Терапевтическое взаимоотношение с лошадью в процессе занятий в конном клубе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Терапевтическое взаимоотношение с лошадью в процессе занятий в конном клубе.



История взаимоотношений человека и лошади начала складываться еще с древних времен. Лошадь была приручена примерно в IV тысячелетии до н.э. и с того момента стала для человека незаменимым и преданным домашним животным.

Лошадь с самого начала обладала особой эмоциональной связью с человеком. И значительную роль здесь сыграло то, что именно человек испытывал, общаясь с животным. И. Штраус в книге «Иппотерапия. Нейрофизиологическое лечение с применением верховой езды» подчеркивает, что уникальность взаимоотношений человека и лошади заключается в том, что удивительный контакт распространяется на тело, душу и сознание. Когда человек верхом на лошади, то животное как бы гармонизирует внутреннее состояние человека, выравнивает его, делает более спокойным и радостным.

В процессе коммуникации с лошадью человек приходит в состояние гармонии, у него растет уровень мотивации, он становится более радостным, спокойным, уходит возможный дискомфорт, повышается самооценка, уверенность в себе и в своих силах. В целом такие тесные взаимоотношения, имеющие длинную историю, положительно влияют на развитие личности, а также на качество жизни человека.

Известно, что, находясь верхом на лошади человек получает особую двигательную и сенсорную стимуляцию в виде упорядоченных колебаний, которые в огромном количестве каждую минуту воздействуют на тело всадника и целиком «включают» его. Взрослая лошадь, двигаясь шагом, за одну минуту сообщает всаднику около 110 разнонаправленных колебательных движений[28]. Взаимодействие с лошадью безусловно оказывает комплексное влияние на человека, но мы рассмотрим те составляющие этой совместной деятельности, которые имеют отношение к психологии, а именно, эмоциональную, социальную и мотивационно-волевую.

Чрезвычайно важной ролью обладает существование мотивационного элемента во время занятий с лошадьми. Во многом сам конный клуб, присутствие других учеников в группе и выполнение различных упражнений во время тренировки стимулируют рост мотивации. Ведь каждому подростку всегда хочется выделиться, оказаться лучше других, поэтому возникает интерес, сила воли, включается внимание, повышается сила восприятия и, как результат, появляется мотивация заниматься.

Известно, что у людей желание учиться появляется в комфортной для них среде, где они счастливы. Как раз при наличии такой среды, а также тесных взаимоотношений с тренером с лошадью, в конном клубе создается определенная безопасная среда, которая является важным условием для плодотворного обучения. В таком случае можно сказать, что подросток «…учится доверию, самостоятельности и инициативе» [29].

В процессе занятий с лошадьми у человека повышается самооценка, он начинает верить в собственные силы, становится более уверенным. Н. Волочкова описывает свои ощущения следующим образом: «Необычность такой высоты очень меняет взгляд на все окружающее. У меня это повысило самооценку и придало сил, что я уже могу управлять таким красавцем»; «Повышается самооценка, что дает возможность более уверенно чувствовать себя в обществе…» [30].

Представим несколько аргументов как лошадь может поспособствовать социализации подростков. Лошадь - живое, чувствующее существо и несмотря на то, что она не может разговаривать, у нее с человеком происходит общение на уровне движений, некоторый диалог. Хотя важную роль в занятиях верховой ездой играют двигательные импульсы, без личностных взаимоотношений с лошадью результат от занятий не будет столь плодотворным, каким мог бы быть. В некоторых случаях животное выполняет функцию незаменимого помощника, который, вступая в контакт с подростком, может помочь ему, в каком-то смысле, социализироваться, учиться адекватно себя вести и взаимодействовать с партнером.

Если говорить о эмоциональном компоненте взаимодействия с лошадью, то можно сказать, что это животное учит подростка быть чутким, внимательным и понимающим к ее настроению и желаниям. На тренировке подросток вынужден постоянно синхронизироваться с движениями лошади, подстраиваться под нее, менять свое положение. Лошадь становится средством, с помощью которого ученик учиться проявлять эмпатию и выражать заботу. Также можно отметить рост ответственности и самостоятельности.

Различные оттенки прикосновения к лошади могут помочь подростку научиться более точно выражать заботу. Известно, что температура тела лошади примерно на два градуса выше, чем у человека. От этого прикосновение становится приятнее и вызывает чувство удовлетворения и благополучия. Помимо тепла тела животного, сами ритмичные колебания, источником которых является лошадь, успокаивают и снижают уровень напряжения, тревоги. Два этих фактора приводят к тому, что сам процесс занятий с лошадьми приобретает особый благоприятный климат, благодаря которому, подростки успешнее справляются с различными трудными задачами и с удовольствием посещают конюшню и тренировки. Такая безопасная среда, несомненно, содействует развитию эмоциональной сферы подростка.

Для нас является очевидным то, что взаимодействие с лошадью может помочь человеку в получении опыта выстраивания доверительных отношений. Лошадь является принимающим другом, который не отвернется, не осудит. Другом, с которым не страшно. Она учит самовыражению, самоконтролю, доверию и принятию себя. Справляться с тревожностью, страхом и недоверчивостью учеников помогает нейтральность лошади. Таким образом, подросток «…обретает способность выражать свою индивидуальность, доверять и не чувствовать себя безнадежно одиноким…» [31].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.87 (0.005 с.)