Психогимнастические упражнения, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психогимнастические упражнения,



НАПРАВЛЕННЫЕ НА ЛИЧНОСТНУЮ ПОДДЕРЖКУ УЧАСТНИКОВ ТРЕНИНГА

Результатом проведения упражнений этого раздела яв­ляется более полное представление участников о своей уни­кальности, обогащение сознания позитивными, эмоциональ­но окрашенными образами, связанными со всеми сторона­ми личности. Все это в совокупности увеличивает «устой­чивость» личности, «площадь» ее опоры на себя, в чем коренится возможность для созидательного взаимодейст­вия с другими людьми и миром.

УПРАЖНЕНИЕ 59

Участники группы сидят по кругу.

«Сосредоточьтесь на своем соседе справа (слева). Вспомните все его проявления во время нашей рабо­ты, все, что он говорил, делал. Вспомните чувства и отношения, которые возникали у вас к этому человеку. Для этого у нас будет две минуты».

Когда две минуты прошли, тренер продолжает инструкцию: «Теперь решите, какое из описаний природы, погоды, времени года, которое вы встреча­ли в литературе или придуманное вами, соответ­ствует вашим впечатлениям об этом человеке. Ког­да все будут готовы, каждый из нас, по очереди, скажет своему соседу возникшее у него описание».

Это упражнение позволяет каждому участни­ку получить личностно ориентированную обрат­ную связь, в то же время характер задания непо­средственно связан с задачами тренинга креатив­ности, в частности, направлен на развитие ассоциативных механизмов.

Возникающие описания очень разнообразны: не­которые приводят цитаты из литературных произве­дений «люблю грозу в начале мая», некоторые созда­ют авторские тексты, нередко обширные и детальные.

УПРАЖНЕНИЕ 60

Участники группы сидят по кругу.

«Сосредоточьтесь на своем соседе справа (сле­ва). Вспомните все его проявления во время на­шей совместной работы, все, что он говорил, делал. Вспомните чувства и отношения, кото­рые возникали у вас к этому человеку. аля этого у нас будет три минуты».

По истечении трех минут тренер продолжает ин­струкцию: «Вокруг нас, да и в нас самих тоже, по­стоянно все движется. Колышутся листья на де­ревьях, летят птицы, падает снег, бегают дети. Характер движения может быть очень разный. Най­дите такой образ движения, который бы отражал ваше впечатление о вашем соседе справа (слева).

Когда все будут готовы, каждый, по очереди, сообщит своему соседу возникший у него образ».

Это задание по своему характеру аналогично предыдущему. Кроме того, оно в полной мере со­ответствует одному из параметров креативной среды: неопределенность, что создает благопри­ятные условия для творчества.

УПРАЖНЕНИЕ 61

Участники группы сидят по кругу.

«Сосредоточьтесь на своем соседе справа (слева). Вспомните все, что он говорил, делал во время на­шей работы. Вспомните все те чувства и отноше-ния, которые возникали у вас по отношению к это­му человеку и выберите наиболее яркое впечатле­ние из всего того, что у вас связано с этим челове­ком. На размышления у нас будет три минуты>>.

По истечении трех минут тренер предлагает каждому по очереди высказать свое наиболее яр­кое впечатление о соседе слева (справа).

УПРАЖНЕНИЕ 62

Участники группы сидят по кругу. У тренера в руках мяч.

«Сейчас мы будем, бросая друг другу этот мяч, называть безусловное достоинство того челове­ка, которому вы бросаете мяч. Будем вниматель­ны и сделаем так, чтобы все мы участвовали в этой работе».

УПРАЖНЕНИЕ 63

Участники группы сидят по кругу.

«Я прошу всех сосредоточиться на своем соседе слева (справа). Вспомните все, что вы знаете об этом человеке, все, что вы чувствовали, когда он что-либо говорил, какие мысли у вас возникали по поводу любых проявлений этого человека».

Тренер дает возможность группе сконцентри­роваться на своих партнерах, после чего продол­жает инструкцию: «Сейчас подумайте и решите для себя, с образом какого архитектурного со­оружения у вас ассоциируется ваш сосед слева? Мы подождем, до тех пор, пока все не будут го­товы... Теперь тот, кто захочет, начнет, и мы все по очереди скажем своему соседу слева, с ка­ким архитектурным сооружением он или она у нас ассоциируется. Если вашему партнеру неиз­вестен тот дом, мост и т. д., о котором вы говорите, постарайтесь его описать так, чтобы ему было хотя бы в общих чертах понятно, как выглядит возникшее у вас по ассоциации с ним архитектурное сооружение».

После того как все участники сообщат о харак­тере появившихся ассоциаций, тренер предлагает по очереди пояснить, что, по мнению авторов ассоциа­ций, в их партнере стало причиной их появления.

Упражнение дает очень разнообразные эффек­ты. В группе возникают образы башен, часовен, домов-пятистенок, мостов, небоскребов без сте­кол, колонн и т. д. Поясняя свои ассоциации, уча­стники группы говорят о том, как они у них воз­никали. У некоторых образ возникает мгновенно, без каких бы то ни было усилий, иногда это сразу ряд образов, из которых выбирается наиболее подходящий. В этих случаях поиск объяснений начинался после возникновения образа. В другом случае участники с самого начала выделяли для себя некоторые обобщенные характеристики сво­его партнера, его отдельные качества и присущие только ему особенности и только потом начинали поиск подходящего под эти характеристики обра­за. Иногда возникают ассоциации по внешнему сходству: колонна — на высокого человека, кре­постная башня — на плечистого мужчину. Упраж­нение имеет сложную функциональную нагрузку: с одной стороны в нем реализуется базовый раз­вивающий механизм программы, с другой — уп­ражнение вызывает значительную мотивацию уча­стников, получающих метафорические образы соб­ственной личности, которые становятся сущест­венным средством личностной поддержки. К за­кономерным и вследствие этого воспроизводимым эффектам упражнения относится существенное «потепление» групповой атмосферы, большая рас­кованность и спонтанность проявлений участни­ков группы. В рамках одной программы целесооб­разно неоднократное проведение психогимнасти­ческих упражнений, направленных на оказание личностной поддержки, которая, кроме позитив­ного влияния на ход тренинга и на конкретного участника, выполняет и функции средства пере­носа результатов тренинга в реальную жизнь. Так как каждый участвующий в тренинге получает об­разные и вербальные отражения собственной лич­ности, ассоциированные с архитектурным соору­жением, с каким-либо животным, с литературным героем, то это обогащает представление человека о себе значимыми для него деталями, которые в критических ситуациях выполняют стабилизиру­ющую роль, о чем прошедшие программу сообща­ют в своих отчетах, получаемых через продолжи­тельное время. Человек сохраняет в своей памяти информацию о себе, увиденном другими, как о при­влекательном и устойчивом архитектурном соору-жении, жизнеспособном животном, романтичном герое литературного произведения. Эта информа­ция востребуется в критических для него ситуа­циях, предотвращая неоправданные колебания са­мооценки и сохраняя ощущение своей значимости для других людей.

Отметим также, что при проведении этого уп­ражнения на завершающем этапе работы группы тренер может несколько модифицировать группо­вую работу. После того как ассоциации будут вы­сказаны, предлагается такая инструкция: «Сейчас каждый должен подумать и через некоторое время сказать своему соседу слева (или справа, в зависи­мости от того, как был задан порядок порождения ассоциаций), что, по его мнению, в его облике, пове­дении, мировоззрении есть такого, что могло вы­звать именно ту ассоциацию, которая была ему ска­зана. При этом авторы ассоциации могут внести свои дополнения к прозвучавшей интерпретации».

УПРАЖНЕНИЕ 64

Участники группы сидят по кругу.

«Одно время во всем мире было очень популярно движение хиппи. Хиппи имели разные традиции, привычки, обычаи, отличающие их от других людей. Одним из таких обычаев было делать ка­кие-нибудь надписи на своей одежде, часто отра­жающие жизненную позицию, девиз ее обладате­ля. Сейчас мы будем бросать друг другу этот мяч со словами: „Если бы ты был хиппи, то на тво­ей футболке было бы написано..." проговаривая текст, который, с вашей точки зрения, мог бы быть написан на футболке человека, которому вы бросаете мяч. Тот, кому был брошен мяч, дол­жен сказать, согласен ли он одеть футболку с названной надписью или нет. Будем внимательно следить за тем, у кого уже побывал мяч, а у когонет. Надо, чтобы каждый из нас получил фут­болку с какой-то надписью».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.114.142 (0.007 с.)