друг друга. Ведущий делит группу на 2—3 подгруппы.

«Каждый из участников по очереди выходит пе­ред своей группой и становится к ней спиной. Остальные задают ему любые вопросы, изменяя при этом свой голос (по тону, частоте, громко­сти, интонации).

Прежде чем ответить на вопрос, отвечаю­щий называет имя спрашивающего. Если он оши­бается, то надо сказать ему об этом. При этом не обязательно, чтобы каждый задавал вопрос. Постоянным остается количество вопросов, а кто и сколько их задает, подгруппа решает сама.

После того как будет задано 5— 6 вопросов (тренер приводит примеры, обращаясь к подгруп­пам), происходит смена отвечающих».

При обсуждении упражнения тренер обра­щает внимание участников на характер задачи, которую решал отвечающий. При искажении зна­комого голоса его интонационные, тембровые, методические, эмоциональные и темпоритмиче-ские характеристики становятся для «узнающе­го» необычными. Однако в звучащей речи про­являются инвариантные характеристики, специ­фические для «искажающего». Их обнаружение и является задачей «отвечающего». В начале упражнения эта задача может показаться уча­стникам нереальной. В этом случае тренер пред­лагает сосредоточиться на содержании работы, а многочисленные, иногда полные факты узна­вания снимают эти сомнения. Предметом анали­за могут стать возможности по варьированию характеристик речи, другие эффекты. Участни­ки группы делают различные обобщения, напри­мер, о том, что женские голоса труднее разли­чить, если они модулируются низкочастотным тембром, а мужские — высокочастотным.

Отсюда нередко делается вывод о большей вероятности ошибок в областях, где наш опыт ограничен или имеет стереотипизированные ха­рактеристики.

УПРАЖНЕНИЕ 24

Участники группы сидят по кругу. «Сейчас каждый из вас получит карточку, на которой написано название животного. Прочитай­те, что на ней написано, но так, чтобы надпись видели только вы сами».

Тренер раздает карточки с названиями живот­ных, например, «собака», «петух», «кошка», «медведь» и т. д. Название одного и того же жи­вотного должно быть написано на двух, трех или четырех карточках. Таким образом, в группе чис­ленностью 12 человек могут быть розданы кар­точки с названиями, например, четырех животных.

«Теперь закройте глаза. Мы все сейчас вста­нем и по моей команде начнем решать такую зада­чу: обладатели карточек с одинаковыми названи­ями должны собраться в группы, прибегая только к одному средству — издавать звуки, соответст­вующие вашему животному. Открыть глаза мож­но будет только по моей команде. Начали».

Тренер не принимает участия в упражнении. Он наблюдает за его выполнением, обеспечивает безопасность участников, отмечает, какая группа собралась раньше других. Если кто-то из участни­ков долго не может найти свою группу, например, это «собака», тренер может помочь ему, сказав, например: «У меня еще не все „собаки" собрались вместе».

После того как все участники нашли друг дру­га, тренер просит их открыть глаза и задает каж­дой группе вопрос: «Вы кто?». Это дает возмож­ность убедиться, все ли оказались в своей группе.

В ходе обсуждения упражнения можно задать вопрос: «Какая у вас была тактика в ходе поиска своей группы?». Оказывается, что некоторые уча­стники проявляют гораздо большую активность: они и сами издают звуки животного и в то же время слушают других. Две другие тактики пре­имущественно ориентированы на один из двух ва­риантов: они предпочитают сами молчать и толь­ко слушать, что происходит вокруг, двигаясь на звук «своих» животных. Другие издают звуки и ждут, когда их найдут.

Упражнение способствует развитию различи­тельной слуховой чувствительности, позволяет участникам получить опыт, расширяющий их воз­можности ориентироваться в окружающем мире. Кроме того, это упражнение существенно улучша­ет настроение, снижает усталость участников.

УПРАЖНЕНИЕ 25

Участники группы сидят по кругу. В центре круга стоит пустой стул.

«Один из вас сейчас выйдет в центр круга, сядет на стул, положит руки на колени ладонями вверх и закроет глаза. Мы по очереди в произвольном порядке будем подходить к нему и класть свои руки ему на ладони. Сидящий на стуле должен понять, чьи это руки. Каждый раз я буду гово­рить „да", если подошедший будет назван пра­вильно, и „нет" в случае ошибки. Напоминаю, что подходить мы будем в произвольном порядке и может оказаться так, что кто-то подойдет несколько раз, а кто-тони разу».

После того как доброволец нашелся и сел на стул в центре круга, закрыв глаза, тренер по очере­ди показывает на того, кто должен подойти к нему.

Во время упражнения в центре круга могут побывать 3—4 человека.

Упражнение направлено на развитие тактиль­ной чувствительности, способности опознавать другого человека, используя этот канал получе­ния информации из окружающего мира.

Участники разбиваются на подгруппы по 4—5 че­ловек и рассаживаются по комнате, образуя ма­ленькие кружки.

«Один из участников подгруппы закроет глаза и положит руки на колени ладонями вверх. Осталь­ные в произвольном порядке будут класть ему свои руки на ладони. Задачаугадать, чьи это руки. Каждый должен побывать в ситуации „от­гадывания" шесть раз. Обратная связь дается после каждого „отгадывания"».

Вариант: обратная связь дается после завер­шения работы каждого участника.

В ходе обсуждения высказываются разные идеи. В частности, участники группы говорят о трудностях, возникающих в процессе решения поставленной перед ними задачи. Для многих ониявляются неожиданными. Как правило, участники жалуются на то, что далеко не всегда удается пе­ренести опыт, полученный с помощью одной сен­сорной системы, в другую. Вот одно из мнений: «Когда мы начали работать в нашей группе, я за­ранее, еще до того как подошла моя очередь, вни­мательно рассматривала все руки, думала, что то, что я увижу и запомню, поможет мне при реше­нии задачи. Оказалось, что это не так. Например, я смотрела на длину ногтей (в нашей подгруппе были одни женщины), но когда я закрыла глаза и стала определять длину ногтей на ощупь, то впе­чатление было совсем другим».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.214.215 (0.092 с.)