Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эмоциональное развитие детей 4–5 лет
Развитие эмоционального реагирования в среднем дошкольном возрасте
Основными задачами развития эмоционального реагирования на этом возрастном этапе являются следующие. 1. Расширять опыт эмоционального реагирования посредством введения широкого диапазона сенсорных стимулов, имеющих более тонкую нюансировку и разнообразные способы подачи. 2. Поощрять самостоятельность и инициативу детей в процессе взаимодействия с сенсорными стимулами.
Для реализации этих задач также рекомендуется проводить серию эмоционально‑сенсорных игр, однако на этом возрастном этапе несколько изменяется характер подачи сенсорной информации: увеличивается коэффициент сложности, расширяется вариативность сочетания сенсорных воздействий, их интенсивности, модальности, новизны. При подаче сенсорной информации в этих играх используются следующие приемы: • актуализация ощущений в движениях; • неожиданное изменение сенсорного воздействия; • попеременные или поочередные действия; • изоляция одного из анализаторов, например зрения или слуха; • простые импровизации. При подаче сенсорной информации любой локализации необходимо обеспечивать свободную открытую позицию детей, самостоятельность в регулировании потока информации. Так, по собственному желанию они могут повторить понравившееся сенсорное воздействие, изменить его интенсивность, например, ускорить темп движений или, наоборот, замедлить его, выйти из игры и т. п. Педагогу важно поддерживать спонтанную активность детей, их стремление к повтору сенсорного воздействия, переживания удовольствия в процессе ощущения. В среднем дошкольном возрасте вводятся также игры, в которых сенсорная информация подается по каналам вкусового и обонятельного анализаторов («Вкусно – невкусно», «Как много запахов вокруг» и др.). Рассмотрим некоторые эмоционально‑сенсорные игры.
Волшебные лужи
Игра проводится на участке с подгруппой детей. При ее подготовке необходимо на асфальте цветными мелками нарисовать разноцветные круги: синие, розовые, желтые и др. Перед детьми ставится игровая задача: бегать только по лужам одного цвета. Затем педагог называет цвет луж, например: «Бегаем по желтым лужам!»
Во избежание столкновений «лужи» не рекомендуется рисовать близко друг к другу.
Трудолюбивые гномики
Игра организуется в зимний период на участке с подгруппой детей. Для ее проведения необходимо подготовить цветные льдинки, которые раскладываются произвольно в разных направлениях. По сигналу педагог просит детей собрать льдинки определенного цвета: сначала розовые, затем голубые и т. д. При повторении игры разноцветные льдинки можно разложить на возвышенности, напоминающей гору.
Карлики и великаны
Игра может организовываться индивидуально или с подгруппой детей. По сигналу педагога дети становятся то «карликами» (двигаются, согнув ноги в коленях), то «великанами» (двигаются, поднимаясь на мысок). При повторении игры можно изменить темп движений.
Игры с водой
Такие игры могут организовываться индивидуально или с подгруппой детей. Для их проведения необходимо подготовить емкости с теплой и прохладной водой, заводные игрушки, кораблики, цветные пластмассовые шарики, лейки и т. п. Педагог предлагает детям выполнить различные игровые действия, например: • совершить «кругосветное путешествие» из северных морей в южные (дети пускают кораблики сначала в емкостях с прохладной водой, а затем в емкостях с теплой водой); • изобразить водопады и фонтаны (дети льют воду на верхнюю часть многоярусной конструкции); • провести соревнования с заводными игрушками («Чья игрушка дальше проплывет?»); • выловить цветные шарики (по сигналу педагога дети вылавливают шарики определенного цвета).
Водичка и кораблик
Игра может проводиться индивидуально или с подгруппой детей. Необходимо заранее подготовить пластмассовые кораблики. Педагог, читая стихи, побуждает детей осуществлять соответствующие действия.
Жила‑была в тазу большом Волшебная водичка. Хоть таз и был совсем простой, Она меняла лица.
Дети спокойно опускают руки в воду.
То вот прозрачною была, То вот уж голубая, Сине́е неба вдруг она – Красивая такая!
Педагог подкрашивает воду в слегка голубой цвет. Педагог окрашивает воду в синий цвет.
Однажды утром рано Пришел к водичке друг – Корабль, что в жарких странах Бывал не раз. И вдруг…
Педагог предлагает детям опустить в воду кораблики.
Налетели волны, Пена вдруг взвилась. Рев стоит моторный. Буря поднялась
Дети энергично перемещают руки в воде, волны.
И кораблик маленький В буре той плывет, И флажочек маленький, Над собой несет.
Но грозная буря утихла, Слышен лишь тихий прибой. Бирюзовая сказка возникла, И кораблик поплыл домой.
Педагог предлагает детям «причалить кораблики к берегу».
Кто в домике живет?
Игра может организовываться индивидуально или с подгруппой детей. Для ее проведения необходимо подготовить несколько картонных коробок с отверстиями, а в коробки положить предметы различного качества: жесткие, мягкие, гладкие, колючие (типа массажной щетки) и т. д. Расставив коробки на столе, педагог предлагает детям «посетить каждый домик». Дети, просовывая руку в отверстие, ощупывают предметы и с помощью мимики или телодвижений «рассказывают» о своих впечатлениях от «посещения» того или иного домика.
Вкусно – невкусно
Игра может проводиться индивидуально или с подгруппой детей. Педагог просит детей закрыть глаза и с помощью мимики выразить, вкусно или невкусно. Педагог дает попробовать кусочки различных овощей и фруктов: банана, лимона, яблока, моркови, картофеля, соленого огурца, редиса, свеклы и т. д. Дети определяют их на вкус.
Как много запахов вокруг!
Игра проводится по аналогии с предыдущей. Педагог просит детей закрыть глаза и с помощью мимики показать, приятный или неприятный запах они вдыхают. Так педагог предлагает понюхать духи, корочку апельсина, листочек душистой герани, кофе, дольку чеснока, мятную конфету, ванилин, подсолнечное масло и т. д. Дети определяют их по запаху.
Паровозик
Игра проводится с подгруппой детей. Педагог предлагает детям «построить паровозик». Дети, держась за плечи, выстраиваются друг за другом. Педагог просит детей внимательно слушать текст и двигаться, изменяя темп и направление. В заключении игры «паровозик» отправляется в депо. Педагог. Паровозик наш отправляется в путешествие. Внимание! Поехали!.. Медленно, медленно! Теперь немного быстрее!.. Поворот к окну, теперь прямо!.. Набираем скорость. Паровоз едет быстро!.. Повернули к двери, едем медленнее! Внимание! Остановка – в раздевалке… Отдохнули, поехали дальше! Набираем скорость, едем быстрее!.. Приближаемся к полке с игрушками… Внимание! Остановка!.. Снова поехали! Проезжаем через тоннель. (Дети проползают под дугами.) Набираем скорость, поворачиваем опять к окну!.. Все (хором).
Наш дружный паровоз Нас домой привез!
Гусеница на прогулке
Игра организуется в зале или на участке с подгруппой детей. Для ее проведения педагог заранее рисует мелом две прямые линии длиной 2–3 м на расстоянии друг от друга 3040 см, а затем 8‑10 кругов (40–50 см), две извилистые линии длиной 2–3 м на расстоянии друг от друга 40–50 см. Устанавливает также большое бревно или скамейку. Педагог предлагает детям «превратиться» в большую гусеницу. Для этого дети, держась за плечи, выстраиваются друг за другом. Педагог приглашает всех совершить занимательную прогулку.
Педагог (читает текст). Жила‑была гусеница, такая нарядная, яркая, с очень хорошим аппетитом. Рано утром решила гусеница пойти погулять, поискать свежих сочных листьев, и она поползла по дорожке. Дети передвигаются между прямыми линиями. «Ах! – воскликнула гусеница, – сколько камней на пути! Передвигаются между кругами. Надо их осторожно обойти». Далее дорога стала необычная, извилистая. «Идти по ней весьма забавно, но непривычно», – подумала гусеница и поползла вперед. Идут по извилистой дорожке. «Но что там такое впереди? Какой‑то бугорок, нужно его преодолеть», – сказала гусеница. Перешагивают через бревно. «А вот и лес. Как много здесь сочных листьев!» – воскликнула гусеница. Наевшись, она отправилась домой. Движутся в обратном направлении, преодолевая все препятствия.
Игра‑рассказ о том, что произошло на самом деле
Игра организуется индивидуально с каждым ребенком. Для ее проведения необходимо подготовить десять дощечек размером 30 х 20 см. С одной стороны дощечки пронумерованы, а с другой к ним приклеиваются следующие материалы: дощечка 1 – наждачная бумага; дощечка 2 – целлофан или фольга; дощечка 3 – воск, застывший в виде бугорков; дощечка 4 – натуральный мех; дощечка 5 – спички или мелкие палочки, наклеенные беспорядочно; дощечка 6 – бархат; дощечка 7 – намоченный искусственный мех; дощечка 8 – металл; дощечка 9 – жесткая мочалка; дощечка 10 – фланель. Читая рассказ, педагог проводит по ладошке ребенка материалами различного качества и просит назвать ощущения. Педагог. На одной из улиц большого города стоял высотный дом, построенный из крепкого, но очень шершавого материала. (Проводит по ладошке ребенка дощечкой 1.) В одной из квартир этого дома жила пожилая женщина. Окна ее квартиры выходили во двор. Они были гладкие, скользкие и прохладные. (Проводит по ладошке ребенка дощечкой 2.) Пошел дождь. Капли падали на стекло и стекали вниз. (Проводит по ладошке ребенка дощечкой 3.) Кошке не нравился дождь, она прыгнула на колени к хозяйке. Женщина погладила мягкую, пушистую кошку. (Проводит по ладошке ребенка дощечкой 4.) И вот дождик кончился. От дома по дорожке побежали ручейки, а по ним поплыли разные мелкие веточки, как кораблики. (Проводит по ладошке ребенка дощечкой 5.) Выглянуло солнышко, осветило весь двор. Женщина вышла на улицу и улыбнулась, увидев травку. Она была мягкая и бархатистая. (Проводит по ладошке ребенка дощечкой 6.)
Мимо нее пробежал пес, он был мокрый и взъерошенный. (Проводит по ладошке ребенка дощечкой 7.) Женщина дошла до перекрестка и остановилась. По дороге быстро мчались машины. Они были блестящие и чистые после дождя. (Проводит по ладошке ребенка дощечкой 8.) Когда на светофоре загорелся зеленый свет, женщина перешла дорогу. Купив в магазине продукты, она поспешила домой. Кошка ждала свою хозяйку, сидя на коврике. Он был жесткий и немного колючий. (Проводит по ладошке ребенка дощечкой 9.) Наступил вечер… Женщина погасила свет и легла спать. Одеяло было теплое и немного ворсистое. (Проводит по ладошке ребенка дощечкой 10.) Вот и конец нашей истории!
Подобные тексты педагог может создавать сам, используя во время их чтения материалы различного качества.
Поймаем бабочку
Игра может организовываться индивидуально или с подгруппой детей. Для ее проведения необходимо подготовить палочку, к концу которой прикреплена на резинке бабочка, сделанная из поролона или бумаги. Погружая детей в воображаемую ситуацию, педагог предлагает им изобразить лягушек, весело прыгающих по траве, поквакать и т. д. Затем просит поймать бабочку. Дети подпрыгивают, пытаясь ее схватить. В заключение можно предложить изобразить лягушек‑хвастушек.
Мы – зеленые лягушки! Мы – веселые квакушки!
Любим развлечения, Разные приключения.
Вот полянка перед нами С золотистыми цветами.
Их понюхаем, потом Поспешим скорей в свой дом.
Дети разбегаются, педагог пытается их поймать.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.72.224 (0.032 с.) |