Направленные на осознание того, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Направленные на осознание того,



ЧТО ТАКОЕ КРЕАТИВНОСТЬ, КАКОВЫ ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ,

БАРЬЕРЫ И ЭТАПЫ КРЕАТИВНОГО ПРОЦЕССА

 

Упражнения этого раздела позволяют перевести отвле­ченные, порой умозрительные представления о креативно­сти и ее феноменах в целостные, достаточно детализиро­ванные образы, связанные с переживаниями и реальным поведением участников тренинга.

Упражнения, включенные в данный раздел, направлены также на осознание имеющихся барьеров проявления кре­ативности и создание условий для преодоления или умень­шения их влияния.

Сюда вошли также упражнения, позволяющие осознать этапы креативного процесса, а также основные характери­стики опыта, которые оказываются существенными и часто определяют поведение человека в ситуациях, побуждаю­щих находить креативные решения или способы поведения.

УПРАЖНЕНИЕ 12

Участники группы сидят по кругу. «Сейчас мы потратим некоторое время на то, чтобы сосредоточиться на себе, на своих мыс­лях, чувствах, переживаниях».

Сядьте, пожалуйста, поудобнее и медленно закройте глаза. Обратите внимание на ваше дыхание, ощутите, как воздух проходит через нос, горло, попадает в грудь, наполняет ваши легкие. Ощутите, как с каждым вдохом в Ваше тело по­падает энергия, а с каждым выдохом уходят не­нужные сейчас заботы, напряжения... Обратите внимание на ваше тело. Почувствуйте ваше тело: всеот ступней ног до макушки головы... Вы сидите на стуле (кресле), слышите какие-то зву­ки.., ощущаете прикосновение воздуха на вашем лице. Может быть, вам захочется изменить позу, сделайте это.

А теперь сосредоточьтесь на идее изменчивос­ти мира, в котором мы живем... Наше сложное вре­мя характерно быстрыми и резкими изменениями...

Порой, они бывают молниеносными... Соци­альные и технологические изменении, которые в прошлые столетия тянулись десятки лет, те­перь могут произойти в считанные месяцы или даже недели, и все это постоянно действует на каждого из нас.

Подумайте об этом.

Какие мысли у вас возникают?.. Как вы чувст­вуете себя в этом изменчивом мире?.. (Эти вопро­сы тренер повторяет с интервалами 2 —3 раза.)

Подумайте о том, какие ваши качества, осо­бенности поведения помогают вам жить в этом изменчивом мире, а какие мешают?

А теперь вспомните, что вы сидите здесь, в этой комнате, и здесь есть еще другие люди. Вер­нитесь сюда, в наш круг, и сделайте это в удоб­ном для вас темпе. Вы можете сразу открыть глаза или посидеть еще некоторое время с закры­тыми глазами. Вернитесь сюда, в наш круг, и сде­лайте это в удобном для вас темпе».

После того как все участники группы открыли глаза, тренер может предложить всем еще некото­рое время остаться со своими впечатлениями, чув­ствами, переживаниями и нарисовать их. Для этого участникам группы предлагаются бумага, краски, фломастеры, цветные карандаши, пастель и т. п.

Рисунки участников группы желательно рас­положить так, чтобы все могли их видеть на про­тяжении дальнейших занятий.

После того как все закончили рисовать, и ри­сунки прикреплены на натянутую леску или к сте­не, тренер продолжает инструкцию: «Продолжим нашу работу. Сейчас мы объединимся в группы: по 4—5 человек в каждойи поделимся нашими  впечатлениями, размышлениями, расскажем друг другу о том, какие наши качества, особенности поведения помогают, а какие затрудняют нашу жизнь в изменчивом мире. Составьте, пожалуй ста, в вашей группе перечень этих качеств. Не стремитесь к обобщениям, пусть качества или особенности поведения, которые вы включите в список, будут конкретными. Будьте готовы в конце работы в малых группах поделиться с остальными тем, что у вас получится».

В ходе представления каждой группой своего перечня качеств тренер побуждает остальных участников задавать вопросы, прояснять то, что им не вполне ясно. При этом тренер записывает называемые качества, особенности поведения на до­ске или листе ватмана.

Это упражнение направлено на осознание каждым участником группы своего опыта жизни в изменчивом мире. Проведение этого упражнения в тренинге креативности позволяет сделать шаг на пути понимания того, в чем проявляется креативность, а также некоторых барьеров, блокирующих ее проявление.

Ниже мы приводим сокращенный перечень качеств, особенностей поведения, помогающих и мешающих жить в изменчивом мире. Эти качества  были предложены в разных группах тренинга креативности, проведенных нами.

1. Качества, особенности поведения, помогающие жить в изменчивом мире:

* любовь к людям, позитивное отношение к миру, оптимизм;

* принятие себя и мира во всех проявлениях;

* умение посмотреть на проблему глазами

других;

* чувство юмора;

* переживание своей «незаконченности», неза­вершенности;

* общительность, контактность;

* сенситивность, эмпатия;

* желание помогать людям;

* работоспособность;

* мечтательность, способность фантазировать;

* решительность, настойчивость, целеустремленность

* и т. д.

2. Качества, затрудняющие жизнь в изменчи­вом мире:

* неуверенность в себе, своих силах;

* предвзятость мнений;

* заниженная самооценка;

* несамостоятельность;

* чрезмерная приверженность принципам;

* формализм, заорганизованность;

* стереотипность мышления и поведения;

* ориентация на общепринятые нормы, правила, излишняя чувствительность к мнению других;

* тревожность;

*высокая внушаемость и т. д.

УПРАЖНЕНИЕ 13

Участники группы сидят по кругу.

«Сейчас кто-то из нас, по желанию, задумав ка­кой-либо признак, которым обладают некоторые из нас и не обладают остальные, выйдет в круг и будет подходить по очереди к каждому. Каждый из нас задаст ему только один вопрос: (напри­мер, в круг выйдет Таня) „Таня, я с пум-пум-пумом?", и Таня ответит „да" или „нет" в за­висимости от того, есть задуманный признак у этого человека или отсутствует. Признаки долж­ны быть конкретными, известными всем нам.

Наша задача — понять, какой пум-пум-пум задуман. После того, как ведущий подойдет к каж­дому и ответит на заданный вопрос, мы сможем высказать возникшие у нас гипотезы.

В процессе поиска „пум-пум-пума" обращайте внимание на возникающие у вас состояния и по­старайтесь уловить момент появления ответа».

Тренер может сам принимать активное участие в упражнении, в том числе выходя в центр круга со своим вариантом «пум-пум-пума», однако лучше это сделать не сразу, предоставив возможность проявить активность участникам группы.

Данное упражнение имеет многочисленные эффекты. Оно полностью соответствует содержа­нию тренинга креативности, создавая проблемную, неопределенную среду, проходит весело, побуж­дает участников быть изобретательными, гибки­ми, развивает их воображение и наблюдательность.

Однако мы рекомендуем его использовать на этапе ориентации, когда основной целью работыявляется осознание того, что такое креативность, каковы барьеры ее проявления и этапы креатив­ного процесса.

В этом случае эффективными будут два вопроса, которые тренер задает участникам группы. Первый из них «Как возник ответ?» задается участнику группы, нашедшему ответ. Второй вопрос можно задать всем, кто занимался поиском отве­та: «Какие чувства, состояния у вас возникали, как они изменялись во время поиска ответа?»

Ответы на первый вопрос позволяют приоткрыть завесу над механизмами обнаружения от­вета в тех проблемных ситуациях, где решение на может быть найдено логическим путем. В частно­сти, участники тренинговых групп достаточно бы­стро выходят на то, какое важное значение в этих случаях имеет ассоциативный механизм.

Отвечая на вопрос «Как возник ответ?», уча­стники начинают говорить об этапах креативного процесса. Появляется идея, что для того, чтобы найти ответ, надо собрать полную информацию: проявляя психологическую наблюдательность, про­смотреть все возможные варианты, переходя из одной содержательной области в другую. Таким образом, начинается разговор об этапе подготов­ки, и тренер получает возможность подхватить эту тему, зафиксировать высказанные идеи. Уже здесь можно предложить участникам осознать те так­тики, которыми они пользовались на этом этапе и рассказать о них.

Ответы на второй вопрос дают возможность продолжить разговор об этапах креативного про­цесса. В частности, участники часто говорят о том, что в какой-то момент у них возникало впечатле­ние, что им не удастся найти «пум-пум-пум», рас­сказывают о напряжении, периодически возника­ющем желании прекратить поиск ответа. Таким образом, появляется возможность обозначить этап фрустрации и, подводя итог, перечислить те co-стояния, которые возникают на этом этапе креа­тивного процесса.

Обычно кто-то из участников в ходе обсужде­ния говорит примерно следующее: «В какой-то момент я перестал(а) думать о „пум-пум-пуме", стал(а) думать о чем-то своем и вдруг, это, кажет­ся, было после слов Наташи, у меня сам собой возник ответ». В этом случае иногда оказывается возможным выяснить, что этот участник группы тщательно прошел этап подготовки и, не остава­ясь долго на этапе фрустрации, перешел на этап инкубации. Во время нахождения на этом этапе его подсознание «услышало» то, что сказала На­таша, «объединило» эту информацию с уже име­ющейся и «нашло» ответ.

Участники тренинга также, как правило, гово­рят о тех эмоциях и чувствах, которые у них воз­никали в момент нахождения ответа: радость, вос­торг, «было приятно» и т. д. Эти впечатления тре­нер может соотнести с этапом инсайта.

В процессе обмена впечатлениями после за­вершения упражнения обычно высказываются идеи, которые позволяют поговорить и об этапе разра­ботки (верификации, воплощения).

Кто-то из участников может сказать пример­но следующее: «Мне показалось, что я нашел от­вет, и я стал его проверять, соотносить с услови­ями задания и понял, что он подходит (не подхо­дит)». Опираясь на такое высказывание, тренер говорит о необходимости проверки возникающих идей, придания им завершенной формы.

Приведем пример поиска «пум-пум-пума» в одной из проведенных нами групп тренинга креа­тивности.

Загадывающий выбрал в качестве «пум-пум-пума» первую гласную букву в полном имени уча­стников тренинга. Таким образом, Александра, ко­торую в группе звали Саша, Ольга и Антонина (в группе ее называли Тоня) были обладательницами «пум-пум-пума». Группа начала поиск с перебора признаков внешнего облика. После того как были названы цвет волос, форма прически, цвет глаз, форма лица (круглое), наличие украшений, часов, форма выреза на платьях, рубашках, блузках и многое другое, у некоторых членов группы возник­ло беспокойство, которое выражалось фразами: «Может быть, ты нам что-нибудь подскажешь», «А если мы не найдем ответ, то что будет?», «А этот „пум-пум-пум" действительно есть?» и т. п.

Некоторые из участников в этот период сни­зили свою активность, по их невербальному пове­дению можно было предположить, что они дума­ют о чем-то, не относящемся к поиску «пум-пум-пума». Позже, в ходе обсуждения эти участники говорили о том, что в какой-то момент они поте­ряли интерес к заданию, им стало лень дальше заниматься этой проблемой.

Однако большинство участников группы про­должали поиск решения. Они переходили все в: новые и новые области.

Качественный скачок в процессе поиска реше­ния произошел после высказывания Андрея, ко­торый обратил внимание группы на то, что до сих пор поиск шел в одной содержательной области — внешний облик, и предложил поискать «пум-пум-пум» в других областях: местоположение в ком­нате, место работы, характер увлечений (о своих увлечениях, хобби участники группы рассказыва­ли друг другу в начале занятий). После этого ста­ли возникать новые идеи, что позволило в конце концов выйти на содержательную область «име­на» и найти, правда далеко не сразу, ответ.

УПРАЖНЕНИЕ 14

Участники группы сидят по кругу. У тренера в руках мяч.

«Сейчас, бросая друг другу мяч, будем, не повто­ряясь, называть качества, особенности поведе­ния, присущие, с нашей точки зрения, креатив­ному человеку. Постараемся быть внимательны­ми, запоминать названные характеристики, а также и то, у кого уже мяч побывал. Будем ста­раться, чтобы все принимали участие в работе». После того, как мяч побывает два-три раза у каждого, тренер изменяет инструкцию: «А теперь, продолжая бросать мяч, будем называть качест­ва, особенности поведения антипода креативно­го человека».

Это упражнение способствует осознанию про­явлений креативности, что дает возможность тре­неру в дальнейшем предложить участникам груп­пы ориентировочную основу с перечнем этих про­явлений и на следующем этапе работы перейти к их развитию, тренировке.

УПРАЖНЕНИЕ 15

Участники группы сидят по кругу.

«Давайте все вместе напишем рассказ о городе, в котором собрались и живут самые некреативные люди из всех живущих на Земле. Кто-то из нас начнет и скажет одну-две фразы, с которых начнется наш рассказ. Далее будем двигаться по часо­вой стрелке по кругу, и каждый по очереди будет, продолжая повествование, говорить свои фразы».

Обычно достаточно сделать два круга, после чего остановить работу. При этом тренер может предложить тому участнику, который замыкает второй круг, придумать именно заключительные фразы.

Это упражнение позволяет участникам группы через описание противоположности осознавать, что такое креативность и в чем она проявляется. Рас­сказ может получиться достаточно мрачным, если участникам не удается отнестись к ситуации с юмо­ром. В этом случае после завершения рассказа мож­но предложить сделать что-то более веселое, например, заняться поисками «пум-пум-пума».

УПРАЖНЕНИЕ 16

Участники группы сидят по кругу. В центре круга лежит бумага, краски, фломастеры и т. д. — все, что необходимо для рисования. «Сейчас я предлагаю каждому из нас взять лист бумаги и нарисовать креативность так, как вы ее понимаете. У пас будет достаточно времени на рисование, мы подождем, когда все закончат свои рисунки».

После того как все завершат рисунки, каждый рассказывает о своем рисунке, о том, как он(а) понимает, что такое креативность.

Упражнение позволяет сформулировать мно­гие сущностные характеристики креативности как свойства личности, творческого процесса, а также отличительные особенности именно творческих продуктов деятельности.

Приведем примеры того, что говорили неко­торые участники групп тренинга креативности, рассказывая о своих рисунках.

Ольга: «Я хотела на своем рисунке показать роль внешних условий: из ручейка получается океан. Это означает, что креативность развивается в подходя­щих условиях, и сама потом питает других».

Татьяна (на рисунке — мозаика): «Для меня креативность — это движение от хаоса к гармонии».

Саша (на рисунке разноцветная спираль): «Кре­ативность — это развитие, радость, бесконечность».

По ходу обсуждения тренер предлагает участникам задавать друг другу вопросы, уточнять со­держание высказываний. После того как все вы­скажутся, тренер подводит итог, перечисляя ос­новные идеи, касающиеся проявлений креативно­сти, условий ее формирования и развития, кото­рые соответствуют содержанию ориентировочных основ (содержательных модулей), в рамках кото­рых будет проходить дальнейшая работа.

УПРАЖНЕНИЕ 17

Участники группы сидят по кругу. У тренера _ руках карточки, на которых написаны названия предметов, состояний, любые понятия, например, сон, веселье, ночь, весна, фараон, бухгалтерия, организм и т. п.

«Сейчас я приколю карточку с написанным на ней словом на спину одному из нас, допустим Свет­лане, и сделаю это так, чтобы она не видела, что на ней написано. Мы все сможем прочитать написанное слово, но при этом ничего не будем говорить Светлане. Ее задачаузнать, что на­писано на карточке. Для выполнения этой задачи она может называть любого из нас, по своему выбору, и тот, кого она назовет, постарается, пользуясь только невербальными средствами, „со­общить" Светлане, что написано на карточке».

Те, кто окажется в центре круга и будет отга­дывать слово, постарайтесь обратить внимание на то, как возникает ответ, а также на то, какие со­стояния у вас будут в ходе выполнения задания и как они будут изменяться. По ходу выполнения за­дания отгадывающий может высказывать возника­ющие у него гипотезы и, как только называется правильное слово, тренер сообщает ему об этом.

Анализ затруднений, источников напряжений, возникающих в процессе выполнения задания, позволяет обнаружить и обозначить некоторые барьеры креативности, в частности, такие как ори­ентация на оценку, желание во что бы то ни стало сделать правильно, неустойчивая сниженная са­мооценка, страх не найти ответ.

В то же время в ходе обсуждения появляется возможность поговорить о механизмах возникно­вения решения.

Дело в том, что для достижения цели отгады­вающему необходимо устанавливать связи между получаемой информацией и находить нечто, объе­диняющее всю информацию (безусловно, в том случае если он ее точно, без искажений воспри­нял). Например, в одной из тренинговых групп, когда на карточке было написано слово «весна», участники изобразили сев, радость при появлении первых цветов, возможность снять теплые вещи и одеться легче, прыгали через воображаемые лужи, приветствовали прилет птиц и т. д. Показательны­ми были рассуждения вслух того, кто отгадывал слово: «Что же это такое, что объединяет все это: птицы летят, что-то сеют, рвут цветы?».

В ходе обсуждения проделанной во время этого упражнения работы (так же как и в упражнении 13) можно начать разговор об этапах креативного про­цесса. Работа, которую проделывают отгадывающие, отчетливо демонстрирует, как важно для успешного разрешения проблемной ситуации тщательно прой­ти этап подготовки, сбора информации.

Упражнение вовлекает в работу всех участни­ков тренинга. Они ищут более выразительные сред­ства для того, чтобы изобразить отгадываемое слово, развивают свою фантазию, изобретатель­ность и экспрессивность.

УПРАЖНЕНИЕ 18

Участники группы сидят по кругу. У тренера в руках мяч.

«Сейчас я начну предстоящую нам работу, бро­шу кому-то мяч и назову при этом любой пред­мет. Тот, кому достанется мяч, должен будет назвать три нестандартных способа использова­ния этого предмета. Например, бросая мяч, я скажу „молоток". Кроме его прямого назначения, молоток можно использовать в качестве пресс-папье для того, чтобы не разлетались лежащие на столе бумаги; можно использовать молоток в качестве ручки для тяжелой авоськи; можно, при­вязав к нему шпагат, применить его в качестве отвеса при строительных работах.

Сразу договоримся, что не будем прибегать к универсальным способам использования большин­ства предметов: почти любой предмет можно нарисовать, потрогать, понюхать, многие предметы можно подарить.

Итак, тот, кому я брошу мяч назовет три не­стандартных, нетрадиционных способа использо­вания доставшегося ему предмета и затем бросит мяч следующему, назвав другой предмет. Будем внимательны и постараемся сделать так, чтобы во время этой работы мяч побывал у каждого».

Это упражнение прежде всего направлено на осознание барьеров креативности.

Для более отчетливого их проявления тренер побуждает участников реагировать быстро, т. е. создает внешний барьер: ограничение времени, ко­торый дает о себе знать при наличии внутренних барьеров, актуализируя их влияние на человека.

В ходе работы, когда кто-нибудь длительное время не может найти очередной вариант нестан­дартного использования предмета, можно пред­ложить остальным показать, есть ли у них свои варианты, подняв руку или кивнув головой. В груп­пе всегда находится несколько человек, имеющих один или даже несколько вариантов.

В ходе обсуждения проделанной работы мож­но задать группе такие вопросы: «В чем заключа­лись основные трудности, с которыми вы столк­нулись при выполнении задания?», «Какие состо­яния возникали и как они изменялись в ходе ра­боты?», «Что вам помогало справляться с постав­ленной задачей?».

Когда речь идет о трудностях, с которыми уча­стники столкнулись при выполнении задания, тре­нер может обратиться прежде всего к тем, кто долго молчал, не давая ответа, в то время как у многих варианты были, и попросить сообщить свое видение этой ситуации. Участник одной из групп тренинга креативности сказал следующее: «Гораз­до легче что-то придумывать, когда на меня не смотрят. Если мяч у меня, и я должен говорить, и меня все ждут, кажется, что время тянется очень медленно».

Действительно, у многих из нас есть сформи­рованный еще в детстве стереотип «Нельзя застав­лять себя ждать». В этой ситуации он начинает действовать, и у человека возникает напряжение, блокирующее свободный поиск вариантов ответа. Среди состояний, возникающих в ходе выпол­нения задания, участники называют волнение, тре­вогу, смущение. Возникает идея оценивания: «...все на меня смотрят и ждут, когда я отвечу, и мне кажется, что другие отвечали быстрее и лучше».

Достаточно часто во время обсуждения удает­ся обнаружить такие внутренние барьеры креа­тивности как стереотипы, желание во что бы то ни стало сделать правильно («я молчала, потому что искала лучший вариант»), ориентация на одо­брение, сниженная самооценка.

К внешним барьерам проявления креативнос­ти, которые отчетливо обнаруживают свое влия­ние в ходе выполнения этого упражнения, отно­сятся: временное ограничение (ситуационный стресс-фактор), оценивание (эту реакцию участ­ники сами приписывают окружающим их людям).

Упражнение дает возможность лучше понять, ка­кие условия способствуют проявлению креативности.

Кроме того, в ходе обсуждения появляются идеи относительно того, что помогало выполнить задание. Среди них: нестатичность возникшего образа предмета («я представляла большую люс­тру, поменьше, из разных материалов, со стеклян­ными, с плетеными плафонами, и тогда возникали все новые и новые варианты ее использования»); сознательное изменение образа предмета; свобод­ная обстановка в группе.

УПРАЖНЕНИЕ 19

Для проведения этого упражнения участникам группы надо заранее дать такое домашнее задание: «Составьте перечень идей, принципов, привычек, которым Вы особенно привержены, невозможность следовать которым вызывает у вас напряжение».

Работа проводится в три этапа. На первом этапе группа разбивается на подгруп­пы: по 4—5 человек в каждой.

«Сейчас в ходе обсуждения в малых группах со­ставьте общий для вашей группы перечень тех идей, принципов, привычек, которым вы особенно привержены, невозможность реализации которых вызывает у вас напряжение. Не стремитесь к обоб­щениям; пусть те принципы, привычки, которые войдут в список будут достаточно конкретны».

На выполнение этого задания уходит пример­но 30—40 минут.

На втором этапе участники сидят полукругом. Тренер на доске или на большом листе ватмана(что предпочтительнее, так как информация оста­нется до конца тренинга) записывает то, что под­готовила каждая подгруппа. В ходе этой работы постоянно возникает обсуждение, члены группы говорят о том, какое влияние на самочувствие, поведение, жизнь оказывает их приверженность тем или иным принципам.

Приведем примеры идей, принципов, привы­чек, которые достаточно часто включают в пере­чень участники групп тренинга креативности:

* всегда надо выполнять обещанное;

* запланированное должно быть выполнено;

* надо отвечать на письма сразу;

* любовь к порядку, чистоте;

* нельзя проявлять бестактность;

* надо быть одетым сообразно ситуации;

* нельзя брать деньги в долг;

* нельзя публично говорить о своих чувствах;

* я обязан откликаться на все просьбы родст­венников;

* нельзя делать хорошо одновременно два дела;

* важные дела надо доводить до конца и делать их очень хорошо и т. п.

После того как общий перечень составлен, группа переходит к третьему этапу работы.

«Прочитайте внимательно составленный нами перечень и отметьте в нем, во-первых, две идеи, принципа или привычки, которым вы на самом деле привержены, но до сих пор это не осознава­ли, и, во-вторых, двекоторые у вас были, но теперь уже не действуют на вас так сильно, как раньше».

После того как все выполнят это задание, тре­нер предлагает каждому участнику назвать две идеи, принципа или привычки, приверженность которым обнаружена во время работы над общим перечнем, а также те идеи, принципы, привычки, которые уже не оказывают на человека столь силь­ного влияния. При этом можно предложить рас­сказать, что помогло преодолеть ранее существо­вавшую жесткую идентификацию.

Конечно, дело не в том, чтобы полностью от­казаться от привычек, стереотипов, шаблонов мы­шления и поведения, а в способности осознавать те из них, которые тормозят развитие, поиск но­вых решений. На это, собственно, и направлено данное упражнение.

Уотермен Р. (1988) пишет: «Дилемма обнов­ления состоит в том, что привычки полезны. Они помогают нам проложить маршрут в повседнев­ных сложностях жизни, позволяя быстро реаги­ровать на повторяющиеся события... Однако, сколь не полезны привычки, с одной стороны, они так­же служат и основным препятствием в постоян­ной борьбе за соответствие меняющемуся миру».

Наиболее сильно мешают проявлению креатив­ности как раз те идеи, принципы, привычки, кото­рым человек особенно привержен, невозможность следовать которым вызывает напряжение, диском­форт. Аналогичные состояния возникают и в том случае, когда этим принципам, стереотипам не сле­дуют, не соответствуют другие люди. Наличие у че­ловека большого числа такого рода привычек и сте­реотипов является свидетельством статичности и, как правило, недостаточной осознанности его опыта. Степень жесткости стереотипизированных фрагмен­тов сознания определяет и открытость человека но­вому опыту, а также то, насколько травматичными для него будут происходящие вокруг изменения.

УПРАЖНЕНИЕ 20

Участники группы сидят парами. Тренер принима­ет участие в работе в том случае, если в группе — нечетное количество участников. «Вспомните все, что вы уже знаете друг о друге, то, что говорил ваш партнер, как он вел себя, действовал в различных ситуациях нашей совме­стной работы и после этого по очереди расска­жите друг другу о том, проявление какого сте­реотипа, привычки, идеи, которой очень привер­жен Ваш партнер, вы заметили в его поведении».

После того как работа в парах закончена, группа возвращается в круг, и тренер может задать макси­мально открытый вопрос: «Расскажите о ваших впе­чатлениях от работы в парах» или конкретизировать его «Что вы нового узнали о себе во время работы в парах?». Возможны и другие варианты вопросов.

Упражнение направлено на осознание своих при­вычек, стереотипов, принципов, что позволяет участ­никам в дальнейшем замечать их влияние на поведе­ние свое и окружающих людей. Это повышает пове­денческую и когнитивную гибкость, способствует преодолению барьеров проявления креативности.

УПРАЖНЕНИЕ 21

Ответ: одну из монет, расположенных на гори­зонтальной оси, надо положить на монету, нахо­дящуюся на пересечении осей.

2. Изменив местоположение одной цифры, надо добиться того, чтобы равенство было верным:

102 = 100. Ответ: 102= 100.

3. Проведя в любом месте отрезок, надо до­биться того, чтобы равенство стало верным:

V1=1.

Ответ: 1 =1.

В ходе решения задач, которые предлагаются группе по очереди, тренер обращается к тем уча­стникам, которые пока не нашли решения, с пред­ложением проговаривать вслух все возникающие у них идеи. Очень часто во время такого проговаривания у кого-то из слушателей, не имеющих ре­шения, оно возникает. Обращаясь к ним с вопро­сом: «Как возник ответ?», мы получаем возмож­ность выйти на идею значения ассоциативных ме­ханизмов в ситуации решения творческих задач.

Участники группы сидят полукругом. Тренер сто­ит у доски или у листа ватмана, который прикреп­лен на стене.

«Сейчас я буду предлагать вам некоторые задачи. Выслушав условие, займитесь поиском решения. Об­наружив ответ, дайте об этом знать, например, поднятием руки, вслух ничего не говоря».

Приведем несколько задач, которые могут быть использованы в ходе такой работы.

1. Изменив местоположение одной монеты, нужно добиться того, чтобы на каждой оси лежа­ло по четыре монеты.

Эта работа также позволяет участникам тре­нинга креативности осознать, как мешают ее про­явлению различные барьеры и какие они могут быть.

Очень наглядным является факт создания са­мим человеком рамок, ограничивающих его воз­можности при решении задачи. Например, при обсуждении впечатлений, возникших в процессе работы с первой задачей, участница одной из групп сказала: «Я. решила, что монеты надо пе­редвигать, не отрывая от поверхности листа», а другая сказала: «Я решила, что все монеты долж­ны быть видны». Очевидно, что таких ограниче­ний не было в условии задачи, и они созданы самими людьми.

Еще один барьер проявления креативности, который практически всегда удается обнаружить в ходе работы над такими задачами, это — не­адекватная, особенно заниженная самооценка. Вот реплика одной из участниц группы тренинга креа­тивности, которая прозвучала во время проговаривания тренером второй задачи: "О, это матема­тика, я ее совсем не знаю», хотя понятно, что уровень математических знаний, необходимых для решения этой задачи, есть у каждого.

Работа над такими задачами в рамках тренин­га креативности позволяет участникам группы осо­знать этапы креативного процесса. Для того что­бы побудить участников обратить внимание на это, тренер, перед тем как дать условие задачи, гово­рит: «Просьба в ходе решения обращать внима­ние на все состояния, которые у вас возникают», а в ходе обсуждения впечатлений предлагает рас­сказать об этих состояниях, их характерных осо­бенностях и динамике.

УПРАЖНЕНИЕ 22

Участники группы сидят по кругу.

«На предыдущих этапах работы мы говорили о неоднозначном влиянии нашего опыта на прояв­ления креативности: в одних случаях наличие опыта явно помогало найти решение в проблем­ной ситуации, в другихограничивало сферу поиска ответа, создавало рамки.

Сейчас мы некоторое время поработаем в ма­лых группах по 4 —5 человек в каждой. В ходе этойработы надо сформулировать характеристики, которыми должен обладать „хороший" опыт, опыт, способствующий проявлению креативнос­ти. На обсуждение в малых группах и формули­рование характеристик у нас будет примерно 20 минут».

Во время работы тренер подходит к каждой из подгрупп и помогает формулировать харак­теристики опыта.

После завершения работы в малых группах, все возвращаются в круг, и каждая группа поочередно представляет получившиеся у них результаты, в случае необходимости поясняя и комментируя их.

В проведенных нами группах тренинга креа­тивности участники всегда называли основные ха­рактеристики «хорошего» опыта: разнообразный, осознанный, структурированный, нестатичный.

УПРАЖНЕНИЕ 23

Участники группы сидят полукругом. У тренера в руках лист с изображением куба.

«Посмотрите, пожалуйста на этот лист и ска­жите, что вы видите на нем».

Участники высказывают свои версии. Тренер подводит итог, повторяя то, что было сказано. Обычно это — рисунок, куб, геометрическая фи­гура, несколько квадратов, коробка, комната и т. д. После этого тренер продолжает инструкцию:

«У нас возникли разные мнения по поводу того, что изображено на этом листе. В то же время очевидно, что на нем нет ничего, кроме двенадца­ти отрезков прямых. Как это объяснить?»

В процессе обсуждения участники группы вы­сказывают идеи относительно влияния предыду­щего опыта на восприятие, когда «узнается» ра­нее выстроенная в сознании конструкция.

В зависимости от уровня группы или достиг­нутого ею к этому моменту работы уровня пони­мания проблемы эта идея может облекаться в раз­ные формулировки: «мы узнаем вещи, которым сами дали имя (название), при этом другие могут даже не подозревать, что этот объект означает для нас», «нам сказали, что такая форма называ­ется кубом, поэтому мы и видим его» и т. д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.224.197 (0.082 с.)