Принцип партнерского (субъект-субъектного) общения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принцип партнерского (субъект-субъектного) общения



Партнерским, или субъект-субъектным, общением яв­ляется такое, при котором учитываются интересы других участников взаимодействия, а также их чувства, эмоции, переживания, признается ценность личности другого чело­века.

Реализация этого принципа создает в группе атмосфе­ру безопасности, доверия, открытости, которая позволяет участникам группы экспериментировать со своим поведе­нием, не стесняясь ошибок. Этот принцип тесно связан с принципом творческой, исследовательской позиции участ­ников группы.

Последовательная реализация названных принципов — одно из условий эффективной работы группы социально-психологического тренинга. Она отличает эту работу от других методов обучения и психологического воздействия.

Кроме специфических принципов работы тренинговых групп, можно говорить и о специфическом принципе рабо­ты тренера, который заключается в постоянной рефлексии всего того, что происходит в группе. Эта рефлексия осуще­ствляется за счет того, что тренер все время — приступая к проведению тренинга, планируя работу на день, непосред­ственно в процессе работы — задает себе три вопроса:

* Какой цели я хочу достичь?

* Почему я хочу достичь этой цели?

* Какими средствами я собираюсь ее достичь?

Ответы на эти вопросы дают диагностические исследо­вания тренера во время работы с группой. Объектами диа­гностики являются:

* содержательный план работы;

* уровень развития и сплоченности группы, характер отношений, складывающийся между участниками;

* состояние каждого участника группы, его отноше­ние к себе, к другим, к тренингу;

* состояние самого тренера.

Эффективность тренинга во многом зависит не только от адекватности осуществляемой тренером диагностики, но и от того, насколько большим арсеналом средств он обла­дает для достижения той или иной цели.

Первый шаг в решении задачи выбора средств — это выбор методического приема. К наиболее часто применяе­мым методам относятся групповые дискуссии, ролевые игры, психодрама и ее модификации, психогимнастика.

Выбор того или иного методического приема, а также конкретного средства в рамках этого приема определяется следующими факторами:

* содержанием тренинга;

* особенностями группы;

* особенностями ситуации;

* возможностями тренера.

Далее мы более подробно рассмотрим каждый из фак­торов в непосредственной связи с предметом нашего об­суждения — психогимнастическими упражнениями и выбо­ром того или иного упражнения в ходе тренинга.

Психогимнастика в тренинге

В работе тренинговой группы всегда присутствуют два плана, две стороны: содержательная и личностная. Содержательный план соответствует основной содержательной цели тренинга. Он изменяется в зависимости от того, что является объектом воздействия: установки, умения, когнитивные структуры — а также от программы тренинга, например, в тренинге креатив­ности, тренинге партнерского общения или ведения деловых переговоров содержание будет разным, хотя уровень объектов воздействия один и тот же — установки и умения.

Личностный план — это групповая атмосфера, на фоне которой разворачиваются события содержательного пла­на, а также состояние каждого участника в отдельности (в некоторых видах тренинга эти состояния и отношения уча­стников становятся содержанием работы группы).

В результате психогимнастических упражнений могут происходить изменения в состоянии группы как целого, отдельных се участников, а также может быть получен ма­териал, осознание и обсуждение которого позволят про­двигаться вперед в содержательном плане.

Мы осознаем некоторую условность понятия «психогим­настика». Этим понятием обозначают очень широкий круг уп­ражнений: письменных и устных, вербальных и невербальных. Они могут выполняться в небольших группах по 2—3 человека или всеми членами группы вместе *, быть специализированны­ми и воздействовать преимущественно на ту или иную психи­ческую характеристику, например память или внимание, могут носить более универсальный характер, оказывать более гене­рализованное воздействие.  

Комплектовать пары, тройки может сам тренер, руководствуясь специ­альными критериями (в частности, учитывая характер взаимоотношений уча­стников, их успехи в тренинге, индивидуально-психологические особенности и т. д.), но можно предоставить решение этой задачи и самим участникам, пред­ложив им действовать осознанно, руководствуясь тем или иным критерием, например: «Выберите себе в пару того участника нашей группы, которого вы узнали пока меньше, чем других».

Они позволяют подключать для осознания одного и того же переживания, одной и той же проблемы разные уровни психического отражения. Например, можно предложить участникам группы описать то или иное состояние вербально, причем по очереди — письменно и устно, потом нарисовать его, выразить в движении. В результате расширяются возможности осознания, появляются новые грани восприятия одной и той же проблемы. То же самое происхо­дит, когда в тренинге в рамках одного и того же содержания используются различные психогимнастические упражнения: двигательные, предполагающие рисование и т. д.

Иногда под психогимнастическими упражнениями подра­зумевают только такие, которые направлены на изменение состояния группы как целого или каждого участника в от­дельности. Признавая целесообразность таких упражнений, мы в то же время обозначаем понятием «психогимнастика» и те, которые направлены на получение опыта, соответствую­щего содержательной цели тренинга. Кроме того, мы не сто­ронники применения в тренинге таких упражнений, которые совсем не включают содержательного компонента. Например, когда участники группы устали и им нужна эмоциональная разрядка, можно сделать физическую зарядку (это один из вариантов работы), но можно поступить и так: предложить участникам группы встать, оставаясь на месте, и на счет «раз» сделать какое-либо движение. На каждый следующий счет выполняемое движение может меняться, и так до тех пор, пока все не станут делать одинаковые движения. В результа­те такого упражнения, с одной стороны, решается задача ак­тивизации группы, снижения усталости, повышения настрое­ния, с другой — участники получают опыт, который позволя­ет поговорить о том, как вырабатывалось общее решение, какой тактики придерживался каждый и т. д. Идеи, которые могут появиться в ходе такого обсуждения, будут полезны в тре­нинге партнерского общения, деловых переговоров и др.

При планировании занятий, а также в процессе проведения психогимнастических упражнений важно учитывать ряд момен­тов: правильный выбор упражнения, инструктирование группы перед его выполнением, остановка и обсуждение результатов. Раскроем более подробно каждый из этих вопросов.

ВЫБОР УПРАЖНЕНИЯ

Выбирая то или иное психогимнастическое упражне­ние, тренер ориентируется на следующее:

  1. Что преимущественно должно произойти в резуль­тате его проведения:

* изменится состояние группы как целого;

* изменится состояние каждого из участников группы в отдельности;

* в большей степени изменится состояние кого-то од­ного или двух-трех участников;

* будет получен материал для продвижения вперед в содержательном плане.

2. На каком этапе находится группа: чем она сплоченней, чем свободнее, непринужденнее чувствуют себя ее участ­ники, тем рискованнее могут быть упражнения. К ним преж­де всего относятся такие, которые предполагают физичес­кий контакт участников группы в ходе выполнения упраж­нения, а также упражнения, которые выполняются с за­крытыми глазами. Несвоевременное использование подоб­ных упражнений приводит к повышению напряженности, возникновению дискомфорта в группе.

3. Состав группы: социально-демографические характе­ристики (пол, возраст, и т. д.), а также физические данные.

4. Время дня: в начале дня целесообразно проводить упражнения, которые позволяют отключиться от забот и проблем, не относящихся к групповой работе, включиться в ситуацию «здесь и теперь», почувствовать группу и т. д.; кроме того, бывает необходимо мобилизовать внимание, интеллектуальную активность.

Во второй половине дня следует проводить упражне­ния, помогающие снять усталость, создающие условия для эмоциональной разрядки. Последние также полезно выпол­нять после напряженных обсуждений, сложных для всех или некоторых участников группы.

5. Содержание дальнейшей работы.

ИНСТРУКЦИЯ

Эффективность упражнения во многом зависит от чет­кости, ясности, лаконичности инструкции, которая должна содержать достаточную и необходимую информацию. Не следует перегружать инструкцию деталями, излишними пояснениями. Неудачным можно считать такой вариант, когда тренер инструктирует дольше, чем длится выполне­ние самого упражнения. Иногда целесообразно в процессе проговаривания инструкции привести пример, иллюстриру­ющий выполнение упражнения или продемонстрировать, как оно должно выполняться.

Проговаривая инструкцию, тренер внимательно по оче­реди смотрит на участников группы, устанавливая с каж­дым визуальный контакт. Это повышает уровень внимания участников группы, снижает вероятность отвлечения и пропуска тех или иных фрагментов инструкции. По выраже­нию лица, глаз тренер сразу замечает тех, кто что-то не понял, и заканчивая инструкцию вопросом: «Возможно, надо что-то уточнить, пояснить?», — задерживает взгляд имен­но на этих участниках группы.

Приступать к выполнению упражнения следует только тогда, когда тренер убедится в том, что все поняли инст­рукцию и знают, что надо делать. Однако даже в том слу­чае, когда потрачено достаточно времени на то, чтобы про­верить, все ли поняли инструкцию, в процессе выполнения упражнения может обнаружиться недопонимание или не­однозначность ее понимания разными членами группы. В этом случае стоит остановить выполнение упражнения и внести коррективы.

Следует ли тренеру самому принимать участие в вы­полнении упражнений? Ответ на этот вопрос неоднозна­чен. Не претендуя на точное решение этого вопроса, наме­тим лишь некоторые ориентиры.

Самая общая идея — тренер по возможности принима­ет участие в психогимнастических упражнениях, особенно в тех, с которых начинается день. Это можно принять как правило. То же самое можно сказать об упражнениях, ко­торые проводятся с целью получения каждым участником группы личностной обратной связи.

Если выполняются упражнения, требующие четного или наоборот нечетного числа участников, тренер, исходя из численности группы, своим включением или невключением регулирует число его участников.

Тренер не принимает участия в тех упражнениях, кото­рые требуют его руководства в процессе их выполнения. Тренер не участвует и в тех случаях, когда, оставаясь «за кадром», он обеспечивает безопасность членов группы, на­пример при выполнении упражнения с закрытыми глазами.

ОСТАНОВКА И ОБСУЖДЕНИЕ

Существуют упражнения, которые имеют логическое завершение. Таким, например, является упражнение, широ­ко известное под названием «Испорченный телефон». Оно завершается, когда информация дойдет до последнего из участников. В ряде случаев тренер заранее оговаривает ус­ловия окончания упражнения, например: упражнение будет закончено, когда каждый из участников группы что-то сде­лает или скажет. Другой вариант, заранее оговаривается время выполнения упражнения. При этом за временем следит тре­нер и сообщает группе об его окончании. Но чаще все-таки не удается заранее определить временные границы проведения упражнения и тогда основным ориентиром становится самочувствие членов группы, степень их вовлеченности, за­интересованности упражнением. Общее правило такое: уп­ражнение стоит завершать, когда степень вовлеченности, удовольствия от его выполнения достигает максимума и еще не начинает снижаться. Осуществляя диагностику и внима­тельно наблюдая за изменениями состояния участников груп­пы, тренер должен уловить такой момент, когда, с одной стороны, упражнение достигло своей цели, появилось до­статочно материала для обсуждения (в том случае, если уп­ражнение направлено на получение информации в содержа­тельном плане), а, с другой стороны, большинство участни­ков группы, выражая готовность продолжать выполнение упражнения, согласны его закончить.

Характер обсуждения упражнения, вопросы тренера после его завершения будут зависеть от того, на что оно было направлено.

Общее правило может звучать так: чем в большей сте­пени упражнение ориентировано на получение содержа­тельной информации, тем больше времени стоит потратить на его обсуждение.

Если упражнение рассчитано прежде всего на изменение состояния группы как целого или каждого участника в от­дельности, то обсуждение может быть достаточно кратким, вопросы типа: «Как вы себя чувствуете?», «Какое у вас на­строение сейчас?» и т. д. Иногда можно ограничиться фик­сированием (повторением) прозвучавших односложных от­ветов «хорошо», «нормально», «бодрое»... В некоторых случаях тренер сам может проговорить то, что он видит, реальное состояние участников, например: «Все развесели­лись. Можно переходить к дальнейшей более серьезной ра­боте?», «Я вижу, что все улыбаются, по-видимому, настро­ение хорошее, можно продолжать работу» и т. п.

Характер вопроса также может меняться в зависимос­ти от того, как проходит упражнение. Тренер, осуществ­ляя диагностику в процессе выполнения упражнения, от­мечает, возникают ли у участников трудности (если да, то какой характер они носят), как изменяется состояние уча­стников, что им удается, что не получается. Эти наблюде­ния могут определить характер вопросов после завершения упражнения.

Описывая психогимнастические упражнения, вошедшие в данный сборник, мы во многих случаях предлагаем вари­анты обсуждения, вопросы, которые могут быть заданы.

Психогимнастические упражнения

Все упражнения, представленные в этом разделе, объе­динены в три подраздела:

1. Упражнения, которые преимущественно воздейству­ют на состояние группы как целого и/или на каждого ее участника в отдельности (назовем их упражнениями на создание работоспособности).

2. Упражнения, направленные преимущественно на со­держательную сторону работы (назовем их упражнениями содержательного плана).

3. Упражнения для получения личностной обратной связи.

Первый и второй подразделы имеют еще более дроб­ную структуру и классифицируют упражнения в соответ­ствии с конкретными целями психогимнастики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.232 (0.025 с.)