В. Упражнения на создание работоспособности в начале дня 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В. Упражнения на создание работоспособности в начале дня



В начале дня целесообразно проводить такие психогим­настические упражнения, которые позволяют участникам отвлечься от проблем, не относящихся к групповой работе, полностью переключиться на ситуацию «здесь и теперь», обратить внимание друг на друга, почувствовать группу, поздороваться. В результате проведения этих упражнений выравнивается эмоциональное состояние участников, со­здается благоприятная для работы атмосфера.

УПРАЖНЕНИЕ 11

Участники сидят по кругу.

«Начнем сегодняшний день так: встанем (тре­нер встает, побуждая к тому же всех участни­ков группы) и поздороваемся. Здороваться будем за руку с каждым, никого не пропуская. Не страш­но, если с кем-то вы поздороваетесь два раза. Главноеникого не пропустить».

После того как все поздоровались и снова встали в круг, тренер говорит: «Внимательно посмотрите друг на друга. Со всеми ли вы поздоровались?».

Если обнаружится, что кто-то кого-то пропустил, то надо предложить им поздороваться. Затем все садятся в круг, и тренер задает группе один из во­просов: «Как настроение?», «Как вы себя чувству­ете?», «Можем ли мы приступить к работе?».

В том случае, если диагностика, осуществляе­мая тренером, или высказывания участников груп­пы свидетельствуют о том, что кто-то из группы пока не готов приступить к работе, тренер может предложить еще одно упражнение или обратиться к этому или этим участникам с вопросом: «Что нужно сделать для того, чтобы ваше состояние из­менилось и вы могли бы приступить к занятиям?».

В некоторых случаях можно предложить уча­стникам группы самим оценить свое состояние, готовность к работе, по 10-балльной шкале: 10 баллов — я полностью включен в ситуацию «здесь и теперь», готов к работе, 1 балл — я совершенно не готов к работе. После того как каждый, в том числе и тренер, выскажет свою самооценку, он может обратиться к тем, чья оценка оказалась ниже остальных, с тем же вопросом.

УПРАЖНЕНИЕ 12

Участники группы образуют полукруг.

«Сейчас каждый по очереди будет выходить в центр, поворачиваться лицом к группе и здоро­ваться со всеми любым способом, не повторяя использованные ранее. Мы же вместе будем по­вторять каждое предложенное приветствие».

После завершения упражнения можно обра­титься к группе с вопросом: «Как вы себя чувст­вуете?», «Какое из приветствий вам особенно за­помнилось (понравилось) и почему?» Второй во­прос позволяет получить и обсудить информацию, которая может оказаться полезной в содержатель­ном плане, в частности при работе над проблемой установления контакта.

УПРАЖНЕНИЕ 13

Участники становятся в круг.

 «Сегодняшний день мы начнем с того, что поздороваемся друг с другом и сделаем это так: будем подходить друг к другу и здороваться. При этомкаждый из партнеров исполъзует свой способ при­ветствия, который должен быть невербальным. Со следующим партнером надо поздороваться тем способом, который использовал, здороваясь с вами, ваш предыдущий партнер. Если в какой-либо из пар „встретятся" два одинаковых приветст­вия, то следующих своих партнеров эти два че­ловека должны приветствовать новым способом».

Характер вопросов и возможные результаты этого упражнения аналогичны содержанию обсуж­дения и эффектам упражнения 9.

УПРАЖНЕНИЕ 14

Все участники садятся в круг.

 «Давайте начнем сегодняшний день с того, что выскажем друг другу пожелания на день, и сдела­ем это так. Первый участник встанет, подой­дет к любому, поздоровается с ним, и выскажет ему пожелание на сегодняшний день. Тот, к кому подошел первый участник, в свою очередь, подой­дет к следующему и так далее до тех пор, пока каждый из нас не получит пожелание на день».

При обсуждении выполнения упражнения мож­но пойти либо коротким путем, задав вопрос: «Как вы себя чувствуете?», либо более длинным, поста­вив вопрос: «Расскажите, что вы чувствовали, когда высказывали пожелание кому-то из нас и какие у вас были чувства, состояния, когда к вам обраща­лись с пожеланиями на день?». При обсуждении может быть выдвинута идея, важная в тренинге партнерского общения, сотрудничества, ведения деловых переговоров, о том, что дискомфорт воз­никает в том случае, когда обращение к человеку не способствует его потребностям, интересам.

Если во время выполнения упражнения тренер замечает, что многие участники группы испыты­вают трудности, то после завершения упражне­ния можно спросить группу именно о них. Вопрос может звучать так: «Какие у вас были трудности в ходе выполнения задания?». Такого рода вопрос выполняет двоякую функцию: с одной стороны, отвечая на него, человек получает возможность отреагировать негативные эмоции, снять напряжение, возникшее в ходе упражнения, с другой сторо­ны, ответы на этот вопрос позволяют осознать свой опыт и расширить его за счет мнений других уча­стников. Осознание своего опыта в данном слу­чае — это осознание тех барьеров, которые меша­ют людям быть более открытыми, искренними, лучше понимать и чувствовать других людей, их истинные потребности.

Модификация 1

 

Участники садятся в круг: у тренера в руках мяч.

«Начнем нашу работу с высказывания друг другу пожелания на сегодняшний день. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово. Вы бросаете мяч тому, кому хотите пожелать, и одновремен­но говорите это пожелание. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь, бросает его следующему, вы­сказывая ему пожелание на сегодняшний день. Бу­дем внимательно следить за тем, чтобы мяч по­бывал у всех и постараемся никого не пропустить».

Модификация 2

Участники садятся в круг. Видеоаппаратура под­готовлена к съемке.

«Начнем нашу работу с того, что каждый по очереди выскажет пожелание группе на сего­дняшний день».

Все пожелания записываются на видеопленку. Затем участникам предлагается сесть так, чтобы им было удобно смотреть видеозапись. Просмотр видеозаписи создает сильный позитивный эмоци­ональный фон в группе. Это связано со взаимной индукцией позитивных впечатлений от пожеланий, которые при просмотре воспринимаются особенно остро (каждый ждет своего появления на эк­ране и затем сравнивает себя с остальными).

УПРАЖНЕНИЕ 15

Участники группы садятся в круг.

«Начнем сегодняшний день так: бросая друг дру­гу мяч, будем называть имя того, кому бросаем. Тот, кто получит мяч, принимает любую позу, и все остальные вслед за ним воспроизводят эту позу. После этого тот, у кого находится мяч (и чью позу мы только что воспроизвели), бросает мяч следующему и так далее до тех пор, пока мяч не побывает у каждого из нас».

Упражнение позволяет участникам обратить внимание друг на друга, что создает чувство груп­пы, объединяет ее для дальнейшей работы.

Модификация 1:

Участники садятся по кругу.

«Начнем сегодняшний день так: бросая друг дру­гу мяч, будем называть вслух имя того, кому бро­саем. Тот, кто получает мяч, принимает такую позу, которая отражает его внутреннее состоя­ние, а все остальные, воспроизводя позу, стара­ются почувствовать, понять состояние этого человека».

В случае использования данной модификации после завершения упражнения можно задать во­прос группе: «Как вам кажется, какое состояние у каждого из нас?». После того как относительно каждого высказывается несколько гипотез, сле­дует обратиться к самому человеку с тем, чтобы он сам сказал, какое у него состояние.

Этот вариант упражнения хорошо использовать, если далее предполагается работа, связанная с по­ниманием состояния собеседника или своего состо­яния в общении, с вербализацией этого состояния.

Модификация 2

Участники стоят по кругу.

«Пусть каждый из нас по очереди сделает движе­ние, отражающее его внутреннее состояние, и бее мы будем повторять движение каждого 34 раза, стараясь при этом вчувствоваться в состояние другого человека».

Обсуждение и эффект этой модификации сход­ны с теми, что описаны в модификации 1.

УПРАЖНЕНИЕ 16

Участники стоят по кругу.

«Представим себе, что все мы — атомы. Атомы выглядят так (тренер показывает, согнув руки в локтях и прижав кисти к плечам). Атомы посто­янно двигаются и время от времени объединяют­ся в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное, оно будет определяться тем, какое число я назову. Мы все сейчас начнем быстро дви­гаться по этой комнате, и время от времени я буду говорить какое-то число, например 3. И тог­да атомы должны объединиться в молекулы по 3 атома в каждой. Молекулы выглядят так (тре­нер вместе с двумя участниками группы показыва­ет, как выглядит молекула: они стоят лицом друг к другу в кругу, касаясь друг друга предплечьями)».

Во время выполнения упражнения, в котором тренер участвует вместе с группой, он не называ­ет таких чисел, когда один участник группы мо­жет остаться вне молекулы, например 3 при об­щей (вместе с тренером) численности 10 человек. В конце упражнения тренер называет число, рав­ное количеству всех участвующих в упражнении.

Когда упражнение завершено и все заняли свои места, тренер может обратиться к группе с вопро­сом: «Как вы себя чувствуете?» или «Можем ли мы приступить к работе?» и т. д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.51.3 (0.008 с.)