Психогимнастические упражнения,. Направленные на развитие креативности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психогимнастические упражнения,. Направленные на развитие креативности



НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ

Упражнения, включенные в этот раздел, посвящены раз­витию отдельных сторон креативности как свойства лич­ности: гибкости, оригинальности, точности, беглости мы­шления, воображения и т. д. Кроме того, сюда же вошли упражнения, позволяющие участникам тренинга интегри­ровать появившиеся у них навыки управления креативным процессом.

УПРАЖНЕНИЕ 24

Участники группы сидят по кругу. У тренера в руках мяч.

«Давайте вообразим, что это (тренер показыва­ет мяч)апельсин. Сейчас мы будем бросать его друг другу, говоря при этом, какой апельсин вы бросаете. Будем внимательны: постараемся не повторять уже названные качества, свойства апельсина и добиться того, чтобы мы все прини­мали участие в работе».

Тренер начинает работу, называя любую ха­рактеристику воображаемого апельсина, например, «сладкий». В процессе выполнения упражнения тренер побуждает участников к более динамич­ной работе, формулируя свои высказывания по­зитивно, например, «Давайте попробуем работать быстрее».

Также тренер обращает внимание группы на те моменты, когда происходит переход в другую содержательную плоскость. Например, звучали такие характеристики как «желтый», «оранже­вый», а следующий участник говорит: «Кубин­ский». В этом случае тренер может сказать: «По­явилась новая область — страна-производитель».

Упражнение направлено на развитие беглости мышления, скорости извлечения информации из памяти, а также способности осознанно перехо­дить в новые содержательные области.

УПРАЖНЕНИЕ 25

Участники группы сидят по кругу. У тренера в руках мяч.

«Сейчас мы будем бросать друг другу мяч, при этом, когда бросаем мячназываем какой-либо цвет, а когда ловимобъект такого цвета. Будем внима­тельны и постараемся не повторять те цвета и объекты, которые уже названы, и дадим возмож­ность каждому из нас участвовать в работе».

Использование в инструкции слова «объект», а не предмет, связано с тем, что оно предоставляет больше возможностей для порождения ассоциаций. Иногда в группе возникает вопрос, что следует по­нимать под объектом. В этом случае тренер сообща­ет о возможности сохранить любое понимание, то, которое представляется приемлемым каждому.

Участники группы сидят по кругу. У тренера в руках мяч.

«Сейчас мы будем бросать друг другу этот мяч. Тот, кто бросает мяч, говорит одно из трех слов: „воздух", „земля" или „вода", а тот, кто ловит мяч, говорит, если прозвучало слово „воздух"название птицы, во втором случае („земля")животного, и если было сказано „вода"название рыбы. Реагировать нужно как можно быстрее>>.

По ходу работы тренер побуждает участников группы увеличивать темп.

Упражнение направлено на развитие беглости мышления.

УПРАЖНЕНИЕ 27

Участники группы сидят по кругу. У тренера в руках мяч.

«Сейчас мы все займемся тяжелым физическим тру­домбудем грузить баржу. Делать это мы будем следующим образом: я назову одну из букв русского алфавита и какое-либо слово, обозначающее пред­мет, который в принципе может быть погружен на баржу, и брошу мяч кому-то из нас. Тот, в свою очередь, называет предмет, начинающийся на ту же букву, и отправляет мяч дальше. Делать это надо быстро, чтобы погрузка шла без задержек и с участием всех присутствующих. Иногда мы будем менять букву. Кроме того, у нас будут некоторые ограничения: на баржу нельзя грузить то, что мо­жет быть на ней перевезено: астероиды, айсберги, а также будем гуманистами и не будем грузить, например, аборигенов и антилоп. Экспертом, раз­решающим спорные ситуации, буду я».

Данное упражнение направлено на развитие двух характеристик креативности — беглость мышления (через скорость извлечения информации из памяти) и самообладание в ситуациях одновременного дей­ствия дефицита времени и оценки окружающих. В ходе упражнения периодически возникают останов­ки, связанные с тем, что кто-либо из участников не успевает отыскать очередной предмет для «погруз­ки». Участники групп поясняют это разными причи­нами: «Мне ничего не приходит в голову», «Слово, которое я приготовил, только что назвали», «Я не могу так быстро». Во время остановок тренер может попросить участников, у которых есть что «по­грузить» на баржу, поднять руки или назвать три предмета для погрузки. Тренер обязательно прини­мает участие в упражнении. Когда работа заверше­на, тренер обращается к группе с вопросами: «Ка­кие тактики „погрузки" Вы использовали?», «Что мешало, затрудняло выполнение задания?». В ходе обсуждения группа, как правило, обращается к идее барьеров, необходимости развития самообладания, предлагает конкретные приемы, связанные с подго­товкой значительного количества предметов и их заменой, представлением класса предметов (конфе­та, карамель, кекс, курага, казинаки), с образным инициированием вариантов (представление страни­цы словаря или энциклопедии, где приводятся слова на эту букву или воображение прилавка канцеляр­ского магазина, где можно обнаружить предметы, начинающиеся на самые разные буквы).

УПРАЖНЕНИЕ 28

Участники группы сидят по кругу. У них в руках листы бумаги и ручки.

«Задание, которое я сейчас вам предложу, надо будет выполнять письменно. Напишите вверху ли­ста четыре буквы: Н Г О К. По моему сигналу мы   начнем работу: надо будет составить как можно больше предложений, причем в каждом из написан­ных вами предложений первое слово должно начи­наться на букву Н, второена букву Г, третьена О, четвертоена К. Например, „Николай Го­ворит Очень Красиво". Сейчас у вас есть три ми­нуты на выполнение задания. Начали >>.

Через три минуты тренер предлагает каждому участнику по очереди сказать, сколько у него на­писано предложений, а затем просит каждого про­читать одно из написанных им предложений, лю­бое, по выбору самого участника. Это может быть то предложение, которое сам участник считает наиболее удачным. При ознакомлении с результа­тами работы участники обнаруживают для себя не использованные ими стилевые, содержательные и другие возможности для составления предло­жений, что усиливает их мотивацию и позитивно сказывается на результатах последующей работы.

Тренер предлагает продолжить составление пред­ложений еще в течение трех минут. Когда отведен­ное время закончится, каждый участник снова со­общает, сколько ему удалось написать предложе­ний и зачитывает одно из них по своему выбору.

Затем тренер продолжает инструкцию: «Теперь каждый напишет рассказ о нашей группе. Количе­ство слов в предложениях, из которых будет со­стоять этот рассказ, может быть любым, но слова должны начинаться на буквы НГОКНГОКНГОК и т. д. При этом знаки препинания могут ставиться в любом месте. На выполнение этого задания у вас будет пять минут». (Можно не задавать тематику написания рассказа.)

Когда работа завершена, каждый участник за­читывает свой рассказ. Содержание рассказов не обсуждается, не комментируется и не оценивается.

Упражнение направлено на развитие гибко­сти, беглости и точности мышления.

УПРАЖНЕНИЕ 29

Участники группы сидят по кругу.

«Сейчас каждый по очереди будет, взяв свой стул, входить в круг и, по очереди садясь напротив каж­дого из оставшихся в кругу, задавать ему неожи­данный вопрос. Задав вопрос, надо дождаться ответа».

Возможна модификация: тот, кто садится на­против каждого из оставшихся в кругу участни­ков, отвечает на задаваемые ему вопросы.

Упражнение направлено на развитие гибко­сти, точности, оригинальности мышления. Обычно проходит весело, существенно улучшает настрое­ние в группе.

УПРАЖНЕНИЕ 30

Участники группы сидят по кругу. У тренера в руках мяч.

«Сейчас мы будем, бросая друг другу мяч, выдви­гать аргументы „за" и „против" создания семьи. Мы будем чередовать наши доводы; первый (тот, кто начнет), бросая мяч, предложит аргумент „за", второй„против", третий„за" и т. д. При этом договоримся, что будем пользоваться форму­лировкой „создавать семью надо, потому что..." и „создавать семью не стоит, потону что..."».

Упражнение направлено на развитие гибкости мышления. В ходе упражнения тренер обращает внимание участников группы на моменты, когда происходит переход в новую содержательную об­ласть, например, из сферы быта в сферу искусст­ва или профессиональной деятельности.

Если упражнение проводится после работы с ас­социациями, то тренер может обратить внимание груп­пы на наблюдаемые эффекты продолжительного по­рождения ассоциаций в одной содержательной обла­сти и трудности, связанные с преодолением влияния определенных фрагментов прошлого опыта.

Это упражнение, так же как и следующее, мо­жет быть шагом, предваряющим более продолжи­тельную работу, направленную на развитие версионного мышления.

УПРАЖНЕНИЕ 31

Участники группы работают в парах, в которые объединяются по желанию. У каждого участника есть бумага и карандаш.

«Упражнение будет состоять из ряда шагов. Сна­чала каждый самостоятельно постарается напи­сать как можно больше аргументов в пользу ку­рения. На это у вас будет три минуты».

Через три минуты тренер предлагает каждом; сказать, сколько аргументов у него написано. Эта информация не обсуждается, и тренером не коммен­тируется. Если в группе все же возникают вопросы много или мало аргументов написано, высказываются оценки и самооценки («ой, а у меня совсем мало»), тренер не реагирует и не поддерживает обсуждение.

«Теперь у вас будет некоторое время для того, чтобы поделиться друг с другом сформулирован­ными аргументами, при этом запомните 12 ар­гумента, которые есть у партнера, а у вас их нет, и эти аргументы кажутся вам особенно не­ожиданными и оригинальными».

Через 5—7 минут, когда все завершат работу, тренер продолжает инструкцию: «Сейчас у вас будет еще три минуты, в течение которых каж­дый самостоятельно постарается написать как можно больше аргументов против курения».

Затем участники обмениваются результатами своей работы так же, как они делали это на пре­дыдущем этапе.

Продолжение обсуждения происходит в об­щем круге.

Тренер: «Сейчас каждый из нас скажет, какие из аргументов „за" и „против" курения из предло­женных вашими партнерами особенно понравились вам, показались оригинальными, неожиданными».

В ходе работы происходит значительное рас­ширение имеющихся у каждого представлений о частной, конкретной проблеме (в данном случае, о курении). Закономерным результатом работы ста­новится преодоление ограничений в существовав­ших до этого представлениях, что сопровождается возникновением позитивных эмоций. Постепенное расширение видения проблемы (осознание и фор­мулирование собственных аргументов, обнаруже­ние нового в аргументах партнера, обнаружение нового в аргументах других пар) помогает прочув­ствовать идею неограниченности версионного пред­ставления проблемы, мотивирует участников на приобретение разнообразного опыта.

УПРАЖНЕНИЕ 32

Участники группы сидят по кругу.

«Сейчас мы обратимся к работе с версионным мышлением.

Представьте себе следующую ситуацию. Вы возвращаетесь домой (или идете куда-то по де­лам) и встречаете группу подростков, которые занимаются тем, что бросают нож в дерево. Вам надо придумать максимальное количество вари­антов вашего поведения, которое может побу­дить молодых людей перестать бросать нож и найти себе другое занятие. Возникшие у вас ва­рианты надо записать».

УПРАЖНЕНИЕ 33

Участники группы сидят по кругу. У тренера в руках мяч.

«Наверное, все знают такую шутливую приме­ту: упал ножпридет мужчина. Сейчас мы бу­дем развивать эту область примет. Сделаем это так: бросая мяч, надо будет сказать, что упало, например, барабан, монетка и т. д.

Тот, кто ловит мяч, говорит о том, кто, по его мнению придет, и в случае возникновения во­просов у остальных, объясняет, почему это про­исходит. Делать все это постараемся как можно быстрее».

В процессе выполнения упражнения тренер поощряет неожиданные, оригинальные идеи, а так­же проявления гибкости и нестандартные интер­претации.

В ходе работы группа часто переходит от обычных вариантов (упал цветок — придет де­вушка, потому что она любит цветы; упала люст­ра — придет электрик, потому что ее надо почи­нить) к более оригинальным и неожиданным (упа­ла звезда — придет осень, потому что звезды часто падают в конце лета; упало настроение — придет грусть, потому что человека надо чем-то занять; упал курс рубля — придет желание что-то делать, потому что мужик крестится только, когда гремит гром и т. д.).

Упражнение направлено на развитие гибко­сти, оригинальности мышления. Для того чтобы во время выполнения этого упражнения стимулиро­вать у участников активность правого полушария, тренер может предлагать им представлять «кар­тинку» падающего предмета и того, кто приходит после этого события.

УПРАЖНЕНИЕ 34

Участники группы сидят по кругу. У тренера в руках мяч.

«Сейчас тот, кто начнет нашу работу, бросит мяч кому-нибудь из нас и скажет, где окажется тот, кому адресован мяч. При этом у нас не бу­дет никаких ограничений: можно направлять сво­их партнеров в самые необычные, даже фанта­стические местав холодильник, в Древнюю Грецию, на пальму и т. д. Поймав мяч, надо быс­тро назвать три предмета, которые вы возьме­те с собой туда, куда вас направляют. При этом будем внимательны и постараемся не повторять те места, в которых уже „побывали" другие, и те предметы, которые уже назывались».

Упражнение проходит динамично и весело. Оно способствует развитию воображения, гибкости, оригинальности мышления.

УПРАЖНЕНИЕ 35

Участники группы сидят по кругу.

«Посмотрите внимательно вокруг и выберите любой предмет, находящийся в этой комнате, от имени которого вы готовы произнести корот­кий монолог. Когда все будут готовы, кто-то из нас начнет, и все по очереди произнесут свои монологи. Не следует беспокоиться, что от име­ни одного предмета может прозвучать два или даже три монолога».

Упражнение направлено на развитие воображе­ния, преодоление привычного ракурса восприятия окружающего, «приобретение новых глаз». Опыт проведения этого упражнения позволяет назвать основные трудности, с которыми могут столкнуть­ся участники группы. Наибольшую сложность пред­ставляет сохранение при произнесении монолога принятой позиции. При этом, хотя в данном уп­ражнении не может быть правильных или непра­вильных монологов, в группе может возникнуть дис­куссия по поводу того, насколько корректными являются те или иные высказывания. Например, участник, произносивший монолог от имени двер­ной ручки, говорит: «Мне приятно ощущать тепло человеческих рук» или «Ночью, когда „она" находится без движения, особенно чувствуется холод и скука». Здесь наблюдается выход из принятой по­зиции. Один из участников высказал идею о том, что, по его мнению, дверная ручка «не знает», что такое человеческая рука, и ощущение тепла и хо­лода он бы описал как ускорение перемещения ато­мов металла, из которого ручка сделана.

Принципиальным в этом упражнении является то, что участники приобретают дополнительный опыт от­странения от привычной идентификации с человеком и обнаруживают, что происходит закономерно, мно­гообразие вариантов смещения этой позиции.

УПРАЖНЕНИЕ 36

Участники разбиваются на подгруппы по 4—5 че­ловек в каждой.

«Каждый из нас, по очереди, будет предлагать лю­бую, самую невероятную ситуацию, формулируя ее, например, так: представим себе, что все люди на Земле спят днем, а ночью все делают. После того как ситуация предложена, все (в том числе и участ­ник группы, предложивший ситуацию) говорят, ка­кие они видят плюсы, минусы и интересные момен­ты в этой ситуации. Например, представим себе, что все автомобили на Земле желтого цвета. Плюслегче производить краску для машин; минуструд­но находить свою машину на стоянке; интересный моменткакое воздействие может оказать на пси­хику человека такое изобилие желтого цвета вокруг».

Это упражнение направлено, с одной стороны, на развитие воображения. Участники группы приду­мывают невероятные ситуации: например, на Земле везде только день, все люди на одно лицо, на Земле столько разных языков, сколько людей и т. д.

С другой стороны, упражнение позволяет разви­вать способность видеть разные грани одной и той же проблемы, явления, развивает гибкость мышления.

УПРАЖНЕНИЕ 37

Группа разбивается на подгруппы по 4—5 человек в каждой.

«Сейчас каждому надо выбрать проблему, это долж­на быть ваша личная проблема, но такая, о кото­рой вы готовы рассказать в вашей подгруппе.

Каждый поочередно коротко рассказывает о своей проблеме, а другие участники задают ему неожиданные вопросы».

Это упражнение позволяет участникам груп­пы обнаружить новые, неожиданные для них ра­курсы рассмотрения своих собственных проблем, расширяет границы видения мира и себя в этом мире, развивает гибкость мышления.

УПРАЖНЕНИЕ 38

Участники группы сидят по кругу.

«Пожалуйста, подумайте некоторое время и вы­берите какую-нибудь из своих проблем, желатель­но такую, решение которой у Sac пока нет. Мы не предполагаем обсуждать содержание вашей проблемы, вам не придется рассказывать о ней в группе, поэтому выбирайте любую проблему, ту, над которой вы хотели бы и готовы сейчас по­размышлять».

Тренер выдерживает паузу и продолжает ин­струкцию только тогда, когда убедится, что все выбрали проблему для работы над ней.

Тренер: «Сейчас я буду предлагать различные образы. Надо будет, концентрируясь на предложен­ном образе, думать о своей проблеме, стремясь ус­тановить как можно больше связей между ней и предложенным образом. Каждый раз у вас будет пять минут для работы. Постарайтесь удержи­ваться от отвлечений, ухода в сторону от пробле­мы. В процессе работы с каждым из образов реко­мендуется делать записи, фиксировать наиболее важные из возникающих идей и впечатлений».

В основе этого упражнения лежит идея о том, что информация, необходимая для решения про­блемы нередко находится на периферии или в бо­лее глубоких слоях сознания. Продолжительные усилия, связанные с установлением связей между проблемой и зрительными, слуховыми и другими образами и понятиями позволяет вовлечь в поиск решения проблемы периферийные пласты опыта и маловероятные ракурсы рассмотрения проблемы и относящихся к ней обстоятельств.

Как пишет М. Пруст, магия открытия заклю­чается не в обнаружении новых ландшафтов, а в приобретении новых глаз.

Организация работы во время этого упражне­ния такова, что в процесс разрешения проблемы вовлекаются оба полушария, что повышает эффек­тивность получаемого результата.

В ходе этого упражнения нам приходилось на­блюдать и фиксировать самые разнообразные эф­фекты:

* участники групп сообщают о появлении новых, не найденных до этого вариантов решения про­блемы, которые они, скорее всего, попытаются и смогут реализовать;

* возникают идеи, относящиеся к переоценке спо­собов воплощения найденных ранее вариантов решения;

* участники обнаруживают, что проблема наду­мана или что ее значимость явно преувеличена;

* изменяется отношение к проблеме или к неко­торым ее аспектам;

* происходит обогащение видения многих аспек­тов проблемы, появляются новые, не принимав­шиеся ранее во внимание аспекты и смыслы; * участники сообщают, что им трудно определить, что произошло, но они чувствуют, что прежнее от­ношение и видение проблемы не является точным. Тренер должен быть готов к сильным эмоцио­нальным переживаниям, которые могут возникать у членов группы во время этой работы. Его реакции в таких случаях — это в основном невербальные про­явления сопереживания и сочувствия. Если в группе есть эмоционально неустойчивые, лабильные участ­ники, то можно воздержаться от проведения этого упражнения в рамках тренинга креативности.

В этом упражнении мы используем различный стимульный материал: показываем участникам группы картинки, на которых изображены живот­ные, предметы, предлагаем слуховые образы (на­пример, скрип снега под ногами в морозный день), зрительные (желтый цвет), фразы (тихо светит по всему небу) и т. д. Обычно в ходе работы участни­кам группы предлагается 6—7 образов.

УПРАЖНЕНИЕ 39

Участники группы сидят по кругу либо в подгруп­пах по 4 —5 человек.

«Каждому из нас, по очереди, надо будет, поль­зуясь только невербальными средствами, изобразить любого выбранного им литературного героя или реального жившего или живущего сейчас чело­века. Это должен быть известный всем человек. Все остальные будут внимательно смотреть и постараются понять, кого изображает выполняющий задание участник. Если группе сразу не удается понять, кто изображен, надо будет найти другие выразительные средства».

Это упражнение существенно повышает актив­ность участников группы, вовлекая их всех в дея­тельность, требующую, с одной стороны, большой сосредоточенности на происходящем, а, с другой стороны, гибкости мышления, быстрой переработ­ки получаемой информации и поиска различных способов выражения.

Каждый участник группы может изобразить несколько персонажей.

УПРАЖНЕНИЕ 40

Упражнение проводится в малых группах по 4—5 человек в каждой.

«Сейчас мы некоторое время поговорим по теле­фону. Сделаем это так. Каждый по очереди „по­говорит" по воображаемому телефону с кем-либо. С кем конкретно вы будете „разговаривать" и о чемрешите сами. В ходе разговора не надо бу­дет ничего произносить вслух, только сохранить беззвучную артикуляцию и все остальные невер­бальные проявления. При этом можно будет сто­ять или сидеть, ходить или оставаться на мес­те. Задача всех остальныхпонять, с кем и о чем говорит ваш коллега».

В ходе обсуждения удается выделить призна­ки, опираясь на которые делалось заключение о теме разговора и собеседнике. Если в группе есть люди, достаточно хорошо знающие друг друга, то их результаты, как правило, оказываются более точными, вплоть до того, что им удается назвать конкретных людей, с которыми велся воображае­мый разговор.

Упражнение направлено на развитие психоло­гической наблюдательности, развивает навыки сбора информации, необходимые для детализации обра­за проблемы на этапе подготовки. Кроме того, оно развивает выразительность и гибкость поведения.

УПРАЖНЕНИЕ 41

Участники группы сидят по кругу.

«Сейчас каждый из нас, молча, ничего не говоря другим, выберет любое животное. После того как все сделают это, будем по очереди, невербально, ничего не говоря, не издавая никаких звуков, изо­бражать выбранное животное. Один показывает, все остальные высказывают предположения, что это за животное. При этом не будем повторять­ся: если выбранное вами животное кто-то уже изобразил, замените его на другое».

Упражнение проходит весело, уместно в тех случаях, когда необходима эмоциональная разряд­ка. В то же время оно способствует развитию экс­прессивности, выразительности поведения.

УПРАЖНЕНИЕ 42

Участники группы сидят по кругу. У тренера в руках карточки, на которых написаны такие сло­ва: видеть, наблюдать, делить, брать, поддержи­вать, играть, поднимать, сопротивляться, рассуж­дать, искать и т. п.

«Сейчас я дам каждому карточку. На карточках написаны слова, обозначающие различные дейст­вия. У нас будет минута для того, чтобы приду­мать жесты, выражения лица, с помощью кото­рых вы можете сообщить остальным, какое сло­во написано на вашей карточке. После этого каж­дый по очереди представит свой вариант».

Упражнение дает возможность каждому рас­ширить свои представления о способах и средст­вах выражения смысла, развивает выразительность, экспрессивность поведения.

УПРАЖНЕНИЕ 43

Участники группы сидят по кругу. У тренера в руках мяч.

«Сейчас мы будем, бросая друг другу мяч, назы­вать любые предметы. Поймавший мяч без слов, молча совершает любые действия с тем предме­том, который ему достался, а мы все постараемся понять, какие действия совершаются. Бу­дем внимательны и постараемся сделать так, чтобы мяч побывал у каждого».

Упражнение направлено на развитие вырази­тельности поведения, требует от участников изве­стной находчивости, развивает воображение.

Это упражнение можно усложнить, дав зада­ние проделать с предметом нестандартное дейст­вие. Наблюдающие за выполняемым действием должны понять его характер. Этот вариант рабо­ты побуждает участников группы преодолевать стереотипы поведения. Например, если в первом варианте упражнения участник, получивший «утюг», как правило, начинает совершать движе­ния, имитирующие глажение, то во втором случае совершаются очень разнообразные действия: кто-то использует утюг как зеркало, кто-то колет им орехи, а кто-то греет о теплый утюг озябшие руки.

В программе тренинга креативности использу­ется ряд психогимнастических упражнений, свя­занных с использованием ассоциативного механиз­ма. Обобщенной целью их проведения является увеличение возможностей использования имеюще­гося у участников тренинга опыта, под которым мы понимаем все содержание личной истории — все, что человек знает, видел, чувствовал. Работа с ассоциациями позволяет приобрести навыки во­влечения в процесс поиска решения проблем или способов поведения неосознаваемых пластов опы­та. Эти упражнения проводятся в определенной последовательности, которую отражает порядок их рассмотрения в каталоге.

УПРАЖНЕНИЕ 44

Участники группы сидят по кругу. У тренера в руках мяч.

«Сейчас мы будем бросать друг другу мяч, назы­вая при этом любое существительное. Например, я бросаю мяч Николаю, называя слово „карусель". Николай быстро называет любое слово, пришед­шее ему в голову по поводу „карусели" и отправ­ляет мяч дальше. Следующий скажет свою ассо­циацию в ответ на брошенное ему слово. Поста­раемся делать это быстро, долго не обдумывая свою реакцию».

При кажущейся простоте упражнение неред­ко вызывает трудности у участников тренинга. Это может выражаться в сообщениях о том, что ниче­го не приходит в голову, в длительных паузах, даже раздражении. Возникающее при этом напряжение некоторые участники пытаются преодолевать, ре­агируя заранее заготовленными словами. Тренер во время выполнения упражнения не акцентирует на этом внимание. Главное, к чему стремится ве­дущий — создание атмосферы, способствующей спонтанному порождению ассоциаций.

Когда упражнение завершено, можно спросить у участников группы, с какими трудностями они столкнулись в ходе его выполнения, на что они обратили внимание во время работы.

Довольно часто предметом обсуждения стано­вятся длинные тематические ассоциативные цепоч­ки, созданные при участии значительного числа участников группы: «чашка — ложка — кастрю­ля — кухня...» или «вечер — беседка — соловей — веер...» и т. д. В случае необходимости и уместно­сти тренер может включить в обсуждение лекци­онный фрагмент, в котором уместно привести ком­ментарии к предложенному Дж. Локком термину «ассоциации идей», основанному на противопо­ставлении ассоциаций связям, установленным на основе формальной логики и теоретических поло­жениях ассоциативного эксперимента К. Юнга.

УПРАЖНЕНИЕ 45

Участники группы сидят по кругу. У тренера в руках мяч.

«Сейчас мы будем, бросая друг другу мяч, назы­вать любое существительное. Поймавший мяч говорит любое слово (существительное, глагол или прилагательное) — ассоциацию, возникшую у него в связи с прозвучавшим словом. Потом, в свою очередь бросает мяч следующему, называя другое существительное. Давайте попробуем».

Через некоторое время тренер останавливает работу и предлагает участникам группы отрефлексировать то, что происходило перед остановкой.

Можно задать вопрос: «На что вы обратили внимание во время нашей работы?».

Достаточно часто появляется идея, отражаю­щая то, что на самом деле происходит в этом случае: обычно люди начинают говорить в качестве ассоциаций одну и ту же часть речи. Например, снег — белый, небо — голубое, очки — стеклян­ные и т. д. Кроме того, участники группы обраща­ют внимание на сложность переключения с выска­занной ассоциации на то слово, которое надо ска­зать, бросая мяч следующему. Эта сложность обус­ловлена тем, что выполнение этой задачи требует преодоления реципрокности в работе больших полушарий, что действительно не так просто.

После того как участники группы осознали эти трудности можно усложнить задание и предложить участникам группы, реагируя на предложенное им слово, следить за тем, чтобы в качестве высказан­ных ассоциаций чередовались прилагательные, гла­голы и существительные. Уточним: если предыду­щий участник группы, высказывая ассоциацию, ска­зал существительное, то следующий в качестве ас­социации может сказать только глагол или прила­гательное. В этом случае участникам надо нахо­дить ассоциацию (а это, как правило, работа пра­вого полушария) и следить за очередностью пред­лагаемых в качестве ассоциации частей речи (а это задача для левого полушария). Участники часто сбиваются, делают ошибки, однако стоит продол­жать работу, постепенно увеличивая ее темп.

УПРАЖНЕНИЕ 46

Участники группы сидят по кругу. У тренера в руках мяч.

«Для выполнения предстоящего задания нам пона­добится знание алфавита. Все его помнят? (При не­обходимости, прежде чем продолжить инструкцию, тренер организует в группе повторение алфавита.)

Я начну и, бросив кому-то из нас мяч, скажу существительное, начинающееся на букву „а". Тот, кому достанется мяч, должен будет ска­зать слово-ассоциацию, возникшую у него в от­вет на прозвучавшее слово, но только начинаю­щееся на букву „б". Пусть это тоже будет суще­ствительное. Называя его, он бросает мяч следу­ющему, который скажет свое слово-ассоциацию на букву „в" и т. д. Таким образом у нас полу­чится ряд существительных, начальные буквы которых составят алфавит. Например, я бросаю мяч Тане и говорю „арбуз". Таня, твоя ассоциация». (Допустим, Таня говорит «бахча» и бро­сает мяч Кате, которая, направляя мяч Диме, говорит «вода» или «вор» и т. д.)

Это упражнение, с одной стороны, направле­но на развитие способности привлекать из своего опыта необходимую информацию, на совершенст­вование ассоциативных механизмов мышления субъекта творческого процесса; с другой сторо­ны, характер задания таков, что требует одновре­менной работы левого (надо следить за последо­вательностью букв в алфавите) и правого (возни­кают ассоциации, у многих они носят образный характер) полушарий головного мозга. Таким об­разом преодолевается реципрокность в их работе.

Кроме того, происходит тренировка беглости мышления.

УПРАЖНЕНИЕ 47

Участники группы сидят по кругу. У тренера в руках мяч.

«Сейчас мы продолжим работу с ассоциациями. Сделаем это так. Кто-нибудь начнет и, назвав лю­бое слово, пусть это будет существительное, бро­сит мяч одному из нас. Тот, к кому попадет мяч, про себя будет создавать ассоциативную цепочку из 4 —5 звеньев, стремясь уйти как можно дальше от первоначального понятия. Например, теньночькосмосатоммедицина. При этом вслух надо будет произнести лишь последнее слово, за­мыкающее ассоциативную цепочку и после этого, называя другое слово, послать мяч следующему уча­стнику. Все мы будем внимательны и постараемся понять, как возникло последнее слово».

В ходе упражнения тренер может прерывать работу и обращаться к группе с вопросом: «Как вы думаете, как Игорь от „весла" пришел к „гло­бусу"?», после чего желающие высказывают воз­никшие у них гипотезы. Затем Игорь рассказыва­ет свою цепь ассоциации, и работа продолжается дальше. Тренер побуждает группу на каждом сле­дующем ассоциативном шаге стараться переходить в другую содержательную область. Достаточно часто при создании ассоциативной цепочки про­исходит то, что мы называем ее замыканием: об­разуется своего рода ассоциативная петля, например, цветок — солнце — небо — дождь — роса. В этом случае последнее слово «роса» оказывается достаточно близким первому: оно могло быть вы­сказано как непосредственная (прямая) ассоциа­ция на слово «цветок».

Если участникам группы удается заметить и осознать этот эффект, то они быстрее «научают­ся» уходить далеко от первоначального слова, та­ким образом создавая новые связи и более благо­приятные условия для решения будущих проблем.

УПРАЖНЕНИЕ 48

Участники группы сидят по кругу, у каждого не­сколько листов бумаги, карандаши, фломастеры. Тренер в случайном порядке раздает каждому по три карточки, на которых напечатано по три слова. Упражнение проводится в три этапа.

1-й этап. «Прочтите слова, напечатанные на ва­ших карточках. В течение трех минут постарайтесь найти слово, обозначающее любой объект или по­нятие, объединяющее в себе свойства объектов и смыслы понятий, относящихся одновременно ко всем словам, напечатанным на каждой из карточек».

После того как участники справились с зада­нием, тренер предлагает рассказать о полученных результатах и о том, как они были получены.

Приведем пример. Одному из участников не­обходимо было найти слово, объединяющее смыс­лы и свойства, отражающиеся в словах «кубик», «трость», «река». Было предложено слово «фа­раон». Выбор был пояснен следующим образом: кубик (элемент пирамиды), трость (символ власти фараона), река (Нил) — фараон.

2-й этап. «Поработайте по очереди с каждой карточкой. Нарисуйте образы, возникшие у вас в связи с каждым из трех слов, написанных на кар­точке. После этого еще раз найдите слово, обо­значающее любой объект или понятие, объединя­ющее в себе смыслы всех трех слов».

Так как на карточках написаны слова, обозна­чающие чувства, черты характера, абстрактные по­нятия, а не только материальные объекты, в группе возникают вопросы, как нарисовать, например, «хитрость» или «потерю». В этих случаях тренер воздерживается от пояснений, сообщая только о том, что можно нарисовать любой образ, который возникает в связи с данным словом. Тренер не ре­агирует на сетования отдельных участников по по­воду неумения рисовать, принимая их к сведению. Когда все участники справятся с заданием, тренер предлагает им поделиться полученными результатами и своими впечатлениями от работы. Приведем пример. Участник группы, на чьей кар­точке были слова «кубик», «трость», «река», нарисовав образы, возникшие у него в связи с этими словами, в качестве обобщающего предложил слово «мысль»: кубик (умозаключение, из которых скла­дывается рассуждение), трость (опора, помощь, поддержка), река (движение) — мысль.

3-й этап. На третьем этапе работа продолжается с помощью приемов Э. де Бона (1967, 1973). Рассмо­трим вариант такой работы на конкретном примере.

1. Функциональный анализ (ФА).

кубик — игрушка; груз; мера веса, объема; подставка; украшение; упор; сигнал; инструмент для измельчения зерна, соли, орехов.

трость — средство для опоры; дрова; рычаг; спортивный снаряд; измерительный инструмент.

река — экспериментальная площадка для эко­логических исследований; транспортная артерия; сила, создающая электроэнергию.

2. Структурный анализ (СА).

кубик — грани, плоскости; металл, дерево или пластмасса.

трость — набалдашник, палка, лаковое по­крытие, искривленные поверхности, наконечник.

река — берега, дно, вода, химический состав воды (водород, кислород).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.171.20 (0.1 с.)