История изучения доверия и доверительных отношений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История изучения доверия и доверительных отношений



В психологии.

 

В этом параграфе мы рассмотрим актуальность исследования доверия, основные подходы к пониманию этого феномена, признаки и виды доверия, функции и факторы доверия, а также этапы формирования доверительных отношений, доверие к себе и его признаки.

Актуальность исследования проблем доверия обусловлено высокой степенью его значимости в регулировании жизни и деятельности как отдельной личности, так и группы в целом. Отметим, что проблема доверия обладает междисциплинарным характером. В современном научном пространстве специалисты разных отраслей науки проявляют все больший интерес к изучению доверия[6]. Разработкой проблем доверия занимались и продолжают заниматься представители различных научных областей, специалисты каждой из них задавались вопросом понимания сущности этого феномена, и определяли его по-разному. Мы рассмотрим главные подходы к пониманию феномена доверия, но перед этим обратимся к истории изучения доверия.

Исследовать такой феномен как доверие начали относительно недавно. Отечественные авторы только ближе к концу 1990-го года всерьез обратили внимание на проблему доверия. В это же время начали печататься труды, посвященные этой теме, а исследования доверия приобрели более научный характер и изучались в следующих науках: экономика, политология, психология и социология. Существует предположение, что такой спрос и интерес вокруг данной темы был вызван определенными политическими и экономическими потрясениями в истории нашей страны, происходившие в 90-е годы XX века. Критическая ситуация в стране стала причиной возникновения «дефицита доверия», феномена, который наблюдался в данный временной период практически во всех сферах жизни людей. Таким образом, наличие полных и точных знаний о формировании и особенностях доверия, а также умение прогнозировать и управлять им стали просто необходимы.

Важно отметить, что к проблеме доверия обращались еще за 20 лет до 90-х годов XX столетия. Это работа В.С. Сафронова, которая была написанная примерно во второй половине 1970-х в Институте психологии АН СССР, посвящена изучению доверительного общения. К огромному сожалению, это очень ценное и важное исследование осталось незамеченным и попросту «растворилось» в множестве других социально-психологических исследований, хотя по своему содержанию опередила свое время.

«Дефицит доверия» является социально-психологическим феноменом и проявляется в межличностных отношениях и взаимодействиях людей. Несмотря на свою психосоциальную природу феномен доверие обладает психологическим содержанием, его исследование без привлечения психологического знания и профессионалов данной научной области не представлялось бы возможным. За довольно небольшое количество времени образовалась некоторая группа специалистов, подаривших нам свои психологические исследования, посвященные проблеме доверия. Перечислим некоторых из них: А.Б. Купрейченко, Л.А. Журавлева, П.Н. Шихирева, В.П. Зинченко, В.П. Познякова, И.В. Антоненко, В.А. Сумарокова, Т.П. Скрипкина и т.д.

К пониманию доверия существует несколько подходов. Перечислим основные из них.

Один из наиболее известных подходов рассматривает доверие в рамках когнитивного процесса – это понимание человеком своей незащищенности по причине неизвестной для него мотивации и намерений людей, от которых человек в той или иной степени зависит (Д. Левис, С. Робинсон и А. Вейгерт).

Следующий подход к пониманию доверия принадлежит теории общественного и социального обмена. Здесь о доверии говорят как об итоге объединения сторон, который имеет основу в ожидаемом равноценном взаимообмене (Л. Мум и К. Кук, Л. Молм, Н. Такаши и Г. Петерсон и др.).

В терминах эпигенетического подхода Э. Эриксона доверие к миру — это базовая социальная установка личности, определяющая последующее развитие всех видов отношений человека к миру, к себе и к другим (В.П. Зинченко, Р. Левицки, Д. Мак-Алистер и Р. Бис, Т.П. Скрипкина и др.).

О доверии говорят как о первичном психологическом отношении между людьми (Б.Ф. Поршнев), как о метаотношении (И.В. Антоненко), как об общем ожидании от окружения соблюдения социальных норм и правил (Б. Барбер, Х. Гарфинкел, Н. Луманн и др.), как о механизме, который позволяет уменьшить риск и неопределенность в мире (Н. Луманн), как об оптимистическом ожидании в условиях уязвимости и зависимости от другого в ситуации совместной деятельности или обмена с целью облегчения взаимодействия, ведущего к обоюдной выгоде (Л. Хосмер), как о возможной форме личностной зависимости от другого человека (Б. Барбер, Д. Занд, Д. Гамбетта и др.) и т.д.

Еще один из множества подходов к пониманию доверия раскрывает упомянутый ранее этический аспект данного феномена. Здесь доверие трактуется следующим образом — это понятие, лежащее в сфере нравственности, которое выражает отношение между двумя личностями, строящееся на уверенности в добрых намерениях, правдивости, честности и открытости другой стороны (Б.А. Рутковский, Я. Янчев).

Исследователи А. Вейгерт и Д. Левис описывали доверие как «совершение рискованного действия на основе уверенного ожидания, что все, кто вовлечен в это действие, будут действовать компетентно и с сознанием долга»[7]. С. Робинсон предложил следующую трактовку доверия, рассматривая его как «...веру (убеждение) в вероятность того, что будущие действия другого будут выгодными, благоприятными и, по крайней мере, не наносят ущерба интересам другого» [8]. Определение доверия как уверенности в подтверждении ожиданий и доброжелательности другого можно найти в работах А. Ван де Вена и П. Ринга[9]. Т. Ямагиши рассматривает доверие как убежденность в том, что люди не будут эксплуатировать добрую волю других[10].

Мы перечислили множество подходов к пониманию доверия, но в нашем исследовании мы будем рассматривать доверие как особое отношение, переживание. Ближе всего к такому пониманию доверия подход Т.П. Скрипкиной, которая в свою очередь опиралась в своих работах на исследования М. Бубера. Она пишет: «... в основе доверия — специфическое состояние (или переживание), связанное с отношением, возникающим при взаимодействии (соприкосновении) субъекта и объекта...» [11].

Теперь мы можем перечислить основные признаки доверия: близость на уровне эмоций, обмен, социальная идентичность, договор, нравственные добродетели и т.д.

Виды доверия.

Существует значительное количество видов доверия, например, групповое и межгрупповое, формальное и неформальное, личностное и межличностное, персонифицированное и не персонифицированное и т.д. Также нам известно о специфичности понятия доверия: динамические, формальные и содержательные свойства доверия специфичны для каждой сферы жизни субъекта, видов его взаимоотношений с другими людьми, жизненного этапа и социальной ситуации, в которой он оказывается. Доверие может развиваться как внутри межличностного взаимодействия, так и вне его, способно возникать как стихийно, так и целенаправленно.

По мнению большинства исследователей, для возникновения доверия необходимы следующие обстоятельства:

1. Наличие значимой ситуации, характеризующейся неопределенностью или связанной с риском.

2. Оптимистическое ожидание субъекта относительно исхода события.

3. Уязвимость субъекта и зависимость его от поведения других участников взаимодействия.

4. Добровольность взаимодействия.

5. Отсутствие контроля[12].

Функции доверия.

Теперь перечислим функции доверия и недоверия:

Активизация коммуникации и взаимодействия; редукция сложных отношений к степени доверия/недоверия (снижение когнитивной сложности в состоянии неопределенности, облегчение принятия решения и выбора норм поведения); групповая идентификация и дифференциация; перцептивная функция; предсказательная функция; стабилизирующая функция; компенсаторная (в ситуациях напряжения) функция; комплементарная (по отношению к формальным правилам и нормам) функция[13].

По И.В. Антоненко существует 4 фактора формирования доверия. Первая группа факторов называется субъектной, они зависят от свойств субъекта доверия.

Вторая группа носит название объектной и, соответственно, определяется свойствами объекта доверия.

Третья группа факторов зависит от внешней среды — это длительные факторы, которые действуют постоянно.

И последняя группа факторов формирования доверия - ситуационная. Это те факторы, которые действуют только в конкретной ситуации доверия[14].

Поскольку для нас самый большой интерес представляют именно доверительные отношения, рассмотрим каким образом происходит их формирование. По мнению Е.П. Ильина этот процесс происходит в 4 этапа.

Все начинается с о бнаружения самой потребности в доверительном отношении к кому- или чему-либо. Часто происходит так, что ситуация, в которой человек оказывается требует от него тех знаний, опыта, времени и других ресурсов, которыми он не обладает. В связи с эти начинается 2 этап - поиск того, кто может стать объектом доверия, помочь в решении сложившейся проблемной ситуации. По-другому этот этап называют сбором информации. Затем идет этап выбора объекта доверия. Здесь большую роль играют качества той личности, которой будет оказано доверие. Также на быстроту и успешность прохождения этого этапа влияет доверчивость/недоверчивость. Заключительным этапом является непосредственное установление контакта с выбранным объектом доверия и принятием оказанного доверия [15].

Чтобы успешно выстраивать доверительные отношения с другими, у человека должен быть опыт доверия самому себе. «Доверие себе — это доверие своей интроспекции, своим ощущениям, восприятию, памяти, своим интерпретациям. Это вера, убежденность человека в своем собственном совершенстве, это безусловная вера в свои силы, собственную значимость, ценность, нужность. На эмоциональном уровне доверие самому себе переживается, как самопринятие, которое, создавая ощущение защищенности, раскрепощает человека, позволяет открыто выражать свои чувства и мысли, действовать и быть уверенным при этом в понимании, поддержке, прощении» [16].

Мы видим, что человек, который доверяет себе, воспринимает самого себя как ценность. Понять, что человек доверяет себе можно по следующим признакам. Такой человек самостоятельно ставит цели, высоко оценивает себя и свои возможн ости, чувствует себя способным достичь высокого результата, успешно адаптироваться к любой среде. Он уверен в своих ценностях и идеалах, знает свои границы и может их отстоять. В случае проигрыша он не занимается самобичеванием, а начинает поиск новых способов достижения цели. При этом он принимает себя и позитивно относится к самому себе.

Е.П. Ильин рисует идеальную картину счастливого человека без проблем. Из рассуждений в первом параграфе мы поняли, что сейчас очень мало людей, которые действительно доверяют себе и чья жизнь совпадает с так хорошо описанным примером из книги. Понимание этого в очередной раз подчеркивает проблему доверия и призывать к поиску способов «поднять» уровень доверия у людей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.70.157 (0.034 с.)