Программа эмоционального развития детей 3–6 лет 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа эмоционального развития детей 3–6 лет



 

 

 

 

 

 

 

Эмоциональное развитие детей 3–4 лет

 

Развитие эмоционального реагирования в младшем дошкольном возрасте

 

Основными педагогическими задачами по реализации этого направления эмоционального развития являются следующие.

1. Побуждать детей к эмоциональному реагированию посредством целенаправленной подачи сенсорной информации по каналам зрительного, слухового, вестибулярного, обонятельного, осязательного и вкусового анализаторов.

2. В процессе взаимодействия с сенсорными стимулами, различными по модальности, интенсивности и продолжительности, поддерживать экспрессивные проявления малышей (мимические, жестикуляционные, речевые), используя слова одобрения, демонстрируя способы адекватного реагирования, создавая положительную эмоциогенную атмосферу и т. д.

Для реализации этих задач предлагается комплекс эмоционально‑сенсорных игр. На этом возрастном этапе вводятся сенсорные стимулы, побуждающие детей переживать привычные, наиболее знакомые им ощущения, к которым относятся осязательные и вестибулярные. Именно эти ощущения в онтогенетической последовательности выделяются в качестве первых. Так, проведение таких игр, как «Ветерок», «Дождик», «Путешественники» и т. д., позволяет наблюдать большое количество разнохарактерных эмоциональных реакций в процессе подпрыгивания, кружения, раскачивания (вестибулярные ощущения), а проведение таких игр, как «Пушинка», «Мошки», «Волшебный мешочек» и т. д., позволяет наблюдать большое количество разнохарактерных эмоциональных реакций в процессе поглаживающих, покалывающих, трясущих и других движений и действий (осязательные ощущения).

Сенсорную информацию в эмоционально‑сенсорных играх следует подавать ненавязчиво с помощью побуждающих, подражательных действий или путем изменения степени интенсивности и продолжительности действия сенсорного стимула, а также используя элементы сюрпризности и т. д. Примерами таких игр могут быть следующие.

 

Ветерок

 

Игра организуется индивидуально или с подгруппой детей. Для ее проведения необходимо подготовить султанчик с разноцветными ленточками.

Педагог, держа в руке султанчик, произносит:

 

Ветерок, подуй сильней,

Развей ленточки скорей!

 

Вей, вей, ветерок!

Догони его, дружок!

 

Педагог затем начинает быстро передвигаться, размахивая султанчиком. Дети стараются поймать «ветерок».

 

Дождик

 

Игра организуется по аналогии с предыдущей. Для ее проведения необходимо вырезать из картона овал, напоминающий большую тучу. К «туче» прикрепляется «дождик» (прозрачные ленточки).

Педагог, держа в руке пособие, произносит:

 

Дождик, дождик – кап, кап, кап!

 

Ты не капай на ребят.

 

Тучку мы сейчас догоним

И тебя, дождик, прогоним!

Педагог затем начинает быстро двигаться, размахивая «тучей». Дети стараются поймать «дождик».

 

Чудесный мешочек

 

Игра организуется индивидуально или с подгруппой детей. Необходимо заранее подготовить мешочек с разными по качеству предметами‑игрушками (мягкими, шершавыми, холодными, гладкими и т. д.). В процессе проведения игры детям предлагается решить различные игровые задачи: «Найди себе друга», «Достань, что понравилось», «На что это похоже» и т. д.

 

Путешественники

 

Игра требует много места, поэтому ее лучше организовать в зале или на участке. Необходимо заранее подготовить емкости с водой и песком, невысокие валики, надувные матрасы.

Детям предлагается отправиться в путешествие.

 

Побежали по дороге,

Намочили в луже ноги.

 

Дети опускают ноги в тазик с водой.

 

Шли по узкой полосе,

Потоптались в песке.

 

Шагают по песку.

 

Прыгали по кочкам.

Вот так! Вот так!

 

Перепрыгивают через валики.

 

Перепрыгнули овраг,

Покружились мы вот так!

И устали,

И упали.

 

Кружатся и падают на надувные матрасы.

 

Маленькие и большие ножки

 

Игра организуется с подгруппой детей. Педагог, предлагая детям подвигаться, произносит:

 

Маленькие ножки

бежали по дорожке (3 раза).

 

Дети легко бегают.

 

Большие ноги

шли по дороге (3 раза).

 

Изображают «тяжелые» шаги.

При повторении игры можно менять темп выполнения движений, замедляя или ускоряя его. Темп задается при чтении текста.

 

Веселая снежинка

 

Игра организуется с подгруппой детей. В процессе ее проведения педагог дотрагивается кусочком ваты (или мягкой тканью, или перышком) до различных частей лица или тела детей.

 

Веселая пушинка

Летала, летала

И села деткам на носик!

 

Педагог дотрагивается ваткой до носа каждого ребенка.

 

Веселая пушинка

Летала, летала

И села деткам на щечки!

 

Дотрагивается ваткой до щеки каждого ребенка.

В процессе игры «пушинка» садится детям на ушко, лоб, ладошки, плечи и т. д.

 

Мошки

 

Игра организуется по аналогии с предыдущей. Педагог, изображая пальцами «мошку», при слове «Кусь!» слегка щиплет различные части лица или тела детей.

 

Плошки‑ложки,

Летали мошки.

Летали, кружились,

На носик садились.

Кусь!

 

Плошки‑ложки,

Летали мошки.

Летали, кружились,

На плечи садились.

Кусь!

 

Плошки‑ложки,

Летали мошки.

Летали, кружились,

На ладошки садились.

Кусь!

 

 

Едем к бабе, к деду

 

Педагог сажает ребенка на колени и, произнося текст русской народной потешки, имитирует езду на ладошке.

 

Еду, еду к бабе, к деду

На лошадке в красной шапке.

По ровной дорожке,

По ровной дорожке.

 

Педагог слегка подбрасывает ребенка вверх.

 

На одной ножке

В старом лапоточке.

По рытвинам, по кочкам,

По рытвинам, по кочкам.

 

Педагог подбрасывает ребенка немного повыше, придерживая руками.

 

Все прямо и прямо.

Потом по одной стороне,

По другой стороне.

 

Педагог наклоняет ребенка вправо, затем влево.

 

По одной стороне,

По другой стороне.

 

Движения повторяются (наклоны вправо и влево).

 

И вдруг – в ямку – бух!

 

Педагог раздвигает колени и, поддерживая ребенка, дает возможность пережить ощущение падения.

 

Солнечный зайчик

 

Игра организуется с подгруппой детей. Для ее проведения необходимо подготовить зеркальце. Передвигая его по стене, педагог обращает внимание детей на «гостя», который прибежал к ним в такой яркий солнечный день. Педагог направляет световое пятно на любую часть тела ребенка (кроме глаз), сообщая при этом, что «зайчик» хочет познакомиться с … (Называет имя ребенка). Предлагает погладить «солнечного зайчика». Таким образом «зайчик» знакомится со всеми детьми.

В заключение воспитатель предлагает догнать «зайчика» и произносит:

 

Зайчик, зайчик, не беги!

Зайчик, зайчик, подожди!

 

Мы тебя поймаем,

Нежно приласкаем.

 

 

Котенок

 

Игра проводится индивидуально с каждым ребенком. Для этого необходимо подготовить кусочки меха, наждачную бумагу, исписанный стержень от шариковой ручки (или тонкую палочку). Педагог сажает ребенка на колени, предлагает ему закрыть глаза и послушать рассказ.

Педагог.

Жил да был у девочки Кати маленький котенок. У этого котенка был маленький шершавый язычок.

Педагог проводит по ладони ребенка шершавой бумагой.

 

Были у него маленькие, но острые коготки.

Несколько раз дотрагивается концом стержня или палочки до ладони ребенка

 

А сам он был пушистый‑препушистый. Девочка очень любила своего котенка. Она часто брала его на колени, гладила по пушистой спинке.

Проводит по ладони мехом.

Педагог прижимает к себе ребенка и гладит его по спине.

 

Вот так! А котенок в это время ласково мурлыкал. Вот так!

Педагог имитирует мурлыканье, предлагает «промурлыкать» и ребенку.

 

А потом они играли: котенок бегал, а девочка его догоняла.

Педагог бегает за ребенком, а потом ловит его.

 

Пушинка

 

Игра организуется по аналогии с предыдущей. Педагог, читая текст, кусочком меха проводит по ладошке ребенка соответствующие линии.

Педагог. У Сони была серая пушистая крольчиха, ее звали Пушинка. Каждое утро Пушинка здоровалась с Соней. Делала она это так: сначала проведет своей лапкой по ладошке Сони прямую линию, потом волнистую, а затем зигзагообразную…

При повторении игры можно изменять темп выполнения движений, замедляя или ускоряя его.

 

Ребятам о зверятах

 

Игра проводится индивидуально с каждым ребенком. Педагог, посадив ребенка на колени, произносит стихи и одновременно выполняет действия.

 

Ладошка, ладошка,

Расскажи нам немножко

 

Педагог гладит ладонь ребенка.

 

О сороке‑белобоке,

О бычке – белом бочке,

О лисичке‑сестричке,

О зайчике‑побегайчике

И о мишке косолапом.

 

Загибает пятый палец ребенка. Загибает четвертый палец. Загибает третий палец. Загибает второй палец. Загибает первый палец.

 

Больше всех у мишки лапа.

Но не бойтесь его, дети!

Ходит он по всей планете,

Раздает всем шоколадки

И играет с детьми в прятки!

 

Просит ребенка широко расставить пальцы. Гладит ладонь ребенка.

В заключение педагог, взяв на себя роль «медведя», предлагает ребенку поиграть «В прятки». Найдя ребенка, «медведь» угощает его шоколадом.

 

Игры с водой

 

Такие игры проводятся индивидуально или с подгруппой детей, для чего необходимо заранее подготовить емкости с водой, игрушки, кораблики, пластмассовые шарики, лейки и т. п.

Начиная игру, педагог предлагает детям произвести различные игровые действия, например: пускать кораблики, купать игрушки, наполнять водой пластмассовые емкости или резиновые игрушки (груши) с последующим освобождением их от воды, погружать на дно пластмассовые шарики и игрушки. Можно предложить и такие варианты.

«Дождь идет»: дети, используя лейки, льют воду в тазики.

«Кто дольше удержит воду»: дети набирают в ладошки воду, стараясь как можно дольше ее удержать.

«Море волнуется»: дети руками изображают морские волны.

«Ручеек»: педагог поливая из лейки на ладони детей, предлагает им поймать водичку, приговаривая:

 

Наш веселый ручеек

Звонко песенку поет.

 

Побежал он по дорожке,

Прыгнул прямо на ладошки!

 

 

Гусь

 

Игра проводится индивидуально с каждым ребенком. Педагог произносит стихи и делает соответствующие движения, используя ладонь ребенка.

 

Где ладошка?

Тут, тут.

 

Педагог гладит ладонь ребенка.

 

На ладошке пруд?

Пруд.

 

Делает круговые движения по ладони ребенка.

 

Палец большой – это гусь молодой.

 

Сжимает большой палец ребенка.

 

Указательный – поймал,

 

Сжимает указательный палец.

 

Средний – гуся ощипал.

 

Сжимает средний палец.

 

Этот палец суп варил.

 

Сжимает безымянный палец.

 

Самый меньший печь топил.

 

Сжимает мизинец.

 

Полетел гусь в рот,

 

Трясет ладонь ребенка.

 

А оттуда – в живот… Вот!

 

Слегка поглаживает ребенка по животику.

 

Самолеты

 

Игра проводится индивидуально или с подгруппой детей. Под стихотворный текст дети имитируют полет самолета.

 

Захотели мы в полет.

Завели мы самолет.

 

Дети вращают руками перед грудью.

 

Заревел моторчик «У‑У‑У!»,

Мы помчались в высоту.

 

Расставив руки в стороны, дети движутся в разных направлениях.

 

В облаках мы закружились

И на землю приземлились.

 

Присаживаются.

 

Мыльные пузыри

 

Игра проводится индивидуально или с подгруппой детей. Читая стихи, педагог предлагает детям поймать мыльные пузыри.

 

Мыльные пузыри в воздухе кружат,

С нашими ребятками поиграть хотят.

Легкие, прозрачные эти пузыри,

Улететь хотят они, скорее их лови!

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.0.25 (0.091 с.)