Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общая характеристика подросткового возраста и особенности доверительных отношений на этом этапе.
Подростковый возраст – это период с 10 до 19 лет по определению Всемирной организации здравоохранения (младшие – с 10 до 14, старшие – с 15 до 19 лет). Этот возраст называют переходным, критическим, переломным, тем самым подчеркивая трудности личностного развития самих подростков в эти годы и трудности взрослых, взаимодействующих с ними. «Открытие» подросткового возраста принадлежит С. Холлу. Наиболее характерной чертой подростковости С. Холл называл противоречивость поведения. «С. Холл полагал, что подростковая стадия в развитии индивида соответствует эпохе романтизма в истории человечества и воспроизводит эпоху хаоса, когда природные устремления человека сталкиваются с требованиями социальной жизни» [17]. Рассмотрим физиологические изменения, свойственные подростковому возрасту. Начинается пубертат, заканчивается формирование наружных и внутренних половых органов. Сущностные изменения претерпевает эндокринная система. По-другому подростковый возраст называют "гормональным взрывом". Созревает кора больших полушарий, повышается интеллект и память. Улучшается координация движений, мышц. Благодаря зрелости лобных долей, подростку свойственно более осознанное поведение. К концу пубертатного периода уже полностью сформирован головной мозг. Начинает формироваться теоретическое мышление. Важно отметить, что в этом возрасте развитие происходит неравномерно. Человек "одной ногой все еще стоит в детстве, а другой уже во взрослости". Об это писал К. Левин: «подросток, вышедший из мира детей и не дошедший до мира взрослых, оказывается между социальными группами, «неприкаянным», что порождает особую подростковую субкультуру» [18]. Из-за такой неравномерности существует огромное количество индивидуальных вариантов развития, все подростки очень отличаются друг от друга. Закон неравномерности созревания проявляется и на физическом уровне. Изменяются пропорции тела: первой растет голова, кости рук, ступни, конечности, а только потом туловище. Скелет растет быстрее мышц, происходят перепады сосудистого и мышечного тонуса. Социальная ситуация, на первый взгляд, остается прежней: подросток продолжает жить в той же семье, ходит в ту же школу, он окружен теми же сверстниками, т.е. внешние обстоятельства жизни могут ничем не отличаться от условий жизни в предшествующий период. Однако, меняется внутренняя позиция подростка. Совершается поворот от направленности на мир к направленности на себя, формируются новые ценностные ориентации, подросток по-новому начинает относиться к себе, следовательно, меняются его отношения к семье, школе, сверстникам. Все это обусловливает новую социальную ситуацию развития. На центральную линию развития выходит формирование мышлен ия, а ведущей деятельностью является общение.
Ведущей деятельностью 11 — 15-летних (средний школьный возраст) Д.Б. Эльконин называет общение в системе общественно полезной деятельности, включающей такие ее коллективно выполняемые формы, как общественно-организационная, спортивная, художественная и трудовая. Внутри этой деятельности подростки овладевают способностью строить общение в зависимости от различных задач и требований жизни, способностью ориентироваться в личных особенностях и качествах других людей, способностью сознательно подчиняться нормам, принятым в коллективе[19]. Литическое новообразование подростковости - абстрактно логическое мышление, а критическое - самосознание. Основные новообразования это – открытие «Я», рефлексия, осознание своей индивидуальности, взрослости, чувство любви. Л.С. Выготский считает, что самая главная особенность подросткового возраста состоит в «...несовпадении трех точек созревания: половое созревание начинается и завершается раньше, чем наступает окончание общеорганического развития подростка, и раньше, чем подросток достигает окончательной ступени своего социально-культурного формирования» [20]. Далее он пишет, что такое разъединение трех линий развития означает «...распад той структуры основных процессов развития, которая сложилась в детском возрасте, расщепление прежде сложившегося единства, прежней организации, прежней системы процессов развития. Оно означает далее начало возникновения и образования нового соотношения сил, новой структуры процессов развития, достижение нового равновесия вместо утерянного... Этот период несомненно носит не эволюционный, а революционный характер»[21].
О том, как проходит фаза нормативного кризиса писал Эрик Эриксон. Развитие человека, по Эриксону, складывается из трех взаимосвязанных, хотя и автономных процессов: соматического развития, изучаемого биологией, развития сознательного «Я», изучаемого психологией, и социального развития, изучаемого общественными науками. Основной закон развития — «эпигенетический принцип», согласно которому на каждом новом этапе развития возникают новые явления и свойства, которых не было на предшествующих стадиях процесса. Переход к новой фазе развития протекает в форме «нормативного кризиса», который внешне напоминает патологические явления, но на самом деле выражает нормальные трудности роста. Переход в новую фазу развития возможен только на основе разрешения основного противоречия, свойственного предыдущей фазе. Если противоречие не разрешено, это неминуемо скажется позже[22]. К сожалению, по данным ФГБУ «Научный центр здоровья детей», примерно у 60 % подростков выявляются «предболезненные психические расстройства». Такие как игромания; церебрастения – быстрая утомляемость, проблемы с памятью, сосредоточенностью, головные боли и т.д. Далее рассмотрим 4 основные зоны развития в этом возрасте: пубертатная (9-11лет); когнитивная (11-16 лет); зона преобразования социализации (12-18 лет); зона становления идентичности (13- 20 лет). Благодаря работам Э. Шпрангера нам известны 3 типа развития в отрочестве: 1. Резкое, бурное, кризисное течение (отрочество как второе рождение, возникновения нового «Я»). 2. Плавный, медленный, постепенный рост (подросток приобщается к взрослой жизни постепенно). 3. Подросток сам активно и осознанно формирует и воспитывает себя, преодолевая силой воли внутренние тревоги и кризисы (высокий уровень самоконтроля)[23]. Доминанты подростка по Л.С. Выготскому: 1. Эгоцентрическая доминанта (интерес к собственной личности). 2. Доминанта дали (установка на обширные, большие масштабы). 3. Доминанта усилия (тяга к сопротивлению, преодолению). 4. Доминанта романтики (тяга к неизвестному, к риску). Ощущение, что «Я» - вечен. Общение со сверстниками крайне важно в этом возрасте. Происходит освоение общих моральных норм, на основе которых строятся социальные взаимоотношения. Ведь понять «кто ты» в группе сверстников проще. В компании сверстников у подростка происходит становление различных по степени близости отношений (товарищи, близкие знакомые, друзья). Дружба очень важна для подростка. И. Кон определяет ее, как «...отношение глубокое и интимное, предполагающее не только взаимопомощь, но и внутреннюю близость, откровенность, доверие, любовь» [24]. По мнению В. А. Сухомлинского у 13—14-летних подростков основой дружбы чаще всего становятся духовные интересы и потребности, в сравнении с увлечением каким-то определенным видом труда[25]. «Избавление от родительской опеки является универсальной психологической целью подросткового возраста» [26]. Это означает, что подросток отказывается выполнять требования родителей; сопротивляется их желанию ограничить его свободу и самостоятельность, не считаясь с его мнением; обретает обостренное чувство собственного достоинства и справедливости; требует равноправия со взрослыми.
Нельзя не сказать про идентификацию — это внутренняя структура влечений, привычек, верований и предыдущих идентификаций, мировоззрение, половая идентификация профессиональная ориентация. Рассмотрим статусы идентичности в отрочестве: 1. Реализованная идентичность (подростки, которые прошли кризисный период и начали профессиональную подготовку, имеют свое мировоззрение). 2. Мораторий (кризис, стремится проявить себя в идее, вопросы к жизни широки и противоречивы, высокий уровень тревожности, болезненные чувства по отношению к себе). 3. Диффузия (симптомы кризиса, малая озабоченность проблемой выбора, низкий уровень самостоятельности и самоконтроля, нет идеологии, половых моделей. Чувствуют себя никому не нужными, одинокими, не понятыми). 4. Предрешение (подросток все больше обособляет представление о себе от того впечатления, которое как он считает, имеют о нем другие). Подростковый возраст полон противоречий. Назовем некоторые из них. Первое противоречие связано с тем, что подросток идет в среднюю школу и встречается с новыми задач ами, но, используя привычные способы решения, ему не всегда удается справляться с ними успешно. Второе противоречие связано с привычной ролью в новых условиях. Следующее противоречие возникает между свободой творчества и рамками, которые ставит общество. Противоречие между тем, чего подросток хочет и может состоит в том, что мечты подростка сталкиваются с «суровой» реальностью. Еще одно противоречие состоит в том, что подросток хочет «все и сразу», но получив то, что он хочет, подросток не будет чувствовать радость. И последнее противоречие заключается в том, что у подростка присутствует очень высокая потребность в личностном, доверительном общени и. К сожалению, у молодого человека часто дефицит таких людей и не всегда подросток встречает значимого человека, который может поддержать, понять и принять его, в этот жизненный период[27]. Ресурсом для восполнения и коррекции доверительных отношений (а также доверия себе) могут выступать различные виды анималотерапии. Существует огромное множество животных, общение с которыми способно оказать плодотворное влияние на человека и сферу его доверительных отношений. В нашем исследовании таким животным выступила лошадь. Далее рассмотрим, что именно человек может получить, находясь во взаимодействии с лошадью.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.252 (0.011 с.) |