Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Часть 1 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Часть 1



Нина Сергеевна Ежкова

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Часть 1

 

 

Нина Сергеевна Ежкова

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Часть 1

 

Введение

 

Эмоциональное развитие дошкольников – целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных ценностей. Целью настоящего пособия является обогащение эмоционального опыта детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста на уровне эмоциональной реактивности (кратковременных реакций на стимулы внешней среды) и эмоциональных состояний (относительно длительных проявлений).

Дошкольный возраст – благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок‑дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения. По данным психологов, опыт эмоционального отношения к миру, обретаемый в дошкольном возрасте, весьма прочен и принимает характер установки. Отсутствие должного внимания к этому вопросу в современных программных документах для дошкольных образовательных учреждений ведет к тому, что педагоги часто выпускают его из поля зрения своей профессиональной деятельности или решают фрагментарно, бессистемно.

Нельзя не отметить, что в последние годы увеличивается число детей с нарушениями психоэмоционального развития. К типичным симптомам этих нарушений у дошкольников относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность и т. д., что серьезно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром. Кроме того, на фоне таких нарушений легко возникают вторичные личностные отклонения, обуславливающие негативный характер способов поведения и общения, деформацию личностного роста детей в целом. Соответственно организованная педагогическая работа в этом направлении может не только обогатить эмоциональный опыт дошкольников, но и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии.

Осваивая социальную обусловленность эмоций, дети овладевают нормативными категориями, эталонами их проявления, что способствует начальному становлению эмоциональной культуры личности. Ребенок с развитыми эмоциями легче преодолевает эгоцентризм, лучше включается в учебно‑познавательные ситуации, успешнее самореализуется в деятельности.

Учебно‑методическое пособие состоит из двух частей.

Часть 1. Методический материал, который состоит из четырех разделов.

В первом разделе «Основные направления и методика эмоционального развития детей 3–6 лет» раскрывается динамика проектирования образовательного процесса по каждому направлению через последовательное освещение задач и педагогических средств в содержании эмоционального развития детей.

Во втором разделе «Эмоциональное развитие детей 3–4 лет» рассматриваются педагогические средства, направленные на побуждение малышей к эмоциональному реагированию, экспрессивным проявлениям, к восприятию основных эмоциональных состояний и их вербальному обозначению.

В третьем разделе «Эмоциональное развитие детей 4–5 лет» раскрываются педагогические средства, способствующие расширению опыта эмоционального реагирования, выразительности экспрессии, обогащению представлений о причинно‑следственных связях в эмоциональных проявлениях, дальнейшему пополнению словаря эмоциональной лексики.

В четвертом разделе «Эмоциональное развитие детей 5–6 лет» рассматриваются педагогические средства, направленные на становление индивидуально‑неповторимого, самобытного стиля эмоционального поведения детей, развитие у них способности к дифференцированию эмоций, проявлению эмпатии, оцениванию причинно‑следственных связей, дальнейшему освоению словесных обозначений эмоциональных проявлений, пониманию лексико‑семантической структуры данной группы слов.

В конце пособия представлены методические рекомендации для родителей, раскрываются приемы и средства обогащения эмоциональной сферы ребенка в условиях семьи.

Часть 2. Иллюстративный материал для работы с детьми представлен в виде серии картин, карточек, схематичных изображений различной модальности и т. п. Иллюстрации помогут образному восприятию детьми эмоций, дифференциации элементов экспрессии (мимика, жесты, позы), способствуют речевому развитию. Все иллюстрации пронумерованы. Ссылки на них даны в методической части пособия (часть 1).

Методические материалы, содержащиеся в пособии, могут использоваться в дошкольных образовательных учреждениях, в условиях семьи в качестве вариантов педагогически целесообразной организации досуга детей, а также в психологии с целью коррекции эмоционального развития детей дошкольного возраста.

 

Варианты схем для детей старшего дошкольного возраста

 

1. Одноперсонажные и многоперсонажные схемы, раскрывающие эмоциональные проявления в различных жизненных и сказочных контекстах. Например, охотник преследует волка (ситуация‑причина), у волка – состояние страха (следствие); дедушка с внуком работают в саду (ситуация‑причина), после работы у дедушки и внука – состояние усталости (следствие).

2. Схемы с вариативным проявлением эмоций. Например, появление клоуна на арене (ситуация‑причина), состояние детей (следствие): один ребенок удивляется, другой радуется, третий – в состоянии легкого испуга.

3. Схемы, в которых внешнее выражение и причина эмоций представлены в конфликтной форме, т. е. прямо не согласуются. Такие схемы оформляются по типу перевертышей (Что здесь не так? Может ли такое случиться?). Например, заяц скрывается в норе от лисы (ситуация‑причина), заяц злится, лиса радуется (следствие).

4. Схемы, предполагающие оценивание причинно‑следственных связей. Такие схемы содержат три элемента: эмоциогенная ситуация (причина) – эмоциональные проявления персонажей (следствие) – оценка ребенком эмоциональных проявлений персонажей через изображение своего варианта следствия. Например, дети наблюдают за упавшим с велосипеда мальчиком (ситуация‑причина) – дети смеются, мальчик удивлен (следствие) – пустой кружок, в котором дети изображают варианты адекватного разрешения данной ситуации.

5. Схемы, предполагающие проектирование эмоционального поведения. Такие схемы содержат два элемента: эмоциогенная ситуация (причина) – пустой кружок, в котором дети изображают варианты эмоционального проявления каждого персонажа. Например, появление большого грозного льва среди зверей (эмоциогенная ситуация, причина) – пустой кружок (следствие).

Роль педагога состоит в следующем:

• оформлять наглядный материал, например «Книгу настроений», когнитивные схемы эмоций и др.;

• использовать вариативный подход к анализу когнитивных схем эмоций:

– от следствия – собственно эмоции (например: «Что чувствует бабушка?») к причине («Почему»?);

– от причины – самой ситуации, внешних условий, стечения обстоятельств, повлиявших на состояние человека или сказочного персонажа, к эмоциональным проявлениям, т. е. к следствию;

• при соотнесении между собой различных элементов схемы побуждать детей оценивать эмоциональные состояния с позиции морального выбора, адекватности (неадекватности) эмоциональных проявлений, обсуждать способы изменения негативных переживаний персонажей. С этой целью можно рекомендовать следующие вопросы: «Как бы вы поступили, если бы находились рядом?», «Какие слова можно использовать в данном случае, чтобы изменить плохое настроение?», «Как вы считаете, нужна ли помощь в разрешении этой ситуации?», «Как помочь этому персонажу?», «Что бы вы посоветовали персонажам этой ситуации?» и др.;

• научить детей старшего дошкольного возраста проектировать эмоциональное поведение. В этом случае необходимо использовать схемы без заранее оформленного следствия (эмоционального состояния персонажа), т. е. схемы в виде пустого круга, предложив детям самим заполнить его;

• необходимо поддерживать самостоятельность и творческую активность детей в изображении различных настроений: «Мне грустно», «Что меня удивляет?», «Где живет страх и как его победить?» и т. д.

Повышение роли образного понимания эмоциональных состояний – это начальный этап развития эмпатии, одно из условий овладения словесными обозначениями эмоций, условие эмоционального благополучия в группе сверстников. Психологами установлено, что переход образного понимания эмоциональных проявлений на уровень осмысления невозможен без их точной вербализации, поэтому следующим направлением эмоционального развития является обогащение и активизация словаря эмоциональной лексики.

 

Ветерок

 

Игра организуется индивидуально или с подгруппой детей. Для ее проведения необходимо подготовить султанчик с разноцветными ленточками.

Педагог, держа в руке султанчик, произносит:

 

Ветерок, подуй сильней,

Развей ленточки скорей!

 

Вей, вей, ветерок!

Догони его, дружок!

 

Педагог затем начинает быстро передвигаться, размахивая султанчиком. Дети стараются поймать «ветерок».

 

Дождик

 

Игра организуется по аналогии с предыдущей. Для ее проведения необходимо вырезать из картона овал, напоминающий большую тучу. К «туче» прикрепляется «дождик» (прозрачные ленточки).

Педагог, держа в руке пособие, произносит:

 

Дождик, дождик – кап, кап, кап!

 

Ты не капай на ребят.

 

Тучку мы сейчас догоним

И тебя, дождик, прогоним!

Педагог затем начинает быстро двигаться, размахивая «тучей». Дети стараются поймать «дождик».

 

Чудесный мешочек

 

Игра организуется индивидуально или с подгруппой детей. Необходимо заранее подготовить мешочек с разными по качеству предметами‑игрушками (мягкими, шершавыми, холодными, гладкими и т. д.). В процессе проведения игры детям предлагается решить различные игровые задачи: «Найди себе друга», «Достань, что понравилось», «На что это похоже» и т. д.

 

Путешественники

 

Игра требует много места, поэтому ее лучше организовать в зале или на участке. Необходимо заранее подготовить емкости с водой и песком, невысокие валики, надувные матрасы.

Детям предлагается отправиться в путешествие.

 

Побежали по дороге,

Намочили в луже ноги.

 

Дети опускают ноги в тазик с водой.

 

Шли по узкой полосе,

Потоптались в песке.

 

Шагают по песку.

 

Прыгали по кочкам.

Вот так! Вот так!

 

Перепрыгивают через валики.

 

Перепрыгнули овраг,

Покружились мы вот так!

И устали,

И упали.

 

Кружатся и падают на надувные матрасы.

 

Маленькие и большие ножки

 

Игра организуется с подгруппой детей. Педагог, предлагая детям подвигаться, произносит:

 

Маленькие ножки

бежали по дорожке (3 раза).

 

Дети легко бегают.

 

Большие ноги

шли по дороге (3 раза).

 

Изображают «тяжелые» шаги.

При повторении игры можно менять темп выполнения движений, замедляя или ускоряя его. Темп задается при чтении текста.

 

Веселая снежинка

 

Игра организуется с подгруппой детей. В процессе ее проведения педагог дотрагивается кусочком ваты (или мягкой тканью, или перышком) до различных частей лица или тела детей.

 

Веселая пушинка

Летала, летала

И села деткам на носик!

 

Педагог дотрагивается ваткой до носа каждого ребенка.

 

Веселая пушинка

Летала, летала

И села деткам на щечки!

 

Дотрагивается ваткой до щеки каждого ребенка.

В процессе игры «пушинка» садится детям на ушко, лоб, ладошки, плечи и т. д.

 

Мошки

 

Игра организуется по аналогии с предыдущей. Педагог, изображая пальцами «мошку», при слове «Кусь!» слегка щиплет различные части лица или тела детей.

 

Плошки‑ложки,

Летали мошки.

Летали, кружились,

На носик садились.

Кусь!

 

Плошки‑ложки,

Летали мошки.

Летали, кружились,

На плечи садились.

Кусь!

 

Плошки‑ложки,

Летали мошки.

Летали, кружились,

На ладошки садились.

Кусь!

 

 

Едем к бабе, к деду

 

Педагог сажает ребенка на колени и, произнося текст русской народной потешки, имитирует езду на ладошке.

 

Еду, еду к бабе, к деду

На лошадке в красной шапке.

По ровной дорожке,

По ровной дорожке.

 

Педагог слегка подбрасывает ребенка вверх.

 

На одной ножке

В старом лапоточке.

По рытвинам, по кочкам,

По рытвинам, по кочкам.

 

Педагог подбрасывает ребенка немного повыше, придерживая руками.

 

Все прямо и прямо.

Потом по одной стороне,

По другой стороне.

 

Педагог наклоняет ребенка вправо, затем влево.

 

По одной стороне,

По другой стороне.

 

Движения повторяются (наклоны вправо и влево).

 

И вдруг – в ямку – бух!

 

Педагог раздвигает колени и, поддерживая ребенка, дает возможность пережить ощущение падения.

 

Солнечный зайчик

 

Игра организуется с подгруппой детей. Для ее проведения необходимо подготовить зеркальце. Передвигая его по стене, педагог обращает внимание детей на «гостя», который прибежал к ним в такой яркий солнечный день. Педагог направляет световое пятно на любую часть тела ребенка (кроме глаз), сообщая при этом, что «зайчик» хочет познакомиться с … (Называет имя ребенка). Предлагает погладить «солнечного зайчика». Таким образом «зайчик» знакомится со всеми детьми.

В заключение воспитатель предлагает догнать «зайчика» и произносит:

 

Зайчик, зайчик, не беги!

Зайчик, зайчик, подожди!

 

Мы тебя поймаем,

Нежно приласкаем.

 

 

Котенок

 

Игра проводится индивидуально с каждым ребенком. Для этого необходимо подготовить кусочки меха, наждачную бумагу, исписанный стержень от шариковой ручки (или тонкую палочку). Педагог сажает ребенка на колени, предлагает ему закрыть глаза и послушать рассказ.

Педагог.

Жил да был у девочки Кати маленький котенок. У этого котенка был маленький шершавый язычок.

Педагог проводит по ладони ребенка шершавой бумагой.

 

Были у него маленькие, но острые коготки.

Несколько раз дотрагивается концом стержня или палочки до ладони ребенка

 

А сам он был пушистый‑препушистый. Девочка очень любила своего котенка. Она часто брала его на колени, гладила по пушистой спинке.

Проводит по ладони мехом.

Педагог прижимает к себе ребенка и гладит его по спине.

 

Вот так! А котенок в это время ласково мурлыкал. Вот так!

Педагог имитирует мурлыканье, предлагает «промурлыкать» и ребенку.

 

А потом они играли: котенок бегал, а девочка его догоняла.

Педагог бегает за ребенком, а потом ловит его.

 

Пушинка

 

Игра организуется по аналогии с предыдущей. Педагог, читая текст, кусочком меха проводит по ладошке ребенка соответствующие линии.

Педагог. У Сони была серая пушистая крольчиха, ее звали Пушинка. Каждое утро Пушинка здоровалась с Соней. Делала она это так: сначала проведет своей лапкой по ладошке Сони прямую линию, потом волнистую, а затем зигзагообразную…

При повторении игры можно изменять темп выполнения движений, замедляя или ускоряя его.

 

Ребятам о зверятах

 

Игра проводится индивидуально с каждым ребенком. Педагог, посадив ребенка на колени, произносит стихи и одновременно выполняет действия.

 

Ладошка, ладошка,

Расскажи нам немножко

 

Педагог гладит ладонь ребенка.

 

О сороке‑белобоке,

О бычке – белом бочке,

О лисичке‑сестричке,

О зайчике‑побегайчике

И о мишке косолапом.

 

Загибает пятый палец ребенка. Загибает четвертый палец. Загибает третий палец. Загибает второй палец. Загибает первый палец.

 

Больше всех у мишки лапа.

Но не бойтесь его, дети!

Ходит он по всей планете,

Раздает всем шоколадки

И играет с детьми в прятки!

 

Просит ребенка широко расставить пальцы. Гладит ладонь ребенка.

В заключение педагог, взяв на себя роль «медведя», предлагает ребенку поиграть «В прятки». Найдя ребенка, «медведь» угощает его шоколадом.

 

Игры с водой

 

Такие игры проводятся индивидуально или с подгруппой детей, для чего необходимо заранее подготовить емкости с водой, игрушки, кораблики, пластмассовые шарики, лейки и т. п.

Начиная игру, педагог предлагает детям произвести различные игровые действия, например: пускать кораблики, купать игрушки, наполнять водой пластмассовые емкости или резиновые игрушки (груши) с последующим освобождением их от воды, погружать на дно пластмассовые шарики и игрушки. Можно предложить и такие варианты.

«Дождь идет»: дети, используя лейки, льют воду в тазики.

«Кто дольше удержит воду»: дети набирают в ладошки воду, стараясь как можно дольше ее удержать.

«Море волнуется»: дети руками изображают морские волны.

«Ручеек»: педагог поливая из лейки на ладони детей, предлагает им поймать водичку, приговаривая:

 

Наш веселый ручеек

Звонко песенку поет.

 

Побежал он по дорожке,

Прыгнул прямо на ладошки!

 

 

Гусь

 

Игра проводится индивидуально с каждым ребенком. Педагог произносит стихи и делает соответствующие движения, используя ладонь ребенка.

 

Где ладошка?

Тут, тут.

 

Педагог гладит ладонь ребенка.

 

На ладошке пруд?

Пруд.

 

Делает круговые движения по ладони ребенка.

 

Палец большой – это гусь молодой.

 

Сжимает большой палец ребенка.

 

Указательный – поймал,

 

Сжимает указательный палец.

 

Средний – гуся ощипал.

 

Сжимает средний палец.

 

Этот палец суп варил.

 

Сжимает безымянный палец.

 

Самый меньший печь топил.

 

Сжимает мизинец.

 

Полетел гусь в рот,

 

Трясет ладонь ребенка.

 

А оттуда – в живот… Вот!

 

Слегка поглаживает ребенка по животику.

 

Самолеты

 

Игра проводится индивидуально или с подгруппой детей. Под стихотворный текст дети имитируют полет самолета.

 

Захотели мы в полет.

Завели мы самолет.

 

Дети вращают руками перед грудью.

 

Заревел моторчик «У‑У‑У!»,

Мы помчались в высоту.

 

Расставив руки в стороны, дети движутся в разных направлениях.

 

В облаках мы закружились

И на землю приземлились.

 

Присаживаются.

 

Мыльные пузыри

 

Игра проводится индивидуально или с подгруппой детей. Читая стихи, педагог предлагает детям поймать мыльные пузыри.

 

Мыльные пузыри в воздухе кружат,

С нашими ребятками поиграть хотят.

Легкие, прозрачные эти пузыри,

Улететь хотят они, скорее их лови!

 

 

Прогулка

 

Игра проводится с подгруппой детей. Педагог читает стихи и предлагает детям изобразить характерные движения, позы, крики животных.

 

Дети по полю гуляли,

Петуха изображали.

Крыльями все помахали.

– Ку‑ка‑ре‑ку, –

закричали!

 

Дети имитируют движения петуха.

 

Превратились все

в цыплят,

– Пи‑пи‑пи, – говорят. –

 

Имитируют движения цыплят.

 

Прыгаем, как зайчики,

Веселые побегайчики!

 

Имитируют движения зайчиков.

 

Все запрыгнули на поезд,

Закричали: «Чух‑чух‑чух!

Поехали, поехали мы

в гости,

Ждет нас дома Винни –

Пух!»

 

Берутся за руки, имитируют паровоз.

 

Зайка беленький сидит

 

Игра проводится по аналогии с предыдущей. Педагог читает стихи и предлагает детям изобразить движения зайки.

 

Зайка беленький сидит,

Он ушами шевелит.

Вот так, вот так!

И ушами шевелит.

 

Дети покачивают головой.

 

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!

Надо лапочки погреть.

 

«Зайки» греют лапки: дети хлопают в ладоши.

 

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

 

Скок, скок, скок, скок!

Надо зайке поскакать.

 

Дети прыгают и движутся в разных направлениях.

 

Чей голос?

 

Игра проводится с подгруппой детей. Педагог, используя аудиосредства с записями мычания коровы, мяуканья кошки, пения петуха, ржания лошади и т. д., побуждает детей к имитации движений и голоса животных.

 

Вы послушайте скорей:

Кто кричит здесь из зверей?

А услышав, повторите

И зверей изобразите.

 

Солнечным весенним днем

Игра организуется на участке с подгруппой детей. Педагог предлагает детям подвигаться вокруг цветущей вишни и читает стихи:

 

Мы танцуем возле вишни (3 раза)

Солнечным весенним днем.

Так мы кружимся на месте (3 раза)

Солнечным весенним днем.

Так мы топаем ногами (3 раза)

Солнечным весенним днем.

Так мы хлопаем руками (3 раза)

Солнечным весенним днем.

А вот так мы моем руки (3 раза)

Солнечным весенним днем.

Так мы руки вытираем (3 раза)

Солнечным весенним днем.

И бежим скорее к маме!

 

 

О каком мышонке эти стихи?

 

Читая стихи, воспитатель просит детей выбрать среди лежащих на столе картинок (см. цв. ил. 5 во второй части пособия) то изображение, которое соответствует настроению мышонка.

 

1. Грустно серому мышонку

Оттого, что очень мал,

Что не мог кусочек сыра

Разделить напополам.

 

2. Ранним утром мышка‑мать

Вышла с сыном погулять.

Он смеется и хохочет,

Будто кто его щекочет.

 

3. Испугалась мышка кошку,

Забралась она в лукошко

И тихонько там сидит,

Не пищит, а лишь дрожит.

 

Н. Ежкова [2]

Важное место в работе с детьми следует отвести театрализованным инсценировкам, в частности настольному театру.

Осуществляя такую работу важно поддерживать эмоциональный настрой детей, чтобы они активно сопереживали, пытаясь помочь героям литературных произведений и т. п. В качестве примера можно предложить инсценировку сказки «Случай в лесу», для чего необходимо подготовить изображения двух зайчат (один – в состоянии печали: ушки опущены, слезы капают, а другой – в состоянии радости: уши подняты, улыбающийся рот, лапы широко расставлены – торопится домой) и ежика (в одной лапе он держит корзину, а другой указывает дорогу домой).

Необходимо также сделать декорации, изображающие лес.

 

Случай в лесу

 

Сидит зайка на лужайке,

Слезки капают из глаз.

Весь дрожит бедняга зайка,

Потерялся он сейчас.

Нету мамы рядом, папы,

Дождик мелкий моросит.

Как найти дорогу к дому?

У кого ему спросить?

 

Педагог ставит перед детьми изображение зайки в состоянии печали.

 

Ежик шел с лукошком

мимо

 

Появляется ежик.

 

И грибочки собирал.

И дорожку к дому зайки

Он ему и показал.

Засмеялся зайка сразу,

Ушки поднял, подскочил

И в припрыжку к своей

маме

По дорожке поспешил.

 

Педагог убирает первого зайчика, ставит второго.

 

При повторном разыгрывании инсценировки педагог может задавать вопросы, побуждающие детей называть эмоциональные состояния зайчика, высказывать отношение к зайчику и поступку ежика и т. д.

 

По аналогии с предыдущей предлагается провести и такие инсценировки, как «Лесная история», «На лесной полянке», «Приключения собачки Динки».

 

Лесная история

 

Жили‑были зайчики,

Маленькие мальчики.

Целый день они резвились.

В прятки играли,

В чехарду скакали.

 

Педагог расставляет на столе изображения двух‑трех зайчиков в состоянии радости.

 

Вдруг, откуда ни возьмись,

Серый волк явился.

На зайчишек серый волк

Страшно рассердился.

Он стучит зубами,

Топает ногами:

«Съем я вас, зайчатки,

Малые ребятки!»

 

Появляется изображение волка в состоянии злости.

 

Испугались зайчики,

Маленькие мальчики.

Хвостики поджали,

Ушки задрожали.

Убежали зайки в норки,

Спрятались они от волка,

Притаились и чуть дышат:

Волк уже их не услышит.

 

Педагог расставляет на столе изображения двух‑трех зайчиков в состоянии испуга, затем убирает их за декорацию.

 

Запечалились зайчата,

Лапки опустились,

Глазки грустные у них,

Слезы покатились.

 

Педагог расставляет изображения зайчат в состоянии печали.

 

Разозлился волк сильнее:

«Выходите поскорее,

Зайцы, съем я вас сейчас!»

 

Педагог ставит изображение волка в состоянии гнева.

 

Вот из леса в тот же час

Вышел мишка косолапый,

Переставляя еле лапы:

«Кто посмел меня будить,

Громким голосом вопить?

В лес, волчище, убирайся

И сюда не возвращайся!

 

«Появляется» разгневанный медведь

 

Зайцев больше не пугай,

Никогда не трогай.

И меня ты не буди,

Уходи, волк, уходи!»

Волк медведя испугался,

Хвост поджал и в лес

убрался.

 

«Появляется» волк в состоянии испуга и тут же исчезает.

 

«Выходите, зайчики,

Маленькие мальчики!

Волка я уже прогнал,

В дремучий лес он

убежал».

 

Педагог ставит изображение медведя в состоянии радости.

 

Вышли зайчики опять

И резвиться, и играть.

Ножками затопали,

Ладошками захлопали.

Вот как зайцы пляшут,

Хвостиками машут.

Радуются зайчики,

Маленькие мальчики.

 

Вновь «появляются» зайчики в состоянии радости.

 

На лесной полянке

 

На лесной полянке

Прыгают зайчишки,

Солнцу улыбаются

Серые трусишки.

 

Педагог расставляет изображения зайчиков в состоянии радости.

 

Испугались зайчики:

Волка увидали…

Ушки поприжали,

Лапками задрыгали,

Глазки больше стали.

 

Появляются изображения зайчиков в состоянии страха.

 

Набежали тучи,

Небо брови сдвинуло.

Зайцам на поляну

Дождя охапку кинуло.

Зайцы разозлились:

«Нам не веселиться…

Улетайте, тучи, убегайте

живо!»

 

Появляются изображения зайчиков в состоянии злости.

 

Пожалела зайчиков

Матушка‑природа,

Подарила зайчикам

Веселую погоду.

Выглянуло солнышко,

Зайцам улыбнулось.

Рады, рады зайчики –

Солнышко вернулось!

 

Появляются изображения зайчиков в состоянии радости.

 

Приключения собачки Динки

 

Собачка Динка в ясный

день

 

Педагог ставит собачку в состоянии спокойствия.

 

Отправилась гулять,

Чтоб на прохожих

поглядеть,

С друзьями поиграть.

 

Она увидела – летит

Воздушный шарик низко.

И быстро кинулась за ним,

Он был совсем с ней близко.

 

И, шар воздушный ухватив

За ниточку, она

Так долго любовалась им

И радостна была.

 

Педагог ставит собачку в состоянии радости.

 

Подул тут ветер‑озорник –

И в лапах шара нет…

Собаке грустно стало вмиг,

Глядит ему вослед.

 

Педагог ставит собачку в состоянии грусти.

 

И вдруг увидела в траве –

Ползет к ней странный

жук.

Так удивилась: –

Не встречала похожего вокруг!

 

Педагог ставит собачку в состоянии удивления.

 

А тут заметила кота

И бросилась вдогонку.

Загнав на дерево его,

Залаяла так громко.

 

Педагог ставит собачку в состоянии злости.

 

Стемнело тут

В лесу «заухал» филин грозно.

Собака спряталась под куст

И там сидела долго.

 

Педагог ставит собачку в состоянии страха.

 

Когда затихло все кругом,

Собака вылезти смогла.

Усталая вернулась в дом

И сразу спать легла.

 

Педагог ставит собачку в состоянии спокойствия.

 

Жил‑был цыпленок

 

Для проведения игры необходимо подготовить сюжетные рисунки (см. цв. ил. 6 во второй части пособия) четырех основных эпизодов рассказа (первый: радостный цыпленок возле мамы ест червяка; второй: цыпленок в состоянии испуга сидит под кустом; третий: грустный цыпленок, а рядом сидит улыбающаяся лягушка; четвертый: радостный цыпленок в объятиях мамы) и четыре карточки (две: цыпленок в состоянии радости; одна: цыпленок в состоянии испуга и еще одна: цыпленок в состоянии печали).

Педагог просит детей в процессе чтения им рассказа положить под сюжетные изображения основных эпизодов рассказа карточки, соответствующие эмоциональному состоянию цыпленка.

Педагог (читает). Жил‑был на свете цыпленок. Он был очень маленький и пушистый. У него была мама, которая любила его и кормила червяками. Цыпленок очень радовался этому. (Предлагает детям положить под первую сюжетную картинку карточку, отражающую настроение цыпленка.)

Но вот пришел большой кот. Он побежал за мамой‑курицей и прогнал ее со двора. Цыпленок очень испугался. Он спрятался под кустиком и тихо сидел не двигаясь. (Предлагает положить под вторую сюжетную картинку карточку, отражающую настроение цыпленка.)

Вдруг он увидел, как большой красивый петух взлетел на забор, вытянул шею и красиво пропел: «Ку‑ка‑ре‑ку!» Цыпленку очень понравился голос петуха. Он вытянул шею и запищал: «Пи‑пи‑пи!» Потом покачнулся и шлепнулся в лужу. В луже сидела лягушка и смеялась: «Ха‑ха‑ха! Далеко тебе до петуха». Цыпленку стало очень грустно, и он заплакал. (Просит детей положить под третью сюжетную картинку карточку, отражающую переживания цыпленка.)

Но тут к цыпленку подбежала мама. Она обняла, приласкала маленького цыпленка. И он засмеялся, затопал ножками.

Радость переполнила его сердце. (Просит детей положить соответствующую карточку под четвертую сюжетную картинку.)

 

Непослушный мышонок

 

Перед чтением рассказа необходимо подготовить серию рисунков: мышонок в состоянии радости, испуга, удивления, грусти, злости (см. цв. ил. 8 во второй части пособия). Чтение рассказа проводится по аналогии с предыдущим.

Педагог (читает). Жил‑был на свете мышонок, он был очень веселый и озорной. (Просит показать изображение веселого мышонка.) Однажды, когда мамы не было дома, мышонок решил выйти из норки погулять. Только он закрыл дверцу норки, как, откуда ни возьмись, появился большой рыжий кот. Мышонок очень испугался, весь задрожал… (Просит найти среди картинок изображение мышонка в состоянии испуга.) Он с разбегу прыгнул в банку с мукой и сидел там тихо‑тихо. Когда кот ушел, мышонок вылез из банки. Он стал белый‑белый. Посмотрел в лужицу и удивился: «Разве это я?» (Просит найти изображение такого мышонка.) Он стал думать: «Если я пойду домой, мама не узнает меня и прогонит, а если я останусь здесь, меня может схватить рыжий кот». Мышонок загрустил. (Предлагает детям показать грустного мышонка.) Мышонок пошел по улице, навстречу ему шел муравьишка. Мышонок рассказал ему о своем горе. Муравьишка успокоил мышонка, предложив вычистить шкурку щеткой. Мышонок взял щетку и принялся за дело. Вычистив мордочку и лапки, он стал чистить туловище. «Как же вычистить спинку?» – возмущался мышонок. Как он ни старался, ничего не получалось. Он очень разозлился. (Просит найти изображение злого мышонка.) Пришлось звать на помощь муравьишку. Наконец шкурка стала опять серенькой, гладкой и блестящей! Мышонок быстро побежал домой. Какая же радость охватила мышонка, когда он увидел свою маму! (Просит найти изображение радостного мышонка.)

Развивать представления об эмоциях и одновременно обогащать словарь эмоциональной лексики, можно и не используя текстовой материал. Дети учатся этому на занятиях по подбору карточек, отражающих эмоциональные состояния героев, на основании содержания сюжетных рисунков. Вот пример такой серии картинок «Про котенка», «Утенок на прогулке» (см. цв. ил. 9, 10 во второй части пособия).

 

 

Волшебные лужи

 

Игра проводится на участке с подгруппой детей. При ее подготовке необходимо на асфальте цветными мелками нарисовать разноцветные круги: синие, розовые, желтые и др. Перед детьми ставится игровая задача: бегать только по лужам одного цвета. Затем педагог называет цвет луж, например: «Бегаем по желтым лужам!»

Во избежание столкновений «лужи» не рекомендуется рисовать близко друг к другу.

 

Трудолюбивые гномики

 

Игра организуется в зимний период на участке с подгруппой детей. Для ее проведения необходимо подготовить цветные льдинки, которые раскладываются произвольно в разных направлениях. По сигналу педагог просит детей собрать льдинки определенного цвета: сначала розовые, затем голубые и т. д.

При повторении игры разноцветные льдинки можно разложить на возвышенности, напоминающей гору.

 

Карлики и великаны

 

Игра может организовываться индивидуально или с подгруппой детей. По сигналу педагога дети становятся то «карликами» (двигаются, согнув ноги в коленях), то «великанами» (двигаются, поднимаясь на мысок).

При повторении игры можно изменить темп движений.

 

Игры с водой

 

Такие игры могут организовываться индивидуально или с подгруппой детей. Для их проведения необходимо подготовить емкости с теплой и прохладной водой, заводные игрушки, кораблики, цветные пластмассовые шарики, лейки и т. п.

Педагог предлагает детям выполнить различные игровые действия, например:

• совершить «кругосветное путешествие» из северных морей в южные (дети пускают кораблики сначала в емкостях с прохладной водой, а затем в емкостях с теплой водой);

• изобразить водопады и фонтаны (дети льют воду на верхнюю часть многоярусной конструкции);

• провести соревнования с заводными игрушками («Чья игрушка дальше проплывет?»);

• выловить цветные шарики (по сигналу педагога дети вылавливают шарики определенного цвета).

 

Водичка и кораблик

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.115.120 (0.45 с.)