Глава II. Эмпирическое исследование доверительных отношений подростков в процессе посещения конного клуба 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава II. Эмпирическое исследование доверительных отношений подростков в процессе посещения конного клуба



Методика и процедура проведения исследования.

Целью нашего эмпирического исследования было описание особенностей доверия и доверительных отношений у подростков в процессе посещения конного клуба.

Объектом нашего исследования является личностно-смысловая сфера подростков.

Предметом – доверие и доверительные отношения у подростков в процессе посещения конного клуба.

Работа состояла из нескольких этапов:

1. Выбор методик исследования.

2. Формирование выборки испытуемых.

3. Проведение методик.

4. Обработка и анализ полученных результатов.

Методологическую основу нашего исследования составили: полуструктурированное интервью, рефлексивный опросник уровня доверия к себе (модификация опросника Т.П. Скрипкиной для школьников), а также методы наблюдения и анализа литературы.

Выборку нашего исследования составили 20 девочек 12-17 лет, регулярно посещающие занятия в конном клубе. Мы разделили всю выборку на две группы в зависимости от длительности посещения конного клуба. Первая группа из 10 девочек посещала занятия с лошадьми от полугода до полутора лет. Среди них: 1 девочка занималась полгода, 2 девочки – 7 месяцев, 6 девочек – 1 год и 1 девочка – полтора года. 6 девочек посещали индивидуальные занятия с тренером, 2 девочки – групповые, 2 девочки – как индивидуальные, так и групповые. Среди первой группы 3 девочкам было 12 лет, 3 девочкам – 13 лет, 2 девочкам – 14 лет, 1 девочке – 16 лет и еще 1 девочке – 17 лет.

Вторая группа, состоящая также из 10 девочек, посещала занятия от 3-х до 10 лет. Среди них: 1 девочка занималась 3 года, 3 девочки – 4 года, 5 девочек – 5 лет и 1 девочка – 10 лет. Из них 2 девочки посещали индивидуальные тренировки с тренером, 3 ходили на групповые занятия, 2 посещали индивидуальные и групповые, у 3 есть собственные лошади, на которых они занимаются в конном клубе. Во второй группе присутствует 1 девочка 12 лет, 4 – 14 лет, 3 – 16 лет и 2 – 17 лет.

В процессе интервьюирования некоторые испытуемые вели себя скованно, отвечали односложно и коротко, но большая часть девочек чувствовали себя расслабленно и охотно отвечали на вопросы. Мы отметили высокий уровень мотивации, заинтересованности самим исследованием и его результатами, «захваченность» своим увлечением, любовь к нему, большое желание поделиться своими историями, личным опытом и переживаниями. Это выражалось в высокой скорости речи, большой наполненности ответов эмоциональными реакциями (смех, радость, восторг). Также многие девочки, отвечая на вопросы, выдавали большой объем информации, в потоке увлеченного разговора могли уйти от главного вопроса. Можно предположить об искренности ответов, так как некоторые девочки делились своими личными переживаниями по поводу своих тяжелых жизненных обстоятельств (смерть близкого человека, любимого животного, сложности в семье и школе). Заполняя рефлексивный опросник уровня доверия к себе, у испытуемых не возникало никаких сложностей, все девочки без проблем и с нормальной скоростью вносили свои ответы.

Описание методик.

Интервью – один из самых часто используемых качественных методов в психологических исследованиях[32]. Существует несколько типов интервью, но в нашем исследовании мы использовали метод полуструктурированного интервью. В таком интервью испытуемому задается серия вопросов. Предварительно составляется план с порядком и перечнем обязательных вопросов, но сама последовательность их задавания может быть любая. Благодаря этому интервьюер имеет пространство для задавания уточняющих вопросов на важные, по его мнению, высказывания респондента, а само интервью приобретает более гибкий, свободный и дискуссионный характер. Интервьюеру следует придерживаться плана в общем виде.

В наше интервью мы включили следующие вопросы:

1. Как давно вы начали заниматься с лошадьми?

2. Расскажите, как вы первый раз пришли?

3. Расскажите были ли в вашем опыте занятий в конном клубе ситуации, связанные с неопределенностью и риском? Что это были за ситуации? (Как вы с ними справлялись? Что вам помогало?)

4. Как вы думаете, что в вашу жизнь внес опыт регулярного посещения конного клуба? (Изменилась ли ваша способность чувствовать самого себя, доверять себе?)

5. Что такое, по-вашему, доверие?

6. Есть ли в вашем окружении люди, с которыми вы состоите в доверительных отношениях? (Опишите свои отношения с членами вашей группы и тренером. Вы можете назвать их доверительными?)

7. Расскажите, что это за люди и почему вы считаете эти отношения доверительными?

8. Как вам кажется, вы доверяете самому себе?

9. Какие события в вашей жизни повлияли на формирование такого уровня доверия к себе?

Рефлексивный опросник уровня доверия к себе (модификация опросника Т.П. Скрипкиной для школьников).

Данный опросник представляет собой таблицу (рис.1). По вертикали представлены 11 жизнезначимых сфер для человека: учебная деятельность; интеллектуальная деятельность; решение бытовых проблем; взаимоотношения с друзьями; взаимоотношения с учениками младших классов; взаимоотношения с учителями; взаимоотношения с семьей; взаимоотношения с маленькими детьми; взаимоотношения с родителями; взаимоотношения с противоположным полом, умение нравиться; умение интересно провести досуг. По горизонтали представлены различные степени доверия себе: «полностью доверяю себе»; «скорее доверяю себе»; «доверяю себе частично»; «не доверяю себе частично», «скорее не доверяю себе»; «полностью не доверяю себе». Испытуемым предлагается оценить насколько они доверяют себе в каждой из перечисленных жизненных сфер. Фиксировались пол и возраст испытуемых.

 

 

Сферы жизнедеятельности Полностью доверяю себе Скорее доверяю себе Доверяю себе частично Не доверяю себе частично Скорее не доверяю себе Полностью не доверяю себе
1 В учебной деятельности            
2 В интеллектуальной деятельности            
3 В решении бытовых проблем            
4 В умении строить взаимоотношения с друзьями            
5 В умении строить взаимоотношения с учениками младших классов            
6 В умении строить взаимоотношения с учителями            
7 В умении строить взаимоотношения в семье            
8 В умении строить взаимоотношения с маленькими детьми            
9 В умении строить взаимоотношения с родителями            
10 В умении нравиться представителям противоположного пола            
11 В умении интересно провести досуг            

Рис. 1

В выбранном окошке таблицы испытуемые ставили «*», что означало соответствующий уровень доверия к себе.

Вспомогательным методом нашего исследования выступилонаблюдение.

Наблюдение – это метод сбора данных о естественно протекающем поведении.

Метод наблюдения является одним из основных в психологических исследованиях. Преимущественно наблюдение характеризуют как пассивный описательный метод[33].

В нашем случае речь идет о кратковременном (хронометрированном), включенном, открытом наблюдении. Предметом наблюдения выступило вербальное поведение (содержание, продолжительность, интенсивность речи и т.д.).

Еще одним дополнительным методом мы выбрали анализ литературы.

Обзор литературы по теме исследования – это обязательная часть любого научного исследования. Анализ имеющейся литературы помогает привести теоретическую базу исследования, дать оценку проработанности темы, обосновать выбор направления исследования и т.д.

Для реализации данного метода была изучена литература следующей тематики: психология доверия и доверительных отношений (история изучения, особенности, виды и т.д.); терапевтическое взаимоотношение с лошадью; возрастные особенности и характеристики подросткового возраста.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.61.142 (0.01 с.)