Направленные на развитие способности понимания состояний, свойств, качеств и отношений людей и групп 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Направленные на развитие способности понимания состояний, свойств, качеств и отношений людей и групп



Упражнения, включенные в этот раздел, направлены на развитие способности к пониманию и прогнозированию со­стояний, отношений и свойств человека и групп. К одному из важнейших условий понимания относятся знания челове-ка об их природе и отличительных признаках, а также высо­кая степень осознания семантики слов, обозначающих эти психологические феномены. Поэтому ряд приводимых уп­ражнений направлен на развитие навыков вербализации ре­зультатов отражения наблюдаемых состояний и отношений. Точное приписывание значений наблюдаемым признакам состояний и отношений определяет адекватность интерпре­тации и прогнозирования поведения другого человека.

При обсуждении упражнений этого раздела в целях раз­вития теоретической сенситивности тренер может опирать­ся на теоретические представления, связанные с различени­ем и опознанием состояний, отношений и свойств человека. Подробное описание всего массива данных, накопленных в этой области психологического знания, не входит в нашу задачу, поэтому мы ограничимся изложением сведений, ко­торые, с нашей точки зрения, относятся к необходимым ори­ентирам для ведущего программы тренинга сенситивности.

Как пишет Л. П. Гримак: «Человеческая жизнь — не­прерывная цепь состояний, постоянно сменяющих друг дру­га» '. Начиная с работы Ч. Дарвина «Выражение эмоций у животных и человека», опубликованной в 1889 г. его сы­ном Френсисом, научный интерес к экспрессии состояний человека не ослабевает по сей день. Существуют различ­ные описания и систематизированные представления о вы­ражении и распознавании эмоциональных, регулятивных и когнитивных состояний человека.

Русский психолог и врач И. А. Сикорский говорил о том, что психические состояния проявляются и делаются очевид­ными для наблюдателя в движениях лица, движениях и по­ложениях тела, изменениях физиологических отправлений, в речи. Он писал: «Если за одежду чувства признать экс­прессии, то экспрессия и будет тем внешним знаком, за ко­торым необходимо устроить самый бдительный надзор»10. Сикорский считал, что наибольшее экспрессивное значение имеют выражения лица. Второе место в диагностическом отношении он отводил движениям рук и глаз, третье мес­то — движениям и положениям тела, среди которых наи­большей экспрессивностью обладают шея и торс. И. А. Си­корский дает такой перечень «самых ходких чувств» чело­века: удивление, страх, боязнь, опасение, чувство неприят­ного — недовольство, печаль, тоска, чувство приятного — удовольствие, радость, гнев и его производные — ненависть, негодование, презрение, симпатии и антипатии, высшие чув­ства — красоты, долга. Мы так подробно остановились на идеях И. А. Сикорского потому, что в отличие от большин­ства исследователей, он уделил внимание не только процес­су идентификации эмоциональных состояний по внешним про­явлениям, но и когнитивным, волевым состояниям, а также выражению отношений между людьми и их свойствам.

Одну из первых классификаций экспрессивной мимики, выдвинутых за рубежом, разработал Вудвортс11. Он обос­новал в 1938 г. следующую линейную шкалу эмоций: 1. Любовь, счастье, веселье. 2. Удивление. 3. Страх, страда­ние. 4. Гнев, решимость. 5. Отвращение. 6. Презрение.

X. Шлосберг и его сотрудники в 1941 г. перешли от линейной одномерной шкалы Вудвортса к круговой шкале, поляризуемой по координатам: «удовольствие—неудоволь­ствие», «внимание—пренебрежение» и «уровень актива­ции» и. Это было дальнейшим шагом в движении от дис­кретных обозначений эмоциональных состояний к непре­рывным и многомерным координатам. Различные исследо­вания, направленные на проверку идей X. Шлосберга, по­казали, что наиболее валидной и надежной является ось «удовольствие—неудовольствие». В 1977 г. К. Изард выде­ляет и описывает десять эмоций, которые он назвал фунда­ментальными: 1. Интерес—волнение. 2. Удовольствие—ра­дость. 3. Удивление. 4. Горе—страдание. 5. Гнев. 6. Отвра­щение. 7. Презрение. 8. Страх. 9. Стыд. 10. Вина.

Кроме того, К. Изард делает весьма существенный шаг, обосновав идею эмоциональных черт личности. Он считает, что две или несколько фундаментальных эмоций, комплекс которых вызывается относительно стабильно и часто, могут формировать устойчивые эмоциональные характеристики субъекта: тревожность, депрессия, любовь и враждебность. Действительно, часто переживаемые состояния, причем не только эмоциональные, но и когнитивные и регулятив­ные могут закрепляться и становиться устойчивым образо­ванием. Таким образом, состояния могут перерастать в свой­ства и качества личности, например, часто активизируемое концентрированное произвольное внимание разовьет вни­мательность и т. д. При частом переживании эмоциональ­ных состояний может закрепляться и его выразительный, мимический компонент. Для человека может быть привыч­ной мимика недовольства, или наоборот, постоянная го­товность улыбнуться. Часто переживаемый страх или пере­житое горе также оставляют «следы» на лице и общем облике человека. Опираясь на этот закрепленный мимичес-кий компонент привычного эмоционального состояния, мы говорим о незнакомом или малознакомом человеке (иногда по фотографии или видеозаписи) «какое волевое лицо», «надменный тип», «оптимист», «депрессант», т. е. делаем заключения о личностных особенностях людей. Если в этом случае было зафиксировано действительно привычное, а не ситуативное состояние в выражении лица, позе, жесте, то наши выводы правомерны. Дополнительную информацию о личности могут нести и другие элементы внешности чело­века: прическа, одежда, украшения и прочее. Здесь необхо­димо заметить следующее, что в отличие от состояний, от­ношения и качества человека не даны нам в той же непо­средственности, как экспрессивные признаки той или иной эмоции. Вместе с тем качества и отношения между людьми относятся к основным объектам познания людьми друг дру­га. Поэтому отражение личностных переменных человека через интерпретацию элементов внешнего облика, поведе­ния и деятельности требует относительно продолжитель­ного знакомства с ним, его наблюдения в различных ситу­ациях. Поэтому упражнения, связанные с определением качеств и отношений проводятся на третий-пятый день ра­боты, когда участники группы приобрели достаточный опыт общения друг с другом.

Здесь надо остановиться на проблеме вербализации ка­честв и отношений личности, которая может в определен­ной степени разрешаться в рамках программы тренинга сенситивности. Существенным, с нашей точки зрения, яв­ляется осознание возможностей научного (включающего несколько десятков понятий и категорий) и обыденного языка в обозначении отношений и качеств человека. В обы­денной речи используются тысячи понятий, которые в боль­шинстве случаев за счет своего многообразия позволяют эффективно решать задачу обозначения. «Взаимодейст­вуя с языком художественной литературы и с языком си­стемы массовых коммуникаций, бытовой язык приобрета­ет такие средства детализации и индивидуализации в опи­сании, что явно превосходит по степени своей идеогра-фичности многие научные теории», — пишут об обыден­ном, «бытовом» языке А. Г. Шмелев и его соавторы14. Упражнения, которые направлены на узнавание и после­дующую вербализацию состояний, отношений и качеств личности, дают значительный содержательный материал, помогающий осознавать и преодолевать тенденции к ин­терпретационным искажениям.

Некоторые из них связаны с эффектами, описанными в рамках имплицитных теорий личности. К их числу относит­ся существование у каждого человека скрытых, неосозна­ваемых субъективных представлений о системе связей между чертами личности, что в реальной жизни проявляется в сле­дующем: субъективно зафиксировав наличие у партнера того или иного качества, человек делает вывод о наличии у него и других черт, связанных с уже известными. Понятно, что субъективные теории личности, наряду с адекватными пред­ставлениями насыщены стереотипизированными либо слу­чайными фрагментами, что приводит к различным искаже­ниям при их использовании в интерпретации.

УПРАЖНЕНИЕ 28

Для проведения упражнения необходим «Тезау­рус личностных черт», разработанный А. Г. Шме­левым, В. И. Похилько и А. Ю. Козловской-Тельновой. Ведущий подготавливает наборы карто­чек, включающие семантические поля без ключе­вых слов, которые находятся у тренера.

Образец карточки:

Карточка № 149

доброжелательный благожелательный

добросердечный  приветливый

гостеприимный   отзывчивый

человеколюбивый человечный

добродушный      милосердный

радушный        хлебосольный

 

Ключевое слово - дружелюбный

 

Группа делится на подгруппы по 3—4 человека.

«Сейчас каждая подгруппа получит набор карто­чек, на которых напечатаны качества, характе­ризующие человека. Вам необходимо, прочитав перечень, попытаться обобщить его каким-нибудь одним словом, которое, на ваги взгляд, наиболее полно отражает приведенные значения. Ваш ва­риант слова надо записать в протокол напротив номера карточки. Порядок работы с карточками не имеет значения. Когда подгруппы справятся с заданием, я дам вам список ключевых слов, по которому вы сможете проверить, насколько пра­вильны ваши ответы».

Упражнение направлено на развитие психоло­гической компетентности в использовании языка для обозначения качеств личности, что является условием их узнавания. Перед обсуждением ре­зультатов работы ведущий спрашивает участников группы о трудностях, которые они испытали, опи­раясь на конкретные примеры.

Заметим, что подобное упражнение может про­водиться на основе атласа выразительных фото­графий FAST и других графических фото- и ви­деоматериалов, содержащих изображения эмоци­ональных состояний, качеств и отношений. Атлас разработан в рамках метода детального анализа мимического выражения Экманом, Фрайзеном и Томкинсом (FAST — Facial Affect Scoring Technique) и позволяет оценить выражение в каж­дой из трех зон лица: а) брови — надбровная зона; б) глаза — веки; в) низ лица, включающий щеки, нос, рот, подбородок. Выразительные фотографии более надежны и объективны, чем вербальные опи­сания (см.: Ekman P., Friesen W. V., Tomkins S. S. Facial Affect Scoring technique: A first validity study. — Semiotica, 1971, 1, 37—53).

УПРАЖНЕНИЕ 29

Участники группы стоят по кругу.

  «Сейчас мы будем ходить по комнате и тот из нас, чье имя я назову, предложит ситуацию, в ко­торой каждый попробует себя представить, по­старается в нее включиться и осознать те чувст­ва, состояния, которые при этом возникают. Итак, я начну: мы идем по густой чаще леса...»

Далее через каждые двадцать-тридцать секунд тренер называет имя следующего члена группы. После завершения упражнения можно задать во­просы: «Какие состояния у вас возникали в раз­ных ситуациях?», «В какой из предложенных си­туаций вам было легче всего себя представить, в какой — сложнее?».

В ходе обсуждения имеет смысл обратить вни­мание на следующие моменты:

* одна и та же ситуация вызывает у разных лю­дей очень разные, порой полярные состояния; 4 люди обладают разной способностью перехо­дить от одного состояния к другому, и эту спо­собность можно развивать;

* легче представить себя в тех ситуациях, кото­рые чаще всего встречались в жизни; * воспроизведение характерных для той или иной ситуации жестов, походки или позы облегчают погружение в нее, осознание специфических состояний и чувств, которые в ней возникают. Приведем примеры ситуаций, предложенных участниками в разных тренинговых группах: спе­шим в театр; оказались на приеме у английской королевы; идем по лесу, где очень много комаров; ходим по картинной галерее; в магазине пробира­емся в толпе к прилавку; идем по узкой тропинке в горах, по болоту, по берегу моря, по битому стеклу босиком и т. д.

УПРАЖНЕНИЕ 30

Участники сидят по кругу.

«Сейчас я раздам некоторым из вас карточки, на которых обозначены те или иные эмоциональные состояния. Получившие карточки прочитают, что на них написано, но так, чтобы надпись не видели другие члены группы, и затем по очереди изобра­зят это состояние. Мы все будем смотреть и по­стараемся понять, какое состояние изображено».

В ходе упражнения тренер дает возможность участникам высказаться относительно изображен­ного состояния, затем называет его. Каждый раз, после того как состояние названо, можно спро­сить прежде всего у тех, кто дал правильный от­вет, а потом и у остальных, на какие признаки они ориентировались, определяя состояние.

В ходе обсуждения нередко высказывается идея, что одни состояния распознаются легче, другие — сложнее. Действительно, данные мно­гочисленных исследований показывают, что наи­более успешно идентифицируются такие эмоци­ональные состояния, как радость, страх, удивле­ние, гнев, горе.

Изображенные эмоции идентифицируются легче, чем естественные. Отчасти эту идею мож­но обнаружить в ходе обсуждения следующей модификации данного упражнения, которую целе­сообразно провести сразу же после основного упражнения.

Участники сидят по кругу.

«Обратите, пожалуйста, внимание на ваше со­стояние, осознайте его. Теперь, когда вы это сделали, постарайтесь погрузиться именно в это осознанное состояние еще больше. Тот, кто бу­дет готов, поднимет руку, и все мы некоторое время посмотрим на него, попробуем понять его состояние и запомнить. Потом руку поднимет следующий и так до тех пор, пока каждый не побудет в роли „объекта" общего восприятия».

УПРАЖНЕНИЕ 31

Участники группы садятся полукругом.

«Сейчас некоторые из вас получат карточки, на которых написаны те или иные эмоциональные состояния или чувства. Они прочитают то, что написано на карточках и постараются сделать это так, чтобы надпись не видели другие члены группы. Затем каждый обладатель карточки не ­вербально изобразит это состояние или чувство. Делать это надо будет по очереди, выйдя сюда, в центр полукруга, и повернувшись спиной к груп­пе. Наша задачаопределить, какое состояние или чувство изображено, наблюдая за человеком со спины, не видя его лица».

Примерный перечень состояний и чувств для этого упражнения: радость, печаль, удивление, гнев, нетерпение, страх, беспокойство и т. п.

После каждого воспроизведения наблюдатели высказывают свои предположения относительно изображенного состояния или чувства, а тренер называет его. Затем можно задать вопрос: «На какие признаки вы ориентировались, определяя состояние?».

Обсуждение дает возможность собрать «банк» пантомимических и жестикуляторных проявлений, характерных для того или иного состояния.

При проведении этого упражнения в сочета­нии с предыдущим можно обнаружить соотноше­ние роли мимических, пантомимических и жести­куляторных движений при определении тех или иных состояний.

УПРАЖНЕНИЕ 32

Упражнение проводится в тройках (четверках). Состав троек определяют сами участники по крите­рию наилучшего знания партнеров. «В опыте каждого из нас есть ситуации, кото­рые сопровождались глубокими эмоциональными переживаниями. Вспомните одну из таких ситу­аций и расскажите о ней в группе. Постарайтесь описать свое состояние в тот момент как мож­но детальнее, чтобы слушатели смогли „вчувст­воваться" в него».

Упражнение направлено на развитие навыков вер­бализации состояний, дает возможность получать дополнительные представления о субъективных осо­бенностях их переживаний, способствует сплочению участников и улучшению групповой атмосферы.

Упражнение 33

Участники группы сидят по кругу. «Я предлагаю начать сегодняшний день с того, что каждый из нас, подумав некоторое время, скажет, какого он (или она) сейчас цвета. При этом речь идет не о цвете вашей одежды, а об отражении в цвете вашего состояния. (Дается некоторое время на обдумывание задания, после чего каждый из уча­стников говорит всем, какого он сейчас цвета.)

Теперь расскажите, пожалуйста, о том, как изменялось ваше состояние, настроение в тече­ние утренних часов с момента, как вы просну­лись, и до того, как вы пришли сюда,и с чем были связаны эти изменения. В заключение свое­го рассказа охарактеризуйте то состояние, в котором вы находитесь сейчас и поясните, поче­му вы выбрали для его обозначения именно тот цвет, который вы назвали».

Это упражнение направлено на развитие спо­собности осознавать и вербализовать свое состоя­ние, находить слова для его обозначения. Говорят, что японские дети различают несколько десятков оттенков черного цвета и около трехсот красного, так как знают их названия. Аналогично: расширяя словарный запас, который мы используем для обо­значения чувств, состояний, можно расширить и свои возможности идентификации этих состояний.

Кроме того, обозначение состояния через цвет, а не только словом, расширяет сенситивные воз­можности за счет включения разных сенсорных систем. На это же направлено упражнение 34.

В отличие от предыдущего упражнения этот его вариант можно проводить не только в начале дня. Участники группы сидят по кругу. «Сейчас каждый из нас подумает о том, какого он (или она) сейчас цвета. Давайте только поду­маем об этом и ничего не будем говорить. (Тренер выдерживает паузу, достаточную для того, чтобы каждый выполнил задание.) Теперь пусть каждый обратит внимание на своего соседа слева и поста­рается понять, какого он (или она) сейчас цвета, с вашей точки зрения. Подождем, пока все это сделают, а затем кто-нибудь из нас первым ска­жет своему соседу слева какого он, его сосед, сей­час цвета, а также пояснит, почему он так ре­шил. Потом тот, кто только что выслушал впе­чатления о себе, выскажет свои впечатления сво­ему соседу и т. д. по кругу. После того как круг замкнется, каждый скажет тот цвет, который он для себя выбрал в начале упражнения».

УПРАЖНЕНИЕ34

Участники группы стоят по кругу.

«Пусть каждый из нас по очереди сделает движе­ние, отражающее его внутреннее состояние, а мы все будем повторять это движение 34 раза, ста­раясь вчувствоваться в состояние человека, по­нять это состояние».

После завершения упражнения можно задать группе вопрос «Каково, по вашему мнению, состо­яние каждого из нас?». После того как относитель­но состояния кого-либо из участников будет выска­зано несколько гипотез, следует обратиться к нему за объяснением его действительного состояния.

УПРАЖНЕНИЕ 35

Участники группы садятся полукругом. Перед ними в центре стоит стул.

«Сейчас на этот стул по очереди будут садиться некоторые из нас и „говорить" по воображаемому телефону. При этом они не будут произносить ни одного слова вслух. (Предварительно тренер догова­ривается с 3—4 участниками группы. Одного из них тренер просит «поговорить» по телефону с ребен­ком, другого — с начальником, третьего — с другом или с любимым человеком и т. л.) Наша задача по­стираться понять, с кем и о чем идет разговор».

Каждый разговор длится около минуты. По­сле этого тренер просит наблюдавших высказать предположения, с кем и о чем говорили. На сле­дующем-этапе обсуждения тренер может задать вопрос «На какие признаки вы ориентировались, определяя, с кем разговаривала (к примеру) Таня'». С этим вопросом лучше обратиться к тем участни­кам группы, которые дали правильные ответы на первом этапе обсуждения.

Во время обсуждения, как правило, обнару­живается, что основным ориентиром для опреде­ления того, с кем «разговаривает» человек, были его состояния, идентифицируемые с помощью на­блюдения за невербальными, прежде всего мими­ческими проявлениями.

Упражнение проводится в малых группах (4—5 человек).

«Сейчас мы немного поговорим по телефону. Сдела­ем это так: каждый по очереди „поговорит" по во­ображаемому телефону. С кем конкретно и о чемрешите сами. В ходе разговора не надо будет ничего произносить вслух, сохранив только беззвучную артикуляцчю и все остальные невербальные проявле­ния. При этом можно стоять или сидеть, ходить или оставаться на месте. Задача остальныхпо­нять, с кем и о чем говорит наш коллега».

В ходе обсуждения удается выделить призна­ки, по которым делалось заключение о теме раз­говора и собеседнике. Если в группе есть люди, достаточно хорошо знающие друг друга, то ре­зультаты их, как правило, оказываются более точ­ными, вплоть до того, что они называют конкрет­ные имена тех людей, с кем ведется разговор.

УПРАЖНЕНИЕ 36

Участники стоят по кругу.

«Сейчас кто-то из нас (тот, кто захочет) вый­дет за дверь, а мы все вместе выберем какой-ни­будь цвет. Вернувшийся участник должен будет узнать, какой цвет мы выбрали. Для этого он сможет обратиться к любому из нас, и этот человек покажет выбранный цвет движением. Если цвет не будет определен, „отгадывающий" дол­жен будет обратиться к другому и т. д. до тех пор, пока цвет не будет назван правильно.

Изображая цвет, давайте не будем использо­вать движения, имеющие непосредственную смыс­ловую связь с цветом, или изображать предме­ты, имеющие определенную окраску. Например, изображая голубой цвет, показывать на небо или имитировать переливание воды".

УПРАЖНЕНИЕ 37

Все участники группы сидят по кругу. «Сейчас я раздам каждому из вас карточки, на которых написаны слова, обозначающие различные действия. У вас будет минута для того, чтобы придумать жесты, выражения лица, ко­торыми вы можете сопроводить сообщение об этих действиях. После этого каждый по очереди представит нам свой вариант».

При обсуждении упражнения участники делят­ся своими впечатлениями от увиденного, выделяя наиболее адекватные сочетания жестикуляции, позы, лицевых экспрессии с обозначающими действие сло­вами. Упражнение дает возможность рефлексии ин­дивидуальных особенностей невербальных проявле­ний участников группы, расширения представлений о способах и средствах выражения смысла.

УПРАЖНЕНИЕ 38

Участники группы делятся на две подгруппы.

«Каждой подгруппе дается 7 минут на подготов­ку, во время которой она должна будет выбрать какое-либо чувство или эмоцию (эмоциональное состояние) и придумать, как его можно изобра­зить. Это может быть или скульптурное изоб­ражение, или невербальное действие. В изображении должны принимать участие все члены под­группы. В то время как первая подгруппа показы­вает, что она подготовила, вторая подгруппа вни­мательно смотрит, стараясь понять, какое со­стояние или чувство изображено. Затем подгруп­пы меняются местами».

Подгруппы готовятся в разных помещениях. После того как подготовка закончена, тренер пред­лагает одной из подгрупп изобразить то чувство или состояние, которое они выбрали, не называя его. Другая подгруппа смотрит. Потом ей дается одна минута на обсуждение, и кто-то один выска­зывает мнение группы. Затем группа, которая де­монстрировала чувство или состояние, говорит правильный ответ.

Ошибки могут быть, с одной стороны, резуль­татом недостаточной наблюдательности или неуме­ния найти точное слово для обозначения чувства или состояния «понимающей» группы, а с другой стороны, следствием того, что «изображающей» группе не удалось достичь согласованности при выборе чувства (состояния) или в ходе его изоб­ражения, возможно, участникам не хватило выра­зительных средств. Все это может стать предме­том обсуждения после завершения упражнения.

В случае правильной идентификации изображен­ных эмоциональных состояний или чувств, тренер может задать группе вопрос «По каким призна­кам вы определяли состояние или чувство?». Ответ на этот вопрос позволяет выявить и перечислить те конкретные проявления мимики, пантомимики, же­стикуляции, которые являются сигнально значимы­ми для понимания состояния других людей.

УПРАЖНЕНИЕ 39

Группа делится на две подгруппы.

  «Сейчас у каждой из двух подгрупп будет время на самостоятельную работу, в течение которого вам следует выбрать пословицу или поговорку и приду­мать, как вы можете все вместе ее изобразить. Сделать это надо без слов, невербально, можно использовать действия. В изображении должны при­нимать участие все члены подгруппы. После деся­тиминутной подготовки одна группа покажет то, что она сделала, а другая будет смотреть и по­старается понять, что изображено, и наоборот».

УПРАЖНЕНИЕ 40

Участники разбиваются на пары. В помещении, где проходят занятия, расставляются стулья на рас­стоянии полутора-двух метров друг от друга.

«Один из участников пары закроет глаза как буд­то он слепой, а другой будет поводырем. Его зада­ча провести партнера по комнате между расстав­ленными стульями. (В некоторых случаях, если по­мещение, где проходят занятия, позволяет, можно предложить участникам группы выйти в коридор, спуститься — подняться по лестнице и т. д.) После того как вы пройдете весь путь и вернетесь туда, откуда начинали, поменяйтесь ролями».

После того как задание выполнено, тренер может задать группе следующие вопросы: «Какие у вас были трудности в процессе выполнения уп­ражнения?», «Как вы себя чувствовали, когда были в роли слепого и когда были в роли поводыря?», «На что вы ориентировались, выбирая средства „управления" слепым?» и т. д..

Первый из перечисленных вопросов дает воз­можность отвечающему отреагировать эмоциональ­ную напряженность, которая могла возникнуть во время упражнения, а также сделать шаг на пути осознания тех своих качеств и особенностей по­ведения, которые могут затруднять взаимодейст­вие с другими людьми.

Ответы на второй и третий вопросы позволя­ют перейти к обсуждению характера взаимодей­ствия в паре, выявить те факторы, которые спо­собствуют выбору подходящих средств взаимодей­ствия: это прежде всего понимание и чувствова­ние партнера. Бывает так, что один «слепой» го­ворит о том, что ему хотелось, чтобы им управля­ла более твердая рука, чтобы ему оставалось мень­ше свободы, а другой, наоборот, сообщает о том, что испытал дискомфорт от излишнего давления. За тем и другим впечатлением стоит непонимание со стороны поводыря, проявленное по отношению к ведомому.

Кроме того, отвечая на второй вопрос, участ­ники развивают свою способность выражать вербально свои чувства и состояния, свои рефлексив­ные способности.

УПРАЖНЕНИЕ 41

Участники группы сидят по кругу.

«Сейчас мы будем бросать друг другу мяч, назы­вая при этом какое-то состояние или чувство, а поймав брошенный нам мяч, будем называть ан­тонимпротивоположное состояние или чув­ство. Например, я бросаю мяч Тане и говорю: „Грустный". Таня, поймав мяч, называет анто­ним „веселый" и сама, бросая мяч кому-то друго­му, называет чувство или состояние.

Постарайтесь быть внимательными и не бро­сать мяч кому-либо повторно, пока мяч не побы­вает у всех».

Это упражнение позволяет развивать возмож­ности каждого участника в области вербализации чувств и состояний.

УПРАЖНЕНИЕ 42

Участники группы сидят по кругу.

«Бросая друг другу мяч, будем каждый раз гово­рить, какой может быть улыбка. Я начну: безза­ботная (при этом тренер бросает мяч кому-то из участников)».

Для усложнения этого (и подобных ему) упраж­нения можно включить в него задание, направлен­ное на тренировку наблюдательской сенситивности. Для этого в тот момент, когда мяч побывал хотя бы по одному разу у всех, надо остановить последнего участника и предложить группе «раскрутить» це­почку бросания мяча обратно: тот, у кого мяч нахо­дится, бросит его тому, от кого он был получен и т. д. В случае применения такого варианта работы тренер должен быть очень внимательным и сам пом­нить всю последовательность перемещений мяча, чтобы в спорных случаях выступить в роли арбитра.

УПРАЖНЕНИЕ 43

Все участники сидят по кругу.

«В течение пяти минут вы должны нарисовать свои впечатления о сегодняшнем дне. Сделайте ваш рисунок в любой манере, главное, чтобы он отражал ваше видение, ваш образ сегодняшнего дня работы. Постарайтесь рисовать так, что­бы никто не видел, что вы рисуете. Завершенные рисунки отдайте мне. (Когда все рисунки будут у тренера, он раздает их участникам, стараясь, что­бы никому не попал его собственный рисунок.) А теперь, пожалуйста, подумайте, кто автор этого рисунка, и подпишите его».

После того как участники справятся с задани­ем, тренер предлагает каждому назвать автора рисунка и пояснить, почему он пришел к такому решению. Остальные участники, в том числе и ав­тор рисунка, молча слушают пояснения. Затем тренер обращается к группе с вопросом: «Есть ли другие версии?» и просит участников высказать аргументы в поддержку своего мнения. После этого тренер просит автора прокомментировать свой рисунок. Аналогично обсуждаются все рисунки. Рисунки остаются в помещении на все время ра­боты группы. Выполнение этого задания, кроме тренировки сенситивности, дает возможность ре­флексии содержания работы за день, помогает структурировать полученный опыт.

Работая с рисунками «Мое жизненное кредо» и «Пейзаж», тренер может обратиться к участни­кам с вопросом: «Какие пейзажи, скорее всего, не стал бы рисовать Игорь?», «Что не стал бы рисо­вать Андрей, изображая свое жизненное кредо?»

В обсуждении этих вопросов принимают учас­тие авторы рисунков, что дает обширный содер­жательный материал.

УПРАЖНЕНИЕ 44

Упражнение проводится в последний день работы группы. Все участники сидят по кругу.

«Сейчас я дам каждому из вас карточку, на кото­рой написаны имена пяти участников группы. (Тре­нер раздает карточки, которые заполняются тре­нером на основании диагностики им меры, степени проявления участников группы в тренинге. При этом он старается учесть следующие критерии:

* в каждую карточку включаются участники, об­ладающие контрастным уровнем активности в группе;

* в карточки включаются имена всех участников,

в том числе и тренера;

* частота включения имен участников в карточки приблизительно одинакова. Раздавая карточки, тренер следит за тем, чтобы никто не получил карточку со своим именем.) Сейчас мы постараемся дать каждому из тех, кто перечислен в наших карточках, характерис­тику, но будем стремиться к тому, чтобы эта характеристика была максимально лаконичной и сохраняла при этом возможность узнавания это­го человека. (Здесь тренер может в шутливой форме привести какой-нибудь пример из жизни группы: «Вот, скажем, Дима постоянно опаздывал, поэто­му, если кто-то скажет: „Опаздывающий", — то сразу станет понятно о ком идет речь.») У нас есть пять минут на подготовку».

По завершении упражнения тренер обсуждает его результаты, опираясь на наиболее точные и лаконичные характеристики.

УПРАЖНЕНИЕ45

Участники делятся на две (три) малые подгруппы. Каждая подгруппа располагается полукругом та­ким образом, чтобы не мешать другой.

«Упражнение, которое мы будем выполнять, со­стоит из нескольких последовательных шагов. Будьте внимательны и хорошо запомните их со­держание и последовательность. Итак, в каждой подгруппе определите того, кто будет выполнять упражнение (его мы будем называть „понимаю­щим"), и того, кто будет организатором на дан­ном этапе. В ролях „понимающего" и „организа­тора" выступят все по очереди, поэтому не важ­но, кто начнет и кто продолжит. (Тренер убеж­дается в том, что все подгруппы определили вы­полняющих упражнение и организаторов.)

Сейчас „понимающие" выходят из полукруга и садятся к нему спиной. Организаторы молча ука­зывают на двух человек из своей подгруппы. При этом первый из них должен описать особенности поведения второго, проявившиеся в работе груп-пы, не называя его имени. „Понимающий" внима­тельно выслушивает рассказ об особенностях по­ведения этого человека, после чего он должен на­звать его имя. Если имя названо неправильно, то „понимающий" может задавать уточняющие вопросы любым членам подгруппы. При этом „понимающий" может еще дважды попытаться назвать имя чело­века, описание поведения которого он выслушал. Если три попытки оказываются неудачными, то подгруппа сообщает ему правильный ответ, после чего „понимающий" и организатор меняются».

Характер информации, предлагаемой «пони­мающему», может быть различным, что опреде­ляется как этапом работы группы, так и составом участников, конкретной версией тренинга сенси-тивности. Если упражнение проводится в первый или второй день тренинга, то можно предложить участникам оставаться на уровне описания внеш­него облика (исключая описание одежды) или опи­сания всего, что делал и говорил человек в тече­ние предыдущего дня работы. На третий и в по­следующие дни работы группы «понимающему» можно предложить сделать свой вывод, выслушав описания речевых и паралингвистических особен­ностей, а также невербальных проявлений.

Когда все участники группы побывают в роли «понимающего», ведущий приглашает всех сесть по кругу и обсудить результаты выполнения уп­ражнения на этом этапе. Внимание участников обращается на осознание трудностей, с которыми они столкнулись при решении задач понимания и описания. Тренер просит поделиться своими впе­чатлениями тех участников, о чьем поведении рас­сказывалось, призывая их привести примеры опи­саний, которые показались им наиболее точными или искаженными. После завершения обсуждения ведущий еще раз делит группу на две подгруппы, изменив, насколько это возможно, их состав. Рас­положение групп аналогично тому, как было на первом этапе упражнения.

«Пусть каждая подгруппа решит, кто будет „по­нимающим", а кто организатором. „Понимаю­щие" по моему сигналу выйдут из полукруга и сядут к нему спиной. Организаторы молча опре­делят двух участников. На этот раз первый опи­сывает особенности поведения второго, прямо противоположные его проявлениям в группе. На­пример, если человек, которого вы описываете,

высказывается очень подробно и детально, то вы говорите, что он делает это сжато и обобщен­но. Это понятно? „Понимающий" внимательно слушает рассказ, после чего называет имя чело­века, поведение которого описывалось. Если „по­нимающий" делает ошибку, то он может полу­чить дополнительную информацию, обратившись с вопросом к любому участнику своей подгруппы, который, давая ответы, также дает характери­стики, прямо противоположные проявлениям че­ловека в группе. Получив дополнительную инфор­мацию, „понимающий" делает еще две попытки. Если они будут неудачными, подгруппа сообща­ет ему правильный ответ и меняет „понимаю­щего" и организатора».

Обсуждение проводится аналогично обсужде­нию на первом этапе упражнения.

УПРАЖНЕНИЕ 46

Группа делится на пары. Если количество участ­ников нечетное, тренер также принимает участие в упражнении.

«Сядьте так, чтобы каждая пара могла говорить, не мешая другим. Сейчас каждый по очереди рас­скажет своему партнеру пять коротких эпизо­дов, часть которых должна соответствовать действительности, а частьнет. Как именно будут распределены истинные и ложные эпизо­ды, каждый решает сам. Те, кто сначала будут слушать, после каждого рассказанного эпизода сообщают рассказчику, соответствует ли он, по их мнению, действительности или нет. Когда все пять эпизодов прозвучат, поменяйтесь ролями». При обсуждении упражнения выделяются при­знаки, на которые ориентировались слушавшие, делая заключение о правдивости рассказа.

УПРАЖНЕНИЕ 47

Упражнение выполняется в парах. Если в группе нечетное количество участников, тренер также принимает участие в упражнении.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.54.63 (0.065 с.)