Развитие представлений об эмоциях и словаря эмоциональной лексики у детей 4–5 лет 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие представлений об эмоциях и словаря эмоциональной лексики у детей 4–5 лет



 

Основными педагогическими задачами по реализации этого направления эмоционального развития являются следующие:

1. Расширять представления об эмоциях, учить определять, дифференцировать эмоциональные состояния (радость, грусть, страх, удивление, злость и т. д.) по внешним признакам и замечать изменения (переходы) в настроении;

2. Раскрывать смысл и содержание таких форм поведения, как обиженное, удивленное, испуганное, заботливое, доброжелательное и т. п.; развивать эмоциональную идентификацию;

3. Продолжать обогащать «эмоциональный» словарь: учить обозначать словами различные эмоциональные состояния: удивленный, удивляться; страшный, страшно; злой, злиться; переживать горе, горевать; трусливый, обиженный, тоскливый, озорной и т. д.; учить пользоваться словосочетаниями, отражающими оттенки настроений: не очень злой, совсем не страшный, очень печальный и др.;

4. Учить подбирать похожие по смыслу слова – синонимы (радостный – веселый; грустный – печальный, тоскливый) и с их помощью более конкретно характеризовать эмоциональные состояния: злой (неприятный, грубый, сердитый); веселый (довольный, смеющийся) и т. д.;

5. Учить понимать и адекватно использовать обобщенные эмоциональные характеристики героев сказок: Маша‑растеряша, девочка‑привередница, добрый доктор Айболит и др.

В среднем дошкольном возрасте дети начинают воспринимать связи между ситуацией и эмоциональным проявлением, замечать изменения (переходы) в настроении, проявлять идентификацию.

Так, ребенок 4–5 лет может самостоятельно понять сюжет иллюстраций, рассказать об эмоциональных проявлениях героев (см. рис. 5).

 

Рис. 5. Как Петя играл с Тузиком в мяч

 

Впервые вводятся когнитивные схемы эмоций: «ситуация (причина) – эмоциональное проявление (следствие)». Вначале используются одноперсонажные схемы (медведь пытается достать мед из улья – убегает в испуге от пчел), затем двух‑и трехперсонажные (собака отбирает у щенка кость – радостная собака убегает, щенок плачет). В схемах фиксируются однозначные прямо согласующиеся связи между причиной и следствием. Знакомые детям эмоциональные состояния (радость, грусть, злость, страх) предлагается рассматривать в более широком контексте, используя ситуации не только из жизни сказочных персонажей, но и ситуации из собственной жизни.

На этом возрастном этапе дети начинают замещать словом чувственный образ ряда идентичных по эмоциональному проявлению героев (злые не только волки, но и медведи; радостные не только дети, но и птицы, звери, куклы и т. д.), их «эмоциональный» словарь пополняется все новыми словами, характеризующими то или иное эмоциональное состояние. Это достигается благодаря тому, что дети на занятиях знакомятся с произведениями художественной литературы, живописи, передают образы движениями и называют различные эмоциональные состояния, подбирают слова‑синонимы («Петушок печальный. А еще какой?»), изображают в рисунках разнохарактерных героев (добрый доктор Айболит, Дед Мороз, ежик, привереда‑девочка, мышонок, кукла и др.), слушают музыкальные отрывки, соответствующие настроению героя или группы персонажей. Визуально воспринимаемые переживания создают благоприятную основу для словесного обозначения эмоций, для их перевода в словесный план. Роль педагога состоит в следующем:

• оформлять наглядный материал – серии картин, когнитивные схемы эмоций и др.;

• побуждать детей называть основные характерные признаки того или иного эмоционального проявления, например: «Вы согласны, что этот петушок из сказки «Лиса, заяц и петух»?.. Почему вы так думаете?», «Каких героев стихотворения К. И. Чуковского «Краденое солнце» можно назвать злыми?.. Почему вы так решили?»;

• совместно с детьми рассматривать когнитивные схемы эмоций, начиная со следствия – эмоционального проявления к причине – содержанию ситуации, события, вызвавших данное эмоциональное проявление;

• подводить детей к пониманию того, что одна и та же эмоция может быть вызвана разными причинами;

• совместно с детьми оценивать ситуации, поступки с точки зрения их социально‑нравственной значимости: добрый, справедливый поступок приносит радость; злой, жестокий – должен получать заслуженное осуждение.

При решении этих задач необходимо прежде всего использовать «Золотой фонд» детской художественной литературы (А. Барто «Девочка‑ревушка», «Девочка чумазая»; К. Чуковский «Айболит», «Тараканище», «Федорино горе»; С. Маршак «Багаж», «Усатый‑полосатый»; Л. Воронкова «Маша‑растеряша»; русские народные сказки «Привередница» в обработке В. Даля, «Бычок – смоляной бочок», «Лиса и заяц», «Гуси‑лебеди», «Лисичка со скалочкой», «Лиса и козел» и др.). Важную роль на таких занятиях играют репродукции картин, диафильмы, видеофильмы, сюжетные картины, отражающие наиболее яркие переживания героев сказок и рассказов, а также разнохарактерные музыкальные произведения.

Используя иллюстративный материал, педагог предлагает детям давать обобщенную эмоциональную характеристику героя, а для этого вспомнить, какие переживания приходилось ему испытывать и охарактеризовать их (например: «Как называли доктора Айболита и почему?»), подбирая слова‑синонимы (например: «Заяц печальный, а еще какой?»).

На таких занятиях с детьми целесообразно использовать загадки, картинки (см. цв. ил. 11 во второй части пособия), содержащие обобщенные эмоциональные характеристики персонажей сказок и рассказов. Приведем примеры.

 

Привереда‑девочка

Братика искала.

Реченьку обидела,

Молочка не стало.

Наличное яблочко

С яблоньки не съела.

Пирожка ржаного

С печки не хотела.

Кто героиня этой сказки,

Отгадайте без подсказки?

 

(Девочка‑привередница.)

 

Девочка эта в сад собиралась,

Вещи свои отыскать попыталась.

Девочке трудно вещи искать,

Вечером все раскидала опять.

Кто эта девочка?

Кто растеряша?

Вы ее знаете?

Зовут ее …

 

(Маша).

 

Девочки и мальчики

Не играют с Таней.

Тронешь её пальчиком,

Сразу плакать станет.

Если, что привидится

Слёзы льёт рекою.

И никто не справится

С плаксою такою.

 

Ю. Корчагина

 

Расширяя границы содержательного диалога с детьми, педагог может использовать и другие виды творческой деятельности: изобразительное искусство (предложить детям нарисовать Машу‑растеряшу, доброго доктора Айболита и т. д.) и музыку (вместе с детьми подбирать музыкальное сопровождение к сказкам и т. д.).

Для развития умения словесно обозначать эмоции и замечать изменения в настроении лучше всего в первую очередь использовать сказки, рассказы, в которых изменения в эмоциональных состояниях можно проследить на одном персонаже (например, Л. Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду», Г. Цыферов «Жил на свете слоненок», В. Капнинский «Верное средство», В. Бирюков «Как заяц избаловался», У. Дисней «Приключения маленького щенка», В. Смит «Крокодилов смех» и др.).

Раскроем варианты такой работы на примере стихотворения «Приключение зайчонка». Для этого необходимо подготовить карточки, изображающие зайца в состоянии радости, печали, испуга. Читая текст, педагог предлагает детям разложить карточки в определенной последовательности в соответствии с изменением настроения зайчонка.

 

По лесной тропинке утром

Зайчик серенький скакал.

Он спешил к дружку

медведю,

Тот малину собирал.

 

Мишка добрый был хозяин

И зайчонка угостил,

Да еще корзинку ягод

Щедро гостю подарил.

 

Он открыл свою корзинку

И мышонку предложил: –

Съешь‑ка вкусную

малинку,

И прибудет новых сил.

 

Эта классная идея

Очень скоро помогла,

Положив конец печали,

Старт веселью подала.

 

Заяц рад был очень сильно,

Улыбнулся широко,

Он медведю благодарен

За душевное тепло.

 

Попрощавшись с мишкой вскоре,

Заяц дальше побежал,

И на узенькой тропинке

Он мышонка повстречал.

 

Всхлипы бедного мышонка

Сердце тронули зайчонка,

С ним он вместе загрустил

И заплакал, что есть сил.

 

Слезы капали уныло

Из печальных серых глаз.

Вдруг зайчонка озарила

Мысль отличная тот час.

 

Испугался заяц сильно,

И задал он стрекача,

Ну и вскоре оказался

У ближайшего леска.

 

Потеряв его из виду,

Оскорбленная оса

Поспешила удалиться

Во любимые места.

 

Позабыв о неудачах,

Взялись за руки друзья

И отплясывать так стали

Очень лихо гопака.

 

На прощание мышонок

Зайца поблагодарил,

И красивую ромашку

В лапки он ему вручил.

 

Путь зайчонка

продолжался

Через поле ржи, пшеницы,

Где кружились на просторе

Очень злющие сестрицы.

 

Разглядев во ржи зайчонка,

Очень резвая оса

Погналась за ним вдогонку,

Чтоб ужалить хитреца.

 

Зайцу – радость!

Зайцу – счастье.

Ему хочется скакать,

От того, что от напасти

Смог он быстро убежать.

 

Важное место в работе с детьми занимают когнитивные схемы эмоций – объединенные наборы признаков, по которым можно судить о проявлении той или иной эмоции:

 

Работа со схемами может проводиться как отдельное самостоятельное направление, а может включаться в другие формы работы с детьми, такие, как беседы, игры.

 

Вначале используются одноперсонажные схемы, затем двух‑и трехперсонажные. В схемах фиксируются однозначные, прямо согласующиеся связи между причиной и следствием.

 

ПРИМЕРЫ СХЕМ

 

Одноперсонажные схемы

Поросенок разорвал о ветку штаны. Поросенок плачет (см. цв. ил. 12 во второй части пособия). Мальчик нашел большой гриб. Мальчик радуется (см. цв. ил. 13 во второй части пособия). Медведь пытается достать мед из улья. Медведь убегает в испуге (см. цв. ил. 14).

 

Многоперсонажные схемы

Девочка подарила маме цветы. Девочка и мама радуются (см. цв. ил. 15 во второй части пособия).

Начинать анализировать схемы необходимо со следствия – эмоционального проявления. Так, показывая изображение героя, педагог спрашивает: «Какие чувства испытывает поросенок?» и т. д. Если ребенок затрудняется с ответом, можно задать наводящие вопросы: «Ему радостно или грустно? Посмотрите, в какой позе он сидит, какие у него глаза?» и т. д. При этом педагог следит за тем, чтобы дети не только правильно называли эмоциональное состояние, но и отмечали наиболее существенные его признаки: мимические, жестовые, пантомимические. Например: «Опустил глаза и плачет от горя», «Хлопает в ладоши от радости», «Присел от испуга», «Развел руками от удивления», «Сжал кулаки от злости» и т. д.

Можно предложить детям вспомнить персонажей знакомых литературных произведений, которые переживали подобные эмоциональные состояния, найти среди разложенных на столе картинок такие, какие подходят к данному эмоциональному состоянию.

Далее необходимо перейти к анализу причин, вызвавших то или иное эмоциональное проявление. Для этого педагог вместе с детьми анализирует содержание ситуации (первая часть когнитивной схемы эмоции), задавая примерно такие вопросы: «Какое событие привело поросенка к переживанию состояния печали? Что произошло с ним?» и т. д.

Желательно подвести детей к пониманию того, что одна и та же эмоция может быть вызвана разными причинами. Так, радостное состояние может возникнуть от появления клоуна, от ясной солнечной погоды, от купленной новой игрушки или мороженого, а печальное состояние могут вызвать испачканная одежда, болезнь, уход мамы на работу, моросящий дождь и т. д.

В процессе работы со схемами необходимо побуждать детей оценивать ситуации и поступки с точки зрения их нравственно‑социальной значимости: добрый справедливый поступок приносит радость; злой, жестокий поступок должен получать заслуженное осуждение, наказание. Вот примерно какие вопросы может задавать педагог в этом случае: «Справедливо ли, что медведь переживает испуг?», «Заслуженно ли злится лиса или нет?», «Хорошо ли, что петушок испытывает радость, или нет?» и т. д.

Детям можно предложить вспомнить, когда сказочные герои испытывают состояние печали незаслуженно, а также назвать случаи из жизни, когда хороший поступок вызывает состояние радости.

 

Помимо работы со схемами рекомендуется использовать игры и игровые упражнения. Назовем некоторые из них.

 

Игра‑беседа «Пиктограммы»

 

Игра‑беседа проводится с подгруппой детей. Педагог размещает на стенде заранее подготовленные материалы – вырезанные из журналов изображения лиц людей в разных эмоциональных состояниях. Педагог обращает внимание детей на то, что эти лица выражают разные эмоциональные состояния: спокойствие, радость, грусть, испуг, удивление, злость и т. д.

Рассматривая вместе с детьми каждое изображение, педагог отмечает, что настроение зависит от состояния здоровья, от сложившихся обстоятельств, иногда от погодных условий и т. д. Например, радость могут вызвать ясная, солнечная погода, встреча с другом, подарки, приход Деда Мороза и т. д. Далее педагог предлагает назвать события или жизненные ситуации, которые создают у детей настроение радости, удивления, печали и т. д., просит вспомнить эпизоды сказок, где описывается то или иное эмоциональное состояние.

Вместе с детьми педагог делит все изображения на подгруппы. Объединяющим началом служит общность эмоциональных состояний. В результате должно получиться шесть подгрупп. К каждой подгруппе педагог прикрепляет пиктограмму – символ, соответствующий тому или иному настроению, и обращает внимание детей на выражение глаз, положение губ, бровей, характерные для каждого эмоционального проявления (см. цв. ил. 16 во второй части пособия).

 

Пиктограммы

 

СОСТОЯНИЕ РАДОСТИ:

глаза блестящие, веселые,

губы растянуты в улыбке,

брови не подняты и не сдвинуты.

СОСТОЯНИЕ ГРУСТИ:

глаза тоскливые,

уголки губ печально опущены,

брови напряжены.

СОСТОЯНИЕ СТРАХА:

глаза испуганные, широко открыты,

рот открыт,

брови немножко сдвинуты.

СОСТОЯНИЕ ЗЛОСТИ:

глаза напряженные,

уголки губ опущены,

брови сильно сдвинуты.

СОСТОЯНИЕ УДИВЛЕНИЯ:

глаза широко открыты,

рот приоткрыт,

брови подняты вверх.

СОСТОЯНИЕ СПОКОЙСТВИЯ:

глаза, губы, брови в обычном положении,

выражение лица спокойное, ненапряженное.

 

В заключение педагог предлагает детям нарисовать в альбомах «Радуга настроений» колобка в состоянии радости, грусти, удивления, испуга.

 

Путаница

 

Игра проводится индивидуально или с подгруппой детей. Педагог заранее готовит большой лист плотной бумаги, на котором нарисованы люди, животные, различные предметы, явления природы и т. д. (см. цв. ил. 17 во второй части пособия). Педагог предлагает детям разобраться в том, кого (или чего) боятся щенок, мышь, птичка и т. д.; кто (или что) огорчает девочку; кто развеселил мальчика и т. д.

Дети соединяют изображения друг с другом линиями разных цветов. Далее педагог просит детей придумать варианты изменения негативных переживаний, например: «Как успокоить щенка?», «Как помочь девочке преодолеть печаль?» и т. д.

 

Узнай настроение

 

Игра проводится с подгруппой детей. Педагог заранее готовит несколько наборов пиктограмм пяти модальностей (радость, грусть, злость, удивление, страх) по количеству детей, участвующих в игре. Педагог просит детей внимательно слушать стихи и поднимать пиктограмму, соответствующую настроению того или иного персонажа.

 

1. Рыженькая белочка,

Веселая с утра:

Нашла орешков горсточку

У самого дупла.

 

2. Хмурый лев с утра невесел,

Низко голову повесил.

От занозы ноет лапа,

Опечален зверь лохматый.

 

3. Больше всех в лесу боится

Белка хищную куницу:

Хвост опустит, вся дрожит

И домой в дупло спешит.

 

4. Удивляется лиса:

«Чем же я не хороша?

Почему лесной народ

Меня царицей не зовет?»

 

5. Злой волчище бродит лесом,

Он совсем, совсем не весел.

Ищет волк голодный к ужину

Молодых зайчат с полдюжины.

 

 

Сказочные истории

 

Игра проводится по аналогии с предыдущей. Педагог предлагает детям внимательно слушать стихи и поднимать пиктограммы, соответствующие настроению героев. При повторном чтении можно предложить детям передать движениями то или иное эмоциональное состояние.

 

Про мышку

 

Мышка‑норушка по полю шла,

Мышка‑норушка зерно несла.

Глазки светились от счастья ее,

Ножки плясали кадриль у нее.

 

Мышка однажды на кухню пошла,

Сыра кусочек она там нашла.

Сыр она только в лапки взяла,

Вдруг от страха она замерла.

 

Хвостик поджала и слезки у глаз,

Ножки дрожали у мышки сейчас.

Страшный котище на мышку смотрел,

Мышку‑воровку поймать он хотел.

 

Сыр она крепко прижала к груди,

Кот ей сказал: «Сюда не ходи!»

Мышка‑норушка пирог испекла,

Мышка‑норушка гостей позвала.

 

Пирог был поставлен на праздничный стол,

И чистотой блестел ее пол.

Мышка сидела и долго ждала,

Гости не шли, и она поняла,

 

Что грустно ей будет сегодня одной,

Что песен не будет под круглой луной,

Не спляшет кадриль она вместе с ежом,

И не с кем ей чай попить с пирогом.

 

 

Зебра

 

Зебра в степи жила,

Злою она была:

Попусту со всеми ругалась,

Ни перед кем не извинялась.

 

Но однажды она испугалась:

Полосок на ней не осталось.

Зебра спохватилась вдруг,

На лице ее испуг.

 

Вся в тоске и в печали

Головой она качает.

Ведь теперь она – лошадь обычная

И совсем не симпатичная.

 

И вдруг она поняла,

Что злою часто была.

Не стала зебра ругаться,

А стала всем улыбаться.

 

А поутру она проснулась,

И полоски к ней вернулись.

 

Вместо стихотворений можно использовать серии сюжетных картинок, например «Про зайчонка Пуха» (см. цв. ил. 18 во второй части пособия)..

 

Путешествие в страну сказок

 

В процессе чтения стихов педагог рассматривает вместе с детьми картинки с изображением сказочных персонажей и просит детей назвать их эмоциональные состояния.

 

Мы сейчас, ребята, с вами

Путешествовать пойдем.

И, конечно же, мы с вами

Мимо сказок не пройдем:

В «Гуси‑лебеди» зайдем.

 

Педагог показывает картинку: Аленушка в состоянии испуга и гуси‑лебеди, уносящие братца Иванушку в лес дремучий.

 

Посмотрите вот девчонка,

А зовут ее Аленка.

Потеряла братца вдруг.

На лице ее… (испуг).

 

Дети называют состояние Аленушки.

 

Пойдем дальше с вами, дети,

Посмотреть, что есть на свете.

А на свете есть лягушка,

Все зовут ее «квакушка».

 

Когда она в царевну

превратилась,

Все гости и царевич…

(удивились).

Дальше мы пошли гулять,

Чтобы зайку повстречать.

 

Педагог показывает картинку, передающую всеобщее удивление, и просит детей назвать это состояние.

 

Из избушки лубяной

Прогнала лиса долой.

Вспоминая лисьи угрозы,

По тропе идет, льет… (слезы).

 

Педагог, показывая соответствующую картинку, просит детей назвать состояние зайки.

Трудится народ, смотри,

Тянет репку из земли.

Все на славу потрудились,

А потом… (развеселились).

Педагог показывает соответствующую картинку и просит детей назвать данное эмоциональное состояние.

 

Путешествию конец.

Кто угадал, тот молодец!

 

 

Лото

 

Игра проводится с подгруппой детей. Педагог заранее готовит несколько (четыре‑пять) больших карт, каждая из которых разделена на три‑пять квадратиков, а к ним – маленькие карточки. На больших картах и маленьких карточках изображаются люди, животные, сказочные персонажи в разных эмоциональных состояниях (например, разгневанный умывальник из сказки К. Чуковского «Мойдодыр», радостный петушок из сказки «Заюшкина избушка» и т. д.).

Играя с детьми в лото, педагог учит их подбирать соответствующие карточки к изображениям в квадратиках, предлагает назвать то или иное настроение, найти сходства и различия в эмоциональных проявлениях.

 

Игра‑беседа «Угадай настроение»

 

Игра проводится с подгруппой детей. Педагог заранее готовит набор картинок, на которых изображены герои знакомых детям сказок и рассказов в состоянии радости, испуга, удивления, печали, злости. Показывая то или иное изображение, педагог просит детей определить настроение персонажа, назвать причины, вызвавшие это переживание («Почему девочка заплакала?», «Почему зверям стало так весело?»).

Можно предложить подобрать синонимы, используя такие вопросы: «Как еще можно назвать состояние зайчика?», «Медведь был злой, а еще какой?» и т. д. Важно также обращать внимание детей на оттенки в передаче эмоциональной экспрессии («Медведь был очень злой или не очень?», «Царевна изображена очень веселой или нет?» и т. д.).

В заключение педагог предлагает детям поиграть в «живые загадки»: один ребенок изображает какого‑то героя сказки (рассказа), остальные же пытаются это отгадать.

 

Что не так?

 

Педагог просит детей внимательно прослушать стихи и найти ошибки в описании эмоционального состояния.

 

Однажды мальчик, съев обед,

Сел на свой велосипед.

Птички пели, дождь не капал,

А мальчик катался и горько плакал.

 

Кот Тишка как‑то в кладовку забрался,

Мышку увидел… Так испугался!

 

Наша Наташа спокойно играла.

Кулаки сжала, злобно глазами сверкала.

 

Саша поранил руку в лесу.

Друг засмеялся: «Стоит ему!»

 

В работе с детьми целесообразно также использовать «Книгу настроений». Для ее создания необходимо согнуть пополам пять‑шесть альбомных листов и скрепить их посередине. На четных страницах следует представить символы, соответствующие различным настроениям (пиктограммы), на нечетных – жизненные ситуации, эпизоды сказок, мультфильмов, предметы, явления, которые могут вызвать то или иное эмоциональное состояние.

 

«Книга настроений» (примерное содержание)

 

 

 

Работая с «Книгой настроений», желательно побуждать детей дополнять содержание нечетных страниц иллюстративным материалом – рисунками из их личного опыта. Для этого можно использовать следующие вопросы.

• Назовите, что (кто) доставляет вам радость?

• Что может привести вас в состояние печали (злости, испуга и т. д.)?

• Приходилось ли вам переживать состояние удивления? Какое событие вызвало у вас это состояние?…

• Что помогло вам преодолеть страх (печаль, злость)?

 

Другим практическим материалом может служить пособие в виде альбома, каждая страница которого имеет прорезь в виде квадрата (или овала). На последнем листе альбома прикрепляется диск с изображением пиктограмм (люди и животные в разных эмоциональных состояниях): радость, удивление, печаль, страх, злость. Диск оформляется таким образом, чтобы представленные на нем изображения хорошо просматривались в прорези. Рассматривая такой альбом, ребенок должен наделить героя той или иной страницы определенным выражением лица, соответствующим контексту зафиксированной в рисунке ситуации. Для этого ребенок вращает диск до тех пор, пока не покажется необходимое изображение. Альбом может быть посвящен различным, не связанным между собой событиям и ситуациям, а может раскрывать историю из жизни одного героя, например: «О том, как котенок искал друга» или «Путешествие цыпленка Петруши».

Дети хорошо чувствуют цвет, поэтому рекомендуется привлекать их и к выполнению заданий в альбомах «Радуга настроений», предполагающих развивать умение при передаче эмоций с помощью цвета. Вот примерные задания для детей средней группы.

1. Педагог, нарисовав лица девочек в состоянии радости и печали, просит детей цветными карандашами изобразить платье, бантики, туфельки, которые подходят каждой из них в этом состоянии.

2. Педагог, изобразив пиктограммы и несколько кружочков вокруг них, предлагает детям цветными карандашами нарисовать в кружочках предметы, события и т. д., которые могут создать то или иное настроение.

3. Изобразив эпизоды из сказок (веселые и печальные звери вокруг Айболита, гости на именинах у Сороки‑белобоки и т. д.), педагог предлагает детям раскрасить каждого персонажа в соответствии с его эмоциональным состоянием.

4. Педагог, нарисовав вагончики, из окон которых смотрят звери в разных эмоциональных состояниях, просит детей раскрасить каждый вагончик в соответствии с настроением пассажиров.

5. Педагог изображает тучки различной формы и просит детей их «оживить», наделив определенным «выражением лица», а затем цветными карандашами изобразить дождь, который роняет та или иная тучка.

6. Педагог предлагает детям рассмотреть рисунки, на которых изображены человечки в разных эмоциональных состояниях, а затем соединить линией определенного цвета всех веселых человечков, всех грустных и злых.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.218.184 (0.174 с.)